Государственное унитарное предприятие (ГУП) – это коммерческая организация, у которой нет прав на какое-либо имущество, закрепляемое за ней собственником данного имущества. Имущество таких организаций является неделимым и не предусматривает возможность распределения по вкладам, в том числе и между работниками данного предприятия.
Цель создания государственного унитарного предприятия
Государственные унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами. Их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства, а также ведётся для покрытия собственных расходов.
Кроме этого, безусловно, целью деятельности государственного унитарного предприятия является не только извлечение прибыли, а и решение тех или иных задач государства, удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд на коммерческой основе.
Причины создания государственного унитарного предприятия
Среди основных причин, почему создается именно государственное унитарное предприятие, следует выделить следующие причины:
Государственные и муниципальные
унитарные предприятия (далее
предприятие) – коммерческие
организации, не наделенные правом
собственности на имущество, закрепленное
за ними собственником, этим они отличаются
от иных коммерческих организаций.
Уставный фонд предприятия – минимальный
размер имущества предприятия, гарантирующий
интересы его кредиторов, который может
формироваться за счет денег, а также
ценных бумаг, других вещей, имущественных
прав и иных прав, имеющих денежную
оценку.
Предприятия представляют собой
организационно-правовую форму, посредством
которой осуществляют деятельность
коммерческие организации – юридические
лица, являющиеся субъектами
предпринимательского права (ст. 113–115
ГК РФ).
Имущество предприятия является неделимым
и не может быть распределено по вкладам
(долям), в том числе между его работниками.
– унитарные предприятия, основанные
на праве хозяйственного ведения, –
федеральное государственное предприятие
и государственное предприятие субъекта
Российской Федерации, муниципальное
предприятие;
– унитарные предприятия, основанные
на праве оперативного управления, –
федеральное казенное предприятие,
казенное предприятие субъекта Российской
Федерации, муниципальное казенное
предприятие.
Правоспособность предприятий не общая,
а специальная, т. е. они могут
осуществлять только те виды деятельности,
которые закреплены в уставе предприятия.
Деятельность унитарных предприятий в
определенных сферах предпринимательской
деятельности ограничивается.
По согласованию с собственником его
имущества унитарное предприятие может
создавать филиалы и открывать
представительства.
Унитарное предприятие несет ответственность
по своим обязательствам всем принадлежащим
ему имуществом и не отвечает по
обязательствам собственника его
имущества.
Собственники имущества предприятия не
несут ответственность по его обязательствам,
за исключением случаев, когда банкротство
вызвано самим собственником, при этом
на него при недостаточности имущества
может быть возложена субсидиарная
ответственность по обязательствам
предприятия.
Устав унитарного предприятия–
его единственный учредительный документ.
Предприятие распоряжается движимым
имуществом самостоятельно, в пределах,
не лишающих его возможности осуществлять
деятельность, за исключением случаев,
установленных законом.
Предприятие не вправе продавать
принадлежащее ему недвижимое имущество,
сдавать его в аренду, отдавать в залог
или иным способом распоряжаться этим
имуществом без согласия собственника
имущества государственного или
муниципального предприятия.
Собственник имущества предприятия
имеет право на получение части прибыли
от использования имущества, находящегося
в ведении предприятия.
Предприятие ежегодно перечисляет в
соответствующий бюджет часть прибыли.
Деятельность унитарного предприятия
осуществляется в соответствии с планом
(программой) его финансово-хозяйственной
деятельности.
Руководитель унитарного предприятия
является его единоличным исполнительным
органом.
Особенности реорганизации и ликвидации
унитарных предприятий определены в
Законе о государственных и муниципальных
предприятиях.
Унитарное
предприятие
– это коммерческая организация, не
наделенная правом собственности
на закрепленное за ней собственником
имущество. Имущество является неделимым
и не распределяется по вкладам (долям,
паям), в т.ч. между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут
создаваться только государственные и
муниципальные предприятия.
