Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

В России действует так называемый антиотмывочный закон, который уже давно стал настоящей грозой для бизнеса. На его основании банки могут приостановить операции физических и юридических лиц, а также вовсе отказать в обслуживании. Рассказываем, почему так происходит, как этого избежать и что делать, если счёт был заблокирован.

Иногда банки по непонятным причинам блокируют расчётные счета клиентов. Часто после этого компании долго не могут восстановить процессы расчётов, даже перейдя в другой банк, поскольку попадают в некий чёрный список. Причина этих неприятностей — закон от 07.08.2002 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее закон 115-ФЗ

Закон обязывает проверять операции клиентов, выявлять подлежащие обязательному контролю, передавать информацию о сомнительных сделках в Росфинмониторинг. Он даёт банкам право отказывать в проведении таких операций, требовать дополнительные документы и закрывать счета клиентов.

Кто в зоне риска

Помогли разобраться эксперты Эвотора

На первый взгляд, законопослушному бизнесу опасаться нечего. Допустим, компания вполне легально продаёт офисные стулья, платит налоги и кредиты, сдаёт все отчёты. Значит ли это, что она не столкнется с блокировкой по закону 115-ФЗ? Скорее всего, да. Но случаи бывают всякие.

Например, в 2017 году банки заблокировали примерно полмиллиона операций своих клиентов на сумму 180 000 000 000 ₽. Однако маловероятно, что все, чьи счета попали под блокировку, финансировали терроризм или отмывали в банках нажитое преступным путем.

Может показаться, что требования закона № 115-ФЗ о противодействии легализации доходов распространяются лишь на крупный бизнес, но это заблуждение. Согласно исследованию Magram Market Research (его публикует телеграм-канал «»), в 2019 и 2020 году с блокировкой счетов столкнулись 20% опрошенных компаний из сферы малого и среднего предпринимательства. Из их числа блокировку по закону 115-ФЗ получили: в 2019 году — примерно 22%, в 2020 году — 33% компаний.

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

В 2021 году блокировок было меньше, чем в 2020-м, но всё же 15% опрошенных МСП с ними столкнулись. При этом по закону 115-ФЗ, в том числе без объяснения причины, операции были ограничены в 24% случаев. Получается, что блокировка операций по требованию антиотмывочного закона по-прежнему не редкость. Источник

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

В чём суть закона 115-ФЗ

Отмывание преступных доходов означает «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления». Финансирование терроризма — это «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения» определённых преступлений, связанных преимущественно с террористической деятельностью. Такие определения приводятся в статье 3 закона 115-ФЗ

Перед банками ставится задача предотвратить подобные незаконные действия юридических лиц и граждан. По сути, за названием закона 115-ФЗ, звучащим весьма жутко для законопослушного человека, кроется обязанность банков осуществлять контроль каждой операции. Если она не вызывает подозрений, то будет проведена. Если же операция будет признана сомнительной, банк её отклонит и заблокирует счёт.

Закон действует уже более 20 лет и периодически корректируется. Важные новшества были внесены в него в 2021 и 2022 годах. Особых изменений в 115-ФЗ в 2023 году не произошло. Отметим лишь, что расширился список преступлений, которые являются основаниями для блокировки операций или иных ограничительных мер. А также увеличилась пороговая сумма для идентификации покупателей ювелирной продукции.

Что означает блокировка счёта по 115-ФЗ

Важно различать два понятия:

Блокировка операции — это отказ в её проведении. Так бывает, когда у банка возникли подозрения в правомерности действий клиента. В таком случае банк запросит сведения и документы, после чего решит, разрешить операцию или отклонить окончательно. При этом блокируется возможность дистанционного обслуживания.

Блокировка счёта по 115-ФЗ — это запрет на расходные операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом. Если банк заблокировал счёт, то не получится с него что-то оплатить, перевести деньги на другой счёт или в другой банк, воспользоваться системой быстрых платежей или интернет-банком.

Основные требования по закону 115-ФЗ

федеральный закон 115-ФЗ является основой антиотмывочного законодательства, он содержит лишь общие правила. Он требует проводить контроль, определяет права и обязанности банков при его осуществлении, а также регулирует правила взаимодействия банков и других подконтрольных организаций с уполномоченным органом — Росфинмониторингом.

