К организациям осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся

от 19 марта 2014 г. N 209

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

• профессиональные участники рынка ценных бумаг;

• страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании; (в ред. Федеральных законов от 28.07.2004 N 88-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

• организации федеральной почтовой связи; (в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

• организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения; (абзац введен Федеральным законом от 30.10.2002 N 131-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

• организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ)

• управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

• организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; (абзац введен Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ)

• операторы по приему платежей; (в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ)

• коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; (абзац введен Федеральным законом от 28.11.2007 N 275-ФЗ)

• кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; (абзац введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 163-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

• микрофинансовые организации; (абзац введен Федеральным законом от 05.07.2010 N 153-ФЗ)

• общества взаимного страхования; (абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

• негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; (абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

• операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных. (абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 461-ФЗ, от 03.07.2016 N 288-ФЗ)

Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. (часть вторая введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

Постановка организации на учет в Росфинмониторинге

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и не имеющие в
сфере своей деятельности надзорных органов, обязаны встать на учет в Уполномоченный орган РФ.

Документы, необходимые для постановки на учет

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Статья 7, п.2, абзац 1

Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ) “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”

При разработке (доработке) ПВК специалисты компании должны руководствоваться тремя важными принципами:

Принцип актуальности

Cоответствие всем последним изменениям в законодательстве, регулирующем деятельность в сфере ПОД/ФТ

Принцип индивидуальности

ПВК должны соответствовать той деятельности, которой занимается компания, ее особенностям

Принцип достаточности

ПВК должны содержать только необходимые и достаточные для каждой компании и сферы деятельности шаги по ПОД/ФТ

Способы разработки ПВК:

При самостоятельной разработке ПВК необходимо обратить внимание на следующие важные аспекты

Чтобы учесть все нюансы и составить грамотные ПВК, рекомендуется обращаться только к профессионалам в области ПОД/ФТ и не использовать шаблоны из Интернета и образцы ПВК других компаний.

Кроме того, чтобы самостоятельно ориентироваться во всех тонкостях законодательства, регулирующего деятельность в сфере ПОД/ФТ, необходимо проходить обучение в форме целевого инструктажа по финансовому мониторингу не реже одного раза в год.

Связано это с тем, что каждое полугодие в основные нормативные документы в сфере ПОД/ФТ вносятся коррективы и дополнения, меняются условия работы, и компании обязаны им следовать.

Требования к ПВК в целях ПОД/ФТ

Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П “О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П) (ред. от 28.07.2016)

Для некредитных
финансовых организаций

Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П “О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П) (ред. от 28.07.2016)

Для прочих
организаций

Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 “Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”

Часто задаваемые вопросы

Список часто задаваемых вопросов, касающихся частных случаев взаимодействия с Росфинмониторингом:

Какие организации подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге?

Вопросы постановки на учет в территориальном органе Росфинмониторинга регламентируются Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

Постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Разьяснение:
 21.06.2014 подписано постановление Правительства Российской Федерации № 577 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Данным постановлением вносятся дополнения в требования к правилам внутреннего контроля, утвержденные постановлением Правительства России от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма закреплена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатывать правила внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций – Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются руководителем организации.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 (далее – Постановление Правительства РФ № 667) утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций).

Согласно Требованиям, утвержденным Постановлением Правительства № 667, правила внутреннего контроля должны регламентировать организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; устанавливать обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; определять сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Правила внутреннего контроля включают в себя, в частности, программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Во исполнение пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской № 667, Федеральной службой по финансовому мониторингу разработаны критерии выявления и признаки необычных сделок, утвержденные Приказом от 05.05.2009 № 103 (далее – Приказ Росфинмониторинга № 103).

Критерии выявления и признаки необычных сделок необходимо учитывать при реализации программы выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Кроме того, согласно примечанию к Рекомендациям по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденных Приказом Росфинмониторинга № 103, критерии и признаки групп 11 – 22 носят общий характер и используются организациями и иными лицами в полном объеме. Признаки групп 31 – 46 используются организациями и иными лицами с учетом специфики осуществляемой деятельности.

Таким образом, организации при осуществлении внутреннего контроля должны руководствоваться общими критериями выявления и признаками необычных сделок, в дополнение к которым они могут самостоятельно разработать критерии с учетом специфики своей деятельности.

Каков последующий порядок действий организации при выявлении операции клиента с денежными средствами, подпадающими под критерии и признаки необычных сделок, утвержденные Приказом Росфинмониторинга от 08. 2009 № 103?

