Комиссия за непредставление документов в связи с транзакцией — незаконна
Такое решение вынесли судьи по иску компании к банку «Возрождение», в котором она обслуживалась.
Фирма требовала взыскать с банка необоснованное обогащение в виде комиссии, списанной с ее счета.
В течение 2016 года на ее счет поступили 9,6 млн рублей от разных контрагентов. Для квалификации данных операций банк запросил у фирмы документы, обосновывающие поступление средств на счет, а также сведения об активах общества, трудовых и производственных ресурсах, необходимых для ведения деятельности.
При этом тарифная политика банка включала пункт на случай, если клиент игнорирует запросы и препятствует проведению банком контрольных мероприятий. Для таких организаций была предусмотрена специальная 13-процентная комиссия от проводимой по счету суммы, но не более 1 млн рублей.
Документы от компании не поступили, и при закрытии ее счета (по инициативе клиента) и переводе средств в другой банк с фирмы была удержана указанная комиссия в размере 250 тыс. рублей.
Фирма пошла в суд и выиграла его во всех трех инстанциях.
Судьи сочли ничтожным условие тарифов банка о спорной комиссии, поскольку клиент не был ознакомлен с ним и не выражал своего согласия.
Фактически комиссия была использована как мера ответственности, ведь дополнительных услуг, обусловленных подозрениями в адрес компании, банк не оказывал и каких-либо трат, связанных с исполнением антиотмывочного законодательства, не понес. Однако Закон № 115-ФЗ не дает банкам права вводить повышенное комиссионное вознаграждение в качестве самостоятельной меры безопасности.
Примечание
Есть и другие примеры аналогичных дел:
Однако в судебной практике есть и примеры разрешения подобных споров в пользу банков. Один из них рассмотрел Верховный Суд, вынося определение от 31.07.2017 № 303-ЭС17-9234.
Организация обратилась в суд с иском к банку о возврате на расчетный счет 516 тыс. рублей, списанных им в качестве комиссии за совершение операции, имеющей признаки необычной сделки, а именно:
По мнению компании, установление и списание банком такой комиссии незаконно: банк в одностороннем порядке внес изменения в свои тарифы — включил в них 15-процентную комиссию за операции, имеющие признаки необычной сделки в соответствии с законом № 115-ФЗ.
Судьи проанализировали операции, вызвавшие сомнения банка, и лишь в отношении одной из них с выводами учреждения не согласились. Из полумиллионной комиссии компании присудили вернуть 23 тыс. рублей. В остальном служители Фемиды решили, что действия банка не были произвольными, он действовал в соответствии с условиями договора и требованиями закона.
Контроль за снятием и зачислением наличных на счет ужесточается
Закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ с 10 января 2021 года усиливает контроль за финансовыми операциями.
Документ, в числе прочего:
Подытожим
Получайте раз в неделю подборку лучших статей Жизы
Рассказываем истории из жизни бизнесменов, следим за льготами для бизнеса и
даём знать, если что-то срочно пора сделать.
Каких клиентов относят к категории повышенного риска
Центробанк разработал для банков Методические рекомендации о том, как выявлять и пресекать сомнительные операции, нацеленные на уклонение от уплаты налогов, вывод денежных средств из РФ, отмывание доходов, полученных преступным путем, и другие противоправные действия.
В целях отнесения клиентов к категории повышенного риска ЦБ рекомендует обращать внимание на следующие признаки, характеризующие их деятельность:
Если на основании данных критериев у банка возникают подозрения, что компания уклоняется от уплаты налогов, выводит денежные средства за рубеж или занимается отмыванием преступных доходов, то банк вправе:
Таким образом, наибольшие риски для компаний влечет слишком низкая доля налогов из всех платежей по счету, а именно ниже 0,9 процента (ранее этот критерий составлял 0,5 процента). Поэтому бухгалтеру нужно быть готовым предоставить банку налоговые декларации, документы об уплате налогов и объяснить причины столь низкой доли.
Также обращаем внимание на то, что ЦБ в Методических рекомендациях от 12.02.2021 № 1-МР сообщил об увеличении числа попыток ОД/ФТ при помощи исполнительных документов, выданных на основании судебного акта о взыскании средств по неисполненной сделке. Банкам рекомендовано анализировать, какой процент налогов или других обязательных платежей уплачивается в бюджет со счета, используемого для указанных целей. ЦБ ссылается на Методические рекомендации от 02.02.2017 № 4-МР, согласно которым данный показатель не должен быть менее 0,5% от дебетового оборота. Если условие не выполняется, банк должен доложить о подозрительной операции в Росфинмониторинг.