В ходе мероприятий внутреннего контроля банки должны выявлять определённые операции:

Для реализации второго пункта банки должны распределить всех действующих и новых клиентов по трём группам — зелёной, жёлтой или красной — в зависимости от того, является степень риска совершения ими подозрительных операций низкой, средней или высокой соответственно. Это так называемый риск-ориентированный подход, или светофор, который уже давно применяется, например, в сфере налогового контроля.

На основании каких критериев делить клиентов по группам, банки должны решить сами — для этого они и проводят мероприятия по внутреннему контролю. Но в законе сказано, что нужно учесть характер и виды деятельности компаний, характер выпускаемых ими продуктов и оказываемых услуг, а также результаты национальной оценки рисков

Внутренний контроль банков и распределение клиентов по группам проводится по правилам, которые изложены в различных методических рекомендациях банка России. Например, в положении ЦБ РФ от 02.03.2012 № 375-П есть , которые указывают на необычный характер операции. И таких признаков очень много.

На что ориентироваться в первую очередь

Есть список, который приведён в методических рекомендациях ЦБ РФ от 27.07.2017 № 18-МР. В частности, банк посчитает подозрительным, если размер налогов и других обязательных платежей будет составлять до 0,9% от дебетового оборота по счёту клиента. Этот критерий важен, но на его основании нельзя автоматически признавать сделки клиента сомнительными.

Нужно учитывать дополнительные факторы, например:

В помощь бизнесу ЦБ РФ выпустил методические рекомендации для предпринимателей, из которых следует, как избежать ФЗ-115 и приостановления операций. Их выполнение поможет снизить риск блокировки как по линии антиотмывочного законодательства, так и по линии налоговой службы.

Знай своего клиента

С июля 2022 работает система обмена данными между ЦБ РФ и банками — она называется «Знай своего клиента», ЗСК. Регулятор на основании информации, которая поступает из разных банков, распределяет всех клиентов по тем же трём группам риска и передаёт эти данные во все банки. Они же вправе решать самостоятельно, использовать в работе оценку ЦБ РФ или нет. Но кажется маловероятным, что на практике кто-то будет игнорировать мнение регулятора.

, что 99% всех налогоплательщиков отнесены к зелёной группе, то есть риск совершения ими подозрительных операций минимален. В жёлтой группе примерно 0,3%, в красной — 0,7%. Всего в базе Центробанка порядка 7 000 000 компаний и ИП.

Что может предпринять банк по закону 115-ФЗ

Начнём с того, какие операции банк провести обязан. Если клиент отнесён к зелёной группе риска, то он беспрепятственно может переводить денежные средства другим зелёным компаниям на счета в российских банках. Безосновательная блокировка таких операций неправомерна. Но это вовсе не значит, что попавшим в зелёную зону можно расслабиться: их операции по-прежнему проверяются.

Согласно подп. 1.1 п. 1 статьи 7 115-ФЗ, банки обязаны принимать обоснованные и доступные меры по определению целей деятельности, финансового положения и деловой репутации своих клиентов и источников происхождения денег. Поэтому при возникновении обоснованных подозрений банк имеет право приостановить операцию и потребовать дополнительные документы или сведения по ней.

Если в итоге будут основания полагать, что операция направлена на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, банк должен:

Важно. Банки обязаны всегда проводить проверку по 115-ФЗ, фиксировать и передавать в Росфинмониторинг сведения обо всех случаях отказа от проведения операций.

Судьбу жёлтого клиента банк решает самостоятельно. Он вправе:

В отношении красных клиентов банки обязаны:

Центральный банк обещает сделать систему «Знай своего клиента» доступной для компаний малого и среднего бизнеса.

Упростите работу с бухгалтерией с сервисом «КУДиР». Он поможет следить за сроками сдачи отчётов, вести книгу учёта доходов и расходов, отправлять декларации в ФНС и многое другое. Подходит для ИП без сотрудников.

Будет ли предупреждение от банка о возможной блокировке счёта

Закон не обязывает банки информировать клиентов о присвоении им низкой или средней степени риска. Но вот о том, что компанию включили в красную группу, он должен сообщить в течение пяти рабочих дней. Клиенту также должно быть разъяснено, по каким критериям он отнесён к данной группе и какие ограничительные меры к нему применяются.

Многие банки для удобства клиентов разработали собственные сервисы по расчёту рисков, в том числе на основании требований 115-ФЗ. В личном кабинете клиент может увидеть, например, свой рейтинг в баллах, а также рейтинг контрагента.

