Что такое упрощенная идентификация клиента

Примерное время чтения: 2 минуты

15 сентября в России вступает в силу закон, запрещающий снимать наличные с предоплаченных неименных (анонимных) банковских карт или онлайн-кошелька без прохождения процедуры упрощенной идентификации.

Что такое упрощенная идентификация клиента

Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Многие предприниматели и физические лица могли наблюдать в интернете и средствах массовой информации бурное обсуждение вопроса блокировки счетов и приостановления банковских операций по счетам, даже если был осуществлен перевод денег на тысячу рублей.

Оплатить картой и смотреть прямо сейчас

У компаний и физических лиц возникает целый ряд вопросов.

Федеральный закон принят Государственной Думой 15 декабря 2021 года и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом
уточняется порядок идентификации и упрощённой идентификации клиентов
организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным
имуществом.

В частности, согласно
Федеральному закону упрощённая идентификация, идентификация клиента,
представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при осуществлении операций по приёму от клиентов – физических лиц
страховых премий, если сумма таких премий не превышает 15 тысяч рублей, а в отношении страховых премий по договору обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных средств и договору добровольного
страхования средств наземного транспорта – 40 тысяч рублей.

Организациям, осуществляющим
операции с денежными средствами или иным имуществом, предоставляется право на основании договора поручить другой организации помимо проведения упрощённой
идентификации или идентификации клиента, представителя клиента,
выгодоприобретателя и бенефициарного владельца также обновление информации о них.

Кроме того, закрепляется
возможность осуществления упрощённой идентификации посредством направления
клиентом – физическим лицом номера водительского удостоверения.

Часто банки присылают клиентам запросы с просьбой пояснить хозяйственную операцию со ссылкой на Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Но естественно, у многих формулировки банка вызывают, скорее, вопросы, чем конкретные ответы. Ведь, естественно, в подавляющем большинстве случаев речь не идет о терроризме.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, финансовые мошенничества и другие действия.

Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных сделок, совершаемых разнообразными методами.

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:

Поэтому банки и запрашивают дополнительную информацию.

Что такое упрощенная идентификация клиента

Что такое упрощенная идентификация клиента

Готовое решение для проведения упрощенной идентификации клиентов через СМЭВ (Единый сервис упрощенной идентификации – УПРИД) для удаленного заключения договоров в соответствии со 115-ФЗ.

Готовое решение для проведения упрощенной идентификации клиентов через СМЭВ(Единый сервис упрощенной идентификации – УПРИД)для удаленного заключения договоров в соответствии со 115-ФЗ.

Упрощённая идентификация — предусмотренная 115-ФЗ процедура, после проведения которой МФО, страховые и финансовые компании могут удалённо (онлайн) принять на обслуживание клиента для выдачи микрозайма, заключения договора страхования или оказания финансовых услуг.

Что такое упрощенная идентификация клиента

1. Компания направляет на проверку напрямую в СМЭВ сведения о клиенте: ФИО, серию и номер паспорта, ИНН или СНИЛС, номер телефона.

2. Данные сведения проверяются на корректность в МВД, ФНС и ПФР. В случае положительного результата проверки, клиент считается прошедшим процедуру «упрощённой идентификации» по 115-ФЗ.

Варианты поставки системы

В этом случае система размещается на наших мощностях, а взаимодействие с ней происходит через API по защищенному каналу. Дата центр, где располагается система, имеет все необходимые сертификаты соответствия требованиям ФСБ/ФСТЭК в части защиты персональных данных по 152-ФЗ.

Коробочные решения (in-house)

В таком варианте поставки мы передаем вам комплект исходных кодов а также при необходимости, готовую виртуальную машину с настроенной системой.

Открыть себе брокерский счет сейчас можно прямо из дома, не приходя в офис брокера.В 2015 году изменения в законодательстве позволили брокерским компаниям использовать ЕСИАдля открытия брокерских счетов, и компания БКС стала первым брокером, который предложил эту современную технологию своим клиентам в России. Это огромный шаг вперед для развития доступности финансовых услуг и рынка частных инвестиций в России. Напомню, что раньше открытие счета требовало от брокеров личной идентификации клиента, другими словами, нужно было самому прийти в офис брокерской компании для подписания документов, и это становилось настоящей проблемой, если в вашем городе нет представительства брокера. Сейчас открыть брокерский счет можно из любой точки мира, достаточно просто выйти в интернет.

