Категории и группы должностей государственной гражданской службы таблица

Государственная служба — это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации, связанная с обеспечением исполнения полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровня. Расскажем подробнее о видах госслужбы и структуре должностей.

Законодательная база

Структура госслужбы включает три основные ветви:

  1. Государственную гражданскую службу.
  2. Военную службу.
  3. Государственную службу иных видов (структуры Генеральной Прокуратуры Федеральной налоговой службы и т. д.).

Ветви госслужбы, указанные во втором и третьем пунктах, являются самостоятельным видом деятельности (ст. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Для всех трех видов установлена структура подразделений и должностей, соотношение между которыми учитывается при переходе из одной ветви госслужбы в другую.

Существует множество нормативных актов федерального и регионального уровня, регулирующих сферу госслужбы. Основными среди них являются следующие документы

Все они регулируют деятельность, связанную с функционированием структур, классификацией должностей и прохождением госслужбы гражданами.

При разработке положений инструкций и регламентов, касающихся деятельности госучреждения, в первую очередь следует опираться именно на положения и требования, отраженные в этих нормативных актах.

Что такое гражданская служба

Законодатель определяет это как профессиональную служебную деятельность граждан России, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных и региональных госорганов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов. Такое определение содержится в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79. Другими словами, это профессиональная деятельность в органах власти различных уровней. Например, Федеральной налоговой службе или Федеральной службе судебных приставов.

Выделяют два вида гражданской госслужбы: федерального и регионального уровня. Отличаются они друг от друга принадлежностью учреждений к федеральному или региональному органу власти.

У тех, которые относятся к федеральным структурам, более широкие полномочия, круг вопросов для принятия решений носит глобальный характер или затрагивает как федеральные, так и региональные интересы. Если вопрос касается также и региональной деятельности, то по ним решения принимаются совместно со структурами, относящимися к субъектам РФ.

Региональные подразделения полномочны принимать решения, касающиеся деятельности отдельных регионов, или же действовать совместно с вышестоящими органами при решении общих вопросов.

В статье 8 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 говорится, что должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом президента, а должности гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законодательными актами регионального уровня, которые разрабатываются на основании требований этого закона.

Однако все они, независимо от уровня, делятся следующим образом:

  • категории: руководители, помощники (советники) специалисты, обеспечивающие специалисты;
  • группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие;
  • классные чины: действительный государственный советник, государственный советник, советник-референт, секретарь 1, 2 или 3 класса и т. д.

Классификация группы должностей государственной гражданской службы, таблица

Категории и группы должностей государственной гражданской службы таблица

Категории и группы должностей государственной гражданской службы также различаются между собой присвоенным классным чином. Классные чины присваиваются госслужащим в пределах группы соответственно занимаемой должности. Если гражданские служащие приняты на определенный срок, то для получения классного чина они должны сдать квалификационный экзамен. Исключением из этого правила являются руководители и помощники (советники), относящиеся к высшей и главной группам. Назначение и освобождение по ним производится напрямую президентом или правительством РФ.

В пределах ведущей старшей и младшей групп классный чин присваивается руководителем организации (представителем нанимателя), к которой относится должность.

Последовательность присвоения классных чинов и их соответствие и сохранение при переходе из одной структуры госвласти в другую на региональном уровне определяется субъектом РФ самостоятельно на основании положений, изложенных в ст 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79.

На федеральном уровне данный порядок, а также соотношение классных чинов госслужащих, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции и прокурорских работников определяется указами президента РФ.

Эти положения также устанавливаются в вышеуказанной статье.

Деление на категории должностей государственной гражданской службы, группы и чины нужно учитывать при составлении штатного расписания и планировании фонда оплаты труда, а также при разработке и внедрении служебного регламента госслужащего.

Полный перечень наименований с указанием кодов и делением на группы содержится в «Реестре должностей государственной гражданской службы», утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017).

