Бенефициарный владелец сколько процентов владения

Бенефициарный владелец сколько процентов владения

Государство обязывает юридических лиц собирать информацию о своих бенефициарах. Расскажем, зачем они налоговикам, нужно ли их прятать, и что за будет за сокрытие или подачу ложной информации.

Кому предоставляется информация о бенефициарах компании?

Запросить информацию о бенефициарах компании могут (ст.6.1 и ст.7 Закона №115-ФЗ):

Компании могут получить такой запрос либо на бумаге по определенному формату либо в электронном виде по ТКС (как правило, такие запросы направляют налоговики).

Бенефициарный владелец сколько процентов владения

В условиях нынешнего подхода к налоговому контролю достаточно остро обозначен вопрос раскрытия реальных владельцев бизнеса – бенефициаров, зачастую скрытых от посторонних глаз и управляющих компанией или группой компаний «из тени».

Сбор информации о бенефициарных владельцах компаний требуется главным образом для контроля за предпринимательской средой. Государство желает четко понимать, кто стоит за бизнес-структурами и несет ответственность за их деятельность.

Кому предоставляется информация о бенефициарах компании? Как составить отчет и где взять информацию о бенефициарных владельцах компании? Что будет, если проигнорировать требования о предоставлении информации?

Несколько слов о том, кто является бенефициарным владельцем компании (п.8 ст.6.1 Закона №115-ФЗ). Бенефициаром является физическое лицо либо:

На практике нередки случаи, когда ИП зарегистрировано на номинальное физлицо, которое фактически не управляет бизнесом.

Например, муж зарегистрировал бизнес на жену, хотя он осуществляет деятельность единолично. В таких ситуациях конечным бенефициаром будет физическое лицо, которое, в конечном итоге, управляет бизнесом.

Ищи, кому выгодно. Как найти бенефициара

Если вы думаете, что найти бенефициара легко – вы заблуждаетесь. Зачастую это крайне творческий процесс.))

Если ваши учредители – юридические лица, вы делаете запрос в ЕГРЮЛ для выяснения, кто является их учредителями. Если у ваших учредителей тоже учредители юрлица – далее запросы в ЕГРЮЛ, и так по цепочке движетесь вглубь и пытаетесь найти конкретных физических лиц.

Если в своих запросах вы пересекли границу РФ, это вас не останавливает – вы направляете запрос в иностранный налоговый орган. Вряд ли вы получите ответ, но у вас останется документальное подтверждение ваших действий и принятых мер по выявлению бенефициаров.

Если найдено физическое лицо, ваша задача установить – номинальный это или реальный владелец, насколько он влияет на принятие решений – является ли он бенефициаром. Чаще бывает наоборот – «теневой» владелец, не имея доли в уставном капитале, дает указания директору через родственные связи, или детские страхи, или за солидное вознаграждение.

Не исключено, что реального бенефициара вы не найдете, и результат вы не получите. Зачастую бенефициары скрыты так тщательно, что их не могут найти даже правоохранительные органы. От вас требуется доказательство приложенных усилий – вы сделали все возможное, чтобы исполнить требования закона. Это освободит вас от штрафа.

Бенефициара надо не только установить, но и идентифицировать.

Вы должны получить полную информацию о физическом лице: его фамилию, имя, отчество, гражданство, паспортные данные, дату рождения, ИНН, если это иностранный гражданин и он находится в РФ вы должны указать номер его миграционной карты или вида на жительство (разрешения на проживание в России) и адрес проживания.

При сложной структуре собственности Росфинмониторинг рекомендует установить всех бенефициаров и проверить их на наличие/отсутствие в списке лиц, причастных к экстремистской деятельности, на сайте Росфинмониторинга.

Кто такой бенефициарный владелец юридического лица?

Редактор: Елена Галичевская

Бенефициар — это человек, который прямо или через третьих лиц владеет более 25% уставного капитала компании или может контролировать ее действия по другим основаниям

Виктор Подгорский

Владислав пишет: «Я — директор компании. Недавно узнал, что в бухгалтерскую отчетность нужно включать информацию о бенефициарах. Подскажите, кто такие бенефициары?»

Бенефициарный владелец — это физическое лицо, которое в конечном счете владеет долей более 25% в капитале компании или ее контролирует: влияет на решения компании, например заключение сделок, выдачу займов, получение кредитов.

В ООО «Альфа» четыре участника-физлица — у троих доли по 20%, а четвертому принадлежит 40% уставного капитала. Бенефициаром будет только четвертый. Если бы у первых двух участников было по 26%, а у третьего и четвертого — 8% и 40% соответственно, то у компании было бы три бенефициарных владельца.

Бенефициарный владелец сколько процентов владения

В примере Петров — бенефициар компании, который получает доход от ее деятельности

Если человек владеет более 25% уставного капитала компании через третье лицо, то не будет числиться в учредительных документах, но все равно останется бенефициаром.

Вот как это работает. Иванову принадлежит 100% уставного капитала ООО «Дельта». А «Дельте» — 30% уставного капитала «Гаммы». Несмотря на то, что Иванов не участник «Гаммы», он ее бенефициар, поскольку через «Дельту» владеет более чем 25% уставного капитала «Гаммы».

