Государственные и муниципальные унитарные предприятия правовое регулирование

Королев Анатолий АлексеевичУральский государственный экономический университетмагистрант

АннотацияСтатья посвящена анализу современного правового регулирования унитарных предприятий (УП) в условиях реализации Национального плана развития конкуренции, предполагающего реформирование системы действующих УП и ограничение их создания в перспективе.

Следует отметить, что регулирование деятельность унитарных предприятий осуществляется широким спектром нормативных правовых актов.

Конституционные нормы закладывают имущественную основу деятельности УП, закрепляя право управления имуществом за органами государственной власти и местного самоуправления. Более подобное регулирование имущественных отношений, возникающих в процессе осуществления хозяйственной деятельности анализируемыми юридическими лицами содержится в Бюджетном Кодексе РФ.

Закупки для хозяйственной деятельности осуществляются посредством применения Федерального закона «О контрактной системе в Российской Федерации», а также Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ устанавливающего процедуры размещения информации о государственных и муниципальных нуждах, а также собственно процесс реализации закупок.

Также следует отметить, что в российской системе законодательства предусмотрен обширный перечень норм в различных отраслях права, отражающий специфику деятельности унитарных предприятий. В частности, КОАП РФ отражает особенности ответственности, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» специфику погашения учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе наблюдения. Особенности регистрации унитарных предприятий отражает Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В свою очередь, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определяет состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия и другие особенности приватизации имущества унитарных предприятий.

Также нельзя не упомянуть законы, посвященные отдельным видам унитарных предприятий, реализующих конкретные функции, например, федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы, деятельность которых регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Систематизация норм указанных законов позволяет идентифицировать ключевые согбенности унитарных предприятий (рисунок 1).

Государственные и муниципальные унитарные предприятия правовое регулирование

При этом, схематично, нормы устанавливающие ключевые основы деятельности унитарных предприятий можно отразить в виде рисунка 2.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия правовое регулирование

Следует отметить, что ФЗ №161 комплексно охватывает все аспекты функционирования УП от создания до ликвидации.

Структурно, главу 7.1 имеющую непосредственное значение для деятельности и развития системы унитарных предприятий в России можно представить в виде схемы (рисунок 3). Основной акцент в указанной главе поставлен на создании унитарных предприятий, не на ликвидации и реорганизации.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия правовое регулирование

В контексте проходящей в настоящее время реформы системы унитарных предприятий с целью развития конкуренции в России немаловажным является процесс реорганизации унитарных предприятий. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества в организационно правовой форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в соответствии с требованиями ст. 11 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества в передаточном акте, который составляется на основе данных акта инвентаризации предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке предприятию, и о правах на них (п. 2 ст. 11 Закона о приватизации). Форма такого акта может быть утверждена нормативными актами публично-правовых образований.

Имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации актов приватизируемого предприятия, изымается собственником (п. 4 ст. 11 Закона о приватизации).

Если определенный в соответствии со ст. 11 Закона о приватизации размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала АО, установленному законодательством РФ, или превышает его, приватизация унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в АО.

Кроме того, независимо от размера уставного капитала создаваемого хозяйственного общества, унитарное предприятие может быть преобразовано в ООО, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном налоговым законодательством, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для субъектов малого предпринимательства (абзац третий п. 2 ст. 13 Закона о приватизации).

Более того, в настоящее время существует довольно большой перечень подзаконных актов регулирующих анализируемую сферу.

В контексте настоящего исследования, наиболее важным является Постановление Правительства РФ от 31 июля 2020 г. N 1148 «О случаях создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности» в котором зафиксирован перечень видов деятельности в рамках реализации которых разрешено создавать унитарные предприятия.

Таким образом, следует отметить, что правовое регулирование унитарных предприятий является обширным и представляет собой комплекс документов, охватывающих как ключевые основы их деятельности, так и отдельные аспекты.

Содержательную классификацию
нормативных правовых актов, регулирующих систему унитарных предприятий можно представить в виде схемы (рисунок 4).

