Федеральная служба
по финансовому мониторингу в пределах
своих полномочий, установленных
законодательством, осуществляет контроль
за обналичиваем иностранной валюты со
счетов, отрытых в коммерческих банках.
Взаимодействие Федеральной службы по
финансовому мониторингу и Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора
происходит в связи с проведением операций
по обналичиванию валюты. Стоит также
отметить, что именно эти две федеральные
службы в первую очередь высказались
против принятия Федерального закона
об обмене валют без предъявления
удостоверяющего личность документа,
который рассматривался Государственной
Думой Российской Федерации в 2005 году.
Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации (Росфинмониторинг) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Росфинмониторинг является главным подразделением финансовой разведки в России и от имени России участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МАНИВЭЛ), Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег (АТГ), а также Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт».
Библиографическое описание
Копункина, А. С. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой по финансовому мониторингу / А. С. Копункина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 254-255. — URL: https://moluch.ru/archive/447/97930/ (дата обращения: 29.06.2023).
Актуальность данной статьи обусловлена тем, на данный момент одной из наиболее обсуждаемых тем экономического характера на государственном уровне, является оптимизация системы финансового мониторинга во всех областях финансовой системы РФ, а также решение недостатков данной системы. Благодаря эффективности финансового контроля, осуществляемого Росфинмониторингом в Российской Федерации существует устойчивость и стабильность государства, благополучие граждан и их экономическая безопасность.
Ключевые слова:
финансовый мониторинг, финансовый контроль, Федеральная служба, нормативная база, операция, орган, Росфинмониторинг
Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность: непосредственно и (или) через свои о территориальные органы; во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации.
Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.
1) Собрать, обработать и провести анализ информации об операциях, с денежными средствами или иным имуществом, подпадающим под действие контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) Создать единую информационную систему и вести (пополнять) федеральную базу данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
3) Направлять соответствующую информацию в правоохранительные органы согласно их компетенции при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем. И другие.
Исходя из вышесказанного можно подытожить следующее:
В данной статье анализировалась тема финансового контроля, осуществляемая Росфинмониторингом. В настоящее время, образовалось множество «пробелов в законодательстве», которые регулируют работу этого государственного органа.
По нашему мнению, выходом из этой ситуации является то, чтобы законодатель доработал нормативную базу. Пробелы в законодательстве создавали и создают сложности, с которыми могут столкнуться как должностные лица, в процессе финансового мониторинга, так и обычные граждане. Мы считаем, что решением проблем будет являться усовершенствованная нормативно правовая база, а также внедрение новых методов контроля легализации денежных средств, полученных преступным путем и противодействию терроризма.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый мониторинг, финансовый контроль, Российская Федерация, Федеральная служба, нормативная база, орган, операция.
Росфинмониторинг
Редактор: Анастасия Пасютина
Орган исполнительной власти, который препятствует отмыванию нелегальных доходов
В этой статье
Росфинмониторинг — это краткое название Федеральной службы по финансовому мониторингу. Ее задача — не допустить отмывание денег, полученных преступным путем. Кроме того, служба отслеживает операции, которые могут быть направлены на финансирование терроризма.
Банки, ломбарды, букмекеры, страховые компании обязаны передавать в Росфинмониторинг информацию о сделках, которые кажутся им подозрительными. Но по некоторым сделкам отчитываться придется в любом случае — например, если клиент снимает со счета юрлица больше 1 млн рублей. При этом самому предпринимателю делать ничего не нужно — о подобных операциях Росфинмониторингу, опять же, сообщают банки и другие организации.
Финансовый мониторинг — это контроль за денежными операциями. Он бывает внутренним и обязательным.
Внутренний мониторинг проводят банки, микрофинансовые организации, ломбарды, страховые компании, брокеры, когда обслуживают клиентов, в том числе компании и предпринимателей, — это нужно, чтобы вовремя пресечь незаконные операции.
Организация получает персональную информацию о клиенте, проверяет подлинность документов и, если возникли подозрения, направляет данные на проверку в Росфинмониторинг.
Сделку могут признать подозрительной, или, как выражается само ведомство, необычной, если клиент отказывается предоставлять запрашиваемые документы, настаивает на том, чтобы операцию провели как можно скорее, или слишком озабочен конфиденциальностью сделки — например, интересуется, получат ли сведения о ней государственные органы.