Иногда бенефициара путают с выгодоприобретателем, так как оба получают прибыль от бизнеса. На самом деле всякий бенефициар — выгодоприобретатель, но не всякий выгодоприобретатель — бенефициар. Последнее возможно, когда:

При этих условиях выгодоприобретатель не будет бенефициаром.

У руководителя компании должны быть такие данные о ее бенефициарах:

Компания обязана раз в год обновлять эти сведения. Они должны быть подтверждены документами. В законе не сказано, как именно обновлять и хранить сведения о бенефициарах. Например, можно раз в год запрашивать у них свежие сканы или копии документов, хранить их в рабочем ноутбуке или в сейфе.

Информацию о бенефициарах нужно включать в бухгалтерскую отчетность и сообщать ее по запросу налоговой и Росфинмониторинга. Запрос от ведомств может прийти в компанию электронным или простым письмом.

Сведения о бенефициарах нужно представить по состоянию на дату запроса в течение 7 рабочих дней со дня его получения. Например, если компания получила запрос о бенефициарах 17 октября 2022 года, то должна представить информацию не позднее 26 октября 2022 года.

Если компания обнаружит в отправленных сведениях неточности или ошибки, у нее будет 5 рабочих дней со дня обнаружения, чтобы отправить скорректированные сведения.

Если крупная компания не представит сведения о бенефициарных владельцах по запросу налоговой или Росфинмониторинга, ее могут оштрафовать на сумму от 100 000 до 500 000 ₽, а ее руководителя — от 30 000 до 40 000 ₽. Штраф для малого предприятия — от 50 000 до 250 000 ₽.

Спросите у эксперта

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей

Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

При открытии расчётного счёта банк требует у Образовательного фонда предоставить сведения о бенефициарных владельцах.

Письмо об отсутствии бенефициарных владельцев у фонда, как у некоммерческой организации, банк не устроило со следующей мотивацией:

На основании п. 1.2 ст.7 Федерального закона 115-ФЗ, идентификация бенефициарных владельцев не проводится только в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:

У всех остальных, даже у некоммерческих организаций, если они (или их участники, более 50% доли которых принадлежит государству) не относятся к выше перечисленным, должны выявлять бенефициара. В случае невозможности выявления необходимо признать таковым руководителя компании (ЕИО).

С проблемой идентификации бенефициарных владельцев сталкиваются многие некоммерческие организации, в том числе благотворительные фонды, образовательные организации в форме автономных некоммерческих организаций, товарищества собственников недвижимости, потребительские кооперативы.

На мой взгляд, проблема является надуманной, т.к. вполне очевидно, что у некоммерческой организации не может быть бенефициарного владельца.

Однако при принятии клиентов на обслуживание банки безапелляционно требуют предоставить информацию о бенефициарном владельце организации. Так называемые «комфортные письма» организаций об отсутствии бенефициарных владельцев у некоммерческой организации не вписываются в мироощущение представителей банков: как мантра повторяется п. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма» (далее – ФЗ о противодействии легализации), в соответствии с которым юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 ФЗ о противодействии легализации (ФИО, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность и пр.).

Если организация не располагает сведениями о бенефициарном владельце (бенефициарный владелец не выявлен), банк буквально требует указать таковым единоличный исполнительный орган, ссылаясь на абз. 7 пп. 2 п. 1 ст. 7 ФЗ о противодействии легализации.

Аналогичная позиция ранее находила своё отражение в письме Банка России от 28.01.2014 № 14-Т «Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев».

Однако, как позднее указал Банк России в Методических рекомендациях по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов – юридических лиц (утверждены 27.06.2017 № 12-МР), в случае непредставления клиентом – юридическим лицом сведений о своём бенефициарном владельце не допускать признания бенефициарным владельцем клиента его единоличного исполнительного органа в «автоматическом» порядке, то есть без проведения соответствующих мероприятий и анализа полученных от клиента документов и сведений. На практике не исключены случаи, когда ЕИО может быть обоснованно признан бенефициарным владельцем юридического лица, если будет установлено, что ЕИО соответствует критериям, определённым ст. 3 ФЗ о противодействии легализации.

При этом, неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определённых законодательством РФ, по запросу уполномоченного органа (Росфинмониторинга) или налоговых органов влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей (ст. 14.25.1 КоАП РФ).

Вышеперечисленные обязанности распространяются на всех юридических лиц, за исключением списка, приведённого в абз. 2 – 5 пп. 2) п. 1 ст. 7 ФЗ о противодействии легализации. В него включены, например, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации или организации, в которых Российская Федерация, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50% акций (долей) в капитале. Что вполне очевидно точно так же, как и тот факт, что Российская Федерация как публичное образование не может быть отнесена к аффилированным лицам.

