15 ноября 2021 г. вступил в силу Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 октября 2021 г. N 219 “Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г.
15 ноября 2021 г. вступил в силу Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 октября 2021 г. N 219 “Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению”.
Соответственно Приказ Росфинмониторинга №261 утратил силу.
Новые форматы содержат существенные отличия от предыдущих в части заполнения ФЭС FM03 о результатах проверок клиентов, проводимых раз в три месяца.
Для сообщения о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в разделе «Сведения о результатах проверки» было добавлено новое поле со значением «Общее количество клиентов – организаций, физических лиц». В указанном поле теперь необходимо указывать общее количество клиентов – организаций, физических лиц, находившихся на обслуживании за период со дня, следующего за днем окончания предыдущей проверки, по дату окончания проведения текущей проверки (далее – проверяемый период).
Далее в других полях ФЭС указывается количество клиентов, в отношении которых проводилась проверка по перечням и решениям межведомственной комиссии.
С учетом вышеизложенного всем субъектам Федерального закона №115-ФЗ, за исключением НФО и лиц ст. 7.1, необходимо учесть изменения, и указывать в ФЭС 03 в том числе общее количество клиентов, независимо от того, проводилась ли идентификация в отношении клиента, а следовательно, и проверка по перечням.
Так, например, организациям и предпринимателям розничной торговли ювелирными изделиями, придется посчитать всех клиентов, которые совершали покупки независимо от суммы операции. То же самое касается и иных сфер деятельности, для которых есть исключения, когда идентификация не проводится, например для операторов по приему платежей.
Отдельно стоит обратить внимание на нумерацию ФЭС. Ранее рекомендовалось нумеровать ФЭС отдельно в рамках каждой разновидности ФЭС. Например, ФЭС по формам FM01 и FM03 должны иметь самостоятельную нумерацию в течение календарного года. Новые форматы ФЭС предусматривают, что порядковый номер информации, представляемой в Росфинмониторинг с начала календарного года (далее – порядковый номер информации указывается сквозной номер по порядку по всем видам ФЭС.
Для передачи информации, требующей особого внимания Росфинмониторинга по сведениям об операциях, в отношении которых возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также об операциях, у которых показатель “Код вида операции” принимает значение <7NNN> (где 7NNN – коды группы операций, указывающих на операции, связанные с финансированием экстремистской, в том числе террористической деятельности, финансированием распространения оружия массового уничтожения), первый разряд порядкового номера информации (Y) принимает значение 9.
Пример идентификатора:
2021_7702345025_000000000_90000001.
Изменения коснулись и порядкового номера файла, сформированного в течение дня. YPPP – порядковый номер файла, сформированного в течение дня (5 символов), нумерация начинается с 00001. Для передачи файла, требующего особого внимания Росфинмониторинга, содержащего сведения об операциях, в отношении которых возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, и об операциях, у которых показатель “Код вида операции” принимает значение <7NNN> (где 7NNN – коды группы операций, указывающих на операции, связанные с финансированием экстремистской, в том числе террористической деятельности, финансированием распространения оружия массового уничтожения), первый разряд порядкового номера файла (Y) принимает значение 9.
Если у вас возникают сложности с формированием ФЭС, специалисты нашей компании готовы оказать вам консультационную поддержку
Автор статьи. Пинигина Елена – эксперт по ПОД/ФТ, генеральный директор МЭЦФМ «Национальное достояние», главный редактор СМИ «Вести 115-ФЗ»
Дата публикации: 07.07.2022 10:46
С 6 июля 2022 г. в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу размещены новые формы формализованных электронных сообщений версии 2.0.
Федеральная служба по финансовому мониторингу установила переходный период для применения новых ФЭС. Так, до 11 июля 2022 г. допускается направление сведений по версии 1.2.
Таким образом, с 11 июля 2022 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статьях 5 и 7.1 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязаны направлять отчетность в Федеральную службу по финансовому мониторингу в новом формате (версия 2.0):
- Cообщения об операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, и операции, в отношении которой возникли подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также о приостановленной операции с денежными средствами или иным имуществом ФЭС 1-ФМ (версия 2.0).
