Филюс Кагиров — биография
Филюс Кагиров – талантливый певец, совершающий большие концертные туры по городам России, Татарстана и Башкортостана. Национальный колорит в песнях исполнителя находит положительный отклик у слушателей и поклонников. Будучи выпускником Казанской Государственной консерватории им. Н.Жиганова, исполнитель завораживает слушателя профессиональным звучанием. Великолепный тенор и уникальный голос принесли Филюсу Кагирову невероятное число музыкальных наград и негласное звание «Золотой голос Татарстана». Богатое татарским песенным наследием творчество певца приходится по вкусу разновозрастной аудитории, а исполнение современных эстрадных произведений лишь увеличивает популярность.
Детские годы
Филюс Кагиров родился в семье Фагима Кагирова 2 ноября 1986 года. Родиной будущего певца стало маленькое село Килимово Буздякского района, что располагается в Башкортостане. Мальчика назвали таким именем не просто так, а доверившись его значению. Имя Филюс схоже с персидским Фируз и означает сильный, добивающийся своей цели, победоносный. Ребенок стал не единственным в семье, у Филюса на момент его рождения уже была сестра Ляйсан.
Мальчик с самого детства обожал музыку и пение: с радостью танцевал под национальные мелодии, больше пел, чем говорил. Первое выступление в биографии певца произошло в детском саду, а затем ни один утренник и праздничный концерт не обходились без его участия. Посещая вокальные смотры и конкурсы, мальчик, будучи школьником, стал лауреатом музыкального конкурса «Моя любимая песня».

Детство забавного мальчишки проходило так, как и большинства детей того времени: длительное пребывание на улице, игры. Вместе с друзьями Филюс построил шалаш в лесу, и там дети могли провести целый день, купаясь в речке, располагавшейся неподалеку.
Родители способного и подающего большие музыкальные надежды мальчика были людьми, далекими от творчества. Мама занималась подсчетами и работала бухгалтером, а отец всю жизнь крутил баранку, будучи водителем. Взрослые планировали направить сына в юридическое русло, чтобы он получил серьезную профессию и мог обеспечивать свою семью. Во время семейных праздников отец часто брал в руки гармонь, пел народные песни и плясал. Но такое занятие он рассматривал как досуг, поэтому о профессиональном музыкальном образовании сына не было и речи.
Окончив девять классов, юноша, всегда отличавшийся покорным характером, вдруг пошел наперекор родительскому мнению и решил сдать экзамены в Октябрьское музыкальное училище. Отцу оставалось лишь смириться с выбором сына, ступившего во взрослую жизнь. В 2006 году училище осталось за плечами, и парень поступил в Казанскую государственную консерваторию имени Назиба Жиганова. По воспоминаниям артиста, в тот момент он был счастлив вдвойне: добился своей цели и осуществил давнее желание жить в Казани.
Годы обучения в вузе были очень насыщенными: студент участвовал в крупных конкурсах, завоевал Гран-при в Международном фестивале имени Рашида Вагапова, а чуть позже и национальную премию республики имени Мусы Джалиля.
Музыкальная карьера
Поступая в консерваторию, молодой человек не планировал совмещать обучение с выступлениями. Но по воле судьбы педагог Зиля Сунгатуллина, сразу разглядев талант в студенте, сподвигла его участвовать в Вагаповском фестивале. В рамках этого конкурса случилось знакомство с Рифатом Фаттаховым, предложившим сотрудничество и совместное творчество. Так началась музыкальная биография исполнителя.

В сопровождении продюсера начинающий певец отправился в Германию и Польшу на первые заграничные гастроли. Публика очень тепло встретила Филюса, исполнявшего татарские композиции периода 70-80 годов.
Часто певца именуют татарским Николаем Басковым, репертуар которого настолько разнообразен, что поражает слушателей: на концертах народные песни сменяются шлягерами прошлых лет, а затем звучат популярные эстрадные композиции.
Однако набирающего популярность певца, помимо восторгов, ждала и критика: не всем пришлось по вкусу наличие в его репертуаре давних хитов. Музыканту приходилось обращаться в интервью к своим поклонникам и объяснять причины выбора таких песен: в современном мире трудно найти автора, создающего душевную музыку, а петь, что попало, ради прибыли, артист не желает.
Певец успел попробовать себя и в оперном искусстве. Он является приглашенным солистом в ТАГТОиБ имени Мусы Джалиля. Там в 2018 году он в первый раз исполнил партию Шаха-Али в опере «Сююмбике». Однако мечтой певца была роль Владимира Ленского в опере «Евгений Онегин».
Семья
Несмотря на насыщенный гастрольный график и многочисленные выступления, Филюс не забывал и о личной жизни. В 2012 году он женился на красавице-землячке Эльмире Кашаповой. Видеоряд, содержащий кадры со свадебной церемонии, подписчики и фанаты певца увидели в социальной сети. Молодой семьянин часто делится фотографиями с семейных праздников и прогулок на личных страницах, хотя поклонником соцсетей не является.
В 2014 году пара стала родителями: родился сын Айдар, а спустя три года у него появился братик Рустам. Счастливый папа с радостью занимается воспитанием двоих сыновей, проводит много времени с ними, оберегает и старается дать все необходимое, не избаловав.
С течением времени супруга стала не только верной спутницей, но и по совместительству его концертным директором и администратором. Сегодня она ведет и круизный бизнес InCruises.
В свободное время певец с радостью занимается спортом, любит поиграть в футбол, подержать в руках бильярдный кий, потренироваться на тренажерах, посещает хоккейные матчи и даже рыбачит.
В 2014 году в газете «Вечерняя Казань» была опубликована информация о том, что музыканту пришлось похудеть ради роли в опере «Ромео и Джульетта». С того времени он начал уделять более пристальное внимание своей форме. По признанию самого певца, лишние килограммы периодически навещают его, так как он является фанатом калорийной башкирской кухни, часто ездит за рулем автомобиля и мало двигается. Филюсу трудно отказаться от выпечки, а помимо этого он от природы склонен к полноте, поэтому о своих спортивных достижениях артист говорит исключительно с юмором.
Филюс Кагиров сегодня
В 2020 году певец вернулся к альбому «Юксынма уткэнне», вышедшему в 2017 году, и выпустил его на цифровых площадках. Кроме этого были представлены зажигательные хиты «Бер жылы суз» и «Киек каз юллары». Публика так же высоко оценила совместную песню с Гульназ Султановой, а затем и одобрила клип на композицию «Сулар кирегэ акмый».
Далее случился дуэт с Алсу Абельхановой, который не остался не замеченным поклонниками. Наряду с основной музыкальной деятельностью Филюс успешно трудится в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля и является преподавателем по академическому вокалу в консерватории имени Назиба Жиганова, ставшей музыканту родной.
Интересные сведения
- Скандалы не обошли певца, и в 2018 году местные СМИ долгое время публиковали интервью народной артистки Республики Татарстан и вдовы легендарного татарского тенора Хайдара Бигичева, глубоко обиженной на Филюса Кагирова. Причины «осадка» заключаются в том, что в начале карьеры певец получил право на исполнение песен Хайдара Аббясовича, но официально это не было зафиксировано. Народная артистка и подумать не могла, что такой приятный молодой человек присвоит эти песни себе и не будет упоминать о том, что они позаимствованы из репертуара ее мужа. Некоторые песни входили в альбомы, но на обложках не было ни единой пометки об авторе или исполнителе. Такое положение дел испортило впечатление женщины о талантливом певце.