В соответствии с п. 8 ст. 6.1 ФЗ о противодействии легализации под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счёте прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Кроме того, в соответствии с п. 3.3 Положения Банка России от 02.03.2012 года № 375-П кредитная организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможности контролировать действия клиента с учётом следующих факторов:

– физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе через юридическое лицо, нескольких юридических лиц либо группу связанных юридических лиц) имеет преобладающее участие (более 25%) в капитале клиента или владеет более 25% от общего числа акций клиента с правом голоса;

– физическое лицо имеет право (возможность), в том числе на основании договора с клиентом, оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц, в том числе через юридическое лицо, нескольких юридических лиц либо группу связанных юридических лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе, несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), а также финансовых операций.

Согласно пункту 3.4 Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и пункту 3.4 Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» признание физического лица бенефициарным владельцем должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у организации документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.

Юридическое лицо может не располагать сведениями о бенефициарном владельце или не выявить его в том случае, когда такой владелец существует, но найти его затруднительно.

К некоммерческим организаций положения ФЗ о противодействии легализации в этой части не могут быть применимы.

Исторический экскурс: в ФЗ о противодействии легализации норма о бенефициарных владельцах и обязанности их идентификации была закреплена Федеральным законом от 30.12.2015 № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Авторы законопроекта в пояснительной записке указали, что обязанность по выявлению бенефициаров предусмотрена, в том числе положениями рекомендации 24 ФАТФ, в соответствии с которой государства должны обеспечить наличие достаточной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности и контроле юридических лиц, которую или доступ к которой могут оперативно получить компетентные органы.

Кроме того, в соответствии с пунктом 31 Коммюнике лидеров Группы 8, принятом в июне 2013 г. в г. Лох-Эри, каждая из стран участников обязалась предпринять усилия по установлению требований к компаниям о получении и хранении ими информации о своих бенефициарных владельцах, а также представлении данной информации сотрудникам компетентных органов.

Также это подтверждается пунктом 77 декларации Группы 20, принятой в сентябре 2013 г. в Санкт-Петербурге, в котором отмечается, что применение мер по обеспечению выполнения рекомендаций Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ФАТФ) в отношении выявления бенефициарных владельцев юридических лиц позволит снизить риски использования юридических лиц в противоправных целях.

Вместе с тем, в рекомендации ФАТФ 24 отмечено следующее:

«24. Прозрачность и бенефициарные владельцы юридических лиц

Страны должны принять меры для предотвращения использования юридических лиц для отмывания денег или финансирования терроризма. Страны должны обеспечить наличие достаточной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности и контроле юридических лиц, которую или доступ к которой могут оперативно получить компетентные органы. В частности, страны, в которых юридические лица могут выпускать акции на предъявителя или варранты на предъявителя, либо в которых могут существовать номинальные акционеры или номинальные директора, должны принимать эффективные меры для обеспечения того, чтобы они не использовались для отмывания денег или финансирования терроризма. Странам следует рассмотреть вопрос о принятии мер по облегчению доступа к информации о бенефициарной собственности и контроле для финансовых учреждений и УНФПП, на которых распространяются требования, установленные в Рекомендациях 10 и 22».

Казалось бы, вот он ответ – бенефициарных владельцев можно выявить у «юридических лиц, которые могут выпускать акции на предъявителя или варранты на предъявителя, либо в которых могут существовать номинальные акционеры или номинальные директора», а также у иных коммерческих организаций, уставный капитал которых поделён на доли или права на управление предоставлены акциями.

Дополнительно в терминах и определениях ФАТФ указывают, что значение термина «бенефициар» в Рекомендациях ФАТФ зависит от контекста:

– в трастовом законодательстве бенефициар — это лицо или лица, которые обладают правом на выгоду от любой трастовой договорённости. Бенефициар может быть физическим или юридическим лицом или образованием. Все трасты (кроме благотворительных или предусмотренных законодательством неблаготворительных трастов) обязаны иметь установленных бенефициаров. Хотя трасты обязаны всегда иметь некоего конечного установленного бенефициара, трасты могут не иметь определённых существующих бенефициаров, а только объекты полномочий, до тех пор пока некоторое лицо не получает право бенефицара на доход или капитал по истечении определённого периода, известного как аккумуляционный период. Этот период обычно соразмерен со статусным периодом траста, который обычно называется в трастовом документе как трастовый период.

– в контексте страхования жизни или другого страхового полиса, связанного с инвестированием, бенефициаром является физическое или юридическое лицо, или юридическое образование, или категория лиц, которым будет выплачен доход от полиса, когда наступает страховой случай, который охвачен полисом.

Таким образом, ФАТФ определяет прямо, что у благотворительных организаций не может быть бенефициарного владельца, что логично. О каком участии в капитале некоммерческой организации может идти речь, если имущество, переданное некоммерческой организации для осуществления ею уставной деятельности, не образует уставного (акционерного) капитала и направлено на достижение такой организацией общественно-полезных целей.

Такой же логике следовал законодатель.

В соответствии с гражданским законодательством некоммерческая организация – это юридическое лицо, которое создано не для предпринимательской деятельности: не имеющее извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ; п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ об НКО)). Организация вправе совершать действия, которые приносят доход, но только для поддержания работоспособности и достижения своей цели.

В соответствии со ст. 7 ФЗ об НКО фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации (п. 3 ст. 26 ФЗ об НКО).

