Что входит в подсистему финансового мониторинга

Объекты финансового мониторинга.

Тема 3. Финансовый мониторинг: цель, субъекты, объекты

Термин “мониторинг” в переводе с английского языка означает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Понятие “финансовый мониторинг” появилось в российском законодательстве с изданием Указа Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 1263 “Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. Таким исполнительным органом государственной власти стал Комитет по финансовому мониторингу Российской Федерации. Вместе с тем данный нормативный правовой акт, как и последующие нормативные правовые акты, не содержал легального определения понятия “финансовый мониторинг”.

Рассмотрим основных субъектов, объекты, меры, а также цель их осуществления в сфере финансового мониторинга.

Субъекты финансового мониторинга.

В Российской Федерации институциональная система уполномоченных органов и организаций в сфере финансового мониторинга представляет собой трехуровневую систему.

Первый и второй уровни системы финансового мониторинга занимают органы финансового мониторинга: 1) Росфинмониторинг и 2) органы и организации, осуществляющие надзорные функции в отношении агентов финансового мониторинга.

На первом уровне находится Федеральная служба финансового мониторинга (Росфинмониторинг) как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, который обеспечивает накопление и анализ информации, поступающей от агентов финансового мониторинга, и выявляет признаки легализации незаконных доходов и финансирования терроризма. В периодических изданиях данный орган принято называть финансовой разведкой, что, вероятно, связано с переводом термина Financial Intelligence Unit (FIU), широко используемого в зарубежных государствах. Такой подход достаточно спорный, так как подразделения финансового мониторинга не выполняют функций, являющихся разведывательной деятельностью.

В современном мире организованы и функционируют различные виды подразделений финансового мониторинга (табл. 1).

Подразделения финансового мониторинга (ПФМ)

В международной системе подразделений финансового мониторинга следует выделять два основных типа подразделений финансового мониторинга: ПФМ административно-финансового и ПФМ правоохранительного типа. Большинство ПФМ административно-финансового типа являются структурным подразделением органов государственного финансового контроля, как правило, министерства финансов или центрального кредитного учреждения, или функционируют как самостоятельные органы государственного финансового контроля.

ПФМ прокурорского типа следует рассматривать как подвид ПФМ правоохранительного вида, так как прокуратура в большинстве государств рассматривается как один из правоохранительных органов. Как следствие, ПФМ прокурорского типа свойственны те же преимущества и недостатки, что и ПФМ правоохранительного типа.

В отношении ПФМ смешанного типа следует отметить, что его выделение представляется несколько надуманным, а представители данных ПФМ должны рассматриваться в рамках административно-финансовых или правоохранительных ПФМ в зависимости от того, относит ли законодательство соответствующего государства их к административным/финансовым или правоохранительным органам. Определяющим в этой связи является не порядок формирования, а прежде всего функции и правовые способы реагирования на выявленные нарушения в рамках системы государственного финансового контроля или правоохранительной системы, а также степень интеграции в финансовую систему отдельного государства.

Второй уровень занимают надзорные органы, осуществляющие надзорные функции в сфере финансового мониторинга в отношении агентов финансового мониторинга. К таким надзорным органам относятся Банк России, Федеральное казенное учреждение “Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации”, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Третий уровень занимают агенты финансового мониторинга – организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым относятся:

– кредитные организации;

– профессиональные участники рынка ценных бумаг;

– страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры или лизинговые компании;

– организации федеральной почтовой связи;

– организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

– организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

– организации, управляющие инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

– организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

– операторы по приему платежей;

– коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента;

– кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

– микрофинансовые организации;

– общества взаимного страхования;

– негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

– операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

К агентам финансового мониторинга следует относить индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Отдельную подгруппу агентов финансового мониторинга составляют адвокаты, нотариусы и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг.

Указанная выше подгруппа агентов финансового мониторинга обязана идентифицировать клиентов, фиксировать и хранить информацию о клиенте, его операциях и сделках в случае, когда агенты финансового мониторинга готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе:

– сделки с недвижимым имуществом;

– управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

– управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

– привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

– создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

При этом указанная подгруппа проводит исключительно факультативный мониторинг и передает информацию в Росфинмониторинг как самостоятельно, так и через адвокатскую и нотариальную палаты при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с Росфинмониторингом. При направлении информации в Росфинмониторинг адвокаты не вправе передавать информацию, которая относится к адвокатской тайне.