- Татарский и башкирский певец рационально распределяет время и не берется за чрезмерно насыщенные туры. Музыканты, выступающие вместе с ним, задействованы и в иных проектах, а сам Филюс любит открывать для себя новое, поэтому в работе «на убой» смысла не видит.
- Еще в детстве будущий певец грезил о жизни в столице Татарстана, ведь оттуда были его кумиры: Хайдар Бигичев, Рашид Вагапов и прочие мэтры татарской эстрады. Среди мировых звезд его вкус покорили Лучано Паваротти и Пласидо Доминго.
- Филюса Кагирова часто именуют как наследника Ильгама Шакирова на национальном эстрадном поприще. Самому артисту такие сравнения не доставляют дискомфорта. Он считает, что творчество легендарных национальных исполнителей не должно быть забыто, поэтому их необходимо исполнять и беречь.
- В 2016 году певца посетила мысль оставить оперное исполнение, но, посмотрев интервью Муслима Магомаева и взвесив все плюсы и минусы, Филюс решил продолжить развитие в этом русле.
- Пандемия нанесла урон в музыкальной сфере, но в отличие от других певцов, Филюс и его группа выступали даже перед маленькой аудиторией вопреки низким доходам.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш .
Певец стал первым из татар, кто провел турне по США и Канаде.
Сегодня ночью в Казань почти после трех недель гастролей вместе со своей труппой из пяти человек вернулся эстрадный и оперный певец Филюс Кагиров, чему все они несказанно рады. Плохие погодные условия заставили всех изрядно понервничать и кружить в воздухе лишних полчаса.
– Аллага шекер (слава богу. – Ред.), мы живы-здоровы, добрались, – радуется Кагиров.

Серьезная поездка – следствие шуточной идеи провести гастроли в США и Канаде, которая пришла к Филюсу в марте прошлого года на Сабантуе в Майами, когда он гостил у родственника. Но в каждой шутке есть доля правды – желание артиста воплотилось в жизнь.
– Нужно всего лишь верить и не жалеть сил для осуществления мечты, – говорит он сейчас.
Большую часть организационных работ взял на себя как раз тот самый родственник певца – Эмиль. Он договорился о проведении концертов в Торонто, Питтсбурге, Вашингтоне, Нью-Йорке и Майами. Приложил все усилия для привлечения внимания американских татар.
– Наши зрители очень поддерживали нас. Где бы мы ни выступали, везде встречали тепло. Видно, что им не хватает нашей культуры, что они скучают. Для них наши песни оказались большой радостью. Кто-то пришел на татарский концерт впервые в своей жизни, – рассказывает Кагиров.

Заслуженная артистка Татарстана Татьяна Мифтахова полна впечатлений и вспоминает каждую точку с особым восторгом.
– Это были приключения татар в Америке и Канаде, начались они еще на границе. А на наши выступления приходили не только татары, но и русские, евреи, азербайджанцы, киргизы и сами американцы. Для них мы стали настоящей экзотикой. Они не знали, кто такие татары, но проявляли дикий интерес к нашей культуре. Столько слов благодарности мы от них услышали, столько подарков получили. В следующий раз предлагаю ехать всем вместе. Устроим там свой татарский Ватикан, – рассказывает она.
Менеджер и одновременно супруга певца Эльмира Кагирова признается, что поводов для волнений во время организации турне было предостаточно. Оказалось, что гастроли за границей – дело очень затратное и непростое. Главный вопрос – найти зрителя. Рекламы татарского концерта в СМИ не было, но сработало сарафанное радио. Больше всего слушателей собралось в Торонто – 140 человек.

По словам Кагировой, несмотря на большие финансовые вложения, поездка окупилась, при том, что средняя цена за один билет составляла 40 долларов. Сейчас коллектив уже задумывается над тем, чтобы повторить гастроли. Об этом его попросили сами американцы.
– Мы пообещали вернуться. Пусть не через полгода, но вернуться. Многие позднее признавались, что даже не представляли, на кого они идут. Хочется и в Европу, куда у нас уже есть несколько приглашений. Может, и в Австралию удастся съездить. После поездки в Америку я готов и на Луну слетать, – шутит певец.

Заценив фотографии в “Инстаграме” и успех Кагирова в США, турне по Америке заинтересовались уже и многие другие исполнители. Так что вполне возможно, что в ближайшем будущем гастроли по Западу станут модным трендом у татарской эстрады.
– С гастролями в США должен ехать такой артист, который, как и мы, горел бы идеей, а многих интересует лишь вопрос денег. На таких выступлениях много не заработаешь, – дает совет коллегам Эльмира Кагирова.
Филюс Кагиров,
США,
Америка,
Канада,
гастроли,
татарская эстрада,
татары мира
Сегодня и завтра в Казани пройдут концерты Филюса Кагирова – 23-летнего пятикурсника Казанской консерватории, стремительно покорившего татарский музыкальный олимп. Буквально за три года Кагиров завоевал такую популярность, что без труда собирает огромные залы в республике и за ее пределами, а его диски расходятся как горячие пирожки. На нынешних концертах под аккомпанемент инструментального ансамбля «Мирас» он исполнит татарские и русские народные песни, а также оперные арии.
– Филюс, где рождаются такие таланты? – поинтересовались мы у «татарского Баскова».
– Я родился в деревне Килимово Буздякского района Башкортостана. Это в 500 километрах от Казани. Килимово считается центром башкирских татар. Моя семья – совершенно обычная: папа – водитель, мама – бухгалтер, еще есть старшая сестра. Никто из родных никогда меня не продвигал. Даже наоборот, родители были против того, чтобы я занимался музыкой. Папа мечтал о сыне-юристе. Но я и думать об этом не мог. Хотя всегда был послушным ребенком и делал то, что говорили родители, в случае с выбором профессии я решил проявить характер. После девятого класса настоял на том, чтобы меня отпустили учиться в Октябрьское музыкальное училище. А после него подался в Казанскую консерваторию. Я всегда хотел жить в Казани. Все кумиры моего детства – Хайдар Бегичев, Рашид Вагапов, Ильхам Шакиров и другие легенды татарской эстрады – жили или живут здесь. Я полюбил столицу Татарстана с первого взгляда. С первого же дня понял, что это мой город.
Вместе с тем в самом Татарстане меня часто обвиняют в том, что я перепеваю старые хиты. Да, у меня в репертуаре мало новых песен, но лишь потому, что сегодня хороших авторов – по пальцам пересчитать. Очень мало таких, кто способен написать душевную и содержательную песню, как раньше. А я не хочу петь то, что мне не нравится.
– Филюс, то, чего вы сегодня достигли, – предел ваших мечтаний?
– Нет, то, что я сегодня имею, для меня – лишь начало. А главная цель – впереди! Мне хотелось бы достичь уровня мировых оперных звезд. Мои кумиры – Лучано Паваротти, Пласидо Доминго. Слушаешь их и думаешь: «Вот это широта! Вот к чему нужно стремиться!». Раньше это мне казалось невозможным, но сегодня я считаю, что всё в моих руках, просто нужно много работать. После окончания консерватории планирую пройти стажировку в итальянской опере.
Беседовала Венера БЕЛЯЕВА
Любимый певец Сакины Шаймиевой о касте правительственных исполнителей, наглецах на татарской эстраде, Муслиме Магомаеве и Николае Баскове
Уже несколько лет выпускник Казанской консерватории Филюс Кагиров считается одним из самых ярких талантов на татарской эстрадной сцене. При этом от тенора Кагирова ждали дебюта в главных партиях на сцене театра им. Джалиля. В интервью «БИЗНЕС Online» эстрадная звезда с академическим образованием рассказал о том, почему без его выступлений не обходятся правительственные мероприятия, раскритиковал коллег, у которых напрочь отсутствует талант, и объяснил, почему так распространена музыкальная фанера.
