Ипдл расшифровка банк

Ипдл расшифровка банк

ПДЛ — это те, кто занимает высокое положение на государственной службе

Почему ПДЛ уделяется особое внимание

На высокой должности всегда существует соблазн воспользоваться положением в своих целях. Именно поэтому финансовые организации, вроде банков и страховых, внимательнее относятся к таким клиентам, отслеживают финансовые операции и определяют их источники доходов.

По сути, этим должны заниматься все компании, имеющие доступ к средствам или имуществу

Существует ряд законов, который регулирует деятельность публичных должностных лиц.

На государственном уровне это:

На международном уровне работают другие законы:

Ипдл расшифровка банк

Банки следят за операциями ПДЛ

НОВОСТИ
финансового мониторинга, ПОД/ФТ/ФРОМУ и корпоративного права

Декабрь 12, 2017

Выявление ИПДЛ, РПДЛ и МПДЛ и другие события.

Новое информационное письмо Росфинмониторинга касается работы
организаций и предпринимателей с публичными должностными лицами и
требует корректировки правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ.

12.12.2017 г. Росфинмониторинг разместил на своем сайте
Информационное письмо №53 О Методических рекомендациях по выявлению
иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных
международных организаций, а также российских публичных должностных
лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и
управлению рисками при работе с указанными лицами.

Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ Павел Смыслов
комментирует содержание нового документа.

Письмо адресовано ювелирам, агентствам недвижимости, лизинговым и
факторинговым организациям, операторам связи, операторам по приему
платежей, организациям игорного сектора и некоторым другим. Документ
не адресован поднадзорным Банку России субъектам, но наш взгляд,
будет полезен и им (для таких организаций Банк России выпускал
похожие методические рекомендации №13-МР в первых числах июля 2017
года).

Ведомство в своем письме разъясняет категории публичных должностных
лиц (ПДЛ), подлежащие выявлению, в частности:

– Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ);

– Должностное лицо публичной международной организации (ПДЛМО);

– Российские публичные должностные лица (РПДЛ);

– Лицо, связанное с ПДЛ.

Росфинмониторинг обратил внимание также на отдельные процедуры,
используемые для выявления ПДЛ. Так, отмечается, что выявлению
подлежат ПДЛ из числа клиентов, как принимаемых на обслуживание, так
и ранее принятых на обслуживание, в независимости от формы
обслуживания.

Для выявления ПДЛ рекомендуется поводить анкетирование и устный
опрос, а также проверку по общедоступным информационным ресурсам и
коммерческим базам данных. К числу рекомендованных информационных
продуктов Росфинмониторинг отнес и разработку наших многолетних
партнеров в сфере ПОД/ФТ – ЗАО «СКРИН», которую можно оформить на
нашем сайте вот по этой
ССЫЛКЕ.

Финансовая разведка в своем письме уделяет внимание и особенностям
принятия ПДЛ на обслуживание. В составе правил внутреннего контроля
в сфере ПОД/ФТ должна быть разработана форма письменного документа,
в которой будет фиксироваться решение уполномоченного должностного
лица о принятии/непринятии ПДЛ на обслуживание. Ведомство
подчеркнуло, что отказ клиенту в принятии на обслуживание только по
причине его отнесения к категории ПДЛ не допускается.

В методических рекомендациях был поднят вопрос и о представлении
сведениях об операциях ПДЛ. Так, в случае выявления операций с
участием ПДЛ и связанных с ними лицами, в отношении которых
возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования
терроризма организации не позднее трех рабочих дней, следующих за
днем выявления таких операций, обязану направить в Росфинмониторинг
сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не
относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального
закона № 115-ФЗ в формате сообщения ФЭС 1-ФМ с основным кодом вида
операции 6001 и указанием кода признака необычной операции (сделки),
соответствующим критерию или признаку необычной сделки.

Полный текст документа Росфинмониторинга доступен по этой
ССЫЛКЕ.

В связи с выходом разъяснений Росфинмониторинга требуется
корректировка и обновление правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ
ювелирами, агентствами недвижимости, лизинговыми и факторинговыми
организациями, операторами связи, операторами по приему платежей,
организациями игорного сектора и некоторыми другими категориями
субъектов ФЗ №115. В новых редакциях ПВК организациям требуется
предусмотреть рекомендации Росфинмониторинга.

