Для аудиторов
9 сентября 2021 г. № ИС-аудит-47
Исходя из Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон), аудиторские организации, индивидуальные аудиторы должны организовывать внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ/ФРОМУ). Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ организовывается с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1188 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (в настоящее время при организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ аудиторские организации, индивидуальные аудиторы учитывают Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667).
Состав и содержание правил внутреннего контроля
Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ должны включать следующие обязательные программы:
- программа, определяющая организационные основы внутреннего контроля;
- программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев;
- программа изучения клиента;
- программа оценки рисков и управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ) (ранее – программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с ОД/ФТ);
- программа выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с ОД/ФТ, и представления сведений о них в Росфинмониторинг (ранее – программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с ОД/ФТ);
- программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Если аудиторская организация, индивидуальный аудитор не готовят и не осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, то они не включают такую программу в правила внутреннего контроля;
- программа подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- программа проверки системы внутреннего контроля;
- программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации обязанностей по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Содержательное наполнение каждой из названных программ определено пунктами 8-45 Требований к правилам внутреннего контроля. В Требованиях к правилам внутреннего контроля не предусмотрены следующие самостоятельные программы, которые ранее должны были включаться в правила внутреннего контроля: программа документального фиксирования информации (включена в другие программы в виде отдельных требований), программа по приостановлению операций, программа по отказу от выполнения распоряжения клиента о выполнении операции.
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор утверждают единые правила внутреннего контроля как для деятельности, предусмотренной пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона, так и для аудиторской деятельности и оказания прочих услуг. При этом в единых правилах внутреннего контроля должны быть отражены особенности осуществления внутреннего контроля для каждого вида деятельности (аудиторская деятельность, оказание прочих услуг).
Порядок утверждения и оформления правил внутреннего контроля
Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем аудиторской организации, индивидуальным аудитором до начала деятельности, предусмотренной пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона, и оказания аудиторских услуг. Они оформляются на бумажном носителе или в виде электронного документа. В случае если правила внутреннего контроля оформлены на бумажном носителе, то аудиторская организация, индивидуальный аудитор могут хранить их либо на бумажном носителе, либо в виде электронного образа документа.
Документ на бумажном носителе заверяется подписью руководителя аудиторской организации, индивидуального аудитора или подписью уполномоченного лица аудиторской организации, индивидуального аудитора. Электронный документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя аудиторской организации, индивидуального аудитора.
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны постоянно поддерживать правила внутреннего контроля в актуальном состоянии. Для этого правила внутреннего контроля должны приводиться в соответствие с требованиями применимых нормативных правовых актов о ПОД/ФТ/ФРОМУ не позднее одного месяца со дня вступления в силу таких актов (за исключением случаев, когда этими актами установлено иное). Изменения, вносимые в правила внутреннего контроля, оформляются в виде новой редакции документа.
Контроль соответствия правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации обеспечивает руководитель аудиторской организации, индивидуальный аудитор.
Специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля
В аудиторской организации, у индивидуального аудитора должно быть специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее – специальное должностное лицо).
В аудиторской организации специальным должностным лицом назначается соответствующий установленным квалификационным требованиям сотрудник этой организации, работающий на основании трудового договора с ней. У индивидуального аудитора специальным должностным лицом назначается либо сам индивидуальный аудитор (при условии соответствия установленным квалификационным требованиям), либо соответствующий установленным квалификационным требованиям сотрудник индивидуального аудитора, работающий на основании трудового договора с ним. Квалификационные требования к специальным должностным лицам определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 492.
На период отсутствия специального должностного лица (отпуск, временная нетрудоспособность, служебная командировка) его обязанности возлагаются на иного сотрудника аудиторской организации, индивидуального аудитора. Замещающий сотрудник должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к специальному должностному лицу.
Порядок назначения специального должностного лица, возложения его обязанностей на период отсутствия, а также полномочия и обязанности специального должностного лица утверждаются руководителем аудиторской организации, индивидуальным аудитором в программе, определяющей организационные основы внутреннего контроля, в составе правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Структурное подразделение по ПОД/ФТ/ФРОМУ
В аудиторской организации может быть создано структурное подразделение, на которое возлагаются функции по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Решение о создании такого подразделения принимается аудиторской организацией самостоятельно. При этом учитываются такие факторы, как особенности структуры аудиторской организации, ее штатная численность, клиентская база, степень (уровень) риска совершения клиентами сделок или финансовых операций, направленных на ОД/ФТ.