Также подозрение может вызвать операция, которая не соответствует основной деятельности клиента — например, если парикмахерская скупает золотые слитки.
Обязательный мониторинг проводит сам Росфинмониторинг. При этом он контролирует денежные потоки как внутри России, так и в рамках международных сделок.
Контроль Росфинмониторинга распространяется на физлица и организации, которые проводят операции с деньгами, ценными металлами, недвижимостью и другим имуществом. Все они отчитываются о каждой операции клиента, которая может показаться сомнительной.
Перед Росфинмониторингом отчитываются:
Есть операции, о которых в любом случае нужно сообщать в Росфинмониторинг. Под обязательный контроль подпадают:
Контролируют и другие операции. Полный перечень указан в законе «О противодействии отмыванию доходов».
Сразу после регистрации ИП и компаниям, которые обязаны отчитываться перед Росфинмониторингом, необходимо встать на учет. Для этого нужно: заполнить карту постановки на учет для юрлица или ИП и передать ее в отделение Росфинмониторинга. Это можно сделать лично, заказным письмом или через сайт госуслуг.
Образец карты для постановки на учет в Росфинмониторинг
Ответ из Росфинмониторинга должен прийти в течение 15 календарных дней. После постановки на учет ИП или организация получает доступ в личный кабинет на сайте ведомства — через него можно сдавать отчетность.
Регулятор рекомендует отчитываться о результатах проверки клиентов раз в квартал. Чтобы отправить отчет, нужно заполнить сообщение по форме ФЭС 3-ФМ в личном кабинете.
Если бизнес попытается скрыть информацию о подозрительной сделке, ему грозит штраф — от 200 000 до 400 000 ₽. Для должностных лиц штраф меньше — от 30 000 до 50 000 ₽.
Если компания посчитала операцию подозрительной, а потом клиент смог лично или через суд убедить ее в обратном, у нее есть один рабочий день, чтобы отчитаться в Росфинмониторинг, что оснований для отказа от сделки больше нет.
Росфинмониторинг ведет черный список компаний и физлиц, которых подозревают в финансировании терроризма и экстремизма. Этот перечень направляют банкам и другим организациям, чтобы они заблокировали счета таких клиентов и приостановили их обслуживание.
Черный список состоит из двух частей: международные террористы и нарушители внутри страны. Оба перечня можно найти на сайте Росфинмониторинга.
Больше по теме
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Порядок ведения личного кабинета и Порядок доступа к личному кабинету и его использования, утверждены Приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) от 20.07.2020 № 175.
Вопрос № 13
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ АДВОКАТА НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ
РОСФИНМОНИТОРИНГА: НЕОБХОДИМОСТЬ И ЦЕЛИ
ОТКРЫТИЯ, МЕХАНИЗМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга является информационным ресурсом, размещенным на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://www.fedsfm.ru) и обеспечивающим электронное взаимодействие пользователей личного кабинета с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторингом).
Личный кабинет входит в состав государственной информационной системы «Единая информационная система Федеральной службы по финансовому мониторингу».
Необходимость открытия Личного кабинета адвокатом, продиктована, во-первых, оказанием юридической помощи или представительства по сделкам и видам деятельности, указанным в п. 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:
— сделки с недвижимым имуществом;
— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
— создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций,
во всех данных случаях открытие Личного кабинета обязательно;
во-вторых, обеспечением надлежащего качества и полноты юридической помощи, оказываемой доверителю, в целях защиты его прав и законных интересов, чему способствует получение актуальной информации (базы данных, реестры и прочие сведения), которая становится доступной адвокату посредством открытия личного кабинета на информационном ресурсе Росфинмониторинга (Решение Совета Федеральной палаты адвокатов от 04.12.2017, протокол N 8).
Цель открытия Личного кабинета – возможность электронного взаимодействия адвоката (пользователей личного кабинета) с Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Механизм использования Личного кабинета регламентирован Приказом Росфинмониторинга от 20.07.2020 N 175 «Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования».
Регистрация в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга допускается как с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, так и без её использования. К заявке на бумажном носителе необходимо приложить скан-копию документа, подтверждающего статус адвоката. Для регистрации в личном кабинете с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо заполнить электронную заявку на регистрацию.