- Cообщения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества ФЭС 2-ФМ (версия 2.0).
- Cообщения о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества ФЭС 3-ФМ (версия 2.0).
- Сообщение о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона ФЭС 4-ФМ (версия 2.0).
- Cообщения о случаях отказа от проведения операций по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, и (или) об устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ основания, в соответствии с которым ранее организацией (филиалом организации, индивидуальным предпринимателем) были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в Росфинмониторинг ФЭС 5-ФМ (версия 2.0).
Причиной внедрения новой формы формализованных электронных сообщений послужил приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.02.2022 г. №18 «Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Кому нужно представлять отчетность в Федеральную службу по финансовому мониторингу по версии 2.0:
- лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, организаторов азартных игр, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторов по приему платежей, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, и операторов лотерей;
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- адвокаты, нотариусы, доверительные собственники (управляющие) иностранной структуры без образования юридического лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (адвокаты, нотариусы, доверительные собственники, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги);
- аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
Внимание! Аналогичный обзор новых ФЭС 2.0 для поднадзорных Банку
России организаций был ранее опубликован нами здесь.
06 июня
2022 г. на официальном сайте Росфинмониторинга было опубликовано
описание структур наименования,
служебной и информационной частей ФЭС, описание кодов признаков,
указывающих на необычный характер операций (сделок), и требования к
технологическим электронным документам, направление которых
регламентировано Особенностями представления в Федеральную службу по
финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным
законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма», утвержденными приказом Федеральной службы по
финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. № 18.
Соответствующее сообщение об этом было также опубликовано в личных кабинетах
пользователей на сайте Росфинмониторинга.
(сообщение из личного кабинета, нажмите на картинку, чтобы увеличить
ее)
Указанный документ устанавливает новые формы отчетности ФЭС версии
2.0, которые будут применяться с 07 июля 2022 года и фактически
заменяет положения сразу двух приказов Росфинмониторинга, которые,
как мы ожидаем, будут отменены в ближайшее время:
–
Приказ Росфинмониторинга от 07.10.2021 №219 «Об утверждении
описания форматов формализованных электронных сообщений, направление
которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную
службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной
Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма”, утвержденной приказом Федеральной службы
по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и
рекомендаций по их заполнению»;
–
Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 «Об утверждении
Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению
признаков необычных сделок».
Разберем
самые главные изменения.
(описание ФЭС и признаков необычных операций на сайте
Росфинмониторинга, нажмите на картинку, чтобы увеличить
ее)
На кого распространяются новые описания ФЭС и признаков необычных
сделок?
Положения новых особенностей отправки сообщений в Росфинмониторинг
распространяются на:
–
лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи,
организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных
металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких
изделий, организаторов азартных игр, организации, оказывающие
посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи
недвижимого имущества, операторов по приему платежей, коммерческие
организации, заключающие договоры финансирования под уступку
денежного требования в качестве финансовых агентов, операторов
связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной
радиотелефонной связи, операторов связи, занимающих существенное
положение в сети связи общего пользования, которые имеют право
самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, и
операторов лотерей;
–
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку,
куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных
изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных
предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при
осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
–
адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих)
иностранной структуры без образования юридического лица и лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания
юридических или бухгалтерских услуг;
–
аудиторские организации и индивидуальных аудиторов.
С какой даты будут применять новые ФЭС 2.0?
Пунктом
25 Приказа Росфинмониторинга №18 от 8 февраля 2022 г. № 18
установлено, что размещенные на официальном сайте Росфинмониторинга
описание структур наименования, служебной и информационной частей
ФЭС, описание кодов признаков, указывающих на необычный характер
операций (сделок), и требования к технологическим электронным
документам применяются организациями, индивидуальными
предпринимателями, адвокатами, нотариусами, доверительными
собственниками, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские
услуги, и аудиторами по истечении 30 календарных дней со дня их
размещения на официальном сайте Росфинмониторинга. Исходя из
этого и, учитывая, что описание структур ФЭС и кодов необычных
сделок было опубликовано Росфинмониторингом на своем сайте 06 июня
2022 года, новые ФЭС версии 2.0 будут применяться с 07 июля 2022
года.