Бывает, что операция зелёного клиента вызвала подозрение. Предупредит ли банк о возможной блокировке счёта? Какого-то специального информирования об этом не предусмотрено. Если банк запросит дополнительные документы, в запросе будет содержаться предупреждение о возможной блокировке, а также о последствиях, которые наступят при отказе их предоставить.

Какие документы может запросить банк и что будет, если их не предоставить

Конкретные виды документации, которые может запросить банк, в законе не названы. Задача банка — принимать все доступные меры, чтобы понять, законна ли операция. И для её выполнения он может истребовать любые документы. А вот клиенты обязаны представить банкам всю необходимую информацию — этого требует п. 14 статьи 7 закона 115-ФЗ.

Среди прочего банк вправе затребовать персональные данные физических лиц, которые являются бенефициарными владельцами бизнеса, то есть реальными его собственниками. Или, например, информацию о деловой репутации компании.

На практике банки обычно требуют:

Важно. Если клиент откажется представить документы, решит не проводить операцию после их истребования или расторгнет договор, эта информация будет зафиксирована банком и передана в Росфинмониторинг.

Какая ответственность может наступить за нарушение 115-ФЗ. Штрафы за это предусмотрены лишь для банков и иных организаций, которые проводят операции с денежными средствами клиентов. Обычный бизнес за такие нарушения не штрафуют. Однако последствия нарушения антиотмывочного закона могут быть куда более плачевными: блокировка счёта, замораживание средств на нём на длительное время, отказ в обслуживании не только в своём банке, но и в других, в конце концов ликвидация компании.

Кого могут включить в перечень террористов и экстремистов

ответственность за нарушение закона 115-ФЗ, поэтому очень строго исполняют его нормы. Бывает, что порой под их пристальное внимание попадают вполне законопослушные компании. Разберёмся, что им делать в такой ситуации.

В первую очередь, как можно скорее представить все данные и документы, если банк их просит. Есть вероятность, что ситуация разрешится положительно — операцию проведут, а счёт не заблокируют.

Если же всё пошло по плохому сценарию, включение в красную группу можно оспорить:

Межведомственная комиссия после рассмотрения жалобы может отнести компанию в другую группу риска. Если так произойдёт, банк и ЦБ РФ должны сделать соответствующие изменения не позже следующего рабочего дня.

Самый плохой вариант — совсем ничего не предпринимать и ждать, что проблема решится сама собой. В таком случае по прошествии шести месяцев компанию исключат из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. То же самое произойдет, если комиссия и суд откажут в удовлетворении жалобы. Заблокированные на счёте денежные средства вернут собственнику бизнеса только после ликвидации.

Подытожим

Получайте раз в неделю подборку лучших статей Жизы

Рассказываем истории из жизни бизнесменов, следим за льготами для бизнеса и
даём знать, если что-то срочно пора сделать.

Поладить с деньгами

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Фиксированные платежи на 2022 год для ИП

Законы · 30 June

Если ваш доход больше 300 тысяч, в 2022 году общая сумма взносов составит 43 211 ₽ плюс дополнительный взнос. Показываем на примерах, как рассчитать и учесть страховые взносы для ИП на разных системах налогообложения.

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Как выбрать банк для ИП: пошаговая инструкция

Деньги · 30 June

Банк не проводит операцию, интернет-банкинг снова барахлит, счёт заблокировали и не отвечают на звонки — чтобы ваш бизнес не попал в такую ситуацию, нужно правильно выбрать банк. Составили инструкцию, которая поможет вам не ошибиться с выбором.

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Как понять, что снижение цены оправдано

Скидки могут помочь заработать, а могут съесть прибыль. Поэтому чтобы снижение цены окупилось, нужно смотреть на продажи и анализировать спрос. Мы разобрались, что нужно сделать, чтобы оправдать снижение цены.

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Три истории о том, как бизнесмены разблокировали счета через суд

Больше половины бизнесменов выигрывают у банков в суде. Мы покопались в судебных делах и узнали, как им это удается. В статье — о том, как один бизнесмен вернул себе незаконную комиссию банка, а два других — добились, чтобы банк провел платежи по счету.

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Как вывести деньги с расчётного счёта ИП, если банк против

Предприниматель может тратить заработанные деньги, как ему захочется. Но банк может заблокировать счет, если заподозрит в незаконном обнале. В статье рассказываем, почему счет могут заблокировать и что делать, если такое случилось.