Высшие должности

Все группы делятся по принадлежности к федеральным или региональным структурам власти. К высшей группе относятся те, которым присвоен в пределах группы классный чин действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Чин присваивает президент РФ.

Служащим в структурах госслужбы субъекта РФ в пределах группы присваивается классный чин действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Присвоение чина для этого вида осуществляется правительством РФ.

В других органах федеральной исполнительной власти чин присваивается руководителем федерального госоргана.

Эта категория включает в себя такие должности, как помощник президента Российской Федерации, заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации — пресс-секретарь президента Российской Федерации.

Как правило, служащие, занимающие их, относятся к администрации президента, Совета безопасности РФ и аналогичным структурам власти.

Главные должности

Должности главной группы федеральной госслужбы — это те, которым присваиваются классные чины государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Должностям главной группы, которые относятся к региональным властным структурам, присваиваются классные чины государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. К ним относятся, например, заместитель начальника департамента, советник, главный советник.

Следует отметить, что трудиться в органах государственной гражданской службы имеют право только граждане Российской Федерации. Это следует из положений статьи 14 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 (ред от 31.12.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Она запрещает иностранцам работать в подобных структурах. Право на это имеют только граждане РФ.

Ведущие должности

Должности, принадлежащие к ведущей группе федерального уровня, имеют классный чин советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Для регионального уровня этой же группы установлен классный чин советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Старшие должности

Госслужащие старшей группы федеральных структур госвласти имеют чин референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

К старшим должностям организаций и учреждений субъекта Российской Федерации относятся чин референта государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса.

Младшие должности

В самом начале карьерной лестницы госслужбы стоят должности младшей группы.

К ним имеют отношение те из них, которым присвоен классный чин секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Если же должность относится к субъекту РФ, то для нее установлен чин секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Реформирование гражданской госслужбы в России ведется на протяжении 17 лет. За это время на государственном уровне не раз принимались законы, корректирующие деятельность чиновников и регламентирующие их должностные полномочия и обязанности.

Инициатором глобальных изменений стал президент страны Владимир Путин, заявивший о необходимости реформирования еще в 2000 году. На сегодняшний день в России действует Федеральный закон № 79, принятый в июле 2004 года. В документ регулярно вносятся изменения. Последняя редакция от 29.07.2017 законодательно закрепила новое понятие «профессиональное развитие гражданских служащих», окончательно заменив им фигурировавшее ранее в документе «дополнительное профобразование гражданских служащих».

Категории и группы должностей гражданской службы

Законодательный акт о госслужбе, вступивший в силу чуть менее чем через год после принятия, в 2005 году, декларирует равные права у всех россиян на работу в госслужбе, высокий профессионализм занимающих госдолжности, постоянность и открытость.

Полный список всех должностей, напрямую относящихся к федеральной госслужбе, содержится в соответствующем реестре.

Классификация проводится по нескольким критериям, разделяя их на категории и группы. Кроме того, к основным группам обсуждаемого реестра следует отнести:

  • высшее звено (руководство);
  • среднее звено (помощники, консультанты, советники);
  • специалистов;
  • персонал, осуществляющий обеспечение специалистов.

В реестре насчитывается пять основных групп должностей (по возрастанию важности):

  • младшая;
  • старшая;
  • ведущая;
  • главная;
  • высшая.

При назначении соискателя по итогам конкурсного отбора учитывается:

  • то, каким уровнем профобразования и специализации обладает желающий занять определенный пост;
  • насколько опытным является претендент в этой сфере и какой у него стаж;
  • действительно ли будущий сотрудник знает Конституцию страны и прочие нормативно-правовые акты, так или иначе относящиеся к вакантной (свободной) должности.

Соискатели на высшую или главную должность обязаны иметь соответствующую специализацию и профильное высшее профобразование. Тем, кто претендует на ведущую или старшую должность, обязателен диплом, подтверждающий наличие высшего образования по специальности «Управление» или равноценной ей. Желающие занять одну из должностей младшей группы в обязательном порядке должны иметь среднее профобразование со специализацией в аналогичной или смежной области.