Что поменялось в описании новых ФЭС?
Принципиальных изменений в описании ФЭС в Росфинмониторинг не
произошло. Пользователи при переходе с ФЭС 1.2 на ФЭС 2.0
дискомфорта испытать не должны.
Из
заметных изменений отметим следующие.
Из
состава ФЭС был полностью исключен Тип данных и показатель «Место
рождения».
Введен
новый тип данных Тип данных «Сведения о бенефициарном владельце» –
таблица 2.9.1. В нем указываются:
–
результат принятия организацией (филиалом организации),
индивидуальным предпринимателем, лицом установленной категории мер
по идентификации бенефициарного владельца;
–
признак резидента (нерезидента) бенефициарного владельца;
–
сведения о бенефициарном владельце.
В состав
ФЭС также включаются такие показатели как
признак идентификации бенефициарного владельца, сведения о
бенефициарном владельце.
Для Типа
данных «Сведения о драгоценных металлах, драгоценных камнях,
ювелирных изделиях)» был установлен новый показатель «Наименование
драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и
лома таких изделий». В нем указывается наименование драгоценных
металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких
изделий, в случае если показатель «Код драгоценных металлов и
драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий» (КодДрагМеталл)
принимает значение «C99» (при этом регистр значения не имеет).
Код вида
ФЭС 05 (применяется для сообщения о случаях отказа от проведения
операций по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального
закона № 115-ФЗ, и (или) об устранении указанного в пункте 11 статьи
7 Федерального закона № 115-ФЗ основания, в соответствии с которым
ранее организацией (филиалом организации, индивидуальным
предпринимателем) были приняты решения об отказе от проведения
операций, сведения о которых были представлены в Росфинмониторинг)
распространили также и на сообщения об отмене судом ранее принятого
решения об отказе от проведения операции.
Были
определены правила определения статуса (ранее именовался ролью)
участника операции (Плательщик / Получатель) при совершении
отдельных операций, подлежащих обязательному контролю:
– в
рамках договора купли- продажи (комиссии, агентском договоре)
драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них
и лома таких изделий;
– в
рамках договора скупки драгоценных металлов и драгоценных камней,
ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
– в
рамках договора финансовой аренды (лизинга);
– для
ряда других случаев.
Для
показателя «Номер счета в банке» установлено, что он является
обязательным к заполнению при наличии в распоряжении у организации
(филиала организации), индивидуального предпринимателя, лица
установленной категории информации о номере банковского счета
клиента.
Уточнены
случаи заполнения показателя «Дополнительные сведения».
Конец всем спорам: индивидуальные предприниматели – это физлица.
Изменения в отчете о проверке клиентов.
На
проводимых нами семинарах
по финмониторингу, в наших
каналах мы постоянно высказывали очевидную позицию о
том, что ИП – это не юрлица, а физлица и их количество надо
указывать в отчете о проверке клиентов в составе именно физлиц. Наше
убеждение полностью совпало с позиций Росфинмониторинга, которая
отныне закреплена в описании ФЭС.
Так, в
ФЭС 2.0 были скорректированы отдельные наименования показателей в
составе отчета о результатах проверки наличия среди своих клиентов
организаций и (или) физических лиц, в отношении которых применены
либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию)
денежных средств или иного имущества. В составе показателей этого
отчета теперь упоминаются индивидуальные предприниматели, при чем
они указываются в сведениях совместно с количеством клиентов –
физических лиц. Например, в показателе «количество клиентов –
индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в отношении
которых проведена проверка» указывается общее количество клиентов -–
индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в отношении
которых проведена идентификация и проверка в проверяемом периоде.
Квитанции о приемке разместят позже, а журнала обработки ФЭС больше
нет.
Был
упразднен журнал обработки ФЭС, который ранее Росфинмониторинг по
результатам обработки полученного ФЭС формировал и размещал в Личном
кабинете.
