Официальные документы, в которых есть нормы права, называют нормативно-правовыми актами. Они разделяются по сферам регулируемых отношений, по территории действия и по силе.
Что такое Законодательство Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации — это право основанное на Конституции Российской Федерации, включающееся в себя общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).
Система законодательства РФ представляет собой сложноорганизованную систему нормативных актов разл. видов, принятых как на уровне РФ, так и её субъектов.
Что такое нормативный правовой акт
НПА существуют, чтобы установить правила общественной жизни государства в сфере экономики, культуры, политики и др.
Их понятие в законе не закреплено. Признаки указывает Минюст в Приказе № 105 от 23.04.2020 и пленум ВС РФ в Постановлении № 50 от 25.12.2018:
В абз. 2 п. 2 пленум поясняет, что признание документа нормативным правовым, в зависимости от содержания, может осуществляться судом.
Управомоченными на издание НПА являются федеральные и муниципальные органы власти, Госдума, президент и правительство, министерства и службы. Помимо этого, такие органы издают индивидуальные правовые акты, которые распространяются на одного человека и применяются единожды: приказ о награждении или о назначении на должность. Они не являются НПА, так как отсутствует признак нормативности: в них нет норм права.
Норма права — это такое правило, которое:
Особенными признаками НПА являются:
Для сведения: что такое действие НПА в пространстве, времени и по кругу лиц
Переход к поиску нормативных правовых актов и сведений
На портале “Нормативные правовые акты в Российской Федерации” осуществляется доступ к следующим информационным банкам данных
Содержит акты федерального законодательства Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Содержит сведения государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Содержит сведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законодательство СССР и РСФСР
Содержит акты и документы законодательства СССР и РСФСР.
Уставы муниципальных образований
Содержит сведения реестра уставов муниципальных образований Российской Федерации.
Нормативные правовые акты муниципальных образований
Содержит сведения Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Реестр муниципальных образований
Содержит сведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации.
Реестр международных соглашений субъектов Российской Федерации
Содержит сведения государственного реестра соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Реестр соглашений о передаче полномочий
Содержит сведения реестра соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий.
Что такое юридическая сила
Юридическая сила — это категория, связанная с положением нормативно-правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений.
В системе нормативно-подзаконых актов есть «ядро», которое определяет весь скелет законодательства в целом. Это Конституция РФ, которая является Основным законом России. Все остальные акты подчинены Конституции и не в состоянии ей противоречить — она обладает высшей юридической силой.
Юридическая сила закона или любого иного нормативно-правового акта определяется положением органа, издавшего тот или иной акт, в общей системе законодательных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих актов. По сути, это соотношение нормативных актов на предмет обоснованности и соотносить их с актами более высокой юридической силы.
Высшая сила закона
Высшая правовая сила закона состоит в том, что все иные нормативно-правовые акты (такие, как, к примеру, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств и т.д. и т.п.) издаются на основании и во исполнение закона и не могут ему противоречить.
Высшая юридическая сила конституции — это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов.
Оно заключается в том, что:
Что такое правовой акт?
Законодательство не содержит прямого определения правового акта. Это исключительно теоретическое понятие. Согласно современным представлениям, правовой акт обладает следующими признаками:
Помимо этого, правовой акт принимается и устанавливается в строго определенном порядке. Обычный гражданин без каких-либо полномочий не может составить такой документ.
Есть следующие типы актов:
НПА — это классические законы, которые принимаются Парламентом РФ. Подзаконные нормативные акты — документы, которые издаются органами гос. власти. Индивидуальные правовые акты — односторонние властные действия по решению конкретного вопроса.
Сколько всего федеральных законов в РФ?
На текущий момент времени, вернее, на первый квартал 2015 года, по данным официального федерального портала правовой организации, на территории страны действует около 5350 различных федеральных законов. Также, в данное количество входят все федеральные законы, которые вносят своеобразные изменения в уже имеющееся законодательство.
Сколько именно федеральных законов в РФ?