Под субъектом финансового мониторинга следует понимать любой уполномоченный орган или организацию, представленные на одном из трех уровней системы финансового мониторинга.

Исходя из трехуровневой институциональной системы финансового мониторинга к органам финансового мониторинга следует отнести Росфинмониторинг и надзорные органы, а к агентам финансового мониторинга – хозяйствующих субъектов, на которых на законодательном уровне возложены функции по осуществлению процедур в рамках финансового мониторинга.

Под органами финансового мониторинга следует понимать уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и организации, на которые законом возложены функции по обеспечению функционирования национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма или надзорные функции за отдельными агентами финансового мониторинга в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В свою очередь, к агентам финансового мониторинга следует относить организации, а также индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, лиц, осуществляющих юридические и бухгалтерские услуги, на которых возложены публично-правовые функции в сфере финансового мониторинга.

Объекты финансового мониторинга.

Объектом финансового мониторинга выступают 1) операции с денежными средствами и иным имуществом, под которыми законодатель понимает действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, и 2) сделки как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Под денежными средствами следует понимать российскую и иностранную валюту (банкноты, казначейские билеты и монеты) как в наличной, так и в безналичной формах.

Валюта Российской Федерации – это: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты; б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации; в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами России на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Банком России с соответствующими органами иностранного государства, об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Иностранная валюта представляет собой а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, а также б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

К иному имуществу следует относить любые вещи, ценные бумаги, а также имущественные права на них. Объектом финансового мониторинга выступает как движимое, так и недвижимое имущество, к последнему относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, в том числе многолетние насаждения, здания, сооружения, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Отметим, что к вещам не относят работы и услуги, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Указанные виды являются самостоятельными объектами гражданско-правового оборота и формально объектами финансового мониторинга быть не должны. Вместе с тем, учитывая, что операции, предметом которых выступают работы и услуги, объекты интеллектуальной собственности, также могут выступать в качестве способа отмывания денежных средств или финансирования терроризма, агенты финансового мониторинга должны постоянное наблюдать и за данными операциями и сделками.

Практически всякая операция или сделка может выступать объектом финансового мониторинга, так как любая проводимая операция связана либо с денежными средствами, либо с иным имуществом.

При мониторинге сделок и операций с денежными средствами и иным имуществом объектом финансового мониторинга становятся и сами участники операции (стороны сделки), так как в рамках противодействия финансированию терроризма участники операции подлежат проверке на предмет соответствия Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической и экстремистской деятельности (Перечень террористов и экстремистов). Как правило, всех участников операции, являющихся объектом финансового мониторинга, можно поделить на три основные группы: физические лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица.

Государственные органы, как правило, не являются объектом финансового мониторинга, так как государство не способно, по определению, в силу своего правового статуса отмывать преступные доходы и финансировать терроризм.

Финансовый мониторинг — это надзор над денежными операциями физических и юридических лиц, и выявление сомнительных операций. Финансовый мониторинг осуществляется для выявления случаев отмывания и легализации средств, полученных незаконным путём или направленных на финансирование терроризма.

Денежный оборот производится финансовыми учреждениями: банками, страховыми компаниями, пенсионными и другими фондами, биржами и т.д. Таким организациям проще контролировать операции с денежными средствами. Поэтому именно финансовые учреждения становятся субъектами, осуществляющими финансовый мониторинг.

Что такое ФМ

Понятием «мониторинг» обозначается систематическое наблюдение за определённым процессом и выявление его соответствия установленному результату. Если говорить кратко, «финансовый мониторинг» — это контроль над оборотом денежных средств в финансовой системе государства. В разных государствах этот процесс называется по-разному («финансовым контролем» или «финансовой разведкой»).

Финансовый мониторинг (ФМ) в РФ проводится согласно закону № 115-ФЗ от 07.08.2001 года. Существуют и другие законы, которые регулируют систему финмониторинга, например, создание и функционирование органов, осуществляющих эту деятельность. В соответствии с законом о финансовом мониторинге, в структуре Минфина РФ образован Комитет (КФМ) и Федеральная служба финансового мониторинга (ФСФМ). Росфинмониторинг – действующий федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Президенту России.

