Балтийск глазами жителя. О климате, экологии, районах, ценах на недвижимость и работе в городе. Плюсы и минусы жизни в Балтийске. Отзывы жителей и переехавших в город.
Общие сведения и история города
Балтийск — считается самой западной географической точкой России. Находится он в Калининградской области в 47 километрах от областного центра. Занимает площадь около 49,3 кв. км Земландского полуострова. Северо-западная часть города омывается Балтийским морем, южная и восточная части — растянулись по берегам Приморской бухты, Калининградского и Гданьского заливов.
Общий вид на Балтийск с высоты птичьего полета
До 1946 года Балтийск, как известно, был немецким и назывался Пиллау (Pillau). Изначально, он был построен, как укрепительный бастион в период Тридцатилетней войны, но в последствие получил городские права.
Позже, став советским, он продолжил свою боевую историю став базой военно-морского флота и до 1986 года был закрыт для свободного посещения: даже жителям калининградской области требовались спецпропуска. Соответственно, здесь не происходило развития никаких иных инфраструктур, кроме тех, которые были необходимы для обслуживания военнослужащих и их семей.
С 2008 года город именуется «Муниципальное образование г. Балтийск» и включает в себя пос. Мечниково, пос. Севастопольское (Камсигал) и Балтийскую косу.
Балтийск — не самый туристический город в Калининградской области. Но тем и хорош, что там еще можно отыскать и романтику, и уединенные места. Многие даже считают Балтийск закрытым городом. Хотя на самом деле граждане России могут посещать бывший немецкий Пиллау беспрепятственно.
Когда говорят, что Калининград — это западная точка РФ, имеют ввиду не сам областной центр, а Балтийск. Он максимально близок к Польше.
Гданьск и Гдыню — такие же прусские когда-то города, как и Балтийск, — в ясный день и при доле воображения можно чуть ли не рассмотреть с берега. Правда, чтобы попасть туда на машине, ехать нужно в объезд, через Калининград (∼ 220 км). Зато по морю или через Балтийскую косу до Польши рукой подать.
В этой статье расскажем, что можно посмотреть в Балтийске самостоятельно, а что интереснее с экскурсией. О самом городе и его особенностях.
Экскурсии в Калининграде
Самые интересные экскурсии — это маршруты от местных жителей на Трипстере. Начать можно с обзорного тура по Калининграду. Сориентироваться в городе, пройти от Кнайпхофа до Амалиенау. И съездить на экскурсию «В поисках сокровищ Балтики» — Балтийск, Янтарный, Светлогорск за день без толпы.
Что посмотреть в Балтийске
1. Морской порт
Координаты: 54.638545, 19.891758
Балтийск, как морской город, начинается с порта. В Калининградской области он занимает второе место по значимости. Считается, что пересечение сухопутных и морских путей сложилось там на редкость удачно. В одной из бухточек можно покормить знаменитых лебедей, пережидающих холода в теплом заливе.
Но особенно порт оживляется в день ВМФ, когда можно увидеть парад кораблей и демонстрационную высадку десанта. Проводятся экскурсии по палубе боевого судна, офицеры рассказывают о принципе работы вооружения.
2. Памятник Петру I
Координаты: 54.638625, 19.892744

В 1998 г. на набережной Балтийска появился памятник Петру I. Открытие было приурочено к 300-летию Балтийского флота. Император изображен на нем в полный рост, с подзорной трубой в правой руке и свитком в левой. Вместе с постаментом весит 2,5 т и достигает в высоту 6,4 м. Стоит заметить, что Петр I был в Пиллау трижды. И в шутку назвал Балтийск «маленьким Амстердамом».
3. Балтийский маяк
Координаты: 54.638816, 19.893323

Один из символов Балтийска. Чтобы узнать этот город на фото, на нем обязательно должен быть маяк. Как Исакиевский собор в Петербурге или Памятник затопленным кораблям в Севастополе. Был построен более 200 лет назад, и чудом пережил Великую отечественную войну. Свет 32-метрового Балтийского маяка распространяется на 16 морских миль. Изначально для розжига огня использовался растительный жир. В 1874 г. топливо заменили керосином, а затем газовыми горелками. А с 1934 г. в башню провели электричество, которое и по сей день питает маяк.
4. Музей Балтийского флота
Координаты: 54.640699, 19.891044

Впервые был открыт в 1959 г. И с тех пор несколько раз изменял месторасположение. Сейчас Музей Балтийского флота базируется в здании, где до начала войны находился суд города Пиллау. Экспозиция включает макеты кораблей, оружия, боеприпасов, военные фотографии, документы и награды моряков. Само здание тоже притягивает взгляд псевдоготическим стилем. Открыт с 10:00 до 18:00, кроме понедельника и вторника (чтобы не прийти и не сфотографировать фасад, как мы).
Михаил Дедов: «Интересный музей. Много разноплановых экспонатов. Неожиданных иногда. Например, личные вещи А. И. Покрышкина. Или лодка самалийских пиратов во дворике. Если задаться целью всё хорошо изучить, то в этом музее можно провести очень много времени.»
5. Цитадель Пиллау
Координаты: 54.642694, 19.887358
Крепость Пиллау — одно из самых масштабных сооружений старого Балтийска. Ее начали воздвигать по указу Густава II Адольфа, правителя Швеции. Но уже в 1697 г. Петр I постигал там артиллерийское и бомбардирское искусство. Немцы использовали цитадель для хранения боеприпасов. В 1994 г. она была отнесена к числу культурно-исторических памятников, и в 2017 г. здание передали музею.
Состояние крепости не идеальное, хотя само сооружение очень интересно. По форме Пиллау напоминает звезду, протяженность каждой из ее пяти сторон которой равна 80 м. На каждом из углов находится бастион с индивидуальным названием:
- Кёниг (Король);
- Кёнигин (Королева);
- Кронпринц (Наследный принц);
- Пруссия;
- Альбрехт.
Цитадель окружает наполненный водой ров. А рядом разделяющий Балтийскую косу и город пролив. Но обратите внимание: чтобы за один день увидеть и крепость, и другие достопримечательности Балтийска, лучше ехать с гидом.
