В ходе прохождения службы наряду с аттестацией гражданские служащие регулярно сдают квалификационный экзамен. На государственной гражданской службе под квалификационным экзаменом понимается государственная оценка уровня профессиональной подготовки и квалификации гражданского служащего для присвоения ему классного чина.
Квалификационный экзамен организуется и проводится на основании Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ст. 49) и Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» от 1 февраля 2005 г. № 111. Это Положение определяет порядок и условия сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими РФ, замещающими должности государственной гражданской службы в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ.
Основное назначение и цель квалификационного экзамена — оценка профессионального уровня гражданского служащего для присвоения ему классного чина, соответствующего занимаемой должности гражданской службы.
Экзамен сдают все служащие, замещающие должности гражданской службы без ограничения срока полномочий: служащие категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты»; служащие категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей. Гражданские служащие категории «руководители» высшей группы должностей сдают квалификационный экзамен по отдельному решению представителя нанимателя. Гражданские служащие, работающие по срочному контракту (на определенный срок), такой экзамен не сдают.
Квалификационный экзамен проводится по решению руководителя государственного органа, которое он принимает по собственной инициативе или по инициативе гражданского служащего, по мере необходимости или не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Экзамен, проводимый по инициативе служащего, считается внеочередным и проводится не позднее чем через три месяца после подачи письменного заявления о присвоении классного чина.
В решении руководителя государственного органа о проведении квалификационного экзамена указываются дата и время проведения экзамена; список гражданских служащих, которые должны сдавать экзамен; перечень документов, необходимых для проведения экзамена.
В ряде случаев (например, при присвоении служащему первого классного чина) квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания. Если испытание гражданскому служащему не назначалось, то экзамен проводится не ранее чем через три месяца после назначения служащего на должность гражданской службы.
Экзамен на присвоение классного чина проводится конкурсной или аттестационной комиссией. Не позднее чем за месяц решение о предстоящей сдаче экзамена доводится до гражданского служащего, и не позднее чем за месяц до экзамена его непосредственный руководитель направляет в комиссию отзыв о его профессиональном уровне и возможности присвоения ему классного чина. Служащий должен быть ознакомлен с отзывом.
При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов, сложностью и ответственностью работы, выполняемой служащим. Оценка осуществляется на основе процедур с использованием не противоречащих федеральным законам методов оценки профессиональных качеств служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности.
Решение о результате квалификационного экзамена выносится комиссией в отсутствие служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствовавших на заседании членов комиссии.
По результатам квалификационного экзамена комиссией выносится одно из двух решений:
1) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;
2) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.
Результат экзамена заносится в экзаменационный лист, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии. После ознакомления служащего с экзаменационным листом (под расписку) лист подшивается в его личное дело.
Итоги проведенного квалификационного экзамена направляются руководителю государственного органа (представителю нанимателя) не позднее чем через семь дней после его проведения. На основании результатов экзамена он принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему. Служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может просить о проведении повторного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена. Он вправе также обжаловать результаты экзамена вплоть до суда.
Термины и определения
В статью 1 79-ФЗ внесены новые понятия:
Также термины уточняются по всему тексту 79-ФЗ. Например, вместо конкретизации «федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации» указывается «гражданский служащий». Также используется общее понятие «государственные органы».
Аттестация
В 79-ФЗ квалификационные требования к профессиональному уровню устанавливаются должностным регламентом. Они зависят от категории и группы должностей, области и вида профессиональной служебной деятельности. Должностной регламент может также определять требования к специальности, направлению подготовки или к квалификации, полученной при освоении дополнительной профессиональной программы переподготовки.
Квалификационные требования в должностном регламенте учитываются:
Аттестация гражданского служащего состоит из двух процедур: оценки профессионального уровня и оценки профессиональной служебной деятельности. Для первой имеют значения знания и умения соискателя; для второй — исполнение им должностного регламента.
Оценка профессионального уровня
Процедуру проводит кадровая служба государственного органа. На это же подразделение в новой редакции 79-ФЗ возложены функции по поиску и привлечению кадров, проверке соответствия квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы.
