Государственные и муниципальные унитарные предприятия правовая характеристика

Татьяна Николаевна Таряник

Эксперт по предмету «Экономика»

Государственные муниципальные унитарные предприятия – это коммерческие организации, которые не имеют права собственности на имущество, предоставленное им собственником, что отличает их от других коммерческих организаций.

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий – это совокупность норм права, определяющих гражданско-правовой статус муниципальных и государственных унитарных предприятий, порядок их деятельности и оценки результатов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческие организации, не имеющие права собственности на имущество, которое закреплено за ними собственником в лице государства или муниципального образования.

Информационный рынок – это совокупность отношений экономического, организационного и правового характера, обусловленных продажей, покупкой и распространением информационных технологий, продуктов, ресурсов и услуг.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                               11 октября 2002 года

Одобрен Советом Федерации                                    30 октября 2002 года

(В редакции федеральных законов от 08. 2003 № 169-ФЗ, от 18. 2006 № 231-ФЗ, от 24. 2007 № 212-ФЗ, от 01. 2007 № 318-ФЗ, от 02. 2010 № 152-ФЗ, от 18. 2011 № 220-ФЗ, от 19. 2011 № 246-ФЗ, от 06. 2011 № 291-ФЗ, от 30. 2011 № 362-ФЗ, от 03. 2012 № 240-ФЗ, от 02. 2013 № 188-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 05. 2014 № 99-ФЗ, от 04. 2014 № 337-ФЗ, от 13. 2015 № 216-ФЗ, от 23. 2015 № 312-ФЗ, от 23. 2016 № 149-ФЗ, от 18. 2017 № 177-ФЗ, от 29. 2017 № 267-ФЗ, от 29. 2017 № 470-ФЗ, от 03. 2018 № 322-ФЗ, от 28. 2018 № 452-ФЗ, от 02. 2019 № 394-ФЗ, от 27. 2019 № 469-ФЗ, от 27. 2019 № 485-ФЗ, от 31. 2020 № 294-ФЗ, от 23. 2020 № 378-ФЗ, от 02. 2021 № 351-ФЗ, от 02. 2021 № 352-ФЗ, от 30. 2021 № 436-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также – унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Статья 2. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Институт имени Н.Е.Жуковского” в соответствии с Федеральным законом “О Национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е.Жуковского”. От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” в соответствии с Федеральным законом “О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 06.11.2011 № 291-ФЗ; от 04.11.2014 № 337-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 23.11.2015 № 312-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также – государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также – казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:

1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”;

2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;

3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

(Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона.

Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом требований, установленных статьей 241 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения

1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное государственное предприятие”, “государственное предприятие” или “муниципальное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное казенное предприятие”, “казенное предприятие” или “муниципальное казенное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.

3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.

4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.

Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.

Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.

5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях

1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Статья 7. Ответственность унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья 8. Учреждение унитарного предприятия

1. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

11. Органы публичной власти федеральной территории осуществляют функции и полномочия учредителя государственных, муниципальных унитарных предприятий от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

2. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти или органами публичной власти федеральной территории в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 240-ФЗ)

3. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

4. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

(Пункт в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ)

41. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему реше

Доходы и расходы муниципальных унитарных организаций

Отличием МУП от других организационно-правовых форм является то, что их финансовые ресурсы не похожи на общепринятую модель.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий включают:

Уставной фонд УП состоит из основных и оборотных активов, которые закреплены за данным предприятием. Управляет уставным фондом Федеральное агентство по управлению госимуществом, поскольку он относится к государственной собственности. Размер уставного фонда для муниципального УП должен быть не менее 1000 минимальных размером оплаты труда. Формирование уставного фонда происходит также за счет имущественных и других прав, которые имеют денежную оценку, например, ценные бумаги.

Уставной фонд после его полного формирования можно увеличить за счет:

Формирование прибыли МУП происходит за счет:

Прибыль МУП – это источник бюджетных неналоговых доходов.

В уставе предприятия определяется порядок распределения его прибыли. Согласно уставу, некоторая часть чистой прибыли МУП, которая осталась после уплаты всех отчислений, может быть использована для:

Источником финансирования расходов МУП выступают финансовые резервы, сформированные согласно законодательству РФ.