Почеркнем, что приведенная классификация носит условный характер в силу широты и разнообразия правового регулирования анализируемой сферы. На рисунке приведены лишь наиболее важный нормативные правовые акты, которыми система законодательства, регулирующая объект исследования настоящей работы не исчерпывается.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия правовое регулирование

Рисунок 4 – Содержательная классификация нормативных правовых актов, регулирующих систему унитарных предприятий

В заключение данной работы отметим, что, не смотря на разветвленную и достаточно подробную систему законодательства в сфере унитарных предприятий, в настоящее время ключевое значение приобретают акты, опосредующие деятельность УП в контексте развития конкуренции, именно их содержание диктует судьбу всей анализируемой системы.

Все статьи автора «kafedranacha»

Унитарное
предприятие
– это коммерческая организация, не
наделенная правом собственности
на закрепленное за ней собственником
имущество. Имущество является неделимым
и не распределяется по вкладам (долям,
паям), в т.ч. между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут
создаваться только государственные и
муниципальные предприятия.

Фирменное
наименование унитарного предприятия
должно содержать указание на собственника
его имущества. Такое предприятие отвечает
по обязательствам все принадлежащим
ему имуществом, но не несет ответственности
по обязательствам собственника его
имущества. Имущество государственного
или муниципального унитарного предприятия
находится соответственно в государственной
или муниципальной собственности и
принадлежит такому предприятию на
праве хозяйственного ведения или на
праве оперативного управления.

Органом управления
предприятия является руководитель,
назначаемый собственником или
уполномоченным собственником органом
и подотчетный им.

Унитарные предприятия
делятся на два вида:

1)
Унитарные
предприятия, основанные на праве
хозяйственного ведения (право распоряжения
но по согласованию с органами упралвения
предяприятия)
– создается
по решению уполномоченного на то
государственного органа или органа
местного самоуправления.
Учредительный документ предприятия –
это его устав, утверждаемый уполномоченным
на то государственным органом или
органом местного самоуправления. Размер
уставного фонда предприятия не может
быть меньше суммы, определенной законом
о государственных 500 000 т.р. и
муниципальных унитарных предприятиях.
100 000 т.р..

До государственной
регистрации предприятия его уставный
фонд должен быть полностью оплачен
собственником. Если по окончании
финансового года стоимость чистых
активов предприятия окажется меньше
его уставного фонда, то орган, уполномоченный
создавать такие предприятия, обязан
произвести в установленном порядке
уменьшение размера уставного фонда.
Если стоимость чистых активов становится
меньше определенного законом минимального
размера уставного фонда, то предприятие
может быть ликвидировано по решению
суда. При принятии решения об уменьшении
уставного фонда предприятие обязано в
письменном виде уведомить об этом своих
кредиторов, которые могут потребовать
прекращения или досрочного исполнения
обязательств, должником по которым
является это предприятие, и возмещения
убытков.

Собственник
имущества предприятия не отвечает по
обязательствам предприятия

2)
Унитарное предприятие, основанное на
праве оперативного управления (без
права распоряжения)
– образуется в предусмотренных законом
о государственных и муниципальных
унитарных предприятиях случаях по
решению Правительства РФ на базе
имущества, находящегося в федеральной
собственности. Такое предприятие
называется казенным предприятием,
учредительным документом которого
является утвержденный Правительством
РФ устав. Фирменное наименование
предприятия должно содержать указание
на то, что оно является казенным. Россия
несет субсидиарную ответственность по
обязательствам такого предприятия при
недостаточности его имущества. Предприятие
может реорганизовываться или
ликвидироваться по решению Правительства
РФ.

Правовое
положение унитарных предприятий
определяется ГК РФ (ст. 113 – 115) и принятым
в соответствии с ним Федеральным
Законом “О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях” от
14.11.2002.28

Государственные
и муниципальные унитарные предприятия
(далее – унитарные
предприятия)
являются коммерческими организациями,
не наделенные правом собственности на
закрепленное за ними собственником
имущество (ст. 113 ГК РФ).