Установлено, что квитанция, содержащая подтверждение
Росфинмониторинга о принятии или непринятии ФЭС (далее – квитанция о
принятии (непринятии) ФЭС), формируется в виде файла формата XML в
кодировке UTF-8 и размещается в Личном кабинете не позднее 3 рабочих
дней, следующих за днем получения ФЭС (ранее устанавливалось, что
квитанция о принятии (непринятии) ФЭС, формируется в виде файла
формата XML в кодировке UTF-8 и включается в журнал обработки ФЭС не
позднее рабочего дня, следующего за днем получения ФЭС).
Новые сообщения о подозрительной деятельности.
В связи
с уточнением в законодательстве по ПОД/ФТ/ФРОМУ обязанности о
направлении в Росфинмониторинг сообщений о совокупности операций и
(или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций,
его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых
на основании реализации правил внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, финансированию терроризма и финансированию
распространения оружия массового уничтожения возникают подозрения,
что данные операции и (или) действия осуществляются в целях
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или
финансирования терроризма, включая имеющуюся информацию о
бенефициарном владельце, появился отдельный код вида ФЭС «09». Эти
сообщения Росфинмониторинг назвал сообщениями о подозрительной
деятельности.
В связи
с этим был установлен и новый показатель «Идентификатор
подозрительной деятельности» в котором указывается уникальный
идентификатор подозрительной деятельности клиента.
Состав и
формат информационной части ФЭС о подозрительной деятельности указан
в таблице 3.2.1 описания ФЭС.
Какие приложения вошли в новое описание ФЭС?
В состав
приложений вошли следующие:
–
Справочник кодов видов документов, удостоверяющих личность или
подтверждающих право иностранного гражданина или лица без
гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
–
Справочник кодов видов организаций, индивидуальных предпринимателей,
лиц, являющихся субъектами Федерального закона № 115-ФЗ;
–
Справочник кодов видов документов, являющихся
основанием/подтверждением совершения операции (сделки);
–
Справочник кодов видов операций, информация о которых представляется
в Росфинмониторинг;
–
Справочник кодов видов признаков необычных операций (сделок),
информация о которых представляется в Росфинмониторинг;
–
Справочник кодов драгоценных металлов и драгоценных камней,
ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
–
Справочник кодов видов участников операций (сделок);
–
Перечень видов подозрительной деятельности;
–
Перечень зон риска, определенных по результатам Национальной оценки
рисков.
Что делать с новыми критериями подозрительных операций?
Наибольший интерес представляет Справочник кодов видов признаков
необычных операций (сделок), информация о которых представляется в
Росфинмониторинг, который приведен в приложениях к Описанию структур
наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описанию кодов
признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок).
Теперь организации и предприниматели должны будут на страницах своих
правил внутреннего контроля воспроизвести описания критериев или
признаков необычных операций (сделок) и их коды в соответствии с
указанным справочником (ранее применялся Приказ Росфинмониторинга
№103).
Это
потребует от субъектов 115-ФЗ переработки правил внутреннего
контроля, которую следует сделать до 7 августа 2022 года.
Мы
готовы помочь в разработке
новых правил внутреннего контроля.
В ФЭС
2.0 содержатся и иные, не описанные нами изменения, которые
читателям только предстоит еще освоить на практике. Мы настоятельно
рекомендуем организациям и предпринимателям при заполнении
отчетности пользоваться обновленным описанием структур наименования,
служебной и информационной частей ФЭС, описанием кодов признаков,
указывающих на необычный характер операций (сделок), ну или как
минимум не забывать нажимать на подсказку при заполнении отчета в
Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга (знак вопроса в круге
справа от поля для ввода информации).
Ознакомьтесь нашими
многочисленными статьями
по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам
финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному»
законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
–
любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по
ПОД/ФТ);
–
обучение и инструктаж по финмониторингу;
–
аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
–
электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
–
помощь на проверках;
–
и многое другое.
