Государственный надзор за соблюдением законодательства российской федерации о гражданской службе

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 13.06.2023) “О государственной гражданской службе Российской Федерации”

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
7 июля 2004 года

Одобрен
Советом Федерации
15 июля 2004 года

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О системе государственной службы Российской Федерации”) устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственной гражданской службе Российской Федерации

Принят Государственной Думой                               7 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации                                    15 июля 2004 года

(В редакции федеральных законов от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 12.04.2007 № 48-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 29.03.2008 № 30-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ, от 17.07.2009 № 160-ФЗ, от 18.07.2009 № 187-ФЗ, от 25.11.2009 № 269-ФЗ, от 17.12.2009 № 322-ФЗ, от 29.01.2010 № 1-ФЗ, от 14.02.2010 № 9-ФЗ, от 29.11.2010 № 317-ФЗ, от 28.12.2010 № 419-ФЗ, от 27.06.2011 № 155-ФЗ, от 11.07.2011 № 204-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 06.12.2011 № 395-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 30.12.2012 № 295-ФЗ, от 30.12.2012 № 327-ФЗ, от 05.04.2013 № 57-ФЗ, от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 07.06.2013 № 116-ФЗ, от 02.07.2013 № 149-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 22.10.2013 № 284-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 02.04.2014 № 53-ФЗ, от 22.12.2014 № 431-ФЗ, от 31.12.2014 № 509-ФЗ, от 31.12.2014 № 510-ФЗ, от 08.06.2015 № 147-ФЗ, от 13.07.2015 № 262-ФЗ, от 05.10.2015 № 285-ФЗ, от 29.12.2015 № 395-ФЗ, от 30.12.2015 № 418-ФЗ, от 23.05.2016 № 143-ФЗ, от 02.06.2016 № 176-ФЗ, от 30.06.2016 № 224-ФЗ, от 03.07.2016 № 276-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 03.04.2017 № 64-ФЗ, от 01.07.2017 № 132-ФЗ, от 01.07.2017 № 133-ФЗ, от 26.07.2017 № 192-ФЗ, от 29.07.2017 № 217-ФЗ, от 29.07.2017 № 275-ФЗ, от 28.12.2017 № 423-ФЗ, от 03.08.2018 № 307-ФЗ, от 03.08.2018 № 337-ФЗ, от 30.10.2018 № 382-ФЗ, от 11.12.2018 № 461-ФЗ, от 01.05.2019 № 99-ФЗ, от 02.12.2019 № 418-ФЗ, от 16.12.2019 № 432-ФЗ, от 08.06.2020 № 181-ФЗ, от 20.07.2020 № 226-ФЗ, от 20.07.2020 № 227-ФЗ, от 31.07.2020 № 268-ФЗ, от 31.07.2020 № 288-ФЗ, от 27.10.2020 № 346-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 24.03.2021 № 52-ФЗ, от 30.04.2021 № 116-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 29.11.2021 № 385-ФЗ, от 30.12.2021 № 437-ФЗ, от 07.10.2022 № 379-ФЗ, от 04.11.2022 № 424-ФЗ, от 04.11.2022 № 427-ФЗ, от 05.12.2022 № 472-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ, от 28.12.2022 № 569-ФЗ, от 29.12.2022 № 645-ФЗ, от 28.04.2023 № 150-ФЗ, от 13.06.2023 № 258-ФЗ)

(С учетом Федерального закона от 17.12.2009 № 313-ФЗ; постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 № 25-П, от 15.11.2012 № 26-П, от 06.12.2012 № 31-П; федеральных законов от 02.12.2013 № 350-ФЗ, от 01.12.2014 № 396-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 08.12.2020 № 395-ФЗ)

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О системе государственной службы Российской Федерации”) устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также – государственные должности) – должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

2) представитель нанимателя – руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации;

3) профессиональный уровень – уровень знаний и умений гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, федерального государственного гражданского служащего, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также – гражданский служащий), необходимых для исполнения должностных обязанностей; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

4) оценка профессионального уровня – определение уровня знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей, у гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также – должность гражданской службы), гражданского служащего; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

5) область профессиональной служебной деятельности – совокупность задач, полномочий и функций федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы), лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, на реализацию которых направлено исполнение должностных обязанностей гражданских служащих; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

