Деньги
06 июл 2022, 19:27
Финансы
27 мая 2022, 13:58
приказом Федеральной службы
по финансовому мониторингу
от 02.11.2016 N 361
Росфинмониторинг выпустил информационное письмо № 55 от 30.07.2018, в котором разъяснил, как должен функционировать механизм реабилитации банковских клиентов, получивших отказ в обслуживании.
«Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году».
Оплатить счет за видеозапись и начать смотреть вебинар.
Помимо ужесточения налогового бремени с физических лиц в части повышения ставки НДФЛ, введения налога на доходы по вкладам свыше 1 млн рублей, в 2021 году ужесточается также контроль за наличностью.
Тотальный контроль за наличностью не стал неожиданностью ни для граждан, ни для компаний, ведь поправки в «антиотмывочный» Закон были приняты еще полгода назад (Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 208-ФЗ).
Суть поправок сводится к усиленному государственному контролю за оборотом денег, которые могут иметь «преступный» след и являться уходом от уплаты налогов с незадекларированных доходов.
Какие операции сейчас «под колпаком», а какие выведены из сферы контроля с 10 января 2021 года?
Сегодня мы продолжаем разговор о том, как коммерческие банки следят за деятельностью своих клиентов с целью обнаружения подозрительных операций и предотвращения деятельности обнальных контор.
Начнем с Федерального закона от 28.06.2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», которым в том числе были внесены изменения в закон № 115-ФЗ и по этому закону организовать слежку поручено не только коммерческим банкам. Теперь за отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, должны следить и организации, поименованные в ст. 5 Закона №115-ФЗ.
Давайте посмотрим, кто входит в этот список.
Ст. 5 Закона №115-ФЗ (в частности):
- кредитные организации;
- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций);
- лизинговые компании;
- организации федеральной почтовой связи;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- операторы по приему платежей;
- микрофинансовые организации и т.д.
Эти компании обязаны предоставлять информацию в Росфинмониторинг по сотням критериев. Мы посмотрим только коммерческие банки.
Четыре вопроса об ужесточении контроля за денежными операциями
В Думу внесен проект закона, ужесточающего контроль за денежными операциями, в том числе почтовыми переводами и привязанными к мобильным телефонам счетами. Что это значит для потребителей и рынка финансовых услуг — разбирался РБК
В Госдуму 8 ноября внесен законопроект, расширяющий перечень денежных операций, контролируемых российской финансовой разведкой в целях борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Согласно документу почтовые переводы свыше 100 тыс. руб., а также денежные операции за счет средств абонента, внесенных за услуги телефонной связи, объемом свыше 50 тыс. руб. (либо эквивалентные суммы в валюте) будут подлежать обязательному контролю со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), за исключением случаев непосредственной оплаты услуг связи. Кроме того, обязательному контролю подлежит передача клиенту денежных средств свыше 600 тыс. руб., если деньги переводятся в счет исполнения обязательств третьего лица.
Авторы этих поправок к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, депутаты нижней палаты Игорь Дивинский, Олег Николаев, а также сенатор Николай Журавлев.
Госдума повысила порог контроля сделок с недвижимостью. Что это значит
Речь идет о повышении пороговых сумм, с которых начинается обязательный контроль Росфинмониторинга операций по сделкам с недвижимостью
Госдума приняла закон, который увеличивает порог операций с недвижимостью, подлежащих обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга, с 3 млн до 5 млн руб. Одновременно повышен этот порог и по операциям с деньгами — с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. Это следует из данных, размещенных на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) в среду, 6 июля.
О необходимости повышения пороговых сумм, подпадающих под обязательный контроль операций с денежными средствами, в мае говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, повысить пороговые суммы необходимо, поскольку они были установлены очень давно и неактуальны. «РБК-Недвижимость» опросила юристов, что значат эти изменения для покупателей жилья.
О мониторинге
Согласно п. 1.1 ст. 6 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю. Этот контроль выборочно проводит Росфинмониторинг. Предмет самой проверки — легальность полученных или перечисляемых денежных средств, их источников, проверка бенефициаров и сторон. Проверке обычно подлежат участники сделки, ее условия и другие ключевые моменты по методике Росфиномониторинга. Эта проверка нужна для выявления фактов отмывания денежных средств или установления фактов их незаконного получения.
Что такое подозрительные сделки с недвижимостью
Критерии подозрительных сделок содержатся в письме Федеральной нотариальной палаты и Росфинмониторинга. Среди них, например:
- попытки клиента скрыть личность истинного участника сделки (собственника), лица, реально руководящего проведением сделки, но не являющегося ее официальной стороной (или представителем одной из сторон);
- фактическое финансирование сделки третьим лицом, в том числе юридическим лицом за физическое лицо, нерезидентом, а также с использованием денежных средств из-за рубежа;
- настойчивое желание клиента или одной из сторон сделки на проведении расчетов наличными.
