Федеральная служба по финансовому мониторингу задачи


росмониторинг чем занимается
Росфинмониторинг также называют службой финансовой разведки

контролирует финансовые потоки и ищет подозрительные сделки. Этот федеральный орган мешает организованной преступности отмывать деньги, террористам — получать финансирование, а мошенникам — обманывать граждан.

Важный момент: Росфинмониторинг занимается аналитикой и разрабатывает правила для работы финансового рынка. Но арестовывать счета или налагать штрафы не в его компетенции. Если вам поступил звонок из Росфинмониторинга по поводу подозрительных транзакций, то это мошенники. Не нужно следовать их инструкциям. О звонке лучше сразу сообщить правоохранительным органам

широкий список обязанностей. Но все они так или иначе связаны с финансовой сферой.

  • следить за тем, чтобы финансовые организации, юридические и физические лица не отмывали деньги;
  • анализировать и собирать информацию по сделкам;
  • следить за финансовыми операциями и проверять их законность;
  • вести базу данных организаций, требующих контроля;
  • создавать и внедрять конкретные меры, мешающие отмывать деньги;
  • привлекать к ответственности нарушителей закона;
  • следить за сохранностью коммерческой и банковской тайн;
  • составлять список компаний, работающих в сфере финансов и недвижимости, у которых нет собственных органов контроля;
  • сотрудничать с государственными правоохранительными структурами в России и другими международными организациями для борьбы с отмыванием денег.

1. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.10.2007 N 708, от 08.08.2009 N 649)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Правительство Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2007 N 708)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральная служба по финансовому мониторингу руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2007 N 708)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

1. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.

(в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2016 N 103, от 26.04.2021 N 248)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации.

2.1. Правительство Российской Федерации в соответствии с указами, распоряжениями и поручениями Президента Российской Федерации координирует деятельность Росфинмониторинга.

(п. 2.1 введен Указом Президента РФ от 26.04.2021 N 248)

3. Росфинмониторинг руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:

1) непосредственно и (или) через свои территориальные органы;

2) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Ранее Федеральная служба по финансовому мониторингу находилась в ведении Министерства финансов РФ. С сентября 2007 г. Служба передана в непосредственное ведение Правительства РФ.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность:

через свои территориальные органы.

Важнейшими функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ;

проверка в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по предоставленной информации;

выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

осуществление в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

подготовка проекта перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и представление его в Министерство финансов РФ;

участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

изучение международного опыта и практики противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

иные функции, предусмотренные законодательством.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является финансовым органом, помимо налоговых органов.

Правовую основу организации и деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу составляют Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», с последующими изменениями и дополнениями; постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу» от 26 ноября 2001 г. и постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу».

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти (Указ Президента рФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Основными задачами Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

– сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством России;

– создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

– осуществление в соответствии с международными договорами России взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

– представление России в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Федеральная служба по финансовому мониторингу подотчетна Министерству финансов Российской Федерации и ежегодно представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет о своей деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Федеральную службу по финансовому мониторингу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации № 127н от 30 декабря 2004 г. во всех семи федеральных округах Российской Федерации образованы территориальные органы Федеральной службы по финансовому мониторингу по федеральному округу(Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу).

Росфинмониторинг

Редактор: Анастасия Пасютина

Орган исполнительной власти, который препятствует отмыванию нелегальных доходов


Поделитесь статьей

Орган исполнительной власти, который препятствует отмыванию нелегальных доходов


Поделитесь статьей

Росфинмониторинг — это краткое название Федеральной службы по финансовому мониторингу. Ее задача — не допустить отмывание денег, полученных преступным путем. Кроме того, служба отслеживает операции, которые могут быть направлены на финансирование терроризма.

Банки, ломбарды, букмекеры, страховые компании обязаны передавать в Росфинмониторинг информацию о сделках, которые кажутся им подозрительными. Но по некоторым сделкам отчитываться придется в любом случае — например, если клиент снимает со счета юрлица больше 1 млн рублей. При этом самому предпринимателю делать ничего не нужно — о подобных операциях Росфинмониторингу, опять же, сообщают банки и другие организации.

Финансовый мониторинг — это контроль за денежными операциями. Он бывает внутренним и обязательным.

