Какие операции физических лиц на сумму равную или превышающую 600000 подлежат обязательному контролю

Какие операции физических лиц на сумму равную или превышающую 600000 подлежат обязательному контролю

Помимо ужесточения налогового бремени с физических лиц в части повышения ставки НДФЛ, введения налога на доходы по вкладам свыше 1 млн рублей, в 2021 году ужесточается также контроль за наличностью.

Тотальный контроль за наличностью не стал неожиданностью ни для граждан, ни для компаний, ведь поправки в «антиотмывочный» Закон были приняты еще полгода назад (Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 208-ФЗ).

Суть поправок сводится к усиленному государственному контролю за оборотом денег, которые могут иметь «преступный» след и являться уходом от уплаты налогов с незадекларированных доходов.

Какие операции сейчас «под колпаком», а какие выведены из сферы контроля с 10 января 2021 года?

Что может сделать банк при выявлении признаков сомнительных операций?

Градация ограничительных мер, которые может применить банк, руководствуясь Законом № 115-ФЗ и внутренними правилами банка, выглядит следующим образом:

  1. ограничение использования ДБО или расчетов по картам;
  2. приостановление операции (то есть невыполнение банком распоряжения клиента продолжительностью до 5 рабочих дней);
  3. отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении конкретной операции (пункт 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ);
  4. (для потенциальных клиентов) отказ от заключения договора банковского счета (пункт 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ);
  5. блокирование (замораживание) денежных средств (то есть запрет на операции по счету, предусмотренный Законом № 115-ФЗ).

Прежде всего, банк может запросить у клиента документы и информацию (например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения бизнеса и т.д.), использовать иные источники информации. Если ранее предоставленная информация оказалась недостаточной, банк вправе запрашивать дополнительную информацию.

Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов). Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу. Кроме того, банк может пригласить клиента на рабочую встречу для получения устных объяснений.

По результатам анализа полученной информации банк может:

  • принять решение об отказе в проведении операции и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг; либо
  • принять решение о квалификации операции в качестве «подозрительной» и/или «подлежащей обязательному контролю» и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг, но провести операцию; либо
  • принять решение о пересмотре степени (уровня) риска клиента.

Если банк присвоил конкретному клиенту повышенный уровень риска, банк вправе:

  • ограничивать (лимитировать) для такого клиента использование интернет-банка (ДБО) и использование банковских карт;
  • проводить в отношении такого клиента усиленный финансовый мониторинг, в том числе запрашивать документы и информацию по каждой проводимой операции.

Что касается ограничения использования ДБО, оно может быть не связано с решением банка по основаниям, предусмотренным Законом № 115-ФЗ (признание операций клиентов подозрительными/сомнительными). Формально отключение ДБО не является отказом от проведения операций, а представляет собой лишь ограничение способа совершения операций, что конечно не умаляет его негативного эффекта.

При этом, банки часто применяют ограничения использования ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и/или сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений, в частности, отличий таких ограничений от отказа в совершении операции. К сожалению, такие меры воздействия на сегодняшний день носят системный характер, что признает и сам ЦБ РФ (см. Методические рекомендации ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР).

Если клиент не представил запрошенные банком документы в установленный им срок либо представил не все документы, банк вправе отказать в проведении операции и обязан направить сведения об этом в Росфинмониторинг. В этом случае рекомендуется в возможно короткие сроки представить в банк ранее запрошенные или недостающие документы/информацию. Только тогда банк будет вправе принять решение об устранении оснований для отказа в проведении операции и проинформировать об этом Росфинмониторинг, который направит соответствующую информацию в ЦБ РФ, а ЦБ РФ, в свою очередь, доведет полученную информацию до сведения всех кредитных организаций.

Если в отношении непроведенной операции клиент представил все запрошенные банком документы (либо банк не запрашивал документы), но операция так и не была проведена, рекомендуется как можно скорее выяснить причины отказа, а именно – направить в банк заявление на представление информации о причинах, послуживших основанием для отказа в проведении операции. Данное право клиента следует из пункта 13.4 статьи 7 Закона № 115-ФЗ. Следует иметь в виду, что банк не обязан направлять клиенту информацию об отказе в проведении операции по собственной инициативе, если от клиента не был получен соответствующий запрос.

