Какая международная организация является общепризнанным лидером в сфере борьбы с отмыванием денег

.
.

Совет экономической взаимопомощи — статья из Большой советской энциклопедии

Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международное бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

У этого термина существуют и другие значения, см. СЭВ (значения).

Какая международная организация является общепризнанным лидером в сфере борьбы с отмыванием денег

Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи (СЭВ, наиболее часто употребляемая англоязычная аббревиатура — англ. ) — межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.

Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.

СЭВ создан в 1949 году, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза). Его целью было экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических стран. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц.

ФАТФ – что это такое простыми словами

Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) — межправительственная организация, созданная в 1989 году по решению стран «Большой семерки» во Франции. Вся политика FATF заложена в представленных 40 Рекомендациях, которые каждые пять лет редактируются членами ФАТФ в соответствии с текущей ситуацией в мире.

Расшифровка аббревиатуры FATF объясняет основную цель и задачи данной организации – «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег», что также включает формирование мировых стандартов в сфере финансирования терроризма и отмывания финансов, полученных преступным путем (ПОД/ФТ). На русском языке перевод и разъяснение названия организации представлены в ст. 12 ФЗ «О валютном контроле».

Если объяснять простыми словами, то FATF занимается борьбой с оффшорами и нелегальными схемами, за счет которых международные компании и состоятельные граждане могут скрывать свои активы. Однако основная цель ФАТФ – не выявление таких преступлений, а создание идеальных условий, при которых отмывание денег станет невозможным, а информация о бенефициарах будет доступной.

Естественно, не все страны согласны с рекомендациями ФАТФ, что и стало причиной создания черного и серого списков стран, политика которых не соответствует нормам группы финансовой разведки или имеет недоработки по отдельным пунктам. Перечень стран, вошедших в черный список в 2023 году, представлен на официальном портале ФАТФ – http://www.fatf-gafi.org.

Движение денег между банковскими счетами, компаниями и по иным доступным каналам имеет глобальный охват. Но за счет такого масштаба возможностей и одновременного введения налоговых обязательств возникли проблемы, связанные с финансовыми преступлениями, отмыванием денег, финансированием терроризма и уклонением от уплаты налогов.

Какая международная организация является общепризнанным лидером в сфере борьбы с отмыванием денег

Если с налоговыми проблемами в большей мере борется ОЭСР, то финансовыми махинациями занимается группа разработки финансовых мер борьбы FATF. И в первой, и во второй организации есть свои черные списки не сотрудничающих и не выполняющих условия стран, что влияет на их статус на мировом рынке и уровень доверия.

Одна из основных структур, задействованных во всей цепочке проверок группы FATF, – банки и финансовые учреждения. Именно они являются главными ключевыми звеньями, которые отвечают за отправку, принятие и хранение денег. Так как основная тема всех рекомендаций группы ФАТФ связана именно с финансами, то банки в первую очередь мониторят последние изменения международной организации и стремятся соответствовать всем рекомендациям для сохранения своего статуса безопасных и надежных.

Какая международная организация является общепризнанным лидером в сфере борьбы с отмыванием денег

Где сегодня можно открыть счет для защиты своих активов? Получите консультационную и фактическую помощь экспертов международного портала!

Какая международная организация является общепризнанным лидером в сфере борьбы с отмыванием денег

Подбор счетов
Бесплатная консультация

по подбору зарубежных счетов для предпринимате-
лей от экспертов по работе с международными
банками и счетами для нерезидентовс опытом 20+ лет.

по подбору зарубежных счетов для предпринимателей от экспертов по работе с международными
банками и счетами для нерезидентов
с опытом 20+ лет.

Причины распада СЭВ и его последствия

Какая международная организация является общепризнанным лидером в сфере борьбы с отмыванием денег

Заседание Исполнительного комитета Совета Экономической Взаимопомощи

Главная причина распада СЭВ — ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.