— Вообще, когда среди представителей власти есть собственные поклонники — это помогает артисту?
— Конечно. Вообще, если мое творчество кому-то нравится, это, безусловно, приятно. Тем более таким уважаемым людям.
— Именно поэтому вас часто можно увидеть выступающим на татарстанских правительственных мероприятиях?
— Они без меня и не проходят сейчас ( смеется ).
Как сейчас устроено в татарском искусстве — есть люди, которые дают концерты где-то в районах, городах и все. В правительственных концертах участия они не принимают. Ну, или их редко приглашают. А есть определенная каста артистов, куда, в том числе, вхожу и я, мы ездим на зарубежные мероприятия. Концертная программа, с которой мы ездим, так и называется — «Концерт мастеров искусств Татарстана». Например, в апреле мы должны поехать в Чехию, в Венгрию.
Я к тому, что есть разница между первой категорией артистов, о которых говорю, и нами. Мы стараемся сохранить наследие — «алтын мирас», чтобы сохранился и тот самый непереводимый «мон», сохранялись традиции. При этом мы должны не только сохранить их, но и передать другому поколению. Например, я пою и классику, и народные песни. И концерт мастеров мы должны показывать на уровне, чтобы не ударить в грязь лицом.
— И кто же входит в ту самую касту правительственных артистов, помимо вас?
— Это Раяз Фасихов, Алина Шарипжанова, Марсель Вагизов, Ришат Тухватуллин, Айгуль Хайри. Эльмира Калимуллина и Дина Гарипова приезжают, не забывают и всегда рады помочь республике. Много, на самом деле исполнителей.
— Не получается так, что правительственные мероприятия занимают львиную долю времени, а на творчество не остается времени? Не начинают в этом случае считать исполнителя, грубо говоря, шабашником?
— Нет. Мне кажется, это только подстегивает артиста, потому что каждый раз хочется показать что-то новое. Петь одно и тоже, как иностранным гостям, так и нашему руководству, у нас не принято. И ладно гости, они хотя бы меняются, а наше руководство остается прежним, они не могут слушать постоянно одно и то же. Поэтому мы работаем, придумываем и готовим что-то новое, стараемся импровизировать. К тому же, я и сам выезжаю с концертами, выступаю в разных городах и выстраиваю программу так, чтобы можно было импровизировать, добавить оживленности в выступление.
Но я не только даю концерты, с октября я начал преподавать в консерватории. Еще я там работаю в оперной студии и сейчас мы готовим произведение Назиба Жиганова — «Тюляки Су-Слу», учим партии. Так что это еще одна возможность держать себя в форме.
«БАСКОВА НЕ ЗНАЛИ, ПОКА ОН НЕ СТАЛ ИСПОЛНЯТЬ ПОПУЛЯРНУЮ МУЗЫКУ»
— Вас также уже не первый год считают оперной надеждой Татарстана, но эти надежды вы, кажется, не спешите оправдывать. Все же решили сделать ставку на эстраду?
— А сами-то вы чего больше хотите?
— Не боитесь, что, сконцентрировавшись на татарской эстраде, сами не заметите, как превратитесь в заурядного певца с таким же репертуаром?
— Нет. Я живу сегодняшним днем. Я точно знаю и уверенно могу сказать, что тот репертуар, который сегодня я представляю (народные песни, ретро-песни, классические произведения и качественная эстрада) — это нужно слушателю, нашему татарскому народу. И мне нравится дарить людям радость своим исполнением. А что будет в будущем, в каком направлении я буду двигаться дальше — жизнь покажет.
— Знаменитая Тамара Синявская, объясняя, почему Муслим Магомаев так и не сделал большой оперной карьеры, а предпочел быть первым в эстрадном жанре, говорила, что ее муж был ленивым человеком. Может, это и к вам относится?
— Дело вовсе не в лени. И на эстраде надо трудиться в поте лица. Да и как назвать Муслима Магомаева ленивым? Столько всего он сделал. И я сомневаюсь, был бы он так популярен, если бы стал оперным певцом. То есть, если бы изначально он предпочел оперную сцену, знал бы его кто-нибудь на таком же уровне? Ведь это эстрада принесла ему такую славу. Например, и Баскова не знали, пока он не стал исполнять популярную музыку.
— Может тогда вами движет тщеславие и хочется той народной славы, которую дает именно эстрада?
— Я начинал как эстрадный певец, пел и народные песни, ретро, классику и просто взять все это и бросить, чтобы уйти в оперу, — нужно быть таким смелым. Или мне надо было изначально заниматься оперой, чтобы без сожаления оставлять эстраду. Потом я хотел заниматься и тем, и другим параллельно, но не получилось. Параллельно этого никак не сделать. Оперный певец должен жить в опере, грубо говоря, не вылезать оттуда и работать с утра до вечера. При этом, не факт, что у тебя постоянно будет работа, кто-то сидит в театре и выпрашивает себе роль. Да, если говорить об Анне Нетребко, конечно, там контракт расписан на 10 лет вперед. Или наша гордость Альбина Шагимуратова, Венера Гимадиева, Аида Гарифуллина. Но это уже другой уровень.
«ПЕТЬ БЕЗ МИКРОФОНА НЕ ВСЯКОМУ ДАНО»
— Тем не менее Венера Ганиева рассказывала «БИЗНЕС Online», что театр им. Джалиля предложил вам выучить партию Джалиля в одноименной опере Жиганова. А еще говорят, что вам предлагали выучить партию Неморино в «Любовном напитке» Доницетти. Почему ваш дебют до сих пор не случился?
— Да, после мюзикла Эльмира Низамова «Алтын Казан» («Золотая Казань»), который мы ставили 30 августа 2014 года, поступило такое предложение, меня увидели в роли Джалиля. Именно тогда я попробовал поработать в театре. Для начала мне предложили спеть партию Неморино из оперы «Любовный напиток». Мы начали изучать ее, но я просто не успевал и все. Вместе со мной работали профессионалы, у которых за плечами несколько лет опыта, которые за месяц, два могут выучить партию и спокойно ее спеть.
Но тут опять нужно вспомнить о той параллели, о которой я уже говорил, — совмещение основной деятельности и работы в театре. Все успеть было невозможно физически, а отложить в сторону то, чем я уже занимался (сольную карьеру) на данном этапе времени я не мог. Конечно, я пел до этого какие-то партии во время учебы в консерватории, но мы годами учили роли. Наверное, если бы меня закрыли в комнате, я бы выучил партию ( смеется ). И тогда решил повременить с оперой.
— Как отреагировало руководство казанской оперы на это?
— Рауфаль Сабирович ( Мухаметзянов — директор театра им. Джалиля — прим. ред. ) сказал, что двери театра всегда открыты для меня. И, если я решусь стать оперным певцом, мне нужно прийти и сказать об этом.
— К театру им. Джалия часто предъявляют претензии, что здесь ставят очень мало спектаклей по произведениям местных композиторов. Что вы думаете об этом? Есть ли среди нынешних композиторов Татарстана те, кто может вывести нашу композиторскую школу на новый уровень?