Получив информацию о причинах отказа, клиент вправе представить в банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для отказа в проведении операции. Банк, рассмотрев такие документы/сведения не позднее 10 рабочих дней, обязан сообщить клиенту либо об устранении оснований для отказа либо о невозможности их устранения

Согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР банк должен предоставлять клиенту информацию в объеме, достаточном для того, чтобы клиент мог реализовать свое право на реабилитацию. Важно, чтобы ответ банка о «невозможности устранения оснований» для отказа в проведении операции был направлен клиенту в письменной форме (в том числе через ДБО).

Сделки с недвижимым имуществом

Под контроль подпадает переход права собственности, если сумма сделки равна или превышает 3 млн рублей.

Какие операции выпадают из сферы контроля?

С 10 января 2021 года часть операций не будет подпадать под контроль. Например, не подлежат контролю: обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого, переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента, переводы денег за рубеж на вклад или на счет анонимного владельца либо поступления таких средств на счет или вклад.

Напомним, что некредитные организации — это все субъекты финансового рынка, за исключением банков. Например, микрофинансовые организации, страховые компании.

Как осуществляется реабилитация клиента?

Если клиент в ответ на свое заявление получил от банка официальный ответ о «невозможности устранения оснований» для отказа в проведении операции, он праве обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России (далее – МВК). Она состоит из представителей ЦБ РФ и Росфинмониторинга и создана в целях оценки обоснованности решений финансовых организаций об отказе в проведении операций (либо отказе в заключении договора банковского счета).

Порядок и сроки рассмотрения МВК заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядок принятия ею решений и сообщения о принятом решении заявителю и банку, установлены Указанием Банка России от 30.03.2018 N 4760-У.

К заявлению в МВК следует приложить:

  • заявление, направлявшееся клиентом в банк;
  • ответ банка о «невозможности устранения оснований» для отказа в проведении операции (только при его наличии МВК сможет принять заявление к рассмотрению по существу). Другими словами, обращаться в МВК имеет смысл только после уже предпринятой попытки реабилитации на уровне банка, отказавшего в операции;
  • документы и сведения, установленные приложениями к Указанию Банка России № 4760-У (включая те документы, с которыми клиент обращался в банк в целях устранения оснований для решения об отказе).

МВК рассматривает обращение 20 рабочих дней со дня поступления документов в Банк России (абзац 2 пункта 13.5 статьи 7 Закона № 115-ФЗ). Однако даже при положительном решении МВК прохождение реабилитирующей клиента информации «по всей цепочке» ведомств может занять еще некоторый срок.

После получения банком решения МВК об отсутствии оснований для отказа в проведении операции банк, в случае обращения заявителя, не вправе отказать заявителю в проведении операции. В то же время, решение МВК по одному случаю отказа в проведении операции не будет распространяться на другие случаи, возникшие у того же клиента, по каждому из которых потребуется отдельное разбирательство.

Какие финансовые операции подлежат обязательному контролю по 115‑ФЗ

Рассказываем, что такое обязательный контроль и какие операции и сделки необходимо сопровождать подтверждающими документами.

Определение обязательного контроля приведено в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»:

«Обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ».

В законе есть перечень операций, которые необходимо в обязательном порядке проверять, даже если они не вызывают подозрений. Выполнять контроль должны субъекты 115-ФЗ — банки, страховые, микрокредитные организации, ломбарды и другие финансовые организации. Они обязаны передавать информацию о таких операциях регулятору — в Росфинмониторинг.

Какие операции подлежат обязательному контролю?

Это операции на сумму, равную или превышающую 600000 руб. либо эквивалент в иностранной валюте, и относящиеся к одному из следующих видов операций (ниже приводим наиболее актуальные для юридических лиц):

  • снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
  • зачисление/перевод на счет денежных средств, предоставление/получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является резидент государства, не выполняющего рекомендации ФАТФ, либо если указанные операции проводятся через банк, зарегистрированный в таком государстве. В настоящее время к таким государствам относятся Иран и КНДР (Приказ Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361);
  • зачисление/списание денежных средств на счет/со счета юридического лица, период деятельности которого не превышает 3 месяцев со дня его регистрации, либо зачисление/списание денежных средств на счет/со счета юридического лица, если операции по указанному счету не производились с момента его открытия;
  • получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  • предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Юридические услуги, адвокат. Гестион

Полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, приводится в части 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ.