6) вид профессиональной служебной деятельности – специализация на отдельных задачах, полномочиях и функциях государственного органа в пределах области профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) гражданского служащего. (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 07.06.2013 № 116-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

2. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также – федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также – гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Статья 4. Принципы гражданской службы

Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными  качествами гражданского служащего; (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом “О системе государственной службы Российской Федерации”;

3) настоящим Федеральным законом;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента Российской Федерации;

6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) нормативными правовыми актами государственных органов.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью – Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;

3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы; (В редакции Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих; (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 29.07.2017 № 275-ФЗ)

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Глава 2. Должности гражданской службы

Статья 8. Должности гражданской службы

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Статья 9. Классификация должностей гражданской службы

1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий “руководители” и “помощники (советники)” подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории “специалисты” подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории “обеспечивающие специалисты” подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

1. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

2. Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 149-ФЗ)

3. (Часть утратила силу – Федеральный закон от 28.12.2010 № 419-ФЗ)

Статья 11. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги

1. Федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – классный чин гражданской службы Российской Федерации), или классный чин юстиции, или дипломатический ранг. Гражданскому служащему субъекта Российской Федерации присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации.

2. Классные чины гражданской службы Российской Федерации присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, по которым не предусмотрено присвоение классных чинов юстиции и дипломатических рангов.

3. Классные чины юстиции присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, квалификационным требованием для замещения которых является наличие юридического образования, в определенных Президентом Российской Федерации федеральных государственных органах и их территориальных органах (органах), а также в аппаратах федеральных судов.

4. Дипломатические ранги присваиваются федеральным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 205-ФЗ “Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации”.

5. Классные чины – классные чины гражданской службы Российской Федерации, классные чины гражданской службы субъектов Российской Федерации, классные чины юстиции – присваиваются гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

6. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы высшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции – действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации – действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

7. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы главной группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции – государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации – государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

8. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – советник государственной гражданской службы Ро

и федеральных законов от 30.06.2016 № 224-ФЗ, от 29.11.2021 № 385-ФЗ, от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

91. В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, не указанным в части 8 настоящей статьи, гражданскому служащему в письменной форме может быть предложена иная вакантная должность гражданской службы, в том числе должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, в том же или другом государственном органе с учетом профессионального уровня, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью – Федеральный закон от 11.12.2018 № 461-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 29.11.2021 № 385-ФЗ, от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

10. Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

(Дополнение статьей – Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ)

Статья 61. Подготовка кадров для гражданской службы

(Наименование в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

1. Подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

2. Заключение договора о целевом обучении между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном соответственно указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и законодательством субъекта Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 03.08.2018 № 337-ФЗ)

3. Координация подготовки кадров для гражданской службы осуществляется соответствующим органом по управлению государственной службой.

Статья 62. Профессиональное развитие гражданского служащего

1. Профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим профессионального уровня и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию. (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

2. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

3. Основаниями для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:

1) решение представителя нанимателя;

2) результаты аттестации гражданского служащего;

3) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории “руководители” высшей или главной группы должностей гражданской службы либо на должность гражданской службы категории “специалисты” высшей группы должностей гражданской службы впервые;

5) поступление гражданина на гражданскую службу впервые.

4. Реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться:

1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

5. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего могут осуществляться за пределами территории Российской Федерации.

6. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от гражданской службы.

7. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

8. Гражданскому служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для профессионального развития.

9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

10. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего (далее – сертификат).

11. Порядок предоставления сертификата, форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 275-ФЗ)

Статья 63. Государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих

1. Государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих на очередной год включает в себя:

1) государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, в том числе за пределами территории Российской Федерации;

2) государственный заказ на иные мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих.

2. Формирование указанного государственного заказа осуществляется соответствующим органом по управлению государственной службой на основе заявок государственных органов с учетом функций государственных органов и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям гражданской службы, замещаемым в этих государственных органах.

3. Государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию федеральных гражданских служащих, включая его объем и структуру, утверждается Правительством Российской Федерации после дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

4. Государственный заказ субъекта Российской Федерации на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих субъекта Российской Федерации, включая его объем и структуру, утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

(Статья в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 275-ФЗ)

Статья 64. Кадровый резерв на гражданской службе

1. Для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.

