Унита́рное предприя́тие — особая организационно-правовая форма юридического лица. Организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Унитарным
предприятием признаётся коммерческая
организация не наделённая правом
собственности на имущество, закреплённое
за ней собственником. В форме унитарных
предприятия могут быть созданы только
государственные и муниципальные
предприятия. Имущество унитарного
предприятия принадлежит на праве
собственности РФ, субъекту РФ или
муниципальному образованию. Имущество
унитарного предприятия принадлежит
ему на праве хозяйственного ведения
(федеральное государственное предприятие
и государственное предприятие субъекта
РФ, муниципальное предприятие) или на
праве оперативного управления (федеральное
казённое предприятие, казённое предприятие
субъекта РФ, муниципальное казённое
предприятие) и является не делимым.
Государственное или муниципальное
предприятие может быть создано в случае:
необходимости
использования имущество, которое нельзя
приватизироватьнеобходимости
осуществления деятельности для решения
социальных задачнеобходимости
осуществления деятельности для
обеспечения безопасности РФ.
Унитарное
предприятие не в праве создавать дочернее
предприятие. Унитарное предприятие по
согласованию с собственником имущества
в праве участвовать в других коммерческих
организация и создавать филиалы. Уставной
фонд государственного унитарного
предприятия не менее 5 тысяч МРОТ, а
муниципального унитарного предприятия
не менее 10 тысяч МРОТ. Собственник
имущества предприятия вправе получать
часть прибыли от использования имущества
Важное
место в АПК отводится хозяйственным
структурам, основанным на государственной
собственности и коллективной форме
хозяйствования, к которым относятся
государственные и муниципальные
унитарные предприятия.
Унитарным
предприятием является коммерческая
организация, не наделенная правом
собственности на закрепленное за ней
собственником имущество. Она может быть
государственной и муниципальной.
Имущество государственного или
муниципального предприятия находится
соответственно в государственной или
муниципальной собственности и принадлежит
такому предприятию на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления.
Учредительным
документом унитарного предприятия
является устав, в соответствии с которым
осуществляются вся деятельность и
управление предприятием.
Унитарное
предприятие, основанное на праве
хозяйственного ведения, создается по
решению уполномоченного на то
государственного органа или органа
местного самоуправления.
В
условиях рыночной экономики деятельность
государственных унитарных предприятий
на праве хозяйственного ведения
регламентируется “сверху”
(уполномоченным органом) по следующим
основным направлениям: назначение на
должность руководителей предприятий,
заключение с ними контрактов, утверждение
уставов предприятий, осуществление
контрольно-инспекционных функций. По
остальным вопросам такое предприятие
функционирует и управляется аналогично
другим субъектам рыночных отношений.
По
отношению к унитарным предприятиям,
основанным на праве оперативного
управления (федеральное казенное
предприятие), собственник (государство
в лице органов исполнительной власти)
осуществляет прямое управление, в том
числе и хозяйственными функциями:
назначает и снимает руководителей и
специалистов, устанавливает плановые
задания, определяет размеры оплаты
труда, финансирует программы, осуществляет
оперативный контроль хозяйственной и
финансовой деятельности и т. д.
Управление государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и учреждениями.
Унитарное
предприятие – согласно ФЗ-161 – представляет
собой коммерческую организацию, не
наделенную правом собственности на
закрепленное за ней собственником
имущество. В форме унитарных предприятии
могут существовать только
государственные
или муниципальные предприятия.
Различают
следующие виды унитарных предприятий:
–
унитарные предприятия, основанные на
праве хозяйственного ведения (ФГУП, ГУП
и МУП); могут создавать филиалы и
представительства.
–
унитарные предприятия, основанные на
праве оперативного управления (казенные
предприятия).
Различия
между указанными двумя видами унитарных
предприятий состоит в видах реализуемых
предприятиями целей (социально значимых
или коммерческих), а также в свободе
распоряжения имуществом, и механизмами
финансирования.
Управление
унитарными предприятиями двухуровневое:
–
менеджментом предприятия (руководителем)
предприятия ;
–
собственником предприятия, которым
может, соответственно, выступать РФ,
СбРФ и МО.