Таким образом, фонд создан без взносов в уставный капитал, соответственно без долей в деятельности организации, где вся полученная прибыль от сделок, если такие есть, не перераспределяется, а тратится на нужды фонда и его уставную деятельность.

На мой взгляд, самым простым выходом было бы внесение в ФЗ о противодействии легализации в подпункт 2) пункта 1 статьи 7 дополнительного абзаца:

«Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта. Идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:

некоммерческими организациями, преследующими социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели».

С другой стороны, действующую норму нужно толковать таким образом, что банки должны проводить идентификацию бенефициарных владельцев только в тех случаях, когда наличие такого владельца презюмируется. В случае с некоммерческими организациями, в частности с фондами, автономными некоммерческими организациями и прочими НКО, бенефициарный владелец отсутствует как таковой.

Для правильного правоприменения выяснена воля законодателя, благодаря чему можно избежать создание новых ненужных норм.

Но по опыту общения с банками можно с уверенностью утверждать, что пока не будет чёткой нормы в законе или ещё лучше в инструкции Банка России, толковать норму об идентификации бенефициарных владельцев будут не в пользу клиентов.

Может быть есть коллеги, которые сталкивались с ситуацией, когда у НКО выявляли бенефициаров? Интересно узнать о таких случаях.

Личность бенефициара интересует банк

При открытии счета компания заполняет анкету и указывает бенефициара. Обычно клиент указывает формальную информацию. И зачастую недостоверную. Как правило – это оформленные де-юре учредители.

У российских банков нет широких полномочий по выявлению реальных бенефициаров, как у налоговиков. Они, в основном, принимают информацию клиента. Банк может отказать в заключении договора компании, которая отказывается раскрыть сведения о бенефициаре.

Информация о конечных бенефициарах также важна банку для принятия решения о кредитовании. Исходя из личности бенефициара оценивается репутация компании и риски по ее кредитованию.

Кредитные организации, работающие в России, обязаны представлять информацию о бенефициарах в Росфинмониторинг. За сокрытие таких данных – штраф до 500 000 рублей.

Порядок и срок предоставления сведений

Порядок и сроки предоставления информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении них сведений прописаны в Правилах, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 г. №913 (далее по тексту – Правила).

Компании обязаны представить сведения о бенефициарных владельцах в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. Такие сведения представляются по состоянию на дату, указанную в запросе (п.4 Правил).

Если впоследствии компания обнаружила ошибки в ранее представленных сведениях, то не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения необходимо повторно направить откорректированные сведения.

Компании могут представить ответ либо на бумаге либо в электронном виде, подписав сообщение усиленной электронной подписью. Сведения предоставляются в произвольной форме.

Если запрос направляет банк, то компании представляют сведения о бенефициарах по форме, разработанной банком. Игнорирование запроса банка чревато блокировкой счетов компании. Кроме того, банки направят информацию в Росфинмониторинг.

При получении компанией уведомления об отказе в приеме электронного сообщения (если ответ был направлен в электронном виде) компания обязана в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе в принятии электронного сообщения повторно направить электронное сообщение (п.15 Правил).

Агенты по выявлению бенефициара

Обязанность по выявлению бенефициаров своих клиентов вменена организациям, проводящим сделки с деньгами и имуществом – страховым и лизинговым компаниям, участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, торгующим драгметаллами, посредникам в сделках купли-продажи имущества. А также аудиторам и адвокатам.

Финразведка советует этим организациям в договоре с клиентом предусмотреть пункт о раскрытии бенефициара, изучить учредительные документы и проводить анкетирование.

Представленную клиентом информацию Росфинмониторинг обязывает не просто собрать, а перепроверить – через публикации в СМИ, в коммерческих базах данных (СПАРК, и др.), в интернет-ресурсах. Если клиент отказался раскрыть бенефициара или представляет заведомо недостоверные сведения – об этом рекомендовано сообщить в Росфинмониторинг.

Сведения о владельцах бизнеса – до конечных бенефициаров – требуются при заключении контрактов с предприятиями государственной собственности. Без их представления договор заключен не будет. И, конечно,

Санкции за непредоставление сведений

Компания в любом случае должна ответить на запрос, полученный от уполномоченных органов. Неисполнение требований, установленных Законом №115-ФЗ может стоить компании огромных штрафов.

Административная ответственность установлена ст.14.25.1 КоАП РФ и влечет наложение штрафа:

В том случае если компания не представит информацию о своих бенефициарных владельцах банку, то он может отказать в выполнении распоряжения компании о совершении операции (п.11 ст.7 Закона №115-ФЗ, п.15 Письма Росфинмониторинга от 15.02.2019 г. №04-02-01/3276).

Юристы компании «РосКо» смогут грамотно и профессионально помочь в вопросах по бенефициарам компании. Заполните форму, и мы оперативно проконсультируем вас по данному вопросу:

Кто такие бенефициары

Бенефициарный владелец — физлицо, которое прямо или косвенно владеет (имеет преобладающее участие: 25 и более % в капитале) организацией или может контролировать ее действия (принимать решения о заключении сделок, получении кредитов, привлечении инвесторов и т. д.). Этот человек может не состоять в штате организации, не фигурировать в учредительных документах, но именно он и есть фактический собственник бизнеса, который в конечном итоге и получает с него прибыль.

