Какая организация признается на территории рф террористической

Нежелательными признаны: World Organization to Investigate the Persecution of Falun Gong Inc. (“Всемирная организация по расследованию преследований Фалуньгун”), Coalition to Investigate the Persecution of Falun Gong in China (“Коалиция по расследованию преследования в отношении Фалуньгун в Китае”), Global Mission to Rescure Persecuted Falun Gong Practitioners Inc. (“Всемирный совет по спасению подвергаемых гонениям адептов “Фалуньгун”), и еще одна схожая организация – Friends of Falun Gong Inc. (“Друзья Фалуньгун”). А также организации Doctors Against Forced Organ Harvesting (“Врачи против насильственного извлечения органов”) и Dragon Springs Buddhist Inc. (“Буддистское сообщество “Родники дракона”). Кроме того, признана нежелательной The European Falun Dafa Association (“Европейская ассоциация “Фалунь Дафа”), зарегистрированная в Великобритании.

Как отметили в Генпрокуратуре, установлено, что деятельность этих организаций представляет угрозу безопасности России.

Информация о принятом решении направлена в Минюст России для внесения сведений в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, и их обнародования.

Процедура признания террористическими организаций в России

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. Согласно Федеральному закону “О противодействии терроризму” от 6 марта 2006 г., в России запрещается создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма.

Организация может быть запрещена, если от ее имени совершаются действия, подпадающие под соответствующие статьи Уголовного кодекса – совершение или подготовка террористического акта (захват заложников, вооруженный мятеж), содействие, публичные призывы или публичное оправдание терроризма. Кроме того, решение о запрете и ликвидации организации принимается, если в отношении ее создателя или руководителя вступил в силу обвинительный приговор по этим статьям. Решение суда о ликвидации организации распространяется на все ее структурные подразделения и филиалы.

Предложение о признании организации террористической и о ее запрете готовит Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ. Затем это предложение поступает в Генеральную прокуратуру РФ, которая направляет исковое заявление в суд. Вопрос о признании террористическими международных организаций рассматривает Верховный Суд РФ.

Участники организации, признанной судом террористической, подлежат уголовной ответственности. Создатели и руководители наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей, рядовые участники – на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей. Те, кто добровольно прекратил участие в деятельности организации до момента начала расследования, освобождаются от уголовной ответственности.

Имущество террористической организации (или филиала международной террористической организации) подлежит конфискации в пользу государства. Решение о конфискации выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации.

Лица и организации, в отношении которых возбуждались уголовные дела по обвинению в террористической деятельности, вносятся в “Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму”. Все финансовые организации (в первую очередь банки) обязаны приостанавливать операции фигурантов данного списка и информировать об этих операциях Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Распоряжением российского правительства от 14 июля 2006 г. официальным периодическим изданием, осуществляющим публикацию единого федерального списка организаций, признанных судами РФ террористическими, определена “Российская газета”.

В настоящее время в списке 20 организаций, в том числе “Партия исламского освобождения” (“Хизб ут-Тахрир аль- Ислами”), “Имарат Кавказ” и “Братья-мусульмане”. 

Нежелательные организации на территории России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 марта 2018 года Минюст РФ в список нежелательных в России две международные неправительственные организации: “Европейскую платформу за демократические выборы” (European Platform for Democratic Elections, EPDE; Германия) и “Международный центр электоральных исследований” (International elections study center, IESC; Литва).

В результате число нежелательных организаций возросло до 13.

Закон о “нежелательных организациях”

Законопроект о “нежелательных организациях” был внесен в Госдуму 27 ноября 2014 года депутатами Александром Тарнавским (“Справедливая Россия”) и Антоном Ищенко (ЛДПР). Комментируя законопроект, депутаты утверждали, что необходимость ужесточения условий работы в России иностранных и международных организаций обусловлена рядом факторов. Среди них – появление в России экстремистских организаций, которые могут получать финансирования из-за рубежа, и санкции США и других государств в отношении российских компаний.