Личный кабинет используется адвокатом для получения (п. 11.2 Приказа Росфинмониторинга от 20.07.2020 N 175):
— информации о включении организаций и (или) физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, исключении организаций и (или) физических лиц из названного перечня, внесении корректировок в содержащиеся в названном перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах;
— информации о решении об удовлетворении международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами письменного мотивированного заявления о частичной или полной отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (п. 2.5 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ);
— информации о включении организаций и (или) физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, исключении организаций и (или) физических лиц из названного перечня, внесении изменений в сведения об организациях и (или) о физических лицах, содержащиеся в названном перечне;
— информации об удовлетворении органами, специально созданными решениями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, письменного мотивированного заявления о частичной или полной отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (п. 7 ст. 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ);
— электронного образа выписки из протокола заседания Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и списка лиц, в отношении которых действует решение Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества;
— доклада о результатах проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
— разъяснений Росфинмониторинга по вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Для передачи информации о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Все для подготовки к экзамену! По любым вопросам связанным с подготовкой к экзамену, в том числе с получением материала, с его оплатой, стоимостью, переводами и т.п., в случае необходимости, пожалуйста, обращайтесь любым удобным способом со страницы обратной связи.
Заполняя любую форму на сайте и отправляя внесённые в неё сведения, Вы соглашаетесь с конфиденциальности
Навигация по записям
Сурнина, К. С. Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе / К. С. Сурнина, Ю. М. Дененберг. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13622/ (дата обращения: 29.06.2023).
Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Затрагиваются проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового мониторинга.
Ключевые слова: финансовый мониторинг; финансовая безопасность; Центральный банк России; финансовая система государства; Росфинмониторинг; государственный финансовый контроль; противодействие финансированию терроризма.
В современной России возникает вопрос об обеспечении национальной безопасности, а также о защите финансовых интересов страны на международном уровне и противодействии финансирования терроризма. Опыт экономического развития показывает, что бюджет страны несет серьезные потери из-за низкой финансовой дисциплины. Действенный финансовый контроль является одним из необходимых условий для существования развитой экономики и сильной независимой страны. В финансовой организации Российской Федерации имеются значительные трудности, которые обусловлены нелегальным и малоэффективным использованием государственных финансовых ресурсов. Таким образом, в государстве возникает необходимость в контроле денежных средств, — финансового контроля.
Цель статьи: проанализировать состояние системы финансового мониторинга и финансовой безопасности в Российской Федерации.
Поставленная цель обуславливает необходимость выполнения следующих задач:
Финансовый мониторинг в первую очередь ориентирован на противодействие легализации финансовых доходов, которые были получены преступным путем, а также на противодействие финансированию терроризма как на территории страны, так и за ее пределами. В нынешних условиях, когда угроза терроризма возрастает, вопросы об успешном осуществлении финансового мониторинга в Российской Федерации приобретают еще большую актуальность.
Центральный банк Российской Федерации в сфере финансового мониторинга базирует свою деятельность на создании комплекса нормативных правовых актов, которые регулируют противодействие легализации или отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. Банк России предъявляет особые требования к лицам, занимающим должность в подразделениях компалаенса, для соответствия каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам, правилам предоставления отчетов о банковских операциях.
В соответствии с законодательством, Центральный банк Российской Федерации и его территориальные подразделения осуществляют сбор, анализ информации о транзакциях, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств и иных незаконных финансовых транзакциях, определяет принципы регулирования в данной сфере, участвует в совершенствовании законодательства о финансовом мониторинге и издает соответствующие подзаконные нормативные правовые акты (положения, инструкции, указания), регулирующие противодействия легализации (доходов), полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Банк России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу определяет правила предоставления данных о финансовых транзакциях в Росфинмониторинг.
По мнению Начоевой Л. А., финансовый мониторинг можно представить, как двухуровневую структуру.
Однако было бы более точным только один Росфинмониторинг отнести к первому уровню системы финансового мониторинга, так как именно на данного органа исполнительной власти законодательство возложило функции по сбору, обработке, анализу и проверке информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, полученной ʙ соответствии с законодательством Российской Федерации, а также ряд других обязанностей. И по его запросам все другие субъекты обязаны предоставить необходимую информацию.