Бенефициары – важный объект налогового контроля

Налоговики ведут поиск бенефициара для выявления схем оптимизации налогообложения и уклонения от уплаты налогов: при использовании офшоров, при дроблении бизнеса, при создании цепочки взаимозависимых лиц и других комбинаций. Ищут хранителей активов – юридических и физических лиц, и конечного выгодоприобретателя бизнеса – получателя налоговой выгоды.

Система контроля налоговых деклараций СУР АСК НДС-2 анализирует сделки, выявляет рисковые компании и выстраивает «дерево связей». Если у двух или более компаний один и тот же бенефициар, и они между собой совершают сделки, если в эту цепочку вплетены фирмы, неукротимо оптимизирующие налоги, – налоговый орган ставит под сомнение реальность операций, ищет получателя налоговой выгоды и выходит на проверку.

В зависимости от доказательных задач, налоговое законодательство применяет разные понятия лиц, участвующих в работе компании, такие как – заинтересованные лица, аффилированные лица, взаимозависимые лица, контролирующие лица.

Бенефициар – человек не бедный

Бенефициар, как правило, человек обеспеченный. Информационные ресурсы налоговой системы позволяют выявить всю российскую собственность каждого гражданина, включая членов его семьи, проанализировать перемещение имущества, в том числе с целью вывода на номинального владельца (хранителя активов).

Если за компанией числится недоимка по налогам, статья 45 налогового кодекса разрешает ее взыскать за счет взаимозависимых лиц. В судебном порядке. Если налоговая сможет доказать, что бенефициар прямо или косвенно повлиял на неуплату компанией налогов – суд может признать взыскание долга компании за счет ее бенефициара.

В случае взыскания налогов в результате налоговой проверки бенефициар может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам компании, если будет установлено его фактическое участие в управлении бизнесом через формально контролирующих лиц – номиналов.

Также к субсидиарной ответственности «серый кардинал» может быть привлечен, если будет доказано его влияние на действия, явившиеся причиной несостоятельности компании и доведения ее до банкротства. К этому вопросу у налоговой особый интерес.

А номинал может быть не так прост

Зачастую, номинальный руководитель компании является работником по трудовому договору. Его полномочия, как правило, существенно ограничены волей владельцев бизнеса. И финансовое состояние, как правило, не идет ни в какое сравнение с собственностью бенефициара. Поэтому, когда компания «летит» в банкротство, привлечение к субсидиарной ответственности ее номинального директора для налоговой менее эффективно, чем обращение к собственности ее бенефициара.

Привлечь собственника компании к субсидиарной ответственности сложнее, чем директора. Доказательства налоговой, как правило, строятся на показаниях должностных лиц, исполняющих указания «теневого» владельца бизнеса.

Одна из новелл ФНС – аналог «сделки со следствием» с номинальным директором. Он может быть частично и даже полностью освобожден от субсидиарной ответственности, если поможет налоговой установить реальных бенефициаров, раскрыть сведения об их имуществе и доходах, поделиться схемой вывода активов и помочь налоговому органу доказать все это.

Бенефициар – он и за границей бенефициар

Целенаправленное наступление по раскрытию бенефициаров налоговая служба продолжает и за пределами России, налаживая автоматический обмен информацией с зарубежными налоговыми органами. Готовность передавать информацию в Россию уже подтвердили 90 государств, в том числе Лихтенштейн, Великобритания, Сингапур, Швейцария, Бермуды, Британские Виргинские острова, Джерси, Ирландия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды.

Полученные данные используются для контроля валютного законодательства, трансфертного ценообразования, для выявления фактических получателей офшорных юрисдикций, фиктивных контрагентов, номинальных посредников и реальных бенефициаров.

Раскрытие сведений о бенефициарах в бухгалтерской отчетности

Важно помнить, что сведения о бенефициарах компания обязана раскрыть в пояснениях к годовому балансу. Это требует бухгалтерское законодательство. Кроме тех, кто имеет право на ведение упрощенного бухучета.

Если отчетность компании подлежит обязательному аудиту – аудитор изучает пояснение к балансу в разделе «Информация о связанных сторонах». Если аудитор посчитает сведения о бенефициарах недостаточным, он обязан представить заключение, указав замечание о недостаточности информации.

Совет. Несмотря на требования фискалов, я не советую указывать в пояснениях к балансу всю «подноготную» бенефициара компании– такие как паспортные данные, дату рождения и место проживания. Я бы не стала этого делать. Достаточно для идентификации указать его ФИО и ИНН.

Можно ожидать, что налоговые органы запросят подробности- они имеют на это право. Тогда по запросу налоговиков придется эти сведения раскрыть. Также, как и по запросу Росфинмониторинга, или по запросу налогового органа в части валютного контроля. Вы должны быть к этому готовы.

Скрытое управление компанией вызывает интерес у различных фискальных органов. Сведения важны для фискальных структур в целях противодействия легализации средств, полученных незаконным или преступным путем, финансовым махинациям, незаконному выводу денежных средств за рубеж и прочим преступным действиям.