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон, Закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, включающие в том числе критерии выявления и признаки необычных (подозрительных) сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 статьи 7 Федерального закона программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Критерии выявления и признаки необычных сделок утверждены Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.2009 № 103.

При формальном совпадении характера совершаемой операции с критериями и признаками, указанными в упомянутом Приказе Росфинмониторинга, а также с основаниями для документального фиксирования информации, приведенными в п. 2 ст. 7 Закона, у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникает обязанность дать оценку выявленной операции и документально зафиксировать полученную информацию.

При этом пункты 27-28 Требований к Правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667, предусматривают обязательность составления внутреннего сообщения, отражающее результаты изучения операции и решение в соответствии с п. 24 названных Требований.

Соответственно, полагаем, что руководитель организации в соответствии с п. 24 упомянутых Требований при совпадении с критериями и признаками, указанными в Приказе № 103, должен обратить внимание на такие операции. Принятие решения об отсутствии оснований для направления сообщения в уполномоченный орган в данном случае должно быть соответствующим образом мотивировано в рамках разработанных правил внутреннего контроля. Полагаем, что такое решение при формальном совпадении с критериями и признаками должно носит исключительных характер при соответствующей мотивировке.

В случае нарушения указанных положений организация и виновные должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по соответствующей части статьи 15.27 КоАП РФ.

Какие операции по расходованию подлежат обязательному контролю в соответствии с пунктом 1. 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05. 2014 № 110-ФЗ)?

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ в указанной выше редакции операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

При этом, с учетом системного толкования положений пункта 1.2 статьи 6 названного выше Федерального закона полагаем, что обязательному контролю подлежат операции по расходованию денежных средств и (или) иного имущества некоммерческой организацией, получившей денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Каким образом необходимо применять меры по блокированию (замораживанию) активов соответствующих лиц?

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, применять меры по блокированию (замораживанию) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и иного имущества (активов клиента).

Федеральным законом № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, применять меры по блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в Перечень либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию).

Информация об организациях и физических лицах, указанных в упомянутом выше подпункте 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 804 “Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» размещена на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг), а также доступна в полном объеме в Личном кабинете пользователя интернет – портала Росфинмониторинга.

Необходимо отметить, что применение процедур блокирования (замораживания) активов соответствующего клиента означает факт создания условий, при которых клиент организации будет практически лишен возможности распоряжения активами, и соответственно как следствие – создание условий, при которых указанным лицам фактически будут созданы условия невозможности направления активов на финансирование терроризма.

При реальном применении указанной нормы необходимо в первую очередь исходить из целей, на достижение которых направлены приведенные нормы Федерального закона № 115-ФЗ в указанной части, при этом реализация механизма блокирования (замораживания) активов должным образом должна быть с достаточной степенью конкретности (позволяющей фактически применить такие меры и достигнуть необходимого результата) прописана в правилах внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Необходимо отметить, что при разработке указанного документа необходимо исходить также и из специфики деятельности организации – субъекта Федерального закона № 115-ФЗ. Безусловно, с учетом того, что виды деятельности организаций – субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, достаточно специфичны, какой-либо универсальной формулы разработки правил внутреннего контроля и применения мер по блокированию (замораживанию) активов не существует и не может существовать. Как уже было указано выше, субъект Федерального закона № 115-ФЗ при применении мер по блокированию (замораживанию) активов должен исходить из специфики собственной деятельности, характера операции, а также специфичности клиента.

Таким образом, применение указанных норм в первую очередь должно обеспечить невозможность распоряжения клиента активами.

Считаем необходимым отметить, что подпунктом «в» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 установлено, что организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию в том числе о принятых мерах по блокированию (замораживанию) активов клиента.

Как и в каких целях будет использоваться Росфинмониторингом информация, полученная в порядке п. 5 ч. 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ? В частности, будет ли эта информация предоставляться другим государственным органам, организациям или гражданам? Будет ли она как-то обнародована (например, опубликована или размещена в свободном доступе в сети Интернет)?

Действующими законодательными, подзаконными и нормативными документами не предусмотрено какое-либо распространение информации, полученной Федеральной службой по финансовому мониторингу в процессе осуществления деятельности в рамках установленных полномочий, в том числе предоставление ее другим государственным органам Российской Федерации, организациям и гражданам. Указанная информация не подлежит размещению в общедоступных источниках, в том числе не подлежит опубликованию, и размещению в сети Интернет.

Полученная в порядке, установленном Федеральным Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» информация будет использоваться Федеральной службой по финансовому мониторингу исключительно для внутреннего пользования и для осуществления полномочий, установленных указанным выше Федеральным законом и Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 808.