Подзаконные нормативные правовые акты Росфинмониторинга взаимодействуют и непосредственно связаны с нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.
Центральным банком Российской Федерации осуществляется надзор за деятельностью кредитных организаций, банков и небанковских кредитных организаций, осуществляется до 80 % всех финансовых транзакций в стране, по этой причине на эти организации направлена основная задача контроля со стороны финансового и экономического регулятора.
Кредитные организации подвергаются риску прохождения операций по финансированию терроризму, поэтому для правильной и эффективной их работы необходимо организация, установление и регулирование правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем.
Банки и небанковские кредитные организации, функционирующие в рамках финансового мониторинга на основании нормативных правовых актов, определяющие основные принципы осуществления постоянного контроля, правила идентификации клиентов, в том числе, на принадлежность к террористам и экcтремистам, правила определения подозрительных и необычных операций.
Росфинмониторинг выполняет свои функции в непосредственной связи с Центральным банком России. Центральный банк базирует свою надзорную деятельность на методах, средствах и принципах, которые необходимы для реализации функции финансового мониторинга. Финансовый мониторинг –основная функция Банка России, который издал соответствующее положение, инструкции и указания для противодействия легализации денежных средств и финансированию терроризма.
В результате совместной работы Росфинмониторинга и Банка России наблюдаются очевидные положительные результаты, но отзыв лицензий у некоторых банков, обслуживающих клиентов, относящихся к группе риска, вовлеченных в проведение незаконных финансовых операциях, был спровоцирован «переход» клиентов, из группы риска, в крупнейшие финансовые учреждения с целью «затеряться» в разветвленных филиальных сетях, больших клиентских базах и объемах проводимых операций.
Проводимая совместно с Банком России работа, с целью настройки систем внутреннего контроля кредитных организаций является одной из основных мер реагирования. Также, необходимо отметить, что эта работа позволяет проводить мониторинг «миграции» не только клиентов, но и их средств при закрытии счета.
В результате этого взаимодействия, от банков было получено около 96 тысяч сообщений о случаях расторжения договора по инициативе клиента.
Для решения задач по противодействию финансированию терроризма, на территории Российской Федерации продолжается взаимодействие на межведомственном уровне. Основную линию координационных органов составляют следующие структуры: Совет Безопасности Российской Федерации, Национальный антитеррористический комитет, в том числе межведомственные рабочие группы, созданные в связи с поставленной задачей. Органами финансовой безопасности проводятся консультации с частным сектором по вопросам, связанным с усилением контроля за наблюдением и анализом проводимых денежных операций, связанных с рисками финансирования терроризма. Представители финансовых учреждений презентовали «матрицу индикаторов», которая была разработана финансовой разведкой с целью повышения качества работы организаций в направлении идентификации рисков финансирования терроризма.
Росфинмониторинг предложил свою «матрицу индикаторов» которая, систематизирует идентификаторы по следующим направлениям:
процессы, характерные для радикальной идеологии (центры радикальной пропаганды, вербовщики, неформальные группы, НКО, религиозные центры и т. д.).
террористы, а также их окружение, экономика спонсирующая терроризм (легальная и теневая — торговля нефтью, оружием, похищение людей и т. д.).
У подозрительной транзакции имеются четкие критерии определения степени подозрительности клиента, в которых учитывается география и используемые платежные инструменты.
Все вышеперечисленное свидетельствует о практическом опыте, который был приобретен за годы работы, о постепенном совершенствовании системы финансового мониторинга, что позволяет более эффективно противостоять угрозе терроризма, эффективно использовать средства бюджета.
Таким образом, отмечается положительная динамика сотрудничества межгосударственных органов финансового мониторинга/безопасности (Росфинмониторинг, Центральный банк России, Совет Безопасности Российской Федерации и др.) и, как следствие, повышается эффективность системы финансового мониторинга.