Полномочия и обязанности названного структурного подразделения утверждаются руководителем аудиторской организации, индивидуальным аудитором в программе, определяющей организационные основы внутреннего контроля, в составе правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Оценка рисков ОД/ФТ
- Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны оценивать риски ОД/ФТ своих клиентов. Такая оценка проводится до приема на обслуживание клиента и в ходе обслуживания его.
- При оценке рисков клиента подлежат рассмотрению все категории рисков, связанных с его деятельностью, в частности, риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями, с клиентами, с продуктами, услугами, операциями (сделками) или каналами поставок, совершаемыми клиентом. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать дополнительные категории рисков. Оценка рисков клиента осуществляется по одной или по совокупности категорий рисков.
- При оценке рисков аудиторская организация, индивидуальный аудитор классифицируют клиентов по следующим степеням (уровням) риска: высокий риск; средний риск; низкий риск.
- Решение о присвоении клиенту степени (уровня) риска принимается аудиторской организацией, индивидуальным аудитором на основании мотивированного суждения и носит субъективно-оценочный характер. Мотивированное суждение формируется по итогам анализа полученной информации о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце и об операциях, совершаемых клиентом либо в его интересах. Кроме того, при оценке рисков учитываются: результаты национальной оценки рисков ОД/ФТ; рекомендации Росфинмониторинга; типологии ОД/ФТ, размещенные на официальных сайтах международных организаций, занимающихся вопросами ПОД/ФТ/ФРОМУ (например, ФАТФ, МАНИВЭЛ, ЕАГ), и в иных доступных источниках; признаки операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенные риски совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ с учетом рекомендаций ФАТФ.
- Аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны вести постоянный мониторинг степени (уровня) риска, присвоенной каждому клиенту, принятому на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений. Такой мониторинг осуществляется посредством оценки факторов, на основании которых была присвоена степень (уровень) риска. При выявлении факторов, на основании которых оценивается степень (уровень) риска, принимается решение о пересмотре присвоенной клиенту степени (уровня) риска.
- Методика оценки и присвоения клиенту степени (уровня) риска до приема на обслуживание, порядок и сроки пересмотра присвоенной клиенту степени (уровня) риска в ходе его обслуживания, порядок документального фиксирования результатов оценки рисков клиента утверждаются руководителем аудиторской организации, индивидуальным аудитором в программе оценки и управления рисками ОД/ФТ в составе правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Управление рисками ОД/ФТ
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны определить порядок управления рисками ОД/ФТ в программе оценки и управления рисками ОД/ФТ в составе правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Управление рисками ОД/ФТ реализуется посредством осуществления действий по снижению степени (уровня) риска клиента в рамках мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Среди таких мер, в частности, – запрос дополнительных сведений о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце в рамках идентификации клиента; запрос дополнительных сведений, поясняющих характер операции (сделки); запрос дополнительных сведений о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации клиента, а также об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества; уведомление Росфинмониторинга о сделке или финансовой операции клиента в соответствии с пунктом 2 статьи 7.1 Федерального закона.
Порядок документального фиксирования результатов управления рисками утверждаются руководителем аудиторской организации, индивидуальным аудитором в программе оценки и управления рисками ОД/ФТ в составе правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Выявление операций и сделок, имеющих признаки связи с ОД/ФТ
В целях выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с ОД/ФТ, аудиторские организации, индивидуальные аудиторы должны:
а) проводить анализ разовых операций (сделок) клиента, совершаемых с их участием;
б) осуществлять постоянный мониторинг операций (сделок) клиентов, принятых на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений;
в) осуществлять мониторинг операций (сделок) аудируемого лица при оказании аудиторских услуг.
При этом в подпунктах «а» и «в» речь идет об операциях (сделках), осуществление которых может быть направлено на ОД/ФТ, а также подлежащих документальному фиксированию в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона.