Классные чины

Классовый табель чинов гражданской службы, согласно ст. 11 обсуждаемого ФЗ, состоит из пяти основных пунктов:

  • чин действительного госсоветника РФ или ее субъекта I-III классов высшей группы, присваиваемый главой государства или губернаторами регионов;
  • чин госсоветника России или ее субъекта I-III классов главной группы, присваиваемый Правительством страны или представителем нанимателя;
  • чин советника гражданской госслужбы РФ или ее субъекта I-III класса ведущей группы, присваиваемый представителем структуры-нанимателя;
  • чин референта гражданской госслужбы России или ее субъекта I-III класса старшей группы, присваиваемый нанимателем;
  • чин секретаря РФ или ее субъекта гражданской госслужбы младшей группы, присваиваемый представителем нанимателя.

Реестр позволяет регулировать отношения между нанимателями и служащими в рамках действующего законодательства, сообщая субординационные различия между представителями различных категорий.

Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

Должностные реестры можно разделить на два вида:

  1. Федеральный «Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ» утверждается указом главы государства и содержит полный список должностей, классификация которых осуществляется по описанным выше признакам.
  2. Региональный «Реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации» в обязательном порядке утверждается соответствующим региональным законодательным актом, в котором учитываются все пункты и требования федерального документа.

Все действующие реестры входят в «Сводный реестр должностей госслужбы РФ», который также обязательно должен утверждаться президентским указом.

Человеку, находящемуся в должности государственной гражданской службы, присваиваются классные чины. Если он занимает старшую группу должностей, то это классный чин референт государственной гражданской службы.

Что такое референт государственной гражданской службы

В должности государственной гражданской службы старшей группы (инспектор, старший специалист, все специалисты-эксперты) присваивают классный чин референт государственной гражданской службы 3, 2 или 1 класса. Его присвоение напрямую зависит от должности. Эту взаимосвязь можно проследить в соответствующей таблице.

Группы должностей государственной гражданской службы: таблица соответствия классных чинов должностям федеральной госслужбы в министерствах

Категории и группы должностей государственной гражданской службы таблица

Должности профессиональной гражданской деятельности субъектов РФ, а соответственно, и реестр, учреждаются законами или иными актами субъекта РФ. Например, должности гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (см. Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2005 № 399-39 (ред. от 12.12.2017) «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 30.06.2005).

Должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральными законами (см. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) и Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 10.02.2018).

К сожалению, законодательством не установлено соответствие званий федерального и уровня субъекта, поэтому при переходе из субъекта к федералам подтверждения нет.

Когда присваивается

При поступлении на госслужбу сразу возникает вопрос о чине. Ответ можно найти в записях трудовой книжки, военного билета, заверенных копиях приказов с прежнего места (не забудьте взять при увольнении, пригодится). Если чин уже есть, то его сразу подтверждают в приказе о приеме.

Образец приказа о приеме

Категории и группы должностей государственной гражданской службы таблица

Классный чин бывает очередным или первым (п. 5 Указа Президента № 113). У кого раньше не было — будет первый. Для присвоения надо завершить испытание. Срок проверки может длиться до 1 года. При этом рассматривают сведения предшествующих видов госслужб. Для этого анализируют соответствие.

Таблица соотношения классности федеральной госслужбы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников

Категории и группы должностей государственной гражданской службы таблица

Новичок может иметь звание (лейтенант) или специальное звание (лейтенант таможенной службы) более высокое, чем положено по должности. Тогда присвоение происходит на одну ступень выше чина, который должен быть по занимаемой в настоящее время должности. Так, капитану при назначении на специалиста-эксперта присвоят референта государственной службы Российской Федерации 2 класса. А если бы звания не было, то референт государственной службы 3 класса.