Данное видео вышло вне графика публикации видеоматериалов по
финансовому мониторингу, поскольку, как показывает практика проверок
надзорными органами, в нашей стране все еще велико количество
организаций, не направляющих обязательные отчеты в Росфинмониторинг.

Павел Смыслов разъясняет о подаче в Росфинмониторинг отчетов о
результатах проверки клиентов. Такие отчеты относятся к категории
регулярных и направляются в финансовую разведку всеми без исключения
участниками ПОД/ФТ системы России, перечисленными в статье 5
Федерального закона №115 “О противодействии легализации”.

12 декабря в МУКПЦФМ прошел очередной инструктаж и
повышение уровня знаний (квалификации) для субъектов ФЗ №115 (очно в
Москве, вебинар по всей России).

Актуальное
расписание ближайших семинаров по финмониторингу ЗДЕСЬ

Перейти в раздел Новости

В статью внесены изменения и дополнения с учетом положений законодательства Российской Федерации по состоянию на 2021 год.

Наши специалисты подготовили новую редакцию правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ в соответствии с требованиями Методических рекомендаций Росфинмониторинга по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами от 12.12.2017 г.

Видеоролик о публичных должностных лицах и их видах

В декабре 2017 года в Личном кабинете Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в разделе «Информационные сообщения» – «Список входящих сообщений» было опубликовано информационное письмо №53 от 12 декабря 2017 г. В этом письме Росфинмониторинг доводит до организаций и индивидуальных предпринимателей Методические рекомендации по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами.

С указанными методическими рекомендациями необходимо ознакомить сотрудников в форме дополнительного инструктажа. Кроме этого, указанные методические рекомендации предполагают внесение изменений и дополнений в правила внутреннего контроля по . Рассмотрим подробнее указанные рекомендации. Нужно отметить, что методические рекомендации по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также национальных публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами (далее – Методические рекомендации) подготовлены Росфинмониторингом в целях оказания методической помощи субъектам первичного финансового мониторинга по организации надлежащей системы внутреннего контроля субъекта. Задача Методических рекомендаций – повышение эффективности процедур, проводимых субъектом первичного финансового мониторинга в рамках реализации программ идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, а также оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, национальных публичных должностных лиц, а также лиц, близких к таким публичным должностным лицам.

В соответствии с требованиями статьи 7.3 Федерального закона №115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальные предприниматели, в дополнение к применяемым мерам по идентификации клиентов обязаны, в том числе:

Под “обслуживанием” необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и субъектом первичного финансового мониторинга, в которых последний обязан совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу, оказать услугу и т.д.

Как происходит проверка ПДЛ

статье 7.3 115-ФЗ, организации должны брать во внимание следующий порядок взаимодействия с ПДЛ:

Если вовремя не выявить среди клиентов недобросовестных публичных должностных лиц, то организацию могут обвинить в неисполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризмаКоАП РФ Статья 15.27

Компания получит предупреждение. При худшем раскладе ей выпишут штраф от 50 до 100 тысяч рублей. Сотруднику, который отвечает за проверку клиентов, придется выложить из своего кармана от 10 до 30 тысяч рублей.

Категории публичных должностных лиц (ПДЛ)

1. Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) – это любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, а именно:

Необходимо учитывать, что вышеприведенный перечень должностей, по которым определяется принадлежность к ИПДЛ, не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от государственного устройства той или иной страны.

Принадлежность лица к категории ИПДЛ определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

2. Должностное лицо публичной международной организации (ПДЛМО) – лицо, которому доверены или были доверены важные функции международной организацией (за исключением руководителей среднего звена или лиц, занимающих более низкие позиции в указанной категории)*(5), в частности:

1. Руководители, заместители руководителей международных и наднациональных организаций:

2. Руководители и члены международных и наднациональных судебных организаций:

Принадлежность лица к категории ПДЛМО определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

3. Российские публичные должностные лица (РПДЛ)

Лица, замещающие (занимающие) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

В качестве источника информации в отношении государственных должностей Российской Федерации необходимо использовать Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 г. №32 “О государственных должностях Российской Федерации”.

Информация о должностях членов Совета директоров Банка России размещена на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Субъекты первичного финансового мониторинга самостоятельно осуществляют мониторинг действующего законодательства Российской Федерации для определения должностей, относящихся к РПДЛ.

