При подозрении в незаконной деятельности, уходе от налогов или отмывании средств банкиры могут отказать в проведении операции, списать большую комиссию или вовсе заблокировать счет компании. Такие указания им дали закон и Банк России. Ниже представлена подборка материалов, в которых описаны операции по счетам, вызывающие подозрения у банков.
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк
В связи с последними изменениями в законодательство и рекомендациями Росфинмониторинга, я решила написать чек-лист для юристов, бухгалтеров и так называемых «иных лиц» по 115-ФЗ.
«Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году».
Оплатить счет за видеозапись и начать смотреть вебинар.
К «иным лицам» 115-ФЗ (Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») относятся адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляет от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
Для аудиторов, агентов недвижимости, финансовых компаний, операторов связи и других субъектов, указанных в 115-ФЗ действуют другие нормативные требования.
Банк России выпустил методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма от 21.07.2017 г. № 18-МР. Какие операции клиента могут попасть в ранг сомнительных?
Напомним, что сейчас банки имеют право блокировать счет клиента в случае выявления признаков, установленных как Федеральным законом от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ), так и рекомендациями Росфинмониторинга и ЦБ РФ (Письмо Банка РФ от 31.12.2014 г. №236-Т).
Банкам предоставлено право отказать в выполнении распоряжений клиента в совершении операций по счету не только в случае непредставления документов, необходимых для фиксирования информации, но и в случае возникновения соответствующих подозрений относительно проводимой операции (п.11 ст.7 Закона №115-ФЗ).
Перечень сделок, подлежащих обязательному контролю со стороны банка, приведен в ст.6 Закона №115-ФЗ. Например, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма сделки равна или превышает 600 тыс.рублей (либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс.рублей, или превышает ее).
В рамках реализации Закона №115-ФЗ ЦБ РФ были выпущены очередные Рекомендации по контролю за сомнительными операциями клиента.
Данные Рекомендации содержат свод ориентиров, которые должны использовать банки при управлении риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
ЦБ определил критерии, по которым банки будут выявлять и предотвращать платежные операции, направленные на перевод средств в адрес нелегальных казино и других теневых структур. Регулятор предлагает отслеживать частоту таких операций, их количество, а также число и статус контрагентов
ЦБ опубликовал рекомендации для банков по борьбе с платежными инструментами — картами и электронными кошельками — используемыми незаконными онлайн-казино, финансовыми пирамидами, нелегальными форекс-дилерами и криптовалютными интернет-обменниками. В них названы критерии, по наличию двух из которых операции могут быть блокированы. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы Центробанка.
«Участники теневого бизнеса осуществляют прием платежей от граждан и обратные выплаты не со своих расчетных счетов, а с подконтрольных им банковских карт и электронных кошельков, зачастую оформленных на подставных физических лиц. По таким платежным инструментам не оплачиваются повседневные покупки, но проводятся необычные по частоте совершения и суммам операции», — отмечается в них.
Для обработки платежей нелегальный бизнес подключается к интернет-страницам кредитных организаций с услугами по переводу денег. ЦБ пояснил, что это приводит к рискам потери средств добросовестными гражданами и их вовлечению в мошеннические схемы, поэтому банкам рекомендуется выявлять подозрительные карты и кошельки, принимать и усиливать меры безопасности. Регулятор перечислил восемь признаков подозрительных операций. Если одновременно наблюдается два признака или более, банкам следует принимать «противолегализационные меры». По словам собеседников газеты, под такими мерами ЦБ подразумевает блокировку операций и (или) платежных инструментов.
Центробанк назвал критерии сомнительных операций:
Эксперты, опрошенные газетой, отмечают, что меры могут обеспечить желаемый эффект. «Поиск дропов, риски блокировки платежей, переход от автоматизированных платежей на набивку реквизитов руками. Это значительно ее усложнит», — сказала правозащитница Евгения Лазарева. Позиционируются эти рекомендации регулятора как борьба с нелегальными казино, но очевидно, что зацепит и другие сервисы, находящиеся в серой и черной зонах, добавил председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.