Кого могут включить в перечень террористов и экстремистов
В статье 7 закона о противодействии отмыванию доходов описаны права и обязанности банка в рамках исполнения данного закона.
В пункте 11 этой статьи сказано, что банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой у сотрудников банка в результате реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
С 30 января 2021 года пункт уточнен, благодаря чему отказать могут также и в зачислении денег на счет клиента. При этом появилось положение о том, что решение об отказе в исполнении операции может принять либо руководитель банка, либо специально уполномоченное на это должностное лицо.
Кроме того установлено, что если кредитная организация отказывается провести платеж как подозрительный, она обязана пояснить причины отказа в течение пяти рабочих дней (закон от 30.12.2020 № 536-ФЗ). Ранее причины принятия таких решений можно было узнать только по запросу. Срок, в течение которого банк обязан рассмотреть документы, подтверждающие законность операции, снижен с 10 до 7 рабочих дней.
С 22 марта 2022 года вступило в силу дополнение ст. 7 закона (закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ вводит новый п. 11.1), которым определен момент, до которого банк вправе отказать в совершении операции. Отказ возможен до момента наступления безотзывности перевода денежных средств согласно закону о национальной платежной системе от 27.06.2011 № 161-ФЗ .
По общему правилу безотзывность наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств, если перевод осуществляется без открытия банковского счета. При этом иные сроки наступления безотзывности могут быть обусловлены применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом. Судебная же практика свидетельствует о том, что безотзывным перевод может быть считаться и с момента передачи платежа в обработку (определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.02.2021 № 88-2660/2021 по делу № 2-1254/2020).
Также с 22 марта 2022 года банки, перед тем как предоставить клиенту новые услуги или ПО, обязаны анализировать, не могут ли последние использоваться в преступных целях и противостоять этому.
Кроме того, с 1 сентября 2021 года согласно п. 2.2 ст. 7 закона банк обязан отказать в обслуживании клиенту, чей представитель или он сам не прошел идентификацию как физлицо. Сведения об отказе клиента обслуживаться в банке из-за его строгих контрольных процедур банк обязан документально зафиксировать.
Указанная выше норма оставляет за банками право самостоятельно определить критерии, по которым они будут считать операции подозрительными.
Таким образом, им предоставлена большая свобода усмотрения.
Единственное, что ее сдерживает — разработанное Банком России положение о требованиях к правилам внутреннего контроля банка (в нем есть список причин для подозрений), а также многочисленные методические рекомендации Центробанка о том, по каким дополнительным признакам выявлять сомнительные операции клиентов.
Банк не вправе расторгнуть договор, если операции обычные, очевидные и не запутанные
Банк отказал предпринимателю в переводе средств с его счета, открытого на ИП, на другой счет, открытый на него как на физлицо. Одновременно уведомил бизнесмена о расторжении договора банковского счета.
В качестве основания для своих действий в банке сослались на п. 11 ст. 7 закона № 115-ФЗ о противодействию отмыванию доходов.
ИП обратился в суд с двумя требованиями — признать незаконными:
Выяснилось, что платежных поручений было два:
Суд решил, что оснований для расторжения договора у банка не было, поскольку предприниматель предоставил все затребованные у него документы. Банк же не предъявил доказательства того, что распоряжения ИП были запутанными, неочевидными, не имели реальной цели, а наоборот, преследовали цели по легализации денежных средств, полученных преступным путем (п. 6.3 Положения, утв. Банком России 02.03.2012 № 375-П).
Что касается требования о признании действий банка незаконными, то ИП избрал ненадлежащий способ защиты. Банк является коммерческой организацией, спорные правоотношения сложились в рамках исполнения гражданско-правового договора и не вытекают из публичных отношений, а поэтому действия банка не могут оспариваться по правилам ч. 1 ст. 198 АПК (о признании незаконными действий госорганов и должностных лиц).
В этом случае нарушенные права кредитора подлежат защите путем присуждения к исполнению обязательства в натуре, что означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося у него гражданско-правового обязательства.
Поладить с деньгами
Фиксированные платежи на 2022 год для ИП
Законы · 29 June
Если ваш доход больше 300 тысяч, в 2022 году общая сумма взносов составит 43 211 ₽ плюс дополнительный взнос. Показываем на примерах, как рассчитать и учесть страховые взносы для ИП на разных системах налогообложения.
Как выбрать банк для ИП: пошаговая инструкция
Деньги · 29 June
Банк не проводит операцию, интернет-банкинг снова барахлит, счёт заблокировали и не отвечают на звонки — чтобы ваш бизнес не попал в такую ситуацию, нужно правильно выбрать банк. Составили инструкцию, которая поможет вам не ошибиться с выбором.
