Абубакирова малика идрисовна жена

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «”Система нравственного идеализма” П. Новгородцева»

Настоятельная потребность изучения идейного наследия выдающегося русского мыслителя Павла Ивановича Новгородцева (1866 – 1924), внесшего весомый вклад в разработку философских оснований целого ряда направлений общественного и гуманитарного знания (право, мораль, социология, политология и т.д.), объясняется, в первую очередь, созвучием проблем, рассматриваемых в его произведениях, с теми проблемами, которые вновь, столетие спустя, с особой остротой обсуждаются в современной науке и философии. Это проблемное созвучие определяется существенным сходством общественно-политических и духовно-культурных ситуаций конца XIX -начала XX века и нашего времени. И тогда, и сегодня налицо явный кризис коренных общественных структур, культуры, мировоззрения. П.И. Новгородцев был одним из первых отечественных мыслителей, которые почувствовали и попытались осмыслить и оценить это кризисное состояние.

Сначала Новгородцев относил его лишь к сфере правосознания1. Затем он осознал истинные масштабы кризиса «общественности», охватившего, по сути, все сферы человеческого бытия и сознания. Следствием многолетних размышлений и научных разработок Новгородцева явились постановка и поиски решения им ряда кардинальных проблем, таких как: соотношение морали, права и политики, сущность демократии и правового государства, народного

1 Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания // Вопросы философии и психологии. 1906. Кн. 84. суверенитета и парламентаризма как лишь относительно прогрессивных форм государственной жизни, индивидуализм и коллективизм, личность и общество как выражение противоречий исторического процесса. В сфере собственно-философской важнейшей для Новгородцева была проблема свободы личности как нравственно-субстанционального, деятельного и вместе с тем идеального начала в истории.

Несмотря на очевидную значимость всех этих проблем в их осмыслении и содержательной трактовке Новгородцевым, в современной философской, социальной и общественно-политической мысли выдвинутые и разработанные Новгородцевым идеи оказались в значительной степени невостребованными, что, со своей стороны, определяет актуальность их исследования.

Тот факт, что к анализу указанных выше проблем Новгородцев подходил не столько с точки зрения идеологической конъюнктурное™ и сиюминутности, сколько с позиций научности и даже академичности, делает его наследие как бы неинтересным для большинства современных идеологических течений в России. Его идеи оказались в общем и целом вне поля зрения современных демократов скорее всего потому, что утверждая, что жизнь личности шире и глубже политики, и тем самым указывая на приоритетность, первичность нравственных критериев по отношению к праву и политике, он подчеркивал релятивность, относительную ценность всех демократических форм. Не находит отклика идейное наследие Новгородцева и у тех, кто пытается обосновать как единственно возможный путь «спасения» и «возрождения» России через обращение к истокам православия, ибо Новгородцев настойчиво и принципиально отвергал «язык религиозного сознания» в философии. По его мнению, попытки таких мыслителей, как

С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев, внести в философию «религиозное сознание» есть не что иное, как измена науке и философии, что в результате выводит проблему свободы личности, спасения страны и человечества за пределы реальной истории. Современные сторонники самобытничества, идеологи национал-патриотизма и мессианизма также не могут найти в творчестве Новгородцева источников, которыми могли бы питаться их идеи, так как он упорно отстаивал идею общности путей истории и универсальности проблем (и их решений) личности и общества.

Правда, в последний период своей жизни Новгородцев высказывал идеи, которые, по сути, противоречили основным положениям его учения «нравственного идеализма»; они-то и дают возможность некоторым современным авторам, как, впрочем, и современникам самого мыслителя, причислить его к числу возродителей русской самобытно-религиозной философии. Такой подход к творчеству Новгородцева является пристрастно-односторонним и не позволяет оценить его реальный вклад в философскую культуру. Поэтому, на взгляд диссертанта, представляется актуальным сопоставить такой подход к наследию Новгородцева с рассмотрением его идей, разрабатывавшихся до периода его духовного кризиса, и более точно определить подлинное место Новгородцева в истории российской мысли.

Обращение Новгородцева в рамках сформированной им «системы нравственного идеализма» к трактовке проблемы личности и общества, хотя он и не дал ее законченного решения, но лишь обозначил «гармонию» личного и общественного как идеальную задачу, актуально и сегодня, как одна из ценных и оригинальных попыток осмысления важнейшей философской проблемы. У Новгородцева мы находим аргументы против скоропалительных опытов, будто бы доказывающих возможность социальной гармонии, осуществления «земного рая». Его учение – серьезное предостережение от подобных решений. И поскольку в обществе существует тенденция к абсолютизации тех или иных политических, национальных или духовных форм общественного устройства, постольку особую актуальность приобретает многофронтальная критика Новгородцевым разных форм социального утопизма.

Нам представляется также, что с учетом общего поворота современной философии от идеи узко понятой научной рациональности к анализу роли иных форм освоения действительности (нравственной, художественной, религиозной) к поиску их синтетического единства, обращение к философии «нравственного идеализма» Новгородцева приобретает особую значимость, ибо, никак не преуменьшая роли научного анализа, мыслитель вместе с тем на первый план выдвигал нравственную, моральную оценку человеком исторического процесса как некий критерий прогресса человечества.

