Что проверяет росфинмониторинг

приказом Федеральной службы

по финансовому мониторингу

от 07.09.2022 N 192

Бухгалтеры должны выявлять подозрительных клиентов: Росфинмониторинг рассказал, каких доносов ждет

Росфинмониторинг, наконец, подробно рассказал, кто и зачем должен регистрироваться в личном кабинете на его сайте. 

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Узнайте об операциях, которые попадают под особый контроль, и получите рекомендации, как избежать блокировки.

Узнайте об операциях, которые попадают под особый контроль, и получите рекомендации, как избежать блокировки.

С 1 июля 2022 года изменились денежные лимиты для операций, которые подлежат особому контролю (п. 1 ст. 2 №331-ФЗ от 14.07.2022):

  • для операций с наличными, связанных с исполнением договора лизинга;
  • для сделок с недвижимостью.

Все операции сверх лимита подпадают под особый контроль. Банки обязаны сообщить о них в Росфинмониторинг.

Главбух Ассистент поможет построить бесперебойную работу бухгалтерии с учетом последних изменений в законе. Аттестованные бухгалтеры и юристы подготовят все необходимые документы и сами отправят их в инспекции, напомнят о выплатах, а также подскажут, как законно сэкономить на налогах. Подробнее, как работает аутсорсинг, — в двухминутном видео.

тарифы

Посмотреть тарифы >>>

Кроме того, кредитные организации изучают:

  • операции, которые подпадают под обязательный контроль;
  • транзакции, которые привлекают внимание: необычные, сомнительные, подозрительные (Банки ориентируются на критерии Положения ЦБ №375-П, методических рекомендаций, письма и другие документы Центробанка РФ).

Это не значит, что вам немедленно заблокируют счет, вас вызовут на допрос или потребуют документы. Банки проанализируют в первую очередь содержание таких сомнительных сделок. При этом в расчет берут не суммы, а характер подозрительной операции.

Разберем подробнее операции, на которые скорее всего обратят внимание.

Пополнение счета на крупную сумму наличными

Неизвестно откуда взявшиеся деньги вызовут вопросы банка (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ). 

Особенно — если не было выручки, а компания решит тут же перевести деньги другому юрлицу. Предпринимателя заподозрят в использовании счета как транзитного (п. 14 приложения к Положению Центробанка от 02.03.2012 №375-П).

Рекомендации. Предоставьте в банк подтверждающие документы, откуда такие суммы и почему появились на счете. Например, договор займа, соглашение о помощи и т.д. В пояснении укажите реквизиты документов.

Регистраторы

Относится ли деятельность организации по оказанию услуг по регистрации юрлиц к операциям, указанным в пункте 1 статьи 7.1 закона № 115-ФЗ? Необходимо ли им подключиться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга? Да, сообщается в письме.

Согласно положениям статьи 7.1 закона № 115-ФЗ отдельные требования законодательства в сфере ПОД/ФТ распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юруслуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки по созданию организаций, обеспечению их деятельности или управлению ими, а также по купле-продаже организаций.

Согласно положениям ГК, юрлица и ИП приобретают правоспособность (считаются созданными) после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Учитывая изложенное, деятельность по оказанию услуг по госрегистрации юрлиц (ИП) относится к деятельности лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае, если лицо осуществляет указанную деятельность, на него распространяются обязанности по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ, предусмотренные статьей 7.1 закона № 115-ФЗ, а также по подключению к Личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга.

Личный кабинет

Необходимо ли лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, подключаться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга?

Да, сообщается в письме службы.

В силу положений пункта 2 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ при наличии у лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции клиентов осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг.

Порядок передачи такой информации утвержден Постановлением Правительства от 16.02.2005 № 82.

Формат представления информации, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при ее представлении, иные особенности представления информации, а также информационно-телекоммуникационные сети, подлежащие использованию для передачи информации в электронной форме, регламентируется Инструкцией, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110.

Согласно пункту 2.8 Инструкции представление формализованных электронных сообщений (ФЭС) осуществляется лицами с использованием Личного кабинета.

Обеспечение деятельности

Что включает в себя закрепленное в ст. 7.1 закона № 115-ФЗ словосочетание «обеспечение их деятельности», и является ли договор на оказание бухгалтерских или юридических услуг обеспечением такой деятельности?

Обеспечение деятельности общества (предприятия) может включать юридическое, бухгалтерское, информационное и другие виды сопровождения деятельности общества, которые требуют специальных профессиональных знаний.