Унитарное предприятие может привлекать и заемные средства путем получения кредитов в кредитных организациях, бюджетных кредитов, при помощи размещения облигаций. Однако, способы привлечения заемных средств, их объемы и направление использования определяются собственником имущества МУП.

Достоинства и недостатки унитарных предприятий

К плюсам можно отнести следующее:

Из недостатков можно выделить:

Задумали открыть собственный бизнес? Одобряем ваше стремление! И поможем финансово – кредит для бизнеса под отличный процент от Совкомбанка.

Если вы горите идеей об открытии своего бизнеса, мы можем помочь вам! В Совкомбанке доступны кредиты для предпринимателей до 30 млн рублей. Вы составили бизнес-план и знаете, сколько средств вам понадобится для открытия собственного бизнеса? Смело рассчитывайте кредит и ежемесячный платеж по нему на нашем специальном калькуляторе!

Унитарные предприятия и их виды

Главная задача российской экономики после распада Советского Союза заключалась в определении правового статуса и работы предприятий страны. В течение длительного периода времени государство занималось полным управлением всех предприятий, устанавливало финансовые показатели: величину уставного фонда, величину выручки, себестоимость продукции, норму прибыли и т.д. Данные факторы осложняли решение поставленных задач перед государством. Направлениями деятельности предприятий СССР являлись: производство готовых товаров для индивидуальных потребителей и предоставление услуг всему населению. Эти предприятия сочетали в себе коммерческую деятельность вместе с целевыми государственными назначениями.

Сдай на права покаучишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Все перечисленные обстоятельства стали причиной создания новой организационно-правовой формы – унитарной.

Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не имеющая права собственности на имущество. Только лишь государственные и муниципальные предприятия могут быть унитарными.

Все унитарные предприятия делятся на три типа:

Разновидностью унитарного предприятия является казенное. Казенным является такое предприятие, большая часть продукции которого предназначена для какого-либо муниципального образования, осуществления государственной деятельности, ведения убыточных производств.

Муниципальное предприятие представляет собой организацию, созданную с целью ведения управленческой, культурной, социальной и иной некоммерческой деятельности. Муниципальные учреждения создаются и финансируются полностью или частично за счет средств органов местного самоуправления.

«Роль государственных муниципальных унитарных предприятий в экономике» 👇

Унитарное предприятие имеет следующие характеристики:

Основная цель создания и работы унитарного предприятия заключается в решении задач, поставленных государством, на коммерческой основе.

В основным причинам создания УП можно отнести:

Правовые основы деятельности МУП определяются нормами ГК РФ.

Правоспособность МУП является не общей, а специфической, т.е. они в праве осуществлять только ту деятельность, которая закреплена в уставе. В некоторых областях предпринимательской деятельности возможности унитарных предприятий ограничены. Унитарное предприятие в праве создавать филиалы, а также открывать представительства, но только после согласования с собственником имущества.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом ему принадлежащим, но не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Устав унитарного предприятия является единственным учредительным документом.

УП может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, но не имеет права продавать имущество, сдавать в аренду и т.д. без разрешения собственника.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что унитарные муниципальные предприятия основаны на коммерческой деятельности, но не построены на членстве и не относятся к собственникам имущества, используемого в деятельности.

Что будет с ГУП и МУП в 2025 году

Согласно статье № 485-ФЗ от 27 декабря 2019 г., в скором времени должно будет сильно сократиться число ГУП и МУП. Унитарные предприятия должны будут вести деятельность в конкретных сферах:

Унитарные предприятия, которые не соответствуют этим условиям, необходимо реорганизовать (например, в акционерное общество) или ликвидировать – до 1 января 2025 года. Иначе их будут ликвидировать по решению суда. Иск будет исходить от антимонопольной службы. В отдельных случаях унитарные предприятия могут продолжить работу – если существует риск ухудшения условий жизнедеятельности населения.

Таким образом власти планируют сократить расходы на поддержку убыточных предприятий. Также должны покинуть рынок организации, чья работа не соответствовала первоначальным целям. Это поможет развить здоровую конкурентную среду и улучшить качество предоставляемых населению услуг.