Срок исчисляется со дня присвоения. Дата зафиксирована в приказе. Очередное классное звание присвоят при повышении по карьерной лестнице, если прошел срок предыдущего. В чине референта третьего и второго классов необходимо быть не менее 12 месяцев. Для звания референт государственной гражданской службы 1 класса срок законом не определен. Повышение возможно только при условии, если новая должность это предусматривает.

Ранг служащего также будет зависеть от категории должностей государственной гражданской службы. То есть в зависимости от направления деятельности, иерархии и компетенции, сопряженных с объемом прав и обязанностей, квалификацией, должности госслужбы подразделяются на категории и группы.

Установлено четыре категории:

  • руководители;
  • помощники (советники);
  • специалисты;
  • обеспечивающие специалисты.

И пять групп должностей (младшая, старшая, ведущая, главная и высшая).

Категории и группы должностей государственной гражданской службы взаимосвязаны.

Порядок присвоения

Присвоение может быть в очередном и внеочередном порядке. Чаще всего оно бывает очередным. Если служебный контракт заключен на неопределенный период, то назначение оформляется через ходатайства об уровне знаний, навыков и умений. Весь процесс проходит документально.

Отзыв об уровне знаний, навыков и умений, образец

Категории и группы должностей государственной гражданской службы таблица

Работник, с которым был оформлен служебный договор на определенный период, получает новое звание только по итогам успешной сдачи квалификационного испытания. Здесь придется не только оформлять массу бумаг, но и готовиться к встрече с квалификационной комиссией, которая оценивает профессиональный уровень сотрудника, продолжительность его деятельности.

Внеочередное присвоение происходит не позднее чем через три месяца после дня подачи служащим письменного заявления. Вопрос о присвоении чина рассматривается по итогам квалификационного экзамена, ходатайству начальника и за успешную работу.

Оклад за классный чин

При необходимости оклад можно рассчитать самостоятельно. Первоначальную цифру берем с Указа Президента № 763 (информация о повышении там же). Каждое произведение чисел надо округлять до целого рубля в сторону увеличения (даже если 0,01) и только потом умножать на следующий коэффициент. Например, возьмем оклад референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса — 700 рублей.

Удобно пользоваться уже готовыми расчетами.

Размеры месячных окладов за классный чин госслужбы

Категории и группы должностей государственной гражданской службы таблица

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 04.03.2006 № 177, от 20.03.2006 № 231, от 08.09.2006 № 978, от 16.10.2006 № 1149, от 20.03.2007 № 370, от 28.03.2007 № 428, от 07.05.2007 № 585с, от 31.05.2007 № 684, от 01.08.2007 № 1006, от 24.09.2007 № 1215, от 06.12.2007 № 1643, от 17.12.2007 № 1701, от 01.03.2008 № 291, от 25.04.2008 № 582, от 21.05.2008 № 830, от 20.06.2008 № 985, от 28.07.2008 № 1128, от 01.12.2008 № 1658, от 23.12.2008 № 1808, от 18.04.2009 № 425, от 13.05.2009 № 544, от 19.08.2009 № 951, от 01.09.2009 № 986, от 21.12.2009 № 1457, от 12.01.2010 № 61, от 21.01.2010 № 86, от 19.03.2010 № 328, от 09.04.2010 № 433, от 12.04.2010 № 450, от 26.01.2011 № 92, от 23.11.2011 № 1533, от 19.01.2012 № 82, от 17.02.2012 № 201, от 02.04.2012 № 375, от 21.05.2012 № 636, от 25.06.2012 № 894, от 12.07.2012 № 976, от 21.08.2012 № 1208, от 25.08.2012 № 1218, от 23.10.2012 № 1432, от 16.11.2012 № 1548, от 01.12.2012 № 1598, от 13.12.2012 № 1652, от 01.06.2013 № 528, от 02.12.2013 № 873, от 04.12.2013 № 880, от 02.05.2014 № 295, от 21.07.2014 № 520, от 21.07.2014 № 526, от 29.07.2014 № 538, от 10.09.2014 № 627, от 28.10.2014 № 698, от 29.12.2014 № 824, от 31.12.2014 № 837, от 12.03.2015 № 129, от 10.07.2015 № 347, от 17.03.2016 № 127, от 12.04.2016 № 178, от 30.07.2016 № 385, от 25.08.2016 № 430, от 10.10.2016 № 537, от 16.01.2017 № 12, от 26.01.2017 № 35, от 19.08.2017 № 381, от 23.08.2017 № 397, от 10.02.2018 № 64, от 08.06.2018 № 291, от 14.06.2018 № 335, от 19.07.2018 № 443, от 10.11.2018 № 651, от 08.02.2019 № 47, от 31.12.2019 № 640, от 03.02.2020 № 90, от 26.06.2020 № 425, от 13.07.2020 № 454, от 30.07.2020 № 486, от 05.07.2021 № 402, от 12.07.2021 № 416, от 26.07.2021 № 435, от 04.08.2021 № 447, от 21.09.2021 № 543, от 29.10.2021 № 610, от 06.06.2022 № 353, от 05.07.2022 № 425, от 22.08.2022 № 567, от 24.10.2022 № 765, от 17.04.2023 № 278, от 22.05.2023 № 362, от 22.05.2023 № 365)