Основная цель Росфинмониторинга на 2017 год — это борьба с терроризмом: выявление новых источников и каналов финансирования ИГИЛ, выработка мер по их пресечению, уделение особого внимания центрам подготовки террористов-боевиков и их финансированию. Еще одна задача, стоящая перед финансовыми организациями, — пресечение нелегальных финансовых операций, противодействие легализации (доходов), полученных преступным путем.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что «финансовый мониторинг» — это система процедур (контрольные, информационные, правоохранительные), основная функция которых направлена на воспрепятствование поступления доходов, незаконно поступивших в экономику Российской Федерации. Также, необходимо отметить, данная система, помимо прочего, служит и для воспрепятствования использования агентов финансового мониторинга, с целью отмывания незаконно поступивших доходов и финансовой поддержки терроризма.
Современный этап развития нашей страны, со всеми его сложностями, определил коренное качественное изменение роли Росфинмониторинга. Эта новая роль заключается в превращении ведомства из одного из многих других, осуществляющих функции контроля в отношении определенных видов финансовых операций, в важнейший организационный инструмент поддержания экономической стабильности государства.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый мониторинг, Российская Федерация, финансирование терроризма, центральный банк, противодействие легализации, Банк России, финансовая безопасность, Центральный банк России, внутренний контроль, операция.
Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём» был создан Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), который приступил к выполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002 года.
После принятия в сентябре 2002 года поправок в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» функции КФМ России были расширены вопросами противодействия финансированию терроризма.
Одной из задач КФМ было улучшение имиджа России в международном сообществе: Россия в тот момент была в «чёрном списке» ФАТФ — межправительственной организации по противодействию отмыванию преступных доходов. Усилиями КФМ в октябре 2002 года Россия была выведена из «чёрного списка», а в июне 2003 года стала членом ФАТФ.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» КФМ России преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
До сентября 2007 года Федеральная служба по финансовому мониторингу находилась в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Правительство Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации.
Фк осущ. Налоговыми органами.
В рамках государственного
финансового контроля специфические
задачи по обеспечению наполнения
доходной части бюджетов, свое¬временности
и правильности расчетов юридических и
физических лиц с государством решают
налоговые органы.
Особую структуру
имеет правовое обеспечение налоговых
органов. Правовой статус и полномочия
налоговых органов, порядок осущест¬вления
налогового контроля регулируется в
первую очередь федераль¬ными законами.
К ним относятся НК ,«О налоговых органах
Российской Федера¬ции» Налоговый
контроль отличается существенными
особенностями, поэтому его правовое
регулирование рассматривает-ся, как
правило, обособленно, в качестве
отдельного блока, хотя его главная
задача — обеспечение интересов
государства по наполнению государственных
фондов денежных средств.
Налоговый контроль
осуществляется Федеральной налоговой
служ¬бой и территориальными налоговыми
органами2. Он проводится должностными
лицами налоговых органов посредством
налоговых проверок, получения объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов
и плательщиков сбора, проверки данных
учета и отчетности, осмотра помещений
и территорий, используемых для извлечения
до¬хода (прибыли), а также в других
формах, предусмотренных законода¬тельством.
налоговый контроль
осуществляется в форме последующего
контроля и имеет четко определенную
законо¬дательством направленность, а
именно обеспечение наполняемости
доходной части бюджетов всех уровней
и государственных внебюд¬жетных фондов.
Налоговые органы нельзя отнести в чистом
виде к ор-ганам государственного
финансового контроля, поскольку их
основ¬ная задача — фискальная, а контроль
является важной, но вторичной функцией
по отношению к основной задаче. В то же
время, учитывая тот факт, что большая
часть общественных финансовых ресурсов
фор¬мируется за счет обязательных
платежей, налоговые органы составля¬ют
неотъемлемое звено в системе
государственного финансового кон¬троля.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №
314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» образована
Федеральная налоговая служба, находящаяся
в ведении Министерст¬ва финансов РФ.
Налоговые органы
действуют как система специализированных
органов финансового контроля, деятельность
которых направлена на обеспечение
единой системы контроля за соблюдением
российского налогового законодательства,
правильности исчисления, полноты и
своевременности внесения налогов в
бюджет, а также в установленных случаях
— во внебюджетные фонды. Налоговые
органы наделены широким кругом контрольных
полномочий и прав по применению мер
принудительного воздействия к нарушителям
налогового законодательства. В сфере
налогообложения при перемещении товаров
через таможенную границу РФ осуществляют
контроль таможенные органы, к полномочиям
которых относится и валютный контроль.