Например, 8-часовая экскурсия «На самый запад России — в Балтийск!» включает и цитадель Пиллау, и набережную с портом, и историческую часть с водонапорными башнями, казармами и церквями, и Балтийскую косу.
6. Пляж с янтарной крошкой
Координаты: 54.651951, 19.882745

Пляж в Балтийске большую часть времени «дикий». И только летом там появляются шезлонги с зонтами, палатки с напитками и мороженым, сувениры у памятника Елизавете II. Пляж в целом, как ожившая декорация к «Долгой дороге в дюнах». Да и современным фильмам, снятым в Калининградской области. По нему приятно гулять. А поскольку он облюбован «ловцами янтаря», на берегу остается янтарная крошка, которую можно собирать горстями. Причем размер такой, что на границе и внимания не обратят (а может обратят). Но в качестве сувенира — чудесно.
7. «Елизаветинский форт»
Координаты: 54.646733, 19.876194

Постамент под названием «Елизаветинский форт» установлен на стыке мола и спуска к пляжу Балтийска. Внутри него планируется открыть музей. А наверху стоит статуя императрицы верхом на коне. Елизавета Петровна одета в форму полковника Преображенского полка и как будто встречает плывущие в сторону залива корабли. Высота композиции — 14 м, вес монумента из бронзы — 12 тонн.
8. Балтийская коса
Координаты: 54.632962, 19.882384
В советские времена была заповедной территорией, попасть на Балтийскую косу можно было только по пропускам. Сейчас полюбоваться природой, насладиться морем и песчаным пляжем может каждый. Для этого нужно сесть на паром на набережной Балтийска (ходит каждые 2 часа). Из достопримечательностей интересен заброшенный форт недалеко от Южного мола. Он был построен в 1869 г. для защиты пролива, но использовать его по назначению так и не пришлось.
К сожалению, в наше время форт не охраняется государством. И Балтийское море разрушает постройки.
Балтийск — это город, где немецких домов сохранилось чуть ли не больше, чем в Калининграде. Большая часть из них принадлежит военным. И попасть за высокие заборы и ворота шансов нет. Но когда видишь эти фасады из красного кирпича, не остается сомнений, что вы на бывших немецких землях.
Кстати, только на экскурсии нам напомнили о том, что Восточная Пруссия уже входила в состав Российской империи. Задолго до того, как Калининградская область отошла СССР по итогам Ялтинской конференции 1945 г. И именно ту победу символизирует монумент Елизавете II на Северном молу — под ее командованием русская армия расширила свое присутствие в Балтийском море.
Вопрос — ответ
Как добраться до Балтийска?
На рейсовом автобусе №107 с Южного автовокзала Калининграда (или любой остановки общественного транспорта на Ленинском проспекте). На маршрутке №207-э от остановки «Театральная». Также с Южного вокзала ходят электрички.
Стоит ли заказывать экскурсию или можно посмотреть Балтийск самостоятельно?
Балтийск — не тот город, где можно заблудиться. Как в Зеленоградске, где центр состоит из хоть и небольшого, но лабиринта улиц. Нет там и особняков, о каждом из которых можно рассказать целую историю, как в Светлогорске. Для самостоятельного осмотра он вполне пригоден. Но если любите получать интересную и структурированную информацию, экскурсия нужна. Особенно в районе цитадели Пиллау — масштабного сооружения, куда самим и идти-то страшно.
Где остановиться в Балтийске?
«Золотой Якорь» — атмосферная гостиница в центре Балтийска. Расположена прямо на набережной, недалеко от бухточки, куда заплывают лебеди. Или «Волна» — современный четырехзвездочный отель на ул. Черноморская, 30 А.
Где находится Северный, а где Южный мол в Балтийске?
Северный мол — это продолжение набережной Балтийска. По правую руку от него находится пляж, а в начале установлен памятник Елизавете II («Елизаветинский форт»). Южный мол — на Балтийской косе, параллельно Северному.
Мой телеграм канал «Как обстановка?» — об отдыхе в России 2023. О том, что происходит в разных уголках страны от Калининграда до Крыма.
Читайте также:
Балтийск прочно ассоциируется у калининградцев с военной базой, чудесными широкими пляжами и длинным молом. Недавно открытый для «посторонних» глаз приморский город привыкает к своей привлекательности и не стесняется рассказывать тысячи историй своего существования.
Так получилось, что за Пиллау (именно так назывался Балтийск до 1945 года), боролись многие короли и даже природа. Море всячески способствовало появлению и развитию города. К сожалению, как и во многих городах Калининградской области, от прежней архитектуры в основном остались лишь рассказы. Но узкие мощёные улочки, памятники и набережные помнят всех, кто когда-то пытался стать хозяином этого города.
Гуляя по Балтийску под рассказы гида, то и дело хотелось закрыть глаза и представить Пиллау во все времена — начиная от появления в нём первых авантюристов в погоне за янтарём и заканчивая строительством Северного мола, который по сей день принимает гостей для длительных прогулок на закате. Однако обо всём по порядку.
Русалки, осётр и шторм
Известно, что Балтийск сформировался из пяти самостоятельных деревень. Первые упоминания о поселении в этом районе относятся к XIII веку. Называлась эта деревня Вограм и занимала территорию в 17 гектаров. Населяли её рыцари и переселенцы из Европы, которым приглянулось богатое рыбой море и леса, полные добычи. Впрочем, многих влекло и желание разбогатеть — песок у моря был «размешан» дорогостоящим янтарём.
Как уже говорилось, борьбу за эту территорию предпринимали не только люди, но и стихия. Ненормальные в нашем понимании природные явления случались на этой местности довольно часто. Среди них и Северное сияние, и падение метеорита, и снег в июне. Что касается ветра, то он сыграл решающую роль в жизни этих мест. Так, первый разрушительный шторм обрушился на Вограм в 1690 году, и выжившие люди были вынуждены перебираться в другие поселения.
