Государственное унитарное предприятие распределение прибыли и убытков

Порядок регистрации акций

Открытое акционерное общество

Самым важным отличием от общества с ограниченной ответственностью является то, как акции. могут поменять владельца без согласия других акционеров. Они могут свободно продаваться. Эти акции, в свою очередь, делятся на: привилегированные и обыкновенные.

• Закрытое акционерное общество

Акции ЗАО распределяются среди учредителей или иного, заранее определен-

ного, круга лиц и не могут распространяться путем открытой подписки и покупаться или продаваться на биржах.

Число акционеров ЗАО ограничено: оно не может превышать 50. Если число членов ЗАО превысит установленный законом предел, оно должно в течение одного года преобразоваться в ОАО, иначе будет ликвидировано в судебном порядке.

Оборот именных акций регистрируется в реестре акционеров общества, где указывается информация о собственнике, типах и количестве принадлежа­щих ему акций.

• Право на дивиденды

Привилегированные акции дают собственнику преимущественное право на получение дивидендов, а также на приоритетное право в разделе имущества акционерного общества при его ликвидации, но не дают права голоса при управлении предприятием.

Привилегированные акции не могут быть выпущены на сумму, которая превыша­ет 25% уставного капитала акционерного общества.

В акционерном обществе есть разделение между руководством и акционера­ми. Большинство владельцев акций акционерного общества трактует закупку акций как форму размещения капитала и не интересуется повседневной деятельностью акционерного общества.

На регистрацию акционерного общества распространяются те же правила, что и на регистрацию общества с ограниченной ответственностью. Отчет­ность тоже схожа. При организации акционерного общества его учредители обязаны создать уставный фонд, минимальный размер которого составляет:

– для ОАО – 1 000 МРОТ;

– для ЗАО – 100 МРОТ;

В любом хозяйственном обществе создается резервный (страховой) фонд в размере, установленном учредительными документами, но не менее 25% уставного капитала.

Размер ежегодных отчислений в резервный (страховой) фонд предусматри­вается в размере не менее 5% от суммы чистой прибыли.

Оставшаяся сумма прибыли остается в распоряжении общества. То, как распределяется полученная прибыль, решает собрание участников общества.

Она может направляться:

• на распределение между участниками (в качестве дивидендов);

• в резервный фонд, пополняющий собственный капитал общества;

• распределяться между работниками (выплаты из прибыли). Порядок распределения прибыли определен в уставе предприятия.

От полученного участия в прибыли и дивидендов сотрудники и учредители, в свою очередь, уплачивают подоходный налог с физических лиц при ежегодном заполнении декларации о доходах.

В конце учетного года (обычно в период до 2-х месяцев после окончания года) руководство общества обязано предоставить финансовые отчеты. Отчетность зависит от размеров общества. Размеры (количество работающих, размер уставного капитала и обороты) определяются согласно действующему зако­нодательству.

Общества обязаны отчитаться о своей финансово-экономической деятельно­сти перед налоговой инспекцией, органами государственной статистики и предоставить баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денеж­ных средств и отчет об изменении капитала (который описывает состояние предприятия), а также иные документы, например заключение внешнего аудитора или информацию о распределении прибыли (согласно правилам, установленным в уставе общества).

Акционерное общество — наиболее распространенная форма организации предприятия.

А теперь познакомьтесь еще с одним видом предприятий.

Кооператив — это добровольное объединение неограниченного количества лиц, целью которого является обеспечение материальных потребностей его членов.

Предприятие такого типа обычно возникает в случае, когда группа потреби­телей или производителей решает взять в свои руки определенную деятель­ность, чтобы усилить свои позиции или ограничить частную инициативу в этой области.

Эта особая форма ведения хозяйственной деятельности очень распространена в сельхозперерабатывающей промышленности: кооперативы сахароваров, кооперативы по переработке картофеля, молочные кооперативы и т.п. Кроме производственных кооперативов, мы также встречаемся с торговыми коопе­ративами (сетью розничных магазинов), кооперативными банками, жилищ­но-строительными кооперативами и т.п.

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это  специфическая форма организации деятельности, которая  характеризуется следующими признаками:

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные  законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Унитарное предприятие: подробности для бухгалтера

Отключить мобильную версию

Журнал “Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение” № 9/2018

Как и любое другое унитарное предприятие, УП коммунального хозяйства должно отдавать часть своей чистой прибыли собственнику имущества, находящегося у предприятия в хозяйственном ведении (учредителю). С какой периодичностью прибыль должна перечисляться в бюджет? Каким образом определяется размер прибыли: по данным бухгалтерского или налогового учета? Корректируется ли прибыль в случае обнаружения ошибки после составления отчетности?

Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Учредитель также не является участником УП и не приобретает в нем прав членства, однако он имеет вещные права в отношении имущества предприятия (п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Так, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества (п. 1 ст. 295 ГК РФ).

Помимо Гражданского кодекса, правовое положение УП определяется Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ). В силу п. 1 ст. 17 этого закона собственник имущества (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование) государственного или муниципального УП имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Государственное или муниципальное УП ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки ее перечисления определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Указание на ежеквартальное перечисление части прибыли недопустимо

Федеральным законом № 161-ФЗ предусмотрено ежегодное перечисление унитарным предприятием в бюджет части прибыли, поэтому введение со стороны уполномоченных органов обязанности по перечислению части прибыли ежеквартально является неправомерным. Этот вывод подтверждается Апелляционным определением ВС РФ от 11.07.2018 № 1-АПГ18-7.

Федеральный законодатель, наделяя представительные органы муниципальных образований полномочиями в области установления порядка, размеров и сроков ежегодного перечисления в местный бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении МУП после уплаты налогов и иных обязательных платежей, одновременно определил:

Какие-либо полномочия по изменению периодичности изъятия части прибыли, остающейся в распоряжении МУП после уплаты налогов и иных обязательных платежей, федеральный законодатель органам местного самоуправления не предоставил.

Установление представительным органом муниципального образования ежеквартального перечисления части прибыли фактически изменяет предусмотренное федеральным законодателем правовое регулирование, что прямо противоречит нормам законодательства.

Чистая прибыль – по данным бухгалтерского или налогового учета?

Прибыль, оставшаяся в распоряжении УП после уплаты налогов и иных обязательных платежей, определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за соответствующий год. С этим согласны и судьи. Обоснования таковы (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 № 09АП-63853/2017-ГК по делу № А40-131884/2017).

Для целей исполнения Федерального закона № 161-ФЗ подлежит учету чистая прибыль по данным бухгалтерского, а не налогового учета. Налоговый учет ведется исключительно в целях обложения хозяйственных операций налогом на прибыль, его данные для иных сфер деятельности организации значения не имеют (например, для целей исчисления других налоговых платежей, в том числе НДС, налога на имущество, организации используют данные бухгалтерского, а не налогового учета).

Критерий использования в качестве источника выплаты дохода как собственникам имущества (в рассматриваемом случае), так и лицам, имеющим обязательственные права в отношении имущества организаций, именно чистой прибыли по данным бухгалтерской отчетности является универсальным и применяется в отношении организаций любых форм собственности и организационно-правовых форм. Так, согласно п. 2 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» источником выплаты дивидендов акционерам АО является его прибыль после налогообложения (чистая прибыль), которая определяется по данным бухгалтерской отчетности общества.

Поэтому тот факт, что УП по данным налогового учета получило убыток, который отражен в декларации по налогу на прибыль, не имеет значения для целей исполнения обязанности по перечислению части чистой прибыли (образовавшейся по данным бухгалтерской отчетности) в бюджет.

Можно ли уменьшить чистую прибыль на сумму ошибки?

Если предприятие после составления отчетности обнаруживает в ней ошибку, приведшую к неправильному определению размера чистой прибыли, порядок ее исправления зависит от того, является ли ошибка существенной и в какой момент она обнаружена. Исправление ошибок в бухучете и бухгалтерской отчетности производится по правилам, прописанным в ПБУ 22/2010.

К примеру, УП выявило ошибку предшествующего отчетного года после представления бухгалтерской отчетности за этот год органу, уполномоченному осуществлять права собственника, но до даты утверждения такой отчетности в порядке, установленном законодательством РФ. Собственник имущества УП в отношении указанного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность согласно пп. 9 п. 1 ст. 20 Федерального закона № 161-ФЗ. На основании п. 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а квартальную отчетность – в случаях, установленных законодательством РФ, – в течение 30 дней по окончании квартала. В пределах этих сроков конкретная дата подачи бухгалтерской отчетности определяется учредителями (участниками) организации или общим собранием.

Если ошибка является существенной, она исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется бухгалтерская отчетность). При этом в пересмотренной годовой бухгалтерской отчетности раскрывается информация о том, что данная отчетность заменяет первоначально представленную, а также об основаниях для ее составления. Пересмотренная бухгалтерская отчетность направляется по всем адресам, по которым была подана первоначальная отчетность. Как результат, в этом случае УП должно перечислить в бюджет часть прибыли, полученной по данным пересмотренной бухгалтерской отчетности.