Как понять, что снижение цены оправдано
Скидки могут помочь заработать, а могут съесть прибыль. Поэтому чтобы снижение цены окупилось, нужно смотреть на продажи и анализировать спрос. Мы разобрались, что нужно сделать, чтобы оправдать снижение цены.
Три истории о том, как бизнесмены разблокировали счета через суд
Больше половины бизнесменов выигрывают у банков в суде. Мы покопались в судебных делах и узнали, как им это удается. В статье — о том, как один бизнесмен вернул себе незаконную комиссию банка, а два других — добились, чтобы банк провел платежи по счету.
Как вывести деньги с расчётного счёта ИП, если банк против
Предприниматель может тратить заработанные деньги, как ему захочется. Но банк может заблокировать счет, если заподозрит в незаконном обнале. В статье рассказываем, почему счет могут заблокировать и что делать, если такое случилось.
Как принимать оплату картами без пинпада
Если не хотите возиться с пинпадом, можно получать оплату через приложение. В статье — о том, как это работает, кому подходит и стоит ли ввязываться.
Самый выгодный эквайринг: какой банк выбрать
Чтобы настроить безналичный расчёт на точке придётся купить терминал, подключить эквайринг и платить комиссию с каждого платежа. Рассказываем, как работает эквайринг, как его оформить, когда он окупится, и в каких банках самые выгодные тарифы.
Деньги на счетах малого бизнеса застрахованы
Раньше страховка защищала только физлиц и ИП. Компаниям не всегда удавалось забрать деньги из лопнувшего банка. Теперь малый бизнес тоже под защитой, но есть нюансы. Рассказываем, кому, когда и сколько вернут.
Как рассматривается жалоба на банк, отказавшийся проводить операцию
Центробанк утвердил правила того, как он будет рассматривать жалобу клиента на банк, который отказал ему в проведении операции или в открытии счета. К данной процедуре можно будет прибегнуть после обращения в сам банк и получения от него отказа в отмене своего решения (то есть после соблюдения своего рода претензионного порядка ЦБ выступит в роли арбитра).
Полезная информация для организации состоит в следующем.
Что указать в заявлении:
Что прикладывать к заявлению:
Способы отправки заявления:
Срок принятия решения
Общий срок для вынесения решения по заявлению — 20 рабочих дней со дня обращения.
Плюс еще 3 рабочих дня отведено на отправку решения заявителю.
Подозрительные операции с НДС, из-за которых могут заблокировать счет
Центробанк направил банкам согласованные с ФНС признаки подозрительных операций с НДС.
По мнению чиновников, это схема транзакций, при которой преобладающая часть средств зачисляется на банковский счет клиента с выделением НДС, а списывается им в пользу контрагентов без данного налога.
По мнению налоговиков, такие операции зачастую совершаются клиентами в целях либо полного ухода от уплаты НДС, либо его намеренного занижения путем получения вычета и возмещения по налогу. В связи с этим банкам рекомендовано еженедельно анализировать транзакции клиентов на предмет выявления подобных операций.
Критичное соотношение зачисления и списания НДС
Введен числовой ориентир: доля НДС, подлежащая уплате в бюджет, в случае 100-процентного списания денег со счета без учета НДС (поступивших в аналогичном объеме на счет с учетом налога), должна составлять не менее 20 или 10 процентов дебетового оборота (в зависимости от ставки НДС, которая применяется к соответствующим операциям по реализации).
В дальнейшем при анализе платежей банк может изменить соотношение с учетом оценки риска клиента, масштаба и характера его деятельности.
«Клерк.Премиум» – лучшая инвестиция в будущее!
Подписывайтесь прямо сейчас и вам будут доступны:
• онлайн-курсы с сертификатами;• вебинары;• безлимитные консультации;• инструкции с чек-листами;
Скорее получите подписку здесь по максимально выгодной цене!
Самые рискованные виды денежных переводов
Отмечено также, что видами переводов с превалирующим списанием со счета без НДС, предположительной целью которых может быть создание условий для неуплаты в дальнейшем налогов в бюджет, являются:
Самые рискованные отрасли экономики
Выбраны следующие отрасли экономики, где описанная схема может применяться наиболее часто:
Последствия выявления подозрительных операций
При выявлении в операциях клиентов признаков отсутствия платежей по НДС в бюджет либо занижения сумм этих платежей банкам рекомендуется:
В случае непредставления запрошенных документов либо сомнений в их достоверности, а также если у клиента в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности сведений о нем, рекомендуется отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по счету (когда такое право предусмотрено в договоре банка с клиентом).