Фирменное
наименование унитарного предприятия
должно содержать указание на собственника
его имущества. Такое предприятие отвечает
по обязательствам все принадлежащим
ему имуществом, но не несет ответственности
по обязательствам собственника его
имущества. Имущество государственного
или муниципального унитарного предприятия
находится соответственно в государственной
или муниципальной собственности и
принадлежит такому предприятию на
праве хозяйственного ведения или на
праве оперативного управления.
Органом управления
предприятия является руководитель,
назначаемый собственником или
уполномоченным собственником органом
и подотчетный им.
Унитарные предприятия
делятся на два вида:
1)
Унитарные
предприятия, основанные на праве
хозяйственного ведения (право распоряжения
но по согласованию с органами упралвения
предяприятия)
– создается
по решению уполномоченного на то
государственного органа или органа
местного самоуправления.
Учредительный документ предприятия –
это его устав, утверждаемый уполномоченным
на то государственным органом или
органом местного самоуправления. Размер
уставного фонда предприятия не может
быть меньше суммы, определенной законом
о государственных 500 000 т.р. и
муниципальных унитарных предприятиях.
100 000 т.р..
До государственной
регистрации предприятия его уставный
фонд должен быть полностью оплачен
собственником. Если по окончании
финансового года стоимость чистых
активов предприятия окажется меньше
его уставного фонда, то орган, уполномоченный
создавать такие предприятия, обязан
произвести в установленном порядке
уменьшение размера уставного фонда.
Если стоимость чистых активов становится
меньше определенного законом минимального
размера уставного фонда, то предприятие
может быть ликвидировано по решению
суда. При принятии решения об уменьшении
уставного фонда предприятие обязано в
письменном виде уведомить об этом своих
кредиторов, которые могут потребовать
прекращения или досрочного исполнения
обязательств, должником по которым
является это предприятие, и возмещения
убытков.
Собственник
имущества предприятия не отвечает по
обязательствам предприятия
2)
Унитарное предприятие, основанное на
праве оперативного управления (без
права распоряжения)
– образуется в предусмотренных законом
о государственных и муниципальных
унитарных предприятиях случаях по
решению Правительства РФ на базе
имущества, находящегося в федеральной
собственности. Такое предприятие
называется казенным предприятием,
учредительным документом которого
является утвержденный Правительством
РФ устав. Фирменное наименование
предприятия должно содержать указание
на то, что оно является казенным. Россия
несет субсидиарную ответственность по
обязательствам такого предприятия при
недостаточности его имущества. Предприятие
может реорганизовываться или
ликвидироваться по решению Правительства
РФ.
Унитарное
предприятие – коммерческая
организация, не наделенная правом
собственности на закрепленное за ней
собственником имущество.
Имущество
унитарного предприятия является неделимым
и не может быть распределено по
вкладам (долям,
паям), в том числе между работниками
предприятия.
В
организационно-правовой форме унитарных
предприятий действуют государственные
и муниципальные предприятия.
В случаях и
в порядке,
которые предусмотрены законом о
государственных и муниципальных
унитарных предприятиях, на базе
государственного или муниципального
имущества может быть создано унитарное
казенное предприятие.
Учредительным
документом унитарного предприятия
является его устав, утверждаемый
уполномоченным государственным органом
или органом местного самоуправления,
если иное не предусмотрено законом.
Устав
унитарного предприятия содержит:
Органом
унитарного предприятия является
руководитель
предприятия,
который назначается уполномоченным
собственником органом, если иное не
предусмотрено законом, и ему подотчетен.
Унитарное
предприятие отвечает по своим
обязательствам всем принадлежащим ему
имуществом.
Унитарное
предприятие не несет ответственность
по обязательствам собственника его
имущества.
Собственник
имущества унитарного предприятия, за
исключением собственника имущества
казенного предприятия, не отвечает по
обязательствам своего унитарного
предприятия. Собственник имущества
казенного предприятия несет субсидиарную
ответственность по обязательствам
такого предприятия при недостаточности
его имущества.