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Как принимать оплату картами без пинпада

Если не хотите возиться с пинпадом, можно получать оплату через приложение. В статье — о том, как это работает, кому подходит и стоит ли ввязываться.

Самый выгодный эквайринг: какой банк выбрать

Чтобы настроить безналичный расчёт на точке придётся купить терминал, подключить эквайринг и платить комиссию с каждого платежа. Рассказываем, как работает эквайринг, как его оформить, когда он окупится, и в каких банках самые выгодные тарифы.

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Деньги на счетах малого бизнеса застрахованы

Раньше страховка защищала только физлиц и ИП. Компаниям не всегда удавалось забрать деньги из лопнувшего банка. Теперь малый бизнес тоже под защитой, но есть нюансы. Рассказываем, кому, когда и сколько вернут.

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный
учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические
услуги в области корпоративного права, организации внутреннего
контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля,
целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.:
+7 (964) 768 9380

+7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Добавить сайт корпоративного права
и финансового мониторинга в Избранное

мпания
основана в 1996 году

НОВОСТИ
финансового мониторинга, ПОД/ФТ/ФРОМУ и корпоративного права

Сентябрь 25 2021

Перечни Росфинмониторинга 2.0 в личных кабинетах.

24 сентября 2021 года вступил в силу Приказ Федеральной
службы по финансовому мониторингу от 19 марта 2021 г. №52
“Об утверждении Порядка ведения Федеральной службой по
финансовому мониторингу сформированного перечня организаций
и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их
причастности к экстремистской деятельности или терроризму,
его структуры и формата размещаемой в нем информации”.

Этим нормативным актом утверждён новый порядок ведения
Росфинмониторингом сформированного перечня организаций и
физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их
причастности к экстремистской деятельности или терроризму,
его структура и формат размещаемой в нем информации.

В личном кабинете на сайте Росфинмониторинга заблаговременно
предупреждение о том, что в разделе “ИНСТРУКЦИИ” размещено
описание структуры и формата нового XML-файла, содержащего
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых
имеются сведения об их причастности к экстремистской
деятельности или терроризму, его примера и XSD схемы. С
24.09.2021 до 24.11.2021 Перечни будут размещаться в новом
формате «XML» и в формате «DBF», а с 24.11.2021 – только в
новом формате «XML».

Перечни Росфинмониторинга в новом формате стали
публиковаться в отдельном разделе «Перечни организаций и
физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их
причастности к экстремистской деятельности или терроризму
2.0».

Для тех субъектов 115-ФЗ, кто проверяет клиентов по перечням
вручную, смена форматов перечня особой роли не сыграет. Тем
же, кто пользуется автоматическими программами для проверки
клиентов, возможно, потребуется их адаптация под новый
формат Перечней.

Перейти в раздел Новости

Методические
рекомендации по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями,
осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом
и индивидуальными предпринимателями

Вечером
01 марта 2019 года Росфинмониторинг опубликовал на своем сайте
Методические рекомендации по проведению оценки рисков ОД/ФТ
организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или
иным имуществом и индивидуальными предпринимателями (Информационное
письмо Росфинмониторинга от 01 марта 2019 г. №59).

О том,
что ведомство ведет разработку этих рекомендации нам, конечно, было
известно. Однако их
публикация во второй половине пятницы – все же стало несколько
неожиданным.

До
поздней ночи пятницы и всю субботу мы провели за изучением и
анализом методических рекомендации Росфинмониторинга и за их
внедрением в состав разрабатываемых нами правил внутреннего
контроля.

Можно
отметить, что финансовая разведка провела большую и качественную
работу, издав рассматриваемые рекомендации.

Была
радикально изменена система оценки рисков ОД/ФТ у ювелиров, агентств
недвижимости, лизинговых и факторинговых организаций, операторов по
приему платежей, организаций игорного бизнеса, адвокатов нотариус,
бухгалтеров, юристов и некоторых других субъектов 115-ФЗ (за
исключением кредитных организаций и некредитных финансовых
организаций, поднадзорных Банку России).

3)
операционные риски.

Даны
подробные рекомендации по разработке программы оценки рисков в
составе ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Субъектам первичного финансового мониторинга рекомендуется
информировать Росфинмониторинг об актуальных рисках ОД/ФТ, имеющихся
в их деятельности не реже одного раза в год или по мере выявления
новых рисков ОД/ФТ через специальную форму на сайте
Росфинмониторинга.