4. Лицо, связанное с ПДЛ – супруг или супруга ПДЛ, его близкий родственник (родственник по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородный и неполнородный (имеющий общего отца или мать) брат и сестра, усыновитель и усыновленный).

Отдельные процедуры, используемые для выявления ПДЛ

Выявлению подлежат ПДЛ из числа клиентов, как принимаемых на обслуживание, так и ранее принятых на обслуживание, в независимости от формы обслуживания.

Следует учитывать, что выявление ПДЛ осуществляется как при совершении разовых операций (сделок), так и при установлении деловых отношений, предполагающих осуществление более чем одной операции (сделки).

Для выявления ПДЛ рекомендуется следующее:

1. Анкетирование и устный опрос

При проведении идентификации клиента до приема на обслуживание либо при обновлении сведений о лице уже находящемся на обслуживании, клиенту (представителю клиента) предоставляется анкета для самостоятельного заполнения.

В составе анкеты предусматриваются специальные поля, в которых клиент (представитель клиента) самостоятельно проставляет отметку о его принадлежности к ПДЛ (лицам, связанным с ПДЛ), либо об отсутствии таковой.

После заполнения анкеты, клиенту в рамках устного опроса задаются уточняющие вопросы относительно его возможной принадлежности к категории ПДЛ или лицам, связанным с ПДЛ. При этом разъясняется порядок отнесения лица к ПДЛ, например, посредством предоставления справочных материалов относительно содержания понятий ИПДЛ, ПДЛМО и РПДЛ, а также лиц, связанных с ПДЛ.

2. Проверка по общедоступным информационным ресурсам и коммерческим базам данных

В целях верификации данных, сформированных по результатам анкетирования и устного опроса, субъект первичного финансового мониторинга обращается к общедоступной информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, анализирует информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО “Интерфакс” (система СПАРК, “Центр раскрытия корпоративной информации”), ООО “Интерфакс – Ди энд Би” (система DBAI, GRS, отчеты “Знай своего клиента”), ЗАО “СКРИН”, а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.

Меры по выявлению непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях выявления лиц, связанных с ПДЛ.

Особенности принятия ПДЛ на обслуживание

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрена обязанность принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия (далее – уполномоченное должностное лицо).

При этом аналогичное требование распространяется также на ПДЛМО и РПДЛ в случае, если финансовым операциям таких клиентов присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Указанный порядок разрабатывается субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно и закрепляется в программе идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, предусмотренной в правилах внутреннего контроля.

В рамках указанной программы должна быть разработана форма письменного документа, в которой будет фиксироваться решение уполномоченного должностного лица о принятии/непринятии ПДЛ на обслуживание. При этом следует отметить, что отказ клиенту в принятии на обслуживание только по причине его отнесения к категории ПДЛ не допускается.

Меры по принятию на обслуживание непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях принятия на обслуживание лиц, связанных с ПДЛ.

Представление сведениях об операциях ПДЛ

В случае выявления операций с участием ПДЛ и связанных с ними лицами, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма субъект первичного финансового мониторинга не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направить в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

Указанные сведения подлежат представлению в порядке, установленном Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 г.N 110, в формате сообщения ФЭС 1-ФМ с основным кодом вида операции 6001 и указанием кода признака необычной операции (сделки), соответствующим критерию или признаку необычной сделки в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. N 103 “Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок”.

Какие категории ПДЛ бывают

Список ПДЛ в разных странах различен так как и сами системы госорганов везде разные. В России выделяют три группы высокопоставленных гослиц: российскую, иностранную и ПДЛ международных организаций.

Иностранным публичным должностным лицом (ИПДЛ) считается человек, находящийся на госпосту в другой стране.

ИПДЛ могут быть:

Список неполный. Перечень может дополняться, принимая во внимание государственную структуру рассматриваемого государства.

Именно к иностранным ПДЛ тщательно присматриваются в связи с , так как информация о таких клиентах часто недоступна. В особенности если сотрудничество с ними только начинается.

Должностное лицо публичной международной организации (ДЛПМО) занимает руководящую должность.

Единение государств, преследующих одну цель, принято относить к международной организации. Как правило, внутри нее решаются глобальные проблемы мира.