Степень изученности проблемы

Творчество Новгородцева вряд ли можно назвать понятым и осмысленным до конца, хотя значение его социально-философских и философско-правовых взглядов осознавалось еще его современниками. При жизни Новгородцева и до конца 2о-х гг. XX века внимание к его творчеству было особенно большим.2 Главный интерес вызывала его фундаментальная работа «Об общественном идеале», которая стала предметом обсуждения многих известных мыслителей3. В отдельную группу можно выделить работы, которые появились как некрологи; в них была сделана попытка дать некую общую характеристику жизненного и творческого пути Новгородцева4.

С конца 20-х гг. и до конца 60-х гг. о Новгородцеве практически ничего не писали; те оценочные характеристики, данные Новгородцеву в эмигрантской литературе (Н.О. Лосский, В.В. Зеньковский), являются весьма лапидарными. Лишь с конца 60-х годов имя мыслителя стало появляться в советской философско-правовой, политико-правовой и социологической литературе. В этот период в отечественной философии предпринимаются попытки дать общие оценки жизни и творчеству Новгородцева в некоторых учебных и энциклопедических изданиях5.

Широта спектра философских, правовых, юридических, социологических, этических вопросов, рассматриваемых

Новгородцевым, обусловила интерес к ним со стороны исследователей различных направлений науки и общественной мысли и различные подходы к его идеям. Однако характер многих работ о Новгородцеве 2

Трубецкой E.H. Новое исследование о философии права Канта и Гегеля // Вопросы философии и психологии, 1902.; Аксельрод Л. Новейшие русские идеалисты. (О «Проблемах идеализма»). Одесса, 1905.; Гурвич Г.Д. Профессор П.И. Новгородцев как философ права // Современные записки, 1924, №20.

3 Гессеи И.В. Искания общественного идеала. Петроград, 1918; Аничков Е.В. На грани // Православие и культура. Берлин, 1923; Sergius. Обзор русской философской литературы за время революции. (1917 -1921) // Новая русская книга. Берлин, 1923, № 3-4.; Бердяев H.A. Рец.: Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1917 // Русская мысль, 1918, март-июнь;

Сетницкий H.A. О конечном идеале // Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения. М., 1995. А Струве П.Б. Памяти Новгородцева // Русская мысль. Прага -Берлин, 1923 -1924. Кн. 1Х-ХП; Ильин И. А. Памяти Новгородцева // Русская мысль. Берлин, 1924, № 9-12; Флоровский Г.В. Памяти Новгородцева // Россия и славянство. Париж, 27 апреля 1929, № 22.

5 Философская энциклопедия в 5-ти томах. Т. 4. М.,1967 г.; Очерки истории русской этической мысли. М., 1976.; Туманов В. Буржуазная правовая идеология. М., 1971.; Шкоринов В.П. Этический иррационализм в России. Ростов-на-Дону. 1973. таков, что они в основном говорят о нем как философе права, стороннике «возрожденного» естественного права. К тому же некоторые из них рассматривают его идеи в системе идей других авторов или направлений мысли6. Лишь работы A.B. Полякова и В.А. Савельева посвящены непосредственно анализу концепции естественного права Новгородцева7. Существует ряд работ, включающих характеристики о социологических и философско-политических взглядов Новгородцева . Интересны работы, в которых анализируются политические взгляды и политическая деятельность Новгородцева9.

A.B. Соболев – 1991г., Н.С. Плотников, М.А. Колеров – 1995г.)

6 Кузнецов Э. Русская философия права конца 19 – нач. 20 в. М., 1989; Кузнецов Э. Русская философия права конца 19 – начала 20 века. М., 1989. Кузнецов Э.В. Философия права в русском дореволюционном правоведении // Правоведение. 1984, № 2; Пяткина С. А. Идея естественного права в методологии русской философско-правовой мысли (конец 19 – начало 20 в. // Труды ВЮЗИ, 1975, т. 44.; Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология. М., 1980; она же. Школа «возрожденного естественного права» в России. // Правоведение. 1969, № 6.

7 Поляков A.B. К критике методологических основ школы «Возрожденного естественного права» в России ( П.И. Новгородцев). // Вестник ЛГУ. 1986. серия 6, выпуск 2. Также см. его работу: «Возрожденное естественное право» в России: Критический анализ его концепций. Л., 1987; Савельев

B.А. Теория возрожденного естественного права в учении П И. Новгородцева // Вопросы государства и права в общественной мысли России 16-19 вв. М., 1979.

8 Голосенко И. А. Субъективно-нормативная концепция П.И. Новгородцева и В.М. Хвостова. // Социологическая мысль в России. Л.1978.; История буржуазной социологии 19- начала 20 в. М,1979; Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб, 1994.; Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России 11-20 вв. М., 1995г.; Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России, конец 19 – начало 20 вв. М, 1991г.; История политических и правовых учений. М., 1995г.