Но пострадать от инициативы могут и обычные граждане, причем не только мелкие предприниматели, которые не оформились, например, как самозанятые. «Как отличить торговца от именинника, которому несколько десятков его друзей скинули по 5000 рублей в качестве подарка?» — привел пример Достов. «А 30 транзакций в день могут быть совершены, к примеру, в школьном классе при сборе средств на подарок или экскурсию», — добавила Лазарева. Пользовательских сценариев очень много, отмечают эксперты, и невозможно ни уложить всех пользователей в ограниченные рамки, ни запретить все подряд. Процедуру «обеления» в случае ошибочной блокировки ЦБ никак не оговаривает, добавляют они.
О чем закон 115-ФЗ?
Часто этот закон называют антиотмывочным: согласно ему все банки обязаны выявлять подозрительные операции клиентов, чтобы пресекать возможную легализацию преступных доходов или финансирование чего‑то нелегального.
Банки проверяют все операции давно: закон действует с 2001 года. Вместе с тем ЦБ в 2021 году выпустил обязательные к исполнению банками документы о повышенном внимании к определенным финансовым операциям граждан. Поэтому говорить о контроле за операциями физических лиц стали больше и может сложиться впечатление, что банки начали контролировать финансовые операции граждан только недавно.
Действующая методика ориентирована на выявление расчетов с нелегальными онлайн-казино, финансовыми пирамидами, форекс-дилерами и криптовалютными обменниками.
Позиция ЦБ об использовании криптовалюты
Методические рекомендации ЦБ о контроле за отдельными операциями физлиц
На кого распространяется 115-ФЗ?
На всех, кто участвует в финансовых операциях, в том числе на банки и всех их клиентов: простых граждан, ИП и юридических лиц.
Что может делать банк по закону 115-ФЗ в отношении физических лиц?
Банк обязан проверять подозрительные операции и при необходимости запрашивать у клиентов разъяснения и подтверждающие документы по ним — это может вызывать разные последствия для физических лиц. На подозрительные операции и связанные с ними счета банк может накладывать ограничения, например:
Частичное ограничение операций означает, что клиент на время проверки может пользоваться ими в пределах лимитов, установленных банком. Например, банк может разрешить снимать в банкоматах не более 20 000 ₽ наличными или совершать покупки не более чем на 50 000 ₽.
Полное ограничение операций означает, что банк устанавливает нулевой лимит по таким операциям и клиент не сможет воспользоваться ими до успешной проверки их легальности. Банк редко полностью ограничивает операции на время проверки. Как правило, если ограничения на время проверки и накладываются, то возможность делать покупки или снимать наличные остается в определенных лимитах.
После успешной проверки банк снимает все ограничения.
Какие операции физических лиц могут вызывать вопросы у банка по закону 115-ФЗ?
Банк не заинтересован в ограничениях операций по счетам клиентов, поэтому реагирует, только если на то есть серьезные основания. Все операции проходят проверку по определенным критериям — их утверждает ЦБ. Так, банк могут заинтересовать операции:
Как правило, обыкновенные бытовые операции, например перевод денег друзьям, или любые другие легальные операции подозрений не вызывают.
Что такое проверка по 115-ФЗ для физлиц? На каком основании она проводится?
Это изучение документов и пояснений клиента по вызвавшим вопросы операциям. По закону банк обязан проверять подозрительные операции клиентов: для этого он запрашивает у клиента разъясняющие документы, чтобы изучить их и убедиться в легальности действий. Юристы банка исследуют их в течение двух дней и завершат проверку. Если все в порядке, вопросы и ограничения, если они были наложены, будут сняты.
Если клиент не предоставит документы, банк не сможет по требованию закона 115-ФЗ проверить операции, поэтому будет вынужден ограничить возможности использования счета.
Проводимый нами добровольный аудит по ПОД/ФТ организаций и
предпринимателей, а также проверочные мероприятия со стороны
надзорных органов нередко демонстрируют достаточно распространенное
нарушение у субъектов 115-ФЗ: отсутствие составленных внутренних
сообщений по информации, направляемой в Росфинмониторинг, либо их
формальное составление без учета установленных требований.