Функции государственного страхового
надзора, осуществляемые Департаментом
страхового надзора Минфина России также
ограничены особой сферой — страховой
деятельностью. Они осуществляются в
целях обеспечения соблюдения требований
законодательства РФ о страховавши,
развития страховых услуг, защиты прав
и интересов участников страховых
отношений, в связи с чем производится
контроль за обеспечением платежеспособности
страховщиков. Важное место в их функциях
занимает предварительный контроль,
осуществляемый ими в процессе выдачи
лицензий на осуществление страховой
деятельности.
Налоговая проверка
– это процессуальное действие налогового
органа по контролю за правильностью
исчисления, своевременностью и полнотой
уплаты (перечисления) налогов (сборов).
Оно осуществляется путем сопоставления
фактических данных, полученных в
результате налогового контроля, с
данными налоговых деклараций,
представленных в налоговые органы.
В зависимости от
объема проверяемой документации и места
проведения налоговой проверки они
делятся на камеральные и выездные.
Камеральная проверка
– это проверка представленных
налогоплательщиком налоговых деклараций
и иных документов, служащих основанием
для исчисления и уплаты налогов, а также
проверка других имеющихся у налогового
органа документов о деятельности
налогоплательщика, проводимая по месту
нахождения налогового органа.
В настоящее время
камеральные проверки остаются существенным
фактором пополнения бюджета. Обнаруженные
в ходе камеральных проверок ошибки в
самих налоговых декларациях, в обосновании
льгот дают существенную прибавку в
платежах в бюджет.
Камеральная проверка
проводится уполномоченными должностными
лицами налогового органа в соответствии
с их служебными обязанностями без
какого-либо специального решения
руководителя налогового органа в течение
трех месяцев со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации
и документов, служащих основанием для
исчисления и уплаты налога, если
законодательством о налогах и сборах
не предусмотрены иные сроки. Целью
камеральной проверки является контроль
за соблюдением налогоплательщиками
законодательных и иных нормативных
правовых актов о налогах и сборах,
выявление и предотвращение налоговых
правонарушений, взыскание сумм
неуплаченных (не полностью уплаченных)
налогов и соответствующих пени,
возбуждение при наличии оснований
процедуры взыскания в установленном
порядке налоговых санкций, а также
подготовка необходимой информации для
обеспечения рационального отбора
налогоплательщиков для проведения
выездных налоговых проверок.
Под выездной налоговой
проверкой понимается комплекс действий
по проверке первичных учетных и иных
бухгалтерских документов налогоплательщика,
регистров бухгалтерского учета,
бухгалтерской отчетности и налоговых
деклараций, хозяйственных и иных
договоров, актов о выполнении договорных
обязательств, внутренних приказов,
распоряжений, протоколов, любых других
документов; по осмотру (обследованию)
различных предметов, любых используемых
налогоплательщиком для извлечения
доходов либо связанных с содержанием
объектов налогообложения производственных,
складских, торговых и иных помещений и
территорий; по проведению инвентаризации
принадлежащего налогоплательщику
имущества; а также других действий
налоговых органов (их должностных лиц),
осуществляемых по месту нахождения
налогоплательщика (месту его деятельности,
месту расположения объекта налогообложения)
и в иных местах вне места нахождения
налогового органа.
Впервые термин
“Выездная налоговая проверка”
введен в обиход контрольной работы
Налоговым кодексом Российской Федерации.
Ранее проверки, проводимые с выходом к
налогоплательщику, назывались
документальными. Однако, разница между
понятиями “выездная” и “документальная”
проверки отнюдь не терминологическая.
Существует распространенное мнение,
что выездная налоговая проверка и
документальная проверки это одно и то
же. Однако, на самом деле, это отнюдь не
тождественные понятия. Так, выездная
налоговая проверка – это проверка,
проводимая, как правило, в помещении
налогоплательщика. Документальная же
проверка – это проверка, охватывающая
первичную бухгалтерскую документацию
и учетные регистры налогоплательщика.
При этом ни один законодательный акт
не уточняет место проведение такой
проверки.
Основными участниками,
выездной налоговой проверки являются
проверяемая организация или индивидуальные
предприниматели и налоговый орган (его
должностные лица). Однако с выездными
проверками могут быть сопряжены действия
и других лиц, например, экспертов,
переводчиков, но такие действия, как
правило, бывают обусловлены инициативой
налогового органа.