— А как вы объясняете тот факт, что в театре им. Джалиля уже давно, кажется, со времен Михаила Казакова, не было пополнения из казанской консерватории среди ведущих мужчин-солистов? Нет достойных талантов?
— Я попробую предположить, что наш оперный театр сейчас поднялся на высокий уровень. Это связано с тем, что очень много приглашенных певцов, которые задают тон. И зрители привыкли к этому уровню. При этом зритель, который приходит в театр, — это одна и та же элита, которая понимает оперу, много тех, кто музыкально грамотен. И после приезжих артистов выводить на сцену молодого неопытного певца, можно сказать дилетанта, большой риск.
Тем не менее, у нас есть, например, Артур Исламов, мой друг, мы вместе учились, он тоже работает в театре. Он учился, практиковался в Питере в академии молодых оперных певцов Мариинского театра и параллельно работал здесь. У нас есть Гульнора Гатина, Венера Протасова, которые поют, стараются, они видели себя только в качестве оперных певиц и нашли свое место в театре, им дали шанс и они его оправдали. И, мне кажется, театр не отказывает ребятам, которые стараются. То есть тут вопрос в чем: может быть молодые сами не идут?
— Почему так получается?
— Может быть, многие предпочитают петь то, что ближе народу — эстраду, думая, что она легче, но я с этим не согласен. В любой сфере деятельности нужно трудиться и быть большим профессионалом. Как я уже говорил, петь в опере — сложная работа. Петь без микрофона не всякому дано, потому что звучать на весь зал, большой зал, петь бельканто — это непросто. Надо постоянно быть в форме.
«КАЧАЕТ, НО ИЗ КАРМАНА ЖЕ ТОЖЕ ВЫКАЧИВАЕТ»
— Да, и это ужасно, на самом деле, потому что эстрада не должна быть такой примитивной. «Ой, меня мама похвалила, сказала, что ты умеешь петь», — и все, человек в это верит и идет петь. Я вот часто говорю — заводы у нас стоят, зато вокруг одни артисты. В действительности это, наверное, наглость в высшей степени, и именно со стороны тех, у кого напрочь отсутствует какой-либо талант. Или у них есть какой-то дядя, который все проплатил, телевидение, радио, все. Бессмысленные песни — это ужасно.
А эстрада — ведь это хороший жанр, он может быть самый близкий большинству народа, поэтому там тоже должны работать профессионалы, должна работать голова. Возвращаясь к разговору о Муслиме Магомаеве, Николае Баскове, — они талантливые грамотные люди, на таких-то и надо равняться. Есть выражение: «Надо помогать талантам, а бездари и так пробьются». Вот они и пробиваются, они из кожи вон лезут, только чтобы выйти на сцену и спеть, они на все готовы.
— А что вы думаете по поводу новаторств в татарской музыке? Есть такие вещи, которые не годятся для национальной музыки?
— Да, татарский рэп, например, режет слух, я такие вещи не понимаю.
— Да, это недешевое удовольствие. Я сам езжу с ансамблем из пяти человек, мы выступаем исключительно вживую. Конечно же это требует б о льших затрат, чем ставить на сцене одного-двух не играющих музыкантов в качестве бутафории, скажем так для заполнения/украшения сцены. Но лично я по-другому работать не могу и не хочу. Если люди заплатили деньги за билет на мой концерт, то я обязан предоставить им 100-процентное качество.
— Получается, что многие артисты не хотят давать публике качество?
— Да. Они говорят: «Зачем это надо?». Я отвечаю: «Как зачем? Одно дело включать запись, другое дело давать живой концерт. Это же качает». На что мне обычно отвечают: «Качает, но из кармана же тоже выкачивает».
— А публику это устраивает?
— Мне один артист рассказывал, который раньше тоже работал с живым коллективом: «Я ездил с коллективом. Мне самому хорошо и народу нравится, но в этом году я сделал минусовые аранжировки, платить было нечем, и я решил сэкономить. Взял баяниста и гитариста. Они просто стоят на сцене, а народ лучше принимает». Почему так? Туда же поехал, просто не взял коллектив. Зритель платит деньги, чтобы посмотреть концерт, чтобы послушать живую музыку, чтобы перед ними работали, а не просто «изображали», делали вид, что поют/играют. Но факт остается фактом: на живой концерт собрать зал сложнее, чем на концерт артистов, которые прыгают, бегают по сцене с криками «Казань, вперед!» или «Татары, вперед!», и все невпопад.
— Может на их концерты билеты дешевле?
— Нет, наоборот, на такие концерты зачастую билеты стоят дороже. Вопрос цен я лично тщательно контролирую и никогда их не завышаю, а ставлю цену, приемлемую для моего зрителя в данном городе/районе.
«Я УЖЕ НЕ РЕШИЛСЯ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В „ГОЛОСЕ“, АЖИОТАЖ К ПРОЕКТУ СТАЛ УГАСАТЬ»
— Не могу не спросить про шоу «Голос», в котором побывали многие исполнители из Татарстана. Не было желания попробовать себя в нем?
— Как раз второй сезон выиграл баритон Сергей Волчков — тоже академический вокал.
— Мне жена так и сказала: «Ведь многие участники поют в классическом жанре, не только эстраду». Но как раз потом я уже не решился принять в нем участие, ажиотаж к проекту стал угасать. Хотя первый/второй сезоны смотрел с удовольствием.
Эльвира Самигуллина
ВКонтакте
Филюс Кагиров — родился 2 ноября 1986 года в селе Килимово, Республика Башкортостан.
В 2006 году окончил Октябрьский музыкальный колледж.
В 2011 окончил Казанскую государственную консерваторию им. Н. Жиганова
Обладатель гран-при фестиваля татарской песни имени Р. Вагапова
Лауреат республиканской премии имени М. Джалиля
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
Любимый певец Сакины Шаймиевой о касте правительственных исполнителей, наглецах на татарской эстраде, Муслиме Магомаеве и Николае Баскове
Уже несколько лет выпускник Казанской консерватории Филюс Кагиров считается одним из самых ярких талантов на татарской эстрадной сцене. При этом от тенора Кагирова ждали дебюта в главных партиях на сцене театра им. Джалиля. В интервью «БИЗНЕС Online» эстрадная звезда с академическим образованием рассказал о том, почему без его выступлений не обходятся правительственные мероприятия, раскритиковал коллег, у которых напрочь отсутствует талант, и объяснил, почему так распространена музыкальная фанера.
— Вообще, когда среди представителей власти есть собственные поклонники, это помогает артисту?
— Конечно. Вообще, если мое творчество кому-то нравится, это, безусловно, приятно. Тем более таким уважаемым людям.
— Именно поэтому вас часто можно увидеть выступающим на татарстанских правительственных мероприятиях?
— Они без меня и не проходят сейчас (смеется).
Как сейчас устроено в татарском искусстве, есть люди, которые дают концерты где-то в районах, городах — и все. В правительственных концертах участия они не принимают. Ну или их редко приглашают. А есть определенная каста артистов, куда в том числе вхожу и я, — мы ездим на зарубежные мероприятия. Концертная программа, с которой мы ездим, так и называется — «Концерт мастеров искусств Татарстана». Например, в апреле мы должны поехать в Чехию, в Венгрию.
Я к тому, что есть разница между первой категорией артистов, о которых говорю, и нами. Мы стараемся сохранить наследие — «алтын мирас», чтобы сохранился и тот самый непереводимый «мон», сохранялись традиции. При этом мы должны не только сохранить их, но и передать другому поколению. Например, я пою и классику, и народные песни. И концерт мастеров мы должны показывать на уровне, чтобы не ударить в грязь лицом.
