17 июля 2009 г. N 172-ФЗ
Для полного представления
о сути антикоррупционной экспертизы
следует подробнее остановиться на
принципах ее проведения, установленных
Так, основными принципами
организации антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов), согласно
ФЗ N 172, являются:
1) обязательность проведения
антикоррупционной экспертизы проектов
нормативных правовых актов.
Обращает на себя внимание
тот факт, что в данном случае речь не
идет об обязательности проведения
антикоррупционной экспертизы в отношении
действующих нормативных правовых актов.
С одной стороны, это согласуется с
превентивной функцией экспертизы; с
другой стороны, содержание антикоррупционной
экспертизы (см. ФЗ N 172) прямо указывает
на объект проверки, включающий помимо
проектов действующие нормативные
правовые акты. Однако по смыслу ст. 3
(например,
ФЗ N 172) антикоррупционная экспертиза
действующих правовых актов должна
проводиться при осуществлении мониторинга
их применения. В свою очередь, мониторинг
применения вступивших в законную силу
правовых актов является обязанностью
любого правотворческого органа и
неотъемлемой частью правотворческой
деятельности в целом. Кроме того, к мерам
по профилактике коррупции отнесено
рассмотрение в органах местного
самоуправления, других органах,
организациях, наделенных федеральным
законом публичными полномочиями, не
реже одного раза в квартал вопросов
правоприменительной практики по
результатам вступивших в законную силу
решений судов, арбитражных судов о
признании недействительными ненормативных
правовых актов, незаконными решений и
действий (бездействия) указанных органов,
организаций и их должностных лиц в целях
выработки и принятия мер по предупреждению
и устранению причин выявленных нарушений
<3>;
п.
2.1 ст. 6 Федерального закона
от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии
коррупции” с изменениями в ред.
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N
329-ФЗ // Российская газета. N 266. 30.12.2008;
Парламентская газета. N 51. 25.11.2011.
2) оценка нормативного
правового акта во взаимосвязи с другими
нормативными правовыми актами.
Данный принцип заключается
в том, что любой нормативный правовой
акт является частью единого правового
пространства и входит в систему правовых
актов. В свою очередь, система правовых
актов – это взаимосвязанный, логически
выстроенный массив правовых норм, в том
числе дополняющих и конкретизирующих
друг друга. В связи с этим качественная
и всесторонняя антикоррупционная оценка
нормативного правового акта невозможна
без изучения взаимосвязанных правовых
норм, регулирующих соответствующие
правоотношения, пусть и содержащихся
в иных нормативных правовых актах.
Представляется
целесообразным при проведении экспертизы
проектов о внесении изменений в
нормативные правовые акты одновременно
проводить и экспертизу изменяемых актов
<4>.
<4> Родионова О.Н.
// Российский
юридический журнал. 2010. N 1. С. 160.
Следует также учитывать,
что выявить коррупциогенные факторы,
содержащиеся в действующем нормативном
правовом акте, помогает изучение его
правоприменительной практики, и в первую
очередь тех индивидуальных правовых
актов, которые принимаются на его основе.
Именно при рассмотрении результатов
реализации прав конкретных граждан или
организаций можно прийти к выводу о
том, что допускаемые нарушения носят
системный характер, а в нормативном
правовом акте имеются коррупционные
риски;
3) обоснованность,
объективность и проверяемость результатов
антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов (проектов нормативных
правовых актов).
Обоснованность результатов
антикоррупционной экспертизы – это
мотивированность выводов, содержащихся
в экспертном заключении. Любое утверждение
эксперта о наличии или отсутствии в
нормативном правовом акте коррупциогенных
факторов должно быть основано на
сопоставлении и анализе всей имеющейся
в его распоряжении нормативно-правовой
информации и логически увязано с
результатами этого анализа. Иными
словами, из экспертного заключения
должен быть понятен ход рассуждений
его автора и то, почему он пришел именно
к таким выводам.
Объективность результатов
антикоррупционной экспертизы – это
минимизация влияния субъективных
факторов (эмоционального восприятия
информации, личной заинтересованности
в результате экспертизы, симпатий-антипатий
к правотворческому органу, иных
обстоятельств) на выводы эксперта.
Эксперт в своей деятельности должен
руководствоваться только нормами
действующего законодательства и
использовать имеющийся опыт в сфере
проведения антикоррупционных экспертиз.