Незаконные сделки — усложнение схем легализации
Теперь и суды будут более бдительно относится к участникам спора и к используемым ими доказательствам, в частности, вызывающим сомнение в рыночном характере, или разумности взаимоотношений участников процесса.
Президиум Верховного Суда 8 июля 2020 года утвердил тематический Обзор, в котором рассмотрены вопросы принятия судами мер противодействия незаконным финансовым операциям. В Обзоре Верховного суда приведены примеры незаконных схем и признаки недобросовестного поведения участников процесса, в частности, исполнение фиктивных договоров поставки, выдача и предъявление векселей в отсутствие долговых обязательств, признание долгов на существенные суммы через мировые соглашения и т.д.
Судьям даны разъяснения, каким образом следует действовать при наличии доказательств, свидетельствующих о возможном нарушении положений Закона № 115-ФЗ, валютного, налогового и таможенного законодательства. Например, суд вправе:
Отказать в удовлетворении требований, основанных на мнимой (притворной) сделке, совершенной в целях придания правомерного вида передаче денежных средств или иного имущества (п. 7).
Отказать в утверждении мирового соглашения или принятия отказа от иска (п. 4).
Признать сделку недействительной, если придет к выводу, что она совершена в обход законодательства в противоправных целях, связанных с совершением незаконных финансовых операций, и отказать в удовлетворении иска (п. 9).
Отказать в признании и приведении в исполнение решения иностранного, в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если действительной целью обращения в суд являлось создание видимости спора и получение формального основания для перечисления денег, в том числе из РФ в иностранные юрисдикции (п. 10).
Отказать в принятии заявления о вынесении судебного приказа (п. 2) и т.д.
Международные признаки подозрительных клиентов, операций и счетов
Россия с 2003 года является членом международной группы, разрабатывающей меры борьбы с отмыванием денег (FATF). С 2017 года началась глобальная оценка нашей системы борьбы с финансовыми преступлениями со стороны наших иностранных партнеров. В связи с этим банкам приходится внимательно всматриваться в своих клиентов.
Центробанк опубликовал рекомендации 13 глобальных кредитных организаций по оценке рисков отмывания денег, применения санкций, взяточничества и коррупции.
Пристального внимания достойны:
Отдельно проанализируют контрагентов из государств с повышенным уровнем взяточничества и коррупции (черный список FATF), а также регионы, граничащие с санкционными странами, расположенные от них в непосредственной близости, а также те, у кого могут быть возможности для обхода штрафных режимов.
Чиновников (национальных и иностранных) и их представителей вообще относят к партнерам, представляющим повышенные коррупционные риски. Им обеспечен углубленный мониторинг.
С особой осторожностью банки должны предоставлять займы под проекты капстроительства, разработку природных месторождений, развитие объектов госинфраструктуры и другие подобные цели. Эти направления учитывают как потенциально коррупционные.
Безопасность услуг по открытию счета без личного присутствия клиента или привлечение третьей стороны также нуждается в дополнительной проверке. Для контроля за соблюдением рекомендаций, ведением баз клиентов, проведением усиленных проверок, поиском подозрительных операций, обслуживанием соответствующих данных и для обучения персонала осторожности банки обязаны выделить независимого сотрудника или отдел.
Всем сотрудникам должна быть предоставлена возможность сообщать о подозрительных фактах на условиях анонимности. Более того, в политике банка должна быть прописана личная ответственность каждого сотрудника за защиту своей финансовой организации от угроз, возникающих в связи с отмыванием денег. Для этого банки должны постоянно актуализировать методы контроля своих партнеров.
Обратим внимание на один из признаков высокого риска по оценкам международных экспертов- статус госчиновника получателя финансовых услуг или его родственников. С января 2019 года действуют методические рекомендации ЦБ по установлению наличия у бенефициарных владельцев клиентов статуса публичного должностного лица (№ 33-МР от 27.12.2018).
Кто в зоне риска
Помогли разобраться эксперты Эвотора
На первый взгляд, законопослушному бизнесу опасаться нечего. Допустим, компания вполне легально продаёт офисные стулья, платит налоги и кредиты, сдаёт все отчёты. Значит ли это, что она не столкнется с блокировкой по закону 115-ФЗ? Скорее всего, да. Но случаи бывают всякие.
Например, в 2017 году банки заблокировали примерно полмиллиона операций своих клиентов на сумму 180 000 000 000 ₽. Однако маловероятно, что все, чьи счета попали под блокировку, финансировали терроризм или отмывали в банках нажитое преступным путем.