Напомним, что организации и предприниматели, направляющие в
Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения (ФЭС) о
подозрительных операциях и об операциях обязательного контроля,
обязаны документально фиксировать направляемую информацию, в т.ч.
путем составления внутренних сообщений.
Порядок
документального фиксирования информации, входящий в состав ПВК по
ПОД/ФТ, должен предусматривать составление сотрудниками субъектов
115-ФЗ, выявившими операцию (сделку), подлежащую контролю,
внутреннего сообщения – документа, содержащего установленные
нормативными актами (Постановление Правительства от 30.06.2012 №667,
Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П) сведения об операции.
Составленное внутреннее сообщение передается на рассмотрение
ответственному сотруднику. По результатам рассмотрения внутреннего
сообщения руководителем организации, предпринимателем либо
уполномоченным им лицом может быть принято, к примеру, одно из
следующих решений:
– о
признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному
контролю в соответствии со статьей 6 или 7.5 Федерального закона
№115-ФЗ;
– о
признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной
операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на
легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или
финансирование терроризма;
– о
необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной
операции (сделки) клиента;
– о
представлении информации об операциях, подлежащих обязательному
контролю, подозрительных операциях в Росфинмониторинг.
Форма
внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи
ответственному лицу определяются организацией и предпринимателем
самостоятельно и отражаются в порядке документального фиксирования
информации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Обычно форма внутреннего сообщения
имеет табличный вид и включается в состав ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в
качестве одного из приложений.
Для
внутренних сообщений, составленным по операциям обязательного
контроля, действуют следующие несложные правила:
– на каждое сданное ФЭС в Росфинмониторинг в организации должно быть
составлено внутреннее сообщение;
– количество внутренних сообщений не должно быть меньше количества
ФЭС об операциях обязательного контроля.
Огромную
роль внутреннее сообщение играет в работе по выявлению
подозрительных операций, т.к. именно в нем субъекты 115-ФЗ должны
фиксировать свои мотивированные обоснования о признании операции
подозрительной и направлении сведений о ней в Росфинмониторинг.
К
сожалению, зачастую обоснование такого решения субъектами 115-ФЗ во
внутренних сообщениях подробно не фиксируется, а мотивы, которыми
они руководствовались при признании операции подозрительной, не
раскрываются, что говорит о формальном подходе к работе с
подозрительными сделками.
Нередко,
организация или предприниматель, усмотрев в операции клиента
критерий выявления или признак необычной сделки, установленный
Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П или приказом
Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103, торопится тут же сообщить
об этом в Росфинмониторинг, не проводя должных проверок операции и
не учитывая то, что установленные критерии – это индикаторы для
дополнительных проверок клиента и операции, но не повод для
автоматического признания сделки необычной.
Напомним, что при выявлении соответствия операции одному или
нескольким критериям необычной операции организация или
предприниматель должны незамедлительно составить внутреннее
сообщение, провести проверку клиента и его операции и принять
мотивированное решение в отношении операции, включая решение о
направлении или ненаправлении информации в Росфинмониторинг.
Так,
например, осуществляя проверку операции клиента, субъекты 115-ФЗ
могут запросить у клиента пояснения в отношении операции,
организовать с ним встречу, запросить документы для проверки,
изучить источники происхождения средств или имущества клиента,
провести комплексные углубленные проверки и иные мероприятия,
закрепленные в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Если клиент шел на контакт,
предоставил все необходимые сведения, документы и пояснения, в
результате чего у организации или предпринимателя не осталось
сомнений в законности операции клиента, ими может быть принято
решение о признании операции обоснованной и не вызывающей
подозрения.
И
наоборот, если клиент не предоставил внятных объяснений по операции,
уклонился от контактов и пояснений, субъектом 115-ФЗ может быть
принято решение о признании выявленной необычной операции
подозрительной операцией, осуществление которой может быть
направлено на легализацию преступных доходов или финансирование
терроризма, и о представлении информации о такой подозрительной
операции в Росфинмониторинг. Мотивируя свое решение во внутреннем
сообщении организации и предприниматели должны перечислить
мероприятия, проведенные в рамках изучения операции, перечислить
полученные документы и информацию, привести свои доводы в отношении
операции и т.п.