Оценка профессионального уровня осуществляется с использованием не противоречащих российскому законодательству методов оценки. В ней участвует представитель подразделения государственного органа, в котором учреждена соответствующая должность.
К оценке могут привлекаться научные, образовательные и другие организации, специализирующиеся в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих или в вопросах кадровых технологий и гражданской службы. Вопрос об их участии решает руководитель государственного органа или уполномоченное им лицо.
Перевод на другую должность по состоянию здоровья
В новой редакции 79-ФЗ конкретизированы условия для предложения гражданскому служащему нового места работы по части 2 статьи 28. Если специалист не может занимать должность по состоянию здоровья, то новая должность предлагается с учетом:
То есть теоретически для перевода нужно провести оценку профессионального уровня служащего и оформить ее результаты.
УКАЗ
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, в целях обеспечения эффективности государственной гражданской службы Российской Федерации и повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих Российской Федерации постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.
2. (Утратил силу с 1 января 2021 г. – Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2020 № 822)
3. Правительству Российской Федерации обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением аттестации федеральных государственных гражданских служащих, в том числе расходов на оплату труда независимых экспертов, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов.
4. Установить, что расходы, связанные с проведением аттестации государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. № 353 “Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 11, ст. 1036);
Указ Президента Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. № 1499 “О внесении изменения в Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. № 353” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 46, ст. 5542).
6. Настоящий Указ вступает в силу с 1 февраля 2005 г.
Президент Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНОУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 1 февраля 2005 г. № 110
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации
1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие), замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – должности гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее – государственный орган).
2. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
3. Аттестации не подлежат гражданские служащие:
а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
б) достигшие возраста 60 лет;
г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
д) замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации); (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 28.08.2015 № 441)
е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 28.08.2015 № 441)
До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.
5. Внеочередная аттестация может проводиться:
а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее – представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:
о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
6. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.03.2014 № 156)
61. Единая методика проведения аттестации гражданских служащих утверждается Правительством Российской Федерации. (Дополнено – Указ Президента Российской Федерации от 07.03.2020 № 171)
Организация проведения аттестации
7. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:
а) о формировании аттестационной комиссии;
б) об утверждении графика проведения аттестации;
в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
8. Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9 – 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”. Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.
В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), а также включаемые в состав аттестационной комиссии в соответствии с положениями пунктов 81 и 82 настоящего Положения независимые эксперты – представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и государственной гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2020 № 822 – вступает в силу с 1 января 2021 г.)
В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации” образован общественный совет, а также аттестационной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце втором настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 19.03.2013 № 208)
Представители общественных советов при государственных органах, включаемые в состав аттестационных комиссий по запросам руководителей государственных органов, определяются решениями соответствующих общественных советов. (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 19.03.2013 № 208; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2020 № 822 – вступает в силу с 1 января 2021 г.)
Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.
81. Включаемые в состав аттестационной комиссии независимые эксперты – представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. (Дополнено с 1 января 2021 г. – Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2020 № 822)
82. Общий срок пребывания независимого эксперта в аттестационной комиссии государственного органа не может превышать три года. Исчисление указанного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав аттестационной комиссии. В указанный срок засчитывается срок пребывания независимого эксперта в конкурсной комиссии этого государственного органа.
Повторное включение данного независимого эксперта в состав аттестационной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в аттестационной комиссии.
(Дополнено пунктом с 1 января 2021 г. – Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2020 № 822)
9. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.
10. График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.
11. В графике проведения аттестации указываются:
а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;
б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;
в) дата, время и место проведения аттестации;
г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.
12. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.
13. Отзыв, предусмотренный пунктом 12 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:
а) фамилия, имя, отчество;
б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;
в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;
г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
14. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.
15. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.
III. Проведение аттестации
16. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.
Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости – его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.
17. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.
При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, – также организаторские способности.
18. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.
Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается. (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 19.03.2013 № 208)
19. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.
На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
20. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.03.2014 № 156)
в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.03.2014 № 156)
г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
21. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.
Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.
Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.
Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.
Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.
22. Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.
23. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт гос
Государственный служащий должен постоянно поддерживать уровень своей квалификации.