Может показаться, что требования закона № 115-ФЗ о противодействии легализации доходов распространяются лишь на крупный бизнес, но это заблуждение. Согласно исследованию Magram Market Research (его публикует телеграм-канал «»), в 2019 и 2020 году с блокировкой счетов столкнулись 20% опрошенных компаний из сферы малого и среднего предпринимательства. Из их числа блокировку по закону 115-ФЗ получили: в 2019 году — примерно 22%, в 2020 году — 33% компаний.
В 2021 году блокировок было меньше, чем в 2020-м, но всё же 15% опрошенных МСП с ними столкнулись. При этом по закону 115-ФЗ, в том числе без объяснения причины, операции были ограничены в 24% случаев. Получается, что блокировка операций по требованию антиотмывочного закона по-прежнему не редкость. Источник
Можно ли оспорить блокировку операции и счёта
ответственность за нарушение закона 115-ФЗ, поэтому очень строго исполняют его нормы. Бывает, что порой под их пристальное внимание попадают вполне законопослушные компании. Разберёмся, что им делать в такой ситуации.
В первую очередь, как можно скорее представить все данные и документы, если банк их просит. Есть вероятность, что ситуация разрешится положительно — операцию проведут, а счёт не заблокируют.
Если же всё пошло по плохому сценарию, включение в красную группу можно оспорить:
Межведомственная комиссия после рассмотрения жалобы может отнести компанию в другую группу риска. Если так произойдёт, банк и ЦБ РФ должны сделать соответствующие изменения не позже следующего рабочего дня.
Самый плохой вариант — совсем ничего не предпринимать и ждать, что проблема решится сама собой. В таком случае по прошествии шести месяцев компанию исключат из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. То же самое произойдет, если комиссия и суд откажут в удовлетворении жалобы. Заблокированные на счёте денежные средства вернут собственнику бизнеса только после ликвидации.
Переводы из определенных стран поставлены на обязательный контроль
С 1 октября 2021 года денежные переводы физлицам и бизнесу из определенных стран и с некоторых территорий подлежат обязательному контролю. Сведения о них банки и другие подконтрольные организации должны передавать в Росфинмониторинг.
Перечень подозрительных мест отнесен к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты.
Что может предпринять банк по закону 115-ФЗ
Начнём с того, какие операции банк провести обязан. Если клиент отнесён к зелёной группе риска, то он беспрепятственно может переводить денежные средства другим зелёным компаниям на счета в российских банках. Безосновательная блокировка таких операций неправомерна. Но это вовсе не значит, что попавшим в зелёную зону можно расслабиться: их операции по-прежнему проверяются.
Согласно подп. 1.1 п. 1 статьи 7 115-ФЗ, банки обязаны принимать обоснованные и доступные меры по определению целей деятельности, финансового положения и деловой репутации своих клиентов и источников происхождения денег. Поэтому при возникновении обоснованных подозрений банк имеет право приостановить операцию и потребовать дополнительные документы или сведения по ней.
Если в итоге будут основания полагать, что операция направлена на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, банк должен:
Важно. Банки обязаны всегда проводить проверку по 115-ФЗ, фиксировать и передавать в Росфинмониторинг сведения обо всех случаях отказа от проведения операций.
Судьбу жёлтого клиента банк решает самостоятельно. Он вправе:
В отношении красных клиентов банки обязаны:
Центральный банк обещает сделать систему «Знай своего клиента» доступной для компаний малого и среднего бизнеса.
Упростите работу с бухгалтерией с сервисом «КУДиР». Он поможет следить за сроками сдачи отчётов, вести книгу учёта доходов и расходов, отправлять декларации в ФНС и многое другое. Подходит для ИП без сотрудников.
Будет ли предупреждение от банка о возможной блокировке счёта
Закон не обязывает банки информировать клиентов о присвоении им низкой или средней степени риска. Но вот о том, что компанию включили в красную группу, он должен сообщить в течение пяти рабочих дней. Клиенту также должно быть разъяснено, по каким критериям он отнесён к данной группе и какие ограничительные меры к нему применяются.
Многие банки для удобства клиентов разработали собственные сервисы по расчёту рисков, в том числе на основании требований 115-ФЗ. В личном кабинете клиент может увидеть, например, свой рейтинг в баллах, а также рейтинг контрагента.
Бывает, что операция зелёного клиента вызвала подозрение. Предупредит ли банк о возможной блокировке счёта? Какого-то специального информирования об этом не предусмотрено. Если банк запросит дополнительные документы, в запросе будет содержаться предупреждение о возможной блокировке, а также о последствиях, которые наступят при отказе их предоставить.