Несущественная ошибка в указанной ситуации исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором она выявлена. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления такой ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода. Следовательно, отчетность не пересматривается и размер чистой прибыли не меняется.

Другая ситуация: ошибка предшествующего отчетного года выявлена после утверждения годовой бухгалтерской отчетности. Если ошибка не является существенной, она исправляется в таком же порядке, как описано выше (в том месяце, в котором выявлена ошибка). Если же она квалифицируется как существенная, ошибка исправляется:

При этом утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

Если УП после наступления предусмотренных действующим законодательством сроков утверждения годовой бухгалтерской отчетности все-таки внесет в нее изменения, в результате которых размер чистой прибыли уменьшится, собственник потребует отдать часть прибыли, определенной на основе первоначальной отчетности, и судьи его в этом поддержат (см., в частности, постановления АС ВВО от 25.01.2018 № Ф01-6391/2017 по делу № А17-39/2017, АС СКО от 20.03.2017 № Ф08-11/2017 по делу № А61-3893/2015).

Приведем еще один пример из судебной практики. МУП коммунального хозяйства посчитало, что сумма отчислений собственнику за 2012 год должна быть уменьшена пропорционально списанной без НДС задолженности: фактически запланированные доходы предприятие не получило и в 2014 году было вынуждено списать дебиторскую задолженность абонентов на основании утвержденных судом мировых соглашений. Судьи возразили: отсутствие законодательной возможности корректировки бухгалтерской отчетности за прошедшие периоды по обстоятельствам, возникшим у МУП, не является основанием для уменьшения отчислений собственнику имущества с учетом соблюдения порядка расчета отчислений, предусмотренного действующим законодательством (постановления АС ДВО от 07.08.2015 № Ф03-3182/2015 по делу № А24-5297/2014, № Ф03-3178/2015 по делу № А24-5298/2014).

Признание сделки недействительной до утверждения отчетности.

Такая ситуация рассмотрена в Постановлении АС СКО от 13.07.2016 № Ф08-4070/2016 по делу № А32-38090/2015. После сдачи бухгалтерской отчетности за 2012 год, в которой отражены данные по сделкам, связанным с продажей предприятием имущества, одобренным собственником, эти сделки были признаны недействительными. Точнее, учредитель в марте 2013 года отменил согласование сделок, сославшись на нарушение порядка их заключения как крупных сделок, и указал на принятие мер по приведению сторон к исходному состоянию. В связи с этим покупатель возвратил имущество УП, и оно по настоящее время находится в его хозяйственном ведении. Денежные средства по указанным сделкам от покупателя не были получены.

Из пояснений собственника следует, что бухгалтерская отчетность предприятия за 2012 год была утверждена им только в конце сентября 2013 года, поскольку в связи с отменой сделок по купле-продаже величина представленной в формах прибыли не соответствовала действительной. При этом, так как подача уточненного баланса и отчета о финансовых результатах действующим законодательством не предусмотрена, с учетом аудиторского заключения о достоверности представленной предприятием отчетности бухгалтерская отчетность утверждена без изменений в первоначально представленном виде. Корректировка размера прибыли (убытка) произведена предприятием в отчетности по результатам работы за I квартал 2013 года.

С учетом отмены сделок УП фактически по итогам работы за 2012 год не получило прибыль, поэтому суд посчитал, что основания для перечисления в бюджет части прибыли за 2012 год отсутствуют.

Унитарное предприятие коммунального хозяйства обязано перечислять в бюджет часть чистой прибыли, оставшейся у него после уплаты налогов и иных обязательных платежей, ежегодно. Если уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления установит другую периодичность перечисления части чистой прибыли УП (допустим, ежеквартально), такое решение можно оспорить как незаконное. Размер чистой прибыли в целях исполнения обязанности перед собственником имущества определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за соответствующий год. Влияние ошибки на размер чистой прибыли зависит от того, когда она обнаружена и является ли существенной. Так, если ошибка, приведшая к завышению размера чистой прибыли, будет обнаружена после утверждения годовой бухгалтерской отчетности собственником имущества, скорректировать в сторону уменьшения подлежащую уплате в бюджет сумму прибыли не получится.

В результате распределения прибыли на государственном и муниципальном унитарном предприятии образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на его производственное и социальное развитие.