Уровень квалификации определяется при проведении аттестации или квалификационного экзамена.
Аттестация государственных служащих, как общее правило проводится один раз в три года.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» условия и порядок проведения аттестации государственных служащих устанавливаются Федеральным законом и законами субъектов.
Аттестация федеральных государственных служащих проводится в соответствии с Положением о проведении аттестации федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации.
Для проведения аттестации создаются специальные аттестационные комиссии. Численный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем государственного органа, принимающего решение о назначении на должность или об освобождении от должности.
В зависимости от специфики должностных обязанностей государственных служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.
Сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем государственного органа и доводятся до сведения всех аттестуемых не менее чем за месяц до начала аттестации.
В графике указываются:
· наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;
· дата и время проведения аттестации;
· дата предоставления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.
В очередную аттестацию не включаются государственные служащие:
· гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)» в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт;
· беременные женщины;
· находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Не позднее, чем за две недели до начала проведения аттестации, в аттестационную комиссию представляется отзыв на подлежащего аттестации государственного служащего, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.
Государственный служащий, подлежащий аттестации, заранее, не позднее, чем за две недели до заседания аттестационной комиссии, должен быть ознакомлен с представленным на него отзывом.
Аттестация проводится в присутствии аттестуемого. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа служащего от аттестации, он привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится.
Решение принимается в отсутствие аттестуемого открытым или тайным голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов служащий признается соответствующим занимаемой должности.
По результатам аттестации комиссии принимается одно из следующих решений:
· соответствует замещаемой должности гражданской службы;
· соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
· соответствует замещаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
· не соответствует замещаемой должности.
Оценка деятельности государственного служащего, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист.
Материалы аттестации не позднее семи дней после ее проведения передаются руководителю государственного органа для принятия соответствующего решения.
Наряду с аттестацией государственных служащих, аттестационная комиссия проводит и государственные квалификационные экзамены.
Такие экзамены проводятся для присвоения государственным служащим квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга). Заседания аттестационной комиссии для принятия государственных квалификационных экзаменов проводятся не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в го.
Аттестационная комиссия проводит государственный квалификационный экзамен в следующих случаях:
· по инициативе государственного служащего, без последующего перевода его на другую государственную должность;
· при переводе государственного служащего на государственную должность иной группы и иной специальности;
· при назначении впервые на государственную должность.
По результатам государственного экзамена или аттестации государственным служащим в зависимости от занимаемой ими государственной должности присваиваются соответствующие квалификационные разряды.
Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня).
2. Правительству Российской Федерации обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением квалификационных экзаменов федеральных государственных гражданских служащих, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов.
3. Установить, что расходы, связанные с проведением квалификационных экзаменов государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
4. Настоящий Указ вступает в силу с 1 февраля 2005 г.
УТВЕРЖДЕНОУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 1 февраля 2005 г. № 111
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)
1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” определяется порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации (далее – гражданские служащие), замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – должности гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее – государственный орган), а также порядок оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданских служащих.
2. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих:
а) должности гражданской службы категории “руководители”, относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;
б) должности гражданской службы категории “помощники (советники)”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;
в) должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.11.2011 № 1504)
3. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 16.11.2011 № 1504)
4. Квалификационный экзамен проводится:
а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – классный чин), первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;
б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;
в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.
5. В случаях, предусмотренных подпунктами “а” и “в” пункта 4 настоящего Положения, квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания, а если испытание гражданскому служащему не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.
6. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 16.11.2011 № 1504)
7. Квалификационный экзамен проводится по инициативе гражданского служащего при решении вопроса о присвоении классного чина не позднее чем через три месяца после дня подачи гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.11.2011 № 1504)
8. Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией в порядке, установленном для проведения заседаний конкурсной или аттестационной комиссии (далее – комиссия).
9. В решении представителя нанимателя о проведении квалификационного экзамена указываются:
а) дата и время проведения квалификационного экзамена;
б) список гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен;
в) перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.
10. Решение о предстоящей сдаче квалификационного экзамена доводится до сведения гражданского служащего не позднее чем за месяц до его проведения.
