Какое право имеет государственный служащий в отношении которого проводится служебная проверка

Какое право имеет государственный служащий в отношении которого проводится служебная проверка

Если работник нарушил трудовую дисциплину или не выполнил обязанности по договору, работодатель имеет право наложить дисциплинарное взыскание. А именно: сделать замечание, объявить выговор или уволить по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

После замечания или выговора работодатель может лишить работника каких-то доплат и премии, если это предусматривает коллективный договор или другие документы и акты.

Как и в каких случаях работник может обжаловать и снять дисциплинарное взыскание?

Если вам срочно нужна помощь специалиста, чтобы отменить дисциплинарное взыскание, позвоните нам или свяжитесь в мессенджерах.

1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Служебная проверка – мероприятие особого рода, которое должно восстановить порядок и дисциплину на предприятии.

Работодатель вправе разработать Положение о порядке проведения служебных проверок в организации.

Что представляет собой служебная проверка?

Служебная проверка – расследование, в ходе которого устанавливается виновность сотрудника, а также обстоятельства произошедшего. Как правило, она проводится в рамках государственной службы. Однако расследование может выполняться и в коммерческих компаниях. В этом случае требуется утвердить соответствующие локальные акты. Обычно проверка осуществляется в крупных организациях.

ВАЖНО! Несмотря на то что в законе не изложен порядок служебного расследования в коммерческих структурах, мероприятие важно проводить правильно. Все этапы проверки оформляются документально. В ходе должны быть найдены твердые доказательства виновности сотрудника. Если основные правила не выполняются, трудящийся, в отношении которого было инициировано расследование, может обратиться в трудовую инспекцию.

Законодательное обоснование

В законе закреплено лишь понятие проверки, применяемое по отношению к государственным служащим. Все нюансы расследования содержатся в ФЗ №79 от 26 июня 2017 года. Относительно проверок в органах МВД РФ актуален приказ МВД от 26 марта 2013 года №161. Все остальные особенности и обстоятельства проверки можно найти в тех или иных статьях ТК РФ.

Что является основаниями для принятия решения о проведении служебной проверки?

В каких случаях проводится проверка?

Расследование должно быть обусловлено конкретной причиной. Как правило, это следующие обстоятельства:

  • Работником допущен проступок, признаки которого изложены в статьях 192-193, 195 ТК РФ. Рациональность проведения расследования в этом случае обусловлена тяжестью последствий проступка. К примеру, проверка в обязательном порядке осуществляется при угрозе увольнения сотрудника. Она актуальна при прогулах работника, мелком и крупном хищении, разглашении тайны.
  • Трудящийся привлекается к материальной ответственности. Основания для привлечения, а также порядок взыскания средств изложены в статьях 232-233, 238-250 ТК РФ. Если работник привлечен к ответственности на основании результатов проведенной инвентаризации, дополнительно проводить расследование не нужно. Оно заменяется проверкой соответствующей комиссией.
  • Работник совершил деяние, которое может повлечь за собой увольнение. Перечень таких деяний изложен в статье 81 ТК РФ. К примеру, это необоснованное решение управленца, повлекшее за собой материальный ущерб для компании.
  • Были нарушены правила оформления трудового договора, которые зафиксированы в статье 84 ТК РФ. К примеру, это несовместимость обязанностей работника с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями.
  • Обстоятельства, при наличии которых служебное расследование оговорено в нормативных актах. К примеру, это несчастные случаи во время выполнения сотрудником своей работы.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.

ВАЖНО! Если расследование осуществляется в коммерческой компании, основания для его проведения нужно изложить в соответствующих локальных актах.

Базовые задачи расследования

Рассмотрим основные задачи проведения проверки в компании:

  • Установление факта совершения виновного действия, на основании которого вынесено дисциплинарное взыскание.
  • Выявление времени и обстоятельств произошедшего, анализ последствий, определение размера имеющегося ущерба.
  • Поиск работника, который совершил дисциплинарный проступок.
  • Определение виновности лица.
  • Анализ мотивов совершения проступка, дополнительных обстоятельств.

К СВЕДЕНИЮ! Руководителю компании рекомендуется утвердить рекомендации по проведению профилактических мероприятий, нужных для устранения причин, повлекших за собой дисциплинарный проступок.