Цель выездной
налоговой проверки практически такая
же, как и камеральной: осуществление
контроля за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в бюджет налогов и сборов, за соблюдением
законодательства о налогах и сборах,
взыскание недоимок по налогам и нени,
привлечение виновных лиц к ответственности
за совершение налоговых правонарушений,
предупреждение таких правонарушений.
Однако они достигаются другими,
специфическими именно для выездных
проверок средствами. Например, выемка
документов и предметов в рамках налогового
контроля может быть осуществлена только
при проведении выездной проверки.
Выездной налоговой
проверкой могут быть охвачены только
три календарных года деятельности
налогоплательщика непосредственно
предшествовавшие году проведения
проверки. Налоговый орган не вправе
проводить в течение одного календарного
года две выездные проверки и более по
одним и тем же налогам за один и тот же
период. Срок проведения – не более двух
месяцев; в исключительных случаях
вышестоящий налоговый орган может
увеличить продолжительность налоговой
проверки до трех месяцев.
Срок проведения
выездной проверки включает время
фактического нахождения проверяющих
на территории проверяемого предприятия.
Однако в указанный срок не засчитываются
периоды между вручением налогоплательщику
требования о представлении документов
и предоставлением им запрашиваемых при
проведении проверки документов.
В ходе выездной
проверки может возникнуть необходимость
проведения осмотра помещений и территорий,
используемых для извлечения дохода
либо связанных с содержанием объектов
налогообложения, в проведении
инвентаризации имущества, производстве
выемки документов и предметов и др. В
ряде случаев, предусмотренных Кодексом,
при проведении контрольных действий
должны составляться протоколы.
Статья 87 НК РФ
предусматривает возможность проведения
таких налоговых проверок, как встречные.
Встречная проверка
– это сопоставление разных экземпляров
одного и того же документа. Исходя из
сущности метода, его можно применять
лишь по документам, которые оформляется
не в одном, а в нескольких экземплярах.
К их числу относятся документы, которыми
оформляются поступление или отпуск
материальных ценностей (накладные,
счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов
находятся либо в различных организациях
либо в разных структурных подразделениях
предприятия. При условии правильного
отражения хозяйственной деятельности,
разные экземпляры документа имеют одно
и то же содержание. В иных случаях
документы оформляются лишь в одном
экземпляре, либо имеют различное
содержание. При сопоставлении документов
могут не совпадать: количество товара,
единица измерения, цена товара и пр.
Отсутствие экземпляра документа может
быть признаком не документирования
факта хозяйственной деятельности, и
как следствие – сокрытия доходов.
На практике встречная
проверка является частью проводимой
камеральной или выездной налоговой
проверки. Полученные в результате
встречной проверки данные включаются
в основной акт выездной или камеральной
проверки ( отражаются в вынесенном
Постановлении о привлечении к налоговой
ответственности). На основании этих
данных делается основной вывод о
проведенной проверке.
По объему проверяемых
вопросов налоговые проверки делятся
на комплексные, тематические и целевые.
Комплексная проверка
– это проверка финансово-хозяйственной
деятельности организации за определенный
период времени по всем вопросам соблюдения
налогового законодательства. В настоящее
время частота проведения комплексных
проверок не установлена. При наличии у
налогового органа оснований предполагать,
что учет и уплата налогов (сборов) ведутся
с нарушениями, комплексные проверки
проводятся не реже одного раза в три
года (срок давности по проверяемому
периоду). Налогоплательщики, имеющие
положительную репутацию, могут не
подвергаться комплексной налоговой
проверке вообще.
После введения в
силу НК РФ практически все выездные
налоговые проверки осуществляются в
виде комплексных. Сюда можно включить
такие вопросы как, правильность исчисления
и перечисления налогов (сборов)
налогоплательщиком, выполнения функций
налогового агента; правильность списания
со счетов налогоплательщиков сумм
налогов и санкций; открытия счетов
налогоплательщикам (при проверке
банков); применения ККМ; порядка реализации
алкогольной продукции и др. Только
выездная налоговая проверка позволяет
использовать весь спектр прав,
предоставленных налоговым органам.