Что касается деревни с названием, похожим на Пиллау (Пилль, Пиле), то она появилась на 166 лет позже возникновения деревни Вограм. В переводе с прусского это означало «гора», «замок», «крепость». Но существует древняя прусская легенда, что имя городу дала русалка Пилла, которая выходила на берег, чтобы посушить волосы. Верить этому или нет — решать читателю, но, на мой взгляд, такое начало истории для чудесного приморского города звучит вполне натурально.
Все жители этого селения были так или иначе заняты в отлове и обработке осетра. Важнейшим зданием деревни являлась Осетровая изба на холме — на её месте сейчас стоит православный храм. Стоит отметить, что именно этой рыбе Балтийск обязан своим становлением. Вокруг этой избы и появилось первое поселение, а само здание представляло собой что-то вроде казны — помимо рыбы сюда несли собранный янтарь. Тогда в год вылавливали до тысячи осетров, а его переработка была государственной монополией. Мастера осетрового дела и даже их помощники являлись самыми влиятельными жителями города. Впрочем, значимость этой рыбы не прошла мимо — её изображение позже стало красоваться на гербе Пиллау, а сейчас — на гербе Балтийска. Для многих, скорее всего, станет сюрпризом, что в нашем море когда-то водилась такая редкая рыба. Дело в том, что осётр любит чистую воду, и когда корабли перешли на мазутное топливо, он практически исчез из Балтийского моря.
Неизвестно, как сложилась бы судьба этой территории, если бы в 1510 году с моря не пришёл жесточайший шторм, во время которого образовался пролив, отделивший нынешнюю Балтийскую косу от суши. Отголоски этого шторма почувствовали и жители Кёнигсберга, многие из которых не смогли уснуть из-за бушевавшей Преголи. Позже жители Пиллау стали называть пролив «данным Богом», потому что с его возникновением резко к лучшему изменилась и жизнь уже нового поселения.
Новый Пиллау, шведы и первые камни крепости
После шторма жители Пиллау вышли из укрытий и обнаружили, что их город приобрёл иные очертания: часть суши отделилась, и образовался пролив. После этого дня жизнь уже не была прежней — люди обосновались на нынешней косе, а пролив стал судоходным, привнеся колоссальное развитие в экономику и историю города. Именно с этого момента Пиллау разделился на Старый и Новый.
Пролив под названием Фриш-Гаф обеспечил грандиозные перемены, доходы и развитие города. За десять лет в Пиллау появились жаровни с углём для освещения, примитивные фонари, пивная и пекарня. Город стал укрепляться и в военном плане — появился блокгауз, который позже был передан таможне и земляные укрепления, рвы. Таможенные сборы, которые вносили проплывающие суда, и благополучная торговля осётром приносили немалые доходы и обеспечивали жизнь поселения.
За век Пиллау стал лакомым кусочком для завоевателей, и во время прусско-шведской войны в 1623 году король Швеции Густав II Адольф высадился в мирном городе. Через три часа его войска полностью оккупировали Пиллау, а король заявил, что «эта плохая песчаная площадка нужна ему временно». Вскоре он поручил своим подчинённым построить крепость и отправился в поход. Для её возведения было собрано четыре тысячи человек — однако через год огромное количество жизней унесла чума. Строительство известной для нас Шведской крепости продолжилось лишь в год смерти короля, в 1632 году. Голландский инженер Матнал Венту приступил к возведению пятиконечного здания, которое через три года в честь примирения было продано Пруссии. История и архитектурные особенности этой крепости очень занимательны, и мы обязательно вернёмся к ним в следующий раз.
Фридрих Вильгельм Великий, статус города и первые русские следы
Через год после заключения мирного соглашения между пруссами и шведами в Пиллау вошли Бранденбургские войска. Их жизнь на этой территории была несладкой — всё зависело от количества денег, полученных от продажи янтаря и таможенных сборов. Зимой мореходство почти прекращалось, и жизнь становилась практически невыносимой. Однако это не убило боевой дух солдат, и они продолжали строительство крепости.
В 1657 году вновь вспыхнула польско-шведская война, и Пиллау снова угрожала опасность. Для защиты была собрана флотилия в три корабля, которая стала основой будущего прусского флота. Командовал кораблями губернатор Пиллау — полковник Пьер де ля Каве. Спустя три года Польша и Швеция вновь заключили мирный договор, что вернуло в город спокойные времена.
В это время к власти в Пиллау пришёл Фридрих Вильгельм Великий, который стал одной из ключевых фигур в истории города. За время его правления жители получили право торговли с владельцами корабельных грузов, была построена мельница и небольшой деревянный маяк. Недалеко от маяка появилась первая гостиница и первый бастион для защиты от шторма. К 1660 году в Пиллау проживало около 300 человек.
В 1697 году — за три года до того, как была завершена пятиконечная крепость, в рамках Великого посольства в Пиллау прибыл Пётр I. Его свита насчитывала четыре тысячи человек. Для того, чтобы лучше узнать архитектуру и укрепить связи, российский царь был в Пиллау ещё дважды — в 1711 и 1716 годах. Русский правитель пользовался большим уважением среди пруссов. Король Фридрих Вильгельм I даже преподнёс ему в подарок Янтарный кабинет в 55 квадратных метров и Янтарную комнату. Легенды об этой комнате хорошо известны калининградцам, ведь следующим пристанищем для сокровищ после Санкт-Петербурга стал Кёнигсберг. Дальнейшая судьба Янтарной комнаты неизвестна — сколько бы её ни искали. В ответ на щедрый подарок Пётр «преподнёс» пруссу 55 русских великанов для королевской гвардии. Ко дню 300-летия Балтийского флота в городе был установлен памятник последнему российскому царю.
Всё это время стремительно развивающееся и привлекательное для иностранцев поселение не имело статуса города. Его Пиллау приобрёл только в 1725 году. Тогда был введён и известный балтийцам герб с изображением осётра в золотой короне.
