Способы замещения государственных должностей гражданской службы
На
гражданскую службу вправе поступать
граждане Российской Федерации, достигшие
возраста 18 лет, владеющие государственным
языком Российской Федерации и
соответствующие квалификационным
требованиям, установленным настоящим
Федеральным законом. Предельный возраст
пребывания на гражданской службе – 65
лет.
Гражданин
не может быть принят на гражданскую
службу, а гражданский служащий не может
находиться на гражданской службе в
случае: признания его недееспособным
или ограниченно дееспособным решением
суда, вступившим в законную силу;
осуждения
его к наказанию, исключающему возможность
исполнения должностных обязанностей
по должности государственной службы
(гражданской службы), по приговору суда,
вступившему в законную силу, а также в
случае наличия не снятой или не погашенной
в установленном федеральным законом
порядке судимости;
отказа
от прохождения процедуры оформления
допуска к сведениям, составляющим
государственную и иную охраняемую
федеральным законом тайну, если исполнение
должностных обязанностей по должности
гражданской службы, на замещение которой
претендует гражданин, или по замещаемой
гражданским служащим должности
гражданской службы связано с использованием
таких сведений;
наличия
заболевания, препятствующего поступлению
на гражданскую службу или ее прохождению
и подтвержденного заключением медицинского
учреждения;
близкого
родства или свойства с гражданским
служащим, если замещение должности
гражданской службы связано с
непосредственной подчиненностью или
подконтрольностью одного из них другому;
выхода
из гражданства Российской Федерации
или приобретения гражданства другого
государства; наличия гражданства другого
государства (других государств);
представления
подложных документов или заведомо
ложных сведений при поступлении на
гражданскую службу;
непредставления
установленных федеральным законом
сведений или представления заведомо
ложных сведений о доходах, об имуществе
и
Ограничения,
связанные с прохождением службы. Служащим
запрещается:
участвовать
на платной основе в деятельности органа
управления коммерческой организацией,
за исключением случаев, установленных
федеральным законом;
приобретать
в случаях, установленных федеральным
законом, ценные бумаги, по которым может
быть получен доход; быть поверенным или
представителем по делам третьих лиц в
государственном органе;
получать
в связи с исполнением должностных
обязанностей вознаграждения от физических
и юридических лиц;
разглашать
или использовать в целях, не связанных
с гражданской службой, сведения,
отнесенные в соответствии с федеральным
законом к сведениям конфиденциального
характера;
принимать
без письменного разрешения представителя
нанимателя награды, почетные и специальные
звания (за исключением научных) и др.
11. Задачи,
функции и
управления
гражданской государственной службой
Главной
целью государственной службы является
практическое осуществление функций
государства, решение его задач, обеспечение
благосостояния общества, удовлетворение
публичных интересов на основе принципов
и положений, установленных в Конституции
РФ, федеральных законах и законах
субъектов Федерации. К основным задачам
государственной службы можно отнести:
– создание
и поддержание в государственных органах
благоприятных межличностных отношений,
которые обеспечивали бы развитие
положительных личных качеств работников.
Каждый
вид государственной службы, осуществляемой
специальными органами государственной
власти (например, федеральными службами),
имеет свои установленные в нормативных
актах задачи.
Рассмотрение
вопроса о функциях государственной
службы позволяет уяснить не только её*
основное назначение, но и выявить
нерешенные проблемы государственной
службы с целью ликвидации пробелов в
правовом регулировании или его
недостатков, разработки направлений и
определения средств улучшения
государственной службы и её реформирования.
Функции государственной службы
обусловлены её внутренними свойствами
и принципиальными чертами. В самом общем
виде можно констатировать, что функциями
государственной службы являются функции
самого государства, ибо государственная
служба есть осуществление целей и
функций государства, практическое
исполнение служащими своих должностных
обязанностей и компетенции государственных
органов. Функции федерального органа
исполнительной власти, руководство
деятельностью которого осуществляет
Президент РФ, определяются указом
Президента РФ, функции федерального
органа исполнительной власти, руководство
деятельностью которого осуществляет
Правительство РФ, – Постановлением
Правительства РФ. Под функциями по
принятию нормативных актов понимается
издание на основании и во исполнение
Конституции РФ, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, обязательных
для исполнения органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
их должностными лицами, юридическими
лицами и гражданами правил поведения,
распространяющихся на неопределенный
круг лиц.
Под
функциями по контролю и надзору
понимаются:
осуществление
действий по контролю и надзору за
исполнением органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
их должностными лицами, юридическими
лицами и гражданами установленных
Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами и другими нормативными актами
общеобязательных правил поведения;
выдача
органами государственной власти,
органами местного самоуправления, их
должностными лицами разрешений (лицензий)
на осуществление определенного вида
деятельности и (или) конкретных действий
юридическим лицам и гражданам; регистрация
актов, документов, прав, объектов, а
также издание индивидуальных правовых
актов.
Под
правоприменительными функциями
понимается издание индивидуальных
правовых актов, а также ведение реестров,
регистров и кадастров. Под функциями
по управлению государственным имуществом
понимается осуществление полномочий
собственника в отношении федерального
имущества, в том числе переданного
федеральным государственным унитарным
предприятиям, федеральным казенным
предприятиям и государственным
учреждениям, подведомственным федеральному
агентству, а также управление находящимся
в федеральной собственности акциям
открытых акционерных обществ.
Под
функциями по оказанию государственных
услуг понимается осуществление
федеральными органами исполнительной
власти услуг, имеющих исключительную
общественную значимость и оказываемых
на установленных федеральным
законодательством условиях неопределенному
кругу лиц.
Функции
государственной службы как
социально-государственного явления
необходимо отличать от функций
государственной службы как правового
института. В этом смысле можно говорить
о соотношении двух категорий – функции
права (служебного права) и функции
государства (профессиональной деятельности
государственных служащих). Эти две
категории взаимосвязаны и напрямую
воздействуют друг на друга. Они имеют
как общие черты, так и различия. Единство
функций права и государства заключается
в том, что они отражают сущность и
социальное назначение соответственно
права и государства и весьма часто
призваны решать общие задачи. Отличия
функций права от функций государства
состоят в том, что:
количество
и виды реализуемых функций полностью
не совпадают; разными являются также
пределы осуществления функций.
Под
функциями государственной службы
следует понимать основные направления
практической реализации правовых норм
института государственной службы,
способствующие достижению соответствующих
целей правового регулирования
государственно-служебных отношений и
выполнению государственной службой
своей социальной роли и государственно-правового
назначения. Функции являются конкретными
направлениями организующего воздействия
на специфические государственно-служебные
отношения, возникающие в процессе
создания государственной службы и
непосредственной деятельности
государственных служащих.
Наряду
с функциями государственной службы как
видом социально полезной профессиональной
деятельности можно говорить и о функциях
правового института государственной
службы, т.е. о функционировании правовой
системы, представленной в виде
государственной службы, или, иначе
говоря, о функциях права. Функции
государственной службы в этом смысле
– это обусловленные социальным назначением
направления правового воздействия на
государственно-служебные
(муниципально-служебные) отношения. При
таком подходе главным является выяснение
специфических свойств государственной
службы как государственно-правового
явления, характеризующегося качественной
самостоятельностью, специальными
признаками и свойствами. Каждый
подинститут государственной службы
выполняет наряду с общими и, следовательно,
характерными для всего правового
института функциями, также специфические.
Например, для подинститута аттестации
государственных служащих характерны
функции оценки, контроля, информирования
и т.д.