Унитарное
предприятие может
быть реорганизовано
в соответствии с законом о
государственных и муниципальных
унитарных предприятиях и законами о
приватизации.
Имущество
государственного или муниципального
унитарного предприятия находится в
государственной или муниципальной
собственности и принадлежит такому
предприятию на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления.
1) на
праве хозяйственного ведения.
–
Оно создается по решению уполномоченного
на то государственного органа или органа
местного самоуправления.
–
Учредительный документ предприятия,
основанного на праве хозяйственного
ведения, – устав, утверждаемый
уполномоченным на то государственным
органом или органом местного самоуправления.
В случае принятия решения об уменьшении
уставного фонда предприятие обязано
письменно уведомить об этом своих
кредиторов. Кредитор предприятия вправе
потребовать прекращения или досрочного
исполнения обязательства, должником
по которому является это предприятие,
и возмещения убытков;
2) на
праве оперативного управления
(казенные предприятия).
–
Казенное предприятие создается
только РФ; субсидиарную ответственность
по долгам несет РФ, оно не
может быть признано банкротом,
–
Учредительный документ казенного
предприятия – устав,
утверждаемый уполномоченным на то
государственным органом или органом
местного самоуправления. Собственник
имущества казенного предприятия несет
субсидиарную ответственность по
обязательствам такого предприятия при
недостаточности его имущества. Казенное
предприятие может быть реорганизовано
или ликвидировано в соответствии с
Законом «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях».
Отличия
от тех, что на праве хоз. ведения:
Унитарные
предприятия могут учреждаться только
РФ, субъектами или муниципальными
органами, которые являются собственниками
закрепленного за унитарными предприятиями
имущества. Унитарные предприятия
обладают специальной правоспособностью.
Собственник
закрепленного за унитарным предприятием
имущества вправе:
Соседние файлы в предмете Гражданское право
Унитарное предприятие
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.
Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Типы унитарных предприятий
Унитарные предприятия могут быть трёх типов:
Сущность унитарного предприятия
Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:
Основные причины создания унитарных предприятий
К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:
Цель деятельности унитарных предприятий
Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.
Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):
Учредительные документы унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия являются:
Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.
Устав унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.
Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.
Уставный фонд государственного унитарного предприятия
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.
Имущество унитарного предприятия
К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:
При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.
При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Унитарное предприятие: подробности для бухгалтера
Отключить мобильную версию
ние в срок, не превышающий двух месяцев. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ)
5. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в отношении федеральных государственных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”, – Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом”, в отношении государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”, – Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос”, в отношении унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с федеральным законом о федеральной территории, – органами публичной власти федеральной территории. (В редакции федеральных законов от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
6. Унитарное предприятие не может быть создано путем преобразования организаций иных организационно-правовых форм. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ)
Статья 9. Устав унитарного предприятия
1. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.
2. Уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”, – Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом”. Уставы унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом “О Национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е.Жуковского”, утверждаются федеральным государственным бюджетным учреждением “Национальный исследовательский центр “Институт имени Н.Е.Жуковского”. Уставы государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”, утверждаются Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос”. Уставы унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом “О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”, утверждаются федеральным государственным бюджетным учреждением “Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”. (В редакции федеральных законов от 06.11.2011 № 291-ФЗ; от 04.11.2014 № 337-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 23.11.2015 № 312-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)
3. Устав унитарного предприятия должен содержать:
полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;
указание на место нахождения унитарного предприятия;
цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
4. Устав государственного или муниципального предприятия кроме сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.
5. Устав казенного предприятия кроме сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.
6. Устав унитарного предприятия может также содержать иные не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам положения.
7. Внесение изменений в устав унитарного предприятия, в том числе утверждение устава в новой редакции, осуществляется по решению государственного органа Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”, Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”, федерального государственного бюджетного учреждения “Национальный исследовательский центр “Институт имени Н.Е.Жуковского”, федерального государственного бюджетного учреждения “Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”, государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных утверждать устав унитарного предприятия. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 06.11.2011 № 291-ФЗ; от 04.11.2014 № 337-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 23.11.2015 № 312-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)
Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Федерального закона для государственной регистрации унитарного предприятия.
Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 10. Государственная регистрация унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. (В редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 169-ФЗ)
2. (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ)
Глава III. ИМУЩЕСТВО И УСТАВНЫЙ ФОНД УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Статья 11. Имущество унитарного предприятия
1. Имущество унитарного предприятия формируется за счет:
имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
доходов унитарного предприятия от его деятельности;
иных не противоречащих законодательству источников.
2. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия
1. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.
2. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.
3. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пятьсот тысяч рублей. (В редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 378-ФЗ)
Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем сто тысяч рублей. (В редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 378-ФЗ)
4. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.
5. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Статья 13. Порядок формирования уставного фонда
1. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
2. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.
Статья 14. Увеличение уставного фонда
1. Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.
2. Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
3. Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности такого предприятия за истекший финансовый год. (В редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 378-ФЗ)
Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.
4. Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.
Документы для государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Непредставление указанных в настоящем пункте документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений.
Статья 15. Уменьшение уставного фонда
1. Собственник имущества государственного или муниципального предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия.
Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом минимального размера уставного фонда.
2. В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного настоящим Федеральным законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 362-ФЗ)
3. Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.
4. В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков.
Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.
Статья 16. Резервный фонд и иные фонды унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.
Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.
2. Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.
Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.
Статья 17. Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию
1. Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
2. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
21. Федеральные государственные предприятия, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” или Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”, часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, перечисляют в доход соответственно Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” или Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, в размере и в сроки, которые установлены этими государственными корпорациями в соответствии с указанными федеральными законами. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 01.12.2007 № 318-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 216-ФЗ)
22. Федеральные государственные предприятия, права собственника имущества которых в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 437-ФЗ “О федеральной территории “Сириус” осуществляют органы публичной власти федеральной территории “Сириус”, часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, перечисляют в доход бюджета федеральной территории “Сириус” в порядке, в размере и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории “Сириус”. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
3. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами публичной власти федеральной территории “Сириус” или органами местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия
1. Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
2. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
3. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его
Что будет с ГУП и МУП в 2025 году
Согласно статье № 485-ФЗ от 27 декабря 2019 г., в скором времени должно будет сильно сократиться число ГУП и МУП. Унитарные предприятия должны будут вести деятельность в конкретных сферах:
Унитарные предприятия, которые не соответствуют этим условиям, необходимо реорганизовать (например, в акционерное общество) или ликвидировать – до 1 января 2025 года. Иначе их будут ликвидировать по решению суда. Иск будет исходить от антимонопольной службы. В отдельных случаях унитарные предприятия могут продолжить работу – если существует риск ухудшения условий жизнедеятельности населения.
Таким образом власти планируют сократить расходы на поддержку убыточных предприятий. Также должны покинуть рынок организации, чья работа не соответствовала первоначальным целям. Это поможет развить здоровую конкурентную среду и улучшить качество предоставляемых населению услуг.
Достоинства и недостатки унитарных предприятий
К плюсам можно отнести следующее:
Из недостатков можно выделить:
Задумали открыть собственный бизнес? Одобряем ваше стремление! И поможем финансово – кредит для бизнеса под отличный процент от Совкомбанка.
Если вы горите идеей об открытии своего бизнеса, мы можем помочь вам! В Совкомбанке доступны кредиты для предпринимателей до 30 млн рублей. Вы составили бизнес-план и знаете, сколько средств вам понадобится для открытия собственного бизнеса? Смело рассчитывайте кредит и ежемесячный платеж по нему на нашем специальном калькуляторе!
Откуда взялось такое название
Унитарное предприятие (УП) является коммерческой организацией. У него есть имущество, но УП не может им владеть. Собственником и учредителем выступают государство, субъект России или муниципалитет. Унитарному предприятию его передают на правах оперативного управления или ведения хозяйственной деятельности.