Внутренний мониторинг проводят банки, микрофинансовые организации, ломбарды, страховые компании, брокеры, когда обслуживают клиентов, в том числе компании и предпринимателей, — это нужно, чтобы вовремя пресечь незаконные операции.

Организация получает персональную информацию о клиенте, проверяет подлинность документов и, если возникли подозрения, направляет данные на проверку в Росфинмониторинг.

Сделку могут признать подозрительной, или, как выражается само ведомство, необычной, если клиент отказывается предоставлять запрашиваемые документы, настаивает на том, чтобы операцию провели как можно скорее, или слишком озабочен конфиденциальностью сделки — например, интересуется, получат ли сведения о ней государственные органы.

Также подозрение может вызвать операция, которая не соответствует основной деятельности клиента — например, если парикмахерская скупает золотые слитки.

Обязательный мониторинг проводит сам Росфинмониторинг. При этом он контролирует денежные потоки как внутри России, так и в рамках международных сделок.

Контроль Росфинмониторинга распространяется на физлица и организации, которые проводят операции с деньгами, ценными металлами, недвижимостью и другим имуществом. Все они отчитываются о каждой операции клиента, которая может показаться сомнительной.

Перед Росфинмониторингом отчитываются:

  • страховые компании и брокеры;

  • почтовые организации внутри страны;

  • ИП, торгующие драгоценными металлами и камнями;

  • ИП — посредники в сделках с недвижимостью.

Есть операции, о которых в любом случае нужно сообщать в Росфинмониторинг. Под обязательный контроль подпадают:

  1. Снятие со счета юрлица налички на сумму 1 млн рублей и больше.

  2. Скупка, купля-продажа или сдача в ломбард ювелирных украшений, драгоценных металлов и камней на сумму 1 млн рублей и больше. Так, если человек купил колье за 1 300 000 ₽, магазин обязан направить данные об этом в Росфинмониторинг.

  3. Сделки с недвижимостью на сумму 5 млн рублей и больше. Если риелторская компания помогла клиенту купить квартиру стоимостью 5 млн рублей, она также обязана сообщить о сделке регулятору.

  4. Почтовые переводы на сумму от 100 000 ₽.

  5. Снятие наличных с карты, выпущенной в иностранном банке.

  6. Переводы на счета предприятий, которые имеют стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, на сумму 10 млн рублей и больше.

Контролируют и другие операции. Полный перечень указан в законе «О противодействии отмыванию доходов».

Сразу после регистрации ИП и компаниям, которые обязаны отчитываться перед Росфинмониторингом, необходимо встать на учет. Для этого нужно: заполнить карту постановки на учет для юрлица или ИП и передать ее в отделение Росфинмониторинга. Это можно сделать лично, заказным письмом или через сайт госуслуг.

Как заполнить карту постановки на учет в Росфинмониторинг

Образец карты для постановки на учет в Росфинмониторинг

Ответ из Росфинмониторинга должен прийти в течение 15 календарных дней. После постановки на учет ИП или организация получает доступ в личный кабинет на сайте ведомства — через него можно сдавать отчетность.

Регулятор рекомендует отчитываться о результатах проверки клиентов раз в квартал. Чтобы отправить отчет, нужно заполнить сообщение по форме ФЭС 3-ФМ в личном кабинете.

Если бизнес попытается скрыть информацию о подозрительной сделке, ему грозит штраф — от 200 000 до 400 000 ₽. Для должностных лиц штраф меньше — от 30 000 до 50 000 ₽.

Если компания посчитала операцию подозрительной, а потом клиент смог лично или через суд убедить ее в обратном, у нее есть один рабочий день, чтобы отчитаться в Росфинмониторинг, что оснований для отказа от сделки больше нет.

Росфинмониторинг ведет черный список компаний и физлиц, которых подозревают в финансировании терроризма и экстремизма. Этот перечень направляют банкам и другим организациям, чтобы они заблокировали счета таких клиентов и приостановили их обслуживание.

Черный список состоит из двух частей: международные террористы и нарушители внутри страны. Оба перечня можно найти на сайте Росфинмониторинга.

  1. Росфинмониторинг занимается проверкой денежных операций, чтобы бороться с отмыванием денег, финансированием терроризма и экстремизма.