Кто может запросить информацию

Запрашивать информацию о бенефициарах вправе банки, МФО и прочие организации, которые осуществляют управление денежными средствами и иным имуществом, так как их обязывают нормы «антиотмывочного» закона 115-ФЗ. Например, это происходит при принятии решения об открытии счета, предоставлении кредита и т. д. Также данная информация интересна Росфинмониторингу и, разумеется, налоговой службе.

Компании в свою очередь обязаны:

Таким образом государство, контролируя предпринимательскую среду, экономит свои ресурсы и перекладывает заботы на плечи самих предпринимателей. А за непредоставление информации — наказывает. Сокрытие сведений о реальных владельцах чревато немалыми санкциями.

Итак, организации, которая не предоставила данные о бенефициарах, грозит штраф по статье 14.25.1 КоАП РФ в размере от 100 до 500 тысяч рублей. Должностное лицо тоже могут наказать деньгами. Штраф составит от 30 до 40 тысяч рублей.

Совет: проведите работу по поиску бенефициарных владельцев. Запросите информацию у участников компании, воспользуйтесь онлайн-сервисами. Если установить реальных владельцев не удалось — подготовьте доказательную базу, что вы предприняли все возможные усилия по их поиску. Это поможет избежать штрафа.

Не знаете, как собрать данные, где их искать и какие документы нужны? Обращайтесь к профессиональным юристам по сопровождению бизнеса. Мы всегда на связи. Напишите нам в чат WhatsApp, и мы подробно вам все расскажем.

По законодательным нормам информацию о бенефициарах организации обязаны раскрывать в пояснениях к годовому балансу. Правда не все — малый бизнес, который ведет учет упрощенно, от этой обязанности освобожден.

Где взять информациюо бенефициарах компании?

Чтобы получить полные и актуальные сведения о бенефициарных владельцах компании, необходимо направить запрос в адрес акционеров (участников) компании, а также лиц, контролирующих компанию.

Как правило, в крупных компаниях, разработан локальный нормативный документ, определяющий сроки обновления информации о бенефициарах и ответственное лицо за ее получение.

В свою очередь, у учредителей или участников компании или иным образом контролирующих компанию лиц, установлена обязанность представлять имеющуюся информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев.

Но на практике не всегда удается получить необходимую информацию. Если акционер (участник), контролирующее лицо игнорирует запросы компании, то можно воспользоваться специальными программами (например, «Мое дело», «Контур», «Фокус» и т.п.). ИНН физического лица можно узнать на сайте ФНС.

А как быть в случаях, если компания предприняла все меры, но так и не смогла установить бенефициарного владельца? В подобной ситуации компания должна заручиться документальными доказательствами того, что сделала все возможное для получения такой информации (Письмо Росфинмониторинга от 29.07.2019 г. №01-04-05/17015). Например, это могут быть запросы, подтвержденные отметками почты (опись вложение, уведомление о вручении).

Таким образом, наличие доказательств принятия мер по установлению своих бенефициарных владельцев, освободит компанию от штрафных санкций (п.1 ст.6.1 Закона №115-ФЗ).

Бенефициар- дирижер бизнеса

Бенефициар (от фр. benefice – «прибыль, польза») – выгодоприобретатель, то есть лицо, получающее выгоду от заключения какой-либо сделки.

В российском законодательстве понятие «бенефициар» используется, как правило, в контексте налогового контроля и «антиотмывочного» законодательства.

Бенефициар (или бенефициарный собственник, или бенефициарный владелец) – это реальный собственник бизнеса. Им может быть только физическое лицо – конкретный человек. Тот, кто фактически управляет компанией, контролирует активы, распоряжается ими и, в конечном итоге, получает прибыль компании.

Бенефициар может не упоминаться в учредительных документах компании и финансово не участвовать в ее деятельности. Но он в полной мере пользуется правами владельца, хотя юридически это право может принадлежать другим лицам.

Зачастую личность бенефициара скрыта, данные о нем не афишируются и даже тщательно скрываются. Конфиденциальность бенефициара поддерживает номинальная компания, которая ведет деятельность без указания конечного владельца, или цепочка таких компаний. Для того, чтобы максимально скрыть сведения о личности бенефициара и в то же время обеспечить его участие в управлении компанией, придумываются всевозможные приемы оформления собственности и сложные схемы взаимодействия компаний внутри группы.

Кто эта таинственная персона – может быть известно лишь отдельным доверенным лицам из руководства компании. Но найти его можно. С помощью самого правдивого и понятного средства – денег. По счетам, на которые бенефициару перечисляется прибыль.

Фискальные органы уделяют большое внимание поиску и выявлению бенефициаров. Особенно интересны контролерам компании, принадлежащие одному бенефициару, а также сложные схемы с несколькими уровнями владения, для которых нет явного объяснения. В этих случаях вызывает интерес цель создания сложной структуры бизнеса и возможность получения необоснованной налоговой выгоды.

Любое юридическое лицо обязано знать своих бенефициаров. И представлять по запросу налогового органа и Росфинмониторинга документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах или принятых мерах по поиску сведений о них.

