Еаг фатф

Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) – региональная группа по типу ФАТФ (международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) – была образована по инициативе Российской Федерации 6 октября 2004 года на учредительной конференции в Москве с участием шести государств учредителей: Белоруссии, Казахстана, Китая, Киргизии, России и Таджикистана.

В настоящее время ЕАГ объединяет девять государств региона: Белоруссию, Индию, Казахстан, Китай, Киргизию, Россию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан.

Статус наблюдателя предоставлен 14 странам и 18 международным и региональным организациям.

Создание ЕАГ способствовало объединению потенциала для снижения угрозы терроризма и обеспечения прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств региона, а также вовлечению этих стран в международную систему ПОД/ФТ (противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма).

C момента создания Евразийская группа установила отношения с ФАТФ и региональными представительствами Всемирного банка и МВФ, а также иными международными и региональными организациями, заинтересованными в сотрудничестве.

Основной целью Евразийской группы является обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне, а также интеграции государств членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в соответствии с рекомендациями ФАТФ и стандартами ПОД/ФТ других международных организаций, участниками которых являются государства члены Евразийской группы.

Высшим органом Евразийской группы является Пленарное заседание, которое проводится, как правило, два раза в год, но не реже одного раза в год. В работе Пленарного заседания принимают участие делегации государств членов Евразийской группы. Пленарное заседание рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств членов Евразийской группы, определяет стратегию и направления деятельности и принимает решения рекомендательного характера, направленные на реализацию целей и задач Евразийской группы.

Председатель Евразийской группы утверждается на двухлетний период решением Пленарного заседания. Председатель руководит работой Пленарных заседаний и представляет Евразийскую группу в ее внешних связях.

В ноябре 2011 года председателем ЕАГ избран Юрий Чиханчин (Россия).

В рамках ЕАГ проводится работа по трем базовым направлениям: взаимные оценки национальных систем ПОД/ФТ государств членов Евразийской группы, типологические исследования преступных схем отмывания денег и финансирования терроризма и техническое содействие государствам членам ЕАГ, включая обучение кадров.

В качестве одной из наиболее серьезных угроз безопасности региона государства члены ЕАГ признают проблему незаконного оборота наркотиков.

В январе 2010 года был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между ЕАГ и Координационным советом руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств членов Организации Договора о коллективной безопасности (КСОПН ОДКБ), который предусматривает создание механизма взаимодействия между ПФР (подразделение финансовой разведки) государств членов ЕАГ и компетентными органами государств членов ОДКБ в борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ. Данный механизм направлен на повышение эффективности борьбы с легализацией доходов от наркотрафика в Евразийском регионе.

ЕАГ принимает активное участие в международной антинаркотической операции “Канал Восток”, которую проводит Организация Договора о коллективной безопасности.

В частности, для максимально эффективного участия ЕАГ в операции “Канал Восток” полномочный представитель Группы входит в состав Международного координационного штаба по руководству и управлению операцией, а представители подразделений финансовой разведки направляются в национальные межведомственные штабы государств членов ОДКБ.

Опыт участия государств ЕАГ в антинаркотической операции “Канал Восток” показал, что возможности ПФР по своевременному выявлению и перекрытию каналов денежных средств, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, способны значительно повысить эффективность антинаркотической работы в Евразийском регионе.

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма

Данное направление входят в компетенцию Отдела платежей и координации в сфере бюджетной политики Департамента финансовой политики Комиссии.

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма – комплекс мероприятий, направленных на воспрепятствование приданию правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, и пресечение финансовых потоков, предназначенных для террористической деятельности.
Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (статья 351) предусмотрено, что таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

В целях обеспечения имплементации положений Рекомендации ФАТФ 32 «Курьеры наличных» правом ЕАЭС предусмотрено следующее:

в Таможенном кодексе ЕАЭС определена обязанность декларирования перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, сумма которых превышает 10 000 долларов США (подпункт 7 пункта 1 статьи 260). При этом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма пунктом 17 статьи 260 определен перечень сведений, необходимых для заполнения в пассажирской таможенной декларации при перемещении через таможенную границу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
ешением Коллегии ЕЭК от 06.08.2019 № 130 установлено требование обязательного подтверждения происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, если их общая сумма при единовременном ввозе на таможенную территорию ЕАЭС или единовременном вывозе с таможенной территории ЕАЭС превышает сумму, эквивалентную 100 тыс. долларов США;

3) Договором о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 года определен порядок приостановления таможенными органами перемещения через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов по запросам органов финансового мониторинга и (или) правоохранительных органов.
Решением Коллегии ЕЭК от 12.03.2013 г. № 37 утверждена форма Акта о приостановлении перемещения через таможенную границу таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;

5) Соглашением об обмене информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Евразийского экономического союза от 20 июля 2021 года регламентируется порядок обмена между государствами-членами сведениями о перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами наличных денежных средствах и денежных инструментах.