Президент финансовой группы БКС

«Способствовать росту интереса физ.лиц к рынку коллективных инвестиций будет помимо прочих факторов использование электронной удаленной идентификации клиентов и упрощение доступа клиентов к удаленной покупке инвестиционных продуктов. Это способствует повышению интереса к инвестициям со стороны физических лиц.»

Генеральный директор «ТКБ Инвестмент Партнерс»

«Появление возможности заключать договора дистанционно является знаковым событием для фондового рынка. Удаленные продажи снимают барьеры доступа на фондовый рынок, делая доступным инвестирование даже гражданам, проживающим в удаленных от крупных городов регионах. Продажи в интернете повышают конкуренцию на рынке, способствуют появлению новых высокотехнологичных продуктов и сервисов, от чего в конечном итоге выигрывает клиент. Дальнейшую дигитализацию индустрии финансовых посредников НАУФОР считает для себя одной из приоритетных задач»

Что такое упрощенная идентификация клиента

При поставке системы в любом из вариантов мы оказываем техническую и консультационную поддержку в процессе подключения к СМЭВ, развертыванию системы и интеграции ее с Вашими ИС. Предоставляем бланки необходимых заявлений, помогаем правильно их заполнить и подать в Министерство Связи, консультируем по организационным вопросам бюрократического характера и консультируем Ваших техническим специалистам.

Оказываем поддержку до полного завершения работ по внедрению!

С начала использования ЕСИА в 2015 году значительная часть продаж на фондовом рынке ушла в режим онлайн. С начала года около 20% счетов открывается через портал Госуслуг, средний чек составляет примерно 133 тысячи рублей. У крупных брокеров удаленное открытие доходит до 50%.

Использование сервиса УПРИД поможет увеличить данные показатели. Удаленная идентификация будет основным полем, в котором будут развиваться современные финансовые сервисы.

Использование Единого сервиса упрощенной идентификации доступно для профессиональных участников рынка ценных бумаг и кредитных организаций и позволяет проводить упрощенную идентификацию удаленно.

После проведения такой идентификации компания может также удаленно, без посещения клиентом офиса компании заключить с ним договор и оказать свои услуги в рамках 115-ФЗ. Такой договор будет юридически значимым.

Частные лица могут таким образом удаленно, без явки в офис компании, заключать договоры с профессиональными участниками рынка ценных бумаг и управляющими компаниями, а также подтверждать проведение брокерских и иных финансовых операций.

Также система позволяет финансовым компаниям выполнять требования, установленные подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона 115-ФЗ в части обновления данных клиента.

Наши продукты уже используют:

Банки и финансовые компании

Оставьте ваш контакт, и мы свяжемся, чтобы дать больше информации о системах «УПРИД Шлюз»

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое упрощенная идентификация клиента

«УПРИД Шлюз»готовое решение для упрощенной идентификации клиентов

Полностью готовая платформа для проведения упрощенной идентификации клиентов через СМЭВ (Единый сервис упрощенной идентификации – УПРИД) для удаленного заключения договоров в соответствии со 115-ФЗ.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Что такое «упрощенная идентификация клиента»

В соответствии со 115-ФЗ:Упрощенная идентификация клиента (физического лица) — это процедура по установлению в отношении клиента – фамилии, имени, отчества, серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

Ко второму пункту также относится запущенный в октябре 2016 года Единый сервис упрощенной идентификации (сервис УПРИД) Министерства связи РФ. Через него можно проводить упрощенную идентификацию не только тех, кто зарегистрирован в ЕСИА, но и всех, у кого есть ИНН или СНИЛС, а это практически все совершеннолетние граждане РФ.

