Баталов еврей

Баталов еврей

Тема: Кафедра научной иверологии  (Прочитано 54209 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

В старых домах Баку можно встретить квартиры с табличками под дверными звонками. «Инженер Эйдельман», «профессор Рзаев» – или вот, например, «адвокат Я.С. Вульф». Это отец Виталия Вульфа – знаменитого ведущего передачи «Серебряный шар».

В 1932 году у известного бакинского адвоката Якова Вульфа родился сын Виталий. Представить, что он станет телезвездой, было тогда, конечно, невозможно. Не только потому, что ещё не было телевидения. Просто папа адвокат, мама врач – твёрдые и понятные еврейские профессии. Такие, что можно выбить на табличке перед квартирой. Увлечения сына театром и мечты о ГИТИСе сочли блажью, а потому отвезли его в Москву – и буквально впихнули на юридический МГУ.

Вульф отучился на юриста блестяще – закончил всего с одной четверкой. И это при том, что почти каждый вечер ходил в театры. Получив диплом, хотел было остаться в Москве, но не смог найти работу по специальности. А в 1956 году умер отец – и Вульф вернулся в Баку к матери. Но и тут с работой туго: в адвокаты его не взяли, устроили в Институт права Академии наук Азербайджана. Тогда Вульф решил учиться дальше – поступил в заочную аспирантуру московского Всесоюзного института юридических наук. Через пять лет он наконец дописал диссертацию, поехал защищать ее в Москву – да там и остался.

Вот только перед отъездом из Баку произошел с ним курьез. С гастролями в город приехал театр «Современник» со своим молодым худруком Олегом Ефремовым. А Вульф с Ефремовым подружился в Москве, когда «Современника» еще и в помине не было. В общем, приезд друга он пропустить никак не мог – и все время проводил с ним за кулисами.

Бакинская публика от модного московского театра была просто в восторге: на кого ни посмотри – сплошь восходящие звёзды. Молодой Олег Табаков бесподобно играл маляра-алкаша в «Третьем желании». Со стаканом в руке он притопывал ногой, а вместо тоста сообщал: «Причина та же». Зал лежал от хохота. Билеты было не достать.

На один из спектаклей как-то пробились две бакинские старшеклассницы. Пришли с букетом цветов – для Ефремова или Табакова. Но вдруг, заприметив Вульфа на крыльце, остановились как вкопанные – зарделись, засмущались, зашептались. Потом в конце концов бегом к нему – и вручили букет.

Ну и ладно, Вульф спорить не стал. И всё б забылось. Но в этот момент откуда-то вынырнул сам Олег Ефремов. «А ты, Вульф, оказывается, здесь знаменитость!» – завистливо кивнув на девушек, заметил он.

Шел 1962 год. Только что на экраны вышел фильм «Девять дней одного года» с Баталовым в главной роли. И молодой Вульф действительно на него был очень похож! Девчонки даже думать не стали, что делает Баталов в Баку на гастролях с «Современником» – быстрее к нему.

Пока он на расстоянии вытянутой руки и даже не пытается скрыться.

Прошло много лет. Вульф из юриста полностью перевоплотился в деятеля искусства: переводил пьесы англоязычных драматургов, которые ставили и МХАТ, и «Современник», стал доктором исторических наук, а в 1994-м придумал свою авторскую передачу «Серебряный шар» – рассказы о людях искусства. Необычная манера разговора со зрителем мгновенно сделала Вульфа одним из самых узнаваемых и популярных телеведущих. На встречу с ним в московских концертных залах собирались тысячи зрителей. И вот как-то раз с какого-то дальнего ряда к нему направилась с букетом уже немолодая женщина. Пока она шла, Вульф пристально на неё смотрел. И наконец, принимая из ее рук цветы, расплылся в улыбке:

– А я вас узнал! Надеюсь, в этот раз цветы уже не для Баталова?

Алексей Баталов (Aleksey Batalov) фотографии

20 ноября 1928, Владимир, РСФСР, СССР — 15 июня 2017, Москва, Российская Федерация.

Заслуженный артист РСФСР (6.08.1964).
Народный артист РСФСР (1969).
Народный артист СССР (29.12.1976).
Герой Социалистического Труда (9.03.1989).

В 1950 году окончил Школу-студию им. В.И.Немировича-Данченко во МХАТе (мастерская С.К.Блинникова и В.Я.Станицына).