  2. Росфинмониторинг — это исполнительный орган власти. Он не наказывает преступников, а собирает информацию и передает ее в правоохранительные органы.

  3. Если клиент купил ценные бумаги или драгоценности на сумму 1 млн рублей, организация обязана сообщить об этой сделке — даже если в ней вроде бы нет ничего подозрительного. То же самое касается операций с недвижимостью на сумму 5 млн рублей и больше.

Больше по теме

Все события бизнеса у вас в почте

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей

Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Федера́льная слу́жба по фина́нсовому монито́рингу (Росфинмониторинг) — федеральный орган исполнительной власти России, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

После принятия в сентябре 2002 года поправок в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» КФМ России стал главным органом по борьбе с финансированием терроризма, был также расширен перечень организаций, обязанных представлять комитету информацию о сделках, в который вошли, в частности, компании игорного бизнеса, негосударственные пенсионные фонды и компании, занимающиеся операциями с драгметаллами (например, ломбарды).

С декабря 2002 года КМФ России отправляет в Центробанк чёрный список банков, скрывающих подозрительные сделки, с января 2003 года — списки лиц и организаций, подозреваемых в экстремистской деятельности. С марта 2003 года КФМ России (Росфинмониторинг) ведет собственный список зарубежных стран, причастных к отмыванию денег.

Росфинмониторинг от имени России участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмывание денег (ФАТФ), Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), а также Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт».

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.

Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации. Росфинмониторинг руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:

1) непосредственно и (или) через свои территориальные органы;

2) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия: 1) осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере;

2) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществляет проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает в установленном порядке дополнительную информацию об операциях клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;

6) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

7) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

8) получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;

9) осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;

10) ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

11) издает в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

12) разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

13) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;

14) взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

15) взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;

16) взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;

17) направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

18) создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

19) формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

20) обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

21) участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

22) привлекает в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

23) размещает в установленном порядке заказы и заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности, на проведение научно-исследовательских работ, а также иные гражданско-правовые договоры;

24) осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Росфинмониторингу;

25) обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

26) обеспечивает мобилизационную подготовку в Росфинмониторинге;

27) осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Росфинмониторинге;

28) организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;

29) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Росфинмониторинга;

30) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Росфинмониторинг в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) привлекать в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

2) запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

3) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

4) проводить в пределах своих полномочий мероприятия в целях проверки исполнения юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, касающейся соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также в целях организации внутреннего контроля;

5) вносить руководителям соответствующих государственных органов предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к административной ответственности;

6) создавать в установленном порядке межведомственные комиссии, рабочие и экспертные группы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

7) разрабатывать и утверждать в пределах своих полномочий методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий;

8) создавать совещательные и экспертные органы (советы, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

9) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) устранение последствий нарушений в установленной сфере деятельности;

10) пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

11) создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Росфинмониторинга;

12) учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и их описания;

13) учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания Росфинмониторинга.

Росфинмониторинг не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Ограничения полномочий, указанных в пункте 7 настоящего Положения, не распространяются на полномочия директора Росфинмониторинга по управлению имуществом, закрепленным за Росфинмониторингом на праве оперативного управления, по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Росфинмониторинга.

Росфинмониторинг на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Кого контролирует Росфинмониторинг

Организация может следить за любыми финансовыми или имущественными сделками. В том числе и теми, которые заключаются между физическими лицами.

  • негосударственных пенсионных фондов;
  • финансовых и кредитных организаций;
  • инвесторов и брокеров на рынке ценных бумаг;
  • букмекеров, организаторов тотализаторов и лотерей;
  • риэлторов и других посредников на рынке недвижимости;
  • страховых компаний, кроме медицинских;
  • ИП, торгующих драгоценными металлами или являющихся посредниками при сделках с недвижимостью;
  • управляющих любыми инвестиционными фондами.

Эти организации, согласно 115-ФЗ, сами обязаны контролировать, чтобы незаконно заработанные деньги не легализовывались. Если они подозревают кого-то конкретного, то обязаны сообщать об этом Росфинмониторингу.