Унитарным
предприятием признается коммерческая
организация, не наделенная правом
собственности на имущество, закрепленное
за ней собственником. В форме унитарных
предприятий могут быть созданы только
государственные и муниципальные
предприятия. Имущество унитарного
предприятия принадлежит на праве
собственности Российской Федерации,
субъекту Российской Федерации или
муниципальному образованию.

Особенности
унитарных предприятий состоят в том,
что они не являются собственниками
своего имущества, его имущество находится
соответственно в государственной или
муниципальной собственности и принадлежит
такому предприятию на праве хозяйственного
ведения или на праве оперативного
управления. Имущество унитарного
предприятия является неделимым и не
может быть распределено по вкладам
(долям, паям), в том числе между работниками
унитарного предприятия.

Унитарное
предприятие отвечает по своим
обязательствам принадлежащим ему
имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде. Унитарное предприятие должно
иметь самостоятельный баланс.

В соответствии
с законом создаются и действуют следующие
виды унитарных предприятий:

Унитарные предприятия,
основанные на праве оперативного
управления, являются коммерческими
организациями.

Учредителем
унитарного предприятия может выступать
Российская Федерация, субъект Российской
Федерации или муниципальное образование.

Решение
об учреждении федерального государственного
предприятия принимается Правительством
Российской Федерации или федеральными
органами исполнительной власти в
соответствии с актами, определяющими
компетенцию таких органов.

Решение
об учреждении государственного
предприятия субъекта Российской
Федерации или муниципального предприятия
принимается уполномоченным органом
государственной власти субъекта
Российской Федерации или органом
местного самоуправления в соответствии
с актами, определяющими компетенцию
таких органов.

Федеральное
казенное предприятие учреждается
решением Правительства Российской
Федерации.

Казенное
предприятие субъекта Российской
Федерации учреждается решением органа
государственной власти субъекта
Российской Федерации, которому в
соответствии с актами, определяющими
статус этого органа, предоставлено
право принятия такого решения.

Муниципальное
казенное предприятие учреждается
решением органа местного самоуправления,
которому в соответствии с актами,
определяющими статус этого органа,
предоставлено право принятия такого
решения.

Собственник
имущества решает не только вопросы
создания предприятия, но и определяет
предмет и цели его деятельности. Поэтому
в уставе унитарного предприятия, который
является его учредительным документом,
определяются предмет и цели деятельности
предприятия (ст.
9 закона).
Унитарное предприятие может иметь
гражданские права, соответствующие
предмету и целям его деятельности,
предусмотренным в уставе этого унитарного
предприятия, и нести связанные с этой
деятельностью обязанности.

Как
и всякая коммерческая организация,
унитарное предприятие должно иметь
фирменное наименование.

Полное
фирменное наименование государственного
или муниципального предприятия на
русском языке должно содержать слова
“федеральное государственное
предприятие”, “государственное
предприятие” или “муниципальное
предприятие” и указание на собственника
его имущества – Российскую Федерацию,
субъект Российской Федерации или
муниципальное образование.

Полное
фирменное наименование казенного
предприятия на русском языке должно
содержать слова “федеральное казенное
предприятие”, “казенное предприятие”
или “муниципальное казенное предприятие”
и указание на собственника его имущества
– Российскую Федерацию, субъект Российской
Федерации или муниципальное образование.

Кроме
того, в уставе отражается размер уставного
фонда и источники его формирования.
Уставным фондом государственного или
муниципального предприятия определяется
минимальный размер его имущества,
гарантирующего интересы кредиторов
такого предприятия.

Уставный
фонд государственного или муниципального
предприятия может формироваться за
счет денег, а также ценных бумаг, других
вещей, имущественных прав и иных прав,
имеющих денежную оценку.

Размер
уставного фонда государственного
предприятия должен составлять не менее
чем пять тысяч минимальных размеров
оплаты труда, установленных федеральным
законом на дату государственной
регистрации государственного предприятия.

Размер
уставного фонда муниципального
предприятия должен составлять не менее
чем одну тысячу минимальных размеров
оплаты труда, установленных федеральным
законом на дату государственной
регистрации муниципального предприятия.