Следующий русский след в Пиллау был оставлен во время Семилетней войны, в 1758 году, когда армия Елизаветы I заняла прусские территории. Когда войска российской императрицы сошли на берег Пиллау, многие горожане сбежали в Кёнигсберг. Однако те, кто остался, не подвергались лишениям и пыткам. Напротив — всё население было объявлено свободным в вере, торговле и печати. Студенты продолжали учёбу, а преподаватели пользовались особым почтением русских. Даже занятые в строительстве прусские крестьяне отпускались домой на сбор урожая, который шёл на их обеспечение. В свою очередь, русские войска питались хлебом, привезённым с родных полей.
Рано или поздно патриотические чувства пруссам всё-таки пришлось усмирить — 24 января, в день рождения короля Фридриха Великого, все они дали присягу на верность России. Однако это была своего рода привилегия, ведь в России присягать имели право только дворяне. Своё колено перед Елизаветой преклонил и великий философ Иммануил Кант.
Такое положение дел, по понятным причинам, не устроило прусского короля, и он с первого дня вторжения на свои земли стал вынашивать план возмездия. Одну из ключевых ролей в этом заговоре сыграл почмейстер Пиллау Людвиг Вагнер, который передавал королю информацию и деньги. Несколько лет пруссы разрабатывали схему освобождения Пиллау от «узурпаторов», однако их планы не увенчались успехом. Заговор был раскрыт, а его участники, Вагнер и другие помощники короля, были сосланы в Сибирь.
Французы, маяк, Северный мол и упадок Пиллау
Во время франко-прусской войны в начале 19 века французы впервые вошли в Пиллау. Тогда армии не удалось взять крепость, а через месяц государства уже заключили Тильзитский мир. Вторая попытка обосноваться в приморском городе пришлась на 1812 год. Занявшие город французы оставались в нём недолго — в это же году они отступили под натиском русских солдат.
Вскоре после этих событий, в 1816 году, в Пиллау был построен новый маяк, который до сегодняшнего дня является одним из символов города. Его высота составляет более 30 метров. Автор постройки неизвестен — разные источники предполагают разные версии. Огонь, указывающий путь морякам, виден на 16 морских миль (около 30 километров).
В 19 веке в Пиллау появилась ещё одна достопримечательность, которая и сегодня является визитной карточкой Балтийска. Самая западная точка России — Северный мол — строился более сорока лет, с 1840 по 1883 год. Предпринять такой дорогой «проект» было необходимо для обуздания морских потоков и предотвращения обмеления пролива. Мол действительно выполнил свою функцию — глубина пролива увеличилась с трёх до девяти метров, а Пиллау не утратил привилегий таможни.
В сороковых годах 19 века Пиллау начал испытывать экономические трудности. Торговля шла хуже, и всё больше людей оставались без работы. Однако работа по развитию города шла непрерывно — в 1865 года Пиллау и Кёнигсберг связала железная дорога, что в разы облегчило доставку товаров. Весь 19 век и до 1945 года в городе проводилось плановое озеленение — высаживались деревья, строились широкие прогулочные дороги.
В 1817 году в Пиллау открылась первая типография, благодаря которой удалось сохранить сведения о судах, заходивших в городской порт. Позже, в 1848 году в будущем Балтийске появилась первая местная газета «Огни Пиллау». Постоянный труд жителей Пиллау и их крепкий дух позволили вывести город из кризиса — во второй половине 19 века он стал самым доходным в Восточной Пруссии. Для отдыха и для того, чтобы «подлечить нервы», в этот город приезжали «сливки» творческой элиты. В 1869 году здесь были впервые организованы соревнования кёнигсбергского яхт-клуба «Рил», которые с 1880 года ежегодно проводятся летом. С началом перестройки эта традиция возобновилась, и регата, как правило, проводится в День военно-морского флота.
Несмотря на успех горожан, прогресс сделал своё коварное дело — в 1901 году был открыт Кёнигсбергский канал, который позволял судам заходить в город, минуя Пиллау. Это событие постепенно стало приводить жизнь горожан в упадок.
С тех пор в городе начались попытки вывести его «на другой уровень». Власти намеревались «перепрофилировать» Пиллау в туристический объект, а для этого ему были необходимы изменения. Кроме того, в это время началось развитие промышленности. «В 1914 году началась первая мировая война. Русский флот заминировал побережье моря. По словам О. Шлихта, мины были очень хорошего качества, но плохо установлены. Настоящая паника была, когда их начало выбрасывать на побережье. Подрывались не только корабли и рыбачьи лодки в море, но и люди на побережье. Специалисты ходили по берегу и обезвреживали мины. Когда русские войска почти приблизились к Кёнигсбергу, многие бежали из города. Огромное впечатление на жителей произвело зрелище, когда конвой из кораблей шёл в сопровождении дирижабля», — пишет в своей книге «Тайны Пиллау» Лидия Довыденко.
Для жителей города наступили тяжёлые времена: еда по карточкам, основной продукт питания — брюква. Люди были обязаны отдавать металл, а ценности государство скупало. После окончания войны Пиллау стал единственной возможностью попасть из Восточной Пруссии в Германию без польского контроля. Через морские ворота города прошли сотни судов с желающими приехать в Пруссию или уехать из неё. В 1921 году Пиллау стал закрытым городом и был объявлен базой германского флота, что, однако, не мешало дальнейшему развитию инфраструктуры города. Так, в 1927 году в городе появился водопровод, а первая водонапорная башня сохранилась и по сей день. А построенные в том же году очистные сооружение остались практически нетронутыми и используются балтийцами сегодня. Кроме того, в тридцатые годы в Пиллау начали масштабно строить отели, пансионаты и маленькие кафе, а в 1934 году было начато строительство аэродрома. Туристы продолжали прибывать в город, было налажено транспортное сообщение с Кёнигсбергом и по городу.
Вторая Мировая война прервала все начинания и строительства и город вновь погрузился в нищету. Из воспоминаний Эрвина Фридриха Кафке, который работал в администрации Пиллау.
«Осётр над ратушей сверкал короной радостно, гостеприимно. Он видел бесконечную нищету, смерть и нужду, когда 18 января 1945 года поток восточно-прусских беженцев влился в город и торопился в порт».