Слово «унитарное» заимствовано из латинского ūnitās, что значит «единый, неделимый» – имущество запрещено разделять по долям, паям или вкладам, им владеет один собственник. Деятельность унитарных предприятий регулирует ФЗ №161 от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Чтобы быть спокойным за бизнес, создайте подушку безопасности. Открывайте срочный депозит в Совкомбанке на срок до 365 дней. И выбирайте, как вы хотите получать проценты: ежемесячно или по истечении всего срока. Подключить депозит можно онлайн.
Любой бизнес нуждается в подушке безопасности. Срочный депозит от Совкомбанка поможет защитить накопления от инфляции. Закажите обратный звонок на сайте банка и подключите депозит онлайн.
Для чего нужны унитарные предприятия
Хотя такие предприятия и называются коммерческими, но далеко не всегда они приносят прибыль. Тогда почему они так важны государству? УП создают в нескольких случаях.
Государственное унитарное предприятие и нормативная база
В Российской Федерации основными федеральными законами, регламентирующими деятельность государственных унитарных предприятий, являются Гражданский кодекс и федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Проведение закупок государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, проведение закупок регулируется федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.).
Особенности работы государственного унитарного предприятия
Перечислим особенности работы государственного унитарного предприятия:
Помимо
этого стоит отметить, что государственные унитарные предприятия всецело
отвечают по взятым на себя обязательствам всем имуществом, и при этом не несут
никакой ответственности по обязательствам со стороны собственника данного
имущества.
Какие бывают унитарные предприятия
Их разделяют на три группы.
Отличаются они также и величиной уставного фонда. Самый большой предусмотрен для ФГУП – не менее 500 тысяч рублей, а для МУП он не должен быть менее 100 тысяч рублей.
Примеры ФГУП: «Охрана» Росгвардии, «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», «Специальное конструкторское бюро Института радиотехники и электроники Российской академии наук».
Примеры ГУП: «Мосгортранс», ГУП Волгоградской области «Волгоградавтотранс», ГУП Саратовской области «Облводстрой».
Примеры МУП: «Расчетный центр», «Горэлектротеплосеть», «Ленинская центральная районная больница».
Полный список российских унитарных предприятий можно посмотреть на сайте РОСЕГРЮЛ. Там собраны действующие и ликвидированные организации.
Чем МУП отличается от МБУ?
Их довольно часто путают между собой. МБУ расшифровывается как муниципальное бюджетное учреждение. Оно, в отличие от МУП, не преследует коммерческую цель, а направлено на благо населения. Сферы деятельности, где встречаются МБУ, – спорт, образование, культура, социальная защита и занятость населения. Это могут быть дошкольные и образовательные учреждения, дома офицеров, реабилитационные центры и т. д.
Такие учреждения находятся под контролем и защитой государства, которое выделяет из бюджета средства для их существования.
Право распоряжаться имуществом
Унитарному предприятию передают имущество для хозяйственного ведения или оперативного управления.
Способы закрепления имущества за государственным унитарным предприятием
В отношении имущества, закрепляемого за государственным унитарным предприятием, следует отметить, что:
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК):
Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, формируется по решению уполномоченного на это действие государственного органа или же определенного органа местного самоуправления.
В данном случае в качестве учредительного документа используется устав компании, который в любом случае должен утверждаться министерством, ведомством или же каким-либо иным федеральным органом, который действующим законодательством наделен функциями координирования и регулирования деятельности компаний в данной отрасли.
Государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
Предприятия, основанные на праве оперативного управления основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ.
Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.
Взаимоотношения между государственным унитарным предприятием и собственником его имущества
Взаимоотношения между государственным унитарным предприятием и собственником его имущества полностью регламентируются действующими постановлениями правительства.
В частности, постановлениями утверждены Правила разработки и последующего утверждения программ деятельности унитарных предприятий, а также определения той части прибыли таких предприятий, которая должна быть перечислена в федеральный бюджет.
Перечислим источники формирования имущества государственного унитарного предприятия:
Государственное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 500 тыс. рублей.