Операции, подлежащие обязательному контролю, не запрещены. Однако они являются предметом контроля со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) на основании предоставляемой банком информации. Банк обязан документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об операциях клиента, подлежащих обязательному контролю (перечень таких сведений — подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ).

Чем руководствуются банки?

Банк не имеет целью доказать факт отмывания денежных средств своими клиентами. Однако банки связаны большим количеством требований закона и банковского регулятора. В частности, на банки возложена функция по осуществлению контроля на основе оценки уровня риска клиентов, в том числе по выявлению операций, в отношении которых возникают подозрения, что их целью является отмывание денег или финансирование терроризма, информированию Росфинмониторинга об этих операциях, применению мер по их пресечению.

В идеале, банк должен быть заинтересован в том, чтобы снять такие подозрения еще на своем уровне. Поэтому в отношении подозрительных операций банк формирует запрос клиенту, рассчитывая\ на то, что по результатам анализа представленных клиентом обосновывающих документов и более детального изучения «портрета клиента» подозрения будут сняты. Это связано еще и с тем, что банк заинтересован в том, чтобы самому не быть вовлеченным в осуществление сомнительных операций, что может грозить последствиями уже для самого банка со стороны регулятора.

В реальности же нередки случаи, когда банки своими собственными действиями (без решения суда и вне рамок деятельности правоохранительных или налоговых органов) могут легко парализовать бизнес (особенно малый), который, в отсутствие возможности расчетов с контрагентами, часто вообще прекращает свое существование. Именно к таким последствиям подчас приводит существующее регулирование в сфере банковской деятельности и ПОД/ФТ и формальный подход к его исполнению.  

В этой связи очевидна необходимость внесения изменений в соответствующие законы и акты ЦБ РФ, которые обеспечили бы баланс между соблюдением интересов клиентов и требований противолегализационного законодательства, ограничивали бы дискрецию банков при решении вопроса об отказе в проведении операций либо об отказе в обслуживании, ускоряли бы процедуру обжалования таких решений и т.п. Несмотря на имеющиеся поручения Правительству РФ подготовить поправки в законодательство, призванные исключить необоснованные отказы в операциях и блокировки счетов, данный вопрос по-прежнему не решен.

Какие операции считаются «сомнительными»?

Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей (см. Приложение к письму Банка России от 04.09.2013 № 172-Т).

Сомнительные операции» — чрезвычайно широкое понятие. Главным (обобщающим) признаком сомнительных операций является «необычный» характер сделки. В банковской практике существует около двухсот признаков необычных сделок.

Признаки, указывающие на необычный характер сделки, можно найти в приложении к Положению о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утверждено Банком России 02.03.2012 № 375-П), а также в Приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.

К общим признакам необычного характера сделки, в частности, относятся:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;
  • отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия отмыванию денежных средств / финансированию терроризма;
  • излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам;
  • наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики;
  • необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента);
  • внесение клиентом (представителем клиента) в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
  • сложности, возникающие у кредитной организации при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить;
  • совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания, в случае если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента);
  • совершение операции (сделки) в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев, при этом клиент имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению с суммой операции (сделки), которую намеревается совершить и др.

Для отдельных типов операций (например, операций в наличной форме, операций по кредитам/займам, при международных расчетах, расчетах по банковским картам) существует ряд специальных признаков, свидетельствующих о возможной легализации преступных доходов.

Следует учитывать, что при характеристике клиента, а также при описании признаков, указывающих на необычный характер сделки, такие оценочные категории, как «систематичность», «значительность», «излишняя озабоченность клиента», «необоснованная поспешность», «неоправданные задержки», «небольшой период» и тому подобные, определяются кредитной организацией в каждой конкретной ситуации самостоятельно исходя из масштаба и основных направлений ее деятельности, характера, масштаба и основных направлений деятельности ее клиентов, уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.

