Методика
антикоррупционной экспертизы НПА
Методика
экспертизы –
совокупность способов (методов)
исследования, правила и порядок
исследования правового акта по вопросам,
входящим в предмет антикоррупционной
экспертизы.
Методика
антикоррупционной экспертизы утверждена
Постановление № 96 от 26.02.2010 «Об
антикоррупционной экспертизе НПА и
проектов НПА» и охватывает:
1.
Субъектов, которые обязаны ее применять.
2.
Правило об объеме проверки НПА.
3.
Перечень коррупциогенных факторов.
4.
Отдельно Постановлением № 96 утверждены
Правила проведения экспертизы.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Принят Государственной Думой 3 июля 2009 года
Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года
(В редакции федеральных законов от 21. 2011 № 329-ФЗ, от 21. 2013 № 279-ФЗ, от 04. 2018 № 145-ФЗ, от 11. 2018 № 362-ФЗ, от 05. 2022 № 498-ФЗ)
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; (В редакции Федерального закона от 04.06.2018 № 145-ФЗ)
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее – органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:
1) прокуратурой Российской Федерации – в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации”, в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;
3) органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, – при проведении их правовой экспертизы;
2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, – при проведении их правовой экспертизы; (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 21.10.2013 № 279-ФЗ)
3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований – при их государственной регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации – при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Дополнение частью – Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Дополнение частью – Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов. (Дополнение частью – Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее – заключение).
2. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.
4. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
41. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации. (Дополнение частью – Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
5. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
1. Институты гражданского общества и граждане Российской Федерации (далее – граждане) могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 11.10.2018 № 362-ФЗ)
11. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
4) международными и иностранными организациями;
5) иностранными агентами. (В редакции Федерального закона от 05.12.2022 № 498-ФЗ)
(Дополнение частью – Федеральный закон от 11.10.2018 № 362-ФЗ)
2. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Президент Российской Федерации Д.Медведев
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2018 года; проверки требуют 4 правки.
Правила проведения антикоррупционной экспертизы.
1.
Разработчики проектов НПА в течение
рабочего дня, соответствующего дню
направления проектов НПА на согласование
в государственные органы и организации
размещают эти проекты на сайте
regulation.gov.ru с указанием дат начала и
окончания приема заключений по результатам
независимой антикоррупционной экспертизы.
Проекты
ФЗ, проекты указов Президента РФ, проекты
постановлений Правительства РФ
размещаются не менее чем на 7 дней.
2.
Министерство юстиции отражает результаты
антикоррупционной экспертизы:
а/
в заключении правовой экспертизы,
б/
в заключении антикоррупционной
экспертизы.
3.
Независимые эксперты отражают результаты
антикоррупционной экспертизы в заключении
антикоррупционной экспертизы по форме,
утвержденной Минюстом (Приказ Минюста
от 21.10.2011 № 363 “Об утверждении формы
заключения по результатам независимой
антикоррупционной экспертизы»).
Приказ
Минюста от 21.10.2011 № 363 “Об утверждении
формы заключения по результатам
независимой антикоррупционной экспертизы»
4.
Органы прокуратуры оформляют результаты
антикоррупционной экспертизы НПА в
«Требовании об изменении НПА с целью
исключения выявленных коррупционных
факторов» –
Приказ Генерального прокурора РФ № 400
от 28.12.2009 «Об организации проведения
антикоррупционной экспертизы НПА»
5.
Юридические лица и физические лица
(независимые эксперты) направляют на
бумажном носителе и (или) в форме
электронного документа заключения по
результатам независимой антикоррупционной
экспертизы:
5.1.
проектов ФЗ, проектов указов Президента
РФ и проектов постановлений Правительства
РФ – в ФОИВ, иные государственные органы
и организации, являющиеся разработчиками
соответствующих проектов (копию
заключения в Минюст);
5.2.
НПА ФОИВ, иных государственных органов
и организаций, затрагивающих права,
свободы и обязанности человека и
гражданина, устанавливающих правовой
статус организаций или имеющих
межведомственный характер, НПА субъектов
РФ, уставов муниципальных образований
и муниципальных правовых актов о внесении
изменений в уставы муниципальных
образований, а также проектов указанных
НПА – разработчикам соответствующих
документов (копию заключения в
территориальный орган Минюста).
6.
ФОИВ и иные разработчики НПА, акты
которых подлежат государственной
регистрации, размещают информацию об
адресах электронной почты (на 1 орган –
1 адрес), предназначенных для получения
заключений по результатам независимой
антикоррупционной экспертизы в форме
электронного документа, на своих
официальных сайтах и в течение 7 дней
информируют об этом Минюст.
7.
Заключения по результатам независимой
антикоррупционной экспертизы, поступившие
в ФОИВ, регистрируются в установленном
порядке в ФОИВ.
8.
Заключение по результатам независимой
антикоррупционной экспертизы носит
рекомендательный характер и подлежит
обязательному рассмотрению органом,
организацией или должностным лицом,
которым оно направлено, в 30-дневный срок
со дня его получения.
9.
По результатам рассмотрения гражданину
или организации, проводившим независимую
антикоррупционную экспертизу, направляется
мотивированный ответ, в котором отражается
учет результатов экспертизы и (или)
причины несогласия с выявленным в НПА
или проекте коррупциогенным фактором.
10.
В случае если поступившее заключение
по результатам независимой антикоррупционной
экспертизы не соответствует форме,
утвержденной Минюстом, ФОИВ возвращает
такое заключение не позднее 30 дней после
регистрации с указанием причин.
Юридико-техническая
экспертиза нормативных правовых актов
и их проектов. Правила правотворческой
техники.
1.
Понятие юридической техники и
юридико-технической экспертизы
нормативных правовых актов.
2.
Юридические технические средства.
3.
Юридические технические приемы.
4.
Юридическая техника документального
выражения содержания правового акта.
Организация и проведение экспертизы
Экспертиза проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации независимыми экспертами — физическими и юридическими лицами, за счёт их собственных средств. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения эксперту, проводившему независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Перечень коррупциогенных факторов.
А.
Коррупциогенными факторами, устанавливающими
для правоприменителя необоснованно
широкие пределы усмотрения или возможность
необоснованного применения исключений
из общих правил, являются:
1)
широта дискреционных полномочий;
2)
определение компетенции по формуле
“вправе”;
3)
выборочное изменение объема прав;
4)
чрезмерная свобода подзаконного
нормотворчества;
5)
принятие нормативного правового акта
за пределами компетенции;
6)
заполнение законодательных пробелов
при помощи подзаконных актов в отсутствие
законодательной делегации соответствующих
полномочий;
7)
отсутствие или неполнота административных
процедур;
8)
отказ от конкурсных (аукционных) процедур;
Б.
Коррупциогенными факторами, содержащими
неопределенные, трудновыполнимые и
(или) обременительные требования к
гражданам и организациям, являются:
10)
наличие завышенных требований к лицу,
предъявляемых для реализации принадлежащего
ему права;
11)
злоупотребление правом заявителя
государственными органами, органами
местного самоуправления или организациями
(их должностными лицами);
Правило об объеме проверки нормативного правового акта.
результатов
антикоррупционной экспертизы необходимо
проводить экспертизу каждой нормы
нормативного правового акта или положения
проекта нормативного правового акта.
Субъекты, которые обязаны применять утвержденную Правительством рф Методику.
1.2.
Федеральные органы исполнительной
власти.
1.3.
Иные органы, организации и должностные
лица.
1.4.
Независимые эксперты, получившие
аккредитацию.