Правовой режим распределения прибыли на казенном предприятии и предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, существенно различаются

В соответствии со ст. 16 Закона об унитарных предприятиях предприятия, работающие на праве хозяйственного ведения, после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли. Такое перечисление осуществляется ежегодно.

Федеральные государственные предприятия перечисляют часть прибыли в федеральный бюджет. Размер этой части прибыли определяется для каждого федерального предприятия федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственно это унитарное предприятие.

Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, находящееся в собственности субъекта РФ, перечисляет в бюджет субъекта РФ часть прибыли согласно, как правило, законам субъектов РФ о перечислении прибыли.

Из оставшейся части прибыли вышеназванные предприятия формируют резервный фонд. Порядок и размер формирования этого фонда предусматривается уставом унитарного предприятия. Согласно Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия размер резервного фонда для каждого предприятия определяется в пропорции к уставному фонду предприятия.

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия.

Из оставшейся части прибыли государственное и муниципальное унитарное предприятие, формирует иные фонды согласно уставу унитарного предприятия.

В Примерном уставе федерального государственного, унитарного предприятия предусматривается возможность создания следующих фондов:

социального фонда, средства которого должны использоваться на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний;

жилищного фонда, средства которого используются на приобретение и строительство жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

фонда материального поощрения работников.

Размер, порядок формирования и использования указанных фондов устанавливаются коллективным договором на основании действующего законодательства РФ.

Государственные и муниципальные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Из прибыли федерального казенного предприятия формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. После формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Унитарные предприятия создаются государственными и муниципальными органами с целью пополнения соответствующего бюджета путем ведения коммерческой деятельности. И собственник вправе рассчитывать на регулярное перечисление в его адрес полученной прибыли согласно установленным правилам.

Рассмотрим с точки зрения арбитражной практики некоторые ситуации, возможные при выполнении данной обязанности унитарным предприятием и приводящие к спорам между ним и его собственником.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении этого предприятия. Аналогичное положение имеется в п. 1 ст. 295 ГК РФ.

Такие предприятия обязаны ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (п. 2 ст. 17 Федерального закона № 161-ФЗ).

Субсидии имеют целевое назначение и не предназначены для распределения

Довольно распространена ситуация, когда унитарное предприятие получает субсидию из бюджета.

Общим местом является то, что речь идет о чистой прибыли, на которую имеет право собственник. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) устанавливается на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. Под чистой прибылью обычно понимается часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей (по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации).

Порядок, в соответствии с которым унитарное предприятие перечисляет собственнику прибыль, обычно подразумевает определенную величину доли чистой прибыли – от ее суммы, указанной в отчетности (25%, 50% и т. п.).

Собственники нередко при исчислении части прибыли, подлежащей перечислению предприятием в бюджет, включают туда и суммы субсидий из бюджета.

Не соглашаясь с таким подходом, суды указывают на то, что в соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая по правилам гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях применения гл. 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с п. 1 ст. 247 НК РФ. В силу п. 1 ст. 248 НК РФ выделяются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Исходя из положений ст. 78 БК РФ субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств – при условии ее целевого и своевременного использования. Целевые поступления не учитываются при определении облагаемой базы (ст. 251 НК РФ). Статья 250 НК РФ не относит целевое бюджетное финансирование к внереализационным доходам.

В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018 № 07АП-9576/2018 по делу № А03-4954/2018 суд, исходя из принципов адресности и целевого характера использования бюджетных средств (ст. 38 БК РФ), обоснованно указал, что предоставленные предприятию субсидии для целей поддержки сельскохозяйственных производителей могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления. Полученные в рамках ст. 78 БК РФ средства нельзя квалифицировать как прибыль от использования государственного имущества.

Арбитры сослались на Определение ВС РФ от 29.09.2016 № 304-ЭС16-12172 по делу № А02-963/2015. В этом решении описана такая ситуация: отраженная в отчете о финансовых результатах за год чистая прибыль сложилась вследствие получения предприятием субсидий из федерального и регионального бюджетов по программе поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. ВС РФ указал, что данные субсидии могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления и не подлежат перераспределению в пользу собственника имущества предприятия. Полученные из бюджета денежные средства на реализацию целевых программ не должны приниматься во внимание при определении размера чистой прибыли, часть которой подлежит перечислению в доход бюджета.