Юридическое обеспечение деятельности являет собой правовое сопровождение деятельности общества, например, организация деятельности общества, разработка и анализ учредительных и других документов, консультационные услуги по профильному законодательству, оценка хозяйственных схем с правовой точки зрения, анализ и составление договоров и сопровождающих документов, сопровождение заключаемых обществом сделок (договоров), а также прочие консультации в сфере трудового и гражданского права, деловая переписка и т.д.

Бухгалтерское обеспечение деятельности являет собой профессиональное и качественное бухгалтерское сопровождение деятельности общества, в частности, организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.

Юридическое или бухгалтерское обеспечение деятельности может получать общество, в штате которого есть юрист/бухгалтер, или же если таковой отсутствует, в том числе и на основании заключенного договора на оказание юридических и/или бухгалтерских услуг.

При этом субъектом исполнения статьи 7.1 закона № 115-ФЗ является организация или ИП, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг.

Другие подозрительные транзакции, на которые обратит внимание банк

  • Регулярные платежи от физических лиц, никак не связанных с компанией (не сотрудники, не участники Общества).
  • Регулярные платежи в пользу неизвестных физлиц, если это не оплата услуг ИП или самозанятого, не алименты и не дивиденды.
  • Использование счета как транзитного. Остатки по счету значительно ниже оборотов.
  • Транзакции в пользу компаний, окрашенных Центробанком в красный и желтый цвета. Такие операции могут заблокировать.
  • Переводы самим себе со счета на счет.
  • Отсутствие переводов, связанных с деятельностью компании: зарплата, аренда, налоги, услуги связи, коммунальные платежи.

Экспресс-аудит бухгалтерии поможет оценить риск блокировки счета, налоговые риски и избежать штрафов. Эксперты Главбух Ассистент быстро проверят вашу компанию на наличие опасных операций по критериям банков и налоговой и найдут все проблемные места в учете и отчетности, а также подскажут, как исправить ошибки. Даже если вы не клиент аутсорсинга, вы можете получить экспресс-аудит бесплатно. Осталось всего три места — успейте оставить заявку прямо сейчас.

Снятие наличных

Банк посчитает подозрительной операцию по снятию крупной суммы наличных (письмо ЦБ от 26.12.2005 № 161-Т). 

У ИП и организаций могут потребовать документального подтверждения трат на зарплату, хозяйственные закупки, командировки. 

Рекомендации. Будьте готовы дать письменные пояснения:

  • на покупку хозрасходов — опишите, почему нельзя перевести операцию электронно; например, закупаете материалы у физических лиц;
  • снятие на зарплату можно объяснить отказом получать деньги на карту;
  • командировочные расходы — авансовым отчетом или, если документ еще не готов, предельным сроком его предоставления.
Что проверяет росфинмониторинг

Штат бухфирм

Обязан ли ИП, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, нанимать отдельного сотрудника на должность специального должностного лица?

Необязательно, сообщается в письме.

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, вправе как самостоятельно исполнять функции специального должностного лица, так и возложить указанные обязанности на работника (при наличии), при условии соблюдения требований по прохождению обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Правила внутреннего контроля

Распространяется ли на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязанность по разработке правил внутреннего контроля, а также назначению специального должностного лица?

В соответствии со статьей 3 закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля — это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязаны разработать правила внутреннего контроля, а также назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию, утверждены Постановлением Правительства от 29.05.2014 № 492.

Мораторий – не для всех

В основе регулирования государственной и муниципальной проверочной деятельности лежит Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Эти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.

02 апреля 2021

Этим актом на Правительство РФ возложена обязанность не только по руководству подчиненными федеральными исполнительными органами, но и по подготовке единого реестра проверок. В связи с этим Правительством РФ разработаны и приняты Правила подготовки ежегодных планов проведения проверок, а также был установлен временный мораторий на проверки малого бизнеса.

Вместе с тем при определении предмета регулирования вышеуказанного федерального закона законодатель исключил из него контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 15 ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Это свидетельствует о том, что установленный Правительством РФ мораторий не касается деятельности Росфинмониторинга.

Проверки Росфинмониторинга

За неисполнение предписания Росфинмониторинга организации назначат штраф до 1 млн руб. А за легализацию имущества, приобретенного другими лицами преступным путем, предпринимателю грозит до 7 лет лишения свободы. Для минимизации рисков следует ознакомиться с нормативными документами, где определены порядок проведения проверок бизнеса и критерии оценки «необычных» сделок

Проверки Росфинмониторинга

ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

1. Порядок проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – Порядок) определяет состав, последовательность действий и сроки проведения Росфинмониторингом контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

2. Контрольные мероприятия проводят территориальные органы Росфинмониторинга.