— И кто же входит в ту самую касту правительственных артистов помимо вас?
— Это Раяз Фасихов, Алина Шарипжанова, Марсель Вагизов, Ришат Тухватуллин, Айгуль Хайри. Эльмира Калимуллина и Дина Гарипова приезжают, не забывают и всегда рады помочь республике. На самом деле много исполнителей.
— Не получается так, что правительственные мероприятия занимают львиную долю времени, а на творчество его не остается? Не начинают в этом случае считать исполнителя, грубо говоря, шабашником?
— Нет. Мне кажется, это только подстегивает артиста, потому что каждый раз хочется показать что-то новое. Петь одно и то же как иностранным гостям, так и нашему руководству у нас не принято. И ладно гости, они хотя бы меняются, а наше руководство остается прежним, они не могут слушать постоянно одно и то же. Поэтому мы работаем, придумываем и готовим что-то новое, стараемся импровизировать. К тому же я и сам выезжаю с концертами, выступаю в разных городах и выстраиваю программу так, чтобы можно было импровизировать, добавить оживленности в выступление.
Но я не только даю концерты, с октября я начал преподавать в консерватории. Еще я там работаю в оперной студии, сейчас мы готовим произведение Назиба Жиганова «Тюляк и Су-Слу», учим партии. Так что это еще одна возможность держать себя в форме.
«БАСКОВА НЕ ЗНАЛИ, ПОКА ОН НЕ СТАЛ ИСПОЛНЯТЬ ПОПУЛЯРНУЮ МУЗЫКУ»
— Вас также уже не первый год считают оперной надеждой Татарстана, но эти надежды вы, кажется, не спешите оправдывать. Все же решили сделать ставку на эстраду?
— А сами-то вы чего больше хотите?
— Не боитесь, что, сконцентрировавшись на татарской эстраде, сами не заметите, как превратитесь в заурядного певца с таким же репертуаром?
— Нет. Я живу сегодняшним днем. Я точно знаю и уверенно могу сказать, что тот репертуар, который сегодня я представляю (народные песни, ретро-песни, классические произведения и качественная эстрада), нужен слушателю, нашему татарскому народу. И мне нравится дарить людям радость своим исполнением. А что будет в будущем, в каком направлении я буду двигаться дальше, жизнь покажет.
— Знаменитая Тамара Синявская, объясняя, почему Муслим Магомаев так и не сделал большой оперной карьеры, а предпочел быть первым в эстрадном жанре, говорила, что ее муж был ленивым человеком. Может, это и к вам относится?
— Дело вовсе не в лени. И на эстраде надо трудиться в поте лица. Да и как назвать Муслима Магомаева ленивым? Столько всего он сделал. И я сомневаюсь, был бы он так популярен, если бы стал оперным певцом. То есть, если бы изначально он предпочел оперную сцену, знал бы его кто-нибудь на таком же уровне? Ведь это эстрада принесла ему такую славу. Например, и Баскова не знали, пока он не стал исполнять популярную музыку.
— Может, тогда вами движет тщеславие и хочется той народной славы, которую дает именно эстрада?
«ПЕТЬ БЕЗ МИКРОФОНА НЕ ВСЯКОМУ ДАНО»
— Тем не менее Венера Ганиева рассказывала «БИЗНЕС Online», что театр имени Джалиля предложил вам выучить партию Джалиля в одноименной опере Жиганова. А еще говорят, что вам предлагали выучить партию Неморино в «Любовном напитке» Доницетти. Почему ваш дебют до сих пор не случился?
Но тут нужно вспомнить о той параллели, о которой я уже говорил, — совмещение основной деятельности и работы в театре. Все успеть было невозможно физически, а отложить в сторону то, чем я уже занимался (сольную карьеру), на данном этапе времени я не мог. Конечно, я пел до этого какие-то партии во время учебы в консерватории, но мы годами учили роли. Наверное, если бы меня закрыли в комнате, я бы выучил партию (смеется). И тогда решил повременить с оперой.
— Как отреагировало руководство казанской оперы на это?
— Рауфаль Сабирович (Мухаметзянов — директор театра им. Джалиля — прим. ред.) сказал, что двери театра всегда открыты для меня. И если я решусь стать оперным певцом, то мне нужно прийти и сказать об этом.
— К театру имени Джалия часто предъявляют претензии, что здесь ставят очень мало спектаклей по произведениям местных композиторов. Что вы думаете об этом? Есть ли среди нынешних композиторов Татарстана те, кто может вывести нашу композиторскую школу на новый уровень?
— А как вы объясняете тот факт, что в театре имени Джалиля уже давно — кажется, со времен Михаила Казакова — не было пополнения из казанской консерватории среди ведущих мужчин-солистов? Нет достойных талантов?
— Я попробую предположить, что наш оперный театр сейчас поднялся на высокий уровень. Это связано с тем, что очень много приглашенных певцов, которые задают тон. И зрители привыкли к такому уровню. При этом зритель, который приходит в театр, — это одна и та же элита, которая понимает оперу, много тех, кто музыкально грамотен. И после приезжих артистов выводить на сцену молодого неопытного певца, можно сказать, дилетанта — большой риск.
Тем не менее у нас есть, например, Артур Исламов, мой друг, мы вместе учились, он тоже работает в театре. Он учился, практиковался в Питере в академии молодых оперных певцов Мариинского театра и параллельно работал здесь. У нас есть Гульнора Гатина, Венера Протасова, которые поют, стараются, они видели себя только в качестве оперных певиц и нашли свое место в театре, им дали шанс, и они его оправдали. Мне кажется, театр не отказывает ребятам, которые стараются. То есть тут вопрос в чем: может быть, молодые сами не идут?
— Почему так получается?
— Возможно, многие предпочитают петь то, что ближе народу, — эстраду, думая, что она легче, но я с этим не согласен. В любой сфере деятельности нужно трудиться и быть большим профессионалом. Как я уже говорил, петь в опере — сложная работа. Петь без микрофона не всякому дано, потому что звучать на весь зал, большой зал, петь бельканто — это непросто. Надо постоянно быть в форме.
«КАЧАЕТ, НО ИЗ КАРМАНА ЖЕ ТОЖЕ ВЫКАЧИВАЕТ»
— Да, и это ужасно, потому что эстрада не должна быть такой примитивной. «Ой, меня мама похвалила, сказала, что ты умеешь петь», — и все, человек в это верит и идет петь. Я вот часто говорю — заводы у нас стоят, зато вокруг одни артисты. В действительности это, наверное, наглость в высшей степени, причем именно со стороны тех, у кого напрочь отсутствует какой-либо талант. Или у них есть какой-то дядя, который все проплатил, телевидение, радио, все. Бессмысленные песни — это ужасно.
А эстрада — это хороший жанр, он, может быть, самый близкий большинству народа, поэтому там тоже должны работать профессионалы, должна работать голова. Возвращаясь к разговору о Муслиме Магомаеве, Николае Баскове, они талантливые грамотные люди, на таких-то и надо равняться. Есть выражение: «Надо помогать талантам, а бездари и так пробьются». Вот они и пробиваются, они из кожи вон лезут, только чтобы выйти на сцену и спеть, они на все готовы.
— А что вы думаете по поводу новаторств в татарской музыке? Есть такие вещи, которые не годятся для национальной музыки?
— Да, татарский рэп, например, режет слух, я таких вещей не понимаю.