2. Федеральный кадровый резерв формируется федеральным государственным органом по управлению государственной службой для замещения должностей федеральной гражданской службы высшей, главной и ведущей групп в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

3. Кадровый резерв субъекта Российской Федерации формируется государственным органом по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации для замещения должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей, главной и ведущей групп из гражданских служащих (граждан), включенных в кадровые резервы государственных органов субъекта Российской Федерации.

4. Кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также – кадровый резерв государственного органа) формируются соответствующим представителем нанимателя.

5. Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены.

6. Включение в кадровый резерв государственного органа производится:

1) граждан – по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;

2) граждан – по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан;

3) гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста – по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;

4) гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста – по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных гражданских служащих;

5) гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста – по результатам аттестации в соответствии с пунктом 1 части 16 статьи 48 настоящего Федерального закона с согласия указанных гражданских служащих;

6) гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 82 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона либо упразднением государственного органа в соответствии с пунктом 83 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, – по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих;

7) гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, с согласия указанных гражданских служащих.

7. Включение в кадровый резерв государственного органа гражданских служащих в соответствии с пунктами 6 и 7 части 6 настоящей статьи производится для замещения должностей гражданской службы той же группы должностей гражданской службы, к которой относится последняя замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы.

8. Конкурс на включение в кадровый резерв государственного органа проводится конкурсной комиссией государственного органа.

9. Включение гражданского служащего (гражданина) в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой, в кадровый резерв субъекта Российской Федерации – правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации, а в кадровый резерв государственного органа – правовым актом государственного органа.

10. Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя.

11. Положение о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, устанавливающее порядок формирования федерального кадрового резерва и кадрового резерва федерального государственного органа и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.

12. Положение о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 116-ФЗ)

Глава 14. Финансирование гражданской службы. Развитие гражданской службы

(Наименование в редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 226-ФЗ)

Статья 65. Финансирование гражданской службы

Финансирование федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета, бюджета федеральной территории “Сириус” с учетом положений статьи 47 Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 437-ФЗ “О федеральной территории “Сириус” и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

Статья 66. Развитие гражданской службы

1. Развитие федеральной гражданской службы осуществляется в соответствии с основными направлениями ее развития, определяемыми Президентом Российской Федерации, и (или) в соответствии с государственными программами Российской Федерации.

2. Развитие гражданской службы субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с основными направлениями ее развития, определяемыми нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и (или) в соответствии с государственными программами субъектов Российской Федерации и с учетом основных направлений развития федеральной гражданской службы, определяемых Президентом Российской Федерации.

3. Эксперименты по применению новых подходов к организации гражданской службы и обеспечению деятельности гражданских служащих могут проводиться в государственном органе, его самостоятельном структурном подразделении или территориальном органе либо в нескольких государственных органах (далее – эксперимент).

4. На период проведения эксперимента, но не более чем на один год могут изменяться условия служебных контрактов гражданских служащих – участников эксперимента. Изменение условий служебного контракта в этом случае осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и не должно приводить к уменьшению размера денежного содержания гражданского служащего – участника эксперимента по сравнению с его денежным содержанием на момент начала эксперимента, а также к понижению этого гражданского служащего в должности по сравнению с должностью, замещаемой им на момент начала эксперимента.

5. Порядок организации и требования к проведению экспериментов, направленных на развитие федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации.

6. Порядок организации и требования к проведению экспериментов, направленных на развитие гражданской службы субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 226-ФЗ)

Глава 15. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации в подведомственных государственных органах осуществляют федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации.

3. Государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Статья 68. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Глава 16. Рассмотрение индивидуальных служебных споров

Статья 69. Индивидуальный служебный спор

Индивидуальный служебный спор – неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

1. Индивидуальные служебные споры (далее – служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее – органы по рассмотрению служебных споров):

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

2. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее – комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя и состоит из равного числа назначаемых им представителей представителя нанимателя и избираемых на собрании (конференции) гражданских служащих государственного органа представителей гражданских служащих, включая представителя (представителей) выборного профсоюзного органа (выборных профсоюзных органов) данного государственного органа. (В редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 227-ФЗ)

4. Собрание (конференция) гражданских служащих государственного органа проводится по решению представителя нанимателя, в том числе в связи с обращением гражданских служащих или выборного профсоюзного органа данного государственного органа. (В редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 227-ФЗ)

41. Собрание гражданских служащих государственного органа считается правомочным, если на нем пр