Федеральными
законами или иными нормативными правовыми
актами могут быть определены виды
имущества, за счет которого не может
формироваться уставный фонд государственного
или муниципального предприятия.

В
казенном предприятии уставный фонд не
формируется.

Уставный
фонд государственного или муниципального
предприятия должен быть полностью
сформирован собственником его имущества
в течение трех месяцев с момента
государственной регистрации такого
предприятия. (ст. 13 Закона).

Государственное
или муниципальное унитарное предприятие
владеет, пользуется и распоряжается
имущество в пределах, определяемых в
соответствии с Гражданским Кодексом
РФ и Законом “О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях”.

Собственник
имущества государственного или
муниципального предприятия имеет право
на получение части прибыли от использования
имущества, находящегося в хозяйственном
ведении такого предприятия (ст. 17 закона).

Государственное
или муниципальное предприятие ежегодно
перечисляет в соответствующий бюджет
часть прибыли, остающейся в его
распоряжении после уплаты налогов и
иных обязательных платежей, в порядке,
в размерах и в сроки, которые определяются
Правительством Российской Федерации,
уполномоченными органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
или органами местного самоуправления.

Порядок
распределения доходов казенного
предприятия определяется Правительством
Российской Федерации, уполномоченными
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации или
органами местного самоуправления.

Государственное
или муниципальное предприятие
распоряжается движимым имуществом,
принадлежащим ему на праве хозяйственного
ведения, самостоятельно, за исключением
случаев, установленных настоящим
Федеральным законом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами.

Государственное
или муниципальное предприятие не вправе
продавать принадлежащее ему недвижимое
имущество, сдавать его в аренду, отдавать
в залог, вносить в качестве вклада в
уставный (складочный) капитал хозяйственного
общества или товарищества или иным
способом распоряжаться таким имуществом
без согласия собственника имущества
государственного или муниципального
предприятия.

Движимым
и недвижимым имуществом государственное
или муниципальное предприятие
распоряжается только в пределах, не
лишающих его возможности осуществлять
деятельность, цели, предмет, виды которой
определены уставом такого предприятия.
Сделки, совершенные государственным
или муниципальным предприятием с
нарушением этого требования, являются
ничтожными (ст. 18).

Государственное
или муниципальное предприятие не вправе
без согласия собственника совершать
сделки, связанные с предоставлением
займов, поручительств, получением
банковских гарантий, с иными обременениями,
уступкой требований, переводом долга,
а также заключать договоры простого
товарищества.

Уставом
государственного или муниципального
предприятия могут быть предусмотрены
виды и (или) размер иных сделок, совершение
которых не может осуществляться без
согласия собственника имущества такого
предприятия.

Федеральное
казенное предприятие вправе отчуждать
или иным способом распоряжаться
принадлежащим ему имуществом только с
согласия Правительства Российской
Федерации или уполномоченного им
федерального органа исполнительной
власти.

Казенное
предприятие субъекта Российской
Федерации вправе отчуждать или иным
способом распоряжаться принадлежащим
ему имуществом только с согласия
уполномоченного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации.

Муниципальное
казенное предприятие вправе отчуждать
или иным способом распоряжаться
принадлежащим ему имуществом только с
согласия уполномоченного органа местного
самоуправления.

Уставом
казенного предприятия могут быть
предусмотрены виды и (или) размер иных
сделок, совершение которых не может
осуществляться без согласия собственника
имущества такого предприятия.

Казенное
предприятие самостоятельно реализует
произведенную им продукцию (работы,
услуги), если иное не установлено
федеральными законами или иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации.

Казенное
предприятие вправе распоряжаться
принадлежащим ему имуществом, в том
числе с согласия собственника такого
имущества, только в пределах, не лишающих
его возможности осуществлять деятельность,
предмет и цели которой определены
уставом такого предприятия. Деятельность
казенного предприятия осуществляется
в соответствии со сметой доходов и
расходов, утверждаемой собственником
имущества казенного предприятия.

Унитарное
предприятие несет ответственность по
своим обязательствам всем принадлежащим
ему имуществом.