Там могут искать пути решения катастрофического загрязнения окружающей среды, варианты оптимального использования природных ресурсов, способы приостановки глобального потепления и т. д.

Но не все члены организации будут считаться ДЛПМО, а только лица, избранные на руководящие должности, и их заместители.

Среди таких объединений можно выделить Всемирную организацию здравоохранения, Организацию объединенных наций, Международный олимпийский комитет, Организацию стран-экспортеров нефти и другие.

Существуют и региональные объединения. Например, Африканский союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Организация американских государств и т. д.

Их лидеры также считаются должностными лицами публичной международной организации.

Российские публичные должностные лица трудятся в государственных органах России или представляют интересы страны. Их работа протекает в сфере законодательства, судебных процедур, а также в исполнительных и административных органах.

Полный список должностей был сформирован в 1995 году Указом Президента РФ № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»

Кто следит за операциями и сделками ПДЛ

В России этим занимаются компании, которые имеют доступ к финансам и имуществу своих клиентов. В первую очередь к ним относятся кредитные организации.

Мониторят операции клиентов целые департаменты, так как чаще всего все транзакции проходят именно через банки.

За законностью операций так тщательно следят только у ПДЛ. Обычные клиенты могут не опасаться, что за очередную транзакцию придется держать ответ. Таким соискателям даже не нужно идти в банк, чтобы получить кредит на желаемые цели. Достаточно оставить заявку

Не обязательно идти в банк, чтобы получить деньги. Кредит на карту до 5 млн рублей можно быстро оформить в Совкомбанке. Для этого необходимо только заполнить заявку на сайте, и в кратчайшие сроки средства зачислят на ваш счет.

Некредитные финорганизации также вынуждены заниматься этой деятельностью. К ним относятся микрокредитные компании, микрофинансовые организации, страховые и даже ломбарды.

Наблюдают за своими заказчиками и агентства недвижимости, операторы по приему платежей, организации, принимающие драгоценные металлы и ювелирные изделия. Операции ПДЛ также находятся под надзором почтовых служб и операторов сотовой связи.

Могут сообщить о подозрительных операция ПДЛ и его бухгалтеры, юристы или адвокаты.

Контролирует ли налоговая переводы

Публичные должностные лица кто они

Людей, которые занимают высокое положение на государственной службе, называют публичными должностными лицами (ПДЛ). И даже после того, как человек оставил свои полномочия, он продолжает считаться ПДЛ.

Такие лица работают на государство. Но далеко не все должности подходят под этот параметр. К ПДЛ относят исключительно тех, кто находится на верхних ступенях госслужбы.

В России это Президент, Федеральный министр, судьи Верховного и Конституционного судов, председатель банка РФ и другие. С полным перечнем гослиц можно ознакомиться

Как только человек займет подобный пост, его близкие и родные также автоматически начинают считаться публичными должностными лицами.

В разных странах этот «круг» близких может сужаться или расширяться. Например, в список могут включать сожителей, коллег.

В России же в него входят муж или жена гослица, а также его ближайшие родные по прямой восходящей или нисходящей линиям. Это бабушки и дедушки, мама и папа, братья и сестры, сыновья и дочери и так далее.

Иностранное публичное должностное лицо

Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) – физическое лицо, сведения об открытии счета для которого должны передаваться в Росфинмониторинг. Кроме того, кредитные организации должны докладывать в случаях, если выявлено, что уже действующий счет открыт в интересах такого лица.

Отслеживать счета иностранных публичных должностных лиц банки обязаны на основании федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который, в свою очередь, принят в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

К публичным должностным лицам относятся:

Как правило, в случае если у банка есть основания предполагать, что клиент может быть отнесен к категории публичных должностных лиц, решение об открытии счета или продолжении сотрудничества в рамках уже подписанных соглашений принимает непосредственный руководитель кредитной организации.

Рекомендации ФАТФ по выявлению счетов публичных должностных лиц направлены не только на противодействие экстремизму в мировом масштабе, но также и на борьбу с коррупцией. На сегодняшний день в России эти меры по закону применяются исключительно по отношению к иностранным гражданам. Но уже сейчас многие банки начинают применять аналогичные процедуры по отношению к российским должностным лицам.

По материалам Словаря банковских терминов и экономических понятий сайта banki.ru.