Тенденции использования удаленной упрощенной идентификации

С начала использования ЕСИА в 2015 году значительная часть продаж на фондовом рынке ушла в режим онлайн. С начала года около 20% счетов открывается через портал Госуслуг, средний чек составляет примерно 133 тысячи рублей. У крупных брокеров удаленное открытие доходит до 50%. Использование сервиса УПРИД поможет увеличить данные показатели. Удаленная идентификация будет основным полем, в котором будут развиваться современные финансовые сервисы.

Зачем это нужно

Что такое упрощенная идентификация клиента

— «Открыть себе брокерский счет сейчас можно прямо из дома, не приходя в офис брокера. В 2015 году изменения в законодательстве позволили брокерским компаниям использовать ЕСИА для открытия брокерских счетов, и компания БКС стала первым брокером, который предложил эту современную технологию своим клиентам в России. Это огромный шаг вперед для развития доступности финансовых услуг и рынка частных инвестиций в России. Напомню, что раньше открытие счета требовало от брокеров личной идентификации клиента, другими словами, нужно было самому прийти в офис брокерской компании для подписания документов, и это становилось настоящей проблемой, если в вашем городе нет представительства брокера. Сейчас открыть брокерский счет можно из любой точки мира, достаточно просто выйти в интернет.»

Что такое упрощенная идентификация клиента

— «Способствовать росту интереса физлиц к рынку коллективных инвестиций будет помимо прочих факторов использование электронной удаленной идентификации клиентов и упрощение доступа клиентов к удаленной покупке инвестиционных продуктов. Это способствует повышению интереса к инвестициям со стороны физических лиц.»

Что такое упрощенная идентификация клиента

— «Появление возможности заключать договора дистанционно является знаковым событием для фондового рынка. Удаленные продажи снимают барьеры доступа на фондовый рынок, делая доступным инвестирование даже гражданам, проживающим в удаленных от крупных городов регионах. Продажи в интернете повышают конкуренцию на рынке, способствуют появлению новых высокотехнологичных продуктов и сервисов, от чего в конечном итоге выигрывает клиент. Дальнейшую дигитализацию индустрии финансовых посредников НАУФОР считает для себя одной из приоритетных задач»

Преимущества по сравнению с другими способами идентификации

Вы не платите за каждый эпизод идентификацииВ случае использования «УПРИД Шлюз» требуются только затраты на приобретение системы или абонентские платежи. В обоих случаях нет ограничения по количеству запросов на идентификацию, что значительно выгоднее, чем при договоре на идентификацию через кредитные организации.

Быстрый ответПри запросе данных из банковских систем ожидание ответа может составлять до 20 минут. При работе через СМЭВ напрямую ответ может приходить в течение 1 минуты.

Самая полная база данныхЧерез Единый сервис упрощенной идентификации можно идентифицировать всех, у кого есть ИНН или СНИЛС (это абсолютное большинство совершеннолетних граждан).

Система «УПРИД Шлюз» представляет собой серверное решение для работы с сервисом УПРИД , которое может быть развернуто как на мощностях заказчика, так и на арендованном сервере и предоставляться в виде облачного сервиса. Решение обеспечивает все необходимые процедуры и алгоритмы для работы со СМЭВ в части Единого сервиса упрощенной идентификации.

Использование системы осуществляется посредством обращения через программный интерфейс (API).

В части работы со СМЭВ:

Реализуется алгоритм, предназначенный для отправки запроса на проверку данных пользователя. При этом разрешение на проверку данных у пользователя не запрашивается и СМС – код подтверждения операции пользователю не направляется;

Реализуются алгоритмы, предназначенные для получения результата обработки запроса на идентификацию и на проверку данных пользователя.

УПРИД Шлюз уже поддерживает работу с новым сервисом упрощенной идентификации в конутре СМЭВ 3.0!

Включено в Реестр отечественного программного обеспечения

Приказом Минкомсвязи России от 21.07.2017 №382 данное решение для упрощенной идентификации включено в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

ЛК «ЕСИА.Финанс» — готовый личный кабинет для брокеров и управляющих компаний с возможностью удаленной идентификации клиентов через ЕСИА и СМЭВ для заключения договоров доверительного управления, брокерского обслуживания, работы с ПИФ и ИИС.

