При этом форма денежных средств может меняться как с наличной на безналичную (например, через терминалы моментальной оплаты), так и наоборот (например, путём выигрыша в лотерею или покупки выигрышного лотерейного билета у законного владельца, в том числе за сумму, превышающую сумму выигрыша).
О чем закон 115-ФЗ?
Часто этот закон называют антиотмывочным: согласно ему все банки обязаны выявлять подозрительные операции клиентов, чтобы пресекать возможную легализацию преступных доходов или финансирование чего‑то нелегального.
Банки проверяют все операции давно: закон действует с 2001 года. Вместе с тем ЦБ в 2021 году выпустил обязательные к исполнению банками документы о повышенном внимании к определенным финансовым операциям граждан. Поэтому говорить о контроле за операциями физических лиц стали больше и может сложиться впечатление, что банки начали контролировать финансовые операции граждан только недавно.
Действующая методика ориентирована на выявление расчетов с нелегальными онлайн-казино, финансовыми пирамидами, форекс-дилерами и криптовалютными обменниками.
Позиция ЦБ об использовании криптовалюты
Методические рекомендации ЦБ о контроле за отдельными операциями физлиц
На кого распространяется 115-ФЗ?
На всех, кто участвует в финансовых операциях, в том числе на банки и всех их клиентов: простых граждан, ИП и юридических лиц.
Что может делать банк по закону 115-ФЗ в отношении физических лиц?
Банк обязан проверять подозрительные операции и при необходимости запрашивать у клиентов разъяснения и подтверждающие документы по ним — это может вызывать разные последствия для физических лиц. На подозрительные операции и связанные с ними счета банк может накладывать ограничения, например:
Частичное ограничение операций означает, что клиент на время проверки может пользоваться ими в пределах лимитов, установленных банком. Например, банк может разрешить снимать в банкоматах не более 20 000 ₽ наличными или совершать покупки не более чем на 50 000 ₽.
Полное ограничение операций означает, что банк устанавливает нулевой лимит по таким операциям и клиент не сможет воспользоваться ими до успешной проверки их легальности. Банк редко полностью ограничивает операции на время проверки. Как правило, если ограничения на время проверки и накладываются, то возможность делать покупки или снимать наличные остается в определенных лимитах.
После успешной проверки банк снимает все ограничения.
Какие операции физических лиц могут вызывать вопросы у банка по закону 115-ФЗ?
Банк не заинтересован в ограничениях операций по счетам клиентов, поэтому реагирует, только если на то есть серьезные основания. Все операции проходят проверку по определенным критериям — их утверждает ЦБ. Так, банк могут заинтересовать операции:
Как правило, обыкновенные бытовые операции, например перевод денег друзьям, или любые другие легальные операции подозрений не вызывают.
Что такое проверка по 115-ФЗ для физлиц? На каком основании она проводится?
Это изучение документов и пояснений клиента по вызвавшим вопросы операциям. По закону банк обязан проверять подозрительные операции клиентов: для этого он запрашивает у клиента разъясняющие документы, чтобы изучить их и убедиться в легальности действий. Юристы банка исследуют их в течение двух дней и завершат проверку. Если все в порядке, вопросы и ограничения, если они были наложены, будут сняты.
Если клиент не предоставит документы, банк не сможет по требованию закона 115-ФЗ проверить операции, поэтому будет вынужден ограничить возможности использования счета.
В чем суть закона 115-ФЗ?
Закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» появился в 2001 году. По‑простому его называют антиотмывочным законом.
Закон 115-ФЗ обязывает банки следить за операциями клиентов. Для этого в банках есть внутренняя служба финмониторинга. Она следит за операциями и выявляет фирмы, которые ведут фиктивную деятельность и занимаются обналичкой.
Закон касается всех российских банков. Если банк не следит за операциями, его могут лишить лицензии. Поэтому банки прислушиваются к рекомендациям Центробанка и обращают внимание на тех, кто платит мало налогов или снимает много наличных. Если банк находит признаки подозрительных операций, он может приостановить обслуживание счета клиента на период проведения проверки. Как обезопасить себя от блокировки обслуживания
Что может делать банк по закону 115-ФЗ?
Банки, которые соблюдают закон 115-ФЗ, могут проверить компанию, когда она открывает расчетный счет и проводит операции по счету. В случае подозрений банк запрашивает документы, которые подтверждают легальность бизнеса. Какие документы может попросить банк
Если предприниматель представил неправильные документы, и у банка остаются подозрения, что клиент занимается отмыванием доходов, банк может ограничить дистанционное банковское обслуживание и рекомендовать закрытие счета.