19 мая 2015 года Госдума приняла законопроект, 20 мая его одобрил Совет Федерации. 23 мая 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон РФ № 129-ФЗ, которым внес соответствующие изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях  а также в федеральные законы “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” и “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации”.

Закон позволяет объявлять деятельность иностранной или международной неправительственной организации (НПО) “нежелательной на территории Российской Федерации”. Согласно документу, нежелательной может быть признана организация, “представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства”.

Признание организации нежелательной

Решение об объявлении деятельности организации нежелательной на территории России принимается генеральным прокурором РФ или его заместителями по согласованию с МИД РФ. На Минюст возложено ведение перечня таких организаций. Деятельность иностранной или международной НПО признается нежелательной автоматически со дня обнародования информации Минюстом на своем сайте и в “Российской газете”, которая определена правительством РФ в качестве официального периодического издания для публикации перечня таких организаций.

После признания организации нежелательной блокируются ее безналичные денежные средства и имущество в России, закрываются отделения и филиалы, запрещается распространение информационных материалов, в том числе через СМИ. Вводится запрет на осуществление в РФ программ или проектов нежелательной организации и ограничение на въезд в Россию лиц, участвующих в ее деятельности, а также на право ими учреждать российские некоммерческие, общественные и религиозные организации.

Наказание за нарушение закона

За осуществление деятельности иностранной или международной организации, признанной нежелательной в России, а также за сотрудничество с ней налагаются штрафы (статья 20.33 КоАП): на граждан – от 5 тыс. до 15 тыс. руб.; на должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

За злостное нарушение закона (при привлечении к административной ответственности дважды в год) грозит уголовная ответственность. Статья 284.1 УК РФ предусматривает минимальное наказание в виде штрафа от 300 тыс. до 500 тыс. руб., максимальное – лишение свободы на срок от двух до шести лет.

“Патриотический стоп-лист” Совета Федерации

8 июля 2015 года Совет Федерации составил список организаций, чья деятельность, по мнению сенаторов, угрожает национальной безопасности России. В него вошел ряд зарубежных и международных неправительственных организаций.

18 апреля 2016 года председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев сообщил, что потенциальная угроза безопасности России в отношении пяти из 12 некоммерческих организаций из так называемого патриотического стоп-листа пока не подтверждена. Сенатор также добавил, что в общей сложности с момента вступления в силу закона о нежелательных организациях в Генпрокуратуру, по данным самого ведомства, поступило 17 обращений, в которых “под вопрос” была поставлена деятельность 56 зарубежных или международных организаций. “По большей части из них эти претензии не подтверждаются”, – отметил он.

Организации, признанные нежелательными

Первой нежелательной организацией в России был признан американский Национальный фонд поддержки демократии (учрежден Конгрессом США). 29 июля 2015 года фонд был включен в перечень Минюста.

1 декабря 2015 года пополнили еще две организации: Фонд “Открытое общество” и Фонд содействия Института “Открытое общество” (фонды Сороса). Они прекратили работу в России еще в 2003 году.

7 декабря 2015 года в список нежелательных организаций был включен Американо-российский фонд по экономическому и правовому развитию. Президенту фонда, который является гражданином США, был закрыт въезд на территорию страны до 2025 года. В частности, этой иностранной НПО оказывалась финансовая помощь российским некоммерческим организациям, выполняющим функции “иностранного агента” и участвующим в политических процессах на территории России.

17 марта 2016 года Минюст признал нежелательной деятельность Национального демократического института по международным отношениям, который финансируется Национальным фондом поддержки демократии (первая признанная нежелательной в РФ организация).

22 августа 2016 года в список нежелательных были включены две организации: Международный республиканский институт и Фонд инвестирования в развитие СМИ (Media Development Investment Fund).

27 апреля 2017 года список пополнили три нежелательных организации: “Открытая Россия” (Otkrytaya Rossia; Великобритания), “Институт современной России” (Institute of Modern Russia; США), Общественное сетевое движение “Открытая Россия” (Open Russia Civic Movement; Великобритания).