Использование ЕСИА и СМЭВ финансовыми компаниями — общая информация о сфере удаленной идентификации для финансовых компаний и другие решения для работы с ЕСИА и СМЭВ.

Наши продукты для упрощенной идентификации уже используют:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                               13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации                                    20 июля 2001 года

(В редакции федеральных законов от 25. 2002 № 112-ФЗ, от 30. 2002 № 131-ФЗ, от 28. 2004 № 88-ФЗ, от 16. 2005 № 145-ФЗ, от 27. 2006 № 147-ФЗ, от 27. 2006 № 153-ФЗ, от 12. 2007 № 51-ФЗ, от 19. 2007 № 197-ФЗ, от 24. 2007 № 214-ФЗ, от 28. 2007 № 275-ФЗ, от 03. 2009 № 121-ФЗ, от 17. 2009 № 163-ФЗ, от 05. 2010 № 153-ФЗ, от 23. 2010 № 176-ФЗ, от 27. 2010 № 197-ФЗ, от 27. 2011 № 162-ФЗ, от 08. 2011 № 308-ФЗ, от 20. 2012 № 121-ФЗ, от 03. 2012 № 231-ФЗ, от 07. 2013 № 102-ФЗ, от 28. 2013 № 134-ФЗ, от 02. 2013 № 302-ФЗ, от 28. 2013 № 403-ФЗ, от 05. 2014 № 106-ФЗ, от 05. 2014 № 110-ФЗ, от 05. 2014 № 130-ФЗ, от 04. 2014 № 149-ФЗ, от 21. 2014 № 213-ФЗ, от 21. 2014 № 218-ФЗ, от 29. 2014 № 461-ФЗ, от 29. 2014 № 484-ФЗ, от 31. 2014 № 505-ФЗ, от 02. 2015 № 111-ФЗ, от 08. 2015 № 140-ФЗ, от 29. 2015 № 154-ФЗ, от 29. 2015 № 159-ФЗ, от 29. 2015 № 210-ФЗ, от 29. 2015 № 391-ФЗ, от 29. 2015 № 403-ФЗ, от 29. 2015 № 407-ФЗ, от 30. 2015 № 423-ФЗ, от 30. 2015 № 424-ФЗ, от 23. 2016 № 191-ФЗ, от 23. 2016 № 215-ФЗ, от 03. 2016 № 263-ФЗ, от 03. 2016 № 288-ФЗ, от 06. 2016 № 374-ФЗ, от 28. 2016 № 471-ФЗ, от 28. 2016 № 505-ФЗ, от 29. 2017 № 267-ФЗ, от 29. 2017 № 281-ФЗ, от 29. 2017 № 470-ФЗ, от 31. 2017 № 482-ФЗ, от 18. 2018 № 69-ФЗ, от 23. 2018 № 90-ФЗ, от 23. 2018 № 106-ФЗ, от 23. 2018 № 112-ФЗ, от 27. 2018 № 565-ФЗ, от 18. 2019 № 32-ФЗ, от 18. 2019 № 33-ФЗ, от 03. 2019 № 169-ФЗ, от 03. 2019 № 173-ФЗ, от 26. 2019 № 250-ФЗ, от 02. 2019 № 259-ФЗ, от 02. 2019 № 271-ФЗ, от 02. 2019 № 394-ФЗ, от 16. 2019 № 438-ФЗ, от 27. 2019 № 480-ФЗ, от 01. 2020 № 46-ФЗ, от 07. 2020 № 116-ФЗ, от 13. 2020 № 208-ФЗ, от 20. 2020 № 212-ФЗ, от 31. 2020 № 259-ФЗ, от 08. 2020 № 429-ФЗ, от 22. 2020 № 446-ФЗ, от 29. 2020 № 479-ФЗ, от 30. 2020 № 536-ФЗ, от 24. 2021 № 22-ФЗ, от 30. 2021 № 120-ФЗ, от 26. 2021 № 155-ФЗ, от 11. 2021 № 165-ФЗ, от 28. 2021 № 230-ФЗ, от 28. 2021 № 233-ФЗ, от 01. 2021 № 266-ФЗ, от 02. 2021 № 343-ФЗ, от 02. 2021 № 355-ФЗ, от 19. 2021 № 370-ФЗ, от 21. 2021 № 423-ФЗ, от 30. 2021 № 483-ФЗ, от 26. 2022 № 72-ФЗ, от 16. 2022 № 111-ФЗ, от 16. 2022 № 112-ФЗ, от 28. 2022 № 219-ФЗ, от 14. 2022 № 279-ФЗ, от 14. 2022 № 331-ФЗ, от 05. 2022 № 498-ФЗ, от 19. 2022 № 540-ФЗ, от 28. 2022 № 569-ФЗ, от 29. 2022 № 595-ФЗ, от 29. 2022 № 607-ФЗ, от 18. 2023 № 74-ФЗ, от 18. 2023 № 76-ФЗ, от 28. 2023 № 165-ФЗ, от 13. 2023 № 260-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. (В редакции федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительных органов личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, адвокатских и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, саморегулируемых организаций аудиторов в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц. (В редакции федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ, от 16.11.2005 № 145-ФЗ, от 30.12.2015 № 424-ФЗ, от 23.06.2016 № 215-ФЗ, от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 11.06.2021 № 165-ФЗ, от 26.03.2022 № 72-ФЗ)

Действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения. (Дополнение частью – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные преступным путем, – денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления; (В редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений; (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 197-ФЗ; от 02.11.2013 № 302-ФЗ; от 06.07.2016 № 374-ФЗ)

операции с денежными средствами или иным имуществом – действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

обязательный контроль – совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внутренний контроль – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 18.03.2019 № 32-ФЗ)

осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по проведению в установленных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиентов – физических лиц, установлению информации, указанной в подпункте 11 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по оценке степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций и отнесению клиентов к группам риска совершения подозрительных операций, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 18.03.2019 № 32-ФЗ, от 30.12.2020 № 536-ФЗ, от 21.12.2021 № 423-ФЗ)

клиент – физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 424-ФЗ)

выгодоприобретатель – лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

бенефициарный владелец – в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента – физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

идентификация – совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 482-ФЗ)

фиксирование сведений (информации) – получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг – адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму,  либо организации или физическому лицу, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 74 настоящего Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо организации или физическому лицу, включенным в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения (далее – перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН); (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ)

замораживание (блокирование) имущества – адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму,  либо организации или физическому лицу, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 74 настоящего Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо организации или физическому лицу, включенным в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ)

упрощенная идентификация клиента – физического лица (далее также – упрощенная идентификация) – осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента – физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов: (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.12.2022 № 569-ФЗ)

с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

иностранная структура без образования юридического лица – организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 30.12.2015 № 424-ФЗ)

доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица вправе осуществлять деятельность по управлению денежными средствами или иным имуществом, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей такой иностранной структуры без образования юридического лица; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2021 № 233-ФЗ)

протектор – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица наделено полномочиями осуществлять контроль за действиями доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица или участвует в ее деятельности; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2021 № 233-ФЗ)

личный кабинет – информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется: (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ)

организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, уведомлений уполномоченного органа о включении организаций или физических лиц в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, или об исключении организаций или физических лиц из перечней организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми

Как работает принцип «знай своего клиента»?

Приходя в банк, клиент сталкивается с тем, что банк запрашивает много дополнительной информации. Нужно и предоставить документы, и заполнить анкету, и т. д. KYC или Know Your Customer с английского языка переводится как «Знай своего клиента». За этим скрываются правила и процедуры идентификации и верификации (проверки) клиентов в банковской деятельности для оценки рисков, связанных с ними. Их цель – предотвращение отмывания денег и иной незаконной деятельности. Суть в том, что банки должны как можно лучше понимать бизнес своего клиента: чем он занимается, на каких рынках работает, с какими категориями клиентов и поставщиков взаимодействует, какие имеет обороты и т. д.