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы (далее – Реестр).

2. Установить, что должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, подлежат включению в Реестр.

3. Установить, что наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах или их аппаратах (далее – государственные органы) должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в Реестр.

4. Допускается двойное наименование должности федеральной государственной гражданской службы в случае, если:

a) заместитель руководителя государственного органа является руководителем структурного подразделения этого органа;

а1) заместитель руководителя органа публичной власти федеральной территории является руководителем структурного подразделения этого органа; (Дополнение подпунктом – Указ Президента Российской Федерации от 17.04.2023 № 278)

б) заместитель руководителя структурного подразделения государственного органа является руководителем подразделения в структурном подразделении этого органа;

б1) заместитель руководителя структурного подразделения органа публичной власти федеральной территории является руководителем подразделения в структурном подразделении этого органа; (Дополнение подпунктом – Указ Президента Российской Федерации от 17.04.2023 № 278)

в) заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти является статс-секретарем этого органа;

г) лицо, замещающее должность заместителя руководителя государственного органа, руководителя структурного подразделения государственного органа или его заместителя либо иную должность федеральной государственной гражданской службы, является главным бухгалтером или его заместителем;

д) на руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций главного государственного инспектора Российской Федерации (заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации) с указанием в наименовании должности сферы деятельности или функций главного государственного санитарного врача Российской Федерации (заместителя главного государственного санитарного врача Российской Федерации), главного государственного регистратора Российской Федерации (заместителя главного государственного регистратора Российской Федерации); (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2019 № 640)

д1) на заместителя федерального министра возлагается исполнение функций руководителя (директора) федеральной службы или федерального агентства; (Дополнение подпунктом – Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636) (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10.10.2016 № 537)

е) на руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение контрольных и надзорных функций с указанием в наименовании должности сферы деятельности;

е1) на руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава); (Дополнение подпунктом – Указ Президента Российской Федерации от 04.12.2013 № 880)

ж) на руководителя (заместителя руководителя) территориального органа федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций главного государственного инспектора (заместителя главного государственного инспектора) с указанием в наименовании должности сферы деятельности или функций главного государственного санитарного врача (заместителя главного государственного санитарного врача), главного государственного регистратора (заместителя главного государственного регистратора), главного судебного пристава (заместителя главного судебного пристава);

з) на руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава);

и) на федерального государственного гражданского служащего возлагается исполнение функций государственного регистратора;

к) на федерального государственного гражданского служащего возлагается исполнение функций по осуществлению внутреннего финансового аудита. (Дополнение подпунктом – Указ Президента Российской Федерации от 19.08.2017 № 381)

5. В случае если федеральным законом предусмотрено наименование должности федеральной государственной гражданской службы в сочетании с наименованием другой должности (должностными обязанностями или функциями), такое сочетание следует считать наименованием должности, установленной Реестром.