3. Контрольные мероприятия проводятся посредством:

информирования контролируемых лиц о возможном несоблюдении ими требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2022, N 29, ст. 5298) (далее – требования законодательства);

проверок соблюдения контролируемыми лицами требований законодательства.

4. Определение вида контрольного мероприятия осуществляется в зависимости от уровня риска в соответствии с Положением о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 9, ст. 1335).

5. В ходе проведения контрольных мероприятий территориальные органы Росфинмониторинга при необходимости запрашивают информацию и документы, необходимые для их осуществления, в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

6. Информирование осуществляется в отношении контролируемых лиц, отнесенных к умеренному уровню риска, посредством направления письма, содержащего информацию о возможном несоблюдении контролируемым лицом требований законодательства (далее – письмо).

Письмо также должно содержать рекомендации по устранению нарушений и принятию мер по их недопущению.

Письмо направляется контролируемому лицу одним из следующих способов:

заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, сведения о котором представлены Росфинмониторингу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы Росфинмониторинга, и (или) по адресу, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя (далее – адрес контролируемого лица);

в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью по адресу электронной почты, сведения о котором представлены Росфинмониторингу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы Росфинмониторинга, и (или) по адресу, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя (далее – адрес электронной почты контролируемого лица);

в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством личного кабинета субъекта дистанционного мониторинга на официальном сайте Росфинмониторинга информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – Личный кабинет).

В случае если по истечении тридцати календарных дней с даты получения письма (даты вручения заказного почтового отправления, даты “отчета о прочтении” электронного сообщения или даты, зафиксированной в квитанции о приеме документов (информации) в Личном кабинете) признаки нарушений не устранены, то непринятие контролируемым лицом мер может рассматриваться территориальным органом Росфинмониторинга как основание для пересмотра уровня риска.

7. Основанием для начала проверки является издание приказа о ее проведении.

8. Приказ о проведении проверки подписывается руководителем территориального органа Росфинмониторинга (его заместителем), заверяется печатью территориального органа Росфинмониторинга.

Приказ о проведении проверки должен содержать:

наименование территориального органа, проводящего проверку;

предмет и правовые основания проведения проверки;

вид проверки (выездная или документарная);

идентификационные данные контролируемого лица (наименование организации, фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика (далее – ИНН), основной государственный регистрационный номер организации (индивидуального предпринимателя) (далее – ОГРН), место нахождения (жительства) контролируемого лица;

адрес, по которому должна быть проведена проверка;

период деятельности контролируемого лица, подлежащий проверке;

фамилию, имя, отчество (при наличии) и наименование должности лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;

фамилию, имя, отчество (при наличии) руководителя проверки в случае проведения проверки комиссией;

период проведения проверки с указанием даты ее начала и окончания.

9. Выездная проверка осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем проверки.

Документарная проверка может осуществляться комиссией, возглавляемой руководителем проверки, либо должностным лицом, уполномоченным на проведение такой проверки.

10. Сотрудники Росфинмониторинга могут принимать участие в проверках, проводимых территориальными органами Росфинмониторинга, в том числе в качестве руководителя проверки, по решению директора Росфинмониторинга (его заместителя), которое оформляется приказом.

11. Срок проведения проверки может быть продлен в следующих случаях:

непредставление контролируемым лицом в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки;

ходатайство контролируемого лица о продлении срока проверки;

объем представленных документов требует дополнительных временных затрат на их рассмотрение и анализ;

возникновение чрезвычайной ситуации природного, техногенного или эпидемиологического характера.

12. По письменному мотивированному представлению руководителя или должностного лица, уполномоченного на проведение проверки, срок проведения проверки может быть продлен приказом руководителя территориального органа Росфинмониторинга (его заместителя).

Приказ о продлении срока проведения проверки должен быть подписан до окончания ранее установленного срока проведения проверки.

13. Контролируемое лицо информируется о продлении срока проведения проверки не позднее трех рабочих дней с даты регистрации приказа о продлении срока проведения проверки.

14. Копия приказа о проверке или копия приказа о продлении проверки вручается путем ее предъявления руководителю контролируемого лица или уполномоченному представителю контролируемого лица, либо направляется контролируемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на адрес контролируемого лица, либо направляется посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, направленного по адресу электронной почты контролируемого лица или посредством Личного кабинета.

Днем получения контролируемым лицом копии приказа считается дата вручения заказного почтового отправления, либо дата вручения копии приказа нарочным, либо дата “отчета о прочтении” электронного сообщения, либо дата, зафиксированная в квитанции о приеме документов (информации) в Личном кабинете.