К обязательным процедурам идентификации относятся:

Существует и упрощенная идентификация в следующих случаях:

Также есть операции, которые вообще не подлежат идентификации:

Упрощенная идентификация в три шага

Презентация упрощенной идентификации клиентов

Документы, тарифы, вход в личный кабинет

По всем вопросам, связанным с подключением, можно обращаться к Федяеву Виталию, вн. 14081.

*Упрощенная идентификация физического лица предполагает установление Фамилии, Имени, Отчества и реквизитов документа, удостоверяющего личность клиента удаленно с помощью единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Как изменятся правила снятия наличных с неименных карт?

Изменения содержатся в Федеральном законе от 18.03.2019 № 33-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 7-1 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и статьи 7 и 10 Федерального закона “О национальной платежной системе”». Согласно документу, теперь снять наличные с помощью анонимного электронного средства, к которым относятся неименные банковские карты, можно только пройдя процедуру упрощенной идентификации. Это правило также относится к переводу средств на свой банковский счет. При этом для пользователей онлайн-кошельков и неименных карт сохранится лимит для снятия наличных — до 5 тысяч рублей в сутки и не более 40 тысяч рублей в месяц.

Что такое упрощенная идентификация клиента

Дистанционное открытие счета

На основании данных, отправленных по системе удаленной упрощенной идентификации, Ваш клиент может дистанционно подать документы на открытие:

При этом также дистанционно заполняются анкеты для:

Как пройти процедуру упрощенной идентификации?

Являться в банк для этого необязательно. Пройти процедуру упрощенной идентификации можно на сайте сервиса (онлайн-кошельков). Для этого необходимо предоставить паспортные данные или копию паспорта РФ, а также данные одного из дополнительных документов: ИНН, СНИЛС или др. Для лиц, не являющихся гражданами РФ, также может понадобится миграционная карта и виза.

Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ, банки и платежные системы могут предлагать своим пользователям авторизацию по учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) с помощью портала Госуслуг. Для этого на сайте сервиса должна быть установлена возможность данной функции.

Упрощенная идентификация клиентов

В соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ст.7 п.п.1.5-1; 1.5-2;1.12-2) Профессиональные участники получили возможность открывать счета клиентам – физическим лицам без необходимости личного присутствия клиента в офисе*.

ПАО «СПБ Банк» предлагает Вам услугу по упрощенной идентификации физических лиц, которая позволит Вашей компании удаленно открывать счета клиенту по всей России через систему Internet.

Используя услуги ПАО «СПБ Банк» Ваши затраты составят всего 300 руб. за одного клиента, причем Вы платите только за результат. Регистрация первых пяти клиентов проходит бесплатно.

Зачем ввели обязательную идентификацию?

Новая мера направлена на борьбу с финансированием террористической, экстремистской и противоправной деятельности. Сервисы смогут оперативно идентифицировать личность пользователя и блокировать его счет при подозрительных операциях. Также они будут отслеживать соблюдение установленных законом лимитов.

Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?

В законе от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не указан конкретный перечень предоставляемой информации.

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более – обычно такая информация сообщается банками. Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо – приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан предоставить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Какие операции попадают под больший контроль со стороны банков

Существует ряд указаний ЦБ РФ 18-МР, 19-МР, 5-МР, в которых обозначены наиболее рискованные операции. К таким операциям относятся:

Также банк проверяет следующие признаки:

К рискам будут относиться также операции:

Таким образом, не следует бояться блокировки 200 руб., которые вы перевели другу или «скинулись» на подарок. Перечень рискованных операций четко определен и банки действуют в соответствии со строгими стандартами.

Какую информацию о бенефициарах нужно предоставлять

Многие бенефициары хотят остаться «инкогнито». Но с 2017 года ужесточены требования к бенефициарам и теперь необходимы:

Каким образом конкретно банки устанавливают информацию о бенефициарах? Тут все просто, банки используют отлаженные механизмы:

А вот если клиент не предоставит информацию о бенефициаре, то банк может или не пропустить операцию, или же приостановить операции по счетам.

Все про налоговые проверки в экспертном курсе «Клерка»

Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов. За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках. Посмотрите бесплатный урок из курса