Полномочия
руководителя унитарного предприятия
ограничены законодательством и сводятся,
как правило, к проведению внутренней
организационно-распорядительной работы
– утверждение штатного расписания,
прием и увольнение сотрудников, подбор
и расстановка кадров, поиск клиентов и
т.д. Руководитель (единоличный
исполнительный
орган) назначается собственником.
Однако,
необходимо отметить, что права руководителя
предприятия ограничены правами
собственника имущества унитарного
предприятия, которые устанавливаются
законом в целях обеспечения сохранности
и наиболее эффективного использования
имущества, которым предприятия наделяются
для реализации государственно значимых
целей. Так, унитарное предприятие на
праве х/в вправе распоряжаться движимым
имуществом, а недвижимым только с
согласия собственника. УП на праве о/у,
т.е. казенные предприятия, распоряжаются
любым видом им-ва только с согласия
соб-ка. Но вправе самостоятельно
реализовывать произведенную им продукцию.
УП на праве х/в – несет ответственность
по своим обязательствам всем принадлежащим
им имуществом. Казенное предприятие –
только
денежными средствами.
Собственник
Уп на х/в – не несет ответственность по
обз-м предприятия, за исключением
случаев, если несостоятельность вызвана
действиями собственника. В каз.
Предприятиях – собственник несет
субсидиарную ответственность при
недостаточности им-ва предприятия.
Собственник
УП решает вопросы создания, определения
предмета и цели деятельности, реорганизации
и ликвидации, назначения руководителя,
имеет право на часть прибыли. Не имеет
право изымать, передавать в аренду,
распоряжаться имуществом. В казанных
предприятиях – тоже самое + вправе
изымать излишнее, неиспользуемое или
используемое не по назначению им-во;
доводить обязательные до исполнения
заказы; утверждать смету доходов и
расходов.
Государственное
(Муниципальное) учреждение –
некоммерческая организация, созданная
органами государственной власти
(местного самоуправления) для осуществления
управленческих, социально-культурных,
научно-технических или иных функций
некоммерческого характера, деятельность
которой финансируется из государственного
(местного) бюджета на основе сметы
доходов и расходов.
Учредителями
создаваемых гос. и мун. учреждений
являются Российская Федерация, субъект
РФ или муниципальные образования.
Учреждение
как юридическое лицо возникает на основе
распорядительного акта органа власти.
Единственный документ учредительный
– устав.
Виды
учреждений:
бюджетное и автономное.
У.
не обладает имуществом,
принадлежащим ему на праве
собственности.
Имущество
закрепляется за У. на праве
оперативного управления
в соответствии с ГК РФ. Право
оперативного управления
относится к ограниченным вещным
правам,
в соответствии с которым его обладатель
не вправе самостоятельно, по своему
усмотрению, отчуждать или иным образом
распоряжаться закрепленным за ним
имуществом,
а также имуществом,
приобретенным за счет
средств, выделенных ему по смете
(ст. 298 ГК РФ). Автономное учреждение не
вправе распоряжаться недвижимым и особо
ценным движимым им-вом, остальным им-вом
распоряжается самостоятельно. У. обязано
использовать переданное ему в оперативное
управление
имущество
в соответствии с целями создания, которые
определяются собственником.
В случае
использования имущества,
закрепленного за У., не по назначению,
собственник
(учредитель) вправе изъять это имущество
и распорядиться им по своему усмотрению
(ст. 296 ГК РФ).
Если
в соответствии с учредительными
документами
У. предоставлено право
осуществлять приносящую доходы
деятельность, то доходы,
полученные от такой деятельности, и
приобретенное за счет
этих доходов
имущество
поступают в самостоятельное распоряжение
У. и учитываются на отдельном балансе.
Бюджетное
У. отвечает по своим обязательствам
находящимися в его распоряжении
денежными
средствами. При
их недостаточности субсидиарную
ответственность
по обязательствам
У. несет его собственник.
Руководитель (единоличный исполнительный
орган) Б.У. назначается соб-м. Доходы
распределяются согласно Постановлению
Правительства, ОГВ Сб РФ, ОВ МСУ. Субсидии
и бюджетные кредиты не предоставляются.
Б.У. не вправе осуществлять заимствования.