После окончания Школы-студии был призван в армию и до 1953 года служил актером Центрального театра Советской Армии.
В 1953-1956 годах играл на сцене МХАТ имени Горького.
В 1957-1975 годах — актёр и режиссёр киностудии “Ленфильм”.

В кино с 1944 года (эпизод в фильме “Зоя”).

Преподавал во ВГИКе на кафедре актёрского мастерства с 1975 года.
С 1981 года — профессор.
С 1989 года — заведующий кафедрой актёрского мастерства. Выпустил в качестве руководителя курса 7 актёрских мастерских.

Многие годы являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».
С 2007 года был Президентом Российской академии кинематографических искусств “Ника”.
Несколько лет являлся президентом одного из крупнейших российских кинофестивалей “Московская премьера”.
Писал стихи, сценарии. Автор книг «Судьба и ремесло» (1984), «Диалоги в антракте», а также мемуаров.

Ушёл из жизни 15 июня 2017 года. Похоронен на Преображенском кладбище Москвы, рядом с матерью, как завещал сам актер.

– МКФ в Канне (1955, Приз лучшему актёрскому составу, фильм «Большая семья»).
– Два ордена Ленина (4.11.1967, 9.03.1989).
– Лауреат Премии Ленинского Комсомола в 1967 году.
– Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых 1968, за участие в фильме “Девять дней одного года”).
– Лауреат Государственной премии СССР (1981, за участие в фильме “Москва слезам не верит”).
– Специальный приз Гильдии актёров “За выдающийся вклад в профессию” на КФ “Созвездие – 92”.
– ОРКФ в Сочи (1997, Приз Президента России «За вклад в российское кино»).
– Премия «Кинотавр» в номинации «Премии за творческую карьеру» (1997).
– Лауреат премии “Юнона” (1997).
– Награждён орденом “За заслуги перед Отечеством” III степени (10.11.1998).
– Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства за 1999 год.
– Премия «Ника» (2001, в номинации «Честь и достоинство»).
– Премия «Кумир» (2002) в номинации «За высокое служение искусству».
– Лауреат премии имени Булата Окуджавы в 2003 году.
– Лауреат премии «Триумф» в 2003 году.
– Лауреат Государственной премии РФ в 2005 году.
– Премия Московского международного кинофестиваля «За вклад в кинематограф» (2007).
– Лауреат премии международной премии Андрея Первозванного «За веру и верность» в 2007 году.
– Золотая медаль С.Ф. Бондарчука в номинации «За выдающийся вклад в кинематограф» 17 Международного кинофестиваля «Золотой Витязь» в 2008 году.
– Награждён орденом “За заслуги перед Отечеством” II степени (20.11.2008).
– Императорский Орден Св. Анны II степени (Российский Императорский Дом, 2012).
– орден «Кирилл и Мефодий» (Болгария).
– Памятная медаль, учреждённая МХТ к 150-летию А. П. Чехова (2005).
– Орден Петра Великого (Академия безопасности, обороны и правопорядка, 2003).
Международная общественная премия «Хрустальный подсолнух» в номинации «Симвал добра» (Дом приёмов Президента РФ, 2007).
Приз «Признание поколения» на кинофестивале ВГИКа (первый обладатель) (2008).
Премия города Москвы в области литературы и искусства (2009).
Крест Александра I Благословенного (Фонд развития и возрождения исторических традиций «Имперское наследие», 2014).
Лауреат премии «Книга года» в номинации «Книга и кино» (с книгой «Сундук артиста», 2016).

последнее обновление информации: 16.06.23

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

«Кухня. Последняя битва»: Повар Путина

В ночь с 27 на 28 июня, 00:00, СОЛНЦЕ

«Достать ножи»: Острый на язык фильм про глуповатого детектива

28 июня, 20:00, ТВ-3

«А ты вся такая или только руки и голова?»: Елена Ханга о бестактных вопросах и юношеских комплексах

Ведущая никогда не хотела быть известной

Исторический проект «Цербер» с Трибунцевым и Мариным выйдет этой осенью

События сериала происходят в Петербурге после восстания декабристов

Алексей Баталов: новости >>

«А еще ведь надо в душу к нам проникнуть»: 100 лет Исааку Шварцу

Памяти композитора и классика киномузыки

«Из ВГИКа я вышла совершенно необразованной»: Любовь Толкалина рассказала об учёбе в Институте святого Фомы

Актриса училась у иезуитов искусству и духовности

Фестиваль «Московская премьера» откроет картина Алексея Федорченко «Монета страны Малави»