11. Не позднее чем за месяц до проведения квалификационного экзамена непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина.
12. Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом, указанным в пункте 11 настоящего Положения, не менее чем за две недели до проведения квалификационного экзамена.
Гражданский служащий вправе представить в комиссию заявление о своем несогласии с указанным отзывом.
13. При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
14. Решение о результате квалификационного экзамена выносится комиссией в отсутствие гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.
15. По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссией выносится одно из следующих решений:
а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;
б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.
16. Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Экзаменационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании.
Гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под расписку.
Экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина хранятся в личном деле гражданского служащего.
17. Результаты квалификационного экзамена направляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после его проведения.
18. На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
19. Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.
20. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕк Положению о порядке сдачиквалификационного экзаменагосударственными гражданскимислужащими РоссийскойФедерации и оценки их знаний,навыков и умений(профессионального уровня)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ЛИСТгосударственного гражданского служащегоРоссийской Федерации
1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________
2. Год, число и месяц рождения _______________________________________________
3. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого звания
(когда и какую образовательную организацию окончил, квалификация по специальности или направлению подготовки, ученая степень, ученое звание) (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01. 2014 № 483)
4. Сведения о дополнительном профессиональном образовании
(документы о квалификации, подтверждающие повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (удостоверение о повышенииквалификации, диплом о профессиональной переподготовке)
(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 № 483)
5. Замещаемая должность государственной гражданской службы на день проведения квалификационного экзамена и дата назначения на эту должность __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
6. Стаж государственной службы (в том числе стаж государственной гражданской службы) ___________________________________________________________________
7. Общий трудовой стаж _____________________________________________________
8. Классный чин гражданской службы __________________________________________
(наименование классного чина и дата его присвоения)
9. Вопросы к государственному гражданскому служащему и краткие ответы на них __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
10. Замечания и предложения, высказанные аттестационной (конкурсной) комиссией __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
11. Предложения, высказанные государственным гражданским служащим __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
12. Оценка знаний, навыков и умений (профессионального уровня) государственного гражданского служащего по результатам квалификационного экзамена __________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(признать, что государственный гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина гражданской службы;
признать, что государственный гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен)
13. Количественный состав аттестационной (конкурсной) комиссии __________________
На заседании присутствовало ______ членов аттестационной
Количество голосов за _______, против ________
14. Примечания ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Дата проведения квалификационного экзамена
С экзаменационным листом ознакомился _______________________________________
(подпись государственного гражданского служащего, дата)
(место для печати государственного органа)
______________
Квалификационный экзамен проводится в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией при решении вопроса о присвоении государственному служащему классного чина.
Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий:
– должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты»;
– должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы.
Гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории «руководители, относящиеся к высшей группе должностей, сдают квалификационный экзамен по решению представителя нанимателя.
– при решении вопроса о присвоении первого классного чина по замещаемой должности гражданскому служащему, не имеющему классного чина;
– при решении вопроса о присвоении очередного классного чина по замещаемой должности, который присваивается по истечении срока, установленного для предыдущего классного чина, при условии замещения должности, предусматривающей равный или более высокий классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;
– при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после его назначения на более высокую должность, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин.
Квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения на должность.
Квалификационный экзамен проводится по решению представителя нанимателя или по инициативе гражданского служащего.
Квалификационный экзамен по решению представителя нанимателя проводится по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.
По инициативе гражданского служащего квалификационный экзамен может проводиться не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина.
Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией.
Решение о предстоящей сдаче квалификационного экзамена доводится до сведения гражданского служащего не позднее, чем за месяц до его проведения.
Не позднее, чем за месяц до проведения квалификационного экзамена непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина. Не позднее, чем за две недели гражданский служащий должен быть ознакомлен с данным отзывом. Он вправе представить в комиссию заявление о своем несогласии с отзывом.
Решение о результате квалификационного экзамена выносится комиссией в отсутствии гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.
По результатам квалификационного экзамена выносятся следующие решения:
– признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;
– признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.
Результаты экзамена заносятся в экзаменационный лист, с которым гражданский служащий знакомится под роспись и который хранится в личном деле гражданского служащего.
Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.