Что входит в подсистему финансового мониторинга

Существует два вида ФМ:

Внутренний финансовый мониторинг осуществляется всеми сотрудниками финансовых учреждений (операционистами банков, кассирами, работниками страховых компаний, отделами и департаментами других организаций), которые обслуживают операции клиентов. Они проводят первичный мониторинг – идентификацию личности, совершающей денежную операцию и, в сомнительных случаях, проверку транзакции на соответствие условиям законодательства.

Обычно первичный мониторинг составляет сбор необходимых персональных данных клиента и предварительную проверку их достоверности (правильность заполнения паспортных данных и соответствие информации о доходах с данными, указанными в справках). Подробнее денежные транзакции анализируются сотрудниками отделов (департаментов) ФМ банковских и других организаций, которым доступна информация о деталях операций и персональные данные контрагентов.

Как работают отделы ФМ финансовых организаций:

Что входит в подсистему финансового мониторинга

Функции ФМ в банковской сфере

Службой финмониторинга в банке выполняется множество важных обязанностей:

Сотрудники ФСФМ получают отчётность финансовых учреждений и занимаются контролем на соответствие попавших в отчёты денежных потоков требованиям законодательства. Так как они имеют доступ в объединённую базу данных, у них имеется намного больше возможностей для тщательного анализа сомнительных операций и принятия оптимального решения.

При подозрениях о направленности банковской операции на отмывание денежных средств, финансирование преступных группировок или на то, что средства получены в результате незаконной деятельности, ФСФМ вправе заблокировать счёт до получения дополнительной документации:

На основании этой документации всесторонне проверяется сам клиент финансовой организации и его денежные потоки. При выявлении противозаконности операции, данные передаются в правоохранительные и судебные органы для дальнейшего разбирательства. Бывают случаи, когда денежная транзакция обладает явными признаками незаконной деятельности (платежи организациям, признанным террористическими или финансирующим преступную деятельность). В случае обнаружения такой операции надлежащие меры принимаются без дополнительной проверки.

Для организации финансового мониторинга требуется тесное взаимодействие государственного уполномоченного органа и сотрудников отделов ФМ банков и других компаний. Государственное регулирование осуществляется Федеральной службой ФМ России. Кроме этого, Росфинмониторинг занимается подготовкой кадров по ФМ на местах.

Операции, подлежащие финмониторингу

Финансовому мониторингу подлежат операции любых клиентов финансовых учреждений, как юридических, так и физических лиц. Основным критерием, привлекающим сотрудников ФМ банка к операции, является её несоответствие основной деятельности клиента. В соответствии с федеральным законом №115, обязательному ФМ подлежат транзакции в сумме свыше 600 тыс. руб. (или эквивалентной сумме в другой валюте).

Денежные операции, попадающие под контроль финмониторинга:

Исходя из этого, существует множество оснований для того, чтобы денежная операция попала на контроль ФМ. Это связано с увеличением количества незаконных финансовых транзакций и отмывания денег, полученных преступным путём. Производится совершенствование и ужесточение условий законодательства для минимизации возможных рисков для банковских организаций. Вызывать подозрения службы ФМ может и частое пополнение вклада (даже если сумма менее 600 тыс. руб.).

Попытки вывести денежную операцию из-под контроля финмониторинга, к примеру, разделить определённую сумму на несколько платежей, также привлечёт пристальное внимание специалистов.

Цели финансового мониторинга

Контроль надзорными органами за денежными потоками является очень важной процедурой. Основной целью государственного финансового мониторинга и ФМ на предприятии является предотвращение:

Существуют три стадии отмывания денежных средств:

Преступные доходы (прибыль от рэкета, от продажи оружия и наркотиков) разными способами помещаются на счета в финансовых учреждениях. В дальнейшем, снятые с таких счетов деньги становятся легальными. Затем этими денежными средствами финансируется преступная деятельность и террористические организации.