Несмотря на вход советских войск в город, около 250 коренных жителей предпочли остаться в Пиллау. Однако в 1948 году они были принудительно депортированы. 27 ноября 1946 года Пиллау был переименован в Балтийск.
Воспоминания жителя Пиллау
Выходцы из Пиллау сейчас в основном проживают в немецком городке Эккенферде. Ежегодно они собираются у памятника Великому Кюрфюрсту, построенному в 1913 году в их родном Пиллау. Он случайно уцелел во время войны и был найден в Гамбурге, откуда его и доставили на новое место жительства этих людей.
Некоторые из них смогли побывать на родине и рассказать нынешним балтийцам, каково это было — жить в чудесном приморском городе. Лидия Довыденко любезно предоставила журналистам Калининград.Ru рассказ одного из них.
Из воспоминаний Иоахима Рюге, который проживает вместе с женой Верой недалеко от Дрездена:
«Мы любили собираться у большой кафельной печи, особенно в осенне-зимнее время и когда из-за шторма выключали электричество. Отец часто отсутствовал дома, потому что работал лоцманом и провожал заходившие корабли по морскому каналу в Кёнигсберг или в Эльбинг (Эльблонг). А мама всегда была с нами. Мы очень любили сумерничать, экономя электричество, сидя около нашей печи. Мы пели песни, например, «Знаешь ли ты, сколько звёздочек на небе», ели яблочный пирог, или мама рассказывала о своем детстве. Её родительский дом был таким крошечным, что в нем едва помещался стол со стульями вокруг него. Но это не мешало ему быть милым и уютным».
«4 апреля 1937 года я был записан в первый класс. По старой традиции я получил подарок. Была такая картонная упаковка в виде длинного конуса длиной около 80 сантиметров, которая наполнялась сладостями и мелкими предметами, необходимыми в школе. Народная школа, в которую я ходил, находилась на современной улице Головко, это здание не сохранилось. На занятия физкультурой шли мы через школьный двор в спортивный зал, который принадлежал средней школе для мальчиков (сейчас это здание матросского клуба), в которой я стал учиться после Пасхи 1941 года. Мой путь в школу был очень коротким, в отличие от моего старшего брата и сестры, которые учились в Пиллау-2 (сегодня это лицей №1). Английский был первым иностранным языком, а с 3 класса я начал учить латинский».
«Сегодня центром Балтийска является Пиллау-2, а в моё время основная жизнь города была сосредоточена в Пиллау-1. Кажется, это небольшое пространство — а здесь была 21 улица и две площади. Дома по большей части были одноэтажными. Центральная площадь (сегодня конечная остановка микроавтобусов на Кронштадтской) имела треугольную форму. На ней стояла ратуша с башенкой, на шпиле которой вертелся металлический осётр и показывал направление ветра. Тут же располагалась аптека, кафе-мороженое, кайзеровский кафе-магазин, многочисленные торговые лавочки и всеми нами любимое кино. В центре площади был фонтан. Важнейшими постройками были маяк и лоцманская башня, памятник великому курфюрсту (на месте памятника Петру I), великолепное здание почты (не сохранилось), «Золотой якорь», здание суда (музей БФ), реформистская церковь (сегодня православная), старая крепость и казармы (здание штаба базы). Среди кафе и столовых любимым местом у горожан было кафе Ильске-Фалле (не сохранилось). Оно было оформлено в морском стиле, на стенах висели картины, связанные с темой моря и морской жизнью».
«За очистной установкой между крепостью и каналом был луг, и там находилась так называемая белильня. Здесь хозяйки сушили на солнце белое постельное бельё, белые полотенца и скатерти. Зимой же в этом месте один житель Пиллау (имя не помню) заливал здесь каток, и мы катались там, сколько хотели, за 10 пфеннигов. Каток был очень популярен».
«Во время войны в Пиллау стоял знаменитый лайнер «Роберт Лей» как раз напротив памятника курфюрсту. Его каюты стали квартирами для многих матросов-подводников. Мы, дети лоцманов, полностью излазили и изучили этот корабль, учили азбуку Морзе, одевали противогазы. Однажды я обрызгался кислотой, на месте этих брызг появились дырки. Это была катастрофа, и мама долго нашивала множество заплаток, так как другого костюма у меня не было. С августа 1944 года начались бомбардировки Кёнигсберга английской авиацией. Мы с братом залезли на чердак и из окна увидели кроваво-красное небо на востоке. Это горел Кёнигсберг».
Калининград.Ru благодарит за помощь в подготовке материала Лидию Довыденко, учёного и журналиста, которая уже трижды переиздавала свою книгу «Тайны Пиллау». Также редакция выражает благодарность Фёдору Мунтяну за экскурсию и старые фотографии города.
Интересные факты о городе
В 1585 году жители Пиллау наблюдали Северное сияние.
В 1642 году в Пиллау был издан указ, предусматривавший большие штрафы женщинам, которые были замечены в ссорах и сплетнях.
Знаменитый композитор Рихард Вагнер бежал от кредиторов в Лондон через Пиллау.
В 1769 году на территорию Пиллау упал метеорит.
Первый поезд с пассажирами из Кёнигсберга дошел до Пиллау за 78 минут.
В июне 1871 года в Пиллау выпал снег.
Текст — Елизавета Шафер, фото — Кирилл Новиков
Предприятия и работа в Балтийске
Градообразующим предприятием Балтийска является судоремонтный завод (СРЗ № 33). Здесь занято около 20% населения города. Востребованные специальности — газоэлектросварщик, судоремонтник, механик, электромонтер, специалисты на плавучие доки. Можно устроиться и без специального образования — разнорабочим, но в основном требуются специалисты. Оплата — сдельно-премиальная: от 20000 руб. до 35000 руб.
Рабочие места здесь плотно заняты старожилами, военными пенсионерами, теми, кто уже работает на заводе по лет 20-30. Если сравнивать с предыдущими годами, то сейчас на заводе стало меньше госзаказов и иностранные суда встают на ремонт реже — только в экстремальных случаях. Работа достаточно тяжелая, поэтому молодежь на завод не особенно стремиться.