3 июля 2017 года Минюст включил в список румынскую организацию “Черноморский фонд регионального сотрудничества” (The Black Sea Trust for Regional Cooperation).

Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации –  

Порядок приема и рассмотрения обращений

Все обращения поступают в отдел по работе с обращениями граждан организационно-контрольного комитета администрации города Барнаула и рассматриваются в соответствии с Федеральным Законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», законом Алтайского края от 29.12.2006 № 152-ЗС «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края», постановлением администрации города Барнаула от 21.08.2013 № 2875 «Об утверждении Порядка ведения делопроизводства по обращениям граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, организации их рассмотрения в администрации города, органах администрации города, иных органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, предприятиях»

Прием письменных обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц принимаются по адресу: 656043, г.Барнаул, ул.Гоголя, 48, каб.114.

График приема документов: понедельник –четверг с 08.00 до 17.00пятница с 08.00 до 16.00, перерыв с 11.30 до 12.18. При приеме документов проводится проверка пунктов, предусмотренных ст.7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2.  В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3.  Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Ответ на электронное обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Итоги работы с обращениями граждан в администрации города Барнаула размещены на интернет-странице организационно-контрольного комитета.

  • Главная
  • Сведения
  • Власть
  • Глава города Барнаула
  • Заместитель главы администрации города, руководитель аппарата
  • Правовой комитет
  • Сведения
  • Правовое информирование
  • О признании организации террористической как условие привлечения к ответственности за совершение преступлений террористической направленности

О признании организации террористической как условие привлечения к ответственности за совершение преступлений террористической направленности

Деятельность по борьбе с экстремизмом и терроризмом непосредственно связана с защитой интересов общества и государства, в связи с чем принимаемые уполномоченными органами решения вызывают повышенный общественный интерес.

В Российской Федерации формальное признание судом той или иной организации террористической может быть основано на обвинительном приговоре либо заявлении прокурора (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о противодействии терроризму федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности (http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm) ведет единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими. Копия вступившего в законную силу судебного решения по делу о признании организации террористической и о ее ликвидации (запрете ее деятельности) или копия вступившего в законную силу приговора по уголовному делу о преступлениях, предусмотренных ст. 205.4 УК РФ, в 5-дневный срок со дня вступления в законную силу соответствующего судебного решения или возвращения дела из суда апелляционной инстанции направляется судом первой инстанции в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Указанный список подлежит опубликованию в Российской газете, с которой взаимодействует ФСБ России по вопросам, связанным с организацией соответствующей публикации. Данный перечень (список) в полном и обновляемом виде приводится на официальном сайте ФСБ России. По состоянию на 1 декабря 2017 г. в этом перечне содержится 27 наименований организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими.

Обязательным условием уголовной ответственности за организацию деятельности террористической организации и участие в ней тот факт, что лицо совершило соответствующие действия после официального опубликования сведений о признании определенной организации террористической по решению суда.

В 2016 году Пленум ВС РФ обобщил актуальную практику по уголовным делам о преступлениях террористической направленности, в том числе об организации деятельности террористической организации и участии в ней. Результатом стало принятие Постановления Пленума ВС РФ от 03.11.2016 №41, которое содержит изменения, внесенные в два предыдущих постановления по вопросам уголовной ответственности за преступления экстремистской и террористической направленности (2011 и 2012 годов соответственно).

В Постановление Пленума ВС РФ от 09.02.2012 №1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» п. 17 Постановления №41 были внесены изменения: согласно абзацам 2 и 3 п. 22.6 лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 205.5 УК РФ, если они совершены после официального опубликования сведений о признании соответствующей организации террористической и запрете ее деятельности на территории России по решению суда.

Данное разъяснение согласуется с общими положениями о субъективном вменении, исключает разночтения по поводу отмеченного момента и учитывает практику Европейского суда по правам человека.

Таким образом, в России сформирована и продолжает развиваться правовая основа для борьбы с деятельностью террористических организаций.