Таким образом, в рамках существующего регулирования банки имеют весьма широкое поле для собственного усмотрения в оценке «сомнительности» или «подозрительности» операций, поручаемых клиентом, а равно при решении вопроса о принятии потенциального клиента на обслуживание.

Операции с деньгами и другим имуществом

Обязательному контролю подлежат операции с деньгами и другим имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. рублей и по своему характеру операции относятся к одному из перечисленных ниже видов.

Операции с наличными

Операции с участием компании, зарегистрированной в государстве, не являющемся членом ФАТФ

Зачисление, перевод средств на счет, предоставление или получение кредита, операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является компания или физлицо, имеющее регистрацию в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Также контроль обязателен для операций, которые проводятся по счету в банке, зарегистрированном в государстве, не являющемся членом ФАТФ.

Операции по банковским счетам и вкладам

Иные сделки с движимым имуществом

Операции с эмитированных карт

Получение физлицом наличных с платежной карты, если указанная карта эмитирована иностранным банком.

В дополнение к перечню из ст. 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат любые операции с денежными средствами или другим имуществом, которые совершает организация или физлицо, в отношении которых есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо аффилированное лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций.

В случае если операция осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центробанка РФ, действующему на дату совершения такой операции.

Что подлежит обязательному контролю?

С 10 января 2021 г. контроль впервые будет действовать на следующие операции (ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ):

  • операции по снятию или зачислению на счет компании денег на сумму равную или превышающую 600 тысяч рублей либо эквивалент в иностранной валюте;

Такой контроль будет проводиться вне зависимости от характера деятельности компании, как это было ранее.

На практике это означает, что если компания снимает или зачисляет на счет наличку свыше 600 тыс. рублей, то банки обязаны сообщать о такой операции в Росфинмониторинг. Причем наличка может быть снята и на заработную плату, и на командировочные расходы.

Отметим, что речь не идет о запрете, например, снятия налички свыше 600 тыс. рублей. Такая сделка подпадает под контроль, а не запрет. Если же снимать сумму не выше 600 тысяч рублей со счета в течение нескольких дней — траншами, то такая операция под контроль не подпадает.

  • операции по снятию или зачислению денег на счет либо вклад компании или иностранной структуры без образования юридического лица в течение трех месяцев со дня их регистрации, либо с момента открытия счета или вклада;

Такой контроль ранее был только в отношении юридических лиц и не распространялся на иностранные трасты либо партнерства.

  • операции по получению денег, которые являются условием для участия физического лица в азартных играх;
  • передача или выплата физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры, а также от участия в лотерее;
  • операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами по сделке с недвижимостью, если сумма сделки равна или превышает 3 миллиона рублей либо эквивалент в иностранной валюте;

До принятия поправок под контроль подпадали сделки с недвижимостью, по которым осуществлялся переход права собственности.

Например, риелторы передавали сведения в Росфинмониторинг по сделкам купли-продаже квартир, домов и другой недвижимости стоимостью свыше 3 млн рублей.

У Росфинмониторинга имеется соглашение о взаимодействии с налоговой службой, поэтому такие сведения еще носят фискальный характер (Соглашение от 15.10.2015 г.).

Сейчас будут контролироваться любые сделки с недвижимостью свыше 3 млн рублей, например, договоры залога.

При этом накануне 2021 года Президентом РФ подписан Закон (Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 515-ФЗ), который позволяет держать в секрете сведения данных об имуществе сотрудников судейских, правоохранительных, контролирующих и военных органов, а также «близких указанных лиц».

Это не даст возможность «простым» людям увидеть журналистские расследования в отношении коррупции чиновников. Такие сведения могут быть раскрыты в случае, если в отношении этих лиц будет возбуждено уголовное дело.

А летом 2020 г. Минфин РФ внес на рассмотрение законопроект, позволяющий денежные средства на банковских счетах граждан, если они не докажут законность их получения, изъять и перечислить в ПФР.

Такое желание возникло на фоне того, что в 2020 году ПФР получил деньги от реализации конфискованного имущества чиновников на сумму 21,4 млрд рублей.