Какие документы может запросить банк и что будет, если их не предоставить
Конкретные виды документации, которые может запросить банк, в законе не названы. Задача банка — принимать все доступные меры, чтобы понять, законна ли операция. И для её выполнения он может истребовать любые документы. А вот клиенты обязаны представить банкам всю необходимую информацию — этого требует п. 14 статьи 7 закона 115-ФЗ.
Среди прочего банк вправе затребовать персональные данные физических лиц, которые являются бенефициарными владельцами бизнеса, то есть реальными его собственниками. Или, например, информацию о деловой репутации компании.
На практике банки обычно требуют:
Важно. Если клиент откажется представить документы, решит не проводить операцию после их истребования или расторгнет договор, эта информация будет зафиксирована банком и передана в Росфинмониторинг.
Какая ответственность может наступить за нарушение 115-ФЗ. Штрафы за это предусмотрены лишь для банков и иных организаций, которые проводят операции с денежными средствами клиентов. Обычный бизнес за такие нарушения не штрафуют. Однако последствия нарушения антиотмывочного закона могут быть куда более плачевными: блокировка счёта, замораживание средств на нём на длительное время, отказ в обслуживании не только в своём банке, но и в других, в конце концов ликвидация компании.
Банкам разрешили отказывать в обслуживании из-за подозрительного IP-адреса
Среди других поправок:
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В. Путин
Банки усиливают контроль за снятием наличности с корпоративных карт
Центробанк рекомендует банкам контролировать операции клиентов по снятию наличных денег с корпоративных дебетовых карт. По мнению регулятора, систематическое проведение таких операций компаниями (ИП) может свидетельствовать о легализации доходов, полученных преступным путем.
В этой связи банкам предписано считать лимит 100 тыс. рублей максимальным размером наличности в рублях для снятия клиентами с корпоративных карт в течение одного дня.
Кроме того, признаками неблагонадежных клиентов являются следующие:
Основная рекомендация для компаний, которая напрашивается исходя из этого документа, — чаще расплачиваться самими корпоративными банковскими картами, а не снимаемыми с них наличными, тем более, если с карты ежедневно обналичивается более чем по 100 тыс. рублей.
Судебные решения — метод легализации незаконных схем
Для легализации тех или иных операций и сделок, противоречащих требованиям законодательства, иногда используется судебное производство в целях получения судебного акта, подтверждающего законность манипуляций. Например, стороны хотят обеспечить подтверждение фиктивных сделок, то есть существующих только на бумаге, но фактически не исполненных сторонами, чтобы снизить налоги – признать завышенные расходы или уменьшить доходы. Либо их целью является вывод за рубеж значительных сумм, и как основание оплаты используется признание долга с большой неустойкой или штрафом и утверждение мирового соглашения в суде. Судебный акт является убедительным доказательством правомерности любых действий, хотя по факту это является отмыванием денег.
С точки зрения российского, да и иностранного законодательства, операции, не имеющие связи реальной деятельностью, являются ничтожными, а в ряде случаев – незаконными, так как совершаются для обхода требований закона. Государство, кроме того, контролирует операции и сделки с денежными средствами или иным имуществом на предмет из связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. В России такой контроль осуществляется Росфинмониторингом в соответствии с Законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». И с каждым годом контроль становится все более жестким, так как Россия активно автоматизирует внутреннее взаимодействие государственных органов и организует широкое международное взаимодействие с иностранными компетентными органами по данному вопросу.
Иногда банковская политика безопасности заходит дальше государственной
Финансирование терроризма и легализация преступных доходов — международные проблемы. Россия участвует в их предотвращении и ликвидации наряду с другими странами.
При этом изобретательность криминальных элементов вынуждает как иностранные, так и российские госслужбы постоянно совершенствовать систему контроля финансовых операций, которые проводятся через банки.
Для этого российский законодатель в лице:
В результате данных мер банкам на сегодняшний день позволено самостоятельно выбирать, кого обслуживать, а кому отказывать в проведении операций. Причем требований со стороны законодателей уже настолько много, что банки не всегда успевают их выполнять и берут инициативу в свои руки.
Отклоняются операции даже формально чистых клиентов
Банк может отказать клиенту в операции, даже если он не значится в черном списке.
Связано это с тем, что процедура включения подозрительного клиента в список неблагонадежных для банков утомительна.
Поэтому, чтобы не обременять себя подобными хлопотами, кредитные учреждения предпочитают отказывать клиенту в осуществлении операции, не сообщая о нем в Росфинмониторинг.