Унитарное
предприятие не несет ответственность
по обязательствам собственника его
имущества (Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального
образования).

Российская
Федерация, субъект Российской Федерации,
муниципальное образование не несут
ответственность по обязательствам
государственного или муниципального
предприятия, за исключением случаев,
если несостоятельность (банкротство)
такого предприятия вызвана собственником
его имущества. В указанных случаях на
собственника при недостаточности
имущества государственного или
муниципального предприятия может быть
возложена субсидиарная ответственность
по его обязательствам.

Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации или
муниципальные образования несут
субсидиарную ответственность по
обязательствам своих казенных предприятий
при недостаточности их имущества.

ГК
РФ и Закон устанавливают исчерпывающий
перечень правомочий собственника в
отношении предприятия и закрепленного
за ним имущества.

Собственник
имущества унитарного предприятия в
отношении указанного предприятия:

Собственник
имущества казенного предприятия, кроме
перечисленных правомочий, вправе:

Органом
унитарного предприятия, основанного
на праве хозяйственного ведения, является
руководитель, назначаемый собственником
или уполномоченным им органом и
подотчетный ему.

Руководитель унитарного
предприятия (директор, генеральный
директор) является единоличным
исполнительным органом унитарного
предприятия. Руководитель унитарного
предприятия назначается собственником
имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия
подотчетен собственнику имущества
унитарного предприятия.

Руководитель
унитарного предприятия действует от
имени унитарного предприятия без
доверенности, в том числе представляет
его интересы, совершает в установленном
порядке сделки от имени унитарного
предприятия, утверждает структуру и
штаты унитарного предприятия, осуществляет
прием на работу работников такого
предприятия, заключает с ними, изменяет
и прекращает трудовые договоры, издает
приказы, выдает доверенности в порядке,
установленном законодательством (ст.
21 закона).

Унитарные
предприятия могут быть участниками
(членами) коммерческих организаций, а
также некоммерческих организаций, в
которых в соответствии с федеральным
законом допускается участие юридических
лиц.

Унитарные
предприятия не вправе выступать
учредителями (участниками) кредитных
организаций.

Решение
об участии унитарного предприятия в
коммерческой или некоммерческой
организации может быть принято только
с согласия собственника имущества
унитарного предприятия.

Распоряжение
вкладом (долей) в уставном (складочном)
капитале хозяйственного общества или
товарищества, а также принадлежащими
унитарному предприятию акциями
осуществляется унитарным предприятием
только с согласия собственника его
имущества.

Унитарное предприятие
не вправе создавать в качестве юридического
лица другое унитарное предприятие путем
передачи ему части своего имущества
(дочернее предприятие).

Унитарное
предприятие может быть реорганизовано
по решению собственника его имущества
в порядке, предусмотренном Гражданским
кодексом Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом и иными федеральными
законами.

В
случаях, установленных федеральным
законом, реорганизация унитарного
предприятия в форме его разделения или
выделения из его состава одного или
нескольких унитарных предприятий
осуществляется на основании решения
уполномоченного государственного
органа или решения суда.

Унитарные
предприятия могут быть реорганизованы
в форме слияния или присоединения, если
их имущество принадлежит одному и тому
же собственнику.

Государственное
или муниципальное унитарное предприятие
может быть реорганизовано по решению
собственника.

Реорганизация
унитарного предприятия может быть
осуществлена в форме:

Обязательным
условием реорганизации унитарных
предприятий в форме слияния или
присоединения является то, что их
имущество должно находится в собственности
субъекта права государственной или
муниципальной собственности.

Унитарное
предприятие может быть преобразовано
только в открытое акционерное общество
в порядке, установленном законодательством
о приватизации.

Особенность
ликвидации государственного или
муниципального унитарного предприятия
заключается в том, что при принятии
решения о ликвидации собственник
назначает ликвидатора.

Унитарным
предприятием признается коммерческая
организация, не наделенная правом
собственности на имущество, закрепленное
за ней собственником. Деятельность
унитарных предприятий регламентирована
ГК РФ и Федеральным законом «О
государственных и муниципальных
унитарных предприятиях».