Подобные меры не повлияют на рынок недвижимости, считает Ерохин. Подавляющее большинство сделок с жильем совершается на стандартных условиях, то есть они априори неинтересны ведомству. По его мнению, минимальный порог сделок, подлежащих контролю, нужно поднять до 15–20 млн руб. «В таком случае усилия ведомства будут сконцентрированы на потенциальной группе сделок, при совершении которых используется незаконно полученные денежные средства», — добавил он.
Александр Егоров, эксперт компании Nalog98.ru:
— С января 2021 года Росфинмониторинг получает сведения о сделках только от банков, а они автоматически собирают информацию обо всех расчетах своих клиентов. Теперь сведения от банков будут уходить по каждой сделке с недвижимостью от 5 млн руб., но неясно, заинтересуется ли Росфинмониторинг какими-либо сведениями. Это будет иметь рандомный характер. Проверка каждой сделки нереальна в силу нехватки контролеров. Поэтому задача граждан — не допустить признаков проведения подозрительных сделок с недвижимостью. Например. когда оплату осуществляет третье лицо, которое не является налоговым резидентом страны, или деньги поступают из-за рубежа.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»
Почему счет блокируют
Почему банк заблокировал или приостановил операцию?
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты, поименованные в статье 5, обязаны:
применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 указанного закона,
приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:
— юрлицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 указанной статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;
— физлицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
Кроме того, по решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством РФ.
Основания блокировки
На каком основании субъекты, поименованные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, расторгают договор банковского счета или отказывают в совершении операции?
Cогласно пункту 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации вправе:
отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Решения об отказе или расторжении субъекты принимают самостоятельно на основании программ и порядка, закрепленных в их правилах внутреннего контроля.
Обо всех случаях отказа или расторжения субъекты обязаны информировать Росфинмониторинг.
Глава V. Представление информации об операциях с денежными
средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному
контролю, и операциях, в отношении которых возникают
подозрения, что они осуществляются в целях легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем,
или финансирования терроризма, а также о приостановленных
операциях с денежными средствами или иным имуществом
5.1. Организации, индивидуальные предприниматели документально фиксируют и в соответствии с положениями настоящей Инструкции представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом:
– не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю;
– не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
– незамедлительно о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом.
5.2. Организации федеральной почтовой связи также представляют не позднее рабочего дня, следующего за днем признания подозрительной операции почтового перевода денежных средств, при осуществлении которой в поступившем почтовом сообщении отсутствует предусмотренная пунктом 7 статьи 7.2 Федерального закона информация о плательщике.
5.3. Лица в случаях, установленных Федеральным законом, при наличии у них любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки).
5.4. Представление в Росфинмониторинг информации об операциях (сделках), указанных в подпунктах “а”, “б” и “в” пункта 1.4 и пунктах 1.5 и 1.6 настоящей Инструкции, осуществляется в соответствии со структурой ФЭС 1-ФМ.
5.5. При представлении организациями федеральной почтовой связи информации об операции почтового перевода денежных средств, при осуществлении которой в поступившем почтовом сообщении отсутствует информация о плательщике, предусмотренная пунктом 7 статьи 7.2 Федерального закона, допускается незаполнение отсутствующих реквизитов о плательщике.
5.6. Информация об иных участниках операции (сделки) заполняется в зависимости от количества и состава участников таких операций (сделок), а именно:
а) если участником операции (сделки) является представитель плательщика по операции (сделке), поверенный, агент, комиссионер, доверительный управляющий, действующий от имени плательщика, или в его интересах, или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, то дополнительно указываются сведения о представителе плательщика по операции (сделке);
б) если участником операции (сделки) является представитель получателя по операции (сделке), поверенный, агент, комиссионер, доверительный управляющий, действующий от имени получателя, или в его интересах, или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, то дополнительно указываются сведения о представителе получателя по операции (сделке);
в) если операция (сделка) совершается лицом, не являющимся плательщиком или получателем по операции (сделке), по поручению и от имени которого совершается операция, то дополнительно указываются сведения о лице, по поручению и от имени которого совершается операция (сделка);
г) если организация, индивидуальный предприниматель, лицо располагают информацией о выгодоприобретателе по операции (сделке) и (или) бенефициарном владельце, то дополнительно указываются сведения о них. В случае отсутствия в распоряжении организации, индивидуального предпринимателя, лица сведений о выгодоприобретателе допускается незаполнение отсутствующих элементов сообщения, а в случае невыявления бенефициарного владельца в сообщении указывается информация о единоличном исполнительном органе клиента.
В случае, если в составе участников операций (сделок) отсутствуют вышеперечисленные лица, соответствующие сведения о них не заполняются.
5.7. В случае, если в рамках одной операции (сделки), о которой представляются сведения в Росфинмониторинг, на стороне плательщика и/или получателя, представителя плательщика и/или получателя, лица, от имени и по поручению которого совершается операция (сделка), и/или выгодоприобретателя, и/или бенефициарного владельца выступают несколько лиц, то в рамках одного сообщения сведения представляются на каждого такого участника операции.
