Казенное предприятие не может быть признано банкротом

1.
Какая организация может быть признана
банкротом?

3)
товарищество на вере.

2.
Какая организация не может быть признана
банкротом?

3.
Минимальный размер задолженности для
признания организациибанкротом
составляет:

1)
100 тыс. руб.;

4.
Минимальный срок задолженности для
признания организации
 банкротом
составляет:

5.
Что из перечисленного не является
процедурой банкротства?

6.
Какая процедура начинается после
признания должника банкротом?

7.
Какую процедуру банкротства проводит
временный управляющий?

8.
Какую процедуру банкротства проводит
административный
 управляющий?

9.
Сколько очередей предусмотрено для
удовлетворения требованийкредиторов
в процессе банкротства?

10.
Максимальный срок конкурсного производства
составляет:

11.
Дела о банкротстве рассматриваются:

3)
судом общей юрисдикции в порядке особого
производства.

12.
Когда созывается первое собрание
кредиторов?

1)
Перед подачей заявления в суд;

2)
перед окончанием наблюдения;

3)
по усмотрению арбитражного управляющего.

13.
Какая процедура банкротства вводится
под обеспечение
 обязательств
должника?

14.
На какой стадии банкротства происходит
отстранение руководствадолжника?

15.
В отношении какого должника невозможно
введение внешнегоуправления?

16.
Внеочередными требованиями признаются:

2)
текущие коммунальные расходы;

3)
требования, обеспеченные залогом
имущества должника.

17.
Назовите внеочередное требование:

2)
выплата выходных пособий работникам;

3)
недоимка по налогам.

18.
Внешнее управление вводится под
поручительство государства вотношении:

3)
кредитных организаций, банков.

19.
Что из перечисленного является процедурой
банкротства?

2)
замещение активов должника;

20.
Какая процедура вводится для банкротства
организаций, фактическипрекративших
свою деятельность?

Тест
N 4. “Несостоятельность (банкротство)
участников торговли”

1-3.
2-1. 3-1. 4-2. 5-3. 6-2. 7-2. 8-1. 9-2. 10-2. 11-2. 12-2. 13-2. 14-3.
15-2. 16-2. 17-1.18-2. 19-1. 20-2.

МУП «Автотранспортные перевозки» было признано банкротом в ноябре 2017 года.

Конкурсный кредитор обратился в суд с требованием привлечь к субсидиарной ответственности бывшего руководителя предприятия и учредителя – Администрацию муниципального образования «Бологовский район».

По мнению кредитора, КДЛ совершали умышленные действия, повлекшие невозможность осуществлять хозяйственную деятельность Предприятия. К числу таких действий заявитель отнес вывод имущества, являвшегося основной производственной мощностью предприятия, а также осуществление перевода сотрудников в иное предприятие с целью ухода от исполнения финансовых обязательств.

Однако суды первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении требования. Суды исходили из того, что положения пункта 3 статьи 56 и пункта 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагают возможность привлечения к субсидиарной ответственности создавшего предприятие муниципального образования только в случае, когда унитарное предприятие основано на праве оперативного управления и является казенным, в то время как в рассматриваемом деле Должник действовал на праве хозяйственного ведения.

Арбитражный суд Северо-Западного округа не согласился с выводами судов нижестоящих инстанций, ведь они основывали свою позицию на неверном применении норм материального права и не учитывали специальные нормы Закона о банкротстве, не исключающие собственников унитарных предприятий из числа субъектов, к которым могут быть применены нормы о субсидиарной ответственности.

Порочная практика изъятия у унитарных предприятий с неустойчивым положением активов и их последующей передачей иным предприятиям облегчает процесс доказывания совершения вредоносных действий.

Администрация муниципального образования «Бологовский район», являясь учредителем и собственником имущества должника, не могла не знать о его финансовом положении, и должна была осознавать, что соответствующие действия приведут к объективному банкротству Предприятия.

Указанный вывод суда округа предоставляет важные гарантии для кредиторов унитарных предприятий. Как известно, в силу специфики деятельности кредиторы вынуждены продолжать взаимодействие с проблемными предприятиями. Применение механизма субсидиарной ответственности в подобных случаях может стать единственной возможностью удовлетворения требований кредиторов.

Банкротство может быть инициировано только в том случае, если сумма задолженности юрлица превышает 300 тысяч рублей.

Банкротство — это неспособность компании платить по обязательствам: начислять зарплату, выходные пособия, рассчитываться с контрагентами. Чтобы арбитражный суд вынес решение о несостоятельности, срок задержки платежей должен быть не менее трёх месяцев, а общая сумма задолженности — не менее 300 тысяч рублей.

Когда можно подать иск о банкротстве юридических лиц?