Сущность и виды государственных и муниципальных унитарных предприятий

Отличительной особенностью государственных и муниципальных унитарных предприятий является неотделимость их имущества. Имущество таких предприятий не может быть разделено по вкладам, паям или долям. Собственником имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий выступают либо Российская Федерация, либо ее субъект, либо муниципальное образование.

Вся совокупность государственных и муниципальных предприятий делится на следующие виды:

Унитарные предприятия подлежат государственной регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию хозяйствующих субъектов. Днем создания государственного и муниципального унитарного предприятия является дата внесения записи о нем Единый государственный реестр юридических лиц.

В качестве учредителей государственных и муниципальных унитарных предприятий могут выступать:

При наличии согласия собственника имущества государственные и муниципальные предприятия могут становиться участниками некоммерческих и коммерческих организаций.

«Государственные и муниципальные унитарные предприятия как объект информационного рынка» 👇

Ответственность государственных и муниципальных унитарных предприятий по своим обязательствам распространяется на все их имущество. Государственные и муниципальные унитарные предприятия не несут ответственности по обязательствам их собственников.

К отличительным чертам правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий можно отнести следующие особенности:

Какие бывают унитарные предприятия

Их разделяют на три группы.

Отличаются они также и величиной уставного фонда. Самый большой предусмотрен для ФГУП – не менее 500 тысяч рублей, а для МУП он не должен быть менее 100 тысяч рублей.

Примеры ФГУП: «Охрана» Росгвардии, «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», «Специальное конструкторское бюро Института радиотехники и электроники Российской академии наук».

Примеры ГУП: «Мосгортранс», ГУП Волгоградской области «Волгоградавтотранс», ГУП Саратовской области «Облводстрой».

Примеры МУП: «Расчетный центр», «Горэлектротеплосеть», «Ленинская центральная районная больница».

Полный список российских унитарных предприятий можно посмотреть на сайте РОСЕГРЮЛ. Там собраны действующие и ликвидированные организации.

Чем МУП отличается от МБУ?

Их довольно часто путают между собой. МБУ расшифровывается как муниципальное бюджетное учреждение. Оно, в отличие от МУП, не преследует коммерческую цель, а направлено на благо населения. Сферы деятельности, где встречаются МБУ, – спорт, образование, культура, социальная защита и занятость населения. Это могут быть дошкольные и образовательные учреждения, дома офицеров, реабилитационные центры и т. д.

Такие учреждения находятся под контролем и защитой государства, которое выделяет из бюджета средства для их существования.

Право распоряжаться имуществом

Унитарному предприятию передают имущество для хозяйственного ведения или оперативного управления.

Роль муниципальных унитарных образований в экономике

На сегодняшний день неотъемлемая часть государственной стратегии устойчивого развития – это эффективное формирование муниципальной экономики. Муниципальной экономикой является совокупность экономических ресурсов, направленных на удовлетворение жизненно необходимых потребностей населения муниципальных образований.

Базовыми услугами, осуществляемыми муниципальными образованиями, являются: газо-, электро-, тепло- и водоснабжение, пассажирские перевозки общественным транспортом, переработка отходов, социальные услуги и т.д. В большинстве случае практической реализацией всех перечисленных услуг занимаются муниципальные унитарные предприятия государства.

МУП играют большую роль в экономике регионов страны, они осуществляют коммерческую деятельность с использованием муниципальной собственности, предоставляют рабочие места, пополняют доходы местного бюджета, на них возложены функции по оказанию социальных услуг населению и т.д.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Откуда взялось такое название

Унитарное предприятие (УП) является коммерческой организацией. У него есть имущество, но УП не может им владеть. Собственником и учредителем выступают государство, субъект России или муниципалитет. Унитарному предприятию его передают на правах оперативного управления или ведения хозяйственной деятельности.

Слово «унитарное» заимствовано из латинского ūnitās, что значит «единый, неделимый» – имущество запрещено разделять по долям, паям или вкладам, им владеет один собственник. Деятельность унитарных предприятий регулирует ФЗ №161 от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Чтобы быть спокойным за бизнес, создайте подушку безопасности. Открывайте срочный депозит в Совкомбанке на срок до 365 дней. И выбирайте, как вы хотите получать проценты: ежемесячно или по истечении всего срока. Подключить депозит можно онлайн.