Что известно о нежелательных организациях на территории России

ТАСС-ДОСЬЕ. 6 марта 2023 года Генпрокуратура России , что принято решение признать нежелательной в Российской Федерации деятельность Transparеncy International со штаб-квартирой в Берлине (ФРГ). Информация об этом направлена в Министерство юстиции РФ для внесения сведений в соответствующий перечень. ТАСС подготовил материал о нежелательных организациях на территории России.

Нежелательными в Российской Федерации называют иностранные и международные неправительственные организации (НПО), деятельность которых признана представляющей угрозу основам конституционного строя страны, обороноспособности или безопасности государства.

27 ноября 2014 года в Государственную думу РФ был внесен законопроект о так называемых нежелательных организациях, предполагающий ужесточение условий работы в РФ для иностранных и международных неправительственных (некоммерческих) организаций. По словам авторов документа – депутатов Александра Тарнавского (“Справедливая Россия”) и Антона Ищенко (ЛДПР) – необходимость принятия такого закона была вызвана появлением в России экстремистских организаций, финансируемых из-за рубежа, а также санкциями со стороны США и других государств в отношении российских компаний.

23 мая 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон РФ, который ввел понятие нежелательных организаций на территории РФ (принят Госдумой 19 мая, одобрен Советом Федерации 20 мая). Документ вступил в силу 3 июня 2015 года и внес изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ, а также в федеральные законы “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” и “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации”. Закон позволяет объявлять деятельность иностранной и международной НПО “нежелательной на территории Российской Федерации”.

27 декабря 2018 года Путин подписал закон, позволяющий признавать иностранные и международные некоммерческие организации нежелательными на территории РФ также за вмешательство в выборы (принят Госдумой 18 декабря, одобрен Советом Федерации 21 декабря). Речь идет в том числе о таких видах деятельности, которые способствуют либо препятствуют выдвижению кандидатов или избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы и проведению референдума, либо достижению определенного результата на выборах. Исключение составляет участие иностранных организаций в избирательных и референдумных кампаниях в качестве наблюдателей. Признание такой организации нежелательной влечет за собой санкции (запрет на въезд в РФ, арест имущества в России и др.), установленные законом “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ”, известным как “закон Димы Яковлева”.

28 июня 2021 года президент России подписал федеральный закон о внесении изменений в законодательство. Одной из поправок был введен запрет на участие граждан РФ и российских организаций (юрлиц) в зарубежной деятельности организаций, признанных в России нежелательными. Другая прописывает еще одно основание для признания нежелательной в РФ иностранной или международной неправительственной организации – в случае оказания посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и (или) имуществом организаций, уже признанных в России нежелательными.

Признание организации нежелательной

Решение об объявлении деятельности организации нежелательной на территории России принимается генеральным прокурором РФ или его заместителями по согласованию с Министерством иностранных дел РФ. На Министерство юстиции (Минюст) РФ возложено ведение перечня таких организаций. Деятельность иностранной или международной НПО признается нежелательной автоматически со дня обнародования информации на сайте Минюста и в “Российской газете”.

После признания организации нежелательной блокируются ее безналичные денежные средства и имущество в России, закрываются отделения и филиалы, запрещается распространение информационных материалов, в том числе через СМИ. Вводится запрет на осуществление в РФ программ или проектов нежелательных организаций, учреждение ими российских некоммерческих, общественных и религиозных организаций. Предусмотрено ограничение на въезд в Россию лиц, участвующих в деятельности нежелательных организаций.

С 1 октября 2021 года отслеживанием транзакций с организациями, признанными нежелательными, осуществляет Федеральная служба РФ по финансовому мониторингу.

Наказание за нарушение закона

За участие в деятельности иностранной или международной организации, признанной нежелательной в России, налагаются штрафы (статья 20.33 КоАП РФ): на граждан – от 5 тыс. до 15 тыс. рублей; на должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Тем, кто уже подвергался административному наказанию за сотрудничество с нежелательной организацией, грозит уголовная ответственность. За подобные преступления статья 284.1 УК РФ предусматривает минимальное наказание в виде штрафа от 300 тыс. до 500 тыс. рублей (или дохода осужденного за два или три года), обязательные или исправительные работы, максимальное наказание – лишение свободы на срок от двух до четырех лет.