Автономное
У. отвечает по своим обязательствам
закрепленным за ним им-вом, за исключением
недвижимого и особо ценного движимого
им-ва. При этом собственник не несет
никакой отв-ти по обяз-вам автономного
У. Доходы А.У. полностью поступают в
самостоятельное распоряжение У. и
используются для достижения целей
деятельности. Собственник им-ва не имеет
права на часть прибыли А.У. А.У. осуществляет
заимствования в виде субсидий и субвенций
из соответствующих бюджетов.
Согласно
документу, все государственные и
муниципальные учреждения разделяются
на три типа: казенные, автономные и
бюджетные учреждения.
Казенные
учреждения – государственные (муниципальные)
учреждения нового типа, которые будут
перечислять все доходы, полученные от
приносящей доходы
деятельности, в бюджет. При этом казенное
учреждение будет отвечать по своим
обязательствам только находящимися в
его распоряжении денежными средствами,
полученными в рамках сметного
финансирования. При недостаточности
указанных денежных средств субсидиарную
ответственность по обязательствам
такого учреждения несет собственник
его имущества.
Согласно
закону, перечень казенных учреждений
будет ограничен. В их число войдут
разнообразные военные ведомства,
следственные изоляторы, исправительные
учреждения, психиатрические больницы,
лепрозории, учреждения ряда федеральных
ведомств, в том числе противопожарной,
миграционной и таможенной служб,
Федеральной службы безопасности и т.д.
Все
остальные госучреждения получат статус
автономных и так называемых новых
бюджетных учреждений. Для этого вводится
упрощенный порядок изменения типа
государственного и муниципального
учреждения, не требующий реорганизации
и предусматривающий лишь внесение
соответствующих изменений в учредительные
документы.
Автономное
учреждение избавляется от необходимости
отчитываться перед государством по
заработанным средствам, а также получает
право распоряжаться всем своим имуществом,
за исключением особо ценного. При этом
государство избавляется от ответственности
за такое учреждение.
Новые
бюджетные учреждения будут финансироваться
на основе государственного задания в
форме субсидии, а заключать крупные
сделки
смогут только с согласия учредителя
(государства или региональной власти,
муниципалитета). Бюджетное учреждение
не будет иметь права открывать счета
вне казначейской системы. Порядок
ведения бухгалтерского учета в таких
организациях будет устанавливаться
Минфином России. Закон также лишает
бюджетные учреждения права распоряжения
недвижимым или особо ценным движимым
имуществом, закрепленным за учреждением,
а также тем имуществом, которое было
приобретено за счет средств, выделенных
учредителем на покупку такого имущества.
Предполагается, что к бюджетным
учреждениям будут отнесены медучреждения,
школы, музеи, театры и другие государственные
(муниципальные) учреждения.
Установлено,
что бюджетное учреждение не может быть
подвергнуто банкротству, но при накоплении
долгов его руководитель может быть
уволен.
Согласно
новым поправкам, бюджетное учреждение
отвечает по своим обязательствам всем
находящимся у него в оперативном
управлении имуществом, как закрепленным
за бюджетным учреждением собственником
имущества учреждения, так и приобретенным
за счет доходов, полученных от приносящей
доход деятельности. Добавлено также
положение о том, что бюджетные учреждения
не вправе совершать сделки с ценными
бумагами, если иное не предусмотрено
законодательством РФ. Ранее в законопроекте
был только запрет бюджетным учреждениям
размещать денежные средства на депозитах
в банках. При этом автономные учреждения
могут открывать счета в кредитных
организациях или лицевые счета в
территориальных органах федерального
казначейства, финансовых органах
субъектов РФ.
В
окончательном варианте закона уточнены
также положения в части возможности
оказания бюджетными учреждениями
платных услуг сверх установленного
госзадания. Установлено, что бюджетные
учреждения могут осуществлять работы
(оказывать услуги) за плату только сверх
установленного госзаказом норматива.
Эта поправка призвана избавить новые
бюджетные учреждения от излишней
коммерциализации.
Цель
реформы:
расширение самостоятельности, повышение
эффективности, улучшение качества
услуг, переход от тарифной оплаты труда
к оплате «по результатам», переход от
бюджетирования к софинансированию,
повышение общей конкурентоспособности
бюджетного сектора.