5.8. Структура наименования ФЭС 1-ФМ приведена в приложении N 12 к настоящей Инструкции.
Финразведка поддержала смягчение контроля за банковскими операциями
Сумма операций, которые банки обязаны проверять на сомнительность, может быть повышена до 1 млн руб., считают в Росфинмониторинге. Служба поменяла позицию после того, как с предложением смягчить норму выступила глава ЦБ
Росфинмониторинг готов пойти на смягчение контроля за банковскими операциями. Служба может поддержать предложение Банка России об увеличении порога обязательного контроля банковских операций с текущих 600 тыс. до 1 млн руб., сообщил РБК представитель ведомства.
«Росфинмониторинг выступает за рассмотрение вопроса корректировки подходов к обязательному контролю исходя из изменений ситуации в экономике и появления новых рисков ОД/ФТ (отмывание денег и финансирование терроризма. — РБК), а также необходимости оперативного реагирования на указанные риски. В этой связи указанное предложение ЦБ РФ в рамках данного подхода может быть поддержано», — пояснил он.
26 мая председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предложила вернуться к вопросу о повышении пороговых сумм, с которых начинается обязательный контроль банковских операций.
«Они были установлены очень давно и во многом уже потеряли актуальность, тем более в фиксированных суммах они установлены. Мы предлагаем поднять с действующих 600 тыс. руб. как минимум до 1 млн руб., а по недвижимости — с 3 млн до 5 млн руб.», — сказала Набиуллина, выступая на ежегодной встрече с кредитными организациями.
Согласно основному «антиотмывочному» закону, российские банки обязаны контролировать транзакции на сумму от 600 тыс. руб., если те попадают под определенные критерии.
В частности, речь идет о покупке или продаже наличной валюты физлицами, о зачислении или снятии наличных на счет юридического лица, открытии вкладов в пользу третьих лиц, денежных переводах некредитных организаций по поручению клиента.
Банк России поднимал вопрос о смягчении нормы неоднократно, например в мае 2019 и ноябре прошлого года. Инициативу регулятора поддерживал Минфин, но отклонял Росфинмониторинг. В службе указывали, что это нецелесообразно из-за «значительного количества незаконных финансовых операций в рамках указанных сумм (в диапазоне с 600 тыс. до 1 млн руб. — РБК)».
Помимо повышения порога обязательного контроля банковских операций ЦБ намерен сократить перечень операций, которые обязаны отсеивать банки, сказала Набиуллина.
«Мы совместно с Росфинмониторингом проведем ревизию операций, которые подлежат обязательному контролю. На наш взгляд, по многим из них уже можно отказаться», — отметила глава ЦБ.
РФМ не информирует
Вправе ли Росфинмониторинг информировать о причинах отказа в обслуживании клиенту?
РФМ не уполномочен информировать лиц, в отношении которых субъектом приняты решения об отказе или расторжении о причинах принятия указанных решений.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты самостоятельно информируют клиентов об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах.
Порядок такого информирования определяется субъектом в правилах внутреннего контроля.
Все про налоговые проверки в экспертном курсе «Клерка»
Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов.
За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках.
Посмотрите бесплатный урок из курса
Зачем понадобился дополнительный контроль?
«Почтовые переводы и операции с помощью мобильных операторов давно уже привлекают внимание. Это серая зона, она малоконтролируемая», — заявил РБК сопредседатель комитета по вопросам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма Ассоциации российских банков Алексей Тимошкин. Контроль со стороны Росфинмониторинга не означает, что операции сверх определенной денежной суммы сразу будут считаться отмыванием, добавил Тимошкин. «Это индикаторы мощности финансовых потоков», — отметил он.
В рамках обязательного контроля операторы платежей — банки, брокеры, сотовые компании и т.п. — обязаны предоставлять в Росфинмониторинг информацию о всех операциях на сумму свыше определенных порогов. Провайдеры фиксированной или беспроводной связи будут обязаны следить за операциями абонентов на сумму от 50 тыс. руб. с использованием денежных средств на их телефонном счете, но лишь если это не оплата услуг связи, а, например, операции по переводу средств другим абонентам или иным третьим лицам.
«Почта России» осуществляет почтовые переводы в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ (о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма. — РБК). При совершении почтового перевода денежных средств независимо от суммы в обязательном порядке производится полная идентификация клиентов, а также осуществляется выявление операций подлежащих, обязательному контролю», — сообщил РБК заместитель генерального директора «Почты России» по финансовому бизнесу Владимир Салахутдинов.
Какие операции выпадают из сферы контроля?
С 10 января 2021 года часть операций не будет подпадать под контроль. Например, не подлежат контролю: обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого, переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента, переводы денег за рубеж на вклад или на счет анонимного владельца либо поступления таких средств на счет или вклад.