Банк предупреждает о возможной блокировке?
Банк может запросить документы — это обычно случается неожиданно. В запросе банк предупреждает о возможной блокировке операций, если компания не представит нужные документы.
Предприниматели могут сами узнать, есть ли вероятность, что банк начнет проверку и запросит документы. Для этого в Тинькофф есть сервис Репутация. Он анализирует основные параметры бизнеса: сколько налогов заплатили, какая ситуация со снятием наличных и переводами физлицам. На основе этой информации сервис оценивает, как компания выглядит в глазах банка. Узнать свою репутацию
Конечно, даже идеальная репутация не гарантирует защиту от проверок по закону 115-ФЗ. Банк может запросить документы и попросить рассказать о бизнесе, если предприниматель заключил сделку с сомнительным контрагентом. Например, перевел деньги компании, которая была замечена в обналичивании денег.
Чтобы такая проверка прошла быстрее, можно заранее рассказать об особенностях бизнеса — ответить на вопросы в сервисе Репутация. Как отвечать на вопросы об особенностях бизнеса
Что делать, если банк приостановил операции по счету?
Если банк приостановил операции по счету, нужно показать, что бизнес настоящий: покупает материалы, оказывает реальные услуги, что‑то производит. Для этого нужно рассказать о своем бизнесе и прислать документы о сделке: акты, счета-фактуры, договоры. Если все документы есть на руках, их достаточно просто сфотографировать и отправить в чат менеджеру. Какие документы может попросить банк
Когда предприниматель присылает нужные документы, банк снимает ограничения, и работа продолжается.
Предприниматель получает много денег от разных контрагентов, и эти деньги сразу списываются в пользу других. При этом по счету у него низкая налоговая нагрузка — менее 1%, — а некоторые контрагенты выглядят сомнительно.
Такая деятельность может показаться подозрительной, потому что компания похожа на транзитную фирму. В таком случае банк может запросить документы, чтобы ее проверить.
Предприниматель объясняет, что у него агентский бизнес: он нанимает субподрядчиков, переводит им плату за работу, а сам зарабатывает только на комиссионных. Поэтому у него большие обороты по счету, а налогов он платит мало. Для подтверждения своих слов он присылает несколько договоров и дает ссылки на свою компанию в интернете. Вопрос решен, можно работать дальше.
Готовьте документы заранее. Сначала подписанный договор, потом предоплата. Так вы сможете в любой момент ответить на вопросы банка и избежать блокировки операций.
Прямо сейчас можно подстраховаться и заранее сократить время проверки и список запрашиваемых документов. Зайдите в сервис Репутация и расскажите банку об особенностях бизнеса — ответьте на вопросы в личном кабинете. Тогда при проверке не придется отвечать на них повторно, а банк запросит минимум документов. Ответить на вопросы в кабинете Репутации
Какие документы может попросить банк?
Для проверки легальности операций банк может попросить любые документы, которые доказывают реальность компании и ее сделок. Чаще всего это договоры, акты, счета-фактуры. В них должны быть указаны все суммы, которые проходили по счету до проверки. Единого списка документов нет, каждую ситуацию банк рассматривает индивидуально.
Список возможных документов для ИП и ООО:
Дополнительно банк может попросить описать в свободной форме:
Подойдут электронные документы, сканы и фотографии бумажных оригиналов. Обычно их нужно представить в течение двух дней. Если нужно больше времени или необходимо провести срочные платежи, Тинькофф готов пойти навстречу. Для этого нужно объяснить ситуацию менеджеру и договориться об условиях обслуживания.
Что будет, если не представить документы?
По 115-ФЗ банк обязан проверять бизнес клиентов на соответствие закону и пресекать нежелательные операции. Для проверки банк может запросить любые документы, которые подтверждают законность бизнеса и операций по счету.
Иногда предприниматели присылают неправильные документы: фиктивные, с ошибками и несоответствиями. Тогда у банка остаются подозрения, что клиент занимается отмыванием доходов. В таком случае банк может заблокировать обслуживание и рекомендовать закрытие счета.
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, создает основу теневой экономики, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства, затрудняет раскрытие и расследование преступлений, обеспечивает возможность преступным группам (организациям) финансировать и осуществлять свою противоправную, в том числе террористическую, деятельность.
Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению транснациональной легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, против транснациональной организованной преступности 2000 года, против коррупции 2003 года, конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года и об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года. Международным сообществом применяются стандарты в области противодействия отмыванию денег Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В Российской Федерации правовой основой противодействия нелегальному обороту преступных доходов являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 7 августа 2001 года N115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и другие нормативные правовые акты.