Проверка системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны обеспечить регулярную проверку системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ. Цель такой проверки – контроль соблюдения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором и их сотрудниками законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, правил внутреннего контроля и иных внутренних организационно-распорядительных документов, принятых в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Проверки должны проводиться на регулярной основе, но не реже одного раза в год (ранее – не реже одного раза в полугодие). В аудиторской организации их проводят специальные должностные лица, а также в случаях, установленных в правилах внутреннего контроля, – иные сотрудники, находящиеся с аудиторской организацией в трудовых отношениях. У индивидуального аудитора проверки проводит он сам в случае отсутствия у него сотрудников, находящихся с ним в трудовых отношениях, либо специальное должностное лицо, либо в случаях, установленных в правилах внутреннего контроля, – иные сотрудники, находящиеся с индивидуальным аудитором в трудовых отношениях. При проведении проверок должна использоваться, среди прочего, информация об оценке рисков неисполнения требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, доводимая Росфинмониторингом до аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
По результатам проверки руководителю аудиторской организации, индивидуальному аудитору представляется письменный отчет. В нем раскрываются сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, правил внутреннего контроля и иных внутренних организационно-распорядительных документов, принятых в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ. В отчете указываются также сведения об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений). Если у индивидуального аудитора отсутствуют сотрудники, находящиеся в трудовых отношениях с ним, то результаты проверок документально фиксируются в порядке, установленном правилами внутреннего контроля, с указанием (при наличии) сведений о выявленных нарушениях и их устранении.
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны принимать меры по устранению нарушений, выявленных по результатам проверок.
В соответствии с Федеральным законом аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны хранить документы не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентами. Хранению подлежат следующие документы:
- содержащие сведения о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце;
- касающиеся сделок и финансовых операций, сведения о которых представлялись в Росфинмониторинг, и сообщений о таких сделках и финансовых операциях;
- касающиеся операций, подлежащих документальному фиксированию в соответствии со статьей 7 Федерального закона и Требованиями к правилам внутреннего контроля;
- иные документы, полученные в результате применения правил внутреннего контроля.
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля.
Вступление в силу
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1188 вступает в силу 13 января 2022 г.
В течение одного месяца со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1188, т.е. не позднее 13 февраля 2022 г., аудиторские организации, индивидуальные аудиторы должны привести свои правила внутреннего контроля в соответствие с новыми Требованиями к ним.
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России
Закажите обратный звонок или запишитесь на бесплатную консультацию:
Полный пакет документов в целях ПОД/ФТ
В соответствии с Положениями ФЗ 115 и Приказами Росфинмониторинга, кроме правил внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, субъекты обязаны разрабатывать и обновлять большой пакет документов.
Перечень документов полного пакета в целях ПОД/ФТ
и иные документы, необходимые для реализации правил внутреннего контроля и программ их осуществления.
К таким документам можно отнести:
- приказ о назначении специального должностного лица (ответственного сотрудника) за реализацию правил внутреннего контроля;
- программы обучения сотрудников организации;
- перечень сотрудников, обязанных проходить обязательное обучение (целевой инструктаж и повышение уровня знаний);
- документы, подтверждающие прохождение сотрудниками организации внутреннего обучения в виде первичного (вводного) инструктажа, проверки знаний, планового обучения, целевого (дополнительного) инструктажа;
- утвержденный порядок проверки знаний сотрудников;
- приказ о проведении внутренней проверки за соблюдением организацией требований закона по ПОД/ФТ;
- отчет проведения внутренней проверки и прочее
Специалисты ФКД консалт могут подготовить для вас индивидуально пакет соответствующий вашим профилю деятельности, штатному расписанию и учитывая бизнес-процессы вашей организации.
Разработка ПВК ПОД/ФТ для всех субъектов, поднадзорных Росфинмониторингу
Часто бывает так, что на семинаре всё усвоено, тест благополучно пройден, Свидетельство получено. Но как начать применять полученные знания на рабочем месте?
Для начала необходимо создать Правила внутреннего контроля (ПВК) – регламент организации и ее филиалов, описывающий работы по ПОД/ФТ и ФРОМУ, устанавливающий обязанности и порядок действий должностных лиц и работников, и определяющий сроки выполнения задач и ответственных за их выполнение.