6. Установить, что в регистрационном номере (коде) должности федеральной государственной гражданской службы в Реестре первая и вторая цифры соответствуют порядковому номеру раздела Реестра, третья цифра – категории должности (“руководители” – 1, “помощники (советники)” – 2, “специалисты” – 3, “обеспечивающие специалисты” – 4), четвертая цифра – группе должностей (высшая – 1, главная – 2, ведущая – 3, старшая – 4, младшая – 5), пятая, шестая и седьмая цифры – порядковому номеру должности в разделе Реестра.

7. Руководителям государственных органов привести наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в этих органах, а также нормативные правовые акты этих органов в соответствие с настоящим Указом.

8. Реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и Реестра.

9. Установить, что должности “руководитель (директор) федерального агентства”, “директор департамента федерального министерства”, “заместитель руководителя (директора) федерального агентства”, “заместитель директора департамента федерального министерства”, “помощник руководителя (директора) федеральной службы”, “советник руководителя (директора) федеральной службы”, “помощник руководителя (директора) федерального агентства”, “советник руководителя (директора) федерального агентства” и иные должности, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 2004 г. № 519 “О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы” и иными указами Президента Российской Федерации, но не включенные в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, считаются государственными должностями федеральной государственной службы со дня вступления в силу этих указов Президента Российской Федерации.

10. Установить, что гражданские лица, замещающие должности, которые учреждены для замещения военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, или сотрудниками, имеющими специальное звание, в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, считаются федеральными государственными служащими, замещающими государственные должности федеральной государственной службы, а после 1 февраля 2005 г. – федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы.

11. Установить, что период замещения государственных должностей федеральной государственной службы, предусмотренных перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, со дня вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и до введения в действие Реестра считается периодом замещения должностей федеральной государственной гражданской службы.

12. Установить, что переназначение лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, на должности федеральной государственной гражданской службы производится в случаях, если в Реестре отсутствуют наименования замещаемых ими должностей. При переназначении следует учитывать установленные квалификационные требования к должностям гражданской службы.

13. Признать утратившими силу указы Президента Российской Федерации по перечню согласно приложению.

14. Настоящий Указ вступает в силу одновременно со вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, за исключением пунктов 9 – 11 настоящего Указа, которые вступают в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации                               В.Путин

УТВЕРЖДЕНУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 31 декабря 2005 г. № 1574