11 ноября 2022

4-й Международный смотр пройдет с 29 ноября по 5 декабря

Якутская картина «Вертолет» получила Гран-при Международного фестиваля кино стран Содружества «Московская премьера»

22 декабря 2021

Азербайджанец Эльвин Адыгозел с фильмом «Билясувар» стал обладателем приза за режиссуру

Все новости >>

В 20-е годы прошлого века его рассказы не уступали по популярности произведениям Зощенко, Ильфа и Петрова. А потом его перестали печатать. И потому что еврей, и потому что дом его был всегда открыт для «опальных» литераторов. В нем подолгу в «лихие» для каждого времена жили Ахматова и Пастернак, Бродский и Солженицын. Именно так, помогая несправедливо униженным – деньгами, кровом, добрым словом или анекдотом, – Виктор Ардов постепенно затмил свой образ писателя образом настоящего человека. И сегодня, спустя 115 лет со дня его рождения, самое время об этом вспомнить.

Виктор Ардов родился 21 октября 1900 года в семье Ефима Моисеевича Зигбермана – члена хозяйственного правления Воронежской еврейской общины. Вскоре семья переехала из Воронежа в Москву, поселившись на Гоголевском бульваре в здании, принадлежавшем Иерусалимскому подворью. Окончив располагавшуюся неподалеку Первую мужскую гимназию, Виктор поступил на экономический факультет Института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова. Одновременно начал подрабатывать актером и конферансье в кабаре «Нерыдай», где и понял: все увиденные и подслушанные истории нужно записывать, потому что это невероятно смешно.

Для начала берет псевдоним, меняя свою «неудобную» в те времена еврейскую фамилию «Зигберман» на русскую, но отдавая при этом дань своим корням. Бытует мнение, что фамилия Ардов – это сокращение от Сефардов, коими были его предки по материнской линии. Но его сын, Михаил Ардов, в одном из интервью скажет: «Я не знаю точно, он мне никогда об этом не говорил, но до сих пор, когда отыскивают его реальную фамилию, ее всегда перевирают и вместо “Зигберман” пишут “Зильберман”. Может быть, ему это надоело, я об этом не спрашивал. Но то, что в русской печати с русской фамилией как-то удобнее было выступать, мягко выражаясь, это очевидно, конечно».

С таким простым, понятным каждому юмором его произведения становятся одними из самых популярных у читателей: в редакцию приходят письма с просьбами напечатать больше миниатюр этого автора, и редакторы их с удовольствием исполняют. В итоге, например, в сборнике «Советский юмористический рассказ 20–30-х годов» на первом месте стоят сочинения Виктора Ардова с его 26 рассказами, следом идет Зощенко с 25 рассказами, потом Ильф и Петров с 19 произведениями и далее по уменьшению.

Баталов еврейНо знали его не только по его литературному творчеству, но и по не менее литературному окружению. Первой женой начинающего писателя стала Ирина Константиновна Иванова, считавшаяся самой красивой гимназисткой Москвы. Говорят, за ней ухаживал Осип Брик. Известен случай, когда, находясь с ней в обществе, при отсутствии Лилии Юрьевны к Брик обратился Маяковский, находившийся там же: «Ося, от Лилечки уже ушли, сейчас ей одной страшно дома быть, поэтому кому-то из нас надо ехать домой». На что Брик на него посмотрел и сказал: «Вот ты и поезжай, Володя. А я останусь с Ириной Константиновной».

Второй женой стала уже известная ко времени женитьбы в 1933 году актриса Нина Антоновна Ольшевская, пятилетний сын которой, будущий знаменитый артист Алексей Баталов, стал его пасынком. Чуть позже родятся и продолжатели знаменитого рода Ардовых: в 1937 году литератор-мемуарист Михаил Викторович Ардов, а в 1940 году актер и режиссер-мультипликатор Борис Викторович Ардов. К слову, семья и будущие поколения обладали уже врожденным талантом, поэтому помимо сыновей знаменитыми будут и его внучка – актриса Анна Борисовна Ардова, и правнуки – актеры Антон Шаврин и Соня Ардова.

Все они обожали Ардова, который слыл юмористом и остряком. Рассказывают, что когда в Союзе писателей он, познакомившись и договариваясь с кем-то о встрече, произнес: «Моя фамилия – Ардов», находящийся неподалеку поэт Твардовский вмешался в разговор, сказав: «Какая неприятная фамилия». Виктор Ефимович, не раздумывая, повернулся к нему и ответил: «Это потому, что она составляет ровно середину Вашей». Или был еще случай с Маяковским, который только-только привез из Парижа новенький «Рено». Поскольку он был первым поэтом в Москве, кто приобрел иностранный автомобиль, ему не терпелось похвастаться. «Ардик, – спросил Маяковский, – вы на улице не видели мой “Рено”»? «Ни хрено я там не видел», – ответил Ардов.