 федеральная служба по финансовому мониторингу
Банки и другие организации обязаны проверять, не отмываются ли в сделках деньги

Как работает эта организация

Ее полное название — Федеральная служба по финансовому мониторингу. Основная задача ведомства — пресекать  преступления в финансовой сфере. Росфинмониторинг препятствует отмыванию денег злоумышленниками. Его главные «клиенты» — террористы, мошенники и представители организованной преступности.

Официальный день рождения службы — 1 февраля 2002 года. Приказ о ее создании был выпущен президентом годом ранее — в 2001-м. Первоначально работал при Минфине, затем его выделили в отдельный комитет, подчиняющийся правительству РФ.

Деятельность организации регулирует закон . Согласно этому документу основная задача — бороться с легализацией денег, полученных преступных путем.

Как происходит контроль

— следить за исполнением законов, касающихся преступлений в сфере отмыва денег. Также Росфинмониторинг:

  • проводит собственные проверки, экспертизы и расследования преступлений;
  • создает специальные комиссии для контроля отдельных организаций и граждан;
  • предлагает меры наказания для нарушителей;
  • блокирует и изымает деньги, полученные незаконным путем.

Как действовать тем, кто стал объектом проверки

Процедура выглядит следующим образом. Непосредственными проверками занимаются финансовые организации, банки, страховые компании и т. д.

Если с их точки зрения сделка выглядит подозрительной, субъекты собирают о ней всю информацию, снимают копии документов и в течение трех рабочих дней отправляют в Росфинмониторинг.

Они могут и не сообщать гражданам об этом процессе. Как правило, тот, кто привлек внимание Росфинмониторинга, узнает об этом в тот момент, когда банк или другая организация отказывает ему в проведении операции. Если в год было больше двух отказов, то банк имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Сложно разобраться в законах, касающихся предпринимательской деятельности, а своего юриста в штате нет? Совкомбанк готов помочь!

Нужна срочная юридическая помощь здесь и сейчас? Обращаться за консультатцией к незнакомым онлайн-специалистам — не самое надежное решение. Подключите услугу «Спроси юриста». За скромную абонентскую плату (от 1500 до 3500 ₽/год в зависимости от тарифа) квалифицированный специалист будет на связи 24/7 по самым разным вопросам.

Далее Росфинмониторинг проверяет полученные данные, при необходимости запрашивает информацию по другим сделкам. Затем есть два варианта: либо по итогам проверки операцию признают законной, либо нет, и тогда информация о ней направляется в налоговую инспекцию или правоохранительные органы.

Организации или частные лица, попавшие под прицел Росфинмониторинга, обычно об этом не знают. Но блокировка операций — первый признак того, что в отношения гражданина или организации может проводиться проверка.

В этом случае ЦБ самостоятельно обратиться в финансовое учреждение и получить письменный отказ в проведении операции. Банки обязаны предоставлять его в течение пяти дней после обращения.

росфинмониторинг это
Чтобы избежать проблем, лучше предоставить банковским работникам полный пакет документов по сделке

В документе указывают причину отказа. Тот, чью операцию заблокировали, может направить в банк разъяснение и доказать, что операция была законной. Для этого можно предоставить договоры с контрагентами, протоколы переговоров, акты и любые другие документы.

Банки обязаны проверить эти документы и ответить в течение семи дней. Если аргументы не убедили финансовую организацию и операцию по-прежнему не проводят, то необходимо обратиться в межведомственную комиссию при Центробанке. Там обязаны ответить на обращение в течение 20 дней.

Какими критериями руководствуется Росфинмониторинг

Помимо отдельных организаций ведомство проверяет и конкретные сделки. Если что-то в ходе финоперации вызывает подозрение или просто ее сумма превышает определенный порог, то специалисты ведомства начинают проверку. 

Финансовый порог будет разным в зависимости от типа операции. Например, сделка по покупке иностранной валюты, ценных бумаг или драгоценностей за наличные заинтересует Росфинмониторинг, если ее величина будет выше 600 тысяч рублей. А вот перечисления денег некоммерческим организациям от иностранных или международных компаний подпадает под контроль при сумме более 100 тысяч рублей.