В большинстве государств и стран Содружества независимых государств (СНГ) существуют также частные унитарные предприятия (ЧУП), не наделённые правом собственности на закреплённое за ним имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям и находится в общей совместной собственности его членов: физических лиц, одного физического лица или одного юридического лица. К таковым относят крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные, семейные и дочерние предприятия. В Российской Федерации в качестве самостоятельных организаций, за исключением дочерних предприятий, таковые не признаются, а руководители таких организаций являются индивидуальными предпринимателями, что создаёт имущественные и организационные трудности у индивидуального предпринимателя (фактически предприятия). Так, например, отсутствует право частной собственности на предприятие, как на имущественный комплекс, поскольку предприятие предполагает дополнительные хозяйственные отношения, чего нет при индивидуальном предпринимательстве, нет чёткого регламента положения членов в предприятии, распределения прибыли и ответственности между ними и многих других аспектов.
Исполнительный орган управления унитарным предприятием и его полномочия
Исполнительный
орган управления – руководитель
(полностью подотчётен собственнику
имущества). Он организует выполнение
решений собственника имущества, действует
от имени предприятия без доверенности,
совершает сделки в установленном
порядке, утверждает структуру и штаты
предприятия, осуществляет приём на
работу, издаёт приказы, выдаёт доверенности.
Руководитель не в праве быть учредителем
юридического лица. Ежегодно предоставляет
комплексный отчёт о деятельности.
- Статья 8. Учреждение унитарного предприятия ФЗ-161. Дата обращения: 23 февраля 2018. Архивировано 23 февраля 2018 года.
- Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения ФЗ-131. Дата обращения: 6 августа 2017. Архивировано 16 апреля 2020 года.
- ОГУП — областное государственное унитарное предприятие; КГУП — краевое государственное унитарное предприятие; РГУП — республиканское государственное унитарное предприятие
- п.3 ст.48 ГК России
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/f30ed7af83b3fa090173e8cc13246b47837c98f2/Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Статья 8. Учреждение унитарного предприятия п. 2 - п.1 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
- Указ Президента РФ от 4.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Дата обращения: 12 сентября 2019. Архивировано 10 сентября 2019 года.
- Протокол заседания Комиссии по анализу эффективности деятельности ФГУП, подведомственных Минкомсвязи от 26.04.2016 (ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность»). Дата обращения: 15 февраля 2017. Архивировано 15 февраля 2017 года.
- Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях. Дата обращения: 8 июля 2018. Архивировано 8 июля 2018 года.
- Информация Минпромторга России: ведомственная охрана объектов промышленности России присоединяется к службе Росгвардии. Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 12 февраля 2021 года.
- Указ Президента РФ от 25.10.2018 № 605 «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия „Охрана“ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 31 октября 2018 года.
- Ведомственные охраны Минсельхоза и Минэнерго вошли в состав Росгвардии/Материал «ГардИнфо». Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 22 октября 2019 года.
Высший орган управления унитарным предприятием и его полномочия
Высший
орган управления –собственник имущества.
Он назначает руководителя.
принимает
решение о создании предприятияопределяет
вид деятельности, цели и предмет.определяет
порядок составления, утверждения и
установления показателей
финансово-хозяйственной деятельности
предприятияутверждает
устав и вносит в него измененияпринимает
решение о реорганизации и ликвидации
предприятияформирует
уставный фонд предприятиясогласовывает
на приём главного бухгалтерадаёт
согласие на распоряжение недвижимого
имуществаосуществляет
контроль за использованием имуществаутверждает
показатели экономической эффективности
предприятиядаёт
согласие на создание филиаловдаёт
согласие на участие предприятия в иных
юридических лицахдаёт
согласие на совершение крупных сделокпринимает
решение о проведении аудиторских
проверок
Унитарные предприятия могут быть трёх типов:
- федеральное государственное предприятие (ФГП; до утверждения федерального закона № 161-ФЗ — федеральное государственное унитарное предприятие, ФГУП),
- государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ОГУП, КГУП, РГУП[3]),
- муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.
Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несёт ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.
Учредительным документом унитарного предприятия являются:
- решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
- устав.
Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.
Унитарные предприятия обязаны в случаях, определённых собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом, в соответствии с п.16 ч.1 ст. 20 закона № 161-ФЗ, собственник имущества унитарного предприятия утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.
Проведение закупок государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, — Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.). До этого действовал Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.
Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не только извлечение прибыли, а и удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК России):
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК России);
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК России — утратила силу).
Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями
Новые
экономические отношения в АПК
предусматривают развитие хозяйственных
структур, основанных на частной
собственности и индивидуальном или
коллективном (семейном) труде, к которым
относятся крестьянские (фермерские)
хозяйства, личные подсобные хозяйства
граждан, а также их объединения. В
соответствии с Законом РФ “О крестьянском
(фермерском) хозяйстве” крестьянское
(фермерское) хозяйство является
самостоятельным хозяйствующим субъектом
с правами юридического лица, который
на основе использования отдельным
гражданином, семьей или группой граждан
находящейся в их собственности или
арендованной ими земли и имущества
осуществляет производство, переработку
и реализацию сельскохозяйственной
продукции.
Крестьянское
(фермерское) хозяйство – это форма
свободного предпринимательства,
осуществляемого на принципах экономической
выгоды. Основным направлением деятельности
крестьянского хозяйства является
производство растениеводческой и
животноводческой продукции и продуктов
ее переработки. В процессе производственной
деятельности фермерские хозяйства
могут брать на себя решение и других
важных проблем при сохранении в качестве
основного вида деятельности производства,
переработки и реализации сельскохозяйственной
продукции.
Организация
фермерских хозяйств может происходить
различными путями:
–
создание фермерских хозяйств на базе
внутрихозяйственного арендного подряда
с последующим выкупом у хозяйства
средств производства;
–
трансформация личного подсобного
хозяйства в фермерское хозяйство;
–
создание фермерских хозяйств на
конкурсной основе работниками со
стороны.
Крестьянское
хозяйство является равноправным звеном
экономической системы наряду с
государственными, коллективными,
индивидуальными и другими предприятиями
и организациями.
Государство
может способствовать развитию крестьянских
хозяйств путем использования экономических
рычагов: процентных ставок по ссудам и
вкладам, налогов, цен, экономических
санкций, целевых государственных
субсидий, социальных и экономических
нормативов и др.
Вмешательство
в хозяйственную и иную деятельность
крестьянского хозяйства со стороны
государственных, общественных и
кооперативных органов не допускается,
за исключением случаев нарушения
собственниками и землепользователями
законодательства.
Крестьянское
(фермерское) хозяйство осуществляет
следующие основные функции и задачи:
–
самостоятельно определяет направления
деятельности, объемы производства,
формы и каналы реализации продукции,
исходя из собственных интересов;
–
организует рациональное использование
переданных ему во владение и использование
сельскохозяйственных угодий в соответствии
с целевым назначением, повышение их
плодородия;
–
покупает, обменивает, продает, арендует,
берет в долг у государственных,
кооперативных и общественных предприятий
и организаций, а также отдельных граждан
любое имущество, необходимое для
нормального ведения хозяйства, а также
осуществляет строительство производственных
объектов и жилья в порядке, установленном
законом;
–
пользуется наравне с предприятиями
других организационно-правовых форм
хозяйствования материально-техническим
обеспечением, транспортными,
ремонтно-техническими, ветеринарными,
научно-консультативными услугами
государственных, кооперативных и
общественных предприятий и организаций,
а также граждан в порядке и на условиях,
установленных законодательными актами;
–
использует в установленном порядке
кратко- и долгосрочные займы (на текущие
производственные цели, приобретение
тракторов, комбайнов, автомобилей,
другой сельскохозяйственной техники,
строительство производственных объектов
и жилья и т.д.), которые предоставляют
отделения государственных и кооперативных
банков, может получать займы от
государственных и кооперативных хозяйств
в соответствии с заключенными договорами;
–
самостоятельно вступает в договорные
отношения с государственными,
кооперативными и общественными
предприятиями, организациями и гражданами;
–
вступает в деловые отношения с зарубежными
предприятиями и организациями.
Экономические
отношения с государственными,
кооперативными и другими предприятиями
и организациями, отдельными лицами
осуществляются на основе договоров,
трудовых соглашений, торговых операций
по наличному и безналичному расчету,
производятся отчисления, определяемые
соответствующими нормативными актами,
по налогам, платежи в бюджет, в фонд
социального страхования и др. Деятельность
фермерского хозяйства базируется
преимущественно на личном труде его
членов, хотя в случае необходимости
законодательством разрешается привлечение
постоянных, сезонных и временных
работников.