Наличие в организации актуальной версии ПВК – это первое, с чего начинается проверка надзорными органами в сфере ПОД/ФТ (Росфинмониторинга, Банка России, Пробирной палаты РФ, Прокуратуры РФ). После подачи заявки на подключение и получения доступа к Личному Кабинету на сайте Росфинмониторинга, вы найдете в нём образец типовых ПВК, которые можно взять за основу при разработке Правил вашей организации. Однако не стоит забывать, что при создании ПВК следует руководствоваться не только действующими нормативными актами в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, но и особенностями вашей организации. Использование шаблонной версии, не учитывающей специфику бизнес-процессов и организационной структуры, а также действующего законодательства, может привести к административной ответственности.
ФКД консалт поможет разработать и внедрить актуальные ПВК, адаптированные для специфики вашей компании, а также оказать помощь с их регулярным обновлением в соответствии с требованиями надзорных органов. Мы учитываем алгоритмы осуществления государственного контроля и надзора в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, снижая риски выявления нарушений и штрафных санкций при проверке.
Процедура подготовки индивидуальных Правил (ПВК) представляет из себя экспертный анализ документооборота конкретной компании, учета специфики деятельности на основе которых проводится согласование договорной цены разработки пакета документов, обновление внутренних регламентов, приказов, и прочих необходимых действий
Обновленный регламент правил внутреннего контроля
Для организаций и ИП, которые проводят операции с деньгами и иным имуществом, в силу закона такой документ как правила внутреннего контроля – один из важнейших. В конечном счете он позволяет минимизировать риски обвинений в отмывании преступных доходов по ст. 174 УК РФ. О новых требованиях к правилам внутреннего контроля и программе оценки и управления соответствующими рисками узнаете из статьи.
Требования к правилам внутреннего контроля (далее также – ПВК), которые разрабатывают компании, проводящие операции с денежными средствами или иным имуществом, и ряд ИП, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 (далее – Требования к ПВК № 667).
Учтите, что с 17 июня 2022 года они действуют в новой редакции – постановления Правительства РФ от 16.06.2022 № 1092.
ПВК могут быть в электронке
Теперь можно выбирать: оформить правила внутреннего контроля в виде бумажного документа или в электронном виде. Во втором случае их нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или ИП.
Рисками нужно и управлять
Программа оценки риска должна быть переименована в программу оценки и управления рисками. Она должна включать не только оценку степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций, но и принятие мер по снижению таких рисков.
Кроме того, из названия программы убрали сужение рамок контроля только до доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Как управлять рисками
Это должны быть действия по снижению риска в рамках мер, предусмотренных законодательством РФ. Они включают в том числе:
- запрос дополнительных сведений о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце – при идентификации и обновлении этих сведений;
- запрос дополнительных сведений, поясняющих характер операции/сделки;
- запрос дополнительных сведений о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с организацией и ИП, о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации клиентов, а также об источниках происхождения денежных средств и/или иного имущества;
- отказ в совершении операции на основании п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (когда есть подозрения, что операция отмывочная);
- представление в Росфинмониторинг соответствующей информации (п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ);
- иные меры.
Чем дополнить программу оценки и управления рисками в 2022 году
Она должна включать (новая редакция п. 13 – 15 Требований к ПВК № 667):
- методику оценки степени (уровня) риска при приеме на обслуживание клиента и отнесения его к группе риска;
- порядок и сроки пересмотра группы риска в ходе обслуживания клиента, если он принят на длящееся обслуживание;
- порядок применения в отношении клиента мер противодействия отмыванию преступных доходов (и финансированию терроризма, распространения оружия массового уничтожения) – с учетом группы риска, к которой отнесен клиент;
- порядок управления рисками;
- порядок фиксации в документах результатов оценки рисков и управления ими;
- порядок оценки возможности использования новых услуг и/или программно-технических средств для борьбы с отмыванием, вкл. разработку комплекса мер для снижения (минимизацию) данной возможности.
Также следует прописать процедуру оценки возможности использования для отмывания доходов:
- совершенно новых и/или не оказываемых ранее услуг;
- программно-технических средств (это могут быть вновь созданные либо в значительной степени модернизированные и не эксплуатируемые ранее, обеспечивающие возможность совершения клиентами операций с деньгами или иным имуществом).