9 Думова Н.Г. Из истории кадетской партии в 1917 году.// Ист. зап. 1972. Т. 90; Думова Н.Г. Кадетская контрреволюция и ее разгром. (Октябрь 1917-1920гг.)М., 1982; Думова Н.Г. Кадетская представляют собой попытки систематизировать учение Новгородцева, познакомить читателя с его биографией. В 1996г. отдельной книгой вышла работа Новгородцева «Введение в философию права. Кризис современного правосознания». Переизданы также отдельные статьи Новгородцева: «О путях и задачах современной интеллигенции», «О своеобразных элементах русской философии права»10 и другие. Все эти издания в целом явились большим подспорьем в изучении творчества Новгородцева. Как следствие, появились работы исследовательского характера, в которых авторы так или иначе апеллируют к Новгородцеву.

Материалы, посвященные творчеству Новгородцева, содержатся почти во всех изданных в этот период справочно-энциклопедических и учебных изданиях11. Среди них особо отметим статьи В.Н. Жукова (Русская философия. Словарь. Под общей редакцией М.А. Маслина. М., 1995) и И. Осипова (Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.), а также статью А.П. Альбова, Д.В. Масленникова и В.П. Сальникова «Русская философия права – философия бытия, веры и нравственности» (Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. Спб, 1997.). Некоторые из публикаций, посвящены непосредственно философскому наследию автора в целом или отдельным моментам его творчества: проблеме общественного идеала (Сандригайло В. Проблема общественного идеала в работах П.И. Новгородцева // Социология и социализм. М., 1990), интерпретации им партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988; Думова Н.Г. Кончилось ваше время. М., 1990.

10 Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции // Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993; Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.

Краткая философская энциклопедия. М.,1994; Политические деятели России. 1917.Биографический словарь. М., 1993; Философы России 19-20вв.: Биографии, идеи. М.,1995; Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995; Русская философия: Словарь // Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995; Русские философы, конец 19 – начало 20 вв. Биографические очерки. М.,1993; Русские философы: конец 19 – начало 20 вв.: Биографические очерки. М.,1993. теории естественного права (Лебедева Т.П. Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции // ПОЛИС, 1998, № 6), осмыслению проблемы правового государства (Соболев A.B. П И. Новгородцев. На путях к правовому государству. // Новый мир. 1991, № 12).

Названные работы не исчерпывают, однако, всех проблем, рассматривавшихся Новгородцевым. Предметом внимательного анализа не стали до сих пор общефилософские исходные основания философии права, его концепции общественного прогресса, вследствие чего, естественно, не прослеживается связь этих общефилософских установок с его деятельностью в различных сферах. Получается, будто правовые взгляды Новгородцева представляют собой как бы отдельное учение, политическая деятельность рассматривается зачастую в отрыве от философско-теоретической, социологические взгляды характеризуются абстрагированно от общего характера его учения.

Подобная фрагментарность наблюдается и в историко-философской литературе. Здесь авторы, по общему правилу, приводя отдельные, вырванные из общего контекста, высказывания

12 Putman G.F. Russian Alternatives to Marxism.: Christian Socialism and Idealistic Liberalism in Twentieth-century // Knoxvill, 1977; Пул Р.Э. Русская диалектика между неоидеализмом и утопизмом (Ответы Вл. Соловьеву) // Вопросы философии, 1995, № 1;Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца Х!Х – нач. XX веков // Вопросы философии. 1991, № 8; Валицктй А.: Философия права в русском либерализме // Философские основания теорий международных отношений. М.,1990. Вып.З.; Валицкий А. Коммунистическая утопия: судьба социалистического эксперимента в России // Вопросы философии. 1998, № 8.

Новгородцева, ограничиваются при характеристике его общефилософской позиции, его метафизического кредо слишком общими суждениями и характеристиками («трансцендентальный идеализм», «неокантианец баденской школы», «самый последовательный из русских неоидеалистов» и т.п.), не раскрывая философских воззрений Новгородцева по существу, во всей их сложности и оригинальности. В итоге – оценочные моменты превалируют над исследовательскими интересами, во всяком случае, не получают достаточного научно-беспристрастного обоснования. Самое же существенное состоит в том, что так или иначе затушевывается, глубоко не раскрывается то, что в основе всего учения Новгородцева -некая собственная «метафизическая» концепция, в центре которой находилась, по его многократным указаниям, идея «нравственного идеализма», требующая специального анализа и оценки.

Такой подход сказался, в частности, на том, что некоторые значимые именно в философском отношении работы Новгородцева остаются доныне непереизданными: «Об историческом и философском изучении идей», «Мораль и познание», «Науки естественные и исторические», «Значение философии» и др. Практически не изученными остаются до сих пор архивные материалы, связанные с философским творчеством Новгородцева.

Предметом диссертационного исследования является концепция «нравственного идеализма» П.И. Новгородцева и ее выражение во всех основных его произведениях, посвященных проблемам права, социальной философии, политики.