Напомним, что некредитные организации — это все субъекты финансового рынка, за исключением банков. Например, микрофинансовые организации, страховые компании.
Увеличение порога и изменения для покупателей
Если раньше проверяли все сделки, превышающие 3 млн руб., то сейчас порог вырос до 5 млн руб. «Причина повышения связана с тем, что раньше под эти показатели подпадали практически все сделки с недвижимостью, поскольку пороговое значение было сопоставимо с ценой однокомнатной квартиры в среднем российском городе», — говорит адвокат Константин Ерохин.
Фактически сотрудники Росфинмониторинга были вынуждены контролировать весь оборот недвижимости в стране, хотя антикоррупционный закон изначально был направлен на выявление незаконных операций.
Вся остальная процедура сохраняется в привычном режиме, и Росфинмониторинг выборочно поверяет подобные сделки. Но раньше, если сделка попадала в периметр признаков подозрительности, у участников запрашивадись документы. Сейчас о подозрительных сделках в ведомство обязаны докладывать нотариусы и риелторы. То есть они проводят первичную проверку, а потом уже проверяет ведомство.
РФМ и блокировка сделок
Уполномочен ли Росфинмониторинг приостанавливать операции (сделки)?
Согласно статье 8 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до 30 суток в случае, если полученная в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ информация по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.
При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, указанного постановления уполномоченного органа субъект осуществляет операцию по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством РФ не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.
Есть ли в законе позитивные положения для субъектов финмониторинга?
Авторы законопроекта предлагают установить дифференцированный подход к представлению организациями сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю (ОПОК). То есть для каждой организации будет определен свой вид ОПОК, информацию по которым она обязана передавать в Росфинмониторинг. «Благодаря этому сократится количество ОПОК для организаций небанковского сектора», — отмечается в пояснительной записке к документу. «Теперь банки будут отвечать за банковские операции, лизинговые компании — за лизинговые операции, страховые организации — за страховые и прочее. Теперь направление этих сообщений будет идти непосредственно в Росфинмониторинг, а не через Банк России», — пояснил Тимошкин.
Кроме того, все ОПОК будут разделены на операции и сделки. За счет этого снизится нагрузка для организаций банковского сектора — банкам не нужно будет запрашивать документы по сделкам, следует из проекта закона.
Где банки берут информацию
Откуда кредитная организация или некредитная финансовая организация узнает, что с клиентом расторг договор банковского счета другой банк?
В соответствии с пунктом 13.2. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг направляет информацию, представленную субъектами, в Банк России.
Согласно пункту 13.3. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Банк России доводит полученную от РФМ информацию до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в порядке, установленном положением ЦБ от 30.03.2018 № 639-П.
Как обжаловать
Какой порядок обжалования действий кредитной организации или некредитной финансовой организации при отказе в обслуживании клиенту по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ?
В случае принятия кредитной организацией или некредитной финансовой организацией решения об отказе или расторжении, предусмотренных пунктами 5.2. и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, клиент вправе обжаловать их действия.
1. В соответствии с пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиент вправе представить в кредитную организацию (некредитную финансовую организация) документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее — решение об отказе).
Кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.
2. В случае получения от кредитной организации (некредитной финансовой организации) сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, клиент вправе обратиться с заявлением и документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия указанного решения в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ.
Перечень сведений и документов, необходимых для представления в межведомственную комиссию, определен Указанием ЦБ от 30.03.2018 № 4760-У.
Согласно пункту 13.6. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, а также мотивированных обоснований соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации) межведомственная комиссия принимает решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе либо решение об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого кредитной организацией (некредитной финансовой организацией), исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем. Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации), для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.
После получения кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) ранее было принято решение об отказе, такая кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана представить в Росфинмониторинг сведения согласно абзацам второму и третьему пункта 13 или абзацу второму пункта 13.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а в случае обращения заявителя не вправе отказать заявителю в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) соответственно.
Кроме того, действия кредитной организации (некредитной финансовой организации) по-прежнему можно обжаловать в суде.
Все ли прорехи в борьбе с отмыванием устраняет законопроект?
Действующее антиотмывочное законодательство не охватывает все инструменты и сервисы для совершения денежных операций. В частности, область электронных денег — электронные кошельки, сервисы электронных платежей по типу «Яндекс.Деньги» и т.п. — не подпадает под закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, отмечает Алексей Тимошкин.
Кроме того, зона криптовалют и краудфандинговые платформы по-прежнему в тени, указал он. По его словам, это несет потенциальные риски. «Но у нас, как я понимаю, объемы средств не настолько большие, и законодатель идет именно по тем зонам, которые сейчас вызывают проблемы», — говорит эксперт.
Действие 115-ФЗ распространяется в том числе на переводы с электронных кошельков, возразили в пресс-службе сервиса «Яндекс.Деньги». «Считать электронные деньги нерегулируемой областью финансов странно, так как они подчиняются всем тем же законам, что и банки — в частности, закону «О национальной платежной системе», «О банках и банковской деятельности», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и многим другим нормативно-правовым актам», — сообщила РБК представитель сервиса.