Баталов еврейОн писал и рассказы, и пьесы, и сценарии для кинокомедий, в том числе – «Светлый путь», «Счастливый рейс». В 1942 году ушел добровольцем на фронт. Вернувшись, продолжил писать, к тому времени уже опубликовав около 50 книг. Возможно, совпадение, но после постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград” от 14 августа 1946 года» его творчество перестало быть востребованным. В этом постановлении обрушивались с критикой на Зощенко и Ахматову, которые были близки Ардову. Анна Ахматова вообще подолгу жила в его доме. Здесь ее всегда ждала отдельная комната, которая во время ее отсутствия считалась «детской» для Алексея. Более трех десятилетий квартира была своеобразной московской резиденцией великой поэтессы. Поэтому не случайно, что памятник ей поставлен именно возле дома Ардовых на Большой Ордынке, и открывал его Алексей Баталов.

Возможно, именно в этом сердечном отношении ко всем и есть причина того, что в один прекрасный момент в квартире Виктора Ардова перестает звонить телефон, перестают поступать заказы на новые произведения, не публикуются уже готовые. К тому же Виктор Ардов никогда не сидел в президиумах, не выступал на собраниях. Он вообще относился к власти, мягко сказать, сдержанно. «Политика кнута и пряника известна еще со времен Древнего Рима, но большевики и тут ввели некое новшество, – как-то сказал Ардов. – Они первыми догадались выдавать кнут за пряник». К тому времени его отца расстреляли по прямому указанию Троцкого, родителей жены репрессировали.

Баталов еврейТем не менее даже в годы, когда стало привычным «неузнавание» при встречах на улице старых и добрых знакомых лишь потому, что они имели отношение к «врагам народа», Виктор Ардов продолжал радушно всех встречать. А его радушие в то время было сродни мужеству. Известно, что Лидия Русланова, арестованная как жена генерала Крюкова за его поддержку опального маршала Жукова, в ссылке получала посылки и деньги от Виктора Ардова. И именно к нему пришла она сразу по приезде в Москву после заключения. Говорят, Ардов встретил ее словами: «Лидка, слушай новый анекдот!» Вот так просто, но одновременно мудро, без слез и сразу с настроем показал, что всё тяжелое кончилось и жизнь продолжается. И таких примеров его человечности – огромное количество. Конечно, пройдут годы, сменятся руководители страны, его произведения начнут изредка печатать. Некоторые выйдут уже после его смерти в 1976 году. В книге воспоминаний «Этюды к портретам» («Великие и смешные») он расскажет о тех, с кем был дружен, – великих и общепризнанных поэтах, писателях, актерах, людях. Но в жизни каждого из них своеобразным островком доверия и доброго воспоминания проходит он, Виктор Ардов. Возможно, это и объясняет то, почему его произведения не так популярны. Ведь образ писателя в нем затмевается его образом настоящего человека.

  • Кваснецкая М. Г. Алексей Баталов. — М.: ВБПК, 1983.

  • 1959 — Шинель
  • 1966 — Три толстяка (совместно с И. С. Шапиро)
  • 1972 — Игрок

  • 1966 — Три толстяка (совместно с М. Ольшевским и Ю. К. Олешей)
  • 1977 — Зайчонок и муха (анимационный)
  • 1985 — Чужая шуба (анимационный)
  • 1989 — Поездка в Висбаден
  • 2009 — По ту сторону экрана (документальный)

  • 1970 — «Она была самой красивой» (по И. Хрести) — текст от автора
  • 1974 — «Судьба» (по П. Проскурину) — текст от автора
  • 1975 — «Казаки» (по Л. Н. Толстому) — текст от автора
  • 1977 — «Поединок» (по А. И. Куприну) — текст от автора
  • 1979 — «Имя твоё» (по П. Проскурину) — текст от автора
  • 1985 — «Города и годы» (по К. А. Федину) — текст от автора
  • 1986 — «Конфликт в Приозерске» (по Н. Т. Сизову) — текст от автора
  • 1989 — «В кругу Бунина» (по рассказам И. А. Бунина «Натали», «Холодная осень» и «Тёмные аллеи») — ведущий
  • 1994 — «Страсти по мастеру. Всеволод Мейерхольд» (по сценарию А. А. Шереля)