— Да, это недешевое удовольствие. Я сам езжу с ансамблем из пяти человек, мы выступаем исключительно вживую. Конечно же, это требует бóльших затрат, чем ставить на сцене одного-двух неиграющих музыкантов в качестве бутафории, скажем так, для заполнения и украшения сцены. Но лично я по-другому работать не могу и не хочу. Если люди заплатили деньги за билет на мой концерт, то я обязан предоставить им 100-процентное качество.
— Получается, что многие артисты не хотят давать публике качество?
— Да. Они говорят: «Зачем это надо?» Я отвечаю: «Как зачем? Одно дело — включать запись, другое дело — давать живой концерт. Это же качает». На что мне обычно отвечают: «Качает, но из кармана же тоже выкачивает».
— А публику это устраивает?
— Мне один артист, который раньше тоже работал с живым коллективом, рассказывал: «Я ездил с коллективом. Мне самому хорошо, и народу нравится, но в этом году я сделал минусовые аранжировки, платить было нечем, и я решил сэкономить. Взял баяниста и гитариста. Они просто стоят на сцене, а народ лучше принимает». Почему так? Туда же поехал, просто не взял коллектив. Зритель платит деньги, чтобы посмотреть концерт, чтобы послушать живую музыку, чтобы перед ним работали, а не просто изображали, делали вид, что поют и играют. Но факт остается фактом: на живой концерт собрать зал сложнее, чем на концерт артистов, которые прыгают, бегают по сцене с криками «Казань, вперед!» или «Татары, вперед!», причем все невпопад.
— Может, на их концерты билеты дешевле?
— Нет, наоборот, на такие концерты зачастую билеты стоят дороже. Вопрос цен я лично тщательно контролирую и никогда их не завышаю, а ставлю цену, приемлемую для моего зрителя в данном городе/районе.
«Я УЖЕ НЕ РЕШИЛСЯ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В «ГОЛОСЕ», АЖИОТАЖ К ПРОЕКТУ СТАЛ УГАСАТЬ»
— Не могу не спросить про шоу «Голос», в котором побывали многие исполнители из Татарстана. Не было желания попробовать себя в нем?
— Как раз второй сезон выиграл баритон Сергей Волчков — тоже академический вокал.
— Мне жена так и сказала: «Ведь многие участники поют в классическом жанре, не только эстраду». Но как раз потом я уже не решился принять в нем участие, ажиотаж к проекту стал угасать, хотя первый и второй сезоны смотрел с удовольствием.
Биография
Бушующая пандемия коронавирусной инфекции весной 2020-го спутала множество планов людей по всему миру и сделала недопустимым проведение массовых мероприятий. Не обошла стороной эта участь и Филюса Кагирова. Ему пришлось перенести на осень ежегодный тур по городам и районам России, Татарстана и Башкортостана и отменить европейские гастроли во Франкфурте, Берлине, Праге и Вене. К тому же у певца был запланирован отдых в США, но и он оказался невозможным.
Детство и юность
Во второй ноябрьский день 1986-го у Фагима Кагирова, проживавшего в маленьком селе Килимово Буздякского района Башкортостана, родился сын Филюс. Если верить толкованию столь красивого имени, то оно, восходя к персидскому Фирузу, означает «победоносный». Чуть раньше в семье принимали поздравления с появлением на свет старшей дочери Ляйсан.
С ранних лет мальчик грезил сценой. Первый опыт выступления на публике он получил еще в детском саду и, учась в местной средней школе, посещал вокальные смотры, став лауреатом конкурса «Моя любимая песня».
Изначально родители были категорически против, чтобы наследник связал свою биографию с творчеством. Мать работала бухгалтером, отец трудился водителем и мечтал, что сын обзаведется серьезной профессией юриста, несмотря на то, что сам лихо справлялся с гармонью, любил петь и плясать.
По окончании девяти классов юноша, никогда не перечивший взрослым, вдруг проявил характер и уехал поступать в Октябрьское музыкальное училище. Выпустившись из учебного заведения в 2006-м, парень покорил и Казанскую государственную консерваторию имени Назиба Жиганова, тем самым исполнив заветную мечту детства — жить в столице Татарстана.
Во время пребывания в вузе студент успел завоевать Гран-при Международного фестиваля имени Рашида Вагапова, а позднее и республиканскую премию имени Мусы Джалиля.
На личной странице в социальной сети «Инстаграм» артист охотно делится с подписчиками воспоминаниями из прошлого. Например, певец рассказал о забавной истории, приключившейся с ним и его лучшим другом Данисом на реке. А также упомянул о том, как они с товарищами соорудили в лесу шалаш, где проводили дни напролет.
Личная жизнь
Личную жизнь Филюс устроил еще в 2012-м, когда взял в жены землячку Эльмиру Кашапову, появившуюся на свет 9 февраля 1986-го в селе Буздяк, расположенном недалеко от города Октябрьского. Фотографии со свадебного торжества поклонники могут увидеть в видеоролике, размещенном артистом 6 января 2018-го в персональном аккаунте в «Инстаграме». Там же найдутся и трогательные снимки детей и родных, хотя мужчина признавался, что далек от Интернета и равнодушен к соцсетям.
26 мая олимпиадного 2014-го супруга подарила певцу первенца — сына Айдара, а через 3 года, 16 марта 2017-го, настал черед и младшего Рустама. В мальчиках счастливый отец души не чает, стараясь баловать и оберегать их.
Со временем любимая женщина стала главной помощницей мужа, его концертным директором и администратором. Сейчас ее сил хватает и на развитие круизного бизнеса InCruises.
Когда выдаются свободные минуты, Кагиров охотно занимается спортом, играет в футбол, бильярд и пейнтбол, посещает тренажерные залы, следит за событиями в мире хоккея и выбирается на рыбалку.
В 2014-м в рубрике «Светский калейдоскоп» общественно-политической газеты «Вечерняя Казань» рассказывалось о том, что Филюса Фагимовича заставили худеть к премьере оперы «Ромео и Джульетта». Мол, концертмейстера не устраивал вес солиста, приближающийся к 90 кг.
«Во всем виноваты моя машина, башкирская кухня и склонность к полноте. До новогодних праздников я был в норме для своих 180 см роста. Но поехал домой, а там курник (огромный пирог, в котором столько мяса, столько картошки), супы мамины, когда говядина, утка, гусь и курица варятся вместе. Да, я люблю поесть», — отшучивался он.
Музыка
«Когда поступал в консерваторию, я и не думал совмещать учебу с концертной деятельностью. Судьбу решил случай — мой педагог Зиля Сунгатуллина посоветовала мне принять участие в Вагаповском фестивале. Там я познакомился с Рифатом Фаттаховым, который предложил мне работать вместе», — вспоминал артист о начале творческого пути.
Вместе с продюсером восходящая звезда отправилась на свои первые зарубежные гастроли в Германию и Польшу, где публика с восторгом рукоплескала татарскому ретро и популярным композициям 70–80-х.
Репертуар «татарского Николая Баскова» поражается разнообразием — народные песни («Имэннэр шаулый») соседствуют со шлягерами прошлых лет, а классика перемежается с качественной эстрадой («Кайда син»). К слову, знаменитость нередко подвергалась критике за то, что часто делает ставку на старые хиты. Артист соглашался с этим, заявляя, что сейчас очень мало авторов, способных создать действительно душевную музыку, а петь то, что ему не хочется, он не станет.
«Кандидатов много, но Филюс – несравненный!»