15. По результатам проверки оформляется один из следующих документов:

акт о воспрепятствовании проведению проверки;

акт о невозможности проведения проверки.

16. Выездные проверки осуществляются путем анализа документов и иной информации, полученных от контролируемого лица в соответствии с требованием о предоставлении документов и информации (далее – Требование).

17. Требование должно содержать:

номер и дату приказа о проведении проверки;

перечень документов и информации, которые должны быть представлены контролируемым лицом;

документы, подтверждающие полномочия должностных лиц контролируемого лица, в том числе на представление документов и информации посредством Личного кабинета;

срок предоставления указанных документов и информации.

Срок предоставления документов и информации по Требованию не может составлять менее двух рабочих дней.

Требование подготавливается в двух экземплярах и подписывается руководителем проверки. Один экземпляр Требования вручается руководителю контролируемого лица или уполномоченному представителю контролируемого лица. На втором экземпляре Требования руководитель контролируемого лица или уполномоченный представитель контролируемого лица проставляет отметку о получении Требования с подписью и с указанием фамилии, имени, отчества, наименования должности и даты получения.

18. Кроме документов и информации, полученных в соответствии с пунктом 16 Порядка, дополнительно при проведении проверки может использоваться информация о проверяемом контролируемом лице, имеющаяся в распоряжении Росфинмониторинга (территориального органа Росфинмониторинга), а также информация и документы, полученные при необходимости в соответствии с пунктом 5 Порядка.

19. Выездная проверка проводится по месту нахождения (жительства) контролируемого лица или по месту фактического осуществления им деятельности.

20. О проведении плановой выездной проверки контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за два рабочих дня до начала ее проведения любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого уведомления: телефонограммой и (или) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, направленными по адресу контролируемого лица, и (или) документом, направленным посредством Личного кабинета.

21. При выездной проверке руководитель проверки знакомит руководителя контролируемого лица или уполномоченного представителя контролируемого лица с приказом о ее проведении.

22. Приказ о проведении выездной проверки предъявляется одновременно со служебными удостоверениями членов комиссии.

23. После ознакомления с приказом о проведении выездной проверки руководителю контролируемого лица или уполномоченному представителю контролируемого лица вручается Требование.

24. Контролируемое лицо обязано представить должностным лицам, уполномоченным на проведение проверки, документы (копии документов) и информацию, в том числе в электронном виде, необходимые для проведения выездной проверки, в срок, указанный в Требовании.

Также контролируемое лицо обязано предоставить должностным лицам, уполномоченным на проведение проверки, доступ к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем контролируемого лица в части, относящейся к предмету контрольного мероприятия.

25. Оригиналы документов предоставляются для изучения в помещении проверяемого контролируемого лица либо в помещении территориального органа Росфинмониторинга при отсутствии у контролируемого лица помещения. Должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, запрашивают (при необходимости) изготовление копий необходимых документов контролируемого лица. Представляемые копии документов (информация) должны быть заверены в установленном порядке (копия каждого листа документа должна содержать надпись “Копия верна” и быть заверена подписью руководителя контролируемого лица или уполномоченного представителя контролируемого лица с указанием даты заверения копии, а также оттиском печати контролируемого лица (при наличии), либо документы должны быть сшиты, пронумерованы, заверены подписью руководителя контролируемого лица или уполномоченного представителя контролируемого лица и скреплены печатью контролируемого лица (при наличии).

В случае если на основании Требования документы (копии документов) и информация не могут быть предоставлены в установленный срок либо отсутствуют, руководитель контролируемого лица или уполномоченный представитель контролируемого лица должен до истечения такого срока предоставить комиссии письменное мотивированное объяснение причины невозможности исполнения Требования и при необходимости ходатайство о продлении срока его исполнения.

26. После получения такого ходатайства руководитель проверки рассматривает его и принимает решение о возможности либо невозможности удовлетворения данного ходатайства.

Рассмотрение ходатайства контролируемого лица не может превышать три рабочих дня с момента его получения комиссией.

На время рассмотрения до принятия решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайства исполнение Требования приостанавливается.

27. В случае принятия решения об удовлетворении ходатайства такое решение оформляется в письменной форме с указанием оснований его принятия. В случае удовлетворения ходатайства о продлении срока в обязательном порядке устанавливается новый срок исполнения Требования, который не может превышать срок проведения проверки.

28. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства оформляется в письменной форме с указанием оснований его принятия.