  • 1974 — «Великану – девять лет» (по автобиографии C. C. Прокофьева) — Прокофьев
  • 1973 — «Ринг» (по Й. Григореску) — Тим
  • 1974 — «Обелиск» (по В. В. Быкову) — Алесь Иванович Мороз
  • 1974 — «Зажигалка» (по Е. Пшёзьдзецкому) — прокурор
  • 1980 — «Белые ночи» (по Ф. М. Достоевскому)[35]Мечтатель
  • 1985 — «Повести Белкина. Выстрел» (по А. С. Пушкину) — подполковник И. Л. П.
  • 1985 — «Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру) — Эскал, князь веронский
  • 1987 — «Чёрный шар» (по В. С. Губареву) — профессор Александр Степанович Солнцев, директор института

  • 1970 — «Она была самой красивой»
  • 1975 — «Казаки»
  • 1979—1983 — «Герой нашего времени» (по М. Ю. Лермонтову)
  • 1980 — «Белые ночи»
  • 1985 — «Ромео и Джульетта»
  • 1989 — «В кругу Бунина»

Работы в озвучивании

Рассказчик в мультфильмах

  • 1974 — Загадочная планета
  • 1975 — Ёжик в тумане
  • 1975 — Слоно-дило-сёнок
  • 1983 — Девочка + дракон (из мультсериала по сказкам Дональда Биссета)
  • 1984 — Забытый день рождения (из мультсериала по сказкам Дональда Биссета)
  • 1984 — Ель
  • 1985 — Крококот (из мультсериала по сказкам Дональда Биссета)
  • 1986 — Снегопад из холодильника (из мультсериала по сказкам Дональда Биссета)
  • 1986 — Урок музыки (из мультсериала по сказкам Дональда Биссета)
  • 1986 — Приключения пингвинёнка Лоло
  • 1987 — Вреднюга (из мультсериала по сказкам Дональда Биссета)
  • 1996 — Лягушка-путешественница
  • 2004 — Как обманули змея (из мультсериала «Гора самоцветов»)
  • 2004 — Ключи от времени

  • 1985 — Господин Великий Новгород — Ребров (роль Дмитрия Балашова)
  • 1991 — Верный Руслан — текст от автора
  • 1994 — Железный занавес — текст от автора
  • 1995 — Роковые яйца — текст от автора
  • 1995 — Первая любовь — текст от автора
  • 1997 — Маленькая принцесса — текст от автора
  • 2005 — Казус Кукоцкого — закадровый текст

  • 1967 — Слово о России — закадровый текст
  • 1967 — Твоё щедрое сердце — закадровый текст
  • 1974 — Звёздная минута — закадровый текст
  • 1979 — Огневой вы человек! — закадровый текст
  • 1981 — Мир Улановой — закадровый текст
  • 1991 — Незнакомый Бурков. Письма к другу — закадровый текст
  • 1999 — Россия. XX век. Взгляд на власть — закадровый текст

  • 2005 — Открытие Кремля. Виртуальный тур по резиденции президента России[36]закадровый текст

Работы на телевидении

  • 1996—1997 — «Всмотрись в Россию!»: межпрограммное оформление телеканала РТР (с февраля по ноябрь 1997 года)[37]закадровый текст (чтение стихов различных русских поэтов и объявление слогана)
  • 2000—2002 — Прогулки с Баталовым[38]ведущий

Участие в фильмах

Документальные фильмы о Алексее Баталове

  • «Алексей Баталов. „Дорогой наш человек“» («Первый канал», 2008)[39]
  • «Алексей Баталов. „Я не торгуюсь с судьбой“» («Первый канал», 2013)[40][41]
  • «Алексей Баталов. „Он же Гоша, он же Гога…“» («ТВ Центр», 2013)[42]
  • «Алексей Баталов. „Он же Гоша, он же Гога…“» («Первый канал», 2017)[43][44]
  • «Алексей Баталов. „Как долго я тебя искала…“» («Первый канал», 2018)[45][46]
  • «Любимая роль Алексея Баталова» («Мир», 2018)[47]
  • «Алексей Баталов. „Ради неё я всё отдам…“» («ТВ Центр», 2019)[48]

Алексей Баталов в фильме «Зоя» (1944)

С 1950 года — актёр Центрального театра Советской Армии, где проходил срочную службу в Советской армии. В 1953—1956 годах играл на сцене МХАТа, в 1957—1975 годах — актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм» (Ленинград, ныне — Санкт-Петербург). В 1944 году дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Л. О. Арнштама «Зоя».