Первую республиканскую премию им. великого татарского певца получили достойные люди. Такое мнение выражают члены жюри. Филюс Кагиров, Резеда Галимова и Флер Шакиров вошли в историю. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на праздничном мероприятии, где, помимо награждения победителей, прошел и традиционный концерт в честь дня рождения легенды татарской эстрады.
Имена лауреатов премии им. Ильгама Шакирова были известны еще пару месяцев назад, поэтому какой-то интриги по поводу того, кто станет обладателем второй по значимости творческой премии в Татарстане, не было
«УЗНАВАЕМОСТЬ БУДЕТ ТОГДА, КОГДА ЗРИТЕЛЬ НАЧНЕТ ПРИХОДИТЬ НА КОНЦЕРТ ЖИВОЙ МУЗЫКИ»
Имена лауреатов первой республиканской премии им. Ильгама Шакирова стали известны еще пару месяцев назад, но само торжественное мероприятие с вручением наград решили приурочить к 86-й годовщине со дня рождения «соловья татарского народа».
И до начала праздничного концерта «БИЗНЕС Online» пообщался с трио победителей. Все они находились в гримерке Татгосфилармонии и терпеливо отвечали на вопросы журналистов. Стоит отметить, что каждый из лауреатов был знаком или даже работал с Шакировым, а победитель в номинации «Народное исполнение» Флер Шакиров не просто однофамилец Ильгама Шакирова, а его племянник.
«Он изредка прослушивал меня, — рассказывает Флер, проработавший всю жизнь агрономом. — Но никогда не хотел, чтобы я стал певцом, говорил: хватит одного в нашем роду. Это сейчас хорошо: артисты на себя работают, а в те годы — только на государство».
Еще одна лауреатка, профессиональная певица, солистка Государственного ансамбля народных инструментов Татарской государственной филармонии им. Тукая Резеда Галимова не просто соприкасалась с легендой, а долгие годы работала вместе с Шакировым, который был художественным руководителем Татгосфилармонии. Выпускница Российской академии им. Гнесиных, лирическое сопрано на профессиональной сцене достаточно давно. Она народная артистка Татарстана, при этом широким кругам любителей татарской эстрады не слишком известна.
Впрочем, саму Галимову это никак не смущает. «У меня нет никаких сомнений, неуверенности по данному поводу, — говорит певица. — Кого выбрала общественность, комиссия — это не мне решать. Я человек, который должен принять награду. И по-своему очень счастлива и горжусь этим. Жизнь настолько длинная и красивая в нашем мире, что есть возможность очень многим исполнителям, конечно же, стремиться к лауреатству». О популярности обладательница первой в истории премии им. Шакирова в номинации «Женский вокал» высказывается так: «Узнаваемость будет тогда, когда зритель начнет приходить на концерт живой музыки. Вот это для публики самое важное, тогда кругозор аудитории расширится. Будут любить и классику, и произведения татарских композиторов, и народную музыку. Это сделает и нас более популярными и повысит культурный уровень населения».
Самое узнаваемое имя из тройки лауреатов — Филюс Кагиров, звезда татарской эстрады, теперь пробующий себя и в оперном театре. «Мы в одном коллективе не работали, естественно. Когда я приехал в Казань, Ильгам-абый был уже в возрасте, но на его юбилейных вечерах, концертах, посвященных его дню рождения, мы пели каждый год, — вспоминает Кагиров в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — А в Москве сидели с Ильгамом-абыем в одной гримерке — приятное воспоминание».
Среди VIP-гостей была замечена министр культуры Татарстана Ирада Аюпова
«СРЕДИ ЖЕНЩИН СПОРЫ ВСЕГДА БЫЛИ И БУДУТ»
Тем временем публика стала собираться в зале филармонии, среди VIP-гостей были замечены министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, руководитель исполкома всемирного конгресса татар Данис Шакиров, вице-президент Академии наук РТ Дания Загидуллина, много было представителей национальной культурной интеллигенции.
И тем не менее все равно не покидала мысль, что суперсобытием первое в истории вручение премии им. Шакирова не стало, хотя изначально она и позиционировалась сравнимой по престижности с Тукаевской. Никто особо не спорил о кандидатах и не обсуждал уже вынесенное жюри решение. Разве что директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов на днях в татарской прессе заметил, что считает самым достойным кандидатом Ильгама Валиева — тенора из Башопера, которого «вагаповцы» и выдвигали в этом году.
Но жюри приняло свое решение. Один из его членов Салават Фатхетдинов так оценил качество работы своей и коллег: «Все, как надо!» А потом объяснил нашему корреспонденту логику жюри более развернуто: «Классику еще никто не отменял, да, были споры, ничего не происходит без дискуссий. То, что вручили награду родному племяннику Ильгама-абыя, — это тоже к месту, даже символично. Лучше Филюса нет, кандидатов много, но Филюс — несравненный!» Отсутствие ажиотажа вокруг премии Салават-абый тоже объясняет просто: «Время такое, люди сидят по домам, пандемия. Может, немного в спешке было все, но ведь русские говорят, что хороша ложка к обеду, нужно было ко дню рождения Ильгама-абыя успеть».
Любопытно, но в женской номинации жюри выбирало между Галимовой и Диной Гариповой. Возможно, что лауреатство победительницы шоу «Голос» и участницы «Евровидения» привлекло бы больше внимания к премии.
Начался концерт с чтения стихов, которые касались жизни и творчества Ильгама Шакирова. Любопытно, но это делали певцы: Георгий Ибушев, Зухра Шарифуллина, Фердинанд Салахов, Лидия Ахметова, Виль Усманов, Азат Каримов, Ильгиз Мухутдинов
«ДАЖЕ ПОСЛЕ СВОЕЙ СМЕРТИ ОН НЕ ПЕРЕСТАЛ СЛУЖИТЬ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ»
Начался концерт со стихов, посвященных жизни и творчеству Шакирова. Любопытно, но в роли чтецов выступили певцы: Георгий Ибушев, Зухра Шарифуллина, Фердинанд Салахов и др. Ведущими вечера были звезды татарстанского телевидения Эльза Ахметзянова и Ильдар Киямов.
Для вручения премии они пригласили на сцену председателя национального комитета «Милли шура» Василя Шайхразиева, который напомнил собравшимся о роли Шакирова в татарском мире: «Ильгама-абыя нет среди нас, но он навечно в наших сердцах. Даже после своей смерти он не перестал служить татарскому народу, а продолжает это делать. Наш президент Рустам Нургалиевич говорил, что нам надо вместе делать все, чтобы увековечить память Ильгама Шакирова. Сейчас в Казани есть улица, носящая его имя, в музее в его родной деревне мы проводим различные мероприятия, вот и республиканская премия появилась».
После чего вице-премьер РТ возглавил церемонию награждения, а лауреаты выступили со сцены. Правда, Флер Шакиров спел одну песню, а Галимова и Кагиров — по три.
Вторая часть концерта уже была посвящена 86-му дню рождения «татарского соловья». С давних пор 15 февраля в стенах Татарской государственной филармонии проходит подобное мероприятие. Когда Ильгам-абый был жив, он сам участвовал в нем.
Пела молодежь. Со сцены звучали композиции в исполнении Марселя Вагизова, Зарины Хасаншиной, Ильгиза Шайхразиева, Ильнара Миранова, Илюсы Хузиной. Кагиров спел вместе с художественным руководителем филармонии Айдаром Файзрахмановым и Ильгизом Мухутдиновым песню «Олы юл», чем привел в восторг публику. Завершился концерт исполнением всеми артистами неофициального гимна татарского народа «Туган тел». В следующий раз премию им. Ильгама Шакирова будут вручать в 2023 году.