Порядок осуществления служебной проверки

ВАЖНО! Рекомендации по алгоритму проведения служебной проверки от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Как правило, сначала поступают сведения о противоправном деянии. Затем руководитель утверждает решение о начале служебной проверки. Рекомендуется выполнять ее в течение 3 дней после обнаружения проступка. Проверка должна быть закончена не позже 20 суток с даты ее начала.

Расследование осуществляется или специально назначенным для этого работником, или комиссией. Оно проводится на основании приказа или другого распорядительного документа, в котором нужно обязательно указать ряд сведений:

  • Причину осуществления расследования.
  • Участников, входящих в комиссию, а также ее председателя.
  • Полномочия комиссии.
  • Сроки, отведенные на проверку.
  • Сроки направления руководителю документов о результатах расследования.

Как правило, участники комиссии – это сотрудники подразделения кадров, представители подразделений безопасности, финансов. За работу комиссии отвечает председатель.

Для участия в комиссии не стоит привлекать виновное лицо, его родственников или подчиненных. Это может привести к необъективным результатам расследования.

ВНИМАНИЕ! Приказ о начале служебного расследования должен быть подписан всеми участниками комиссии, а также лицом, факт виновности которого устанавливается.

Права и обязанности участников комиссии

У участников комиссии есть следующие права:

  • Вызов сотрудников к себе и получение от них объяснений в письменной форме.
  • Просмотр документов, которые относятся к делу.
  • Истребование необходимых документов.
  • Получение консультаций специалистов.

У участников комиссии также есть обязанности:

  • Осуществление мер по выяснению всех обстоятельств дела.
  • Рассмотрение заявлений, которые относятся к произошедшему.
  • Обеспечение конфиденциальности.
  • Составление акта о результатах проведенного расследования.
  • Документальное оформление всех этапов проверки.

Все права и обязанности участников обусловлены необходимостью быстро и эффективно провести проверку.

Права предположительно виновного лица

Лицо, в отношении которого выполняется служебное расследование, также наделено рядом прав:

  • Изложение в письменном виде своей точки зрения на проступок.
  • Требование приобщения к материалам дела документов, подтверждающих позицию сотрудника.
  • Подача заявления об исключении из состава комиссии определенного участника с обоснованием этой просьбы.
  • Ознакомление с собранными по делу материалами.

Сотрудник имеет право защищать свою позицию, приводить аргументы в свою пользу.

ВАЖНО! Виновное лицо может отказаться от подачи объяснений в письменной форме. В этом случае составляется акт, в котором указывается отказ сотрудника от объяснений.

Заключительная часть служебной проверки

В завершении проверки требуется составить акт с изложением результатов расследования. В частности, в документе указывается следующая информация:

  • Участники комиссии и ее председатель.
  • Сведения о противоправном деянии.
  • Данные о предположительно виновном лице.
  • Причины произошедшего.
  • Информация о мере ответственности сотрудника за произошедшее.

К этому заключению прилагается ряд документов. Это может быть приказ о проведении расследования, характеристика на сотрудника, объяснения касательно произошедшего, прочие бумаги.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 июля 2022 г. N 384

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования работы по организации и проведению служебных проверок в органах прокуратуры Российской Федерации, в соответствии со статьями 58 и 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, руководствуясь статьей 17 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке проведения служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры Российской Федерации (далее – Положение).

2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса “Байконур” обеспечить соблюдение требований Положения.

3. Приказ опубликовать в журнале “Законность” и разместить на Едином портале прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего работу с кадрами.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса “Байконур”, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры Российской Федерации (далее соответственно – служебная проверка, гражданский служащий) за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них служебных обязанностей.

Действие настоящего Положения не распространяется на отношения, связанные с проведением проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими, осуществлением контроля за соответствием расходов их доходам, а также с проведением проверок соблюдения запретов, ограничений, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции. Такие проверки проводятся в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

По фактам разглашения сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах прокуратуры проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1 “Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации”.