Финансовый мониторинг как вид финансового контроля пресекает подобные схемы и незаконные денежные потоки. Так как в операциях задействованы и счета физических лиц, и корпоративные счета, ФМ осуществляет проверку всех счетов.

Что значит для клиента финмониторинг

Многие клиенты банковских организаций опасаются, что их операции попадут под финмониторинг и, обычно не знают, к каким последствиям приводит несоблюдение критериев ФМ. На практике, тот факт, что операции подлежат финмониторингу, не значит, что последуют санкции для клиента. Из всех проводимых каждый день операций под действие законодательства попадает значительная часть.

Операции, требующие дополнительных проверок, составляют меньше 0,1%. Данные об остальных операциях пополнят базу данных ФСФМ.

Даже блокировка счёта в большинстве случаев является временной мерой и устанавливается на время проведения проверки предоставленных документов. Других проблем, кроме задержек операций она не вызовет (если финансовая деятельность осуществляется в рамках законодательства). Органами ФМ не предоставляются данные в налоговые органы, чего боятся многие банковские клиенты. В их функции не входит контроль за соблюдением участниками сделок норм налогового законодательства.

Как разблокировать приостановленные операции

Если денежная операция была заблокирована при ФМ, понадобится доказать её законность определёнными документами. Чтобы успешно пройти проверку, необходимо представить документы, которые подтверждают источники происхождения денег, используемых при транзакции:

Кроме этого, понадобятся документы, удостоверяющие личность, и дополнительные документы (справки об обязательном социальном страховании или свидетельство о постановке на учёт в налоговых органах). Предприятиям и организациям может понадобиться предъявить учредительные документы.

Видео по теме:

Согласно законодательству, субъектами первичного ФМ являются следующие учреждения и лица:

Когда компания является объектом первичного ФМ, она обязана:

( 4 оценки, среднее 5 из 5 )

Росфинмониторинг

Редактор: Анастасия Пасютина

Орган исполнительной власти, который препятствует отмыванию нелегальных доходов

В этой статье

Росфинмониторинг — это краткое название Федеральной службы по финансовому мониторингу. Ее задача — не допустить отмывание денег, полученных преступным путем. Кроме того, служба отслеживает операции, которые могут быть направлены на финансирование терроризма.

Банки, ломбарды, букмекеры, страховые компании обязаны передавать в Росфинмониторинг информацию о сделках, которые кажутся им подозрительными. Но по некоторым сделкам отчитываться придется в любом случае — например, если клиент снимает со счета юрлица больше 1 млн рублей. При этом самому предпринимателю делать ничего не нужно — о подобных операциях Росфинмониторингу, опять же, сообщают банки и другие организации.

Финансовый мониторинг — это контроль за денежными операциями. Он бывает внутренним и обязательным.

Внутренний мониторинг проводят банки, микрофинансовые организации, ломбарды, страховые компании, брокеры, когда обслуживают клиентов, в том числе компании и предпринимателей, — это нужно, чтобы вовремя пресечь незаконные операции.

Организация получает персональную информацию о клиенте, проверяет подлинность документов и, если возникли подозрения, направляет данные на проверку в Росфинмониторинг.

Сделку могут признать подозрительной, или, как выражается само ведомство, необычной, если клиент отказывается предоставлять запрашиваемые документы, настаивает на том, чтобы операцию провели как можно скорее, или слишком озабочен конфиденциальностью сделки — например, интересуется, получат ли сведения о ней государственные органы.

Также подозрение может вызвать операция, которая не соответствует основной деятельности клиента — например, если парикмахерская скупает золотые слитки.

Обязательный мониторинг проводит сам Росфинмониторинг. При этом он контролирует денежные потоки как внутри России, так и в рамках международных сделок.

Контроль Росфинмониторинга распространяется на физлица и организации, которые проводят операции с деньгами, ценными металлами, недвижимостью и другим имуществом. Все они отчитываются о каждой операции клиента, которая может показаться сомнительной.

Перед Росфинмониторингом отчитываются:

Есть операции, о которых в любом случае нужно сообщать в Росфинмониторинг. Под обязательный контроль подпадают:

Контролируют и другие операции. Полный перечень указан в законе «О противодействии отмыванию доходов».