Программа должна предусматривать оценку рисков клиента по одной или совокупности следующих категорий рисков:
- связанные со странами и отдельными территориями;
- связанные с клиентами;
- связанные с продуктами, услугами, каналами поставок и операциями (сделками) клиента.
При этом можно разрабатывать свои дополнительные категории рисков.
Клиенты по группам риска
Программа оценки и управления рисками должна предусматривать отнесение клиентов к следующим группам:
- высокая степень (уровень) риска;
- средняя степень (уровень) риска;
- низкая степень (уровень) риска.
Решение об отнесении клиента к группе риска принимают на основании мотивированного суждения, сформированного по итогам анализа полученной информации:
- о нём, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце;
- операциях, совершаемых клиентом либо в интересах клиента.
Причём оговорено, что такое решение носит субъективный и оценочный характер.
Организации и ИП должны вести постоянный мониторинг группы риска клиентов, принятых на не разовое обслуживание. Это делают путём оценки факторов, на основании которых была сделана оценка степени (уровня) риска.
Решение о пересмотре группы риска принимают, когда выявили факторы, на основании которых оценивали степень (уровень) риска.
Что иметь в виду при оценке рисков
Это регламентируют новые п. 15(1) и 15(2) Требований к ПВК № 667.
Так, организации и ИП при оценке рисков должны учитывать:
- результаты национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях отмывания преступных доходов и финансирования терроризма;
- характер и виды деятельности клиентов, а также характер используемых ими продуктов и услуг от организаций и ИП;
- рекомендации Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг);
- типологии отмывания доходов, размещенные в т. ч. на официальных сайтах международных организаций, занимающихся этими вопросами, и в иных доступных источниках;
- признаки операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенные риски совершения клиентами операций в целях отмывания доходов – с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Формально скорректировать ПВК нужно было не позже 18 июля 2022 года. Однако в любом случае учесть рассмотренные новшества придётся и позднее.
В основном Требования к ПВК № 667 адресованы операторам связи, риелторам и некоторым другим юрлицам и предпринимателям. И они не касаются тех, кто применяет специальные требования к правилам внутреннего контроля: например, банки и некредитные финансовые организации, юридические и бухгалтерские фирмы. Несмотря на это, обычным компаниям и ИП тоже есть смысл присмотреться к новым требованиям, чтобы не оказаться замешанными в уголовно или административно наказуемых махинациях
партнер, руководитель уголовно-правовой практики K&P.Law
Правила внутреннего контроля (ПВК)
Система внутреннего контроля как инструмент управления рисками в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ
По итогам опроса Росфинмониторинга
- -75% предприятий когда-либо платили штрафы
- -78% предприятий имели затраты, связанные с устранением нарушений правил ПОД/ФТ
- 76% предпринимателей говорят о том, что в их деятельности имели место неформальные платежи.
- Обнаружение рисков
- Анализ рисков
- Планирование ответных действий
- Внедрение ответных действий
- Наблюдение, измерение, учет и внутренний контроль на основании ПВК
Внедрение системы внутреннего контроля (ПВК) – современное и своевременное решение для бизнеса
- Позволит сконцентрироваться на ключевых направлениях задачи, не отвлекаясь от вопросов практического характера, исполнения договоров с предприятиями
- Эксперты обладают уникальным опытом сочетания знания технологий, в том числе и международных, в области комплаенс и опытом их практического внедрения и развития в конкретных компаниях и организациях на территории РФ
- Необходимое качество выполняемой ФКД Консалт части задачи подтверждается многолетним опытом сотрудничества с надзорными ведомствами, отраслевыми экспертами-практиками
- Эксклюзивный подход в поддержке предприятий в работе с кредитными организациями клиентов. Обучение технологии сохранности собственных средств на счете. Защита от блокирования счета. Анализ операций клиентов, подпадающих под обязательный контроль по Федерального Закона №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Аудит (проверка) Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ)
Аудит Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ осуществляется на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ.
Мы запрашиваем в специальном опроснике состояние внутреннего контроля и образцы документов, сопровождающих операции компании в части исполнения требований ПОД/ФТ/ФРОМУ, штатное расписание и пр.