ЕЭК осуществляет сотрудничество с Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). 
ЕАГ – региональная группа по типу ФАТФ, является ассоциированным членом ФАТФ. В ЕАГ входят девять государств: Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Статус наблюдателей в ЕАГ предоставлен 15 государствам и 19 международным и региональным организациям (в том числе Республике Армения и ЕЭК).

ЕЭК получила статус наблюдателя при ЕАГ в мае 2016 г.,12 февраля 2021 года подписан Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма

История создания и развития ЕАГ

Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) была образована 6 октября 2004 года на Учредительной конференции в Москве с участием шести государств-учредителей: Беларуси, Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана. В 2005 году в ЕАГ в качестве государства-члена вошел Узбекистан, ранее имевший статус наблюдателя в ЕАГ. В 2010 году восьмым государством-членом ЕАГ стал Туркменистан, до этого участвовавший в деятельности группы в качестве наблюдателя.

Создание ЕАГ для стран евразийского региона, не входивших в существующие региональные группы по типу ФАТФ, было призвано сыграть важную роль в деле снижения угрозы терроризма и обеспечения прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств региона, а также вовлечения государств региона в международную систему противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Важно было организовать в рамках новой структуры работу по техническому содействию государствам — членам ЕАГ в создании национальных систем ПОД/ФТ.

Впервые Россия выступила с инициативой по учреждению ЕАГ на Пленарном заседании ФАТФ в октябре 2003 года, затем этот вопрос обсуждался в феврале 2004 года на международном совещании «Сотрудничество государств-участников СНГ в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма» с участием представителей стран СНГ Китая, а также ряда международных организаций. Получив одобрение, Россия вынесла свое предложение на рассмотрение Совета министров иностранных дел государств — участников СНГ. СМИД СНГ принял решение поддержать инициативу Российской Федерации и рекомендовал заинтересованным государствам провести учредительную конференцию по созданию региональной группы по типу ФАТФ, что было реализовано 6 октября 2004 года.

Россия взяла на себя содержание секретариата ЕАГ и финансирование иной деятельности ЕАГ.

Ключевая цель ЕАГ заключается в оказании содействия государствам региона в создании и развитии национальных систем противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Ключевые задачи ЕАГ

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force; ФАТФ) приостановила членство России в организации, сообщается на ее сайте.

В ФАТФ заявили, что действия России якобы противоречат принципам организации и представляют собой «грубое нарушение обязательств по международному сотрудничеству и взаимному уважению».

«Учитывая изложенное, ФАТФ приняла решение о приостановлении членства Российской Федерации. Российская Федерация по-прежнему несет ответственность за выполнение своих обязательств по внедрению стандартов ФАТФ. Российская Федерация должна продолжать выполнять свои финансовые обязательства. Российская Федерация останется участником Глобальной сети на правах активного члена Евразийской группы по борьбе с отмыванием денег (ЕАГ) и сохранит за собой права члена ЕАГ», – говорится в сообщении группы.

Росфинмониторинг назвал принятое на прошедшем пленарном заседании ФАТФ решение политизированным. Заявление службы опубликовано в Telegram-канале. «Такое решение является безосновательным, не опирается на установленные процедуры и выходит за рамки мандата данной организации», – говорится в нем. По мнению Росфинмониторинга, это решение «идет вразрез» с целями ФАТФ по защите финансовых систем и экономики от угроз.

«Вместе с тем данное решение ФАТФ не влечет никаких обязательств и ограничений для финансовых институтов в России и за рубежом. Российская «антиотмывочная» система продолжит функционирование в соответствии с действующим законодательством», – говорится в заявлении. Также в ведомстве подчеркнули, что Россия продолжит противодействовать преступлениям, в том числе и за счет сотрудничества «с заинтересованными странами».

18 марта 2022 г. директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин на совещании Совета руководителей подразделений финансовой разведки СНГ сообщал, что Россию безуспешно пытались исключить из состава группы. По его словам, представители федеральной службы предупредили оппонентов о том, что такое решение может привести к нарушению баланса в глобальной сети противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

ФАТФ была учреждена в июле 1989 г. по решению стран «большой семерки» в целях реагирования на угрозы отмывания денег. В октябре 2001 г. ФАТФ расширила свой мандат, включив в него проблемы противодействия финансированию терроризма, а с февраля 2012-го — проблематику предотвращения финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Популярное

Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) — региональная группа по типу ФАТФ, государствами-участниками которой являются Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в ЕАГ предоставлен 15 государствам и 22 международным и региональным организациям.

Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) была образована 6 октября 2004 года на Учредительной конференции в Москве с участием шести государств-учредителей: Беларуси, Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана. В 2005 году в ЕАГ в качестве государства-члена вошёл Узбекистан, ранее имевший статус наблюдателя в ЕАГ. В 2010 году государствами-членами ЕАГ стали Туркменистан и Индия, до этого участвовавшие в деятельности группы в качестве наблюдателей.

Создание ЕАГ для стран евразийского региона, не входивших в существующие региональные группы по типу ФАТФ, было призвано сыграть важную роль в деле снижения угрозы терроризма и обеспечения прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств региона, а также вовлечения государств региона в международную систему противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Важно было организовать в рамках новой структуры работу по техническому содействию государствам — членам ЕАГ в создании национальных систем ПОД/ФТ.

Впервые Россия выступила с инициативой по учреждению ЕАГ на Пленарном заседании ФАТФ в октябре 2003 года, затем этот вопрос обсуждался в феврале 2004 года на международном совещании «Сотрудничество государств-участников СНГ в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма» с участием представителей стран СНГ и Китая, а также ряда международных организаций. Получив одобрение, Россия вынесла своё предложение на рассмотрение Совета министров иностранных дел государств — участников СНГ. СМИД СНГ принял решение поддержать инициативу Российской Федерации и рекомендовал заинтересованным государствам провести учредительную конференцию по созданию региональной группы по типу ФАТФ, что было реализовано 6 октября 2004 года.

Новой вехой развития для ЕАГ стало подписание 16 июня 2011 г. межправительственного соглашения о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Соглашение утвердило статус Группы как межправительственной организации, с собственным бюджетом, функционирующей на принципах равного участия государств – членов в её деятельности. Процедура подписания состоялась в рамках XIV Пленарного заседания ЕАГ, которое проходило в Москве в июне 2011 г. Изменения коснулись и Секретариата группы. Первоначально, Секретариат ЕАГ был создан решением Учредительной конференции 6 октября 2004 г. и был призван выполнять координационные функции, связанные с реализацией основных направлений работы. На первоначальном этапе развития Группы всю техническую помощь организации предоставляла Российская Федерация, а сотрудниками Секретариата до 2012 г. выступали представители Росфинмониторинга. 14 февраля 2012 года в Париже было подписано соглашение о пребывании Секретариата ЕАГ на территории Российской Федерации. В том же году в Москве начал работу обновленный Секретариат из граждан государств-членов ЕАГ.

Цели и задачи

Основной целью ЕАГ является обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне и интеграции государств-членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в соответствии с Рекомендациями ФАТФ и стандартами противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма других международных организаций, участниками которых являются государства-члены ЕАГ.

Основными задачами ЕАГ являются:

— содействие во внедрении государствами — членами 40 Рекомендаций ФАТФ в сфере противодействия легализации преступных доходов, противодействия финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

— разработка и проведение совместных мероприятий, направленных на противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма;

— осуществление программы взаимной оценки государств — членов на базе 40 Рекомендаций ФАТФ, включая изучение эффективности законодательных и иных мер, принимаемых в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

— координация программ международного сотрудничества и технического содействия со специализированными международными организациями, структурами и заинтересованными государствами;

— анализ типологий в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма и обмен опытом противодействия таким преступлениям с учетом особенностей региона.

Деятельность ЕАГ направлена на оказание содействия государствам региона в создании надлежащих правовых и институциональных основ противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, соответствующих стандартам ФАТФ.
В рамках этой деятельности ЕАГ проводит взаимные оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ своих государств международным стандартам, анализирует типологии в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма с учетом особенностей евразийского региона, а также реализует программы технического содействия государствам-членам группы, включая обучение кадров.

По решению Пленарного заседания могут создаваться Рабочие группы по отдельным направлениям деятельности ЕАГ, которые в соответствии с установленной сферой компетенции представляю отчеты Пленарному заседанию.

На сегодняшний день по решению Пленарного заседания для выполнения основных задач ЕАГ образованы и функционируют следующие Рабочие группы:

Мероприятия, проводимые в рамках Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, направлены на достижения целей и задач группы.
Наиболее значимыми с точки зрения своих результатов и их влияния на развитие ЕАГ как региональной группы по типу ФАТФ являются:

В качестве реакции на возрастающие угрозы международной стабильности и безопасности со стороны транснациональной организованной преступности международным сообществом организована глобальная система противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Деятельность соответствующих международных и региональных организаций и групп в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма направлена на разработку и внедрение международных стандартов ПОД/ФТ, регулирование международного сотрудничества в этой сфере и осуществление программ оказания технического содействия.