Сразу после регистрации ИП и компаниям, которые обязаны отчитываться перед Росфинмониторингом, необходимо встать на учет. Для этого нужно: заполнить карту постановки на учет для юрлица или ИП и передать ее в отделение Росфинмониторинга. Это можно сделать лично, заказным письмом или через сайт госуслуг.

Что входит в подсистему финансового мониторинга

Образец карты для постановки на учет в Росфинмониторинг

Ответ из Росфинмониторинга должен прийти в течение 15 календарных дней. После постановки на учет ИП или организация получает доступ в личный кабинет на сайте ведомства — через него можно сдавать отчетность.

Регулятор рекомендует отчитываться о результатах проверки клиентов раз в квартал. Чтобы отправить отчет, нужно заполнить сообщение по форме ФЭС 3-ФМ в личном кабинете.

Если бизнес попытается скрыть информацию о подозрительной сделке, ему грозит штраф — от 200 000 до 400 000 ₽. Для должностных лиц штраф меньше — от 30 000 до 50 000 ₽.

Если компания посчитала операцию подозрительной, а потом клиент смог лично или через суд убедить ее в обратном, у нее есть один рабочий день, чтобы отчитаться в Росфинмониторинг, что оснований для отказа от сделки больше нет.

Росфинмониторинг ведет черный список компаний и физлиц, которых подозревают в финансировании терроризма и экстремизма. Этот перечень направляют банкам и другим организациям, чтобы они заблокировали счета таких клиентов и приостановили их обслуживание.

Черный список состоит из двух частей: международные террористы и нарушители внутри страны. Оба перечня можно найти на сайте Росфинмониторинга.

Больше по теме

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей

Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Говоря о непрерывном управлении финансами, следует, прежде всего, определиться с терминами. Главной задачей является контроль финансовой устойчивости предприятия, которой служит весь инструментарий финансового мониторинга, включающий в себя сбор, хранение, передачу, изучение и интерпретацию данных по финансовому положению организации с целью анализа и оценки ее финансовой эффективности.

Постановка и внедрение системы финансового мониторинга позволяет контролировать динамику показателей финансовой устойчивости, а также оперативно предоставлять руководству компании детальную информацию о ее финансовом положении

В контексте данной статьи финансовый мониторинг рассматривается в качестве механизма, позволяющего в деталях контролировать, насколько фактическое финансовое положение компании отклоняется от плановых показателей.

Зачем нужен финансовый мониторинг

Для начала разберем разницу между аудитом и финансовым мониторингом. Смысл термина во многом определяется в контексте целей и задач, для достижения которых используются инструменты финансового мониторинга. Задачей аудита является анализ текущего состояния дел на предприятии.

Задача финансового мониторинга – последовательный контроль отклонений фактических показателей от нормативных. И здесь особую важность приобретают значения плановых показателей, сбалансированность которых будет напрямую определять, насколько действенным окажется финансовый контроль.

Первостепенная цель – контроль, оценка и улучшение финансового состояния предприятия. Условие ее достижения – план работы по контролю финансовых показателей, позволяющий не только проводить оценку положения дел в компании «as is», но и соотношение с показателями «to be». А здесь, в свою очередь, ключевую роль играет корректность нормативных показателей.

Бесплатный аудит и рекомендации по анализу финансовых результатов на базе 1С

Главное – состояние

Первое, с чего следует начать – оценка финансового состояния предприятия, то есть степени, в которой оно может обеспечить своей деятельности достаточное финансирование. По результатам оценки финансовое состояние может быть квалифицировано как устойчивое, неустойчивое или кризисное.

Способность компании обеспечивать свои финансовые потребности оценивается по ряду параметров, среди которых наиболее важными являются наличие финансовых ресурсов (собственные, заемные или доступные в краткие сроки), резонность их использования и платежеспособность, позволяющая вести взаиморасчеты с контрагентами.

Состав показателей определяется финансовым директором и непосредственно влияет на то, в какой степени система финансового мониторинга будет позволять учитывать тенденции тренды бизнеса, а также на диапазон управленческих инструментов, которыми может пользоваться руководство.