Внутреннее сообщение – это внутренний документ организации или
предпринимателя, отправлять его в Росфинмониторинг или надзорные
органы в инициативном порядке не нужно, однако этот документ часто
запрашивается на проверке надзорными органами.
Отсутствие внутренних сообщений и формальное отношений к ним – почти
всегда говорит о нарушениях в работе организации и предпринимателя,
а в отдельных случаях может свидетельствовать о возможных рисках
вовлечения субъекта 115-ФЗ в отмывание преступных доходов или
финансирование терроризма.
Пример
внутреннего сообщения в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ организаций и
предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу и Пробирной Палате
Пример
внутреннего сообщения в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ организаций,
поднадзорных Банку России
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ
“Вестник финансового мониторинга”, канд. истор. наук, юрист
Павел Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт
обязательна!
Ознакомьтесь нашими
многочисленными статьями
по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам
финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному»
законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
–
любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по
ПОД/ФТ);
–
обучение и инструктаж по финмониторингу;
–
аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
–
электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
–
помощь на проверках;
–
и многое другое.
Мы в социальных сетях:
Если кратко, то чеклист состоит из трех пунктов:
Шаг первый. Регистрация в Личном кабинете.
Возможно два варианта регистрации личного кабинета: с использованием электронной подписи и без наличия таковой. В первом случае порядок достаточно простой: заполняется информация на организацию, подписывается электронным ключом и далее отправляется заявка.
Если у вас отсутствует электронная подпись, то нужно заполнить на сайте заявку, подписать, поставить печать и отправить Почтой России по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1.
Основные обязанности перечислены в статье 7.1 115-ФЗ, но нужно помнить про другие нормативные акты:
Постановление Правительства № 667 “Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”;
Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 “Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок”;
Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 “Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма”;
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 “Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;
а также инструкции и разъяснения Росфинмониторинга.
Шаг второй. Соблюдение требований 115-ФЗ, внутренние документы для внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
При формальном соблюдении требований законодательства при написании ПВК штрафа не будет, но могут написать замечание в акте проверки. В правила обязательно включаются все программы, указанные в Постановлении № 667: идентификации, изучение клиента, выявление операций и другие.
2. Назначение специального должностного лица (СДЛ) (ответственного сотрудника).
Ответственным сотрудником может быть любое физическое лицо, соответствующее требованиям:
Лицо, планирующее осуществлять функции ответственного сотрудника, обязано пройти целевой инструктаж единожды до начала осуществления функций. Целевой инструктаж проходят один раз в жизни. По итогам обучения выдается документ (акт, свидетельство, иной) подтверждающий участие СДЛа в мероприятии.
Повышение уровня знаний (инструктаж) проводится не реже одного раза в три года.
Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.
Идентификация – мероприятия по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов и (или) копий документов, и (или) с подтверждением из государственных информационных систем (например, ЕСИА).
Таковыми сведениями являются (перечислены лишь некоторые из них!):
Также необходимо обеспечить хранение сообщений, анкет, заявлений и иных документов в срок не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
Если есть такие основания, то ответственный сотрудник обязан составить сообщение (форма сообщения устанавливается в правилах, образец есть в приложении к этой статье).
Выявление и блокирование операций.
Операции могут быть следующих видов:
При наличии признаков операций, подлежащих обязательному контролю общество (ИП) обязано уведомить об этом Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции (сделки).
При наличии указанных критериев, Ответственный сотрудник выносит решение о необходимости отправки сообщения в Росфинмониторинг. При положительном вердикте сделку называют подозрительной.
При наличии подозрений (признаков необычной сделки) в легализации, общество (ИП) обязано уведомить об этом Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки). После уведомления
Информация о подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС). Подготовка, корректировка, отправка ФЭС происходит через Личный кабинет при помощи электронной подписи. При невозможности отправки, возможно направление сообщения Почтой России.
При выявлении операций не стоит забывать про запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых вами мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию)/приостановлению/отказе в выполнении распоряжения клиента.