Безденежная торговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна дает больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран—членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали. Если сравнивать экономическую ситуацию в странах Восточной Европы в 1928 году (пик предвоенного экономического подъема) и в 1970-м (наиболее успешный период функционирования СЭВа), то окажется, что доля стран Восточной Европы в мировом промышленном производстве увеличилась с 6,6 до 8,6 %. При этом доля Румынии выросла с 0,3 до 1 %, Болгарии — с 0,1 до 0,6 %, доля Венгрии — 0,36 до 0,6 %, в то время как доля Чехословакии снизилась с 1,7 до 1,5 %, а ГДР — с 2,8 до 2,4 %

Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что в 1975—1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986 по 1990 годы роли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.

Методы работы и основные сферы деятельности

Главные цели МОТ — содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются

В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных: 1. развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм) 2. разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность) 3. оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством 4. проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам. Трипартизм — основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

Структура МОТ и ее основополагающие документы

Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларациии МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно — Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

Тексты Конвенций и Рекомендаций МОТ на русском, английском, французском, испанском, китайском, немецком, португальском, арабском языках собраны в базе данных международных трудовых стандартов МОТ.

МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз — в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся крититке за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Филадельфийская декларация МОТ

В 1944 году на сессии в Филадельфии,США Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декрацию, в которой уточняются цели и задачи Организации.

Регламент Международной конференции труда

Административный совет является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой Организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного Совета — в марте, июне и ноябре.

В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся). Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира — Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

Международное бюро труда МБТ

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов и т.д.). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность МОТ. Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся. Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах. Бюро, руководимое генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру. Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона. Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, развитие управления, охрана труда, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся (молодежь, инвалиды).

ФАТФ и борьба с отмыванием преступных доходов

В 1989 г. по решению совещания на высшем уровне стран “Большой семерки” была создана Специальная финансовая комиссия по проблемам “отмывания денег”, более известная под аббревиатурой ФАТФ (FATF – Financial Action Task Force on Money Laundering). Данный русский перевод названия ФАТФ используется в материалах Центрального банка РФ. В российской правовой и экономической литературе можно встретить и другие переводы полного названия ФАТФ: “Международная рабочая группа по борьбе с отмыванием преступных доходов”, “Группа международных финансовых действий” и др.

Комиссия является межправительственной организацией, цель которой – разрабатывать совместную политику государств по борьбе с “отмыванием денег”, финансовым мошенничеством, а также содействовать этой политике. Членами ФАТФ являются около 30 государств (в основном государств – членов ОЭСР), а также две международные организации: Комиссия ЕС и Совет по сотрудничеству стран Персидского залива. Государства, не являющиеся членами Комиссии, участвуют в ее работе в статусе наблюдателей. Каждый год в ФАТФ председательствует одно из государств-членов. Исполнительным органом является Секретариат со штаб-квартирой в Париже. Во главе Секретариата стоит Исполнительный секретарь.

Комиссия формулирует рекомендации по борьбе с “отмыванием денег”, оказывает помощь в разработке и проведении экспертизы национального законодательства, проводит инспекции в государствах – членах ФАТФ для оценки состояния дел и выполнения рекомендаций, проводит семинары и конференции. По итогам своей работы Комиссия публикует ежегодные отчеты.

В 1990 г. Комиссия представила специальную программу ФАТФ по борьбе с “отмыванием денег”, состоящую из 40 рекомендаций. Эти рекомендации время от времени пересматриваются. К ним разрабатываются пояснения и примечания.

Ниже в изложении приводится ряд рекомендаций ФАТФ:

Таким образом, по линии ФАТФ сформирован еще один нормативный блок, из которого проистекают обязательства для государств в международной финансовой системе в части корректировки внутреннего законодательства и административной практики. Это также ведет к унификации и гармонизации внутренних правовых систем, включая правила для банков. Банки, в свою очередь, помимо требований документов “Базель-I”, “Базель-Н”, “Базель-Ш”, должны будут выполнять требования по линии ФАТФ. Все это свидетельствует о скоординированном на международном уровне увеличении административно-правового регулирования в банковской сфере.

ФАТФ формулирует также рекомендации применительно к отдельным проблемам и вопросам.