В случае, если клиент заказывает разработку актуальных ПВК, то Аудит проводится БЕСПЛАТНО.
- ПВК утверждаются Руководителем организации.
- ПВК не направляются на согласование в надзорные органы.
- Руководитель организации обеспечивает контроль за соответствием ПВК требованиям законодательства.
- Сроки внесения изменений в ПВК в связи с изменением законодательства – не позднее месяца после даты вступления в силу соответствующих изменений.
Полученные знания должны обновляться регулярно, поэтому наша компания постоянно проводит онлайн-обучение в живом формате сотрудников в целях ПОД/ФТ с выдачей свидетельства о прохождении курсов.
В результате обучения сотрудники организаций получают все необходимые знания и документы под их сферы деятельности, в соответствии со всеми инструкциями требованиям Росфинмониторинга и Закона. Вы можете ознакомится с отзывами наших клиентов
В соответствии требований надзорных органов курсы в записи не легитимны, рынок переполнен такими предложениями. Зачастую вам продают записанный курс по заниженной цене, и уровень курса будет шаблонный и базовый. Ответы на вопросы вам будут давать далёкие от ведомств специалисты, для которых продавать курсы инстуктажей – единственный бизнес по принципу продал и забыл.
С нами вы гарантированно получите обучение от экспертов профильных ведомств и их ответы на ваши вопросы не потребуется проверять.
Оставьте Ваши данные для начала сотрудничества:
Полезные статьи
28 сентября 2018, 15:51
В настоящей статье раскрываются вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ) в организациях – субъектах Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.
Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ является составной частью общей системы внутреннего контроля организации. Основной задачей внутреннего контроля является контроль за соблюдением требований законодательства, в том числе лицензионных требований, при осуществлении организацией хозяйственной деятельности. Кроме этого, внутренний контроль направлен на выявление и предупреждение нарушений в деятельности организации, а также установление причин и виновных лиц, допустивших такие нарушения.
Отсутствие системы внутреннего контроля или недостаточный уровень ее эффективности приводит к нарушениям требований законодательства, что неотвратимо влечет привлечение организации и ее должностных лиц к административной или уголовной ответственности, последствиям регулятивного характера в виде приостановления или аннулирования лицензии, квалификационных аттестатов должностных лиц организации, исключения из соответствующих реестров, а также репутационным рискам. Навряд ли, что кто-то из партнеров или клиентов захочет сотрудничать с компанией, которая ведет деятельность с нарушением установленных требований законодательства.
Все это говорит о важности системы внутреннего контроля и обеспечения высокого уровня ее эффективности. Внутренний контроль в организации осуществляется через:
- разработку внутренних документов в соответствии с действующим законодательством;
- назначение лиц, ответственных за соблюдение внутренних документов;
- установление персональной ответственности сотрудников за несоблюдение внутренних документов;
- внедрение в практику методов и способов реализации внутреннего контроля с помощью системы двойного контроля и специализированного программного обеспечения;
- исключение конфликта интересов;
- выстраивание эффективных внутрикоммуникационных каналов связи между сотрудниками, сотрудниками и руководством, компании с окружающей средой в лице третьих лиц (контрагнетов, партнеров, клиентов, надзорных органов);
- четкое разделение полномочий сотрудников;
- проведение инструктажей и обучения как внутри организации, так и в специализированных учебных центрах.
В западных странах, особенно, в банках, финансовых компаниях часто используют вместо внутреннего контроля термин “”. Сам по себе комплаенс (анг. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать) — в Оксфордском словаре английского языка дается следующее определение данного термина — действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение. В свою очередь, комплаенс-контроль более широкое понятие, которое включает в себя не только внутренний контроль, но и работу с внешними третьими лицами (контрагентами, клиентами, партнерами и надзорными органами) в части идентификации, обновления данных, а также проведения мероприятий по оценке и снижению рисков в деятельности компании. В этом случае комплаенс-контроль направлен на создание для организации надежного “фундамента”, стабильных условий функционирования. Все чаще российские компании пересматривают свой взгляд на внутренний контроль и перенимают практику западных стран, внедряя в свою деятельность принципы комплаенс-контроля.
Остановимся более подробно на организации и осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Как уже отмечалось, данный вид контроля является составной частью общей системы внутреннего контроля организации.