утратившем силу 59 Приказе Росфинмониторинга нормативно закреплялось
положение об обновлении сведений о клиентах с высоким риском не реже
одного раза в полгода. Несмотря на то, что в новом приказе
Росфинмониторинга №366, который в настоящее время регулирует
процедуру идентификации клиентов, подобные положения отсутствуют, в
Методических рекомендациях все же даны
указания более часто обновлять сведения о клиенте, представителе
клиента и выгодоприобретателе, бенефициарном владельце клиента
соразмерно присвоенной клиенту степени (уровня) риска.

Примечательно, что осталось в силе
Информационное письмо Росфинмониторинга от 02.08.2011 № 17 «О
признаках операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный
риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания)
доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»,
которым ранее регулировались отдельные вопросы оценки рисков.

Законодательство по финансовому
мониторингу.

Кодекс финансового мониторинга и ПОД/ФТ: основные нормативные
акты и документы по ПОД/ФТ

Фл в перечне физических лиц в отношении которых принимались меры под фт что это значит

О чем закон 115-ФЗ?

Часто этот закон называют антиотмывочным: согласно ему все банки обязаны выявлять подозрительные операции клиентов, чтобы пресекать возможную легализацию преступных доходов или финансирование чего‑то нелегального.

Банки проверяют все операции давно: закон действует с 2001 года. Вместе с тем ЦБ в 2021 году выпустил обязательные к исполнению банками документы о повышенном внимании к определенным финансовым операциям граждан. Поэтому говорить о контроле за операциями физических лиц стали больше и может сложиться впечатление, что банки начали контролировать финансовые операции граждан только недавно.

Действующая методика ориентирована на выявление расчетов с нелегальными онлайн-казино, финансовыми пирамидами, форекс-дилерами и криптовалютными обменниками.

Позиция ЦБ об использовании криптовалюты

Методические рекомендации ЦБ о контроле за отдельными операциями физлиц

На кого распространяется 115-ФЗ?

На всех, кто участвует в финансовых операциях, в том числе на банки и всех их клиентов: простых граждан, ИП и юридических лиц.

Что может делать банк по закону 115-ФЗ в отношении физических лиц?

Банк обязан проверять подозрительные операции и при необходимости запрашивать у клиентов разъяснения и подтверждающие документы по ним — это может вызывать разные последствия для физических лиц. На подозрительные операции и связанные с ними счета банк может накладывать ограничения, например:

Частичное ограничение операций означает, что клиент на время проверки может пользоваться ими в пределах лимитов, установленных банком. Например, банк может разрешить снимать в банкоматах не более 20 000 ₽ наличными или совершать покупки не более чем на 50 000 ₽.

Полное ограничение операций означает, что банк устанавливает нулевой лимит по таким операциям и клиент не сможет воспользоваться ими до успешной проверки их легальности. Банк редко полностью ограничивает операции на время проверки. Как правило, если ограничения на время проверки и накладываются, то возможность делать покупки или снимать наличные остается в определенных лимитах.

После успешной проверки банк снимает все ограничения.

Какие операции физических лиц могут вызывать вопросы у банка по закону 115-ФЗ?

Банк не заинтересован в ограничениях операций по счетам клиентов, поэтому реагирует, только если на то есть серьезные основания. Все операции проходят проверку по определенным критериям — их утверждает ЦБ. Так, банк могут заинтересовать операции:

Как правило, обыкновенные бытовые операции, например перевод денег друзьям, или любые другие легальные операции подозрений не вызывают.

Что такое проверка по 115-ФЗ для физлиц? На каком основании она проводится?

Это изучение документов и пояснений клиента по вызвавшим вопросы операциям. По закону банк обязан проверять подозрительные операции клиентов: для этого он запрашивает у клиента разъясняющие документы, чтобы изучить их и убедиться в легальности действий. Юристы банка исследуют их в течение двух дней и завершат проверку. Если все в порядке, вопросы и ограничения, если они были наложены, будут сняты.

Если клиент не предоставит документы, банк не сможет по требованию закона 115-ФЗ проверить операции, поэтому будет вынужден ограничить возможности использования счета.

В чем суть закона 115-ФЗ?

Закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» появился в 2001 году. По‑простому его называют антиотмывочным законом.