Цель и задачи исследования:

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, не претендуя на воссоздание во всей сложности, противоречивости и динамике идейного творчества Новгородцева в целом, его теоретической деятельности в различных областях, на основе детального анализа совокупности работ и выступлений Новгородцева 1896 – 1917 гг., архивных материалов, воспоминаний современников и работ о Новгородцеве более поздних авторов определить общефилософскую платформу его учения (сам Новгородцев еще в 1902г. обозначил ее как «систему нравственного идеализма») и рассмотреть его работы, посвященные более частным проблемам философии права, социальной и политической философии как опыт «приложения» данной «системы» к различным отраслям духовно-практической деятельности.

Реализация цели предполагает последовательное решение следующих задач:

• исследование общетеоретических истоков и научно-философских влияний, оказавших воздействие на формирование философской концепции Новгородцева, конкретное определение содержания его «метафизики», то есть общефилософской позиции как системы (или учения) «нравственного идеализма», онтологическим основанием которого являлась свободная личность, определение места Новгородцева в истории отечественной философии начала XX века;

• анализ философских оснований теории «возрожденного» естественного права, определение особенностей трактовки Новгородцевым данной теории, в отличие от других ее приверженцев, как теории, выполняющей социально-критическую функцию;

• выявление основных положений социальной философии Новгородцева, в особенности его концепции общественного прогресса, характеристика его отношения к «историзму» и «социологизму», позитивизму и марксизму, школе русской субъективной социологии и религиозно-теологическим трактовкам сути исторического процесса; анализ трактовки Новгородцевым проблемы общественного идеала, его критики догматизма и утопизма;

• изучение и описание историко-культурного и, в особенности, политического контекста творчества Новгородцева, что позволяет выявить взаимосвязь идейно-философских взглядов мыслителя с его конкретной практической деятельностью, своеобразие его либерализма по сравнению с идеями «классического либерализма» и социализма; выявление принципиального различия тех позиций, которыми характеризуется эмигрантский период творчества Новгоодцева от тех, что он придерживался ранее, проповедуя свою философию «нравственного идеализма».

Методологическая основа исследования

Главным методом, которым диссертант руководствовался в данном исследовании, является метод системно-структурного анализа, который предполагает выявление как составных частей его учения и их взаимосвязи, так и его внутреннего «ядра», некоей базовой идеи (особым образом понимаемая нравственная личность) в ее проявлении в различных сферах социально-исторического бытия. Использованы также традиционные методы историко-философского исследования: описания, демонстрации, реконструкции, сравнительно-исторического анализа, принцип историзма. В своем исследовании диссертант опирался на определенные методологические историко-философские идеи и конкретные положения как классиков отечественной и зарубежной мысли, так и ряда современных историков философии. При написании диссертации учтены методологические идеи самого Новгородцева, особенно выраженные им в статье «Об историческом и философском изучении идей»13. Кроме того, разумеется, автор использовал все доступные труды самого Новгородцева, работы, посвященные исследованию его наследия, преподавательской и политической деятельности.

Научная новизна исследования

Новизна работы заключается в том, что в ней впервые:

• раскрыта целостность философии «нравственного идеализма» Новгородцева, разрабатывавшаяся им на протяжении двух десятилетий (1896-1917 гг.) как в ее сущности, так и применительно к различным проблемам права, этики, социологии, политической теории;

• дан детальный анализ Абсолютного (личность как субстанциональное начало в истории) в социальной философии П.И. Новгородцева, где проблема личности раскрыта во взаимоотношении с особым образом понимаемым обществом;

• конкретно раскрыто понимание Новгородцевым сути общественного прогресса, социального идеала, различных форм социального утопизма; ь Новгородцев П.И. Об историческом и философском изучении идей // Вопросы философии и психологии. М., 1900.

• произведен сопоставительный анализ философии «нравственного идеализма» Новгородцева с идеями религиозно-философского характера, содержавшимися в его работах 1918-1923гг.

Научно-практическая значимость работы

Научно-практическая значимость диссертации определяется как потребностью дальнейшего изучения истории отечественной философии, так и целями преподавания курса истории философии в учебных заведениях России. Положения и материалы диссертации могут быть использованы для разработки лекционных курсов по истории русской философии, а также социальной философии, философии права и политической философии в России, при проведении практических занятий, в составлении методических пособий по истории отечественной философии и общественно-политической мысли.

По мере написания диссертации некоторые ее разделы были обсуждены на итоговых учебных семинарах по курсам истории философии (1997г. -доклад «П.И. Новгородцев как историк социальной философии») и социальной философии (1998г. – доклад «Проблемы социальной философии П.И. Новгородцева»). Диссертация была обсуждена 29 апреля 1999г. на заседании проблемной группы по истории отечественной философии кафедры истории российской государственности и общественно-философской мысли Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные идеи и выводы диссертационного исследования отражены в трех статьях автора.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция нравственной личности в философском наследии П. Новгородцева»

Актуальность темы исследования.