В случае возникновения у эксперта
конфликта интересов при проведении
антикоррупционной экспертизы он должен
отказаться от ее проведения. Данный
принцип предполагает также применение
научно обоснованных методов получения
и интерпретации результатов исследования
<5>. Например, анализ, экстраполяция,
метод экспертных оценок, статистический
метод и другие.
<5> Степин В.С., Елсуков
А.Н. Методы научного познания. Мн., 1974.
С. 13.
Проверяемость результатов
антикоррупционной экспертизы – это
возможность проведения сравнительного
анализа выводов, содержащихся в экспертном
заключении, с некими стандартами ее
проведения. Прежде всего, проверить
можно только то, что каким-либо образом
зафиксировано, т.е. имеет определенный
формализованный вид. В данном случае
результаты антикоррупционной экспертизы
должны быть оформлены в письменном
виде. Реализация данного принципа
достигается также установлением единых
критериев выявления и оценки коррупционных
рисков, содержащихся в нормативном
правовом акте или его проекте, а также
понятной и удобной в применении методики
проведения антикоррупционной экспертизы.
Только в этом случае экспертное заключение
может быть оценено и с точки зрения его
обоснованности и объективности, и с
точки зрения соответствия действующим
правовым актам. К сожалению, в настоящее
время принцип, касающийся проверяемости
результатов антикоррупционной экспертизы,
является скорее декларативным;
4) компетентность лиц,
проводящих антикоррупционную экспертизу
нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов).
Компетентность лиц,
проводящих антикоррупционную экспертизу,
является залогом ее качества. Совершенно
очевидно, что только человек, владеющий
необходимыми знаниями, приемами и
определенным опытом, сможет профессионально
оценить нормативный правовой акт или
его проект на наличие (отсутствие)
коррупциогенных факторов, а также
предложить варианты устранения (снижения)
коррупционных рисков при реализации
установленных нормативным правовым
актом правил поведения.
Несоответствие уровня
компетентности эксперта степени
сложности экспертизы может привести к
ошибочному заключению через заблуждение.
Принцип компетентности направлен на
предупреждение таких ошибок <6>.
С целью поддержания
компетентности экспертов в актуальном
состоянии необходимо регулярное
проведение для них профессиональных
тренингов, проблемных семинаров, а также
повышение их квалификации в
специализированных учебных заведениях;
5) сотрудничество
федеральных органов исполнительной
власти, иных государственных органов
и организаций, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, а
также их должностных лиц (далее – органы,
организации, их должностные лица) с
институтами гражданского общества при
проведении антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов).
Указанный принцип
согласуется с принципом “сотрудничество
государства с институтами гражданского
общества, международными организациями
и физическими лицами”, заложенным в
основу противодействия коррупции в
целом (п.
7 ст. 3 ФЗ N 273-ФЗ). Более того,
в соответствии со Конституции РФ права и
свободы человека и гражданина определяют
смысл, содержание и применение законов,
деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного
самоуправления. При этом, согласно ч.
1 ст. 3 Конституции РФ,
носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ.
Таким образом, в данном
случае речь идет о том, что любые
государственные или муниципальные
органы не являются замкнутыми на самих
себе управленческими институтами, а
выполняют роль “проводников”
объективных потребностей населения и
воли народа в системе правового
регулирования. Выявить же эти потребности
без участия самого населения в лице его
представителей – различных институтов
гражданского общества, – невозможно. В
развитие рассматриваемого принципа в
соответствии со ФЗ N 172 институты гражданского
общества и граждане могут в порядке,
предусмотренном нормативными правовыми
актами Российской Федерации, за счет
собственных средств проводить независимую
антикоррупционную экспертизу нормативных
правовых актов (проектов нормативных
правовых актов).
Сотрудничество
государственных и муниципальных органов
с институтами гражданского общества
состоит в создании необходимых условий
для проведения независимой антикоррупционной
экспертизы принимаемых ими нормативных
правовых актов, а также в обязательном
рассмотрении результатов этих экспертиз.
Создание условий включает в себя
опубликование (обнародование) в средствах
массовой информации, а также размещение
в сети Интернет на официальных сайтах
органов власти текстов нормативных
правовых актов и их проектов.
Кроме того, существенную
помощь государственным и муниципальным
органам в выявлении коррупциогенных
факторов, содержащихся в принятых ими
нормативных правовых актах, могут
оказывать граждане путем направления
обращений в соответствующий правотворческий
орган.