Закон 115-ФЗ обязывает банки следить за операциями клиентов. Для этого в банках есть внутренняя служба финмониторинга. Она следит за операциями и выявляет фирмы, которые ведут фиктивную деятельность и занимаются обналичкой.

Закон касается всех российских банков. Если банк не следит за операциями, его могут лишить лицензии. Поэтому банки прислушиваются к рекомендациям Центробанка и обращают внимание на тех, кто платит мало налогов или снимает много наличных. Если банк находит признаки подозрительных операций, он может приостановить обслуживание счета клиента на период проведения проверки. Как обезопасить себя от блокировки обслуживания

Что может делать банк по закону 115-ФЗ?

Банки, которые соблюдают закон 115-ФЗ, могут проверить компанию, когда она открывает расчетный счет и проводит операции по счету. В случае подозрений банк запрашивает документы, которые подтверждают легальность бизнеса. Какие документы может попросить банк

Если предприниматель представил неправильные документы, и у банка остаются подозрения, что клиент занимается отмыванием доходов, банк может ограничить дистанционное банковское обслуживание и рекомендовать закрытие счета.

Банк предупреждает о возможной блокировке?

Банк может запросить документы — это обычно случается неожиданно. В запросе банк предупреждает о возможной блокировке операций, если компания не представит нужные документы.

Предприниматели могут сами узнать, есть ли вероятность, что банк начнет проверку и запросит документы. Для этого в Тинькофф есть сервис Репутация. Он анализирует основные параметры бизнеса: сколько налогов заплатили, какая ситуация со снятием наличных и переводами физлицам. На основе этой информации сервис оценивает, как компания выглядит в глазах банка. Узнать свою репутацию

Конечно, даже идеальная репутация не гарантирует защиту от проверок по закону 115-ФЗ. Банк может запросить документы и попросить рассказать о бизнесе, если предприниматель заключил сделку с сомнительным контрагентом. Например, перевел деньги компании, которая была замечена в обналичивании денег.

Чтобы такая проверка прошла быстрее, можно заранее рассказать об особенностях бизнеса — ответить на вопросы в сервисе Репутация. Как отвечать на вопросы об особенностях бизнеса

Что делать, если банк приостановил операции по счету?

Если банк приостановил операции по счету, нужно показать, что бизнес настоящий: покупает материалы, оказывает реальные услуги, что‑то производит. Для этого нужно рассказать о своем бизнесе и прислать документы о сделке: акты, счета-фактуры, договоры. Если все документы есть на руках, их достаточно просто сфотографировать и отправить в чат менеджеру. Какие документы может попросить банк

Когда предприниматель присылает нужные документы, банк снимает ограничения, и работа продолжается.

Предприниматель получает много денег от разных контрагентов, и эти деньги сразу списываются в пользу других. При этом по счету у него низкая налоговая нагрузка — менее 1%, — а некоторые контрагенты выглядят сомнительно.

Такая деятельность может показаться подозрительной, потому что компания похожа на транзитную фирму. В таком случае банк может запросить документы, чтобы ее проверить.

Предприниматель объясняет, что у него агентский бизнес: он нанимает субподрядчиков, переводит им плату за работу, а сам зарабатывает только на комиссионных. Поэтому у него большие обороты по счету, а налогов он платит мало. Для подтверждения своих слов он присылает несколько договоров и дает ссылки на свою компанию в интернете. Вопрос решен, можно работать дальше.

Готовьте документы заранее. Сначала подписанный договор, потом предоплата. Так вы сможете в любой момент ответить на вопросы банка и избежать блокировки операций.

Прямо сейчас можно подстраховаться и заранее сократить время проверки и список запрашиваемых документов. Зайдите в сервис Репутация и расскажите банку об особенностях бизнеса — ответьте на вопросы в личном кабинете. Тогда при проверке не придется отвечать на них повторно, а банк запросит минимум документов. Ответить на вопросы в кабинете Репутации

Какие документы может попросить банк?

Для проверки легальности операций банк может попросить любые документы, которые доказывают реальность компании и ее сделок. Чаще всего это договоры, акты, счета-фактуры. В них должны быть указаны все суммы, которые проходили по счету до проверки. Единого списка документов нет, каждую ситуацию банк рассматривает индивидуально.