Под подозрением даже вклады
А теперь, внимание! Летом 2016 года ЦБ РФ вносит поправки в данное положение – Указание ЦБ РФ от 28.07.2016 № 4087-У.
Для начала некоторые цитаты из этого замечательного документа, направленного на борьбу с обналом. В этом указании речь идет не только про борьбу с обналичкой. Затягивается удавка на шее и обычных бизнесменов.
Речь идет о том, что Центробанк дал указания каждому коммерческому банку более внимательно смотреть операции, которые теперь дополнительно будут считаться подозрительными. Что же у нас теперь будет считаться «дополнительно подозрительным»?
То есть если вы продаете автомобили, стройматериалы или что-то другое из этого списка по агентским схемам, и при этом агентами являются, например, компании на спецрежимах или ИП, которым Центробанком официально разрешено не инкассировать выручку в банк, если оборот до 800 млн. рублей в год, то теперь эти операции будут считаться подозрительными.
И коммерческий банк, увидев подобные операции, имеет право без объяснения причин расторгнуть договор банковского обслуживания, блокировать расчетные счета. Или, если у ИП есть банковская карта, то заблокировать и ее.
Или БАНКОВСКОГО ВКЛАДА! То есть получается, что, если ИП открывает банковский вклад, потом снимает деньги и говорит: «Я хочу потратить его на отпуск», то банкиры могут сказать: «Нет, ты не можешь его потратить так! Потому что ты имеешь право снимать деньги только на оплату труда или компенсаций, а также стипендий и пособий для других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством или на оплату канцелярских или других хозяйственных расходов. Так написано в документе!».
А вот ГСМ, как упоминается здесь, уже нельзя покупать за наличные. Точнее, можно снимать наличные, только это теперь относится к разряду «подозрительных банковских операций». И коммерческий банк имеет право без объяснения причин, заблокировать всю деятельность этого бедолаги-ИП или юридического лица.
Что подлежит обязательному контролю?
С 10 января 2021 г. контроль впервые будет действовать на следующие операции (ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ):
- операции по снятию или зачислению на счет компании денег на сумму равную или превышающую 600 тысяч рублей либо эквивалент в иностранной валюте;
Такой контроль будет проводиться вне зависимости от характера деятельности компании, как это было ранее.
На практике это означает, что если компания снимает или зачисляет на счет наличку свыше 600 тыс. рублей, то банки обязаны сообщать о такой операции в Росфинмониторинг. Причем наличка может быть снята и на заработную плату, и на командировочные расходы.
Отметим, что речь не идет о запрете, например, снятия налички свыше 600 тыс. рублей. Такая сделка подпадает под контроль, а не запрет. Если же снимать сумму не выше 600 тысяч рублей со счета в течение нескольких дней — траншами, то такая операция под контроль не подпадает.
- операции по снятию или зачислению денег на счет либо вклад компании или иностранной структуры без образования юридического лица в течение трех месяцев со дня их регистрации, либо с момента открытия счета или вклада;
Такой контроль ранее был только в отношении юридических лиц и не распространялся на иностранные трасты либо партнерства.
- операции по получению денег, которые являются условием для участия физического лица в азартных играх;
- передача или выплата физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры, а также от участия в лотерее;
- операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами по сделке с недвижимостью, если сумма сделки равна или превышает 3 миллиона рублей либо эквивалент в иностранной валюте;
До принятия поправок под контроль подпадали сделки с недвижимостью, по которым осуществлялся переход права собственности.
Например, риелторы передавали сведения в Росфинмониторинг по сделкам купли-продаже квартир, домов и другой недвижимости стоимостью свыше 3 млн рублей.
У Росфинмониторинга имеется соглашение о взаимодействии с налоговой службой, поэтому такие сведения еще носят фискальный характер (Соглашение от 15.10.2015 г.).
Сейчас будут контролироваться любые сделки с недвижимостью свыше 3 млн рублей, например, договоры залога.
При этом накануне 2021 года Президентом РФ подписан Закон (Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 515-ФЗ), который позволяет держать в секрете сведения данных об имуществе сотрудников судейских, правоохранительных, контролирующих и военных органов, а также «близких указанных лиц».
Это не даст возможность «простым» людям увидеть журналистские расследования в отношении коррупции чиновников. Такие сведения могут быть раскрыты в случае, если в отношении этих лиц будет возбуждено уголовное дело.
А летом 2020 г. Минфин РФ внес на рассмотрение законопроект, позволяющий денежные средства на банковских счетах граждан, если они не докажут законность их получения, изъять и перечислить в ПФР.
Такое желание возникло на фоне того, что в 2020 году ПФР получил деньги от реализации конфискованного имущества чиновников на сумму 21,4 млрд рублей.