С 1975 года преподавал актёрское мастерство во ВГИКе (Москва) (с 1979 — профессор, с 1989 — заведующий кафедрой актёрского мастерства). Выпустил в качестве руководителя курса 7 актёрских мастерских.

Автор книг «Судьба и ремесло» (издательство «Искусство», 1984) и «Диалоги в антракте», а также мемуаров.

Многие годы являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики. Работал в Советском комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».

Считал себя москвичом, так как жил в Москве с самого детства — вместе с мамой и отчимом в Доме писателей на ул. Большая Ордынка, с 1988 года до последних дней проживал в Доме на набережной (ул. Серафимовича, 2).

Избирался почётным президентом парижского киноклуба «Жар-птица», председателем оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актёрские работы года, почётным членом правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель). Несколько лет являлся президентом российского кинофестиваля «Московская премьера».

Памятник Алексею Баталову на Преображенском кладбище Москвы

Отец Владимир Баталов (06 (19).09.1902—14.03.1964), актёр и режиссёр. Мать Нина Ольшевская (31.07 (13.08).1908—25.03.1991), из дворянской семьи, актриса.

Дядя Николай Баталов (24.11 (06.12).1899—10.11.1937), актёр. Заслуженный артист РСФСР (1933).

Тётя Ольга Андровская (09 (21).07.1898—31.03.1975), актриса, педагог. Народная артистка СССР (1948).

Старшая двоюродная сестра — Светлана Баталова (21.06.1923—09.04.2011), актриса театра и кино.

Отчим Виктор Ардов (08 (21).10.1900—26.02.1976), писатель-сатирик, драматург, сценарист, публицист и карикатурист.

Младшие единоутробные братья — Михаил Ардов (род. 21.10.1937), писатель, публицист и мемуарист, клирик неканонической Российской православной автономной церкви, протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ, до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях, Борис Ардов (07.02.1940—23.08.2004), актёр театра и кино, режиссёр и художник-постановщик мультипликационных фильмов.

Второй брак (1963—15.06.2017) — Гитана Леонтенко (род. 18.08.1935), потомственная артистка цирка, танцовщица на лошади, цыганка по национальности. Дочь Мария Баталова (род. 1968), с рождения страдает ДЦП, окончила сценарный факультет ВГИКа, стала литератором, пишет сценарии, выпустила книгу, является членом Союза писателей и Союза кинематографистов России.

Звания и награды

Вручение и. о. Президента РФ Владимиром Путиным премии Президента в области литературы и искусства за 1999 год, 1 марта 2000 года.

Государственные награды СССР и Российской Федерации:

  • Герой Социалистического Труда (1989)
  • Заслуженный артист РСФСР (06.08.1964)[24]
  • Два ордена Ленина (1967, 1989)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1966) — за исполнение роли Дмитрия Алексеевича Гусева в фильме «Девять дней одного года»
  • Премия Ленинского комсомола (1967) — за создание образов советского молодого человека в фильмах «Дорогой мой человек» (1958), «Летят журавли» (1957), «Девять дней одного года» (1961) и др.
  • Народный артист РСФСР (29.09.1969) — за заслуги в области советской кинематографии[25]
  • Народный артист СССР (29.12.1976)
  • Государственная премия СССР (1981) — за исполнение роли Георгия Ивановича в фильме «Москва слезам не верит»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (10.11.1998) — за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства[26]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (20.11.2008) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность[27]
  • Государственная премия Российской Федерации (2005)
  • Орден «Кирилл и Мефодий» (НРБ)
  • Почётная грамота Кыргызской Республики (20 сентября 2003, Киргизия) — за вклад в развитие кыргызско-российского сотрудничества в области культуры и искусства[28]

Другие награды, премии, поощрения и общественное признание:

В 2003 году Глава Российского Императорского Дома княгиня Мария Владимировна пожаловала Алексею Баталову потомственное дворянство.

Баталов, Алексей Владимирович

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 июня 2023 года; проверки требуют 4 правки.

Алексе́й Влади́мирович Бата́лов (20 ноября 1928, Владимир, СССР — 15 июня 2017, Москва, Россия) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог, мастер художественного слова (чтец), общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1989). Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1966), Государственной премии СССР (1981), Государственной премии Российской Федерации (2005) и премии Ленинского комсомола (1967).