Список возможных документов для ИП и ООО:

Дополнительно банк может попросить описать в свободной форме:

Подойдут электронные документы, сканы и фотографии бумажных оригиналов. Обычно их нужно представить в течение двух дней. Если нужно больше времени или необходимо провести срочные платежи, Тинькофф готов пойти навстречу. Для этого нужно объяснить ситуацию менеджеру и договориться об условиях обслуживания.

Что будет, если не представить документы?

По 115-ФЗ банк обязан проверять бизнес клиентов на соответствие закону и пресекать нежелательные операции. Для проверки банк может запросить любые документы, которые подтверждают законность бизнеса и операций по счету.

Иногда предприниматели присылают неправильные документы: фиктивные, с ошибками и несоответствиями. Тогда у банка остаются подозрения, что клиент занимается отмыванием доходов. В таком случае банк может заблокировать обслуживание и рекомендовать закрытие счета.

Как проводить идентификацию клиентов по 115-ФЗ

С 1 сентября вступают в силу поправки в «антиотмывочный» закон. Новая норма обяжет компании — субъекты 115-ФЗ отказывать в обслуживании клиентам, которые не предоставили идентификационные сведения.

Разбираемся в изменениях законодательства и анализируем ошибки, которые допускают при проведении идентификации чаще всего.

В чем суть поправок

С 1 сентября вступает в силу норма, внесенная Федеральным законом от 30.12.2020 № 536-ФЗ. Если клиент не предоставил необходимые сведения, то компании — субъекты 115-ФЗ обязаны отказать ему в обслуживании. Например, если он не согласился раскрыть бенефициарного владельца организации, то банк не имеет права открыть счет такому клиенту.

Перечень сведений, которые нужно установить в отношении клиента, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, достаточно большой. Он установлен Положениями Банка России № 444-П, № 499-П и Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366.

Новая норма еще раз подтверждает, что проводить идентификацию клиента нужно до приема на обслуживание. Смысл процедуры — выяснить, безопасно ли работать с физическим или юридическим лицом. Идентификационные данные вносятся в анкету клиента. Вопросы лучше располагать в той же последовательности, как в нормативном акте, а также сохранить дословные формулировки из нормативного правового акта (НПА).

Ошибки при идентификации клиентов

Некоторые организации нарушают последовательность проведения идентификации, собирают неполный объем информации или не хранят анкеты клиентов — все это серьезные нарушения требований 115-ФЗ, которые могут привести к штрафам. Разберем типовые ошибки при идентификации клиентов подробнее.

Путают клиентов и контрагентов

Важно учитывать, что клиент и контрагент — не тождественные понятия. 115-ФЗ обязывает идентифицировать клиентов — юридических и физических лиц, иностранные структуры без образования юридического лица, но не контрагентов.

Клиент — это лицо, которое находится на обслуживании у организации, то есть ему оказывают услугу. А контрагент — это то лицо, с которым организация осуществляет хозяйственную деятельность, например, арендует у него офис, покупает канцтовары или оргтехнику.

Если клиент — юридическое лицо, значит, у него есть представитель — директор компании и бенефициар — это всегда физическое лицо, которое влияет на деятельность организации. Его тоже нужно идентифицировать.

Используют копии документов

По закону проводить идентификацию нужно по оригиналам документов или их заверенным копиям. Иногда организации считают, что достаточно получить скан документа, который клиент отправил по электронной почте, или найти информацию в свободном доступе. Однако это нарушение.

Не хранят анкеты клиентов

Некоторые организации хранят анкеты клиентов год-два или в пределах срока исковой давности. Однако по закону необходимо хранить анкеты минимум пять после окончания работы. Потеря анкеты клиента, с которым прекращены отношения менее пяти лет назад, будет считаться длящимся нарушением, и, соответственно, компанию могут привлечь к ответственности.

Не выявляют публичных должностных лиц

Бывает, что при идентификации не уточняют, является ли клиент или его родственниками публичными должностными лицами. Достаточно распространенная ситуация, когда в строке «Является ли клиент публичным должностным лицом», стоит прочерк или пустое место.

Золотое правило — анкета клиента должна быть полностью заполнена, на каждый поставленный вопрос в анкете должен быть дан четкий однозначный ответ: да или нет, относится либо не относится к публичным должностным лицам, является или не является родственником.

Проводят сверку с перечнями не в полном объеме

При этом клиентов нужно проверять не только по перечням Росфинмониторинга. Достаточно распространенное нарушение, когда организации забывают делать проверку по санкционным перечням Совета Безопасности ООН. В Контур.Призме автоматически проводится проверка клиентов по всем необходимым перечням и критериям.