Мы в социальных сетях:
6 июня 2022 года был опубликован Приказ Росфинмониторинга от 08.02.2022 № 18 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 7 АВГУСТА 2001 Г. № 115-ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА» и приложения к нему.
Дата редактирования: 06.06.2022 18:09
На портале Росфинмониторинга было опубликовано описание обновленных форматов формализованных электронных сообщений версии 2.0.
Форматы ФЭС версии 2.0 будут значительно изменены, появятся новые поля и даже новые виды ФЭС.
Например, появится новый вид ФЭС о фактах препятствия реализации Федерального закона № 115-ФЗ со стороны иностранного государства (территории) и ФЭС о подозрительной деятельности.
Подробнее ознакомиться с новой формой ФЭС также можно будет после размещения новых форматов в Личных кабинетах организаций и ИП.
Формы ФЭС должны быть доступны в Личных кабинетах предварительно к 7 июля 2022 года после проведения технических работ по настройке новых форм.
Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
В соответствии с пунктом 8 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 209 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 12, ст. 1304; 2020, № 43, ст. 6804), пунктом 9 Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. № 569 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 16, ст. 2789), пунктом 191 требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 28, ст. 3901; 2021, № 29 ст. 5683), и пунктом 26 требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1188 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 29, ст. 5684; официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 4 февраля 2022 г., № 0001202202040058), п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемые Особенности представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. Признать утратившими силу:
- приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный № 37436);
- приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 15 июня 2018 г. № 181 «О внесении изменений в приложение № 4 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 августа 2018 г., регистрационный № 51797);
- приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу 9 сентября 2020 г. № 214 «О внесении изменений в Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 ноября 2020 г., регистрационный № 60782);
- приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 октября 2020 г. № 276 «О внесении изменений в Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
29 декабря 2020 г., регистрационный № 61922).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2022 года.
И.о. директора Ю.Ф. Короткий
Описание структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описание кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), и требования к технологическим электронным документам, направление которых регламентировано Особенностями представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденными приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. № 18.
Дополнительно в расширении zip::
форматы к приказу 18
xsd схемы к приказу 18
Описание приложений Форматы к приказу в расширении doc:
Форматы к Приказу 18
Что нужно сделать по критериям необычных операций
При выявлении соответствия операции одному или нескольким критериям необычной операции организация или предприниматель должны:
- незамедлительно составить внутреннее сообщение,
- провести проверку клиента и его операции
- принять мотивированное решение в отношении операции,
и решение о направлении или нет информации в Росфинмониторинг.
Для проверки операции клиента, субъекты ФЗ-115 имеют возможность запросить у клиента:
- пояснения в отношении операции,
- организовать с ним встречу,
- запросить документы для проверки,
- изучить источники происхождения средств или имущества клиента,
- провести комплексные углубленные проверки и мероприятия в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
В случае, если клиент шел на контакт, предоставил все необходимые сведения, документы и пояснения, в результате чего у организации или предпринимателя не осталось сомнений в законности операции клиента, ими может быть принято решение о признании операции обоснованной и не вызывающей подозрения.
Если клиент не предоставил внятных объяснений по операции, уклонился от контактов и пояснений, субъектом 115-ФЗ может быть принято решение о признании выявленной необычной операции подозрительной операцией, осуществление которой может быть направлено на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, и о представлении информации о такой подозрительной операции в Росфинмониторинг.