Как мы уже сказали ранее, законодательная база представляет собой сбор более пяти тысяч различных федеральных законов. Федеральные законы представляют собой специализированный, исключительно федеральный законодательный акт. Принимаются данные законы на основании Конституции РФ, но только по предметам ведения России и ее субъектов.
Безусловно, нужно отметить, что существует четко определенный порядок принятия данных законодательных актов. И что самое главное, данный порядок четко определяется Конституцией РФ. Существует такое понятие, как палата федерального собрания, в нее включается совет федераций и государственная дума. Именно данные инстанции относятся к законодательной власти, так как на основании их решений принимаются законодательные акты. В тоже время, президент страны имеет право наложить вето на законодательство, которое передается ему на подписание.
Чем спровоцировано такое значительное количество федеральных законов?
Все дело в том, что в нашей стране существует стандартная законодательная база, так как страна считается правовой и основой ее становления выступает именно Конституция РФ. Кроме данного документа также имеются специализированные своды законов, своеобразные кодексы. Тем не менее, не все законы изначально включали в себя все необходимые аспекты. Также, с развитием государства потребовалось принимать своеобразные законопроекты, которые касались бы социальной обеспеченности граждан, образования, дошкольного воспитания и пр.
Таким образом, становится очевидно, что при обнаружении своеобразных пробелов законодательной базы, сразу же начинается работа над созданием нового законопроекта федерального значения. То есть, руководство страны стремиться сделать правое поле максимально обширным, чтобы максимально правильно подойти к вопросу защиты интересов каждого гражданина в отдельности, а также всего государства в целом.
Создание законов в нашей стране представляет собой весьма сложную систему. Изначально нужно юридически правильно и грамотно составить сам текст документа. После чего, данный документ обговаривается и изучается государственной думой и советом федераций. Обязательным считается подписание документа президентом нашей страны. После подписания, документ в течение семи дней, непременно должен быть опубликован на соответствующих сайтах и в соответствующих печатных изданиях. И через 10 дней, документ обретает законную силу, если только дата введения документа в юридическое поле, не определена самим законом.
В арбитражном процессе
Арбитражные суды обязали учитывать соотношение нормативных актов. Конституционный суд обязал арбитражные суды проверять применяемые нормативные акты на предмет обоснованности и соотносить их с актами более высокой юридической силы.
Проверить положения Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов РФ, которые устанавливают порядок рассмотрения дел с опорой на приоритет нормативных актов, попросил предприниматель из Саратовской области Владимир Жуков. Областной КУГИ пытался взыскать с него долг по аренде за земельный участок и пени, причем с применением повышающего коэффициента, который установил местный совет депутатов для участков под торговые объекты. Арбитражный суд области не принял во внимание довод бизнесмена о том, что решение совета противоречит актам большей юридической силы. При этом тот же нормативный акт был отменен еще на первом этапе рассмотрения дела Жукова в областном суде, но не был признан недействующим в судебном порядке, а на момент начисления платы имел силу. Бизнесмен оказался должен около 85 тысяч рублей.
«В моем деле арбитражные суды исходили из того, что проверка обоснованности установления методики расчета арендной платы, в том числе на предмет ее экономической обоснованности, производится при рассмотрении дела об оспаривании нормативного акта», — указал Жуков в жалобе и напомнил, что подобные дела относятся к подведомственности судов общей юрисдикции, — «Поскольку нормативный правовой акт в части повышающего коэффициента не был признан недействующим, в том числе по мотиву несоответствия принципу экономической обоснованности, он подлежит применению».
По мнению заявителя, такой подход арбитражных судов противоречит статье 120 Конституции РФ, поскольку та прямо гласит, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». О том, что это несоответствие должно быть закреплено судебным решением, в Основном законе страны нет ни слова.
КС счел положения статьи 12 ГК РФ и статьи 13 АПК РФ не противоречащими Конституции, но дал обязательные к применению инструкции.
«Эти положения предполагают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению (включая утративший юридическую силу), на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу», — указал Конституционный суд РФ, — «В том числе, если о противоречии между ними заявляет лицо, участвующее в деле, и в случае установления такого противоречия — вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу».