Не обосновывают уровень риска

Многие организации забывают писать обоснование оценки риска. Написано в анкете: уровень риска клиента — высокий. Почему так, непонятно. Высокий уровень риска можно обосновать наличием у клиента определенных факторов. А низкий — их отсутствием. Если все поля в анкете заполнены, уровень риска проставлен, но обоснований нет, это будет считаться нарушением.

Светлана Кирланова, эксперт Контур.Призмы по законодательству в сфере ПОД/ФТ и комплаенс-рискам

Не пропустите новые публикации

В соответствии с пунктом 19 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 33, ст. 4835; 2020, N 43, ст. 6786), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок ведения Федеральной службой по финансовому мониторингу сформированного перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, его структуру и формат размещаемой в нем информации.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, курирующего структурное подразделение, отвечающее за вопросы противодействия финансированию терроризма.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении девяноста дней, следующих за днем его официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июня 2021 г.

УТВЕРЖДЕНприказом Федеральной службыпо финансовому мониторингуот 19.03.2021 № 52

Порядокведения Федеральной службой по финансовому мониторингу сформированного перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, его структура и формат размещаемой в нем информации

3. Перечень ведется в электронном виде с использованием Единой информационной системы Федеральной службы по финансовому мониторингу, созданной в соответствии с подпунктом 18 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторинг, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 25, ст. 3314; 2020, N 40, ст. 6244).

Структура перечня и формат размещаемой в нем информации

4. Структура перечня состоит из совокупности информации, указанной в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, об организациях и физических лицах, включенных в него по основаниям, предусмотренным пунктом 2 1 статьи 6 Федерального закона.

6. К обязательной информации относится:

в отношении организаций:

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в отношении физических лиц:

в) фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

д) реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

7. К дополнительной информации относится:

а) государственный регистрационный номер;

б) место государственной регистрации;

в) адрес места нахождения;

ж) адрес места жительства или места пребывания.

8. Сведения об одном физическом лице или организации, включенной в перечень, образуют одну запись с присвоением идентификационного (системного уникального) номера вне зависимости от изменения сведений о физическом лице или организации.

9. В отношении организаций и физических лиц, включенных в перечень по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 1 статьи 6 Федерального закона, в перечне должна содержаться информация в объеме аналогичном объему сведений, содержащихся в составляемых международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанных Российской Федерацией перечней организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами.

10. Содержащаяся в перечне информация размещается на официальном сайте в качестве общедоступной информации, а также в личных кабинетах.

11. Перечень размещается структурным подразделением Федеральной службы по финансовому мониторингу, обеспечивающим бесперебойное функционирование Единой информационной системы Федеральной службы по финансовому мониторингу, в личных кабинетах в форматах «XML», «XLS» в объеме сведений, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка.

12. В разделе «перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» официального сайта в качестве общедоступной информации размещаются сведения, указанные в подпунктах «а», «б», «в» и «г» пункта 6, подпунктах «б», «в» и «д» пункта 7 настоящего Порядка.

13. Структура информации из перечня, размещаемой на официальном сайте в качестве общедоступной, должна предусматривать классификацию организаций и физических лиц на действующие, включенные и исключенные. Указанная информация размещается в соответствующих подразделах раздела «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» официального сайта.

14. Подраздел «Действующие» раздела «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» официального сайта должен содержать информацию об организациях и физических лицах, находящихся в перечне. Информация в указанном подразделе размещается в алфавитном порядке.

15. Подраздел «Включенные» раздела «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» официального сайта должен содержать информацию об организациях и физических лицах, которые были включены в новую редакцию перечня.

16. Подраздел «Исключенные» раздела «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» официального сайта должен содержать информацию об организациях и физических лицах, которые были исключены из новой редакции перечня.

1 Приказ Росфинмониторинга от 20 июля 2020 г. N 175 «Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 сентября 2020 г., регистрационный N 59707).

2 Подпункты «а» и «б» пункта 4 Правил.

Приложениек Порядку ведения Федеральной службой пофинансовому мониторингу сформированногоперечня организаций и физических лиц, в отношениикоторых имеются сведения об их причастностик экстремистской деятельности или терроризму,его структуре и формату размещаемой в нем информации,утвержденному приказом Федеральной службы пофинансовому мониторингу от 19.03.2021 № 52

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