29. Решение об удовлетворении ходатайства или об отказе в удовлетворении ходатайства вручается контролируемому лицу или уполномоченному представителю контролируемого лица под расписку либо направляется контролируемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее двух рабочих дней.

Днем получения контролируемым лицом такого решения считается дата его вручения нарочным либо дата вручения заказного почтового отправления.

30. Информация о подаче ходатайства и результатах его рассмотрения отражается в акте по результатам проверки.

31. Лицо, уполномоченное на проведение проверки, вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных лиц контролируемого лица, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, и заверенные копии документов, необходимых для проведения проверки. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте проверки делается соответствующая запись.

32. Документарные проверки осуществляются путем анализа документов и информации, полученных от контролируемого лица на основании запроса о проведении документарной проверки (далее – Запрос), к которому прилагается копия приказа о проведении документарной проверки.

33. Кроме документов и информации, полученных в соответствии с пунктом 32 Порядка, дополнительно может использоваться информация о проверяемом контролируемом лице, имеющаяся в распоряжении Росфинмониторинга (территориального органа Росфинмониторинга), а также информация и документы, полученные при необходимости в соответствии с пунктом 5 Порядка.

34. Документарная проверка проводится по месту нахождения территориального органа Росфинмониторинга.

35. Запрос с приложением копии приказа о проведении документарной проверки направляется контролируемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на адрес контролируемого лица или посредством Личного кабинета либо вручается нарочным.

Запрос оформляется аналогично Требованию в соответствии с пунктом 17 Порядка.

Днем получения контролируемым лицом Запроса считается дата вручения заказного почтового отправления, либо дата вручения нарочным, либо дата, зафиксированная в квитанции о приеме документов (информации) в Личном кабинете.

36. Контролируемое лицо обязано направить в адрес территориального органа Росфинмониторинга документы (копии документов) и информацию, необходимые для проведения документарной проверки, не позднее семи рабочих дней со дня получения Запроса.

37. Документы (копии документов) и информация, необходимые для проведения документарной проверки, представляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя контролируемого лица или уполномоченного представителя контролируемого лица путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или посредством Личного кабинета либо представления непосредственно в территориальный орган Росфинмониторинга представителем контролируемого лица.

Представляемые копии документов (информация) должны быть заверены (копия каждого листа документа должна содержать надпись “Копия верна” и быть заверена подписью руководителя контролируемого лица или уполномоченного представителя контролируемого лица с указанием даты заверения копии, а также оттиском печати контролируемого лица (при наличии), либо документы должны быть сшиты, пронумерованы, заверены подписью руководителя контролируемого лица или уполномоченного представителя контролируемого лица и скреплены печатью контролируемого лица (при наличии).

В случае если на основании Запроса документы (копии документов) и информация не могут быть предоставлены в установленный срок либо отсутствуют, руководитель контролируемого лица или уполномоченный представитель контролируемого лица должен до истечения такого срока предоставить письменное мотивированное объяснение причины невозможности исполнения Запроса и при необходимости ходатайство о продлении срока его исполнения.

38. После получения такого ходатайства руководитель проверки (в случае проведения проверки комиссией) либо должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, рассматривает аргументы, приведенные контролируемым лицом в обоснование своего ходатайства, и принимает решение о возможности либо невозможности удовлетворения данного ходатайства.

Рассмотрение ходатайства не может превышать три рабочих дня с момента получения Росфинмониторингом (территориальным органом Росфинмониторинга) ходатайства контролируемого лица.

39. В случае принятия решения об удовлетворении ходатайства такое решение оформляется в письменной форме с указанием оснований его принятия. В случае удовлетворения ходатайства о продлении срока в обязательном порядке устанавливается новый срок исполнения Запроса, который не может превышать срок проведения проверки.

40. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства оформляется в письменной форме с указанием оснований его принятия.

41. Решение об удовлетворении ходатайства или об отказе в удовлетворении ходатайства вручается контролируемому лицу или уполномоченному представителю контролируемого лица под расписку либо направляется контролируемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством Личного кабинета.

Днем получения контролируемым лицом решения считается дата вручения заказного почтового отправления, либо дата вручения решения нарочным, либо дата, зафиксированная в квитанции о приеме документов (информации) в Личном кабинете.

42. Днем представления контролируемым лицом документов (копий документов) и информации территориальному органу Росфинмониторинга считается:

для документов (копий документов) и информации, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – дата направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;

для документов (копий документов) и информации, представленных контролируемым лицом или уполномоченным представителем контролируемого лица, – дата, указанная в отметке территориального органа Росфинмониторинга о принятии сведений и документов;

для документов (копий документов) и информации, направленных посредством Личного кабинета, – дата размещения сведений и документов в Личном кабинете.