Павел Иванович Новгородцев – один из блестящих русских философов, благодаря которым в конце XIX века и в дооктябрьские годы XX века российская философская мысль достигла уровня, позволяющего назвать обозначенный период эпохальным в истории отечественной философии, и стала неотъемлемой частью культурного подъёма, получившего название «Серебряный век». Данная работа посвящена раскрытию и анализу одной из главных проблем философии П.И. Новгородцева — проблеме личности как уникальной и абсолютной ценности.

Актуальность диссертационного исследования определяется, в первую очередь, тем, что проблема личности актуализируется в настоящее время бурными преобразованиями Российского государства. В такие переломные, кризисные эпохи развития общества, сопровождающиеся острыми социальными противоречиями и стремительным ростом научно-технических достижений, особую остроту приобретает проблема поиска человеком своего места в новых социокультурных условиях, его самоутверждения как личности. Главное направление в решении этих вопросов — построение гуманистического общества, основанного на такой общенациональной системе социальных целей и духовных ценностей, в которой личность приобрела бы исключительную значимость.

Необходимость переосмысления сложившейся системы ценностей, в частности нравственных идеалов, в соответствии с изменениями в общественной среде обосновывает актуальность обращения к истории русской философии. Изучение русского духовно-интеллектуального наследия играет существенную роль в этом процессе, поскольку осознанно подходить к решению современных проблем личности можно лишь на основе исторических уроков. Особенно близкой современным запросам является русская философская мысль второй половины XIX — начала XX века, в развитии которой большую роль сыграл Павел Иванович Новгородцев.

Творчество П.И. Новгородцева с одной стороны, показательно, а с другой – специфично для отечественной мысли. В нем присутствует философское обоснование не только усиления роли правового государства, его норм и законов, но и достоинства и индивидуальности личности, интересы которой рассматриваются как главный приоритет в решении социальных проблем. Фундаментом для принятия абсолютного значения личности у П.И. Новгородцева является отношение личности к Богу. В ранний период творчества религиозность философа была скрыта под понятиями Абсолюта, нравственного совершенствования, однако позднее она раскрылась в виде прямого призыва к возвращению православных святынь для возрождения русского национального сознания. Такой путь развития взглядов П.И. Новгородцева утверждает направление для будущего развития философии в России, и поэтому их изучение является актуальным и сегодня. Религиозно-нравственная проблематика также соответствует интересам современной интеллектуальной общественности.

Потребность в изучении идейного наследия П.И. Новгородцева объясняется помимо прочего и созвучием проблем, рассматриваемых в его произведениях, с теми проблемами, которые вновь, спустя столетие, с особой остротой обсуждаются в современной науке и философии. Это проблемное созвучие определяется существенным сходством общественно-политических и духовно-культурных ситуаций конца XIX — начала XX века и нашего времени. И тогда, и сегодня налицо явный кризис коренных общественных структур, культуры, мировоззрения. П.И. Новгородцев был одним из первых отечественных мыслителей, которые почувствовали и попытались осмыслить и оценить это кризисное состояние, более того, он, в отличие от своих коллег, анализировал это явление глубоко и систематически. Выход из данного положения П.И. Новгородцев видел в обращении к личности как конкретной и своеобразной абсолютной ценности, смыслу и цели прогресса. Под личностью он понимал не ее случайное эмпирическое, а универсальное духовное содержание, многообразно и индивидуально проявляющееся в каждом человеке и представляющее собой самостоятельную ценность.

Для российского общества особенно актуальна сегодня проблема нравственности, а П.И. Новгородцев обращался именно к нравственной личности, т. е. призванной собственными усилиями развить в себе духовное начало, которое заложено в каждом человеке, как и стремление к его осуществлению. В нравственности философ видел тот источник неограниченного совершенствования, который способен приблизить человека к Абсолюту, и тот отличительный признак, благодаря которому каждый осознает себя уникальной и неповторимой личностью. Каким образом связаны между собой нравственное сознание отдельной личности и развитие целого общества — основной вопрос, который занимал П.И. Новгородцева. Путем к достижению общественного идеала он считал нравственное совершенствование всего человечества.

К настоящему времени в трудах современных русских историков философии сделаны значительные шаги в обобщении взглядов этого выдающегося русского мыслителя, что подтверждает анализ степени разработанности проблемы.

Степень разработанности проблемы.

Изученность философского наследия П.И. Новгородцева определяется совокупностью трудов его исследователей, при обращении к которым можно проследить идеологически обусловленные изменения в отношении к философии мыслителя, а также наблюдать различия в восприятии его учения в России и за рубежом.