Так, на Сейшельских островах в 1996 г. был принят Закон об экономическом развитии Сейшельских островов. По этому закону иностранные инвесторы, разместившие в стране не менее 10 млн долл., освобождались от уголовного преследования за легализацию доходов и от конфискации имущества, если только они не были связаны с преступлениями непосредственно на Сейшельских островах. ФАТФ рекомендовал финансовым институтам государств-членов и других государств не поддерживать деловых контактов и не проводить финансовые операции с финансо-

выми институтами и предприятиями, зарегистрированными на Сейшельских островах, а также с лицами, имеющими там счета. В результате через год в Закон были внесены изменения, устранившие указанные положения.

Фактически вся деятельность Комиссии – это способ уменьшить неподконтрольную государствам деятельность финансовых учреждений и частных лиц в международной финансовой системе, прежде всего в нерезидентских зонах. ФАТФ становится инструментом борьбы с “офшорными” зонами и “офшорным бизнесом”. Посредством ФАТФ развитые государства укрепляют свой контроль над глобальной валютно-финансовой системой и правопорядок в ней.

Контакты России с ФАТФ начались в 1993 г. В 1998 г. был поставлен вопрос о вступлении России в эту организацию, однако препятствием явилось отсутствие в России специального закона о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем. Такой закон был принят – это Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (2001 г.). В УК РФ есть ст. 174, предусматривающая ответственность за легализацию денежных средств и иного имущества, приобретенного незаконным путем. На базе рекомендаций ФАТФ Центральным банком РФ в 1997 г. были изданы специальные акты: Методические рекомендации по вопросам работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации, утвержденные письмом Банка России от 03.07.1997 № 479, Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, утвержденное Банком России от 16.12.2003 № 242-П.

Можно констатировать: в международном праве по инициативе развитых стран утвердился еще один институт (который является общим институтом для международного финансового права как подотрасли международного экономического права и международного уголовного права как отрасли международного права).

ФАТФ ведет списки стран, которые слабо, по ее мнению, противодействуют отмыванию финансовых средств. Включение в список сказывается на рейтинге страны и на отношении к коммерческим предприятиям, банкам соответствующей страны. В 2000–2002 гг. в списке ФАТФ находилась и Россия. Только после выполнения большинства из 40 рекомендаций Россию исключили из “черного списка”.

История создания, развития и задачи МОТ

Цели и задачи МОТ провозглашены в её Уставе. Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств — трипартизма.

УНП ООН и вопросы отмывания денег и противодействия финансированию терроризма

Какая международная организация является общепризнанным лидером в сфере борьбы с отмыванием денег

Группа УНП ООН по вопросам правоохранительной деятельности, организованной преступности и отмывания денег несет ответственность за осуществление Глобальной программы борьбы с отмыванием денег, доходами от преступной деятельности и финансированием терроризма, которая была создана в 1997 году в связи с мандатом, предоставленным УНП ООН на основании Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Мандат Группы был усилен в 1998 году в результате принятия Генеральной Ассамблеей на ее двадцатой специальной сессии Политической декларации и мер по борьбе с отмыванием денег, которые расширили рамки мандата, включив в него все серьезные преступления, а не только те, которые связаны с наркотиками.

Основная задача Глобальной программы состоит в том, чтобы содействовать укреплению потенциала государств-членов в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а также в оказании им помощи в выявлении, аресте и конфискации незаконных доходов, как это предусмотрено в документах Организации Объединенных Наций и других общепринятых стандартах, путем предоставления, по просьбе государств, соответствующей технической помощи.

В контексте стандартов Организации Объединенных Наций Глобальная программа борьбы с отмыванием денег, доходами от преступной деятельности и финансированием терроризма преследует следующие цели:

Государства — члены МОТ

Австралия Австрия Азербайджан Албания Алжир Ангола Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Афганистан Багамские Острова Бангладеш Барбадос Бахрейн Беларусь Белиз Бельгия Бенин Болгария Боливия Босния и Герцеговина • Ботсвана • Бразилия • Буркина-Фасо • Бурунди • Бывшая Югославская Республика Македония • Венгрия • Венесуэла • Вьетнам • Габон • Гаити • Гайана • Гамбия •Гана • Гватемала • Гвинея • Гвинея-Бисау • Германия • Гондурас • Гренада • Греция • Грузия • Дания • Джибути