Иными словами, арбитражный суд обязан не только знать законы, но и проверять нормативные акты, применяемые в деле, на соответствие им. И учесть, если на несоответствие укажут участники процесса. Дело Жукова пересмотрят.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Поделиться с друзьями
Отрасти права
Система законов складывается в процессе издания норм права, которые закрепляются в официальных актах и систематизируются. В современном российском законодательстве можно выделить несколько отраслей:
Совокупность этих нормативно-правовых актов составляет систему законодательства России.
Порядок вступления в силу НПА
Согласно положениям статьи 15 Конституции РФ, чтобы признаваться действующими, все законы должны опубликоваться в периодическом издании или на правовом информационном портале. Официальные издания, предназначенные для публикации, включают Парламентскую газету, Российскую газету и собрание законодательства РФ.
Дата вступления в силу нормативных правовых актов указывается в самих актах или связывается с определенным событием. В случае отсутствия указанной даты обычно применяется правило о том, что НПА вступает в силу через 10 дней после его официальной публикации (ст. 6 Федерального закона № 5-ФЗ от 14.06.1994). Это правило применяется к федеральным конституционным законам, федеральным законам и актам палат федерального собрания. Есть исключения:
Порядок опубликования и вступления в силу НПА президента, правительства и федеральных органов исполнительной власти установлен Указом президента № 763 от 23.05.1996.
Акты президента вступают в силу через 7 дней после их публикации. Акты правительства, касающиеся прав и свобод человека, устанавливающие правовой статус органов власти и организаций, вступают в силу через 7 дней после их официальной публикации. В самих документах может быть указан иной порядок.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального конституционного закона № 4-ФКЗ от 06.11.2020, НПА правительства, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека, вступают в силу не ранее дня их публикации.
Осуществление правосудия
Правосудие в Российской Федерации осуществляют суды. Согласно правовой системе России, судебная система делится на две отрасли:
Верховный Суд России имеет право законодательной инициативы и может представить свои выводы, трактующие закон. Его взгляды считаются авторитетными и всегда учитываются законодателями. Верховный суд выдает руководящие указания нижестоящим судам по конкретным вопросам права, которые являются обязательными для всех судов, государственных органов и должностных лиц, которые используют такие законы, и, следовательно, они рассматриваются как источник права в России.
С 2014 года в ведомство ВС РФ переданы вопросы, касавшиеся юрисдикции Высшего арбитражного суда РФ.
Когда вопрос о конституционности акта поднимается в ходе судебного разбирательства в суде, существует правило, что такое дело автоматически передается в Конституционный суд. Решения КС – это акты прямого действия, они стоят выше любого ФЗ и не обжалуются.
Законодательная система РФ – продукт человеческой деятельности, который нуждается в совершенствовании. Периодически действующее законодательство пересматривается. Отменяются устаревшие акты, издаются новые. Законодательный процесс в Росси совершенствуется непрерывно.
Законы региональных субъектов
Российская Федерация состоит из республик, территорий, регионов, федеральных городов и автономий. Субъекты РФ могут иметь собственные законы. Они могут касаться вопросов исключительной компетенции регионов. Их юридическая сила распространяется в пределах конкретного региона. На региональном уровне могут быть приняты также подзаконные акты.
Региональное законодательство не должно идти в разрез с Конституцией и федеральными нормативно-правовыми актами.
Иерархия источников российского права
В правовой системе РФ установлена строгая иерархия, определяющая приоритетное действие правовых актов согласно их юридической силе. Нормативные акты разделяются на два уровня:
Правительственные постановления
Исполнительная власть в России осуществляется Правительством Российской Федерации. Акты правительства не могут идти в разрез с Конституцией и федеральными законами. Отменять их может президент, в случае если они противоречат его указам и основному закону.
Федеральные законы
Далее в иерархической лестнице следуют федеральные законы (ФЗ). Их принимает Госдума, одобрят Совет Федерации простым большинством голосов и подписывает Президент. Статус действующего нормативно-правового документа федеральный закон приобретает через 10 дней после того, как был опубликован в официальном источнике. Нормы этих законов должны исполняться на территории всей страны. Ответственность за их неисполнение наступает, если она предусмотрена самими законами. Акты, юридическая сила которых меньше, чем ФЗ не могут им противоречить. Подробнее: Федеральные законы.