Современники П.И. Новгородцева, такие как О.Д. Одинец, П.Е. Михайлов,1 Е.Н. Трубецкой и др., по достоинству оценивали значение его философских трудов, их масштабность и глубину. Издание его произведений вызывало большой интерес среди мыслящей интеллигенции. Так, Е.Н. Трубецкой в своей аналитической статье, посвященной докторской диссертации П.И. Новгородцева «Кант и Гегель в их учениях о праве и

1 См.: Михайлов П.Е. П.И. Новгородцев, Политические идеалы древнего и нового мира // Вестник Европы: журнал науки, политики и литературы. 1914. № 6; Одинец Д.М. Современный либерализм (П. Новгородцев – Кризис современного правосознания) // Русское богатство. 1909. № 5. государстве», приветствовал появление нового серьезного труда.1 Л.И. Петражицкий, разработавший оригинальную концепцию естественного права на основе главенства психологического фактора, анализировал существенные стороны воззрений П.И. Новгородцева и развивал полемику с философом на страницах научных журналов. Публикация фундаментального труда П.И. Новгородцева «Об общественном идеале» стала крупным событием для интеллектуальных кругов России и привлекла внимание многих известных мыслителей того времени: Е.В. Аничкова, И.В. Гессена, Г.Д. Гурвича,

Ю: Делевского, Н.А. Сетницкого и др. И.В. Гессен, в частности, отметил справедливость основного положения П.И. Новгородцева, согласно которому искания общественного идеала раскрывают не гармонию, а антиномию личного и общественного.

После революции и вынужденной эмиграции многих отечественных философов, в том числе и П.И. Новгородцева, о нем писали преимущественно в зарубежных изданиях. Начало исследованиям творчества мыслителя было положено трудами П.Н. Милюкова; о жизни П.И Новгородцева в эмиграции свидетельствуют мемуары Н.Н. Алексеева.4 В середине XX века за рубежом появляются одни из первых работ по истории русской философии, в частности, исследования В.В. Зеньковского и Н.О. Лосского, в которых кратко характеризуются труды П.И. Новгородцева и даётся довольно высокая оценка его творчеству.5 Более подробно воззрения философа освещены в сборниках,

1 См.: Трубецкой Е.Н. Новое исследование в философии права Канта и Гегеля // Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 61 (1). С. 581-605.

2 См.: Петражицкий Л.И. К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права// Юридический вестник. 1913. Кн. 2. С. 10-48.

3 См.: Аничков Е.В. На грани // Православие и культура: сб. религиозно-философских статей / Под ред. проф. В.В. Зеньковского. Берлин, 1923. С. 131-162; Гессен И.В. Искания общественного идеала. Петроград, 1918; Гурвич Г.Д. П.И. Новгородцев. Об общественном идеале // Русская книга. Берлин. 1921. № 9. С. 7-8; Делевский Ю. В поисках общественного идеала // Современные записки. Париж. 1922. № 11. С. 247-258; Сетницкий Н.А. О конечном идеале. Харбин, 1932.

4 См.: Милюков П.Н. История второй русской революции. Т. 1. Вып. 1-3. София, 19211923; Он же. Россия на переломе. Париж, 1927; Алексеев Н.Н. Из Царьграда в Прагу. Русский юридический факультет // Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе. М., 1992. С. 210-224.

5 См.: Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Париж, 1948-1950. 2 Т.; Лосский Н.О. История русской философии. Нью-Йорк, 1951. статей под редакцией Н.П. Полторацкого, вышедших также за границей.1 Зарубежные исследователи особенно интересовались либерально-политическими воззрениями П.И. Новгородцева. А. Валицкий считал мыслителя теоретиком русского неолиберализма, повлиявшего и на западный либерализм. На родине П.И. Новгородцева после революции либо его имя замалчивалось, либо вклад философа в отечественную науку искажался. Причиной предвзятого отношения явилось то, что Павел Иванович был одним из первых критиков марксизма и непримиримых противников большевизма.

С 80-х годов XX века, когда в России происходило переосмысление трудов многих русских мыслителей, стали появляться краткие и односторонние, но вполне справедливые оценки философии П.И. Новгородцева. Например, М.Э. Казмер рассматривал мыслителя как видного представителя этического нормативизма и неокантианства.3 Первым шагом на пути всестороннего и объективного анализа творчества П.И. Новгородцева явились историко-правовые работы по русской философии А.В. Полякова, И.А. Исаева4 и др., в которых дана обобщающая характеристика проблематики исследований мыслителя и достойно оценены его научные достижения в области философии.

Новым толчком, объективно обусловившим активное обращение к творчеству П.И. Новгородцева, стало переиздание в середине 90-х годов основных его работ. Главный труд — «Об общественном идеале» -сопровождался аналитической статьей А.В. Соболева, а сборник сочинений философа открывала вступительная статья Н.С. Плотникова и М.А. Колерова, в

1 См.: Полторацкий Н.П. Сборник «Из глубины» и его значение // Из глубины: сб. статей о русской революции / Под ред. Н.П. Полторацкого. Париж, 1967. С. 2-10; Левицкий Д. П.И. Новгородцев // Русская религиозно-философская мысль XX века: сб. статей / Под ред. Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. С. 298-305.

2 См.: Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX — начала XX веков // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 25 – 40.

3 См.: Казмер М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, 1983.