Процедуру начинают при наличии долгов общим размером свыше 300 тыс. рублей. Сюда включен не только сам заем, но также и проценты по нему, штрафы и пени. При этом судебная практика показывает, что ограничения, касающиеся минимальной суммы, от которой можно подать иск банкротство юридических лиц, касаются исключительно кредиторов.

Что нужно знать о банкротстве?

Согласно закону «О банкротстве» руководство, учредители компании или представители ее интересов имеют право инициировать банкротство, однако для того чтобы заявление было принято судебной инстанцией должны быть соблюдены ряд условий.

Какая сумма долга должна быть для банкротства?

У предпринимателей, как и обычных физических лиц, есть право обратиться в суд с заявлением о банкротстве при любой сумме долга. Другое дело — когда сумма долга уже превышает 500 000 рублей. Тогда бизнесмен уже обязан обратиться в суд. Перед этим стоит прекратить деятельность в качестве ИП.

Когда юр лицо может объявить себя банкротом?

Юридическое лицо признается банкротом исключительно по решению арбитражного суда. Фактическим основанием этого решения является подтвержденное в установленном порядке длительное отсутствие возможности погасить задолженность перед кредиторами по взятым на себя обязательствам.

Какое юридическое лицо не может быть признано банкротом?

1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Публично-правовая компания не может быть признана несостоятельной (банкротом).

Что происходит с фирмой после признания его банкротом?

Банкротство позволяет компании легально списать долги, а её основателю — начать бизнес с чистого листа. Да, в отличие от физлиц, у компании после банкротства не остаётся никаких долгов. Но её топ-менеджмент могут привлечь к субсидиарной ответственности (в российских судах такая практика распространена).

Что нельзя после банкротства физ лица?

К незначимым последствиям можно отнести то, что после банкротства физического лица:

  • Вам запрещается три года занимать должность директора любой организации.
  • пять лет Вы не сможете возглавлять МФО и негосударственные пенсионные фонды, десять лет — банки;
  • Вы не сможете в течение пяти лет вновь «оформить банкротство»;

Какие долги не списываются при банкротстве?

Какие долги суд не спишет при банкротстве

  • алиментные платежи;
  • зарплатные выплаты;
  • возмещение вреда, если он причинен жизни или здоровью;
  • моральный вред.

Когда предприятие признают банкротом?

Далеко не любая организация, испытывающая финансовые трудности, может считаться банкротом. Основной признак банкротства — долг в размере более 300 000 рублей, срок расчета по которому наступил более 3 месяцев назад. Компания признается банкротом по решению арбитражного суда. взыскать с них долги уже невозможно.

Кто может быть признан банкротом?

Гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.

Почему казенное предприятие нельзя признать банкротом?

Статус казенного учреждения дает своего рода «иммунитет» Департаменту, и нормы Закона о банкротстве на него не распространяются. Следовательно, признать банкротом его невозможно.

Какие организации нельзя банкротить?

Кого нельзя банкротить

  • казённое предприятие;
  • государственное учреждение;
  • политическую партию;
  • религиозную организацию.

Что понимается под банкротством?

➢ Под банкротством понимается ситуация, когда человек не может платить по своим долгам. Такой человек называется должником (или банкротом), а те, кому он должен – его кредиторами. ➢ Чтобы решить свои проблемы, должник и кредиторы могут инициировать процедуру банкротства. Она может быть судебной и внесудебной.

Что происходит при банкротстве компании?

Суд признает компанию банкротом и назначает конкурсного управляющего. Он проводит инвентаризацию, привлекает оценщика и затем продаёт имущество компании для погашения долгов. Производство занимает шесть месяцев с возможностью продлить ещё на шесть. В завершении в ЕГРЮЛ появляется запись о ликвидации компании-должника.

Для чего банкротят фирмы?

Банкротство предприятия может выполняться с совершенно разными целями. Банкротство должника позволяет кредиторам оспорить сделки, совершенные должником в течение последних 1-3 лет, что позволяет вернуть некоторую часть имущества в конкурсную массу и передать его кредиторам в счет погашения долга.

Что будет с работниками при банкротстве предприятия?

Ответ: Предприятие-банкрот должен выплатить работникам заработную платы за отработанное время, выходное пособие в размере одного среднемесячного заработка, компенсацию в размере среднемесячного заработка за увольнение в срок меньший, чем два месяца после получения уведомления.

Что такое минимальная сумма для банкротства?

  • Такая минимальная сумма для банкротства рассматривается, если гражданин докажет, что выплатив хотя бы часть долга одному из кредиторов, погашение требований остальных лиц станет невозможным. В случае если размер просроченных обязательств менее, чем 300 тыс. руб., в суд обращаться не имеет смысла.