Эта обязанность закреплена статьей 6 закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Даже если вы понимаете, что к финансированию терроризма вы не имеете никакого отношения, – воздействие этого закона вы точно уже ощущаете на себе. Например, в виде банковского контроля. Ссылаясь на этот закон банки вторгаются в нашу личную жизнь, запрашивая сведения о законности поступлений на счет, обоснованности платежей и снятия наличных.

В определении закона 115-ФЗ, бенефициарный владелец- это физическое лицо, который в конечном счете – как непосредственно напрямую, так и через цепочку звеньев – владеет или осуществляет контроль над юрлицом, или физическое лицо, от имени которого проводится сделка. Он может владеть прямо или косвенно долей более 25% в уставном капитале компании. Но это необязательно. Реальный собственник может ни юридически, ни финансово не влиять на работу компании, и находиться в тени. Но номинальные сотрудники управляют компанией четко по его указаниям.

Реально владеть собственностью компании может и несколько фактических владельцев – бенефициаров.

Не реже одного раза в год компании обязаны обновлять информацию о своих бенефициарах и хранить эти данные в течении 5 лет.

За непредставление информации по установлению своих бенефициарных владельцах или о принятых мерах по их установлению статье 14.25.1 КоАП предусмотрена ответственность – в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей, на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей. В том числе за то, что организация не предприняла всех возможных усилий по установлению своих бенефициаров. Размер штрафа – по протоколу налогового органа – определяет суд.

Бенефициар, выгодоприобретатель, представитель. Как и в каких случаях его необходимо выявлять

Чтобы выполнить требования 115-ФЗ, нужно определить бенефициара, выгодоприобретателя и представителя клиента. Разбираемся, как их различить и где найти информацию о каждом.

Бенефициарный владелец сколько процентов владения

Одним из обязательных требований закона №115-ФЗ субъектам, при идентификации своего клиента, нужно выявить бенефициарного владельца.

Бенефициарный владелец клиента (бенефициар) — это человек, который в конечном итоге владеет бизнесом или контролирует его (абз. 13 ст. 3 115-ФЗ).

Человек считается бенефициаром компании в нескольких случаях:

Росфинмониторинг приводит несколько ситуаций, когда человека можно считать бенефициаром (информационное письмо Росфинмониторинга от 04.12.2018 № 57):

Бенефициаров может быть несколько. Например, если компанию контролирует не один человек или 25% капитала принадлежит нескольким людям.

Для клиента-физлица бенефициаром считается он сам.

Так же в законе №115-ФЗ можно встретить такое понятие, как «выгодоприобретатель»

Кто такой выгодоприобретатель и чем отличается от бенефициара

Выгодоприобретатель — это человек или компания, к чьей выгоде действует клиент (абз. 12 ст. 3 115-ФЗ). Если клиент проводит операцию по договору поручения, комиссии, доверительного управления, агентирования, выгоду от этой операции получают не о сам, а другие люди или организации.

И бенефициар, и выгодоприобретатель что-то получают от клиента к своей выгоде. При этом бенефициар — это всегда человек, который контролирует бизнес или имеет в нем долю от 25%. А вот выгодоприобретателем может быть как организация, так и человек.

Выгодоприобретатель не владеет долей в компании и не может контролировать ее деятельность. Как правило, он получает выгоду от конкретной операции с деньгами или имуществом, а не от бизнеса в целом.

Обязательно ли выявлять бенефициаров

Да, это обязательно. По закону нужно выявить бенефициара клиента и провести его идентификацию. А клиент, в свою очередь, должен предоставить для этого всю информацию. Важный нюанс — если клиент не готов раскрывать информацию о бенефициаре, ему придется отказать в приеме на обслуживание.

Данные бенефициара вносят в анкету. Ее нужно хранить на протяжении всего сотрудничества с клиентом и еще пять лет после того, как оно закончилось.

Идентификация бенефициарного владельца

С тем, что выявлять бенефициара — обязательно, разобрались. Но где найти данные? Для этого есть несколько вариантов:

Пул данных, которые нужно зафиксировать о бенефициаре, закреплен в пп. 1 п. 1 ст. 7 115-ФЗ.

Нужно ли определять выгодоприобретателей и представителей

Еще по закону нужно выявлять выгодоприобретателей и представителей клиента (пп. 1 п. 1 ст. 7 115-ФЗ).

Когда вы определили выгодоприобретателя или представителя, нужно их идентифицировать. Затем внести сведения в анкету и регулярно обновлять — точно так же, как и данные о бенефициаре

В то время как конечный бенефициар всегда есть у клиента, то выгодоприобретателей и представителей может не быть. Например, если человек только открыл счет в банке и не провел ни одной операции в пользу третьих лиц. Нет и представителя — клиент обратился сам и от своего имени.

Иммунитет от предоставления информации о бенефициарах

По общему правилу, компании обязаны (п.3 ст.6.1 Закона №115-ФЗ):

Эти требования не распространяются на:

Зачем налоговикам нужны бенефициары

Цель фискалов: найти того, кто управляя бизнесом из «тени», складывает прибыль в карман, скрываясь от их зоркого ока, и получает необоснованную налоговую выгоду. Выявить возможные схемы налоговой оптимизации. Например: через дробление бизнеса, создание цепочки взаимозависимых лиц.