РЕЕСТР должностей федеральной государственной гражданской службы

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 04.03.2006 № 177, от 20.03.2006 № 231, от 08.09.2006 № 978, от 16.10.2006 № 1149, от 20.03.2007 № 370, от 28.03.2007 № 428, от 07.05.2007 № 585с, от 31.05.2007 № 684, от 01.08.2007 № 1006, от 24.09.2007 № 1215, от 06.12.2007 № 1643, от 17.12.2007 № 1701, от 01.03.2008 № 291, от 25.04.2008 № 582, от 21.05.2008 № 830, от 20.06.2008 № 985, от 28.07.2008 № 1128, от 01.12.2008 № 1658, от 23.12.2008 № 1808, от 18.04.2009 № 425, от 13.05.2009 № 544, от 19.08.2009 № 951, от 01.09.2009 № 986, от 21.12.2009 № 1457, от 12.01.2010 № 61, от 21.01.2010 № 86, от 19.03.2010 № 328, от 09.04.2010 № 433, от 12.04.2010 № 450, от 26.01.2011 № 92, от 23.11.2011 № 1533, от 19.01.2012 № 82, от 17.02.2012 № 201, от 02.04.2012 № 375, от 21.05.2012 № 636, от 25.06.2012 № 894, от 12.07.2012 № 976, от 21.08.2012 № 1208, от 25.08.2012 № 1218, от 23.10.2012 № 1432, от 16.11.2012 № 1548, от 01.12.2012 № 1598, от 13.12.2012 № 1652, от 01.06.2013 № 528, от 02.12.2013 № 873, от 04.12.2013 № 880, от 02.05.2014 № 295, от 21.07.2014 № 520, от 21.07.2014 № 526, от 29.07.2014 № 538, от 10.09.2014 № 627, от 28.10.2014 № 698, от 29.12.2014 № 824, от 31.12.2014 № 837, от 12.03.2015 № 129, от 10.07.2015 № 347, от 17.03.2016 № 127, от 12.04.2016 № 178, от 30.07.2016 № 385, от 25.08.2016 № 430, от 10.10.2016 № 537, от 16.01.2017 № 12, от 26.01.2017 № 35, от 19.08.2017 № 381, от 23.08.2017 № 397, от 10.02.2018 № 64, от 08.06.2018 № 291, от 14.06.2018 № 335, от 19.07.2018 № 443, от 10.11.2018 № 651, от 08.02.2019 № 47, от 31.12.2019 № 640, от 03.02.2020 № 90, от 26.06.2020 № 425, от 13.07.2020 № 454, от 30.07.2020 № 486, от 05.07.2021 № 402, от 12.07.2021 № 416, от 26.07.2021 № 435, от 04.08.2021 № 447, от 21.09.2021 № 543, от 29.10.2021 № 610, от 06.06.2022 № 353, от 05.07.2022 № 425, от 22.08.2022 № 567, от 24.10.2022 № 765, от 22.05.2023 № 362, от 22.05.2023 № 365)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственной гражданской службе Российской Федерации

Принят Государственной Думой                               7 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации                                    15 июля 2004 года

(В редакции федеральных законов от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 12.04.2007 № 48-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 29.03.2008 № 30-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ, от 17.07.2009 № 160-ФЗ, от 18.07.2009 № 187-ФЗ, от 25.11.2009 № 269-ФЗ, от 17.12.2009 № 322-ФЗ, от 29.01.2010 № 1-ФЗ, от 14.02.2010 № 9-ФЗ, от 29.11.2010 № 317-ФЗ, от 28.12.2010 № 419-ФЗ, от 27.06.2011 № 155-ФЗ, от 11.07.2011 № 204-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 06.12.2011 № 395-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 30.12.2012 № 295-ФЗ, от 30.12.2012 № 327-ФЗ, от 05.04.2013 № 57-ФЗ, от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 07.06.2013 № 116-ФЗ, от 02.07.2013 № 149-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 22.10.2013 № 284-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 02.04.2014 № 53-ФЗ, от 22.12.2014 № 431-ФЗ, от 31.12.2014 № 509-ФЗ, от 31.12.2014 № 510-ФЗ, от 08.06.2015 № 147-ФЗ, от 13.07.2015 № 262-ФЗ, от 05.10.2015 № 285-ФЗ, от 29.12.2015 № 395-ФЗ, от 30.12.2015 № 418-ФЗ, от 23.05.2016 № 143-ФЗ, от 02.06.2016 № 176-ФЗ, от 30.06.2016 № 224-ФЗ, от 03.07.2016 № 276-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 03.04.2017 № 64-ФЗ, от 01.07.2017 № 132-ФЗ, от 01.07.2017 № 133-ФЗ, от 26.07.2017 № 192-ФЗ, от 29.07.2017 № 217-ФЗ, от 29.07.2017 № 275-ФЗ, от 28.12.2017 № 423-ФЗ, от 03.08.2018 № 307-ФЗ, от 03.08.2018 № 337-ФЗ, от 30.10.2018 № 382-ФЗ, от 11.12.2018 № 461-ФЗ, от 01.05.2019 № 99-ФЗ, от 02.12.2019 № 418-ФЗ, от 16.12.2019 № 432-ФЗ, от 08.06.2020 № 181-ФЗ, от 20.07.2020 № 226-ФЗ, от 20.07.2020 № 227-ФЗ, от 31.07.2020 № 268-ФЗ, от 31.07.2020 № 288-ФЗ, от 27.10.2020 № 346-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 24.03.2021 № 52-ФЗ, от 30.04.2021 № 116-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 29.11.2021 № 385-ФЗ, от 30.12.2021 № 437-ФЗ, от 07.10.2022 № 379-ФЗ, от 04.11.2022 № 424-ФЗ, от 04.11.2022 № 427-ФЗ, от 05.12.2022 № 472-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ, от 28.12.2022 № 569-ФЗ, от 29.12.2022 № 645-ФЗ, от 28.04.2023 № 150-ФЗ, от 13.06.2023 № 258-ФЗ)