Именно институтам
гражданского общества должна принадлежать
реальная контрольная функция, касающаяся
устранения коррупциогенных факторов.
Они вполне способны, используя средства
массовой информации и общественное
мнение, повлиять на изменение не только
линии поведения правотворческого органа
относительно конкретного правового
акта, но и его системного подхода к своей
правотворческой деятельности в целом.
Подготовлено с использованием
материалов СПС «Консультант+»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Принят Государственной Думой 3 июля 2009 года
Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года
(В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 21.10.2013 № 279-ФЗ, от 04.06.2018 № 145-ФЗ, от 11.10.2018 № 362-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ)
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; (В редакции Федерального закона от 04.06.2018 № 145-ФЗ)
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее – органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:
1) прокуратурой Российской Федерации – в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации”, в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;
3) органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, – при проведении их правовой экспертизы;
2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, – при проведении их правовой экспертизы; (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 21.10.2013 № 279-ФЗ)
3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований – при их государственной регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации – при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Дополнение частью – Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Дополнение частью – Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов. (Дополнение частью – Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее – заключение).
2. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.
4. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
41. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации. (Дополнение частью – Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
5. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
1. Институты гражданского общества и граждане Российской Федерации (далее – граждане) могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 11.10.2018 № 362-ФЗ)
11. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
4) международными и иностранными организациями;
5) иностранными агентами. (В редакции Федерального закона от 05.12.2022 № 498-ФЗ)
(Дополнение частью – Федеральный закон от 11.10.2018 № 362-ФЗ)
2. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Президент Российской Федерации Д.Медведев
- Ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции». Дата обращения: 27 января 2013. Архивировано 19 августа 2016 года.
- Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Дата обращения: 27 января 2013. Архивировано 12 апреля 2013 года.
- Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Дата обращения: 15 января 2018. Архивировано 15 января 2018 года.
- Коробкин А. Н. Проблемы осуществления независимой антикоррупционной экспертизы // Журнал российского права. 2012. № 9. Дата обращения: 27 января 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
- Сергей Шутков: Независимая антикоррупционная экспертиза нуждается в системном реформировании. (недоступная ссылка)
- Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации. Дата обращения: 6 июля 2022. Архивировано 24 июля 2021 года.
- НТВ: Сергей Иванов раскритиковал представителей общественности за вялое участие в независимой антикоррупционной экспертизе. Дата обращения: 19 января 2013. Архивировано 9 февраля 2013 года.
- Эффективность независимой антикоррупционной экспертизы как института гражданского общества // Гражданское Общество В России И За Рубежом. — 2019. — . — . — ISSN 2221-3287. Архивировано 12 июля 2019 года.
ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 21.10.2013 N 279-ФЗ, от 04.06.2018 N 145-ФЗ, от 11.10.2018 N 362-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
3 июля 2009 года
Одобрен
Советом Федерации
7 июля 2009 года
Статья 1
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Статья 2
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 145-ФЗ)
обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее – органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Статья 3
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:
прокуратурой Российской Федерации – в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации”, в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;
федеральным органом исполнительной власти в области юстиции – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;
органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:
проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, – при проведении их правовой экспертизы;
проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, – при проведении их правовой экспертизы; (в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 21.10.2013 N 279-ФЗ)
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований – при их государственной регистрации;
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации – при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов. (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Статья 4
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее – заключение).
В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации. (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Статья 5
Институты гражданского общества и граждане Российской Федерации (далее – граждане) могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. (в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 11.10.2018 N 362-ФЗ)
Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов): (в ред. Федерального закона от 11.10.2018 N 362-ФЗ)
гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость; (в ред. Федерального закона от 11.10.2018 N 362-ФЗ)
гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия; (в ред. Федерального закона от 11.10.2018 N 362-ФЗ)
гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.10.2018 N 362-ФЗ)
международными и иностранными организациями; (в ред. Федерального закона от 11.10.2018 N 362-ФЗ)
иностранными агентами. (в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 498-ФЗ)
В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Президент
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ
17 июля 2009 года
Независимая антикоррупционная экспертиза
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2018 года; проверки требуют 4 правки.
Организация и проведение экспертизы
Экспертиза проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации независимыми экспертами — физическими и юридическими лицами, за счёт их собственных средств. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения эксперту, проводившему независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.