1.2. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

1.3. Поводом для принятия решения о проведении служебной проверки представителем нанимателя являются:

рапорт начальника структурного подразделения, в котором гражданский служащий замещает должность федеральной государственной гражданской службы (далее – гражданская служба), или иного должностного лица органа прокуратуры на имя представителя нанимателя о неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим возложенных на него служебных обязанностей;

письменное заявление гражданского служащего;

информация, представленная в письменном виде органами государственной власти, гражданами, организациями, а также полученная из средств массовой информации и иных источников, содержащая сведения о признаках дисциплинарного проступка, совершенного гражданским служащим.

1.4. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

вина гражданского служащего;

причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

2. Организация проведения служебной проверки

2.1. Решение о проведении служебной проверки принимает руководитель органа прокуратуры, осуществляющий полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении гражданских служащих данного органа прокуратуры.

2.2. Должностное лицо, назначившее служебную проверку, обязано контролировать своевременность и правильность ее проведения.

2.3. Проведение служебной проверки поручается кадровому подразделению органа прокуратуры, старшим прокурорам, прокурорам главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам (за исключением управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу), старшим помощникам, помощникам прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, на которых возложены вопросы кадровой работы, прокурорскому работнику прокуратуры комплекса “Байконур” (далее – кадровое подразделение).

Кадровое подразделение формирует в этих целях комиссию по проведению служебной проверки (далее – комиссия), в состав которой включаются представители кадрового и правового подразделений (при его отсутствии – работник, отвечающий за правовое обеспечение деятельности органа прокуратуры), выборного профсоюзного органа прокуратуры (при наличии). В состав комиссии могут включаться представители иных структурных подразделений прокуратуры.

2.4. С целью проведения служебной проверки представитель нанимателя издает распоряжение о назначении служебной проверки, которым утверждается состав комиссии.

Проект распоряжения о назначении служебной проверки готовит кадровое подразделение (приложение N 1).

2.5. Кадровое подразделение направляет в соответствующие структурные подразделения органа прокуратуры и выборный профсоюзный орган (при наличии) уведомление о проведении служебной проверки с предложением включить в состав комиссии их представителей.

2.6. В распоряжении о назначении служебной проверки указываются:

основания и повод для проведения служебной проверки;

должность, фамилия, имя, отчество гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка;

обстоятельства, подлежащие служебной проверке;

2.7. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

2.8. Представитель кадрового подразделения, являющийся членом комиссии, знакомит гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, с распоряжением о назначении служебной проверки, разъясняет его права, предусмотренные пунктом 3.5 настоящего Положения.

При отказе гражданского служащего от ознакомления с распоряжением о назначении служебной проверки составляется акт (приложение N 2).

2.9. В случае невозможности ознакомления гражданского служащего с распоряжением о назначении служебной проверки копия распоряжения направляется по месту регистрации гражданского служащего заказным письмом с уведомлением о вручении, в котором разъясняются его права.

2.10. В проведении служебной проверки не может участвовать федеральный государственный служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах.

В таком случае он обязан обратиться к представителю нанимателя (должностному лицу), назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки.

При несоблюдении указанного требования результаты данной служебной проверки считаются недействительными.

2.11. Причинами, по которым федеральный государственный служащий не может входить в состав комиссии, являются непосредственная подчиненность или подконтрольность гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, близкое родство или свойство с этим гражданским служащим (родители, супруги, дети, братья, сестры; братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), иные близкие отношения с ним, причастность к совершению дисциплинарного проступка.

3. Права и обязанности участников служебной проверки

3.1. Проведение служебной проверки и работу комиссии организует ее председатель, который дает поручения членам комиссии, координирует их работу, вносит предложения по изменению состава комиссии в связи с возникновением конфликта интересов или личной заинтересованности, временной нетрудоспособностью, отпуском, со служебной командировкой кого-либо из членов комиссии, направляет запросы о представлении необходимых документов, материалов и информации, имеющих отношение к служебной проверке.

3.2. Все члены комиссии при принятии решения обладают равными правами.

3.3. Члены комиссии в пределах предоставленных полномочий с целью выяснения и установления фактических обстоятельств имеют право:

вносить письменные предложения о проведении конкретных мероприятий для установления обстоятельств совершения дисциплинарного проступка;

получать письменные объяснения (приложение N 3) от гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, федеральных государственных служащих и иных лиц, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, а также иную информацию;

знакомиться с документами, имеющими отношение к служебной проверке;

получать консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний, в том числе в письменном виде;

вносить предложения о привлечении к ответственности гражданского служащего, совершившего дисциплинарный проступок;

в случае несогласия с выводами, изложенными в заключении, составлять свое мотивированное особое мнение, подлежащее приобщению к заключению.