«Как для нас африканцы, так для них татары»
«Первое в истории турне татарских артистов по США и Канаде», — так анонсировалась пресс-конференция, посвященная поездке Филюса Кагирова и его группы по Северной Америке. Дорога проложена, но «татарского вторжения» на соседнее полушарие ожидать не следует, так как половина артистов не способны выступать без плюса, хотя Кагиров может и без минуса. О том, чего стоит организовать татарское турне за рубежом, как шокировать русскую дипмиссию, но при этом не разориться, — в материале «БИЗНЕС Online».
«И посыпались люди на сцену…»
Сделав перед посадкой несколько кругов из-за плохой видимости, накануне в час ночи в казанском аэропорту сел самолет из Северной Америки, доставив группу совершивших «первое в истории турне по США и Канаде» татарских артистов. Именно так представляли их спустя несколько часов на пресс-конференции в «Татар-информе».
Филюс Кагиров и его коллектив — всего это 6 человек — совершили трехнедельное турне по Канаде и США, выступив в таких городах, как Торонто, Питтсбург, Вашингтон, Нью-Йорк и Майами. Как объяснил сам «татарский соловей», взявший слово первым, задумка выступить с концертами в Америке пришла ему в голову там же, когда марте прошлого года он был в Майами на Сабантуе. А в том, что эта идея была в итоге доведена до ума и воплотилась в жизнь, большую роль сыграл проживающий в США родственник Кагирова выпускник уфимского филфака Ильмир Ахметзянов, ныне занимающийся в Штатах бизнесом.
После этого модератор предоставил слово Рустему Рахматуллину, заслуженному артисту РТ и руководителю ансамбля «Мирас», которому после некоторого замешательства предложили говорить по-русски, на что он с радостью согласился. «Казанские джигиты уж по-русски говорят», — подколол Кагиров своего коллегу. К слову, сам певец оказался единственным героем пресс-конференции, способным общаться с журналистами на татарском языке. По словам Рахматуллина, от выступления в Америке у него осталось ощущение полной эйфории, публика встречала стоя чуть ли не каждый номер и «восхищалась нашим искусством».
С неподдельным восторгом продолжила рассказывать о поездке Татьяна Мифтахова, отвечавшая в команде Кагирова за хореографию. По ее словам, поездку с полным правом можно назвать «Приключения татар в Америке». Торонто встретил их неожиданными морозами, заставившими «надеть на себя все что можно». Что касается первого концерта, то на него пришли не только татары, но и русские, евреи, азербайджанцы, турки и киргизы. «После того как закончился концерт, волнение было дикое — что будет дальше? И тут посыпались люди на сцену, и столько слов благодарности, спрашивают, можно ли еще татарскую музыку, можно ли диск, дарили кленовые сиропы, кружки, все пытались нас накормить», — рассказала Мифтахова.
В Питтсбурге, по ее словам, было уже теплее, и там их встретил земляк Ахметзянов. Что касается Вашингтона, то там был «совершенно другой уровень», «светская публика, покинувшая Россию до революции»: «Прошел такой концерт, что русская дипмиссия была просто в шоке. Они до этого смотрели, как мы репетировали, Филюс там что-то пробовал, что-то свистел, а когда мы дали полный концерт — эйфория была, знаете, неимоверная». Концерт в Нью-Йорке состоялся в помещении музыкальной школы, камерно — на сцене без кулис. Кстати, в это же время в городе выступали Баста и Аида Гарифуллина с Ильдаром Абдразаковым, оперные звезды пели в «Дон Жуане» знаменитого театра Метрополитен-опера. «Мы больше собрали зрителей», — пошутил Кагиров, а Мифтахова сказала, что для нью-йоркцев их выступление было дикой экзотикой: «Как для нас африканцы, так для них татары».
«Как для нас африканцы, так для них татары»
«Первое в истории турне татарских артистов по США и Канаде», — так анонсировалась пресс-конференция, посвященная поездке Филюса Кагирова и его группы по Северной Америке. Дорога проложена, но «татарского вторжения» на соседнее полушарие ожидать не следует, так как половина артистов не способны выступать без плюса, хотя Кагиров может и без минуса. О том, чего стоит организовать татарское турне за рубежом, как шокировать русскую дипмиссию, но при этом не разориться, — в материале «БИЗНЕС Online».
«И посыпались люди на сцену…»
Сделав перед посадкой несколько кругов из-за плохой видимости, накануне в час ночи в казанском аэропорту сел самолет из Северной Америки, доставив группу совершивших «первое в истории турне по США и Канаде» татарских артистов. Именно так представляли их спустя несколько часов на пресс-конференции в «Татар-информе».
Филюс Кагиров и его коллектив — всего это 6 человек — совершили трехнедельное турне по Канаде и США, выступив в таких городах, как Торонто, Питтсбург, Вашингтон, Нью-Йорк и Майами. Как объяснил сам «татарский соловей», взявший слово первым, задумка выступить с концертами в Америке пришла ему в голову там же, когда марте прошлого года он был в Майами на Сабантуе. А в том, что эта идея была в итоге доведена до ума и воплотилась в жизнь, большую роль сыграл проживающий в США родственник Кагирова выпускник уфимского филфака Ильмир Ахметзянов, ныне занимающийся в Штатах бизнесом.
После этого модератор предоставил слово Рустему Рахматуллину, заслуженному артисту РТ и руководителю ансамбля «Мирас», которому после некоторого замешательства предложили говорить по-русски, на что он с радостью согласился. «Казанские джигиты уж по-русски говорят», — подколол Кагиров своего коллегу. К слову, сам певец оказался единственным героем пресс-конференции, способным общаться с журналистами на татарском языке. По словам Рахматуллина, от выступления в Америке у него осталось ощущение полной эйфории, публика встречала стоя чуть ли не каждый номер и «восхищалась нашим искусством».
С неподдельным восторгом продолжила рассказывать о поездке Татьяна Мифтахова, отвечавшая в команде Кагирова за хореографию. По ее словам, поездку с полным правом можно назвать «Приключения татар в Америке». Торонто встретил их неожиданными морозами, заставившими «надеть на себя все что можно». Что касается первого концерта, то на него пришли не только татары, но и русские, евреи, азербайджанцы, турки и киргизы. «После того как закончился концерт, волнение было дикое — что будет дальше? И тут посыпались люди на сцену, и столько слов благодарности, спрашивают, можно ли еще татарскую музыку, можно ли диск, дарили кленовые сиропы, кружки, все пытались нас накормить», — рассказала Мифтахова.
В Питтсбурге, по ее словам, было уже теплее, и там их встретил земляк Ахметзянов. Что касается Вашингтона, то там был «совершенно другой уровень», «светская публика, покинувшая Россию до революции»: «Прошел такой концерт, что русская дипмиссия была просто в шоке. Они до этого смотрели, как мы репетировали, Филюс там что-то пробовал, что-то свистел, а когда мы дали полный концерт — эйфория была, знаете, неимоверная». Концерт в Нью-Йорке состоялся в помещении музыкальной школы, камерно — на сцене без кулис. Кстати, в это же время в городе выступали Баста и Аида Гарифуллина с Ильдаром Абдразаковым, оперные звезды пели в «Дон Жуане» знаменитого театра Метрополитен-опера. «Мы больше собрали зрителей», — пошутил Кагиров, а Мифтахова сказала, что для нью-йоркцев их выступление было дикой экзотикой: «Как для нас африканцы, так для них татары».