Какие критерии были исключены новыми документами
1117 Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент является иностранным публичным должностным лицом, либо должностным лицом публичной международной организации, либо действует в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица, либо является супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей и нисходящей линии (родителем и ребенком, дедушкой, бабушкой, внуком, внучкой), полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братом и сестрой, усыновителем и усыновленным) иностранного публичного должностного лица;
1118 Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент, представитель клиента действуют от имени (в интересах) некоммерческих организаций <3>, иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их отделений, представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая операция (сделка) не подлежит обязательному контролю в соответствии с п. 1.2 статьи 6 Федерального закона;
1119 Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент или представитель клиента, выгодоприобретатель, учредитель юридического лица является руководителем или учредителем некоммерческой организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, ее отделения, филиала или представительства, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации;
1179 Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент является лицом, замещающим (занимающим) государственную должность Российской Федерации, должность членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;
1183 Получение денежных средств от клиента — юридического лица, в состав учредителей которого входят благотворительные организации и/или фонды или иные виды некоммерческих организаций с долей участия в уставном капитале такого лица, позволяющей прямо или косвенно оказывать влияние на решения, принимаемые указанным юридическим лицом;
1184 Получение денежных средств от клиента в случае, если имеются основания полагать, что клиент является получателем грантов или иных видов безвозмездной финансовой помощи от иностранных некоммерческих неправительственных организаций и/или их представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации;
1404 Перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет (во вклад) за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета (вклада) из-за границы на сумму менее 600 000 рублей либо ее эквивалента в иностранной валюте;
2204 Операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с изготовлением, переработкой, транспортировкой, хранением или реализацией ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, других химических веществ, бактериологических материалов, оружия, боеприпасов, комплектующих к ним, взрывчатых веществ и другой продукции (товаров), запрещенных или ограниченных к свободному обороту, если это не обусловлено хозяйственной деятельностью клиента;
2206 Операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом при осуществлении внешнеэкономической деятельности связана с приобретением и (или) продажей ядовитых и сильнодействующих веществ, если это не обусловлено хозяйственной деятельностью клиента;
2208 Операции по расходованию денежных средств российскими общественными организациями и объединениями (религиозными организациями, политическими партиями, организациями, объединениями) и фондами, не соответствующие целям, предусмотренным их уставными (учредительными) документами;
2209 Операции по расходованию денежных средств российскими филиалами и представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не соответствующие заявленным целям.
Какие критерии изменены
некоторые признаки необычных операций (сделок) отличается от ранее описания признаков:
1191 Операция по получению или предоставлению безвозмездной финансовой помощи;
2201 Адрес регистрации (места нахождения или места жительства) клиента, представителя клиента, бенефициарного владельца, выгодоприобретателя или учредителя клиента — юридического лица совпадает с адресом регистрации (места нахождения или места жительства) лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, либо лица, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества;
2202 Клиент, представитель клиента, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец или участник клиента — юридического лица является близким родственником лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, либо лица, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества;
2290 Фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), дата и место рождения клиента — физического лица, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, учредителя клиента — юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица или участника операции совпадают с фамилией, именем, отчеством (если иное не вытекает из закона или национального обычая), датой и местом рождения физического лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, либо физического лица, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества, либо лица, операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом которого приостановлены на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа, и при этом отсутствуют иные данные, позволяющие установить его полное совпадение с такими лицами.
Изменено описание и некоторых других критериев, но эти изменения по большей части незначительны и некритичны.
Новые критерии подозрительных операций
1170 Операции, связанные с приобретением и (или) продажей химических веществ — прекурсоров, если это не обусловлено хозяйственной деятельностью клиента;
1171 Три и более раз повторяющиеся операции по переводу денежных средств (в том числе электронных денежных средств или цифровых валют) при условии, что характер перечисленных операций, сведения об их участниках (плательщике и (или) получателе), а также иные сведения об операциях дают основание полагать, что они могут быть связаны с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ либо их аналогов и (или) прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ;