43. После получения документов и информации должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, изучают и анализируют их на предмет соблюдения контролируемым лицом требований законодательства.

44. По результатам проверки должностным лицом или комиссией Росфинмониторинга (территориального органа Росфинмониторинга), осуществляющим проверку, составляется акт проверки.

В случае выявления в деятельности контролируемого лица нарушений требований законодательства, подлежащих устранению, выносится предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства (далее – Предписание).

45. Акт проверки должен содержать следующие сведения:

дату и место составления;

наименование органа, проводившего проверку, – территориальный орган Росфинмониторинга;

дату и номер приказа, на основании которого проведена проверка;

вид проверки (выездная или документарная);

фамилию, имя, отчество (при наличии) и наименование должности лица (лиц), проводившего проверку;

наименование контролируемого лица (фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), ИНН, ОГРН, место нахождения (жительства);

период деятельности контролируемого лица, подлежащий проверке;

фактический период проведения проверки;

информацию о ходатайствах контролируемого лица (при наличии);

информацию о продлении срока проверки (при наличии);

информацию об объяснениях руководителя (работников) контролируемого лица (при наличии);

сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях с указанием требований законодательства, которые были нарушены, о лицах, их допустивших;

подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку;

сведения о направлении акта проверки в адрес контролируемого лица, либо об ознакомлении с актом проверки руководителя контролируемого лица (уполномоченного представителя контролируемого лица), либо об отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя контролируемого лица (уполномоченного представителя контролируемого лица).

46. Акт проверки составляется в пределах срока проведения проверки, установленного приказом на ее проведение. Датой окончания проведения проверки является дата подписания акта проверки.

Акт проверки составляется в двух экземплярах. Оба экземпляра акта проверки подписываются должностным лицом (лицами) Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченным на проведение проверки. Второй экземпляр акта проверки в течение трех рабочих дней после даты его составления вручается контролируемому лицу или уполномоченному представителю контролируемого лица под расписку на первом экземпляре акта проверки с целью подтверждения факта ознакомления либо направляется контролируемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством Личного кабинета.

Днем получения контролируемым лицом акта проверки считается дата вручения заказного почтового отправления, либо дата вручения акта проверки нарочным, либо дата, зафиксированная в квитанции о приеме документов (информации) в Личном кабинете.

В случае отказа контролируемого лица от получения акта проверки должностным лицом, проводящим проверку, в конце каждого экземпляра акта проверки производится запись об отказе от его получения.

47. В случае осуществления контролируемым лицом действий (бездействия), препятствующих проведению проверки, составляется акт о воспрепятствовании проведению проверки.

Акт о воспрепятствовании проведению проверки подписывается должностным лицом (лицами), уполномоченным на проведение проверки.

48. В случае если проведение проверки оказалось невозможным в связи с:

отсутствием контролируемого лица по адресу, по которому должна быть проведена проверка;

наличием иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки должностным лицом (лицами), уполномоченным на проведение проверки, – не позднее трех рабочих дней до окончания выездной проверки и не позднее трех рабочих дней до окончания документарной проверки составляется акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

Акт о невозможности проведения проверки подписывается должностным лицом (лицами), уполномоченным на проведение проверки.

49. Предписание выносится на основании акта проверки и должно содержать следующие сведения:

идентификационные данные контролируемого лица (наименование организации, фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), ИНН, ОГРН, место нахождения (жительства) контролируемого лица;

номер и дату акта проверки, по результатам которой принято решение о вынесении Предписания;

информацию о выявленных нарушениях с указанием требований законодательства, которые были нарушены;

сроки устранения выявленных нарушений;

информацию о способах подтверждения устранения выявленных нарушений;

фамилию, имя, отчество (при наличии), наименование должности должностного лица (лиц), проводившего проверку и вынесшего Предписание.

Срок, устанавливаемый для устранения выявленных нарушений, не может составлять менее десяти рабочих дней и более тридцати рабочих дней.

50. Предписание составляется в двух экземплярах. Оба экземпляра Предписания подписываются руководителем проверки (в случае проведения проверки комиссией) или должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, и прилагаются к двум экземплярам акта проверки. Второй экземпляр Предписания вручается вместе со вторым экземпляром акта проверки контролируемому лицу или уполномоченному представителю контролируемого лица под расписку на первом экземпляре Предписания с целью подтверждения факта ознакомления либо направляется контролируемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на адрес контролируемого лица или посредством Личного кабинета.