3.4. Члены комиссии обязаны:

соблюдать права и свободы гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в служебной проверке;

в случае обнаружения признаков преступления, административного правонарушения, иного нарушения служебной дисциплины незамедлительно докладывать об этом председателю комиссии и представителю нанимателя;

обеспечивать сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о ходе ее проведения и результатах.

За разглашение конфиденциальной информации члены комиссии несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.5. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

знакомиться с распоряжением о назначении служебной проверки;

давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства, документы и иные доказательства;

обжаловать решения и действия (бездействие) членов комиссии представителю нанимателя;

знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими ее материалами, если это не противоречит требованиям о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

3.6. В случае отказа гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, от дачи письменного объяснения, ознакомления с заключением служебной проверки и ее материалами составляется акт (приложение N 2).

3.7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности оформляется приказом представителя нанимателя, который готовит кадровое подразделение.

При временном отстранении гражданского служащего от замещаемой должности на период проведения служебной проверки его непосредственным начальником должны быть приняты меры, исключающие доступ гражданского служащего к служебным документам, служебному компьютеру и другие возможности влияния на объективность проводимой служебной проверки.

4. Оформление результатов служебной проверки

4.1. По результатам служебной проверки готовится письменное заключение, которое докладывается представителю нанимателя, назначившему служебную проверку.

4.2. Заключение составляется на основании материалов служебной проверки.

Вводная часть заключения содержит:

решение о проведении служебной проверки;

состав комиссии, проводившей служебную проверку;

фамилию, имя и отчество, должность гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка, а также стаж гражданской службы и работы в органах прокуратуры, информацию о наличии (об отсутствии) дисциплинарных взысканий;

основание и повод для проведения служебной проверки.

Описательная часть заключения включает факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки (неисполненные или исполненные ненадлежащим образом служебные обязанности, установленные должностным регламентом, время и место совершения дисциплинарного проступка), с указанием нарушенного положения нормативного правового акта, организационно-распорядительного документа Генерального прокурора Российской Федерации.

Резолютивная часть заключения содержит:

причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

информацию о наличии (об отсутствии) в действиях (бездействии) гражданского служащего состава дисциплинарного проступка, тяжести совершенного дисциплинарного проступка, степени вины гражданского служащего;

предложение о применении (неприменении) к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания;

рекомендации профилактического характера.

4.3. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается председателем и другими членами комиссии, после чего кадровым подразделением результаты служебной проверки докладываются представителю нанимателя.

4.4. По решению представителя нанимателя по результатам служебной проверки кадровое подразделение готовит проект приказа о применении дисциплинарного взыскания.

4.5. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

4.6. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

4.7. Письменное заключение о результатах служебной проверки, копии распоряжения о назначении служебной проверки, приказов о временном отстранении гражданского служащего от замещаемой должности и применении дисциплинарного взыскания приобщаются к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

4.8. Копия приказа о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под роспись в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа. В случае невозможности ознакомления гражданского служащего с приказом о применении к нему дисциплинарного взыскания копия приказа направляется по месту регистрации гражданского служащего заказным письмом с уведомлением о вручении, в котором разъясняется его право на обжалование данного акта.

О проведении служебной проверки в отношении

федерального государственного гражданского служащего

Порядок обжалования и снятия дисциплинарных взысканий

Работнику доступно несколько способов защиты прав: обжалование наложения дисциплинарного взыскания в комиссию по трудовым спорам (КТС), прокуратуру, Трудовую инспекцию и районный суд.

Порядок обжалования дисциплинарного взыскания произвольный в том смысле, в какие органы в каком порядке обращаться. Работник может обратиться одновременно во все инстанции, выбрать одну или несколько.

Жалоба в КТС

Работник может обратиться в Профсоюз, чтобы создали комиссию по трудовым спорам (КТС) и рассмотрели спор. КТС может как постоянно действовать, так и собираться ситуативно. В комиссию входят представители работника и работодателя в количественном соотношении 1:1.