Причины отказа не раскрываются. Банки объясняют это тем, что подобное информирование является прямым нарушением Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Однако с 30 марта 2018 года законодатель это табу ликвидировал, и теперь банки должны сообщать клиентам причины отказа в операции, а с 1 сентября 2021 года — и обоснования неприема на обслуживание.
В результате клиент, хотя и не значится в черном списке, получить банковскую услугу не может.
Выяснить, в чем дело, можно только опытным путем. Единственное, что остается, ‒ это попытаться открыть счет в другом банке. Если и там последует отказ, то лицо действительно оказалось в черном списке.
И здесь подстерегает другая опасность: процедуру реабилитации клиенту придется проходить в каждом отказавшем ему в открытии счета банке.
Решить эту проблему могло бы взаимодействие ЦБ и Росфинмониторинга, но пока законодательно такой порядок не урегулирован.
Вскрыта новая схема вывода средств со счетов компаний
Банкиры рассказывают, что стали чаще встречаться случаи, когда компании переводят средства со своих счетов или списывают их под видом «компенсаций при увольнении сотрудников по соглашению сторон».
Возросшая частота таких списаний и их величины вызывают подозрение банков: таким образом компании, по всей видимости, прикрывают обналичивание и вывод средств. Организации расплачиваются за это уплатой максимум 13 процентов в виде подоходного налога с указанных сумм.
Банкиры предупреждают, что такие операции могут быть квалифицированы по антиотмывочному закону как сомнительные и быть заблокированы (в противном случае претензии к самому банку могут предъявить Центробанк и налоговая служба).
В чём суть закона 115-ФЗ
Отмывание преступных доходов означает «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления». Финансирование терроризма — это «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения» определённых преступлений, связанных преимущественно с террористической деятельностью. Такие определения приводятся в статье 3 закона 115-ФЗ
Перед банками ставится задача предотвратить подобные незаконные действия юридических лиц и граждан. По сути, за названием закона 115-ФЗ, звучащим весьма жутко для законопослушного человека, кроется обязанность банков осуществлять контроль каждой операции. Если она не вызывает подозрений, то будет проведена. Если же операция будет признана сомнительной, банк её отклонит и заблокирует счёт.
Закон действует уже более 20 лет и периодически корректируется. Важные новшества были внесены в него в 2021 и 2022 годах. Особых изменений в 115-ФЗ в 2023 году не произошло. Отметим лишь, что расширился список преступлений, которые являются основаниями для блокировки операций или иных ограничительных мер. А также увеличилась пороговая сумма для идентификации покупателей ювелирной продукции.
Что означает блокировка счёта по 115-ФЗ
Важно различать два понятия:
Блокировка операции — это отказ в её проведении. Так бывает, когда у банка возникли подозрения в правомерности действий клиента. В таком случае банк запросит сведения и документы, после чего решит, разрешить операцию или отклонить окончательно. При этом блокируется возможность дистанционного обслуживания.
Блокировка счёта по 115-ФЗ — это запрет на расходные операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом. Если банк заблокировал счёт, то не получится с него что-то оплатить, перевести деньги на другой счёт или в другой банк, воспользоваться системой быстрых платежей или интернет-банком.
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2006, N 31, ст. 3446, 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; 2010, N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2013, N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315; N 23, ст. 2934; N 30, ст. 4219; 2015, N 1, ст. 37; N 18, ст. 2614; N 24, ст. 3367; N 27, ст. 3945, 4001; 2016, N 1, ст. 27, 43, 44; N 26, ст. 3860, 3884; N 27, ст. 4196; N 28, ст. 4558; 2017, N 1, ст. 12; N 31, ст. 4830; 2018, N 1, ст. 54, 66; N 18, ст. 2560, 2576, 2582; N 53, ст. 8491; 2019, N 12, ст. 1222, 1223; N 27, ст. 3534, 3538; N 30, ст. 4152; N 31, ст. 4418, 4430; N 49, ст. 6953; N 51, ст. 7490; N 52, ст. 7798; 2020, N 9, ст. 1138; N 15, ст. 2239; N 29, ст. 4518; N 30, ст. 4738; N 31, ст. 5018; 2021, N 1, ст. 18, 75; N 9, ст. 1469; N 24, ст. 4183; N 27, ст. 5061, 5094, 5171, 5183; N 47, ст. 7739; N 52, ст. 8982; 2022, N 1, ст. 52; N 16, ст. 2613; N 27, ст. 4620; N 29, ст. 5298; N 50, ст. 8792; 2023, N 1, ст. 16, 54; N 12, ст. 1887, 1889) следующие изменения:
1) статью 3 дополнить частью пятой следующего содержания:
“Под предметами религиозного назначения и религиозной литературой для целей настоящего Федерального закона понимаются предметы религиозного назначения и религиозная литература, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.”;
2) в пункте 2 статьи 61 слова “абзацах втором – пятом” заменить словами “абзацах втором – шестом”;
3) в статье 7:
а) подпункт 2 пункта 1 дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:
“религиозными организациями, а также юридическими лицами, которые производят и (или) реализуют предметы религиозного назначения и религиозную литературу и единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации;”;
б) абзацы четвертый – седьмой считать соответственно абзацами пятым – восьмым.