Днем получения контролируемым лицом Предписания считается дата вручения заказного почтового отправления, либо дата вручения Предписания нарочным, либо дата, зафиксированная в квитанции о приеме документов (информации) в Личном кабинете.

В случае отказа контролируемого лица от получения Предписания, должностным лицом, проводящим проверку, в конце каждого экземпляра Предписания производится запись об отказе от его получения.

51. Все требования, содержащиеся в Предписании, подлежат исполнению в полном объеме и в установленные сроки.

52. В случае невозможности исполнения требований Предписания по причинам, не зависящим от контролируемого лица, допустившего нарушения, либо необходимости предоставления дополнительного срока исполнения требований Предписания такое лицо вправе не позднее чем за десять календарных дней до истечения срока исполнения Предписания обратиться к руководителю проверки (в случае проведения проверки комиссией) или должностному лицу, уполномоченному на проведение проверки, с мотивированным ходатайством об исключении требования из Предписания или о продлении срока исполнения Предписания.

53. После получения такого ходатайства руководитель проверки (в случае проведения проверки комиссией) или должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, рассматривает материалы проверки, оценивает характер, длительность, опасность выявленного нарушения, а также аргументы, приведенные контролируемым лицом, допустившим нарушения, в обоснование своего ходатайства, и принимает решение о возможности либо невозможности удовлетворения данного ходатайства.

Рассмотрение ходатайства не может превышать три рабочих дня с момента получения территориальным органом Росфинмониторинга ходатайства контролируемого лица.

54. В случае принятия решения об удовлетворении ходатайства такое решение оформляется в письменной форме с указанием оснований его принятия. В случае удовлетворения ходатайства о продлении срока в обязательном порядке устанавливается новый срок исполнения Предписания, который не может превышать тридцать суток.

55. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства оформляется в письменной форме с указанием оснований его принятия.

56. Решение об удовлетворении ходатайства или об отказе в удовлетворении ходатайства вручается контролируемому лицу или уполномоченному представителю контролируемого лица под расписку либо направляется контролируемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на адрес контролируемого лица или посредством Личного кабинета.

Днем получения контролируемым лицом такого решения считается дата вручения заказного почтового отправления, либо дата вручения уведомления нарочным, либо дата, зафиксированная в квитанции о приеме документов (информации) в Личном кабинете.

57. Должностные лица территориальных органов Росфинмониторинга и Росфинмониторинга несут ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе проведения контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Операции с займами

Если вы получили деньги взаймы от другой организации или сами ссудили сумму, будьте готовы объяснить обстоятельства в банк (подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ). 

Особое внимание — тем, кто:

  • вносит платежи по договору займа не с того счета, на который заем поступил;
  • платит проценты выше рыночных — это сигнал вывода денег из компании.

Рекомендации. Если вы получили деньги наличными или на счет в другом банке, предъявите выписку со счета или договор займа, где отражено внесение наличных. 

Если вы после получения суммы сразу же перевели деньги контрагенту, предъявите договор поставки или услуг.

Что проверяет росфинмониторинг

А вы знали, что, если контрагент не платит налоги, ответственным могут сделать вас? Чтобы обезопасить бизнес, передайте бухгалтерию на аутсорсинг Главбух Ассистент. Эксперты предоставят юридическую защиту сделок, а также подготовят подробный отчет о благонадежности контрагентов. Услуги бухгалтеров, юристов и кадровика входят в каждый тариф. Попробуйте аутсорсинг и получите месяц обслуживания бесплатно.

Передача информации

Необходимо ли лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, представлять в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 закона № 115-ФЗ?

Нет, ответил Росфинмониторинг.

Положения подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ на субъектов статьи 7.1 указанного Федерального закона не распространяются.

Напомним,3 в пп.7 п.1 ст.7 закона 115-ФЗ идет речь об обязанности не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.

С другими рекомендациями Росфинмониторинга по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских и юридических услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, можно ознакомиться на сайте ведомства.

Индикаторы проверки

Росфинмониторинг выработал множество критериев, при наличии которых предпринимателю следует насторожиться. Например, существенное отклонение условий сделки от рыночных аналогов, сложные схемы расчетов или расчеты наличными, взаимосвязи с «молодыми» контрагентами, сделки с предметами искусства – малая толика тех маячков, на которые обратят внимание проверяющие.

Помимо общих критериев Росфинмониторинг выработал индикаторы для отдельных областей экономической деятельности. Так, при совершении сделок с недвижимостью проверяющие посмотрят в том числе на такие моменты: попытка совершения сделки с имуществом с обременением, отличная в два раза от рыночной цена, покупка и продажа физическим лицом недвижимости более трех раз, совершение сделок с нерезидентом.