4 См.: Поляков А.В. К критике методологических основ школы «возрожденного естественного права» в России (П.И. Новгородцев) // Вестник ЛГУ. 1986. Серия 6. Вып. 2. С. 101-103; Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX — начало XX в.). М., 1991. которой был дан очерк биографии русского мыслителя, а также представлена общая картина его творчества.1

Широта философских, правовых, социологических, этических вопросов, рассматриваемых Новгородцевым, обусловила интерес к нему со стороны исследователей различных направлений науки. Обзорно философские воззрения П.И. Новгородцева изложены в работах А.Ф. Замалеева, И.Д. Осипова, B.C. Нерсесянца, Э.В. Кузнецова, В.И. Шамшурина, А.С. Джанумова. Общее осмысление философского наследия о

П.И. Новгородцева представлено в диссертации Т.В. Новичихиной.

Следует отметить, что большинство авторов занимается исследованием отдельных аспектов философии П.И. Новгородцева. Изучение политико-правовых взглядов П.И. Новгородцева отразилось в исследованиях таких авторов, как Е.А. Фролова, А.В. Звонарев, А.Х. Денильханов, И.Н. Крохин.4 Нравственные воззрения П.И. Новгородцева анализировали М.И. Абубакирова, А.П. Альбов, И.А. Кацапова.5 Философско-правовым проблемам в философии П.И. Новгородцева посвящены научные работы В.В. Князева, В.Н. Жукова,

См.: Соболев А.В. Павел Иванович Новгородцев // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 3-10; Плотников Н.С., Колеров М.А. Павел Иванович Новгородцев // Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С. 5-14.

2 См.: Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология. Обзор основных направлений. СПб., 1994; Нерсесянц B.C. Философия права. М, 2001; Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989; Шамшурин В.И. Идея права в социальной теории П.И. Новгородцева // Социологические исследования. 1993. № 4. С. 97-105; Джанумов А.С. П.И. Новгородцев о роли личности в гражданском обществе // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 2. С. 201-210.

3 См.: Новичихина Т.В. П.И. Новгородцев как философ: дис. . канд. филос. наук. Нижневартовск, 1999.

4 См.: Фролова Е.А. Политическое и правовое учение П.И. Новгородцева: дис. . канд. юрид. наук. М., 1996; Она же. П.И. Новгородцев о праве и государстве. М., 2001; Звонарев А.В. Общественно-политические взгляды и деятельность П.И. Новгородцева: дис. . канд. юрид. наук. М., 1996; Денильханов А.Х. Политическая философия Павла Ивановича Новгородцева: дис. . канд. полит, наук. М., 1997; Крохин И.Н. Общественно-политические взгляды и научная деятельность П.И. Новгородцева конца XIX – начала XX вв.: дис. . канд. истор. наук. М., 2006.

5 См.: Абубакирова М.И. Система нравственного идеализма П.И. Новгородцева: дис. . канд. филос. наук. М., 1999; Альбов А.П. Проблемы права и нравственности в классической немецкой и русской философии права конца XIX – начала XX века. СПб., 1999; Кацапова И.А. Соотношение морали и права в философии П.И. Новгородцева: дис. . канд. филос. наук. М., 2003.

А.Р. Яхиной, Ю.Я и Д.А. Баскиных.1 Ю.Ф. Широков анализировал историософские аспекты правового нигилизма в философии права л

П.И. Новгородцева. Социально-философские воззрения П.И. Новгородцева 1 были исследованы в диссертации Т.Б. Ивановой. К изучению культурологических аспектов философии права П.И. Новгородцева обращался С.В. Крамарук.4

Таким образом, философские исследования ряда отечественных специалистов существенно раздвинули круг представлений о научном наследии П.И. Новгородцева. Российские учёные провели исторический анализ, рассматривающий его идеи в совокупности с политической и общественной деятельностью, а также проследили основные этапы жизненного и творческого пути философа. Это свидетельствует об огромном интересе к наследию этого выдающегося мыслителя. Однако концепция личности в учении П.И. Новгородцева еще не была отдельным предметом анализа, что также определяет актуальность данного диссертационного исследования. Объект и предмет исследования.

Объектом диссертационного исследования является творческое наследие известного русского философа Павла Ивановича Новгородцева и аналитическая литература о нем.

Предмет исследования составляют философские взгляды . П.И. Новгородцева на проблему нравственной личности.

1 См.: Князев В.В. Философско-правовые воззрения П.И. Новгородцева: социально-философский анализ: дис. . канд. филос. наук. М., 2001; Князев В.В. Философско-правовая концепция П.И. Новгородцева: монография. Белгород, 2004; Жуков В.Н. Философия права П.И. Новгородцева. М., 2004; Яхина А.Р. Учение П.И. Новгородцева о праве и государстве: дис. . канд. юрид. наук. Уфа, 2007; Баскин Ю.Я., Баскин Д.А. Павел Иванович Новгородцев / из истории русского либерализма. СПб., 1997.

2 См.: Широков Ю.Ф. Историософские аспекты правового нигилизма в философии права П.И. Новгородцева: дис. . канд. филос. наук. М., 2002.

