Росфинмониторинг официально обратился к нотариусам с просьбой внимательнее следить за клиентами и их операциями. Например, кроме проверки паспорта нотариус будет делать запросы приставам и в сервисы для контроля контрагентов.
Под подозрением могут оказаться любые сделки — даже оформление доверенности или договора на продажу квартиры. При оформлении депозита у нотариуса или обращении за исполнительной надписью вас проверят особенно тщательно. Если нотариусу что-то покажется странным, он обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг. Вам об этих сообщениях не расскажут: по закону не положено.
Кого это касается?
Это касается всех, кто зачем-то обращается к нотариусу. Неважно, кто вы и зачем пришли: нотариус обязан внимательно изучить ваш запрос. Он проверит ваши данные, намерения и оценит последствия ваших действий. Нужно не просто проверить паспорт, а разобраться, чего вы хотите на самом деле. Если нотариус находит что-то подозрительное, он обязан сообщить в уполномоченный орган.
О своих подозрениях нотариусы сообщают только по тем сделкам, которые косвенно или прямо связаны с деньгами или имуществом. Если речь о доверенности на вывоз ребенка за границу, Росфинмониторинг она не заинтересует. А вот возврат долга по исполнительной надписи или продажа квартиры с помощью депозита нотариуса — вполне.
Это новый закон о слежке за клиентами?
Нового закона нет. Это требование появилось много лет назад, но сейчас ему уделяют больше внимания. О подозрительных операциях и сделках в Росфинмониторинг обязаны сообщать банки, бухгалтерские и юридические компании, адвокаты и нотариусы. Это не просьба госорганов, а требование закона.
Государство постоянно выявляет и пытается пресечь новые схемы по отмыванию денег и незаконному обналичиванию. Часто эти схемы не имеют никакого отношения к банкам, а проводятся через нотариусов или с помощью бухгалтера на аутсорсе. Это и становится поводом для таких писем. Росфинмониторинг напоминает бухгалтерам и нотариусам, что обязанность сообщать о подозрениях никто не отменял.
Росфинмониторинг следит за мошенническими схемами с участием нотариусов. Им периодически объясняют: мол, если придут с такой-то схемой — это потенциальное преступление, доложите. Информацию о схемах по понятным причинам не публикуют в общем доступе, но нотариусам о них сообщают через нотариальную палату и в личных кабинетах — они знают, как и что искать.
Доложить о подозрениях нотариус должен на следующий день. Для этого есть сервис с электронными сообщениями по специальной форме. Там указывают участников сделки, код операции и причину подозрений. Такое сообщение может стать поводом для серьезной проверки.
Государство знает обо всех возможных схемах обнала и легализации преступных доходов. Если это не выявит нотариус, незаконная сделка всплывет в банке или у налоговой. Плохо, что под сомнение иногда попадают законные сделки, а у клиента нотариуса нет шанса узнать о подозрениях. Нужно тщательнее готовиться и быть аккуратнее с документами.
На что обратит внимание нотариус в процессе контроля?
У подозрительных сделок есть общие признаки. Например, такие:
Еще есть дополнительные критерии именно для нотариальных операций:
Это не все признаки. Подозрения у нотариуса может вызвать что угодно. И если он решит, что о них нужно сообщить в Росфинмониторинг, то рассказать вам не сможет. По закону ему запрещено это делать. То есть у вас не будет шанса что-то объяснить и оправдаться.
А как же нотариальная тайна? Ее отменили?
Нотариальную тайну никто не отменял. Нотариус должен хранить в тайне информацию, которую получил на работе. Это касается не только самого нотариуса, но и всех, кто с ним работает.
Если нотариус нарушит профессиональную тайну, он за это ответит. Например, заплатит штраф или потеряет работу.
Освободить от обязанности хранить тайну нотариуса может только суд. Еще некоторые сведения выдадут по запросу прокуратуры, следствия, приставов или налоговой. Но законодательство в этом плане несовершенно: запрет на разглашение сведений не отменяет обязанности нотариуса сообщать о подозрениях по поводу операций своих клиентов в Росфинмониторинг. Юристы до сих пор спорят, что это незаконно, но это только их профессиональная полемика, которая пока ни к чему не привела.
Получается, что, если к нотариусу обратится какой-то человек и попросит зачем-то заверить копию свидетельства о рождении вашего ребенка, нотариус не расскажет вам, кто этот человек и зачем ему нужна копия. Вы не сможете добиться этого даже через суд: уже проверено.
А если вы обратитесь за исполнительной надписью нотариуса, чтобы взыскать алименты на этого же ребенка, то нотариус может сообщить об этом в Росфинмониторинг без вашего ведома. Такие дела.