Любой бизнес нуждается в подушке безопасности. Срочный депозит от Совкомбанка поможет защитить накопления от инфляции. Закажите обратный звонок на сайте банка и подключите депозит онлайн.

Понятие и сущность унитарных предприятий

Правовую основу функционирования государственных предприятий составляет гражданское законодательство, а также Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не имеющая права собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Имущество унитарных предприятий обладает свойством неделимости и не может распределяться по вкладам, паям или долям, в том числе между персоналом этого предприятия. С помощью термина «унитарное» подчеркивается именно это свойство имущества унитарного государственного или муниципального предприятия.

Форма унитарных предприятий распространяется только на муниципальные и государственные предприятия.

В качестве учредителя унитарного предприятия могут выступать следующие публичные собственники:

Соучредительство в отношении унитарных предприятий не допускается.

Поскольку унитарное предприятие учреждается публичными собственниками, его особенностью является коммерческий статус, наделенный не общей, а специальный или целевой правоспособностью. В уставе унитарного предприятия необходимо помимо сведений, относящихся к деятельности коммерческих организаций, размещать информацию относительно целей и предмета деятельности унитарного предприятия, величины уставного фонда, состава источников формирования уставного фонда, порядка формирования уставного фонда.

«Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий» 👇

Унитарные предприятия могут быть следующих видов:

Объекты информационного рынка в лице государственных и муниципальных унитарных предприятий

В качестве объектов информационного рынка могут выступать различные хозяйствующие субъекты, выставляющие те или иные информационные ресурсы в качестве товаров.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия обладают различными видами информации, в том числе биржевой, экономической, финансовой, статистической, коммерческой.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия выступает в качестве поставщиков информации научно-технического, потребительского, социально-экономического характера.

В качестве объектов информационного рынка государственные и муниципальные унитарные предприятия обеспечивает сбор, хранение, обработку, защиту информационных данных.

Информационный рынок в текущий момент переживает настоящий бум своего развития. Активное развитие информационных технологий обеспечивает вовлечение в информационное взаимодействие всех хозяйствующих субъектов, в том числе государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также граждан, органов государственного и муниципального управления.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются проводниками государственной и муниципальной информационной политики, обеспечивая трансляцию и реализация идей государственного и муниципального управления в данной сфере.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия призваны обеспечивать решение проблем защиты личности, государства и общества в отношении конфиденциальности их взаимодействия с данными объектами информационного рынка.

Информационный рынок, несмотря на свои положительные характеристики, несет опасности для общества, в том числе по разрушению частной жизни организации людей, возможности воздействия на общество, низкого качества информационного потока и так далее.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия в качестве объектов информационного рынка призваны обеспечивать высокое качество информационного потока за счет предоставления достоверной и релевантной информации.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия образуют объекты информационной инфраструктуры, включающие в себя центры анализа и обработки информации, информационные каналы, телекоммуникационные каналы, механизмы, обеспечивающие функционирование информационных систем и сетей.

Участвуя в движении информации, государственные и муниципальные унитарные предприятия призваны обеспечивать реализацию свобод и прав гражданина и человека в отношении получения информации, способствовать развитию информационных технологий, предоставлять государству необходимыми сведениями, защищать информацию от посягательств на нее.

Для чего нужны унитарные предприятия

Хотя такие предприятия и называются коммерческими, но далеко не всегда они приносят прибыль. Тогда почему они так важны государству? УП создают в нескольких случаях.

Особенности правового статуса муниципальных и государственных предприятий

Муниципальные государственные предприятия имеют различия в правовом статусе в зависимости от их вида. В основе таких различий находится разный объем полномочий, которыми наделяются унитарные предприятия в отношении имущества, закрепленного за ними собственником. В целом объем полномочий в отношении имущества собственников унитарных предприятий меньше у тех, которые основаны на праве оперативного управления. Например, казенные унитарные предприятия для совершения любой сделки в отношении имущества нуждаются в обязательном согласии собственника в лице уполномоченного им органа, исключение составляет только готовая продукция унитарного предприятия.