В 2021 года дополнениями к статье 284.1 УК РФ было введено уголовное наказание за участие в финансировании нежелательной организации и осуществление ее деятельности на территории России. В соответствии с поправками, внесенными в УК РФ 14 июля 2022 года, финансирование деятельности нежелательной организации наказывается обязательными или принудительными работами с возможным ограничением свободы, либо лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет.

Организация деятельности нежелательной организации наказывается исправительными или обязательными работами (с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового), либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.

При этом лицо, совершившее преступления по статье 284.1, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно прекратило участие в деятельности нежелательной организации или способствовало пресечению ее деятельности.

Организации, признанные нежелательными

Первой нежелательной организацией в России был признан американский The National Endowment for Democracy (“Национальный фонд поддержки демократии”), учрежденный Конгрессом США. Соответствующее решение Генпрокуратура РФ приняла 28 июля 2015 года. На следующий день, 29 июля, фонд в соответствующий список.

В общей сложности с 2015 года по 13 февраля 2023 года включительно в перечень нежелательных организаций Минюстом было внесено 75 иностранных и международных неправительственных организаций.

В число признанных нежелательными входят организации: структуры американского финансиста Джорджа Сороса – Open Society Foundation и Assistance Foundation Open Society Institute; U. S. Russia Foundation for Economic Advancement and the Rule of Law; National Democratic Institute for International Affairs (США); “Открытая Россия” (Великобритания); European Platform for Democratic Elections (Германия), German Marshall Fund of the United States; Ukrainian World Congress (Канада); Atlantic council of the United States (США); Khodorkovsky Foundation (Великобритания); Oxford Russia Fund (Великобритания); Medusa Project (Латвия); Andrei Sakharov foundation (США) и другие.

Перечень нежелательных организаций на  

в определяются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

1) осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;

2) подготавливает расчеты и предложения по проведению контртеррористической операции;

3) разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;

4) подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;

5) организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;

6) принимает другие меры по предотвращению террористического акта и минимизации его возможных последствий. (В редакции Федерального закона от 03.05.2011 № 96-ФЗ)

Статья 15. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции

1. Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

2. Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств.

3. В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, обеспечения деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 04.06.2014 № 145-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

4. Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до ее окончания подчиняются руководителю контртеррористической операции.

5. С момента, когда руководителем контртеррористической операции отдано боевое распоряжение (боевой приказ) о применении группировки сил и средств, вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой им должности в управление подразделениями, входящими в состав группировки сил и средств, не допускается. (В редакции Федерального закона от 03.05.2011 № 96-ФЗ)

6. Участвующие в контртеррористической операции подразделения федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции

1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.

2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

Статья 17. Окончание контртеррористической операции

1. Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

2. При наличии условий, указанных в части 1 настоящей статьи, руководитель контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной. (В редакции Федерального закона от 03.05.2011 № 96-ФЗ)

Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта

1. Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. (В редакции Федерального закона от 02.11.2013 № 302-ФЗ)

11. Возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. На требование о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта жизни или здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного имуществу в результате террористического акта, устанавливается в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанного преступления. (Часть введена – Федеральный закон от 02.11.2013 № 302-ФЗ)

12. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в пределах своих полномочий противодействие терроризму и уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, вправе истребовать сведения о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что данное имущество получено в результате террористической деятельности и (или) является доходом от такого имущества, и проводить проверку на предмет достоверности этих сведений. Указанные лица обязаны представлять истребуемые сведения. Право истребовать указанные сведения действует только в отношении денег, ценностей, иного имущества и доходов, которые были получены не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности. В случае отсутствия достоверных сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них соответствующие материалы направляются в органы прокуратуры Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при получении указанных материалов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения. (Часть введена – Федеральный закон от 02.11.2013 № 302-ФЗ)

2. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.