• Доминика • Доминиканская Республика • Египет •Заир • Замбия • Зимбабве • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания •Ирак • Иран, Исламская Республика • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Йемен • Кабо-Верде • Казахстан • Камбоджа • Камерун • Канада • Катар • Кения •Кипр • Кирибати • Китай • Колумбия • Коморские Острова •Конго • Корея, Республика • Коста-Рика • Кот-д’Ивуар • Куба • Кувейт • Кыргызстан • Лаосская Народно-демократическая Республика • Латвия • Лесото • Либерия •Ливан • Ливийская Арабская Джамахирия • Литва • Люксембург • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • ‘Малави • Малайзия • Мали • Мальта • Марокко • Мексика • Мозамбик • Молдова, Республика • Монголия • Мьянма • Намибия • Непал • Нигер • Нигерия • Нидерланды • Никарагуа • Новая Зеландия • Норвегия • Объединенные Арабские Эмираты • Оман • Пакистан • Панама • Папуа-Новая Гвинея • Парагвай •Перу • Польша • Португалия • Российская Федерация • Руанда • Румыния • Сальвадор • Сан-Марино • Сан-Томе и Принсипи • Саудовская Аравия • Свазиленд • Сейшельские Острова • Сенегал • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Кристофер и Невис • Сент-Люсия • Сингапур • Сирийская Арабская Республика • Словакия • Словения • Соединенное Королевство • Соединенные Штаты Америки • Соломоновы Острова • Сомали • Судан • Суринам • Сьерра-Леоне • Таджикистан • Таиланд • Танзания, Объединенная Республика Того Тринидад и Тобаго Тунис Туркменистан Турция Уганда Узбекистан Украина Уругвай Фиджи Филиппины Финляндия Франция Хорватия Центрально-африканская Республика •Чад • Чешская Республика • Чили • Швейцария • Швеция • Шри-Ланка • Эквадор • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эстония • Эфиопия • Югославия • Южная Африка • Ямайка • Япония

В настоящее время государствами-наблюдателями ФАТФ являются Индия и Республика Корея

C 2004 г. в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу.

ФАТФ разработала в 1990 г. сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием денежных средств, которые были пересмотрены в 1996г. и 2003г. с учётом развивающихся технологий отмывания доходов, и девять специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма в 2001 г., адаптированные к изменившейся политической ситуации в мире в октябре 2004г. Эти документы признаны в качестве международных стандартов по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма.

Летом 2000 года группа включила Россию в чёрный список стран, а 11 октября 2002 году исключила её из него.

Смотреть что такое “ФАТФ” в других словарях

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТРУДА (МОТ)

Членство в МОТ — одной из старейших и ведущих международных организаций — позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство — профсоюзы — предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в том числе малых предприятий, решению проблем занятости.

Взаимодействие Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими его основные направления.

МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

Важным шагом на пути к сближению нашего законодательства с международными правовыми нормами стало подписание 8 февраля 2003 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений.

С 1959 г. в Москве действует отделение МОТ. В начале 90-х гг. оно было преобразовано в региональное бюро по странам СНГ. В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Деятельность Бюро распространяется на 9 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии).

Придание Бюро МОТ в Москве региональных функций имеет для России существенное практическое значение, поскольку этот статус позволяет ему более широко и с большей степенью самостоятельности заниматься организацией конкретных проектов технического содействия российским регионам, более эффективно координировать деятельность МОТ в России и странах СНГ.

Россия активно участвует в работе Всемирной комиссии по социальному измерению глобализации, созданной по инициативе МОТ в 2002 г. (член Комиссии от России — В. И. Матвиенко). В сентябре 2004 г. в Санкт-Петербурге состоялось заседание Национального круглого стола, в котором участвовали представители деловых кругов, организаций охраны труда, государственных структур, законодательных органов власти и общественных организаций. Данный форум был приурочен к опубликованию доклада Всемирной комиссии «Справедливая глобализация: создание благоприятных возможностей для всех».

МИД России, отвечая за внешнеполитические аспекты взаимодействия нашей страны с МОТ, координирует работу российских ведомств и общественных организаций на этом направлении. Представители МИД, Минздравсоцразвития, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России участвуют в работе руководящих органов МОТ, в конференциях по актуальным вопросам трудовой и социально-экономической политики, проводимых в России Московским Бюро МОТ.