Финансовая устойчивость компании – синоним ее платежеспособности. Платежеспособность, в свою очередь, означает, что компания в состоянии выполнять свои платежные обязательства и финансировать другие аспекты своей деятельности, при этом удерживая кредиторскую задолженность в плановых рамках. По этой причине особенно важна корреляция между производственным и финансовым планами. Успешное параллельное выполнение этих планов, как правило, становится залогом позитивной динамики финансового состояния.

И наоборот: если выручка сокращается, а плановые показатели производства или продаж не коррелируют с фактическими, то показатели операционного состояния финансов фирмы и ее платежеспособности показывают отрицательную динамику.

Для выполнения плановых показателей по производству и обеспечения их операционных потребностей необходимо систематически проводить мониторинг финансовых метрик, выявлять отклонения от плановых значений, анализировать причины и предпринимать действия по их устранению.

Таким образом, финансовый менеджмент и финансовый мониторинг служат решению следующих задач:

Другими словами, приоритетные задачи финансового мониторинга – это поиск недостатков процесса финансового планирования и резервов для повышения финансовой устойчивости с параллельным устранением всех причин несоответствия фактических показателей нормативным.

Что входит в подсистему финансового мониторинга

Что входит в подсистему финансового мониторинга

Финансовый учет в 1С

Удобный финансовый мониторинг, кастомизированные отчеты и дашборды. Устранение кассовых разрывов. Эффективное управление ДС

Как выполняется финмониторинг

Выполнение этой задачи подразумевает активное вовлечение финансовой службы конкретного предприятия, поскольку применяемые нормы финансовой политики формируют специфику, которую необходимо учитывать при составлении и реализации программы финансового мониторинга.

В состав программы финансового мониторинга при этом обязательно должны входить несколько равноценных процессных блоков, системная работа которых позволит не только оперативно отслеживать финансовое положение дел, но и предпринимать обоснованные и эффективные действия по его оптимизации.

Что входит в подсистему финансового мониторинга

Рис.1 Стандартная схема выполнения финансового мониторинга в организации

Стандартный, не привязанный к какой-либо специфике план запуска процессов финансового мониторинга включает в себя следующие этапы:

Иными словами, процессы финансового мониторинга имеют цикличный характер и должны выполняться постоянно.

Подберем программу 1С для автоматизации расчета и анализа финансовых результатов компании

Финансово-экономическая модель предприятия, включающая в себя также БДС, БДДС, ББЛ, детализацию оперативных данных по движению финансов, бюджеты отдельных структурных подразделений, функциональные бюджеты, представляет собой систему динамично меняющихся показателей. А динамично меняющаяся среда нуждается в постоянном и цикличном управленческом контроле. Управленческий контроль, в свою очередь, становится возможным только при наличии у управленца необходимых знаний и компетенций, напрямую влияющих на конечный результат.

Только знания и компетенции, подкрепленные значительным практическим опытом, позволят постоянно отслеживать, анализировать и осуществлять многоуровневое прогнозирование динамики финансового состояния предприятия.

Задачи подобного уровня сложности можно делегировать только квалифицированной команде профессионалов, имеющей солидный опыт контроля и управления капиталом и знания, необходимые для глубокого анализа текущего состояния организации и причин, которыми оно обусловлено.

Команда должна также уметь разрабатывать и планировать «оздоровительные» меры, составлять прогнозы динамики показателей и внедрять разработанные решения на практике.

Каким критериям должна соответствовать качественная система финансового мониторинга?

Комплексная автоматизация от ведущего 1С-Интегратора. Оценка проекта бесплатно!

Заключение

«Финансовое положение» является довольно комплексным термином и подразумевает широкий перечень финансовых показателей предприятия. В широком смысле – это фундаментальный показатель, позволяющий сделать выводы о том, насколько бизнес конкурентоспособен и устойчив с финансовой точки зрения. И именно оно определяет, какие есть перспективы для развития, привлечения инвесторов и освоения новых рынков.

Постановка и внедрение системы финансового мониторинга позволяет контролировать динамику показателей финансовой устойчивости, а также оперативно предоставлять руководству компании детальную информацию о ее финансовом положении. Это позволит ему своевременно выявлять предпосылки для повышения деловой активности, отслеживать колебания уровня финансовой надежности и предпринимать действенные меры по ликвидации возникающих рисков.