Наибольшее влияние на развитие международной системы ПОД/ФТ оказывают:

Важность международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ признана государствами — членами ЕАГ при подписании Декларации об учреждении Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в Москве 6 октября 2004 года, а обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне и интеграции государств — членов ЕАГ в международную систему ПОД/ФТ названо в Вопросах компетенции ЕАГ основной целью Группы.

В этой связи одной из основных задач ЕАГ является координация программ международного сотрудничества и технического содействия со специализированными международными организациями, структурами и заинтересованными государствами.

ЕАГ поступательно развивает сотрудничество с различными международными и региональными организациями и структурами, занимающимися вопросами противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, и ведет диалог с отдельными государствами, которые получили статус наблюдателя в ЕАГ.

Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма имеет статус ассоциированного члена ФАТФ с июня 2010 года.

Основная роль региональных групп по типу ФАТФ (РГТФ) заключается в проведении взаимных оценок соответствия национальных систем ПОД/ФТ своих государств стандартам ФАТФ на основе Методологии ФАТФ. Под взаимностью подразумевается, что представители всех государств — членов РГТФ оценивают другие государства-члены по очереди в соответствии с графиком оценок.

В соответствии с решением Пленарного заседания ЕАГ в качестве основы для взаимных оценок используется Методология ФАТФ по оценке соответствия стандартам в сфере ПОД/ФТ, регулярно дорабатываемая и обновляемая ФАТФ. Данной Методологией при проведении оценок национальных систем ПОД/ФТ руководствуются МВФ, Всемирный банк и все региональные группы по типу ФАТФ.
В целях разъяснения Методологии в рамках ФАТФ одобрены Инструкция для экспертов-оценщиков по её использованию при проведении взаимных оценок, а также документ, регламентирующий организационные, процедурные вопросы проведения этих оценок.

ЕАГ признает результаты оценок государств-членов, проведённых другими структурами, такими как ФАТФ, МВФ, Всемирный банк и РГТФ, и учитывает их при планировании собственных взаимных оценок, что позволяет ЕАГ проводить взаимные оценки своих государств-членов совместно с другими международными и региональными организациями и структурами.

Хронология первого раунда взаимных оценок ЕАГ:

В рамках второго раунда взаимных оценок ЕАГ проведены следующие оценки по новым стандартам и методологии ФАТФ:

ЕАГ проводит исследование типологий (наиболее распространенных схем) легализации преступных доходов и финансирования терроризма, характерных для евразийского региона. Результаты типологических исследований позволяют выявлять наиболее высокорисковые зоны и секторы, выстраивать эффективную методологию управления рисками.

Приоритетные для региона темы исследования типологий определяются участниками Пленарных заседаний ЕАГ.

Евразийская группа распространяет результаты исследований в правоохранительные и надзорные органы, а также институты частного сектора.

Помимо исследовательской работы, ЕАГ проводит семинары по типологиям, региональные форумы, тренинги и совместные мероприятия по типологиям с ФАТФ и другими РГТФ.

Актуальные типологии размещаются на закрытой части сайта ЕАГ и распространяются среди правоохранительных и других компетентных органов, готовятся отдельные части для институтов частного сектора.

С учетом международного характера и современных масштабов отмывания денег и финансирования терроризма, представляющих глобальную угрозу международной безопасности, ЕАГ организовано взаимодействие в исследовании типологий с ФАТФ и другими региональными группами по типу ФАТФ, в том числе в рамках совместных семинаров по типологиям.

Одним из ключевых направлений деятельности ЕАГ является оказание технического содействия в области становления и развития подразделений финансовой разведки и совершенствования национальных режимов ПОД/ФТ в государствах — членах ЕАГ, в том числе в вопросах подготовки кадров.
Техническое содействие представляет собой комплекс мер по передаче знаний в области ПОД/ФТ с целью создания условий для интеграции национальных систем ПОД/ФТ государств — членов ЕАГ в мировую систему ПОД/ФТ.
ЕАГ осуществляет координацию программ международного сотрудничества и технического содействия со специализированными международными организациями, структурами и заинтересованными государствами, а также ведет их учет при подготовке программ технического содействия государствам — членам ЕАГ.
Целью технического содействия является:

Основные направления технического содействия:

Эту статью нужно проверить на соответствие критериям взвешенности изложения.

Возможно, содержание статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.