Мы рассматривали судебные дела по дроблению бизнеса в одной из прошлых статей.

Скрывать информацию от налоговиков просто наивно. Установить бенефициаров они могут и сами, поверьте, возможностей у них предостаточно. Например, программный комплекс АСК НДС. Если система выявит в цепочке, что сделки совершались между компаниями, которые принадлежат одним и тем же собственникам — проблемы неизбежны. Налоговики усомнятся в реальности операций и назначат проверку.

Если юридическое лицо задолжало бюджету, то сумму долга в судебном порядке можно взыскать с взаимозависимого лица. А уж если налоговики смогут доказать, что именно бенефициар довел компанию до банкротства, управляя бизнесом через номинального руководителя, то ему грозит субсидиарная ответственность.

Добраться до директора компании безусловно проще. Но зачастую, это просто обычный наемный сотрудник, много ли с него возьмешь? А бенефициар, как правило, человек обеспеченный. Привлечь его к ответственности сложнее, но результат того стоит.

Поэтому каждому собственнику важно продумать и выстроить структуру владения бизнесом так, чтобы работать в рамках закона, не переплачивать налоги, спокойно получать прибыль и не подставлять себя под прицел контролирующих органов. Налоговые юристы НАСБ не только разработают оптимальное решение для вашего бизнеса и помогут воплотить его в жизнь.

О том, как вести бизнес в рамках законной налоговой оптимизации и защитить свои активы, вы сможете узнать на наших семинарах.

9 декабря в Москве мы проводим очередную встречу «Построение белых безналоговых схем. Передовая практика защиты активов». Спешите записаться, количество мест ограничено.

Важная информация дляпостоянных и новых участников наших семинаров: мы постоянно расширяем программу на основе последней практики и на этот раз добавили «ТРАСТ по-русски» — крайне действенный метод защиты и сохранения заработанного!

⚜️ Сохраним ваш бизнес вместе с вами! ⚜️

Бенефициарный владелец сколько процентов владения

Компания НАСБ более 20-ти лет защищает интересы налогоплательщиков, и основная наша задача — создать и внедрить систему по предупреждению налоговых рисков и защите бизнеса, помочь в спорах с контролирующими органами.

Результаты нашей работы снижают общую налоговую нагрузку от 1,5 до 7% к обороту и всегда устойчивы к любому виду налогового контроля. Также мы решаем и другие задачи, например: законное получение наличных, получение выплат учредителями, списание подотчета, предупреждение налоговых рисков при дроблении и многое другое. Скажем сразу, оптимизируя налоги, мы используем законные методы и обеляем бизнес! Делаем всё доступно и безопасно.

Мы готовы представлять вас и вашу организацию во всех инстанциях и любых спорах с контролирующими органами и в арбитраже.

Оказываем услуги по постановке и отладке бухгалтерского и управленческого учета для бизнеса любого масштаба и вида деятельности.

Нужно помнить, что сегодня каждый случай с защитой налогоплательщика индивидуален и требует отдельной профессиональной проработки и сопровождения. Наши знания и многолетний опыт позволяют уверенно предоставить самый высокий уровень таких услуг для бизнеса из любой отрасли.

Какие сведения должны быть у компании в отношении бенефициара?

В отношении физических лиц компания должна располагать следующими сведениями (абз.2 пп.1 п.1 ст.7 Закона №115-ФЗ):

ФИО (при наличии отчества);

Кроме того, сведения о бенефициарах компании в определенных случаях должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности (п.7 ст.6.1 Закона №115-ФЗ). Так, если компания в отчетном периоде осуществляла операции со связанными сторонами (в т.ч. с бенефициарами), то в бухгалтерской отчетности должна быть приведена соответствующая информация. Например, виды операций, характер отношений, объем операций каждого вида (п.10 ПБУ 11/2008).

Информация о связанных сторонах, как правило, включается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (п.14 ПБУ 11/2008).

Вместо заключения. И советы

Многие собственники бизнеса враждебно настроены к мерам по раскрытию их влияния, оперируя правом на сохранение конфиденциальности и защите личной информации. Да, это выбор – сохранить личную информацию или развивать бизнес.

Но формально относиться и игнорировать требования по раскрытию бенефициарных владельцев не стоит. Это достаточно серьезный вопрос и сбрасывать его в условиях нынешнего подхода к налоговому контролю совершенно нельзя. Немало вопросов в разных инстанциях, по которым вы можете споткнуться на проблеме «теневого» бенефициара.

А советы такие:

В принципе, если вы не занимаетесь агрессивной оптимизацией и не скрываетесь от налогов, скрывать информацию о бенефициарах наивно. Контролеры могут их выявить и без вашего участия. Но вас могут привлечь к ответственности. А штрафы немалые.

Желаю всем узнать своих бенефициаров. Беречь бизнес. И вместе с ними его развивать.

Надеюсь, что было полезно.

Оригинал статьи доступен на портале E-xecutive.ru