3 См.: Иванова Т.Б. Общественный идеал в русской социальной мысли начала XX века: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.И. Новгородцев, C.JI. Франк: дис. . канд. социол. наук. СПб., 1998.

4 См.: Крамарук С.В. Право и правовая культура в русской культурологической мысли — П.И. Новгородцев и Б.А. Кистяковский: дис. . канд. культурологии. Нижневартовск, 2008.

Цель и задачи исследования.

Цель работы заключается в том, чтобы, проведя анализ философских воззрений П.И. Новгородцева, раскрыть и систематизировать его взгляды на проблему личности и представить их в виде концепции нравственной личности.

Достижение цели диссертации требует решения следующих задач:

1. Выявить предпосылки формирования философских воззрений П.И. Новгородцева на проблему личности в свете культурно-исторической ситуации конца XIX — начала XX веков.

2. Раскрыть взаимное влияние философско-правовых воззрений П.И. Новгородцева и его взглядов на проблему личности в процессе их формирования.

3. Проанализировать взгляды П.И. Новгородцева на проблему личности и нравственности, а также определить философские основы и своеобразие его понимания нравственной личности.

4. Провести анализ соотношения концепции возрожденного естественного права П.И. Новгородцева с идеей нравственной личности.

5. Выяснить сущность общественного идеала П.И. Новгородцева с позиции нравственной личности.

6. Определить и раскрыть основные аспекты концепции нравственной личности П.И. Новгородцева и их взаимосвязь.

Методологические основы исследования.

В диссертационной работе использовался ряд методов философского исследования: исторический метод, предусматривающий изучение предпосылок формирования взглядов П.И. Новгородцева на проблему личности во взаимосвязи с социально-историческими процессами; сравнительно-исторический метод, применяемый для сопоставления воззрений П.И. Новгородцева с идеями других отечественных и зарубежных философов; метод философской реконструкции, обеспечивающий выявление и более глубокое теоретическое осмысление основополагающих идей в разработке П.И. Новгородцевым проблемы личности; метод системного анализа, позволяющий выявить не только особенности отдельных компонентов концепции нравственной личности П.И. Новгородцева, но и их взаимосвязь.

Научная новизна исследования:

1. В данной работе предпринята попытка философского обоснования концепции нравственной личности в творческом наследии П.И. Новгородцева.

2. Обоснован тезис о персоналистической направленности взглядов П.И. Новгородцева на проблему личности.

3. Выявлены основополагающие мировоззренческие и методологические идеи, являющиеся принципиальным базисом для понимания нравственной личности в философии П.И. Новгородцева.

4. Определены основные положения, составляющие концепцию нравственной личности в творчестве П.И. Новгородцева. Во-первых, это тезис об абсолютной ценности нравственной личности. Во-вторых, нравственная личность выступает источником естественно-правовых норм. И, в-третьих, нравственная личность по П.И. Новгородцеву является идеалом и целью общественного развития.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Взгляды П.И. Новгородцева на личность обуславливаются «преодолением» индивидуализма И. Канта и представляют собой попытку синтеза субъективной рациональной этики с объективным абсолютным началом в формировании и развитии нравственной личности.

2. Основополагающими идеями в концепции нравственной личности П.И. Новгородцева являются: дуализм равенства и свободы, отражающий двойственное положение личности в обществе; дуализм нравственности и права, который проявляет себя в противопоставлении норм естественного права и положительного; а также дуализм общественного идеала и действительности, * в котором личность выступает критерием степени достижения этого идеала.

3. Концепцию нравственной личности П.И. Новгородцева составляют следующие основные положения:

– нравственная личность в философии П.И. Новгородцева является абсолютной ценностью;

– в теории возрожденного естественного права П.И. Новгородцева нравственная личность представляет собой источник норм естественного права;

– нравственная личность служит единственной целью прогресса общества и указывает путь к осуществлению абсолютного общественного идеала.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертации определяется систематизацией и концептуализацией философских воззрений выдающегося русского мыслителя П.И. Новгородцева. Представленная в работе концепция нравственной личности П.И. Новгородцева, позволяет систематизировать взгляды философа на проблему личности и нравственности. Результаты диссертации в целом развивают и дополняют исследования философского наследия П.И. Новгородцева.

Практическая значимость диссертации определятся потребностью более углубленного изучения истории философии, а также целями преподавания курса истории философии в вузах. Положения и материалы диссертации могут быть использованы для разработки лекционных курсов, при проведении практических занятий, в составлении методических пособий по истории философии.

Апробация результатов исследования.

Основные идеи и положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях: «Современная демократия: личность, общество, государство» (Международная научно-практическая конференция, Астрахань, 2009); «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Третья международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, Невинномысск, 2009). Основные положения диссертации были представлены в научных статьях, в том числе в журнале, рекомендованном ВАК (Вестник МГТУ). Результаты исследования обсуждались на кафедре философии МГТУ, а также использовались для разработки и проведения курса лекций и практических занятий по философии.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.