Желание взять под тотальный контроль все перечисления и траты обычных граждан возникло у ФНС уже давно. Например, откуда у специалиста с официальным доходом в 30 тысяч рублей особняк стоимостью в несколько миллионов рублей?
Если инициативу Минфина РФ поддержат, то такому специалисту нужно будет доказать, причем документально, источник происхождения доходов. Например, получение наследства и т.п.
- почтовые переводы денежных средств, если их сумма равна или превышает 100 тысяч рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 тысяч рублей, или превышает ее;
- операции по возврату неиспользованного остатка аванса денежных средств за услуги связи, если сумма операции, равна или превышает 100 тысяч рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 тысяч рублей, или превышает ее.
То есть почтовые переводы и снятие наличных средств с мобильного телефона свыше 100 тысяч рублей будут контролироваться.
Таким образом, принятые поправки подтверждают известную политическую метафору — «Люди — вторая нефть».
Какие денежные операции контролируются сейчас
Согласно закону о противодействии легализации преступных доходов операции с денежными средствами или иным имуществом (например, покупка или продажа валюты физическим лицом, размещение наличных средств на депозите третьих лиц, купля-продажа драгоценных металлов и т.д.) подлежат обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 600 тыс. руб. и если она подпадает под определенные критерии.
Внесенный 8 ноября законопроект предлагает исключить ряд критериев, а именно обязательному контролю перестают подлежать операции по обмену юрлицами и физлицами банкнот одного достоинства на банкноты другого, операции по анонимным счетам, переводам денежных средств, осуществляемым некредитными организациями по поручению клиента.
Для снижения регуляторной нагрузки на банки и другие финансовые организации авторы закона предлагают освободить их от обязанности представлять сведения об операциях нескольких типов НКО, дающих значительный объем нагрузки по количеству сообщений. Речь идет об органах государственной власти, госкорпорациях, госкомпаниях, а также товариществах собственников жилья, садоводческих некоммерческих объединениях граждан.
НКО, которые не попали под исключения, будут обязательно контролироваться при операциях свыше 100 тыс. руб., следует из законопроекта.
«Принятие законопроекта позволит значительно снизить регуляторную нагрузку на организации банковского и иных секторов», — полагают авторы инициативы. Кроме того, реализация предложенных мер приведет перечень ОПОК «в соответствие с существующими рисками в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», следует из пояснительной записки к документу.
Списки
Ведет ли Росфинмониторинг какой-либо список лиц, участвующих в сомнительных операциях?
Росфинмониторинг формирует только Перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Включение в этот Перечень и исключение из него осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 2.1. и 2.2. статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
Ведение Росфинмониторингом каких-либо перечней лиц, участвующих в сомнительных операциях, действующим законодательством РФ не предусмотрено.
О ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ
МОНИТОРИНГУ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТАМИ 13 И 13. 1 СТАТЬИ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА ОТ 7 АВГУСТА 2001 Г. N 115-ФЗ “О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ
ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА”, СРОКАХ И ОБЪЕМЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ТАКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Росфинмониторинга от 29.07.2021 N 165,
от 28.04.2022 N 85)
1. Положение о порядке направления Федеральной службой по финансовому мониторингу в Центральный банк Российской Федерации информации, представленной организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с пунктами 13 и 13.1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, сроках и объеме направления такой информации (далее – Положение) определяет порядок, сроки и объем направления в Банк России Росфинмониторингом информации, представленной организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее – организации), обо всех случаях отказа в совершении операции по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон), об устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона основания, в соответствии с которым принято решение об отказе от проведения операции, в том числе в связи с решением межведомственной комиссии, созданной при Центральном банке Российской Федерации на основании пункта 13.5 статьи 7 Федерального закона (далее – межведомственная комиссия), об отсутствии основания для такого отказа, об отмене судом решения об отказе от проведения операции, принятого по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона, а также информации, представленной кредитными организациями, обо всех случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по основаниям, указанным в пункте 5.2 статьи 7 Федерального закона, об устранении указанного в абзаце втором пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона основания, в соответствии с которым принято решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), в том числе в связи с решением межведомственной комиссии об отсутствии оснований для такого отказа, об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) в соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона в связи с устранением оснований принятых решений об отказе в совершении операций, либо в связи с принятием межведомственной комиссией решений об отсутствии оснований для отказа в проведении операций по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона, на основании которых было принято решение о расторжении договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) в соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона в связи с отменой судом решений об отказе от проведения операций, на основании которых было принято решение о расторжении договора банковского счета (вклада), об отмене судом решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом, принятого по основаниям, указанным в пункте 5.2 статьи 7 Федерального закона (далее – первичная информация).
(в ред. Приказов Росфинмониторинга от 29.07.2021 N 165, от 28.04.2022 N 85)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. На основании первичной информации, поступившей от организаций, Росфинмониторинг формирует формализованные электронные сообщения в формате xml (далее – сообщения).