1. Добровольное сотрудничество – оценка активности в личном кабинете. Это может быть заполнение анкет «Проверь свой риск», опросных листов и иных, ознакомление с типологиями и иной информацией в личном кабинете Росфинмониторинга и другие.
Я рекомендую проверять кабинет ежедневно или раз в два дня максимум. Информация по новым перечням и типологиям в обязательном порядке приходит к вам на почту, но появление тестов, писем нужно контролировать самостоятельно.
2. Организация внутреннего контроля – оценка работы Ответственного сотрудника и самой системы в целом. В этом «лепестке» оценивается например отправка отчетов СДЛа или своевременное прикрепление правил.
3. Представление сообщений – оценка направленных сообщений без нарушений. Это сформированные ФЭС о необычных (подозрительных операций), операций обязательно контроля, сообщения о рисках.
Применение мер не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности перед вашими клиентами. 115-ФЗ является негласно приоритетным законом в данном случае.
4. Работа с перечнем – оценка работы с Перечнем экстремистов (террористов). Регулярное скачивание и просмотр перечней и решений, которые отправляет Росфинмониторинг. Чаще всего перечень выходит раз в неделю по четвергам, но бывают и исключения.
Также нужно скачивать решения комиссии о замороженных (периодичность не установлена), Перечень лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения (публикуют раз в год).
5. Устранение нарушений – оценка работы о Общества (ИП) с нарушениями, которые выявлял Росфинмониторинг.
6. Самообучение – оценка прохождения тестов в разделе “Обучение” (срок не установлен, но он должен быть разумным).
При проверке соответствия каждого из секторов присваивается итоговый уровень риска (низкий-зеленый, средний-желтый, высокий-красный).
Чем больше зеленых секторов с низким уровнем риска, тем меньше шансов на выездную проверку Росфинмониторинга.
Несоответствие указанным выше требованиям квалифицируется статьей 15.27 КоАП, подробнее на вопросе ответственности, я остановлюсь в следующей статье.
Подозрительные операции с НДС, из-за которых могут заблокировать счет
Центробанк направил банкам согласованные с ФНС РФ признаки подозрительных операций с НДС.
По мнению чиновников, это схема транзакций, при которой преобладающая часть средств зачисляется на банковский счет клиента с выделением НДС, а списывается им в пользу контрагентов без данного налога.
По мнению налоговиков, такие операции зачастую совершаются клиентами в целях либо полного ухода от уплаты НДС, либо его намеренного занижения путем получения вычета и возмещения по налогу.
Критичное соотношение зачисления и списания НДС
В связи с этим банкам рекомендовано еженедельно анализировать транзакции клиентов на предмет выявления подобных операций.
Введен числовой ориентир: доля НДС, подлежащая уплате в бюджет, в случае 100-процентного списания денег со счета без учета НДС (поступивших в аналогичном объеме на счет с учетом налога), должна составлять не менее 20 или 10 процентов дебетового оборота (в зависимости от ставки НДС, которая применяется к соответствующим операциям по реализации).
На начальном этапе применения данных рекомендаций предлагается уделять повышенное внимание операциям по счетам, когда зачисления с НДС составляют более 70 процентов, а доля списаний с НДС — менее 30 процентов в общем объеме.
В дальнейшем при анализе платежей банк может изменить это соотношение с учетом оценки риска клиента, масштаба и характера его деятельности.
Самые рискованные виды денежных переводов
Отмечено также, что видами переводов с превалирующим списанием со счета без НДС, предположительной целью которых может быть создание условий для неуплаты в дальнейшем налогов в бюджет, являются:
Самые рискованные отрасли экономики
Выбраны следующие отрасли экономики, где описанная схема может применяться наиболее часто:
Последствия выявления подозрительных операций
При выявлении в операциях клиентов признаков отсутствия платежей по НДС в бюджет либо занижения сумм этих платежей банкам рекомендуется:
В случае непредставления запрошенных документов либо сомнений в их достоверности, а также если у клиента в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности сведений о нем, рекомендуется отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по счету (когда такое право предусмотрено в договоре банка с клиентом).
«Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»Утверждены Банком России 16.02.2018 № 5-МР
Перечень подозрительных операций
Обозначим существенные факторы, которые могут вызвать подозрения у банка в неблагонадежности клиента.
Со счета клиента не производятся выплаты заработной платы работникам компании, а также связанные с ними перечисления НДФЛ и страховым взносам.
Кроме того, если производимые платежи компании не соответствуют среднесписочной численности сотрудников и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы), то такая операция также подпадает под критерий сомнительной.
Сам же критерий признака, свидетельствующего о том, что по счету компании уплата налогов или других обязательных платежей не осуществляется (либо осуществляется в незначительных размерах), не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета, предусмотрен в ранее выпущенных методических рекомендациях ЦБ РФ от 13.04.2016 г. №10-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», от 02.02.2017 г. №4-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
То есть фактически банк должен сопоставлять показатели реальной заработной платы со среднесписочной численностью компании.
Банк должен взять под контроль ситуацию, когда ФОТ клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума, а по счету осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы.
В качестве критерия достаточности налоговых платежей (взносов) банкам рекомендуется исходить из значения, приближенного к 0,9% от дебетового оборота по счету клиента, либо незначительно превышающего данное значение.
Остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету.
Но у клиента могут быть временные финансовые трудности либо его финансово-хозяйственная деятельность носит сезонный характер.
Основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности.
Со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие).
Отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания.
Резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств.
Фактически банк должен контролировать как осуществляется предпринимательская деятельность клиента, какие виды доходов получает компания и какие при этом несет расходы.
Денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов).
Но данная ситуация связана с особенностью финансово-хозяйственной деятельности клиента. Например, если компания приобретает товары (работы, услуги) с НДС, а впоследствии осуществляет операции по реализации лома, то в одном из периодов может возникнуть только вычет НДС.
При выявлении таких факторов банк относит такого клиента к категории повышенного риска и реализовывает в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска отмывания.
С целью единообразного применения банками кодов видов признаков, указывающих на необычный характер сделки, ЦБ РФ в Рекомендациях приводит свод наиболее распространенных типов сомнительных операций с присвоенными кодами вида признака операции. Например, сомнительной операции «перевод денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента по операциям, связанным с покупкой векселей» присвоен код 1805.
Как уже было отмечено в начале статьи, это не первые (и не последние) рекомендации ЦБ РФ в части контроля за деятельностью клиента.
Таким образом, обслуживающий банк наряду с налоговыми органами, становится еще одним контролирующим органом. Причем контроль охватывает как хозяйственные операции, производимые клиентом, так и его налоговые платежи (взносы).
Каких клиентов относят к категории повышенного риска
Центробанк РФ разработал для банков методические рекомендации о том, как выявлять и пресекать сомнительные операции, нацеленные на уклонение от уплаты налогов, вывод денежных средств из РФ, отмывание доходов, полученных преступным путем, и другие противоправные действия.
В целях отнесения клиентов к категории повышенного риска ЦБ РФ рекомендует обращать внимание на следующие признаки, характеризующие их деятельность:
«Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»Утверждены Банком России 21.07.2017 № 18-МР
Международные признаки подозрительных клиентов, операций и счетов
Россия с 2003 года является членом международной группы, разрабатывающей меры борьбы с отмыванием денег (FATF). С 2017 года началась глобальная оценка нашей системы борьбы с финансовыми преступлениями со стороны наших иностранных партнеров.
В связи с этим банкам приходится внимательно всматриваться в своих клиентов.
Центробанк опубликовал рекомендации 13 глобальных кредитных организаций по оценке рисков отмывания денег, применения санкций, взяточничества и коррупции.
Пристального внимания достойны:
Отдельно проанализируют контрагентов из государств с повышенным уровнем взяточничества и коррупции (черный список FATF), а также регионы, граничащие с санкционными странами, расположенные от них в непосредственной близости, а также те, у кого могут быть возможности для обхода штрафных режимов.
Чиновников (национальных и иностранных) и их представителей вообще относят к партнерам, представляющим повышенные коррупционные риски. Им обеспечен углубленный мониторинг.