Следующее место работы в Балтийске — это грузовой порт — сюда всегда можно пристроиться грузчиком за 15000-20000 руб.
Далее идет военная служба по контракту или гражданские должности в войсковых частях — водитель, повар, снабженец. Военные контрактники (есть как мужские, так и женские должности) получают 40000 руб, водитель, например, на бензовоз — 20000 руб.
Есть еще одно крупное предприятие «Нефтяная компания» («БНК»), но туда, конечно, устроиться просто так невозможно: нужны знакомства.
В общей сложности в Балтийске около четырехсот средних и мелких компаний, в которых можно найти работу. Зарплаты будут варьироваться от 7000 руб. (оператор котельной, нянечка в д/саду, санитарка в больнице) до 15000 руб. (менеджер, бухгалтер, продавец и проч.) «Дешевой» работы в городе хватает, но население предпочитает ездить в Калининград. Автобусы и маршрутки в областной центр отправляются, практически каждые 20 мин. Время в пути 1,5 часа, стоимость билета 65 руб. Есть и ж/д сообщение: дизель-поезд туда-обратно обойдется в 126 руб.
Некоторые находят дополнительные источники заработка: владельцы легкового транспорта отправляются «бомбить» в Калининград (расстояние до областного центра — 42 км) — за ночь можно заработать от 1000 до 3000 руб (без потраченного бензина) или «таксуют» по Балтийскому округу (таксистов в городе очень много, поэтому цены на поездки иногда опускаются до 30-50 руб); другие промышляют янтарем или занимаются продажей «доступного топлива» (последние два вида деятельности, конечно, не имеют массового масштаба и очень рискованны в плане отношений с законом).
Что же касается прожиточного минимума в городе, то в среднем он составляет 3800 руб в месяц на человека. Большинство имеют дачи и огороды, поэтому семье из трех человек можно прожить на 12000 руб без квартплаты.
Немного об инфраструктуре города
Особенностью коммунальных услуг в Балтийске является то, что при наличии центрального отопления в многоквартирные дома не подается горячая вода. Объясняется это тем, что кочегарки города до сих пор не переведены на отопление природным газом: газопровод еще только-только «тянут» из Калининграда. Котельные на солярке и твердом топливе и без того дорого обходятся городскому бюджету. Поэтому жители устанавливают в своих квартирах электробойлеры. За электричество (с бойлером), обычно выходит 1200-3000 руб. в месяц Средняя плата за коммунальные услуги в панельной «двушке» 45 кв. м в зимний период — 3600-4500 руб., в летний период — 980-1800 руб.
Все крупные магазины сосредоточены на главной улице Ленина. Здесь находится и торговый рынок, прозванный балтийцами «Поле чудес». Раньше тут была торговля «чем попала с чего попало», сейчас на этом месте масса павильонов, магазинчиков: осталось местечко и для бабушек, торгующих натурпродуктом. Сетевые супермаркеты «Виктория», «Вестер» у местных особой популярностью не пользуется. Предпочитают закупать продукты в небольших магазинах, расположенных чуть дальше от рынка: там они свежее и дешевле.
В городе восемнадцать средних образовательных школ плюс, лицей и гимназия, школа искусств, музыкальная школа. Несколько спортивных школ, как уже было сказано выше, на Балтийской косе есть ДЮСШ по академической гребле, в вновь открывшемся спорткомплексе — плавательный бассейн. В Балтийске достаточно сильная подростковая футбольная команда. Однако существует серьезная проблема с детскими садами. За последние 30 лет здесь не построили ни одного нового дошкольного учреждения и, поэтому очередь на сегодняшний момент составляет около 1500 детей (при движении 150-200 детей в год).
Криминальная обстановка
В плане преступности город относительно спокойный. Город небольшой и здесь действует закон «все друг друга знают».
Из последних серьезных происшествий был случай в 2013 году, когда сын одного из высокопоставленных чинов совершил наезд на своем автомобиле на человека в центре города со смертельным исходом, скрылся с места аварии и до сих пор находится на свободе. А это дело в суде обросло новыми версиями: вплоть до «нечаянного наезда на уже мертвое тело, валяющееся посреди города».
Случаются «разборки» между нелегальными ловщиками янтаря и полицией (конечно, здешние «старатели » не имеют таких масштабов добычи, как, например, в пос. Янтарном, поэтому и трения с представителями закона не такие серьезные, как там), сбытчиками краденого топлива с военных баз и феэсбешниками.
В основном же в городе могут, раз от разу, случаться кражи, пьяные драки, дебоши. Причем подобное в Камсигале процветает чуть больше, чем, к примеру, в Мечниково, а на Балтийской Косе такого вовсе не наблюдается (если только заезжие туристы не устроят ). Кражи совершают, как правило, солдаты-срочники, сбежавшие в «самоволку» или «дембеля» уже отслужившие, перед отъездом могут вскрыть продуктовый ларек — так сказать «на посошок».
Районы Балтийска и стоимость недвижимости
Мечниково
Поселок находится в 4 км от Балтийска по Калининградскому шоссе. Если ехать из Калининграда в Балтийск, то после бывшей «Заставы» (КПП, где у въезжающих раньше проверяли документы ) следующими остановками будут «Госпиталь» и «Мечниково». В советское время поселок был, естественно, закрытой зоной и здесь до сих пор базируется база морской пехоты Балтийского флота.
В 2013 году Мечниково «прославилось» на весь мир выехавшим на пляж десантным кораблем.
В последнее время земля в поселке пользуется большим спросом для постройки дач и коттеджей. Она дешевле, чем аналогичные участки в раскрученных курортных местах (Светлогорске, Янтарном, Зеленоградске). Появилось несколько частных гостевых домов для летнего отдыха.
Участок земли в Мечниково площадью 6 соток в 200 метрах от моря можно приобрести за 800 000-1 000 000 рублей, а такой же в Светлогорске (только в двух километрах от моря) за 1 800 000-2 500 000 руб.