1172 Неисполнение клиентом, являющимся субъектом исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ, обязанности по включению в реестры, ведение которых осуществляет Банк России, по постановке на учет в Росфинмониторинге, включению в реестры лиц, занимающихся частной практикой (адвокаты и нотариусы), реестр аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, с учетом фактически осуществляемой деятельности;
1173 Совершение операций (сделок), иных действий с участием клиента, являющегося иностранным публичным должностным лицом, либо совершение операций клиентом в интересах или к выгоде иностранного публичного должностного лица;
1174 Совершение операций (сделок), иных действий с участием клиента, являющегося родственником иностранного публичного должностного лица, либо совершение операций клиентом в интересах или к выгоде лица, являющегося родственником иностранного публичного должностного лица;
1175 Совершение операций (сделок), иных действий с участием клиента, являющегося должностным лицом публичной международной организации, либо совершение операций клиентом в интересах или к выгоде лица, являющегося должностным лицом публичной международной организации;
1176 Совершение операций (сделок), иных действий с участием клиента, являющегося родственником должностного лица публичной международной организации, либо совершение операций клиентом в интересах или к выгоде лица, являющегося родственником должностного лица публичной международной организации;
1177 Совершение операций (сделок), иных действий с участием клиента, являющегося лицом, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, за исключением иностранного публичного должностного лица и должностного лица публичной международной организации, либо совершение операций клиентом в интересах или к выгоде лица, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, за исключением иностранного публичного должностного лица и должностного лица публичной международной организации;
1178 Совершение операций (сделок), иных действий с участием клиента, являющегося родственником лица, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, за исключением иностранного публичного должностного лица и должностного лица публичной международной организации, либо совершение операций клиентом в интересах или к выгоде родственника лица, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, за исключением иностранного публичного должностного лица и должностного лица публичной международной организации;
1196 Совершение операции (сделки) с участием юридического лица, в состав учредителей которого входят благотворительные организации и/или фонды или иные виды некоммерческих организаций с долей участия в уставном капитале такого лица, позволяющей прямо или косвенно оказывать влияние на решения, принимаемые указанным юридическим лицом;
1197 Приобретение у нерезидента товара по завышенной стоимости (в сравнении с рыночной ценой) в режиме импорта организациями, зарегистрированными на территории свободной таможенной зоны;
1391 Совершение операции (сделки) в случае, если клиент и (или) выгодоприобретатель является контролируемой иностранной компанией в соответствии с главой 3.4 Налогового кодекса Российской Федерации;
1392 Совершение операции (сделки) в случае, если клиент, представитель клиента, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец является контролирующим лицом в соответствии с главой 3.4 Налогового кодекса Российской Федерации;
1883 Перечисление денежных средств в адрес нерезидентов в рамках платежей за пользование исключительными правами на программные продукты, товарные знаки, ноу-хау.
Новые критерии по видам деятельности:
- в агентствах недвижимости:
3508 Расчеты по сделке предусматривают оплату наличными денежными средствами (в полном объеме или частично);
3509 Осуществление сделки с недвижимым имуществом, стоимостные характеристики которого явно не соответствуют предполагаемому уровню благосостояния клиента;
3510 Осуществление оплаты приобретаемого объекта недвижимого имущества третьим лицом, не являющимся стороной по сделке, за исключением ситуации, когда плательщиком является близкий родственник;
3511 Приобретение недвижимости лицом (лицом из его окружения), направление (сфера) деятельности которого характеризуется повышенным уровнем коррупциогенности;
3512 Заключение сделки о приобретении зарубежной недвижимости (включая объекты жилой и коммерческой недвижимости, имущественные комплексы, земельные участки и т.д.) без последующей регистрации перехода права собственности на соответствующий объект;
3513 Реализация недвижимого имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, по цене ниже начальной/оценочной на 15 и более процентов;
3514 Осуществление сделки с недвижимым имуществом с лицами, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, а также лицами, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества осуществление сделки с недвижимым имуществом с лицами;
3515 Осуществление сделки с недвижимым имуществом в случае, если одной из сторон таких операций (сделок) являются лица, в отношении которых должны применяться меры по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ;
3516 Использование в расчетах по сделке с недвижимым имуществом счетов, открытых в банках-нерезидентах;
3517 Использование в расчетах по сделке с недвижимым имуществом ценных бумаг, долговых обязательств, зачета взаимных требований.
- для организаций и предпринимателей ювелирного сектора и драгметаллов:
3802 Перечисление по поручению клиента денежных средств за реализованные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий на счета третьих лиц;
3803 Представление продавцом при купле-продаже стандартных и (или) мерных слитков из аффинированных драгоценных металлов вместо оригиналов копий документов о качестве (паспорта или сертификата), а также спецификаций на них;
3805 Реализация продукции (прутьев, стержней, проволоки, пластин, полос, листов и т.п.), произведенной из стандартных и (или) мерных слитков аффинированных драгоценных металлов без изменения химического состава.