КТС рассмотрит ситуацию в течение 10 дней, после чего проходит заседание с участием работника, и принимается решение тайным голосованием.

Допускается рассмотрение и без работника, если он напишет соответствующее заявление (ч. 3 ст. 387 ТК РФ).

Через 3 дня со дня заседания КТС выдаёт сотруднику копию решения. Если сотрудник с ним не согласен, то может обратиться в суд или уполномоченные органы для обжалования дисциплинарного взыскания.

В суд можно подать и без обращения в КТС.

Жалоба в прокуратуру

Жалоба в прокуратуру целесообразна в случаях, если есть основания полагать, что в нарушениях, которые допустил работодатель, есть признаки преступления.

Написать жалобу можно через Госуслуги или сайт Прокуратуры.

Жалоба в трудовую инспекцию

Жалоба в трудовую инспекцию может быть эффективной. Ведомство может направить работодателю предписание об отмене дисциплинарного взыскания.

Подать жалобу в Трудовую инспекцию, не выходя из дома, можно через сайт Онлайнинспекция.рф.

Срок обжалования дисциплинарного взыскания

Срок на обжалование дисциплинарного взыскания по ТК:

  • 3 месяца со дня, когда работник получил копию приказа о замечании, выговоре
  • 1 месяц со дня, когда работник получил копию приказа об увольнении.

Если вы пропустили сроки на обжалование и снятие дисциплинарных взысканий по уважительным причинам, есть шанс их восстановить, обратившись в КТС или в судебном порядке. Например, если вы находились в командировке, на лечении, были вынуждены ухаживать за нетрудоспособным родственником. Только нужны будут документальные доказательства (справки из больницы, билеты на поезд, самолёт и т. д.).

Обжалование дисциплинарного взыскания в суде

Чтобы отменить дисциплинарное взыскание через суд, можно сразу подать иск, никуда предварительно не обращаясь.

Трудовые споры рассматривают районные суды. Обратиться нужно в суд населённого пункта, где находится компания работодателя, исполняется трудовой договор или проживает сам работник.

Иск можно подать в электронной форме на сайте конкретного суда при наличии технических возможностей.

Важно правильно составить иск, указать требование со ссылками на нормы закона и приложить достаточные доказательства.

Мы поможем вам собрать доказательную базу, составить иск так, чтобы спор разрешился в вашу пользу, а также вернуть компенсации, которых вас лишили из-за необоснованного, незаконного дисциплинарного взыскания.

В каких случаях можно снять дисциплинарное взыскание?

Чтобы наложить дисциплинарное взыскание, работодатель обязан следовать определённому порядку, предусмотренному ст. 193 ТК РФ. Если нет — наказание можно обжаловать и отменить.

Что должен сделать работодатель:

  • Потребовать объяснение. Сотрудник должен написать объяснительную записку в течение 2 дней со дня требования, или составляется акт о том, что сотрудник отказался давать объяснения.
  • Провести внутреннее расследование и составить акт о нарушении должностных обязанностей.
  • Издать приказ о том, что на конкретного сотрудника наложено конкретное взыскание.
  • Ознакомить работника с приказом под роспись в течение 3 дней со дня, когда издали приказ.

Важно! Какое именно наказание за какой проступок назначить, решает сам работодатель, в зависимости от тяжести и последствий нарушения. За исключением увольнения, все основания для которого указаны в статье 81 ТК РФ.

Когда работник может добиться отмены дисциплинарного взыскания:

  • Если нет его вины. Например, когда работодатель понёс убытки вследствие поломки оборудования, которым управлял сотрудник. Доказывание вины ложится на работодателя.
  • Если он выполнял не свои обязанности, то есть работу, не предусмотренную его должностной инструкцией.
  • Работодатель не требовал письменное объяснение и/или не составил акт об отказе давать объяснения.
  • Работодатель нарушил сроки, когда можно применить взыскание. Наказать работника можно только в течение 1 месяца со дня обнаружения и 6 месяцев со дня совершения проступка, но не позже. Если нарушение выявили по результатам ревизии, то не позднее 2 лет. Время отпусков и больничных не учитывается.
  • За один проступок наказали 2 и более раз. Например, назначили выговор с лишением премии и сразу уволили.