Имущество
унитарного предприятия принадлежит на
праве собственности Российской Федерации,
субъекту Российской Федерации или
муниципальному образованию.

Имущество
унитарного предприятия принадлежит
ему на праве хозяйственного ведения
или на праве оперативного управления,
является неделимым и не может быть
распределено по вкладам (долям, паям),
в том числе между работниками унитарного
предприятия.

Унитарное
предприятие может иметь гражданские
права, соответствующие предмету и целям
его деятельности, предусмотренным в
уставе этого унитарного предприятия,
и нести связанные с этой деятельностью
обязанности, то есть наделено специальной
правоспособностью.

Унитарное
предприятие по согласованию с собственником
его имущества может создавать филиалы
и открывать представительства. Унитарное
предприятие может выступить в качестве
участника другой коммерческой или
некоммерческой организации только с
согласия собственника имущества
унитарного предприятия.

Учредитель
унитарного предприятия, основанного
на праве хозяйственного ведения, не
несет ответственности по обязательствам
государственного или муниципального
предприятия, за исключением случаев,
если несостоятельность (банкротство)
такого предприятия вызвана собственником
его имущества. В указанных случаях на
собственника при недостаточности
имущества государственного или
муниципального предприятия может быть
возложена субсидиарная ответственность
по его обязательствам.

Собственник
же казенного предприятия (то есть
предприятия, основанного на праве
оперативного управления) несет
субсидиарную ответственность по
обязательствам предприятия при
недостаточности его имущества.

Учредителем
унитарного предприятия может выступать
Российская Федерация, субъект Российской
Федерации или муниципальное образование.
Учредительным документом унитарного
предприятия является его устав. Устав
унитарного предприятия утверждается
уполномоченными государственными
органами Российской Федерации,
государственными органами субъекта
Российской Федерации или органами
местного самоуправления.

Имущество
унитарного предприятия формируется за
счет:

имущества,
закрепленного за унитарным предприятием
на праве хозяйственного ведения или на
праве оперативного управления
собственником этого имущества;

доходов
унитарного предприятия от его деятельности;

иных
не противоречащих законодательству
источников.

Государственное
или муниципальное предприятие
распоряжается движимым имуществом,
принадлежащим ему на праве хозяйственного
ведения, самостоятельно, за исключением
случаев, установленных законом.
Государственное или муниципальное
предприятие не вправе продавать
принадлежащее ему недвижимое имущество,
сдавать его в аренду, отдавать в залог,
вносить в качестве вклада в уставный
(складочный) капитал хозяйственного
общества или товарищества или иным
способом распоряжаться таким имуществом
без согласия собственника имущества
государственного или муниципального
предприятия.

Казенное
же предприятие вправе распоряжаться
как движимым, так и недвижимым имуществом
только с согласия собственника. Казенное
предприятие самостоятельно реализует
произведенную им продукцию (работы,
услуги), если иное не установлено
федеральными законами.

Руководитель
унитарного предприятия назначается на
должность и освобождается от должности
собственником имущества предприятия.
Собственник имущества унитарного
предприятия вправе предъявить иск о
возмещении убытков, причиненных
унитарному предприятию, к руководителю
унитарного предприятия.

Унитарное
предприятие может быть реорганизовано
или ликвидировано в по решению собственника
его имущества. Унитарное предприятие
может быть также ликвидировано по
решению суда.

Соседние файлы в папке Гражданка

Принят Государственной Думой 13 декабря 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года

Внести в Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4746; 2003, N 50, ст. 4855; 2007, N 49, ст. 6079; 2012, N 50, ст. 6963; 2013, N 52, ст. 6961; 2015, N 29, ст. 4342; 2016, N 22, ст. 3097) следующие изменения:

1) в статье 8:

а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

“Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации.”;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

“4. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.”;

в) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

“41. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему решение в срок, не превышающий двух месяцев.”;

г) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

“6. Унитарное предприятие не может быть создано путем преобразования организаций иных организационно-правовых форм.”;

2) пункт 2 статьи 10 признать утратившим силу;

3) статью 29 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

“9. Не допускается реорганизация унитарного предприятия, если в результате реорганизации одно или несколько создаваемых унитарных предприятий не будут соответствовать условиям, предусмотренным пунктами 2 и 4 статьи 8 настоящего Федерального закона.”.