Вот еще критерии для проверки:

  • в открытых источниках нет данных о контактах и месте регистрации клиента;
  • сделка проводится в срочном порядке;
  • стоимость не соответствует рыночной (например, объект недвижимости продается по явно заниженной цене);
  • организация проводит сделки не по своему профилю;
  • клиент дает одни банковские реквизиты для получения дохода, а другие — для оплаты посреднических услуг;
  • стороны требуют особую секретность;
  • клиент вносит важные изменения в сделку перед ее началом.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 03.11.2012 N 1470,

от 21.12.2013 N 940, от 20.01.2015 N 26, от 08.03.2016 N 103,

от 24.06.2019 N 289, от 01.10.2020 N 590, от 26.04.2021 N 248,

от 05.03.2022 N 97, от 25.05.2022 N 311, от 23.08.2022 N 569,

от 14.02.2023 N 91, от 27.03.2023 N 202)

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу.

2. Разрешить иметь в Федеральной службе по финансовому мониторингу одного первого заместителя и пять заместителей директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, в том числе одного статс-секретаря – заместителя директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также до 16 управлений по основным направлениям деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу.

(в ред. Указов Президента РФ от 03.11.2012 N 1470, от 24.06.2019 N 289)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) предельную численность работников центрального аппарата Федеральной службы по финансовому мониторингу в количестве 511 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на год) в размере 946 785,2 тыс. рублей;

(пп. “а” в ред. Указа Президента РФ от 23.08.2022 N 569)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) предельную численность работников территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу в количестве 505 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на год) в размере 510 693,6 тыс. рублей.

(пп. “б” в ред. Указа Президента РФ от 14.02.2023 N 91)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 3 в ред. Указа Президента РФ от 01.10.2020 N 590)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок:

а) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

б) представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

13 июня 2012 года

Как не попасть в черный список

В 2021 году вступили в силу новые поправки к закону 115-ФЗ. В то же время в интернете появилось много страшилок о некоем «черном списке Росфинмониторинга». Якобы из-за него банки останавливают операции, отказывают в обслуживании и блокируют счета.

Это всего лишь слухи. Росфинмониторинг составляет перечень подозреваемых в причастности только к экстремистской и террористической деятельностям. Но списка тех, кто занимается сомнительной экономической деятельностью, у ведомства нет.

Также организация не приказывает банкам блокировать счета или запрещать операции. Кредитные и финансовые учреждения делают это по собственной инициативе.

Банки имеют право отказать в проведении операции клиенту, если их собственный внутренний контроль подозревает его том, что он отмывает деньги или финансирует терроризм.

Поводом для этого служат итоги внутренней проверки. Согласно статье 7 закона 115-ФЗ о каждой попытке такой сделке банки обязаны сообщить в Росфинмониторинг.

А уже дальше ведомство отправляет полученную информацию в Банк России. Регулятор же распространяет ее среди других кредитных организаций.

Более подробно эта цепочка выглядит так:

  • внутренняя банковская проверка на основании прописанных в законе критериев сочла клиента подозрительным. Его сделки похожи на отмывание денег;
  • банк заблокировал операцию и передал информацию в Росфинмониторинг;
  • Росфинмониторинг сообщил об этом в Банк России, а тот распространил информацию по всем банкам страны;
  • другие банки также могут начать отказывать этому клиенту в обслуживании.

Мотивация финансовых организаций прозрачна. Если они не будут проводить внутренний контроль или проигнорируют его результаты, то их самих могут привлечь к ответственности.

Что такое черный список Росфинмониторинга

Организация составляет свой список лиц, которые могут помогать террористам или экстремистам. С этим реестром может ознакомиться любой желающий. Список состоит из двух частей: в одной международные организации и лица, в другой — российские.

В черный список можно попасть за:

  • оскорбление чувств верующих;
  • публичную демонстрацию нацистской символики;
  • призывы к экстремизму;
  • за информацию, побуждающую к вражде.

любые сделки, где одним из контрагентов является фигурант черного списка Росфинмониторинга, ведомство обязано проверять

Сделки с сомнительными контрагентами могут стать одной из причин проверок от банков и контролирующих органов. Хотите обезопасить себя и свой бизнес?

Хотите проверить контрагента на благонадежность, но не знаете, как это сделать? Клиенты Совкомбанка не задаются этим вопросом, а пользуются специальным сервисом «Проверка контрагентов» в интернет-банке. Проверяйте своих партнеров и будьте спокойны за свой бизнес.