Одновременно для организаций и предпринимателей ювелирного сектора и сектора ДМ ДК были введены следующие необычные операции:
3810 Неисполнение клиентом обязанности по постановке на специальный учёт в Федеральной пробирной палате;
3811 Перечисление по поручению сдатчика денежных средств за скупленные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из них, и лом таких изделий на счета третьих лиц;
3812 Попытка или предложение клиента совершить операцию (сделку) без направления информации по факту оборота продукции, ювелирных изделий в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота;
3813 Попытка или предложение клиента совершить операцию (сделку) с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, не имеющими бирки или ярлыка с нанесенными на них двухмерным штриховым кодом и уникальным идентификационным номером
3814 Попытка или предложение клиента совершить операцию (сделку) с драгоценными камнями, чьи классификационные характеристики не определены либо определены не полностью или не в соответствии с нормативными техническими документами, действующими в качестве единых на таможенной территории Евразийского экономического союза для целей определения классификационных и стоимостных характеристик драгоценных камней;
3815 Попытка или предложение клиента (физического лица) совершить с организацией-скупщиком сделку с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не подлежащими скупке;
3816 Однократная сдача в скупку физическим лицом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в количестве 10 и более единиц;
3817 Совершение сделки по продаже (передаче) организацией-скупщиком организации-переработчику для переработки или аффинажной организации для аффинажа монет из драгоценных металлов, если их рыночная стоимость выше стоимости драгоценных металлов, из которых они изготовлены, если их рыночная стоимость на 20% и более превышает стоимость драгоценного металла из которых они изготовлены;
3818 Многократная (3 и более раз в год) сдача физическим лицом на комиссию ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней без оттисков государственных пробирных клейм;
3819 Перечисление по поручению комитента денежных средств за реализованные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и лом таких изделий на счета третьих лиц;
3820 Попытка или предложение клиента совершить операцию (сделку) с мерными и (или) стандартными слитками аффинированных драгоценных металлов, на паспорта, сертификаты которых не нанесены двухмерный штриховой код и уникальный идентификационный номер в сочетании с номером слитка.
- факторинговых компаний:
4001 Перечисление платежей финансовому агенту в рамках договора финансирования под уступку денежного требования за должника третьими лицами, не являющимися стороной по такому договору;
4002 Подозрение на предъявление финансовому агенту поддельных документов, свидетельствующих о наличии денежного требования клиента к должнику (договора с должником, документов, подтверждающих поставку товара (накладных, актов), счетов-фактур и т.д.);
4003 Получение денежных средств в рамках договора финансирования под уступку денежного требования клиентом и перечисление платежей финансовому агенту в рамках данного договора финансирования под уступку денежного требования должником в течение короткого периода времени (трех банковских дней);
4004 Отсутствие у клиента очевидной экономической необходимости на заключение договора финансирования под уступку денежного требования;
4005 Подозрение на мнимый (притворный) характер сделки, в результате которой образовалась задолженность перед клиентом финансового агента;
4099 Иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма, при реализации договоров финансирования под уступку денежного требования.
- операторов по приему платежей:
4105 Перечисление денежных средств оператором по приёму платежей клиенту, находящемуся в стадии ликвидации либо в отношении которого введена процедура банкротства;
4106 Заключение оператором по приёму платежей договора уступки (переуступки) прав требования, как от имени цедента, так и от имени цессионария;
4107 Прекращение обязательств оператором по приёму платежей путём зачета встречных требований.
В признаках необычных операций также обновленные коды необычных операций, которые должны использоваться в работе:
- нотариусами,
- аудиторами,
- бухгалтерами,
- юристами,
- адвокатами,
- операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи,
- лицами, осуществляющими почтовые переводы денежных средств
- другими субъектами ФЗ-115.
Обновленный перечень критериев необычных операций изменяется в составе правил внутреннего контроля и принять новую редакцию ПВК нужно до 7 августа 2022 года.