Что такое производство по делу о банкротстве?

  • При этом, п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве указывает, что производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее триста тысяч рублей.

Возможно ли банкротство некоммерческих организаций?

Ю. Свит, кандидат юридических наук (г. Москва).

Таким образом, ГК распространяет действие норм о несостоятельности в основном на коммерческие организации. При этом норма п. 1 ст. 65 ГК императивна и не допускает дополнения перечня некоммерческих организаций, к которым применимы процедуры банкротства, какими-либо иными видами некоммерческих организаций. Подобный подход плохо согласуется с положением п. 3 ст. 50 ГК, содержащим открытый перечень некоммерческих организаций. В результате заранее исключается возможность распространения положений о банкротстве на вновь вводимые формы некоммерческих организаций. Если же такая необходимость возникнет, придется вносить соответствующие изменения в п. 1 ст. 65 ГК и в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о несостоятельности).

С учетом данных обстоятельств представляется, что определение круга некоммерческих организаций, в отношении которых применимы процедуры банкротства, путем перечисления их конкретных форм вряд ли оправданно. Более рациональным с точки зрения юридической техники в рассматриваемой ситуации было бы установление критериев отнесения некоммерческих организаций к числу юридических лиц, на которые распространяется законодательство о банкротстве. Ни ГК, ни Закон о несостоятельности не содержат таких критериев. Однако их можно выявить путем анализа норм, определяющих понятие и признаки несостоятельности, а также цель применения процедур банкротства.

Из смысла п. 1 ст. 65 ГК следует, что отправным критерием является цель деятельности организации – извлечение прибыли. Для того чтобы определить, насколько занятие предпринимательской деятельностью связано с возможностью применения положений о банкротстве, необходимо рассмотреть, во-первых, особенности правоспособности коммерческих и некоммерческих организаций, во-вторых, цели применения института несостоятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с ней обязанности. В этом же пункте указывается, что коммерческие организации, за некоторыми исключениями, могут иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. В отношении некоммерческих организаций установлено общее ограничение на занятие предпринимательской деятельностью – такая деятельность допускается только постольку, поскольку она необходима для достижения уставных целей организации (п. 3 ст. 50 ГК). Помимо этого, в ГК установлены ограничения возможности участия некоммерческих организаций в некоторых обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования (ст. 825 ГК), сторонами в договоре коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК). По общему правилу, доверительным управляющим также может быть только коммерческая организация (п. 1 ст. 1015 ГК). Однако и коммерческие организации не могут быть субъектами некоторых обязательств. В частности, они не могут выступать в качестве одаряемых (п. 4 ст. 575 ГК), получателей постоянной ренты (п. 1 ст. 589 ГК). В некоторых сделках одной из сторон могут участвовать только специализированные коммерческие организации. Например, только кредитные организации могут являться стороной, принимающей денежные средства и осуществляющей операции по счету в договорах банковского вклада (ст. 834 ГК) и банковского счета (ст. 845 ГК). Только банки, иные кредитные учреждения и страховые организации вправе выдавать банковскую гарантию (ст. 368 ГК) и т.д.

Необходимо отметить, что имеющиеся ограничения участия в хозяйственном обороте для некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в гражданско – правовых отношениях. Следовательно, по части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало отличается от правоспособности коммерческого юридического лица. К тому же закон закрепляет за некоторыми видами некоммерческих организаций право заниматься предпринимательской деятельностью, а потребительскому кооперативу даже предоставляет право распределять часть прибыли среди участников (ст. 116 ГК). Правом на занятие предпринимательской деятельностью для достижения уставных целей, кроме фондов и потребительских кооперативов, наделены, в частности, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации (ст. ст. 8, 10 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Участие в предпринимательской деятельности не противоречит сущности некоммерческих организаций – ведь основным отличием их от коммерческих является то, что вся прибыль первых должна идти на достижение уставных целей, а не распределяться между учредителями. Некоммерческая организация участвует в различных имущественных отношениях и может выступать в роли должника и кредитора. Как и коммерческие юридические лица, некоммерческие организации (за исключением учреждений) самостоятельно отвечают по своим обязательствам в полном объеме, и если ответственность вытекает из обязательства, связанного с предпринимательской деятельностью, она наступает независимо от наличия вины организации. Причем для кредитора безразлично, в связи с чем возникло обязательство должника. В любом случае действует принцип ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. В определении несостоятельности также отсутствует указание на то, что задолженность должна возникнуть при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 2 Закона о несостоятельности “несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом”. Из этого следует, что основанием для признания должника банкротом является невозможность удовлетворения любых требований кредиторов в течение определенного срока, если задолженность достигает установленного законодательством размера. Под должником согласно той же ст. 2 Закона о несостоятельности понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.