Основной же жилой фонд поселка представлен пятью блочными «пятиэтажками» и несколькими, еще немецкой постройки, одноэтажными домами. Средняя стоимость жилья — 1 200 000 — 1 400 000 руб.
Жилая пятиэтажка в Мечниково
Стоимость коммунальных услуг в зимний период колеблется от 3200 руб. до 5100 руб./мес. (двухкомнатная квартира 42 кв. м.) В многоквартирных домах отопление осуществляется от угольной кочегарки, состоящей на балансе воинской части. Природный газ — в перспективе.
Отличительной особенностью местности является соседство заброшенных, замусоренных мест и шикарных дорогущих особняков.
Улица современных коттеджей в поселке
Строение неизвестного назначения
В поселке проживает около тысячи человек — это в основном военнослужащие, их семьи, военные пенсионеры и дачники. Летом здесь большой наплыв туристов — дикарей: считается, что в Мечниково самые чистые вода и воздух.
К сожалению, этот отдых никак не оборудован, не организован и большинство автомобилей паркуется, где попало.
До поселка можно добраться и на поезде: железная дорога проходит почти рядом с заливом.
Здесь практически нет работы, кроме малочисленных гражданских должностей в воинской части (водитель, повар) или обслуживающего персонала в гостевых домах. Но данные вакансии или сезонные, или уже плотно заняты, поэтому за работой населению приходится ездить в Балтийск или в Калининград.
Также в Балтийск нужно отвозить детей в школы, в детские сады и ездить по магазинам. В поселке имеется только продуктовая палатка. Но большинство живущих здесь имеют свои огороды и приусадебные участки, так что с питания проблем нет.
Поселок Севастопольский (Камсигал)
Официальное названия этого места — пос. Севастопольский, но местные знают его только, как Камсигал (от прежнего немецкого названия «Kamstigal») и мало кто догадывается, что у поселка есть другое название.
Расположен он на берегу Приморской бухты, в 2 км от Балтийска, в 500 м от трассы Калининград — Балтийск, рядом с морским грузопассажирским терминалом «Восточный» (откуда отправляется паром на Санкт-Петербург, в Польшу). Если сказать точнее, то расстояние до поселка заметно только если ехать по автомобильной трассе, если же идти пешком, то Камсигал — это всего-лишь, окраина Балтийска. Правда, приходится идти мимо военной гавани, полуразрушенных ж/д терминалов, поэтому складывается мрачноватое представление о поселке. Что, собственно, он и подтверждает. Но первоначально впечатление очень даже неплохое.
Въезд в пос. Севастопольский (Камсигал) со стороны Калининградского шоссе
В микрорайоне есть пара круглосуточных продуктовых палаток, отделение почты, библиотека и база кораблей ВМФ. В школу дети ездят в Балтийск на автобусе или маршрутке. Городской транспорт ходит исправно!
Основной жилой фонд — немецкие дома 30-х годов. Последнее время, правда, здесь увеличилось строительство многоэтажек, что позволило молодым семьям и людям с небольшим достатком приобретать в Камсигале доступное жилье в ипотеку.
Жилые дома Камсигала
Двухкомнатная квартира стоит от 1 100 000 руб. В старом «довоенном» фонде можно приобрести жилье за 900 000 — 1 000 000 руб.
Как и любая окраина — район скучный и депрессивный. Хотя, наверно, местные так не считают. Численность населения около 1200 чел. В 90-е года здесь появилось много переселенцев.
Поселок наполовину газифицирован, так что при переходе кочегарок на природное топливо, возможно, подешевеют и коммунальные услуги, а пока квартплата в «пятиэтажках» — от 3600 до 4500 руб. Владельцы частных домов отапливаются угольными котлами.
Рабочие вакансии здесь представлены гражданскими должностями в воинской части, частично, обслуживающим персоналом на терминале «Восточный». З/п от 13000 руб. до 20000 руб. Большая часть жителей ездит на работу в Балтийск и Калининград. Ну а кое-кто промышляет поставками «нелегальной солярки».
Балтийская коса
На этой узкой полоске суши между морем и заливом (длина российской территории 25 км ширина 0,3-1,2 м), отделенной от Балтийска судоходным каналом, живет около тысячи человек. Территория граничит с Польшей, поэтому здесь дислоцируются части ПВО и пограничной охраны.
Вид на Балтийскую Косу со стороны Балтийска
Место, в плане природы — уникальнейшее. При хорошем хозяйственном подходе здесь могла бы быть отличная зона отдыха.
Ну а пока нынешние жильцы каждый день, на пароме, переплывают в Балтийск, чтобы попасть на работу в школу, в больницу.
На Балтийской косе — четыре двухэтажных дома довоенной постройки и несколько частных особнячков.
Население составляют бывшие военные пенсионеры и переселенцы. Как правило, каждая семья имеет свой земельный участок под огород. Некоторые содержат домашнюю птицу и даже коров. Молодежь на Балтийской Косе не задерживается — уезжает на материк. Средний возраст проживающих — 45 лет.
Правда, в настоящий момент наблюдается несколько повышенный спрос на здешнее жилье: в основном его приобретают в качестве «летних резиденций». Сборно-щитовой дом 50 кв. м. с участком 6 соток стоит 1 800 000 — 1 900 000 руб.
Отопление многоквартирных домов осуществляет угольная кочегарка: топливо подвозит паромом. Оплата ЖКХ в зимний период составляет около 5200 руб.
Форт Западный со стороны моря
На Косе существует большая проблема с водопроводной водой — вся система еще немецкого периода, поэтому вода поступает ржавая: ее нельзя использовать для приготовления пищи и для стирки белья. Аборигены выходят из этой ситуации по-разному: отстаивают воду в баках, покупают дополнительные бытовые фильтры, ездят к родственникам в Балтийск стирать вещи.
Во время штормов местность изрядно затапливается, так как авандюна со стороны моря уже давно требует хорошей береговой защиты. Поэтому «косовцы» очень не любят туристов, которые приезжают сюда с квадроциклами — они еще больше разрушают дюну.