Дата подписания: 20.05.2022Опубликован: 21.06.2022
Вступает в силу: 01.07.2022
Зарегистрирован 20.06.2022 № 68913
Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 20.06.2022 г.
Вступает в силу с 1 июля 2022 г.
Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20.05.2022 № 100(pdf, PDF, 1.7 Мб)
Наименование, реквизиты нормативного правового акта
I. Разработать Правила внутреннего контроля (с учетом требований Правительства РФ)
Правила – документ на бумажном носителе, утвержденный руководителем Общества.
Содержание Правил (обязательные программы):
а) программа организации системы внутреннего контроля;
б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев;
в) программа изучения клиента;
г) программа оценки рисков и управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
д) программа выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и представления сведений о них в Росфинмониторинг;
е) программа замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества;
ж) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
з) программа проверки системы внутреннего контроля;
и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
II. Загрузить Правила в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга
Сведения о дате утверждения правил внутреннего контроля необходимы при заполнении карты постановки на учет в Росфинмониторинге.
1). п. 2 ст. 7 115-ФЗ
2). Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 N 1188 (ред. от 03.02.2022) “Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами” (начало действия редакции – 04.02.2022).
3). п. 19 Административного регламента, утв. Приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 N 33
Разработать программу подготовки и обучения сотрудников в целях ПОД/ФТ с учетом требований законодательства и особенностей деятельности компании и клиентов.
Руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение.
В перечень включаются следующие сотрудники:
а) руководитель организации;
б) руководитель филиала организации;
в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля;
г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;
д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);
ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;
з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.
Программа должна предусматривать, в частности, изучение правовых актов Российской Федерации, правил и программ осуществления внутреннего контроля, а также типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок (п. 16 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203).
Формы обучения зависят от того, кто его должен проводить. Вводный инструктаж и дополнительный инструктаж проводит специальное должностное лицо компании, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (п. п. 7, 8 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203).
Целевой инструктаж и повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ осуществляют организации, учрежденные Росфинмониторингом, и другие организации (п. п. 11, 12 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203).
Перечень таких организаций размещен на сайте Автономной некоммерческой организации “Международный учебно-методический центр финансового мониторинга” (АНО МУМЦФМ) https://mumcfm.ru/
1). Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203
(ред. от 01.11.2010) “Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.09.2010 N 18375)
2). Приказ Росфинмониторинга от 19.07.2011 N 250
“Об установлении программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом”
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.09.2011 N 21883)
Назначить специальных должностных лиц, ответственных за реализацию Правил внутреннего контроля (прошедших соответствующее обучение).
Разработать иные внутренние организационные меры в указанных Законом N 115-ФЗ
Должностное лицо назначает руководитель организации точно в день принятия Правил (соблюдение проверяет Роскомнадзор, административная ответственность).
Идентифицировать клиентов до приема на обслуживание и сформировать анкету клиента
Росфинмониторинг рекомендует проверять клиентов с помощью специальных программ (не обязательно, можно вручную).
Например, Контур Призма: https://kontur.ru/prizma
Идентификация клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя (физических или юридических лиц, иностранные структуры без образования юридического лица, ИП, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), находящихся на обслуживании, независимо от того, разовая это сделка или она носит долгосрочный характер.
До приема на обслуживание необходимо установить следующие сведения в отношении юр. л. – наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения. Организация вправе на основании п. 5.4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ требовать и получать от клиента или его представителя документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица, ИП.
В целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, следует использовать сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, информацию из открытых баз данных органов власти и т.д.
Определить уровень риска клиентов
В правилах внутреннего контроля указывается какие уровни риска и на основании каких фактов клиент будет отнесен к тому или иному уровню риска. После идентификации клиента с учетом фактов клиенту присваивается определённый уровень риска (Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366).
Все сведения о клиентах необходимо фиксировать в специальной анкете, форму которой разрешено разработать самостоятельно в бумажном и электронном виде. Полученные личные данные должны надлежащим образом храниться. Досье на клиента хранится не менее пяти лет после окончания отношений с ним.
Анкета клиента должна содержать сведения, которые прописаны в приложении 3 приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366. Анкета хранится в течение всего периода обслуживания клиента и ещё пять лет после прекращения сотрудничества. Не реже раза в год все идентификационные данные клиентов нужно обновлять.
Сверять перечень клиентов со списком террористов и экстремистов (не реже одного раза в квартал, результаты сообщать в Росфинмониторинг в виде формализованных сообщений (ФЭС).