С особой осторожностью банки должны предоставлять займы под проекты капстроительства, разработку природных месторождений, развитие объектов госинфраструктуры и другие подобные цели. Эти направления учитывают как потенциально коррупционные.
Безопасность услуг по открытию счета без личного присутствия клиента или привлечение третьей стороны также нуждается в дополнительной проверке.
Для контроля за соблюдением рекомендаций, ведением баз клиентов, проведением усиленных проверок, поиском подозрительных операций, обслуживанием соответствующих данных и для обучения персонала осторожности банки обязаны выделить независимого сотрудника или отдел.
Всем сотрудникам должна быть предоставлена возможность сообщать о подозрительных фактах на условиях анонимности. Более того, в политике банка должна быть прописана личная ответственность каждого сотрудника за защиту своей финансовой организации от угроз, возникающих в связи с отмыванием денег. Для этого банки должны постоянно актуализировать методы контроля своих партнеров.
Информационное письмо Банка России от 27.12.2017 № ИН-014-12/64
Как рассматривается жалоба на банк, отказавшийся проводить операцию
Центробанк утвердил правила о том, как он будет рассматривать жалобу клиента на банк, который отказал ему в проведении операции или в открытии счета. К данной процедуре можно будет прибегнуть после обращения в сам банк и получения от него отказа в отмене своего решения (то есть после соблюдения своего рода претензионного порядка ЦБ выступит в роли арбитра).
Полезная информация для организации состоит в следующем.
Что указать в заявлении:
Что прикладывать к заявлению:
Способы отправки заявления:
Общий срок для вынесения решения по заявлению — 20 рабочих дней со дня обращения.
Плюс еще 3 рабочих дня отведено на отправку решения заявителю.
Указание Банка России от 30.03.2018 № 4760-У«О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации»
Банкам разрешили отказывать в обслуживании из-за подозрительного IP-адреса
Среди других поправок:
Указание Банка России от 30.03.2018 № 4758-У«О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П»
Подозрение в отмывании доходов = отказ в банковской операции
В статье 7 Закона о противодействии отмыванию доходов описаны права и обязанности банка в рамках исполнения данного закона.
В пункте 11 этой статьи сказано, что банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением зачисления средств на счет), по которой (либо-либо):
ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Что регулирует этот закон?
115-ФЗ регулирует физических и юридических лиц, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействие легализации (отмыванию) доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), создан на основе 40 Рекомендаций ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Без соответствия рекомендациям страна попадает в “черный список ФАТФ”, следствием которого являются санкции. Для того чтобы снять с себя ограничения, был разработан указанный 115-ФЗ для субъектов первичного контроля для ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также иных лиц, деятельность которая связана с денежными средствами и иным имуществом.
Изменения в законодательстве в 2018 г. связаны с проверкой ФАТФ, которая прошла в марте 2019 г., а также несоблюдением ряда рекомендаций Россией (четвертый ряд оценок ФАТФ), поэтому было выпущено множество писем, информационных сообщений и рекомендаций Росфинмониторинга, внесены изменения в сам 115-ФЗ и в связанные с ним нормативные акты.
Банки усиливают контроль за снятием наличности с корпоративных карт
Центробанк рекомендует банкам контролировать операции клиентов по снятию наличных денег с корпоративных дебетовых карт. По мнению регулятора, систематическое проведение таких операций компаниями (ИП) может свидетельствовать о легализации доходов, полученных преступным путем.
В этой связи банкам предписано считать лимит 100 тыс. рублей максимальным размером наличности в рублях для снятия клиентами с корпоративных карт в течение одного дня.
Кроме того, признаками неблагонадежных клиентов являются следующие:
«Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт»Утверждены Банком России 21.07.2017 № 19-МР
Основной список признаков сомнительных операций
В Положении № 375-П описаны требования к правилам внутреннего контроля банка (ПВК).
Один из ключевых пунктов, который часто применяется на практике, — пункт 6.3.
В нем сказано, что факторами, по отдельности или по совокупности влияющими на принятие банком решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, могут являться:
Таблица «Признаки, указывающие на необычный характер сделки (выдержка)»
«Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»Утверждено Банком России 02.03.2012 № 375-П