В целях уголовно-правового обеспечения противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных другими лицами преступным путем, за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, и за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.
При этом под денежными средствами понимаются наличные денежные средства в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, а также безналичные и электронные денежные средства, под иным имуществом – движимое и недвижимое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бумаги, а также имущество, полученное в результате переработки имущества, приобретенного преступным путем или в результате совершения преступления (например, объект недвижимости, построенный из стройматериалов, приобретенных преступным путем).
обвинительном приговоре по делу о конкретном преступлении, предусмотренном одной из статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (об основном преступлении);
постановлении органа предварительного расследования о приостановлении дознания или предварительного следствия в связи с неустановлением на момент рассмотрения уголовного дела лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого за основное преступление, если материалы уголовного дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава такого преступления, и органом предварительного расследования дана им соответствующая оценка.
К сделкам как признаку указанных преступлений могут быть отнесены действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а равно на создание видимости возникновения или перехода гражданских прав и обязанностей.
При этом, по смыслу закона, указанные финансовые операции и сделки заведомо для виновного маскируют связь легализуемого имущества с преступным источником его происхождения (основным преступлением).
В тех случаях, когда названные преступления совершались путем сделки, их следует считать оконченными с момента фактического исполнения виновным лицом хотя бы части обязанностей или реализации хотя бы части прав, которые возникли у него по совершенной сделке (например, с момента передачи виновным лицом полученных им в результате совершения преступления денежных средств или иного имущества другой стороне договора вне зависимости от того, получено ли им встречное исполнение по сделке).
На признание преступления оконченным не влияет то обстоятельство, что финансовые операции или сделки осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, проводимого в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”.
в приобретении недвижимого имущества, произведений искусства, предметов роскоши и т.п. при условии осознания и сокрытия виновным преступного происхождения денежных средств, за счет которых такое имущество приобретено;
в совершении сделок по отчуждению имущества, приобретенного преступным путем (в результате совершения преступления), в отсутствие реальных расчетов или экономической целесообразности в таких сделках;
в фальсификации оснований возникновения прав на денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем (в результате совершения преступления), в том числе гражданско-правовых договоров, первичных учетных документов и т.п.;
в совершении финансовых операций или сделок по обналичиванию денежных средств, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления), в том числе с использованием расчетных счетов фирм-“однодневок” или счетов физических лиц, не осведомленных о преступном происхождении соответствующих денежных средств;
в совершении финансовых операций или сделок с участием подставных лиц, не осведомленных о том, что задействованные в соответствующих финансовых операциях и сделках денежные средства и иное имущество приобретены преступным путем (в результате совершения преступления);
в совершении внешнеэкономических финансовых операций или сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), осуществляемых при участии контрагентов, зарегистрированных в офшорных зонах;
в совершении финансовых операций или сделок с использованием электронных средств платежа, в том числе неперсонифицированных или персонифицированных, но принадлежащих лицам, не осведомленным о преступном происхождении электронных денежных средств.
Совершение указанных финансовых операций или сделок само по себе не может предрешать выводы суда о виновности лица в легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления). В каждом конкретном случае необходимо с учетом всех обстоятельств дела установить, что лицо заведомо совершило финансовую операцию или сделку с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
11. О направленности умысла на легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления), не свидетельствует распоряжение ими в целях личного потребления (приобретение продуктов питания, товаров первой необходимости, получение бытовых услуг и т.п.).
В зависимости от конкретных обстоятельств дела совершение таких действий может быть квалифицировано по статье 175 УК РФ или охватываться статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за основное преступление.
16. В отличие от состава легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества (статья 174 УК РФ) заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (статья 175 УК РФ), совершаются без цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению таким имуществом. Под приобретением или сбытом имущества в статье 175 УК РФ следует понимать любую форму возмездного или безвозмездного получения или передачи имущества, заведомо добытого преступным путем.
17. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, могут быть признаны соучастием в преступлении (например, в краже), если эти действия были обещаны исполнителю такого преступления до или во время его совершения либо по другим причинам (например, в силу систематического их совершения) давали основание исполнителю преступления рассчитывать на подобное содействие.
18. По смыслу закона, для квалификации содеянного по пункту “б” части 2 статьи 175 УК РФ не требуется, чтобы стоимость нефти и продуктов ее переработки, а равно автомобиля, заведомо добытых преступным путем, составляла крупный размер, то есть сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей (примечание к статье 169 УК РФ).