Основой законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон № 115), в соответствии со ст. 5 которого , осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и обязанным соблюдать требования законодательства в сфере ПОД/ФТ, относятся:
Внутренний контроль в целях ПОД/Ф направлен, в первую очередь, на соблюдение требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ. Подборка нормативных правовых актов РФ в сфере ПОД/ФТ приводится в отдельной статье на нашем сайте.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами РФ в сфере ПОД/ФТ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, (далее – ) :
- Правила внутреннего контроля (ПВК) в цедях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Правила в целях ПОД/ФТ) своевременно , с учетом последних изменений в действующем законодательстве РФ;
- из штата сотрудника, ответственного за реализацию Правил в целях ПОД/ФТ и выполнение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, (далее – специальное должностное лицо или ) соответствующего квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ в сфере ПОД/ФТ в зависимости от типа организации (кредитная организация, некредитная финансовая организация (НФО) или иная организация). Для отдельных категорий НФО дополнительно сформировать структурное подразделение по ПОД/ФТ, включающее в себя не менее 2 (двух) сотрудников, один из которых СДЛ;
- встать на учет в Росфинмониторинге (только для лизинговых компаний, операторов по приему платежей, агентств недвижимости, факторинговых организаций) или Пробирной палате РФ (только для организации, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, а также ювелирных ломбардов);
- до начала договорных отношений (с присвоением уровня риска) , представителей клиентов и/или выгодоприобретателей, а также принимать обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных владельцев (бенефициаров), а также на регулярной основе обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарах, полученную на этапе их первичной идентификации;
- выявлять, документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг в установленные законом порядке и сроки сведения о сделках клиентов, подлежащих обязательному контролю, подозрительных (необычных) операциях;
- предоставлять в Росфинмониторинг по его запросу информацию о клиентах, их операциях и бенефициарах;
- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества физических и юридических лиц, связанных с перечнем организаий и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – ) или перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее – Перечень лиц, распространяющих оружие массового уничтожения), проинформировав о принятых мерах Росфинмониторинг;
- на регулярной основе, но не реже одного раза в 3 (три) месяца, проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг;
- с денежными средствами или иным имуществом клиентов или отказывать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случаях и порядке, установленных законодательством РФ в сфере ПОД/ФТ, с обязательным уведомлением об этом Росфинмониторинг;
- уделять повышение внимание любым с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым физическими или юридическими лицами, имеющими регистрацию, место жительство или место нахождения в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ), либо с их участием, либо от их имени или в их интересах, а равно с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве;
- обоснованные и доступные меры по выявлению среди своих клиентов физических и юридических лиц , а также среди клиентов – физических лиц иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ) и лиц, замещающих государственные и/или публичные должности в РФ, и проводить установленные законодательством РФ о ПОД/ФТ необходимые мероприятия в отношении данных категорий клиентов;
- обязательное внутреннее и внешнее ( специализированных ) организации в сфере ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа, повышения квалификации (уровня знаний) и в других формах в порядке и с периодичностью, установленной требованиями нормативных актов РФ в сфере ПОД/ФТ в зависимости от типа организации (кредитная организация, некредитная финансовая организация (НФО) или иная организация);
- осуществлять хранение документов (не менее 5 (пяти) лет с момента прекращения договорных отношений с клиентом), связанных с осуществлением внутреннего контроля целях ПОД/ФТ, и соблюдать в отношении полученных в ходе реализации Правил в целях ПОД/ФТ документов и сведений;
- регулярно проводить внутреннюю проверку реализации Правил в целях ПОД/ФТ с обязательным по итогам такой проверки
Перечень сделок, подлежащих обязательному , устанавливается Федеральным законом № 115-ФЗ, а к относятся операции, соответствующие признакам и/или критериям необычных операций, установленным самой поднадзорной организацией в Правилах в целях ПОД/ФТ с учетом требований нормативных правовых актов РФ и специфики (особенностей) ее деятельности.