3. Сформированное Росфинмониторингом сообщение включает в себя сведения об организации, представившей первичную информацию, о направленном сообщении, а также:
а) в отношении информации о случаях отказа в совершении операции по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона, – сведения об операции и ее участниках, включая контрагента, дополнительную информацию;
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 28.04.2022 N 85)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) в отношении информации о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом по основаниям, указанным в пункте 5.2 статьи 7 Федерального закона, – сведения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), включая сведения о клиенте, в отношении которого принято данное решение, дополнительную информацию;
в) в отношении информации о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по основаниям, указанным в пункте 5.2 статьи 7 Федерального закона, – сведения о расторжении договора банковского счета (вклада), включая сведения о клиенте, в отношении которого принято данное решение, дополнительную информацию;
г) в отношении информации об устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона основания, в соответствии с которым принято решение об отказе от проведения операции, в связи с представлением документов и (или) сведений, предусмотренных абзацем первым пункта 13.4 статьи 7 Федерального закона, – сведения об устранении основания отказа в проведении операции, а также сведения об операции и ее участниках (включая клиента, в отношении которого принято данное решение, и его контрагента);
д) в отношении информации об отмене судом решения об отказе от проведения операции, принятого по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона, – сведения об отмене судом решения об отказе от проведения операции, а также сведения об операции и ее участниках (включая клиента, в отношении которого принято данное решение, и его контрагента);
е) в отношении информации об устранении указанного в абзаце втором пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона основания, в соответствии с которым принято решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), в связи с представлением документов и (или) сведений, предусмотренных абзацем первым пункта 13.4 статьи 7 Федерального закона, – сведения об устранении основания отказа от заключения договора банковского счета (вклада), а также сведения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), включая сведения о клиенте, в отношении которого принято данное решение;
ж) в отношении информации об отсутствии основания для расторжения договора банковского счета (вклада) в соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона в связи с устранением основания принятого решения об отказе в совершении операции, на основании которого было принято решение о расторжении договора банковского счета (вклада), – сведения об отсутствии основания для расторжения договора банковского счета (вклада), а также сведения о решении об отказе от проведения операции, сведения о расторжении договора банковского счета (вклада), включая сведения о клиенте, в отношении которого принято данное решение;
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 28.04.2022 N 85)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) в отношении информации об отмене судом решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, принятого по основанию, указанному в абзаце втором пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона, – сведения об отмене судом решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также сведения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), включая сведения о клиенте, в отношении которого принято данное решение;
и) в отношении информации об отмене судом решения о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом, принятого по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона, – сведения об отмене судом решения о расторжении договора банковского счета (вклада), а также сведения о расторжении договора банковского счета (вклада), включая сведения о клиенте, в отношении которого принято данное решение;
к) в отношении информации об устранении указанного в абзаце втором пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона основания, в соответствии с которым принято решение об отказе от заключения с клиентом договора банковского счета (вклада), в связи с решением межведомственной комиссии об отсутствии оснований для такого отказа – сведения об устранении основания для отказа от заключения договора банковского счета (вклада) в связи с решением межведомственной комиссии, а также сведения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), включая сведения о клиенте, которому кредитная организация первоначально отказала в заключении договора банковского счета (вклада);
л) в отношении информации об отсутствии основания для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом в соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона в связи с принятием межведомственной комиссией решений об отсутствии оснований для отказа от проведения операций по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона, на основании которых было принято решение о расторжении договора банковского счета (вклада) – сведения об отсутствии основания для расторжения договора банковского счета (вклада) в связи с решением межведомственной комиссии об устранении оснований для отказа от проведения операций, а также сведения о решении об отказе от проведения операции, сведения о расторжении договора банковского счета (вклада), включая сведения о клиенте, с которым кредитная организация первоначально расторгла договор банковского счета (вклада);
м) об устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона основания, в соответствии с которым принято решение об отказе от проведения операции, в связи с решением межведомственной комиссии об отсутствии основания для такого отказа – сведения об устранении основания отказа от проведения операции в связи с решением межведомственной комиссии, а также сведения об операции и ее участниках (включая клиента, в отношении которого первоначально принято решение об отказе от проведения операции, и контрагента);
н) в отношении информации об отсутствии основания для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом в соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона в связи с отменой судом решений об отказе от проведения операций, на основании которых было принято решение о расторжении договора банковского счета (вклада), – сведения об отсутствии основания для расторжения договора банковского счета (вклада) в связи с решением суда, а также сведения о решении об отказе от проведения операции, сведения о расторжении договора банковского счета (вклада), включая сведения о клиенте, в отношении которого принято данное решение.
(п. 3 в ред. Приказа Росфинмониторинга от 29.07.2021 N 165)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Сообщения направляются в Банк России по телекоммуникационным каналам связи, применяемым в Банке России, в составе архивного файла.