Желание взять под тотальный контроль все перечисления и траты обычных граждан возникло у ФНС уже давно. Например, откуда у специалиста с официальным доходом в 30 тысяч рублей особняк стоимостью в несколько миллионов рублей?

Если инициативу Минфина РФ поддержат, то такому специалисту нужно будет доказать, причем документально, источник происхождения доходов. Например, получение наследства и т.п.

  • почтовые переводы денежных средств, если их сумма равна или превышает 100 тысяч рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 тысяч рублей, или превышает ее;
  • операции по возврату неиспользованного остатка аванса денежных средств за услуги связи, если сумма операции, равна или превышает 100 тысяч рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 тысяч рублей, или превышает ее.

То есть почтовые переводы и снятие наличных средств с мобильного телефона свыше 100 тысяч рублей будут контролироваться.

Таким образом, принятые поправки подтверждают известную политическую метафору — «Люди — вторая нефть».

Операции по счетам, открытым исполнителю оборонного заказа

Зачисление средств на счета, открытые исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, и списание средств с этих счетов, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 тыс. рублей.

Какие операции физических лиц на сумму равную или превышающую 600000 подлежат обязательному контролю

Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

(в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 6

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

(см. текст в предыдущей редакции)

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) операции по банковским счетам (вкладам):

(см. текст в предыдущей редакции)

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

(см. текст в предыдущей редакции)

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которых не превышает трех месяцев со дня их регистрации (инкорпорации), либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) иные операции с движимым имуществом:

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2007 N 197-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств, которые служат условием участия физического лица в азартной игре;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

передача или выплата физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

выплата, передача или предоставление физическому лицу выигрыша от участия в лотерее;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ)

5) операции с цифровыми финансовыми активами.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)

1.1. Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества подлежит обязательному контролю, если такая организация не является органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой.

(п. 1.2 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кредитные организации и некредитные финансовые организации, указанные в статье 5 настоящего Федерального закона, уведомляют уполномоченный орган о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг обществами, федеральными унитарными предприятиями, государственными корпорациями, государственными компаниями и публично-правовыми компаниями, указанными в абзаце первом настоящего пункта, в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 484-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный орган вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от обществ, федеральных унитарных предприятий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и публично-правовых компаний информацию о совершаемых указанными обществами, федеральными унитарными предприятиями и публично-правовыми компаниями операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, об их характере и целях.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.3 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 213-ФЗ)

1.3-1. Получение физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юридического лица перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если эти денежные средства поступают от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, перечень которых утверждается уполномоченным органом.

Указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень относится к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(п. 1.3-1 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 230-ФЗ)

1.4. Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные отдельные счета подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 10 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает ее.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кредитные организации, уполномоченные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» на осуществление банковского сопровождения государственных контрактов по государственному оборонному заказу и всех заключенных в целях его исполнения контрактов, уведомляют уполномоченный орган о каждом открытии, закрытии отдельных счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и изменении их реквизитов в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

(п. 1.4 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 159-ФЗ)

1.5. Операция по получению физическим лицом денежных средств в наличной форме с использованием платежной карты подлежит обязательному контролю, если указанная платежная карта эмитирована иностранным банком, зарегистрированным на территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, входящих в перечень, утвержденный уполномоченным органом.

Указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень относится к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(п. 1.5 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 565-ФЗ)

1.6. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

(п. 1.6 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

1.7. Операция почтового перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

(п. 1.7 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

1.8. Операция по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

(п. 1.8 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

2. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 197-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:

1) вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;

2) вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

3) решение Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность;

4) процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

7) признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры или решения судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 197-ФЗ)

2.2. Основаниями для исключения организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:

1) отмена вступившего в законную силу решения суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму и прекращение производства по делу;

2) отмена вступившего в законную силу приговора суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, и прекращение производства по уголовному делу в отношении данного лица по основаниям, дающим право на реабилитацию;

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) отмена вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо изменение указанного постановления, предусматривающее исключение административной ответственности за данное административное правонарушение;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