Для осуществления эффективного внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ также в распоряжении актуальные:
- и экстремистов (регулярно обновляется и размещается в личном кабинете на Интернет-портале Росфинмониторинга);
- Перечень лиц, распространяющих оружие массового уничтожения (регулярно обновляется и размещается в личном кабинете на Интернет-портале Росфинмониторинга);
- Перечень, государств не выполняющих рекомендации ФАТФ, утвержденный Приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361 “Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)”. В настоящее время в него включены Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР);
- Перечень государств – оффшоров, утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 13.11.2007 № 108н “Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)”.
Уполномоченным органом, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, является Федеральная служба по финансовому мониторингу ( или ).
К относятся:
- операторы по приему платежей;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- индивидуальные предприниматели (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг).
При этом контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ в отношении организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, осуществляет Пробирная палата России, а на финансовом рынке, в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (НФО), по согласованию с Росфинмониторингом – Центральный банк РФ (Банк России).
Банк России вправе в отношении своих поднадзорных организаций – субъектов Федерального закона ФЗ № 115 контрольные мероприятия в целях ПОД/ФТ в виде:
- выездных или камеральных проверок;
- направления и запросов о представлении отдельных документов и сведений;
- привлечения к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ (как правило, в виде наложения ) или передачи материалов проверки правоохранительным органам для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае наличия состава преступления;
- в случае неоднократного нарушения в течение 1 (одного) года участником финансового рынка требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона № 115, принять решение об , приостановлении ранее выданной или поднадзорной организации соответствующего государственного организаций (в частности, для микрофинансовых организаций (МФО).
для всех типов организаций – субъектов Федерального закона № 115 за нарушения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ установлена ст. 15.27 КоАП РФ:
“1. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 – 4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
2. Действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, – влекут наложение административного на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 200 тыс. до 400 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
2.1. Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом – влечет наложение административного на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
2.2. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе № 115-ФЗ, от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций – влечет наложение административного на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
2.3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб.
3. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, – влечет наложение административного на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
4. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. : 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. За административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.”
При этом об административных правонарушениях в сфере ПОД/ФТ, совершенных поднадзорными организациями Банка России (НФО и кредитными организациями), непосредственно самим Банком России.
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
В рамках выполнения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ ЮК “ДЕКАРТ” оказывает организациям (субъектам Федерального закона № 115) следующие
- полного пакета внутренних документов в сфере ПОД/ФТ, в том числе Правил в целях ПОД/ФТ, а также подготовка подробной памятки (рекомендаций) по организации специального внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ “с нуля”, реализации Правил в целях ПОД/ФТ, выполнению требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ и прохождению проверки надзорного органа в части ПОД/ФТ;
- внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ;
- в целях ПОД/ФТ (внесение изменений) с учетом требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ;
- комплексное юридическое сопровождение – выполнение функций ответственного сотрудника в сфере ПОД/ФТ (специального должностного лица – );
- подбор специального должностного лица (СДЛ), соответствующего установленным законом квалификационным требованиям;
- организация специального внутреннего контроля в целях соблюдения организацией требований законодательства в сфере ПОД/ФТ c “нуля” и “под ключ”, включая разработку полного пакета внутренних документов в целях ПОД/ФТ, обучение сотрудников и т.д.;
- Росфинмониторинга, Банка России, Прокуратуры РФ, Пробирной палаты РФ в сфере ПОД/ФТ;
- административное делопроизводство, представление интересов организации в Росфинмониториге и Банке России;
- проведение обучения в сфере ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа и повышения уровня знаний (квалификации) в учебном центре ЮК “ДЕКАРТ”, аккредитованном Росфинмониторингом, со скидкой до 15%.
Ознакомиться со стоимостью услуг ЮК “ДЕКАРТ” в сфере ПОД/ФТ можно в разделе “Услуги по ПОД/ФТ” или, обратившись к нашим сотрудникам по контактам, указанным на сайте.
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
ДЕЙСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!
При записи на обучение по ПОД/ФТ (ФЗ № 115) в ЮК “ДЕКАРТ” Вы получаете:
- Аудит (проверка) Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ
- внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ () со (от 8 500 руб. вместо 8 900 руб.).
- на все программы обучения, в том числе на семинары (вебинары) в сфере ПОД/ФТ, от базовой стоимости. Так, с учетом скидки вебинар по ПОД/ФТ будет стоить от 2 800 руб., а семинар от 4 250 руб.