Статья 19. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом

(Наименование статьи в редакции Федерального закона от 08.11.2008 № 203-ФЗ)

1. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершен террористический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.11.2008 № 203-ФЗ)

2. Для лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо социальной реабилитации могут быть предусмотрены реабилитационные мероприятия иного характера. (Часть введена – Федеральный закон от 08.11.2008 № 203-ФЗ)

Статья 20. Категории лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, подлежащих правовой и социальной защите

1. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся:

1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 321-ФЗ)

2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;

21) сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, принимающие участие в выездах на места происшествия и документальном закреплении следов совершенных преступлений на территориях (перечне объектов), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции; (Пункт введен – Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 21 настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом. (В редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

2. Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, и меры их социальной защиты

1. Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. В случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.

3. В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей.

5. В случае, если имущество лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Единовременные пособия, предусмотренные частями 2 – 4 настоящей статьи, выплачиваются независимо от других единовременных пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.03.2020 № 54-ФЗ)

Статья 22. Правомерное причинение вреда

Лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Российской Федерации, являются правомерными.

Статья 23. Льготное исчисление выслуги лет, гарантии и компенсации лицам, участвующим в борьбе с терроризмом

1. Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях – из расчета один день службы за три дня. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 321-ФЗ)

2. Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 321-ФЗ)

3. Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации могут устанавливаться оклады по воинским должностям (должностные оклады) с учетом повышения, а также могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации. (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 321-ФЗ; от 08.11.2011 № 309-ФЗ)

Статья 24. Ответственность организаций за причастность к терроризму

1. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 – 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 280, 2821 – 2823, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 197-ФЗ; от 28.06.2014 № 179-ФЗ; от 06.07.2016 № 374-ФЗ)

2. Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность – запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 – 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 280, 2821 – 2823, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации. Террористической организацией, деятельность которой подлежит запрещению (а при наличии организационно-правовой формы – ликвидации), также признается террористическое сообщество в случае вступления в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за создание сообщества, предусмотренного статьей 2054 Уголовного кодекса Российской Федерации, за руководство этим сообществом или участие в нем. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 197-ФЗ; от 02.11.2013 № 302-ФЗ; от 28.06.2014 № 179-ФЗ; от 06.07.2016 № 374-ФЗ)

3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации, ликвидируемой по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение о конфискации указанного имущества и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации.

4. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности ведет единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими. Копия вступившего в законную силу судебного решения по делу о признании организации террористической и о ее ликвидации (запрете ее деятельности) или копия вступившего в законную силу приговора по уголовному делу о преступлениях, предусмотренных статьей 2054 Уголовного кодекса Российской Федерации, в пятидневный срок со дня вступления в законную силу соответствующего судебного решения или возвращения дела из суда апелляционной инстанции направляется судом первой инстанции в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Указанный список подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации, в десятидневный срок со дня поступления копии соответствующего судебного решения в указанный федеральный орган исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 505-ФЗ)

Статья 25. Вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом

1. Лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение.

2. Источники финансирования выплат денежного вознаграждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Размер, основания и порядок выплат денежного вознаграждения определяются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Статья 26. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

1) статьи 1 – 16, 18, 19, 21 и 23 – 27 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ “О борьбе с терроризмом” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3808);

2) Федеральный закон от 21 ноября 2002 года № 144-ФЗ “О внесении дополнения в Федеральный закон “О борьбе с терроризмом” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 47, ст. 4634);

3) статью 33 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связии с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2700).

2. Признать утратившими силу с 1 января 2007 года:

1) Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ “О борьбе с терроризмом” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3808);

2) пункт 22 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 33, ст. 3348);

3) статью 106 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607).

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 18, 19, 21 и 23 настоящего Федерального закона.

2. Статьи 18, 19, 21 и 23 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2007 года.

Президент Российской Федерации                              В.Путин