Поддерживаются регулярные контакты с руководством МОТ. В 2002 г. Генеральный директор Международного бюро труда (МБТ) Х.Сомавиа посетил Москву с официальным визитом, в ходе которого, в частности, встречался с Министром иностранных дел России И. С. Ивановым. Особое значение имела встреча Х.Сомавиа с заместителем Министра здравоохранения и социального развития А. Ю. Левицкой в Женеве во время 95-й сессии МКТ (июнь 2006 г.). В ходе этой встречи была подписана Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2006—2009 гг., которая включила в себя такие направления, как совершенствование законодательства, развитие социального диалога, решение вопросов нелегальной миграции и др. В рамках данной программы в мае 2007 г. состоялся визит в Женеву Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике во главе с Председателем Комитета А. К. Исаевым.

Организация оказала содействие при подготовке встречи министров труда «восьмерки» в Москве в октябре 2006 г. Был, в частности, подготовлен информационный документ МБТ «Экономический рост и достойный труд: усиление взаимосвязи».

Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ. В то же время представляется целесообразным полностью отказаться от технической помощи МОТ и подключиться к участию во внебюджетном финансировании представляющих для нас интерес проектов, прежде всего на пространстве СНГ.

Россия внимательно следит за работой контрольных органов МОТ и сотрудничает с ними. В мае-июне 2005 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций и рекомендаций и Комитета Адмсовета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров). Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций.

В настоящее время, несмотря на благоприятную, в целом, ситуацию, сохраняется ряд конвенций, о выполнении которых России следует своевременно предоставлять отчеты с целью избежания вынесения обсуждения этих вопросов на более высокий уровень. К таким конвенциям относятся следующие:

Вышеупомянутые № 87 и № 98 (среди рекомендаций МОТ — необходимость снятия запрета на забастовки работников почтовой и железнодорожной служб, предоставление более полной информации относительно мер, принятых по отношению лиц, виновных в дискриминации профсоюзов);

Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (требуется реализация постоянного контроля и усиления уголовного и административного наказания за нарушения в данной области);

Конвенция № 100 «О равном вознаграждении» (МОТ интересует статистика по уровню заработной платы мужчин и женщин в частном и государственном секторах экономики);

Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятости» (рекомендуется пересмотреть список о запрете женского труда в 38 промышленных секторах);

Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (МОТ запросил дополнительную статистику по уровню занятости, а также относительно мер правительства для обеспечения полной занятости);

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте» (рекомендация по дополнительной защите несовершеннолетних, работающих без оформления трудового договора);

Конвенция № 182 «Об искоренении наихудших форм детского труда» (необходимость принятия срочных мер для пресечения торговли детьми и наказания виновных).

Кроме того, в ходе 300-й сессии Адмсовета МОТ (ноябрь 2007 г.) была принята жалоба Федерации профсоюзов работников морского транспорта о несоблюдении конвенции № 179 о найме и трудоустройстве моряков.

Придавая большое значение контрольным функциям МОТ, Россия в то же время исходит из того, что рассмотрение подобных вопросов следует вести максимально объективно, не политизируя дискуссию, в строгом соответствии с мандатом Организации и установленными процедурами.

Члены Совета экономической взаимопомощи

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР. СССР и его партнеры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран — членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к «Эврике», не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на Рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Горбачев заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения.

В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ (1988 год) была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран—членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться.

В 1988 в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.

После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой.

В 1991 году СЭВ общей волей своих членов прекратил существование, не оставив преемника. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.

Период успешного функционирования организации

С 1964 года начала действовать новая система многосторонних расчетов между странами-членами СЭВ. Операции по этим расчетам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС), который был создан в октябре 1963 года в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчетов в переводных рублях. 1 января 1970 года был образован Международный инвестиционный банк (МИБ) для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ.

Какая международная организация является общепризнанным лидером в сфере борьбы с отмыванием денег

В начале 1970-х годов страны-члены СЭВ перешли к новому этапу развития

Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973—1974 годов, выразившийся в росте цен на нефть. Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путем внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий (как производство микропроцессоров) и биотехнологий, а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса.

Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».

Какая международная организация является общепризнанным лидером в сфере борьбы с отмыванием денег

Какая международная организация является общепризнанным лидером в сфере борьбы с отмыванием денег

Почтовая марка СССР, 1989 год: 40 лет СЭВ

В 1974 СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и т. д. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т. д. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.

В 1975 на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз.

Деятельность и структура ФАТФ

Президентом группы ФАТФ является Т. Раджа Кумар из Сингапура, назначенный на должность на срок с 1 июля 2022 года по 30 июня 2024 года. Секретариат группы расположен в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в г. Париже. Сама организация ФАТФ является независимой и не входит в структуру ОЭСР или какой-либо другой международной организации.

Основная деятельность группы направлена на разработку стратегий, действенных для борьбы с терроризмом, финансовыми махинациями и отмыванием денег. Принятие решений группы ФАТФ происходит на пленарных заседаниях, которые проводятся не менее трех раз в год.

Инструменты деятельности FATF – рабочие группы по следующим направлениям:

Каждая из стран-членов ФАТФ имеет внутренние подразделения группы финансовой разведки (ПФР) и Региональные группы (РГТФ), которые собирают информацию в своем государстве для дальнейшего выявления нелегальных схем по выводу денег в оффшоры или использования других каналов для отмывания финансов и обеспечения терроризма.

Справка: резолюции Совета Безопасности ООН 1617 (2005) и 2462 (2019) призывают страны ООН имплементировать Рекомендации ФАТФ.

Члены FATF, список стран

В 2023 году в число стран-членов группы ФАТФ входят следующие государства:

Индонезия является страной-наблюдателем.

Членство Российской Федерации приостановлено 24 февраля 2023 года.

Ассоциированные члены ФАТФ и наблюдатели

Также ФАТФ сотрудничает со многими международными организациями, которые реализуют региональные программы борьбы с финансовыми преступлениями в соответствии с рекомендациями группы и проводят оценку национальных систем на соответствие международным стандартам борьбы с отмыванием денег.

Ассоциированные члены ФАТФ (региональные группы РГТФ) в 2023 году:

В число международных наблюдателей ФАТФ вошли многие мировые организации, в том числе:

Все эти структуры разрабатывают и реализуют программы по борьбе с отмыванием незаконных средств и финансированием преступной деятельности, а также тесно сотрудничают с ФАТФ, придерживаясь рекомендаций организации при разработке своих нормативных правил.

Стандарты группы ФАТФ по противодействию легализации отмыванию доходов тесно связаны с банковской системой всех стран, что отразилось на новых правилах по раскрытию информации о бенефициарах и проверке клиентов, желающих открыть счета за рубежом.

Рекомендации FATF

Представленные 40 Рекомендаций группы FATF – это свод международных мер для создания в каждом государстве эффективного режима, направленного на борьбу с финансовыми преступлениями и финансированием терроризма. Всё это выражается в таких темах, затронутых в документах:

Представленные рекомендации от группы по борьбе с финансовыми преступлениями не повторяются и не конфликтуют с иными положениями мировых актов и в ряде случаев дополняют их, создавая тем самым единую систему правовых норм.

Первые рекомендации ФАТФ были выпущены в 1990 году, когда возникла необходимость разработать правила защиты финансовой системы от отмывания денег через продажу наркотиков. В 1996 году стандарты ФАТФ были пересмотрены, так как появились новые проблемы, связанные с финансовыми махинациями по другим технологиям.

В октябре 2001 года группа FATF включила в свой мандат восемь, а затем ещё девять специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма. Через два года (в 2003) поставленные стандарты были вновь пересмотрены и признаны 180 государствами.

В 2012 году при сотрудничестве с Региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ) и организациями-наблюдателями, в том числе Международного валютного фонда, Всемирного банка, ООН, рекомендации ФАТФ были доработаны в соответствии с текущей ситуацией в мире. Сегодня эти каноны являются международным стандартом борьбы с отмыванием денег и снабжением финансами террористических группировок.

Больше информации о мировых структурах, регуляторах и последних изменениях в налоговой политике или иммиграционных программах читайте на страницах портала International Wealth.