Знай своего клиента
С июля 2022 работает система обмена данными между ЦБ РФ и банками — она называется «Знай своего клиента», ЗСК. Регулятор на основании информации, которая поступает из разных банков, распределяет всех клиентов по тем же трём группам риска и передаёт эти данные во все банки. Они же вправе решать самостоятельно, использовать в работе оценку ЦБ РФ или нет. Но кажется маловероятным, что на практике кто-то будет игнорировать мнение регулятора.
, что 99% всех налогоплательщиков отнесены к зелёной группе, то есть риск совершения ими подозрительных операций минимален. В жёлтой группе примерно 0,3%, в красной — 0,7%. Всего в базе Центробанка порядка 7 000 000 компаний и ИП.
«Отмывание денег» — расширение определения
Однако, наделение судей полномочиями по выявлению и предотвращению незаконных финансовых операций является перераспределением государственных функций, возложенных законом на иные органы. А, учитывая привычку к «перегибам», имеются опасения, что в зону особого внимания и дополнительного контроля теперь будут попадать любые операции, которые отмечены в Обзоре, либо в случае, если сумма спора является значительной. Уже в п. 3 Обзора приведены отдельные факты, которые могут оцениваться как подтверждение наличия в действиях сторон противоправных действий. Например, «обе организации, которые выступали сторонами третейского разбирательства, зарегистрированы по адресам «массовой регистрации»; в государственный реестр внесены записи о недостоверности сведений об их адресах; учредители и руководители сторон спора являются «массовыми директорами»; номера телефонов, заявленные при регистрации истца, совпадают с номерами телефонов ответчика, а также с номерами телефонов еще более ста организаций».
Следовательно, вместо того, чтобы разрешать по существу спор, суд первоначально будет проводить собственную экспертизу «законности» операций и сделок. И это, несмотря на большое количество контролирующих органов, наделенных полномочиями и средствами для контроля за соблюдением «противоотмывочного», налогового, валютного, таможенного законодательства.
Полномочия судов в целях противодействия легализации незаконных доходов
Если обстоятельства дела свидетельствуют о наличии признаков легализации доходов, полученных незаконным путем или действия сторон свидетельствуют о нарушении положений Закона № 115-ФЗ, валютного, налогового и таможенного законодательства.
Банк не вправе блокировать счет без доказательств отмывания доходов
Общество обратилось в арбитражный суд с иском, содержащим требования:
Суд удовлетворил эти требования, установив следующее.
Банк в одностороннем порядке приостановил оказание услуг, связанных с удаленным доступом к расчетному счету. Компании было сообщено, что операции по расчетному счету приостановлены по инициативе службы безопасности банка.
В суде представители банка заявили, что в отношении операций данной компании у банка возникли основания полагать, что сделки могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Совершенные по счету операции, подпадают, по мнению банка, под критерии транзитных операций.
Статья 858 ГК допускает ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, только в случаях, предусмотренных законом. Одним из таких законов является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Пунктом 3 ст. 7 закона № 115-ФЗ установлено: если у работников кредитной организации на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, банк не позднее трех следующих рабочих дней обязан направить в Росфиннадзор сведения о подобных операциях.
При неполучении в течение указанного срока постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании ч. 3 ст. 8 закона № 115-ФЗ банк осуществляет операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление.
Доказательства соблюдения п. 3 ст. 7 закона № 115-ФЗ в отношении компании банк не представил.
Более того, он не предоставил организации возможность объяснить спорное «сомнительное» платежное поручение — не затребовал у нее документы для проведения проверки.
Таким образом, банк не предъявил доказательства в обоснование наложенных на расчетный счет истца ограничений применительно к нормам ст. 858 ГК. Следовательно, права клиента по распоряжению денежными средствами на счете были ограничены без достаточных к тому оснований.
На основании изложенного исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению, — резюмировали судьи.