Во время штормов паром на Косу не ходит. Об этом знают все балтийские работодатели, и поэтому жителей Косы неохотно принимают на работу: так как человек по уважительным причинам может отсутствовать на работе в течение 2-3 дней. Зато такое особое местоположение вынуждает жителей Косы быть более предприимчивыми.
В отличие от Мечниково и Камсигала на Косе есть детский сад (постоянно ходят 22 ребенка), пекарня, два магазина, кафе. Местные активисты создали свою пожарную команду — добровольцев (в случае пожара пожарная бригада из Балтийска прибывает через 40 мин). В перспективе стоит создание мобильного медпункта. Пока первую медицинскую помощь жителям Косы оказывает живущая тут же медсестра. Паром с медиками в случае экстренного медицинского случая приходит в течение 20 мин.
На Балтийской Косе есть отличная Детско-юношеская спортивная школа по академической гребле, яхт-клуб.
Центральная часть города
Центральная улица Балтийска — улица Ленина — ее очень долго ремонтировали, но сейчас привели в порядок. Остальные дороги ждут своего часа. Панельные пяти — девятиэтажки, построенные в 80-х годах стройбатовцами — составляют основной жилой фонд центра города.
Многоэтажный дом на ул. Ленина в Балтийске
Конечно, стали появляться и современные высотки, но в центре для них уже нет места.
Окраины города — состоят из довоенных немецких двухэтажек «на две семьи» и частных домиков. Такой домик с участком 8 соток можно приобрести за 3 000 000 — 4 000 000 рублей. Средняя стоимость квартир в центре варьируются от 1 600 000 до 3 000 000 руб. (в зависимости от этажности, наличия ремонта).
Достопримечательности и досуг в Балтийске
Основной достопримечательностью города считается, конечно, море. Зимой и летом, приезжие и местные отправляются именно к нему. Каждый год в июле, в день ВМФ на судоходном канале проходит парад военно-морской техники. В былые времена участвовали подводные лодки и авиации, теперь только корабли морской пехоты и эсминцы.
Следующая достопримечательность — та самая цитадель «Пилау», давшая начало городу. Сейчас здесь находится музей БФ.
Символом города Балтийска считается маяк построенный в 19 веке и до сих пор функционирующий.
На побережье, в сосновом лесу находится русско-немецкое кладбище: это облагороженная территория, где посетителей встречает девушка — гид. Будет любопытно для интересующихся историей. В городе сохранилась в первозданном виде особая архитектура 30-х годов: это штаб Балтфлота, Кафедральный собор.
Любителям экстрима можно на Балтийской косе посмотреть остатки старейшего форта, стоящего прямо у кромки моря, дойти до бывших немецких ангаров для гидросамолетов. Там же на Косе каждое лето проводится фестиваль бардовской песни «Ухана». Паром туда ходит достаточно часто.
Конный памятник императрице Елизавете Петровне
В зимнее время достоянием Балтийска стали стаи огромные стаи лебедей зимующих в незамерзающей части канала. Птицы уже настолько адаптировались к людям, что подходят на парковке прямо к машинам и буквально требуют угощений. Это место возле гостиницы «Золотой якорь» рядом с Набережной Петра Великого на Морском бульваре.
Кстати, здесь же находится отличный недорогой ресторан «Жемчужина». Он немного напоминает советскую столовую, но кормят тут вкусно, сытно, недорого и кофе -«эспрессо» очень приличный. В 1963 году здесь останавливался поэт Иосиф Бродский. Остальные кафе, рестораны находятся в центре и у вокзала.
Что касается развлечений, то в Балтийске открылся новый аквапарк с открытыми теплыми бассейнами в спорткомплексе ЦСКА или другое его название культурно-оздоровительный центр «Прибой». По ощущениям посетителей он лучше, чем аквапарк в Калининграде. Здесь же есть боулинг, бильярд и обзорная 20-метровая вышка.
Культурно-оздоровительный центр «Прибой»
Климат и экология Балтийска
Благодаря тому, что Балтийск морской город, который никогда не имел крупных промышленных производств, здесь сохранилась достаточно чистая окружающая среда. Единственными источниками загрязнения являются базирующиеся в порту или следующие по судоходному каналу корабли. Вследствие их деятельности происходят периодические выбросы в акваторию порта топлива и технических жидкостей.
В 2002 году из-за работ на нефтедобывающей станции в Балтийском море произошел разлив нефти, и песчаные пляжи города во время прибоя покрылись нефтяными пятнами.
Но все же основными «убийцами экологии» остаются «дикие туристы», которые разрушают авандюны заездами на квадроциклах, вырубают деревья, оставляют после своего отдыха кучи мусора.
Морские пляжи Балтийска — уникальные творение природы: широкие, песчаные. «Поющие пески» — это выражение о здешних местах.
Климат — умеренно-морской, частично умеренно-континентальный. Для людей с заболеваниями органов дыхания и сердечнососудистой системы — это самая подходящая среда обитания. Но, как любой морской город, Балтийск подвержен сильным штормам.
Зима в городе — малоснежная и мягкая (средняя температура −10 градусов), однако, и лето не порадует особой жарой: температура воды в море не поднимается выше 17-18 градусов. Но надо сказать, что в январе 2009 году море покрылось льдом на 100 м от берега, а в июле 2008 года вода прогрелась до 24 градусов.
Население Балтийска
Число жителей Балтийска по данным статистики на начало 2014 года — около 33 тысяч человек. Средний возраст 32-40 лет. С 2000 года в городе наблюдается некоторый приток населения. Это связано, прежде всего, с появлением переселенцев из стран СНГ, беженцев из Казахстана.
Большую часть населения составляют работоспособные граждане- 70%, пенсионеры — около 20% (бывшие военнослужащие).
Средний уровень образованности граждан — средне-специальный, высший.
Если сравнивать с городами, расположенными на востоке Калининградской области, то Балтийск, более культурный и «продвинутый» город. Например, в 2009 году жильцы девятиэтажного дома, в котором не работал лифт дошли до Страсбургского суда; в 2013 году, не добившись успехов у местных депутатов, граждане направили письмо президенту по поводу тяжелой ситуации с д/садами.