3) отмена решения Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с привлечением к ответственности за экстремистскую деятельность;

4) прекращение уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) исключение организации или физического лица из составляемых международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанных Российской Федерацией перечней организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

6) отмена признаваемых в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоров или решений судов и решений иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность;

7) наличие документально подтвержденных данных о смерти лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

8) наличие документально подтвержденных данных о погашении или снятии судимости с лица, осужденного за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) наличие документально подтвержденных данных об истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

(пп. 9 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 197-ФЗ)

2.3. Организации и физические лица, ошибочно включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо подлежащие исключению из указанного перечня в соответствии с пунктом 2.2 настоящей статьи, но не исключенные из указанного перечня, обращаются в уполномоченный орган с письменным мотивированным заявлением об их исключении из указанного перечня. Уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения заявления, рассматривает его и принимает одно из следующих мотивированных решений:

об исключении организации или физического лица из указанного перечня;

об отказе в удовлетворении заявления.

Уполномоченный орган информирует заявителя о принятом решении. Решение уполномоченного органа может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

(п. 2.3 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

2.4. Физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 настоящей статьи, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

1) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного в абзаце первом настоящего пункта;

3) осуществлять в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.

(п. 2.4 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 403-ФЗ)

2.5. Физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 2.1 настоящей статьи, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, либо организация или физическое лицо, включенные в указанный перечень, в целях оплаты расходов, связанных с обслуживанием банковских счетов или иного имущества, в отношении которых применены меры, предусмотренные подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, совершения платежей по договорам (контрактам), заключенным до включения данных организации или физического лица в составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, и в целях покрытия чрезвычайных расходов вправе обратиться в уполномоченный орган с письменным мотивированным заявлением о частичной или полной отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, во взаимодействии с уполномоченным органом обеспечивает рассмотрение этого заявления международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 10.2 настоящего Федерального закона.

Уполномоченный орган незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня принятия международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами решения об удовлетворении заявления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, информирует об этом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях частичной или полной отмены применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Уполномоченный орган также информирует заявителя о принятом международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами решении.

(п. 2.5 введен Федеральным законом от 23.04.2018 N 90-ФЗ)

3. В случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения такой операции.

4. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляют сведения о совершаемых их клиентами непосредственно в указанных организациях операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, непосредственно в уполномоченный орган с учетом следующих особенностей:

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 19 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)

(пп. 20 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)

(пп. 21 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

Операции с поступлениями от иностранных государств

Получение некоммерческой организацией денег и другого имущества от иностранных государств, организаций, граждан и лиц без гражданства, а также расход этих средств подлежат обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 100 тыс. рублей.

Операции по счетам организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК

Переводы и поступления со счета хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, если сумма операции равна или превышает 10 млн рублей.

«Отказ» или «блокирование»?

Данные термины часто путают, когда говорят о том, что «банк заблокировал счет». 

Если клиент не может совершить платеж в интернет-банке или статус операции отмечен как «приостановлена», речи о «блокировании» счета в значении, предусмотренном статьей 3 Закона № 115-ФЗ, скорее всего не идет. Вероятнее всего, что клиент столкнулся с отказом в проведении конкретной операции либо ему было ограничено дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Это неприятная, но все же «рабочая» ситуация, которая еще может быть разрешена при условии своевременного сотрудничества с банком со стороны клиента.

В данном случае банк принимает решение о проведении конкретной операции, по которой у него возникли вопросы, исходя из имеющейся информации, или рассматривает запрошенные у вас документы, необходимые ему для снятия опасений о возможной сомнительности ваших операций.

Запрошенные банком документы важно предоставить в срок, установленный банком. Если по каким-либо причинам клиент этого не сделает либо не уведомит банк о том, как скоро он сможет это сделать (если клиенту требуется больший срок, чем определил банк), банк может отказать в проведении операции и направить сообщение об этом в Росфинмониторинг.  

Замораживание (блокирование) средств – это уже экстраординарная ситуация, связанная с применением ключевых положений Закона № 115-ФЗ. Оно заключается в  запрете осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими клиенту, включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Банк обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в указанные перечни.