(С учетом Федерального закона от 17.12.2009 № 313-ФЗ; постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 № 25-П, от 15.11.2012 № 26-П, от 06.12.2012 № 31-П; федеральных законов от 02.12.2013 № 350-ФЗ, от 01.12.2014 № 396-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 08.12.2020 № 395-ФЗ)

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О системе государственной службы Российской Федерации”) устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также – государственные должности) – должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

2) представитель нанимателя – руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации;

3) профессиональный уровень – уровень знаний и умений гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, федерального государственного гражданского служащего, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также – гражданский служащий), необходимых для исполнения должностных обязанностей; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

4) оценка профессионального уровня – определение уровня знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей, у гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также – должность гражданской службы), гражданского служащего; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

5) область профессиональной служебной деятельности – совокупность задач, полномочий и функций федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы), лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, на реализацию которых направлено исполнение должностных обязанностей гражданских служащих; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

6) вид профессиональной служебной деятельности – специализация на отдельных задачах, полномочиях и функциях государственного органа в пределах области профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) гражданского служащего. (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 07.06.2013 № 116-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

2. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также – федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также – гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Статья 4. Принципы гражданской службы

Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными  качествами гражданского служащего; (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом “О системе государственной службы Российской Федерации”;

3) настоящим Федеральным законом;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента Российской Федерации;

6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) нормативными правовыми актами государственных органов.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью – Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;

3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы; (В редакции Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих; (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 29.07.2017 № 275-ФЗ)

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Глава 2. Должности гражданской службы

Статья 8. Должности гражданской службы

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Статья 9. Классификация должностей гражданской службы

1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий “руководители” и “помощники (советники)” подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории “специалисты” подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории “обеспечивающие специалисты” подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

1. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

2. Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 149-ФЗ)

3. (Часть утратила силу – Федеральный закон от 28.12.2010 № 419-ФЗ)

Статья 11. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги

1. Федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – классный чин гражданской службы Российской Федерации), или классный чин юстиции, или дипломатический ранг. Гражданскому служащему субъекта Российской Федерации присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации.

2. Классные чины гражданской службы Российской Федерации присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, по которым не предусмотрено присвоение классных чинов юстиции и дипломатических рангов.

3. Классные чины юстиции присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, квалификационным требованием для замещения которых является наличие юридического образования, в определенных Президентом Российской Федерации федеральных государственных органах и их территориальных органах (органах), а также в аппаратах федеральных судов.

4. Дипломатические ранги присваиваются федеральным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 205-ФЗ “Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации”.

5. Классные чины – классные чины гражданской службы Российской Федерации, классные чины гражданской службы субъектов Российской Федерации, классные чины юстиции – присваиваются гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

6. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы высшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции – действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации – действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

7. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы главной группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции – государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации – государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

8. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – советник государственной гражданской службы Ро