Внести в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; N 27, ст. 3126; N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601, 3610; N 52, ст. 6450, 6455; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 10, ст. 1281; N 27, ст. 3873, 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7343; 2012, N 31, ст. 4334; N 53, ст. 7643; 2013, N 27, ст. 3436, 3477; N 30, ст. 4084; N 44, ст. 5633; N 51, ст. 6695; N 52, ст. 6961, 6988; 2014, N 23, ст. 2928; N 30, ст. 4266; 2015, N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4339, 4342, 4350, 4376; N 41, ст. 5629; 2016, N 27, ст. 4197; 2017, N 31, ст. 4828; 2018, N 9, ст. 1274; N 18, ст. 2561; N 24, ст. 3402; N 31, ст. 4848; N 49, ст. 7523; N 53, ст. 8440, 8498; 2019, N 29, ст. 3854; Российская газета, 2019, 5 декабря) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 15 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11) непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.”;

2) в части 1 статьи 23:

а) пункт 2 дополнить подпунктом “о” следующего содержания:

“о) о прекращении унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением требований настоящего Федерального закона;”;

б) пункт 3 дополнить подпунктами “д” и “е” следующего содержания:

“д) о ликвидации унитарного предприятия, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением требований настоящего Федерального закона и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона;

е) о принятии мер по прекращению унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением требований настоящего Федерального закона;”;

в) подпункт “д” пункта 6 после слова “лиц” дополнить словами “, в том числе унитарных предприятий,”;

3) дополнить главой 71 следующего содержания:

“Глава 71. Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности

Статья 351. Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках

1. Не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

2. Не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной частями 1 и 2 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему решение в срок, не превышающий двух месяцев.

Статья 352. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные организации, уполномоченные на осуществление действий по созданию унитарных предприятий (далее – заявитель), вправе направить в антимонопольный орган запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.

2. Форма запроса, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным антимонопольным органом.

Статья 353. Порядок рассмотрения антимонопольным органом запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству

1. В течение тридцати дней с даты получения запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, предусмотренного статьей 352 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган обязан рассмотреть этот запрос и направить в письменной форме заявителю одно из следующих заключений:

1) о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона;

2) о несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона.

2. Заключение о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству действует в течение одного года со дня выдачи его антимонопольным органом.

Статья 354. Последствия нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках

1. Унитарное предприятие, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением запрета, предусмотренного частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона, и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона, подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа, выданного на основании подпункта “д” пункта 3 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия.

2. В случае принятия судом к рассмотрению иска антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия до дня вступления в законную силу решения суда совершение любых сделок таким предприятием осуществляется только с согласия его учредителя.”;

4) в статье 391:

а) часть 1 после слов “последствий такого нарушения” дополнить словами “, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона”;

б) пункт 3 части 4 после слов “последствий такого нарушения” дополнить словами “либо ликвидацию или прекращение осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона”.

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года.

2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, указанные в части 1 настоящей статьи, в отношении которых учредителем не приняты и (или) не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

3. В случае перехода товарного рынка в Российской Федерации в состояние конкурентного рынка, в том числе из состояния естественной монополии, антимонопольный орган выдает предписание учредителю унитарного предприятия, которое осуществляет деятельность на таком товарном рынке, о необходимости ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия с указанием срока принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия и сроков осуществления мероприятий, необходимых для исполнения данного решения. При этом сроки осуществления мероприятий, необходимых для исполнения решения учредителя о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия, не могут быть менее сроков, необходимых для проведения отдельных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для государственной регистрации ликвидации или реорганизации юридического лица.

4. В случае неисполнения предписания антимонопольного органа, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, унитарное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Части 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2025 года.

Президент Российской Федерации В. Путин