Признаки сомнительных действий клиента (включаются при автоматизации процесса): частая смена учредителей; адрес массовой регистрации; массовый директор — зарегистрирован в качестве генерального директора исполнительного лица; несогласованные ОКВЭДы — когда у клиента 20 ОКВЭДов, два или три из которых противоречат друг другу; наличие у клиента ОКВЭДов, которые ЦБ отнёс к высокорисковым видам деятельности; непубликация бухгалтерской отчётности за последний год или несколько; неуплата налогов.
1). Ст. 7 115-ФЗ
2). Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366
(ред. от 15.06.2021) “Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
3). Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103
(ред. от 09.01.2014) “Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок”
4). Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 “О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями”
Ответственность, если выяснилось, что клиент находится в списке террористов и экстремистов, действия бухгалтерии привели к финансированию терроризма или экстремизма (уголовная ответственность).
Документально фиксировать информацию о сомнительных сделках, свидетельствующую о возможном нарушении клиентом 115-ФЗ
Сохранять ее конфиденциальный характер.
ст. 6 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.
Зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга:
1. Заполнить заявление на подключение к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга.
2. Подписать заявление квалифицированной электронной подписью.
3. Получить уведомление о регистрации заявления.
4. Собрать пакет документов, которые подтверждают оказание услуг по аутсорсингу бухгалтерии и сдаче отчётности. Документы нужно отправить в Росфинмотонинг в бумажном виде, заверив подписью руководителя организации.
Ежедневно заходить в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга -это отслеживается. На отправку сообщения в Росфинмониторинг – 3 рабочих дня. Срок отсчитывается с момента, когда бухгалтерская фирма выявила сомнительную операцию (Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).
Приказ Росфинмониторинга от 20.07.2020 N 175- Порядок ведения личного кабинета, Порядок доступа к личному кабинету и его использования.
Передавать информацию в Росфинмониторинг
После регистрации ЛК можно проверять своих клиентов по определенным перечням, которые там размещены, и взаимодействовать с Росфинмониторингом, отправлять в Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения (ФЭС). Отправлять ФЭС можно напрямую через личный кабинет Росфинмониторинга или с помощью программ, которые предлагает регулятор и сторонние вендоры.
Если возникают подозрения об осуществлении операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то следует представить информацию о данных операциях в Росфинмониторинг (независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
1). Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 N 569 утверждены Правила передачи информации
2). Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110
(ред. от 30.10.2020) “Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.
3). Приказ Росфинмониторинга от 07.10.2021 N 219
“Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению”.
Основанием для начала исполнения должностными лицами Росфинмониторинга (территориального органа Росфинмониторинга) административной процедуры является приказ о проведении проверки.
Предметом проверки является соблюдение организацией (индивидуальным предпринимателем) и ее (его) должностными лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
28. Должностные лица, осуществляющие контроль, проводят проверки по следующим вопросам:
наличие в организации (у индивидуального предпринимателя) правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), соответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также их реализация;
наличие в организации (у индивидуального предпринимателя) специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, документов о его назначении, а также соответствие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям, установленным законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
соблюдение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к подготовке и обучению кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
соблюдение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев (в том числе порядка работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму);
соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
соблюдение порядка документального фиксирования и представления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
соблюдение требований по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
соблюдение конфиденциального характера информации, полученной в результате реализации правил внутреннего контроля.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю
Приказ Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191
“Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства”
Требования 115 ФЗ в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
– сделки с недвижимым имуществом;
– управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
– управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
– привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
– создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”
Пункт 5 Информационного письма Росфинмониторинга от 19.07.2018 N 54 “О применении отдельных норм Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001
В соответствии с требованиями Положения Банка России от 12 декабря 2014 г. N 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при обращении клиента в Регистратор для проведения операции, обновление сведений об указанном клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце должно быть завершено до ее проведения.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п.14 Статьи 7 Закона о ПОД/ФТ, клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Закона о ПОД/ФТ, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.
Обращаем Ваше внимание на необходимость своевременного внесения изменений в данные, содержащиеся в Анкете зарегистрированного лица. Если анкетные данные не меняются, то, в рамках подпункта 3 п.1 Статьи 7 Закона о ПОД/ФТ, рекомендуем не реже одного раза в три года подтверждать актуальность этих данных, предоставляя Регистратору на бумажном носителе Заявление на внесение изменений в данные лицевого счета и Анкету зарегистрированного лица (Формы этих документов смотрите в разделе Бланки этого сайта). Просим ознакомиться со следующим письмом.(Форма письма).
В соответствии с п. 11 Статьи 7 Закона о ПОД/ФТ, Регистратор вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, а также обязан отказать в приеме клиента на обслуживание в случае отсутствия полной или частичной информации, которая должна быть предоставлена регистратору в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ. Просим ознакомиться со следующим письмом.(Форма письма).