Особое внимание Росфинмониторинга привлекают лизинговые компании, операторы по приему платежей, организации-посредники при купле-продаже недвижимости, а также компании, заключающие договоры факторинга в качестве финансовых агентов.

Арбитражный управляющий

Необходимо ли арбитражному управляющему подключиться к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, если он оказывает юридические услуги юридическим и физическим лицам в процедурах банкротства?

Арбитражный управляющей, оказывающий юридические услуги юридическим и физическим лицам в рамках процедуры банкротства, не является субъектом статьи 7.1 закона № 115-ФЗ и на него не распространяются требования антиотмывочного законодательства.

Вместе с тем арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью.

В случае осуществления арбитражным управляющим иной предпринимательской деятельности, в частности, предпринимательской деятельности, поименованной в статье 7.1 закона N 115-ФЗ, на него распространяются обязанности по исполнению требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, в том числе по подключению к Личному кабинету как лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг.

Кто должен сообщать

Антиотмывочный закон 115-ФЗ в ряде случаев предписывает идентифицировать клиентов и в случае подозрений на легализацию ими доходов, сообщать в Росфинмониторинг.

В соответствии со ст.7.1 закона 115-ФЗ это требование распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

— сделки с недвижимым имуществом;

— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

— создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Таким образом, организации и ИП, осуществляющие вышеуказанную деятельность, обязаны исполнять требования законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Такие разъяснения даются в Информационном письма Росфинмониторинга № 54 от 19.07.2018.

Как проверяют?

Основание проверки – приказ руководителя (его заместителя). В ходе проведения проверки обратят внимание:

  • на организацию системы внутреннего контроля (например, разработка правил внутреннего контроля, определение ответственных должностных лиц);
  • на осуществление внутреннего контроля (например, идентификация клиентов, выявление подозрительных операций, заморозка (блокировка) денежных средств).

Проверки проводятся выездные и камеральные. При выездной проверке проверяющие требуют предоставить конкретную информацию, получают устные и письменные объяснения. В дальнейшем полученные документы и сведения анализируются на предмет исполнения требований специального законодательства. По результатам проверки составляется акт.

При выявлении подозрительных операций работе аналитика предшествует применение роботизированных систем фильтрации операций.

Кроме того, на Росфинмониторинг возложены полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. Например, в случае неисполнения его предписания организации грозит штраф до 1 млн руб. – ощутимый удар по бизнесу. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, Росфинмониторинг направляет информацию в правоохранительные органы, которые решают вопрос о возбуждении уголовного дела. Максимальное наказание за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, составляет 7 лет лишения свободы.

Операции с недвижимостью

Банк обязан проверить и все сделки купли-продажи недвижимости. Это может быть попытка отмыть деньги (п. 26 приложения к Положению №375-П, письмо Центробанка от 08.09.2020 №12-4-4/3838), особенно если между покупателем и продавцом обнаружится связь.

Рекомендации. В пояснении укажите цели использования приобретенного помещения: под офис, под склад и т.д. Предъявите попутные документы: акт осмотра, акт приема-передачи, предварительное соглашение (если оно было).

Рекомендации бизнесу

Предпринимателю следует внимательно ознакомиться с нормативными документами Росфинмониторинга, где определены критерии оценки необычных сделок, обязанности поднадзорных субъектов и процедуры осуществления проверок бизнеса. К таким актам относятся, в частности:

  • Приказ Росфинмониторинга от 29 июля 2014 г. № 191;
  • Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103;
  • Приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмониторинга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21 августа 2018 г.;
  • Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу.

В общем виде указанные акты содержат матрицу проверочной деятельности – от объектов изучения до применяемых процессуальных маневров. Детальное знание нормативной базы – залог эффективной предупредительной деятельности предпринимателя.

Так, если в ваших сделках присутствуют признаки «необычности», например запутанный характер, то вам следует подготовить пакет доказательственной информации, свидетельствующей о том, что в предусмотренной сфере бизнес-активности это единственно возможный и необходимый порядок ведения дел. При работе с бюджетными деньгами нужно обязательно иметь документацию, подтверждающую целевое расходование средств.

Кроме того, организациям рекомендуется: тщательно проверять контрагентов и клиентов, хранить информацию о контрагентах и операциях (сделках), проводить обучение сотрудников, осуществлять деятельность по предусмотренным в ЕГРЮЛ видам деятельности, внимательно отслеживать назначение платежа и принимать иные меры, направленные на минимизацию рисков.