Тематическая проверка
– это проверка отдельных вопросов
финансово-хозяйственной деятельности
организации (например, проверка
правильности исчисления и уплаты налога
на прибыль, НДС, налога на имущество,
других налогов). Такие проверки проводятся
по мере необходимости, определяемой
руководителем налогового органа.
Тематическая проверка
проводится или как элемент комплексной
проверки, или как отдельная проверка
по установленным фактам нарушения
законодательства на основании текущего
налогового наблюдения. Соответственно
ее результаты оформляются либо отдельным
актом, либо отражаются в акте комплексной
проверки. Если возникает необходимость
в проведении на основе тематической
проверки комплексной проверки, должно
быть принято дополнительное решение,
расширяющее круг проверяемых вопросов.
Целевая проверка –
это проверка соблюдения налогового
законодательства по определенному
направлению или финансово-хозяйственным
операциям организации. Такие проверки
проводятся по вопросам взаиморасчетов
с поставщиками и покупателями продукции
(услуг), по экспортно-импортным операциям,
по определенной сделке, по размещению
временно свободных денежных средств,
правильности применения льгот и по
любым иным финансово-хозяйственным
операциям. Результаты целевой проверки
используются при комплексной или
тематической проверке и оформляются
либо в актах этих проверок, либо как
отдельные приложения. Возможно проведение
целевых проверок и как самостоятельных.
Однако в этом случае возникает опасность
неполной проверки отдельных вопросов
соблюдения налогового законодательства.
По способу организации
налоговые проверки делятся на плановые
и внезапные.
Внезапная проверка
– это разновидность выездной налоговой
проверки, проводимой без предварительного
уведомления налогоплательщика ( в
отличие от плановой проверки).
Выездная проверка
проводится непосредственно на месте
осуществления хозяйственной деятельности
(месте хранения документов)
налогоплательщиком. Основанием для ее
проведения является решение руководителя
(заместителя руководителя налогового
органа), принимаемое при получении
информации или предположения о нарушении
налогоплательщиком законодательства.
Цель внезапной
проверки – установить факт совершения
правонарушения, который может быть
сокрыт при проведении обычных проверок.
Внезапные проверки проводятся не часто.
В то же время многие неналоговые проверки,
допустим, проверки применения ККМ, в
большинстве случаев проводятся как
внезапные.
HК РФ предусматривает
также возможность проведения контрольных
и повторных проверок.
Цель контрольной
проверки – установить факт некачественного
проведения ранее проведенной проверки
должностными лицами налоговых органов.
До 1 января 1999 года контрольные проверки
проводились другими сотрудниками того
же налогового органа либо сотрудниками
вышестоящего налогового органа, или же
органами налоговой полиции. С 1 января
1999 года контрольные проверки могут
проводиться только вышестоящим налоговым
органом в порядке контроля за деятельностью
нижестоящего органа. Результаты их
проведения отражаются как на
налогоплательщике, так и на проверяемых
работниках налоговых органов. Так, если
будут установлены факты нарушения
законодательства проверяемым
налогоплательщиком, к нему будут
применены соответствующие санкции.
Если же нарушения были допущены
должностными лицами налоговых органов,
то такие лица должны быть привлечены к
дисциплинарной (уголовной) ответственности.
Повторная проверка
– это проверка по тем же видам налогов
и по тем же налоговым периодам, по которым
проводилась предыдущая проверка. В НК
РФ предусмотрены ограничения на
проведение повторных налоговых проверок.
Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается
проведение повторных выездных налоговых
проверок по одним и тем же налогам,
подлежащим уплате или уплаченным
налогоплательщиком (плательщиком сбора)
за уже проверенный налоговый период. В
настоящее время повторные выездные
налоговые проверки проводятся, как
правило, в виде контрольных проверок.
По объему проверяемых
документов проверки делятся на:
сплошные (когда
проводится проверка всех документов
организации, без пропусков и предположений
об отсутствии нарушений);
выборочные (когда
проверяется только часть документации).
Сплошные проверки
чаще всего проводятся в небольших
организациях либо в организациях, где
необходимо восстановить учет ( при его
отсутствии или уничтожении первичных
документов).
Выборочная проверка
может перерасти в сплошную в случае
установления в проверяемой выборке
нарушений, которые могут быть присущи
всему массиву документации организации.