Исключение составляет передача информации в правоохранительные и налоговые органы в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона № 115-ФЗ, которой установлено, что при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией.

Кроме того, в соответствии со статьей 8.1 указанного законодательного акта уполномоченный орган обязан в целях противодействия коррупции предоставлять руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и Председателю Центрального банка Российской Федерации по их запросам, направленным в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, имеющуюся у него информацию.

Необходимо отметить, что статьей 8 Федерального закона № 115-ФЗ работники уполномоченного органа (Росфинмониторинга) при исполнении указанного законодательного акта обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Той же нормой Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ установлено, что вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, предоставляющие услуги по
постановке на учет в УО и разработке ПВК

“Корпоративные юристы Смысловы” – широко известная Компания, работающая более 20 лет в области корпоративного права, финансового мониторинга и юридических услуг.
В структуру компании входят:

Контакты

Данные о компании:

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ
ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И НАПРАВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ЗАПРОСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ
С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342,

от 17.09.2016 N 933, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716,

от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922, от 06.10.2022 N 1773)

1. Настоящее Положение регулирует порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации и документов (далее – информация) и направления Службой запросов, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон).

Действие пунктов 2 – 9 настоящего Положения не распространяется на порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, указанными в пункте 7 статьи 7 Федерального закона.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 N 922)

2. Информация представляется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, указанными в части первой статьи 5 Федерального закона (далее – организации), и индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 Федерального закона (далее – индивидуальные предприниматели).

3. Организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующую информацию:

а) о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым – девятым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) о разовых операциях с денежными средствами или иным имуществом либо о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

(пп. “б” в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183)

в) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу:

включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение, предусмотренное пунктом 1 статьи 7.4 Федерального закона;

включенным в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;

(пп. “в” в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1773)

г) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2015 N 342)

д) о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона;

е) о приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7, пунктом 5 статьи 7.5 и частью четвертой статьи 8 Федерального закона операциях с денежными средствами или иным имуществом;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081, от 06.10.2022 N 1773)

ж) о случаях отказа в совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона;

(пп. “ж” введен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 N 933; в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922)

з) о предусмотренном абзацем вторым пункта 13 статьи 7 Федерального закона устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона основания, в соответствии с которым принято решение об отказе в проведении операции с денежными средствами или иным имуществом либо об отмене судом такого решения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922)

4. Информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями и индивидуальными предпринимателями в следующие сроки:

а) информация, указанная в подпункте “а” пункта 3 настоящего Положения, – в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции;

б) информация, указанная в подпункте “б” пункта 3 настоящего Положения, – в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления разовой операции, и (или) совокупности операций, и (или) действий клиента, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

в) информация, указанная в подпункте “в” пункта 3 настоящего Положения, – незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

в(1)) информация, указанная в подпункте “е” пункта 3 настоящего Положения, – незамедлительно;

(пп. “в(1)” введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1773)

г) информация, указанная в подпункте “г” пункта 3 настоящего Положения, – в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки;

д) информация, указанная в подпункте “д” пункта 3 настоящего Положения, – в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов;

(пп. “д” в ред. Постановления Правительства РФ от 17.09.2016 N 933)

е) информация, указанная в подпункте “ж” пункта 3 настоящего Положения, – не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом;

(пп. “е” введен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 N 933)

ж) информация, указанная в подпункте “з” пункта 3 настоящего Положения, – не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания либо получения вступившего в законную силу соответствующего решения суда.

(пп. “ж” в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183)

5 – 5(2). Утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 922.

6. Организации федеральной почтовой связи в дополнение к информации, указанной в пункте 3 настоящего Положения, представляют сведения о почтовых переводах денежных средств, при осуществлении которых в поступившем почтовом сообщении отсутствует предусмотренная пунктом 7 статьи 7.2 Федерального закона информация о плательщике, в отношении которых у работников федеральной почтовой связи возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Такие сведения представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной.

7. Информация, указанная в пунктах 3 и 6 настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

Такая информация может также представляться в электронной форме посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 “Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме”, либо иной государственной инфраструктуры при условии обеспечения надлежащего уровня защиты передаваемой информации, определяемого Федеральной службой по финансовому мониторингу.