Глава
хозяйства (фермер) самостоятельно
руководит делами, заключает от имени
хозяйства соглашения (договоры).Произведенная
продукция, а также работы и услуги и
полученные доходы являются собственностью
фермерского хозяйства и используются
им по собственному усмотрению.
Фермерское
хозяйство имеет право в соответствии
с действующим законодательством
выступать основателем и участником
объединений, фирм, союзов, ассоциаций,
кооперативов, банков, консорциумов,
совместных и других предприятий и
организаций по производству, переработке
и реализации продукции, материально-техническому
обеспечению, внедренческому,
научно-консультативному, техническому,
ветеринарному и другим видам обслуживания,
приобретать и использовать средства
кредитных, страховых, других организаций
и получать от них доходы, сохраняя при
этом самостоятельность, а также покупать
и продавать ценные бумаги.
В
соответствии с действующим законодательством
крестьянские (фермерские) хозяйства
самостоятельно или совместно с другими
организационно-правовыми формами
хозяйствования могут создавать ассоциации
крестьянских (фермерских) хозяйств. При
этом они сохраняют самостоятельность,
права на земельные участки и право
юридического лица.
Главной
целью ассоциаций являются создание
условий для нормальной хозяйственной
деятельности ее участников, увеличение
их доходов и рост уровня социально-экономического
развития, а также организация совместного
производства, переработки и реализации
сельскохозяйственной продукции.
Основными
задачами фермерской ассоциации являются:
–
коллективное регулирование межфермерских
взаимоотношений, в том числе координация
производственных, коммерческих и иных
связей между самими производителями и
непроизводственными формированиями;
–
внедрение эффективных форм кооперации
во все сферы деятельности, в том числе
в производство, переработку и реализацию
” продукции; оказание методической
и практической помощи в агротехническом,
зооветеринарном, инженерном, экономическом
обслуживании, финансово-кредитное
обеспечение и др.;
–
формирование сбалансированной
материально-технической базы и социальной
инфраструктуры коллективного пользования,
в том числе обеспечение производственного
цикла материально-техническими услугами
– нефтепродуктами, семенами, удобрениями,
средствами защиты растений и животных,
стройматериалами и др.;
–
коллективная защита законных интересов
и прав участников ассоциации перед
другими предприятиями, организациями,
учреждениями.
Средства
ассоциации формируются за счет
вступительных взносов ее членов и
ежегодных отчислений участников.
Ассоциация имеет право заниматься
коммерческой деятельностью, прибыль
от которой распределяется между ее
членами пропорционально их вкладу в
формирование ассоциации.
Организационные
основы функционирования и управления
в ассоциации определяются ее уставом,
который принимается на общем собрании
участников и утверждается в установленном
порядке.
Для
выполнения целей и задач ассоциации в
ее составе могут быть созданы
финансово-расчетный центр (коммерческий
банк), подразделения по производству,
переработке продукции и обслуживанию
производства, различные службы. При
этом каждый участник, входящий в состав
ассоциации, может добровольно участвовать
во всех видах деятельности или пользоваться
услугами только определенных ее служб.
Высшим
органом управления фермерской ассоциацией
является общее собрание глав крестьянских
хозяйств и других ее участников.
Общее
собрание утверждает устав, избирает
исполнительные и другие органы ассоциации,
определяет их функции, утверждает
программы развития и решает другие
вопросы. Вместе с тем полномочия и
деятельность общего собрания не должны
ограничивать и связывать свободу фермера
(предпринимателя).
Общее
собрание ассоциации избирает
координационный совет, осуществляющий
исполнительские функции и повседневную
координацию деятельности ассоциации.
Координационный
совет при необходимости нанимает рабочий
аппарат управления (исполнительную
дирекцию) ассоциации. Руководитель
исполнительного аппарата является
одновременно председателем координационного
совета. Роль этого аппарата сводится к
решению стратегических вопросов
производственно-финансовой деятельности
входящих в состав ассоциаций формирований,
координации их работы, оказанию
посреднических услуг и консультативной
помощи.
Исполнительный
аппарат содержится за счет отчислений
средств входящих в состав ассоциации
участников. Смета расходов на его
содержание утверждается на общем
собрании членов ассоциации.