Из обозначенного решения можно понять, что оно не относится к случаям, когда субсидии получены предприятием в целях покрытия его «выпадающих» доходов, связанных с принятием органами государственной власти и местного самоуправления соответствующих тарифных решений и (или) установления ими льгот (см. также Постановление АС СЗО от 15.09.2017 № Ф07-7433/2017 по делу № А05-9908/2016). В указанных случаях субсидия увеличивает сумму прибыли предприятия, поэтому на ее часть вправе рассчитывать собственник.

Другое дело – субсидии, направленные на поддержку унитарного предприятия в виде покрытия части его расходов. Такие субсидии не включаются в сумму прибыли, исходя из которой рассчитывается доля, которую получит собственник. Судьи считают, что в этом случае направление части полученных субсидий на уплату собственнику приведет к снижению эффективности выделения этих средств и недостижению изначальной цели их выделения, а это противоречит установленному ст. 38 БК РФ принципу адресности и целевого характера бюджетных средств (см. также Постановление АС СКО от 05.12.2017 № Ф08-8777/2017 по делу № А53-11974/2017).

Использование не любого имущества создает прибыль

При расчете части прибыли, подлежащей перечислению собственнику унитарного предприятия, следует учитывать также нюанс в п. 1 ст. 295 ГК РФ. Согласно ему собственник вправе рассчитывать на часть прибыли, полученной от использования имущества, переданного только в хозяйственное ведение предприятию.

В Постановлении ФАС ВВО от 15.08.2011 по делу № А29-8882/2010 судьи указали, что собственник не вправе рассчитывать на получение части прибыли от использования имущества, полученного унитарным предприятием на других основаниях.

В данном случае собственник часть имущества передал предприятию в обычном порядке, то есть на праве хозяйственного ведения, а часть – на эксплуатационное обслуживание (с постановкой на забалансовый учет).

Вот как раз прибыль, полученная от недвижимости, находящейся на эксплуатационном обслуживании, не подлежит перечислению собственнику. Так решило само предприятие, и его поддержал суд.

Передача собственником имущества не образует у предприятия прибыль для возврата собственнику

Часто собственники слишком формально подходят к анализу доходов своего унитарного предприятия, не анализируя их происхождение.

В Постановлении АС УО от 31.05.2019 № Ф09-2432/19 по делу № А07-11235/2018 рассмотрена следующая ситуация.

Предприятию передано в хозяйственное ведение муниципальное имущество. При этом в налоговом учете согласно пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ оно при определении облагаемой базы не учитывается. Собственник полагал, что данное имущество в целях бухгалтерского учета должно быть отражено предприятием в доходах как безвозмездно полученное, а соответствующий доход в части должен быть перечислен самому собственнику.

Суд отметил, что подлежит перечислению собственнику часть прибыли, полученная от использования переданного предприятию в хозяйственное ведение имущества, а не в виде стоимости самого имущества. Последняя при расчете суммы перечисления учитываться не должна.

Не все расходы можно учесть перед перечислением

Нельзя сказать, что унитарное предприятие всегда может найти пути для уменьшения суммы перечисляемой прибыли. Налогооблагаемая прибыль формируется по определенным правилам, так, в нее могут включаться суммы, которые не являются фактическим доходом налогоплательщика текущего периода.

Например, в налогооблагаемую прибыль следует включать списанную кредиторскую задолженность. В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2018 № 13АП-12757/2018 по делу № А42-56/2018 по этому поводу отмечается следующее.

Кредиторская задолженность возникла по итогам прошлых периодов, в которых из-за этого возник отрицательный финансовый результат. Он оказался списан, в связи с чем ответчик получил прибыль путем уменьшения обязательств перед кредиторами. Соответствующий доход признается полученным в процессе обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия, в связи с чем и чистая прибыль от такой деятельности подлежит перечислению в установленном законом размере в бюджет.

Зато могут не учитываться расходы, которые являются таковыми по правилам налогового учета, но не имеют отношения к фактическому доходу текущего периода.

Предприятие сочло, что прибыль, подлежащую перечислению собственнику, следует исчислять с учетом размера убытка, полученного в прошлом отчетном периоде. Но в отчете о финансовых результатах прибыль показана без уменьшения на сумму такого убытка. Не предусматривалась возможность ее уменьшения на указанный убыток и в порядке исчисления и перечисления части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий муниципального образования.

Суд пришел к выводу, что сумма, подлежащая перечислению собственнику, рассчитывается исходя из норматива отчисления и чистой прибыли отчетного периода, уменьшенной на сумму, уплаченных налогов, но не подлежит уменьшению на сумму убытка прошлых лет (см. Постановление АС ВВО от 22.02.2022 № Ф01-8448/2021 по делу № А29-1480/2021).