5. Сообщение, входящее в состав архивного файла, направляется не позднее рабочего дня, следующего за днем направления Росфинмониторингом извещения (квитанции), содержащего (содержащей) подтверждение принятия Росфинмониторингом первичной информации, представленной организацией.
6. В Банке России в день получения от Росфинмониторинга архивного файла проводятся процедуры проверки подлинности, целостности и форматно-логического контроля (далее – процедуры контроля) каждого сообщения, входящего в состав архивного файла.
По результатам контроля Банком России каждого сообщения Росфинмониторинг получает сформированное Банком России уведомление о принятии либо непринятии сообщений.
Уведомление о принятии либо непринятии сообщений направляется в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем получения Банком России переданного архивного файла.
7. При формировании сообщений, а также уведомлений о принятии либо непринятии сообщений используются форматы и структуры, утвержденные Росфинмониторингом по согласованию с Банком России.
8. Уведомление о принятии сообщений формируется при положительных результатах процедур контроля. Уведомление о непринятии сообщений формируется в случаях неподтверждения подлинности и (или) нарушения целостности сообщений, несоответствия сообщений утвержденным форматам и структуре, полного или частичного отсутствия в сообщениях сведений, указанных в пункте 3 Положения.
9. В случае получения Росфинмониторингом уведомления Банка России о непринятии сообщений Росфинмониторинг устраняет причину непринятия, вновь формирует и направляет сообщения в порядке, определенном Положением, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения Росфинмониторингом уведомления о непринятии сообщений.
10. Информационное взаимодействие Росфинмониторинга и Банка России, предусмотренное Положением, осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации, применяемых в Банке России.
РФМ и блокировка счетов
Вправе ли Росфинмониторинг выдать распоряжение кредитным организациям о блокировке счетов, ограничить или запретить выдачу банковских карт, установить запрет на открытие банковского счета (вклада), ввести ограничения на использование дистанционного банковского обслуживания?
Нет, ответили в РФМ. Таких полномочий у ведомства нет.
Какую информацию передают банки
Кроме письма ЦБ РФ №236-Т есть еще один очень интересный документ – положение Банка России от 29.08.2008 № 321-П (приложение 8).
В приложении №8 представлено 28 критериев, по которым банкиры должны передавать информацию в Росфинмониторинг. Но это еще ничего. Я хочу обратить ваше внимание на главный документ: положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П (вступило в действие с 16.06.2013 г.).
Тот документ, который я сейчас вам покажу, в течение 2012-2013 года обкатывался в системе коммерческих банков для внутренних целей, и начиная с середины 2013 года, его запустили для внешнего применения. Коммерческие банки по всем этим критериям начали передавать информацию в Росфинмониторинг.
Какую же информацию банки обязаны передавать в Росфинмониторинг?
Здесь вещи настолько важные, что лучше их увидеть, дабы понимать, что это не выдумки, а нормативные акты, которые стали особенно актуальными в 2016-2017 годах и дальше. Итак, давайте посмотрим документ.
В табличках ниже извлечения из приложения к этому документу. Признаков 121! Только в этом документе. А еще есть большое количество других признаков.
Конечно, в рамках нашего сегодняшнего материала мы посмотрим только некоторые из признаков.
Признаки, указывающие на необычный характер сделки
Признаки 1101 и 1102: интересно, кто в коммерческом банке уполномочен это оценивать и по каким критериям?
Или признак 1106.
Я хочу его прокомментировать. В настоящее время коммерческий банк имеет право потребовать от налогоплательщика абсолютно любую информацию, любые документы в любое время. Больше не существует никаких ограничений для коммерческих банков.
Банк может запросить: все договора, любую отчетность, аналитические справки, стратегические планы и вообще все, что угодно. Если налогоплательщик не предоставит запрошенную информацию, банк имеет право заблокировать расчетные счета и расторгнуть договор банковского обслуживания. Это относится как к юридическим, так и к физическим лицам.
Или, давайте посмотрим признак 1107, мне он очень “нравится”.
То есть получается, клиент должен сказать банкирам примерно следующее: «Господа, мы совершенно не озабочены вопросами конфиденциальности! Вы имейте ввиду, что всю информацию по сделке вы можете раскрывать любому интересующемуся лицу!»
Или признак 1109.
А кто это решает, что инструкции сложные?
Или вот этот признак удивительный – 1110.
То есть, мы, приходя в банк, должны говорить примерно так: «Господа банкиры! Да не торопитесь. Ну, сделаете Вы платеж завтра-послезавтра, хорошо! Нет, ну и не надо. Мы особенно не торопимся. Сделаете через месяц или год»
Вы знаете, я, когда это читала, то у меня было ощущение, что я попала в какое-то зазеркалье. Этим документом можно «восхищаться» до бесконечности, посмотрите его на досуге.
Вот посмотрите – пункт 1402. Что не пункт, то «шедевр». Или пункт 1407. Я понимаю, что опасно снимать деньги. Но тут речь идет о том, что опасно теперь и вносить деньги на счет. Или пункт 1410.