8. Особенности представления информации, передаваемой в соответствии с абзацем первым пункта 7 настоящего Положения, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2020 N 1716)

9. Направляемая в электронной форме информация, указанная в пунктах 3 и 6 настоящего Положения, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

10. В целях проверки достоверности получаемой информации, выявления операций с денежными средствами и иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также реализации Федеральной службой по финансовому мониторингу иных возложенных на нее функций организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу по ее запросам имеющуюся у них информацию об операциях клиентов (включая подтверждающие эту информацию документы или заверенные в установленном порядке копии документов) и о бенефициарных владельцах клиентов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081)

11. Кредитные организации представляют по запросу Федеральной службы по финансовому мониторингу следующую информацию об операциях клиентов:

а) заверенные копии гражданско-правовых договоров;

б) сведения о гражданско-правовых договорах клиентов;

в) сведения об операциях клиента с векселями;

г) заверенные копии паспортов сделок;

д) ведомости банковского контроля;

е) справки о подтверждающих документах;

ж) заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;

з) информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиента (выписки за определенный в запросе период времени по операциям на счетах клиента, сведения о движении денежных средств по банковским картам, эмитированным к счетам физического лица за период времени, определенный в запросе);

и) сведения об операциях по переводу денежных средств, совершенных физическим лицом без открытия счета;

к) сведения об операциях по переводу электронных денежных средств;

л) сведения о валютно-обменных операциях, совершенных физическим лицом без открытия счета;

м) копии заявлений на открытие (закрытие) счетов;

н) копии анкет (досье) клиентов кредитной организации, включая сведения о бенефициарных владельцах клиентов;

о) копии паспортов лиц, имеющих право на проведение финансовых операций по счетам (в случае управления счетом на основании доверенности – копии такой доверенности);

п) сведения о лицах, являющихся владельцами сберегательных и депозитных сертификатов.

(пп. “п” введен Постановлением Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

12. Организации и индивидуальные предприниматели представляют информацию по запросу о бенефициарных владельцах клиентов с учетом требований абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

13. Организации и индивидуальные предприниматели могут представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу иную информацию, не указанную в запросе, но необходимую, по их мнению, для эффективной реализации требований Федерального закона.

14. Запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, направляются в электронной форме с использованием личного кабинета. Особенности направления запросов в электронной форме, в том числе формат электронного запроса, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а для кредитных организаций и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона и являющихся некредитными финансовыми организациями, – Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При направлении Службой запросов в электронной форме может также использоваться инфраструктура, указанная в абзаце втором пункта 7 настоящего Положения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716)

15. При необходимости запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, могут направляться в письменном виде.

Образцы письменных запросов определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в отношении письменного запроса в кредитные организации и организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 5 Федерального закона и являющиеся некредитными финансовыми организациями, – Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Запросы в электронной форме подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

15(1). Перечень должностных лиц, имеющих право направлять запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, определяется Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(п. 15(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.04.2015 N 342)

16. В целях обеспечения взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Федеральная служба по финансовому мониторингу вправе направлять в организации и индивидуальным предпринимателям запросы о представлении информации, необходимой для выполнения обязательств по соответствующим международным договорам Российской Федерации.

17. Основанием для направления запроса по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершенным до 1 февраля 2002 г., является наличие международного поручения или запроса о проверке законности проведенных операций, поступившего в Федеральную службу по финансовому мониторингу на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

18. Организации и индивидуальные предприниматели представляют информацию, указанную в пунктах 10 – 13 и 16 настоящего Положения, в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. Указанный срок может быть увеличен на 3 рабочих дня в случае, если для представления такой информации организации требуется получить соответствующую информацию из своего филиала (иного обособленного подразделения), либо в случае, если организация передала исполнение запроса своему филиалу.

Кредитные организации представляют информацию, указанную в подпункте “з” пункта 11 настоящего Положения, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Организации и индивидуальные предприниматели, не располагающие запрашиваемой информацией, обязаны сообщать об этом в Федеральную службу по финансовому мониторингу в сроки, установленные абзацем первым настоящего пункта.

С учетом объема, характера и содержания запрашиваемой информации Служба может определить иной срок ее представления.

19. Информация, указанная в пунктах 10 – 13 и 16 настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе.

Такая информация может также представляться в электронной форме посредством использования инфраструктуры, указанной в абзаце втором пункта 7 настоящего Положения.

По согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу запрашиваемая информация может представляться на бумажном носителе.

Особенности представления информации, в том числе порядок ее представления и формат представляемых электронных сообщений, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, указанных в пункте 7 статьи 7 Федерального закона, – Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Представляемая по запросам в электронной форме информация подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

20. Организации и индивидуальные предприниматели не вправе информировать клиентов и иных лиц о получении запросов Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также о содержании представленной ими информации по таким запросам.

21. Лица, нарушившие порядок представления информации, установленный настоящим Положением, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

22. При передаче в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации должна обеспечиваться ее защита в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23. Работники Федеральной службы по финансовому мониторингу обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью Службы, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.