Конституция
Первоисточником права в России является Конституция. Она обладает высшей юридической силой и прямым эффектом. Применима на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принятые Российской Федерацией, не могут противоречить Конституции. В противном случае они должны быть признаны недействительными и отменены или изменены в той части, которая не соответствует основному закону.
Юридическая сила актов
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Решения
Примером индивидуального правового акта является решение властного субъекта. Это могут быть награждения, увольнение, присвоение премии и другие организационные моменты.
Правовая система в РФ, как она работает
Россия — федеральное правовое государство, основанное на демократии с республиканской формой правления. Российская правовая система основана на законодательстве, в отличие от западных законов, основанных на судебном прецеденте.
Федеральные конституционные акты
Согласно Конституции, высшим представительным и законодательным органом в России выступает Федеральное Собрание Парламент. Им принимаются Федеральные конституционные законы.
Президент Российской Федерации является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти. Однако накладывать вето на ФКЗ он не вправе и должен подписать его на протяжении 2-х недель.
Указы президента
Президентские указы и распоряжения могут быть нормативными (их действие распространяется по всей территории государства) и не нормативными (например, указы представить гражданина к награде). Зачастую указ Президента инициирует приятие федерального закона. Решения Президента также обязательны к исполнению во всей стране.
Иерархия нормативных правовых актов в РФ
Все НПА имеют свое место в системе, в которой нижестоящие не должны противоречить вышестоящему. Это правило пригодится, если возникла коллизия норм: правила, которые находятся в нескольких НПА, содержат противоречащие друг другу нормы. Применяется та, что расположена в вышестоящем акте.
Конституция РФ
Это высший юридический акт страны, которому остальные должны соответствовать. В нем закреплены основные принципы правового строя, права и обязанности граждан, основы функционирования органов государства. Международные договоры, которые не соответствуют Конституции, не применяются и не вводятся в действие (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).
Международные правовые акты
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, в правовую систему РФ входят международные принципы, нормы и договоры, подписанные и ратифицированные. Это значит, что международные акты имеют обязательную силу на территории РФ. Если в международном договоре указаны иные правила, чем в законе, применяются правила договора.
Федеральные конституционные законы
На необходимость их принятия указано в Конституции. Например, согласно ч. 3 ст. 118, судебная система устанавливается Конституцией и ФКЗ. Таким ФКЗ стал Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 31.12.1996. Помимо этого, ФКЗ регулирует введение военного или чрезвычайного положения, изменение статуса региона или проведение референдума. ФКЗ выше в иерархии, чем ФЗ, но ниже Закона о поправках к Конституции.
Подзаконные акты издают на основе и во исполнение законов. Они разъясняют и конкретизируют правила, которые в них установлены, дополняют положения и уточняют порядок их применения. Сюда включены:
Последние, если они касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер, регистрируются в Минюсте.
Региональное законодательство
Регулирование отдельных вопросов находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. НПА субъектов РФ распространяются на лиц, проживающих в нем, или приезжих. Иерархия региональных НПА соответствует федеральной. У субъектов РФ есть основные законы: уставы и конституции, которые, в свою очередь, не должны противоречить Конституции РФ. Законы и региональные подзаконные акты соответствуют Конституции, федеральным законам и федеральным подзаконным актам. Региональное законодательство не может устанавливать правила, которые ухудшают положение людей, по сравнению с федеральным законодательством.
Муниципальные акты
Уровнем ниже стоят муниципальные акты, которые касаются вопросов муниципального управления, земельных вопросов, строительства и т. д. Они распространяются на жителей соответствующего города или района и на приезжих. Это устав муниципального образования, постановление администрации о порядке предоставления услуг, решение о бюджете.
В РФ действуют не утратившие силу и не отмененные акты законодательства СССР, если они не противоречат современному законодательству.