19. При квалификации содеянного по статье 174 или статье 175 УК РФ суду необходимо установить, что виновное лицо заведомо знало о преступном происхождении имущества, с которым совершало финансовые операции и другие сделки, а также действия по приобретению или сбыту. При этом, по смыслу закона, лицо может быть не осведомлено о конкретных обстоятельствах основного преступления.
22. В связи с принятием настоящего постановления:
признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1962 года N 11 “О судебной практике по делам о заранее не обещанном укрывательстве преступлений, приобретении и сбыте заведомо похищенного имущества”;
внести следующие изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 23 “О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем”:
1) из названия слова “и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем” исключить;
3) пункты 19 – 27 признать утратившими силу.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедев
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации В. Момотов
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года
Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года
(В редакции федеральных законов от 25. 2002 № 112-ФЗ, от 30. 2002 № 131-ФЗ, от 28. 2004 № 88-ФЗ, от 16. 2005 № 145-ФЗ, от 27. 2006 № 147-ФЗ, от 27. 2006 № 153-ФЗ, от 12. 2007 № 51-ФЗ, от 19. 2007 № 197-ФЗ, от 24. 2007 № 214-ФЗ, от 28. 2007 № 275-ФЗ, от 03. 2009 № 121-ФЗ, от 17. 2009 № 163-ФЗ, от 05. 2010 № 153-ФЗ, от 23. 2010 № 176-ФЗ, от 27. 2010 № 197-ФЗ, от 27. 2011 № 162-ФЗ, от 08. 2011 № 308-ФЗ, от 20. 2012 № 121-ФЗ, от 03. 2012 № 231-ФЗ, от 07. 2013 № 102-ФЗ, от 28. 2013 № 134-ФЗ, от 02. 2013 № 302-ФЗ, от 28. 2013 № 403-ФЗ, от 05. 2014 № 106-ФЗ, от 05. 2014 № 110-ФЗ, от 05. 2014 № 130-ФЗ, от 04. 2014 № 149-ФЗ, от 21. 2014 № 213-ФЗ, от 21. 2014 № 218-ФЗ, от 29. 2014 № 461-ФЗ, от 29. 2014 № 484-ФЗ, от 31. 2014 № 505-ФЗ, от 02. 2015 № 111-ФЗ, от 08. 2015 № 140-ФЗ, от 29. 2015 № 154-ФЗ, от 29. 2015 № 159-ФЗ, от 29. 2015 № 210-ФЗ, от 29. 2015 № 391-ФЗ, от 29. 2015 № 403-ФЗ, от 29. 2015 № 407-ФЗ, от 30. 2015 № 423-ФЗ, от 30. 2015 № 424-ФЗ, от 23. 2016 № 191-ФЗ, от 23. 2016 № 215-ФЗ, от 03. 2016 № 263-ФЗ, от 03. 2016 № 288-ФЗ, от 06. 2016 № 374-ФЗ, от 28. 2016 № 471-ФЗ, от 28. 2016 № 505-ФЗ, от 29. 2017 № 267-ФЗ, от 29. 2017 № 281-ФЗ, от 29. 2017 № 470-ФЗ, от 31. 2017 № 482-ФЗ, от 18. 2018 № 69-ФЗ, от 23. 2018 № 90-ФЗ, от 23. 2018 № 106-ФЗ, от 23. 2018 № 112-ФЗ, от 27. 2018 № 565-ФЗ, от 18. 2019 № 32-ФЗ, от 18. 2019 № 33-ФЗ, от 03. 2019 № 169-ФЗ, от 03. 2019 № 173-ФЗ, от 26. 2019 № 250-ФЗ, от 02. 2019 № 259-ФЗ, от 02. 2019 № 271-ФЗ, от 02. 2019 № 394-ФЗ, от 16. 2019 № 438-ФЗ, от 27. 2019 № 480-ФЗ, от 01. 2020 № 46-ФЗ, от 07. 2020 № 116-ФЗ, от 13. 2020 № 208-ФЗ, от 20. 2020 № 212-ФЗ, от 31. 2020 № 259-ФЗ, от 08. 2020 № 429-ФЗ, от 22. 2020 № 446-ФЗ, от 29. 2020 № 479-ФЗ, от 30. 2020 № 536-ФЗ, от 24. 2021 № 22-ФЗ, от 30. 2021 № 120-ФЗ, от 26. 2021 № 155-ФЗ, от 11. 2021 № 165-ФЗ, от 28. 2021 № 230-ФЗ, от 28. 2021 № 233-ФЗ, от 01. 2021 № 266-ФЗ, от 02. 2021 № 343-ФЗ, от 02. 2021 № 355-ФЗ, от 19. 2021 № 370-ФЗ, от 21. 2021 № 423-ФЗ, от 30. 2021 № 483-ФЗ, от 26. 2022 № 72-ФЗ, от 16. 2022 № 111-ФЗ, от 16. 2022 № 112-ФЗ, от 28. 2022 № 219-ФЗ, от 14. 2022 № 279-ФЗ, от 14. 2022 № 331-ФЗ, от 05. 2022 № 498-ФЗ, от 19. 2022 № 540-ФЗ, от 28. 2022 № 569-ФЗ, от 29. 2022 № 595-ФЗ, от 29. 2022 № 607-ФЗ, от 18. 2023 № 74-ФЗ, от 18. 2023 № 76-ФЗ, от 28. 2023 № 165-ФЗ, от 13. 2023 № 260-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. (В редакции федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительных органов личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, адвокатских и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, саморегулируемых организаций аудиторов в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц. (В редакции федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ, от 16.11.2005 № 145-ФЗ, от 30.12.2015 № 424-ФЗ, от 23.06.2016 № 215-ФЗ, от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 11.06.2021 № 165-ФЗ, от 26.03.2022 № 72-ФЗ)
Действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения. (Дополнение частью – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)
В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
доходы, полученные преступным путем, – денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления; (В редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)
финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений; (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 197-ФЗ; от 02.11.2013 № 302-ФЗ; от 06.07.2016 № 374-ФЗ)
операции с денежными средствами или иным имуществом – действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 90-ФЗ)
обязательный контроль – совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
внутренний контроль – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 18.03.2019 № 32-ФЗ)
осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по проведению в установленных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиентов – физических лиц, установлению информации, указанной в подпункте 11 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по оценке степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций и отнесению клиентов к группам риска совершения подозрительных операций, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 18.03.2019 № 32-ФЗ, от 30.12.2020 № 536-ФЗ, от 21.12.2021 № 423-ФЗ)
клиент – физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 424-ФЗ)
выгодоприобретатель – лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)
бенефициарный владелец – в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента – физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)
идентификация – совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 482-ФЗ)
фиксирование сведений (информации) – получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)
замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг – адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 74 настоящего Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо организации или физическому лицу, включенным в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения (далее – перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН); (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ)
замораживание (блокирование) имущества – адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 74 настоящего Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо организации или физическому лицу, включенным в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ)
упрощенная идентификация клиента – физического лица (далее также – упрощенная идентификация) – осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента – физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов: (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)
с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)
с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.12.2022 № 569-ФЗ)
с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)
иностранная структура без образования юридического лица – организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 30.12.2015 № 424-ФЗ)
доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица вправе осуществлять деятельность по управлению денежными средствами или иным имуществом, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей такой иностранной структуры без образования юридического лица; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2021 № 233-ФЗ)
протектор – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица наделено полномочиями осуществлять контроль за действиями доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица или участвует в ее деятельности; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2021 № 233-ФЗ)
личный кабинет – информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется: (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ)
организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, уведомлений уполномоченного органа о включении организаций или физических лиц в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, или об исключении организаций или физических лиц из перечней организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми
Борьба с отмыванием денег
(англ. anti money laundering, сокращённо )
Для создания эффективной системы борьбы с отмыванием денег необходимо взаимодействие между следующими органами:
Для координирования международных усилий по борьбе с отмыванием денег в 1989 году на саммите «большой семёрки» в Париже была создана международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ; англ. Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF).
В 2004 году КФМ был преобразован в Федеральную службу по Финансовому мониторингу (ФСФМ).
Группа «Эгмонт» — неформальное объединение подразделений финансовой разведки (ПФР) мира, занимающееся в том числе и борьбой с отмыванием денег.
Этапы отмывания денег
Отмывание денег включает в себя три этапа:
Отмывание денег в СССР и Российской Федерации
Основным финансовым инструментом противодействия легализации денежных средств является финансовый мониторинг. Финансовый мониторинг связан с обязательными процедурами внутреннего контроля в части законности проведения финансовых операций, а также с деятельностью организаций, осуществляющих операции с имуществом или денежными средствами, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или имуществом, связанных с противодействием отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.
Однако американский автор Джефри Робинсон указывает, что это не так. Он говорит, что термин «отмывание денег» (англ. ) впервые был употреблён британской газетой The Guardian во время Уотергейтского скандала в связи с незаконным финансированием избирательной кампании Ричарда Никсона.
В условиях глобализации для отмывания денег часто используются офшоры — страны «налогового рая», в банковских системах которых обеспечиваются анонимность и конфиденциальность бенефициаров.