Из сказанного можно сделать вывод, что ограничение некоммерческих организаций в занятии предпринимательской деятельностью не может являться достаточным основанием, чтобы исключить возможность применения к ним процедур банкротства.

Следующим требованием, необходимым для реализации процедур банкротства, выступает наличие в собственности или хозяйственном ведении организации обособленного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данный критерий связан с таким признаком юридического лица, как способность нести самостоятельную имущественную ответственность. В том случае, если у организации имеется обособленное имущество, но оно принадлежит ей на праве оперативного управления, для восполнения ограничения на распоряжение закрепленным за организацией имуществом и защиты интересов кредиторов введено правило о дополнительной ответственности собственника по долгам такой организации (ст. ст. 115, 120 ГК). Подобная организация не может быть признана банкротом, так как не обладает имуществом (кроме выделенных собственником денежных средств), которым может самостоятельно распоряжаться. Банкротство здесь не имеет смысла, так как все имущество принадлежит собственнику, который несет дополнительную ответственность по долгам организации. Следовательно, банкротом должен признаваться именно он. В силу этого процедуры банкротства неприменимы к казенным заводам. Последние не имеют права самостоятельно распоряжаться переданным им имуществом (ст. 296 ГК), дополнительную ответственность по их обязательствам несет государство (ч. 5 ст. 115 ГК).

Таким образом, возможность признания организации несостоятельной определяется прежде всего способностью нести самостоятельную имущественную ответственность. Большинству некоммерческих организаций имущество принадлежит на праве собственности. Лишь один вид некоммерческих организаций – учреждение – обладает имуществом на праве оперативного управления и имеет весьма ограниченные возможности им распоряжаться. Можно сделать вывод, что практически у всех некоммерческих организаций есть экономические предпосылки для применения к ним процедур несостоятельности.

Поскольку некоммерческие организации активно участвуют в гражданском обороте, необходимо обеспечить как интересы их кредиторов, в том числе работников организации, так и интересы самой организации на случай наступления неплатежеспособности. В связи с этим следует отметить, что задачей института банкротства является защита интересов кредиторов и соразмерное удовлетворение их требований в порядке установленной очередности, а также предоставление возможности должнику восстановить свое финансовое положение, продолжить деятельность после погашения требований кредиторов. Неприменение к некоммерческим организациям процедур банкротства не только снижает возможности кредиторов по взысканию задолженности с неплатежеспособной некоммерческой организации, но и ущемляет интересы самой организации – должника, так как лишает ее права использовать предусмотренные законодательством о несостоятельности средства, направленные на восстановление платежеспособности.

В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом. Так, ранее действовавший Закон РФ от 19 ноября 1992 г. “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” допускал применение процедур банкротства только к юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, каковыми на тот момент являлись предприятия. ГК отступил от данного принципа, признав субъектами несостоятельности фонды и потребительские кооперативы.

Следует отметить, что правило о признании банкротами в зависимости от характера и целей деятельности ГК установил не только в отношении юридических лиц, но и граждан. По ГК банкротами могут признаваться только граждане – предприниматели (ст. 25 ГК), а в Законе о несостоятельности есть глава, посвященная признанию банкротом гражданина, не занимающегося предпринимательской деятельностью.

Представляется, что для обеспечения истинного равноправия субъектов гражданских правоотношений необходимо включить некоммерческие организации (кроме тех, которые обладают имуществом на праве оперативного управления) в число субъектов несостоятельности. Это позволит создать дополнительные гарантии для кредиторов в отношении возможности взыскания задолженности, а также позволит некоммерческим организациям использовать меры по восстановлению платежеспособности и освобождению от долгов, предусмотренные законодательством о банкротстве.

Однако к некоммерческим организациям вряд ли можно применить общие процедуры банкротства без соответствующей корректировки с учетом целей их деятельности. В частности, это касается восстановительных мероприятий и процедуры внешнего управления. Проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности не должно приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера, ради которой создана организация. Поэтому важная роль в восстановлении платежеспособности должна отводиться не расширению предпринимательской деятельности организации, а приведению в надлежащее состояние ее дел (взыскание долгов, реализация недвижимого имущества, не имеющего существенного значения для деятельности организации и т.п.) и получению помощи от учредителей и иных лиц. Это согласуется с положениями ст. 26 Закона о несостоятельности, где говорится, что меры по восстановлению платежеспособности могут быть приняты кредиторами или иными лицами по соглашению с должником.

Проверь себя. Тест n 5

1.
Что из перечисленного не является ценной
бумагой?

2.
Ценной бумагой является:

3.
Ценной бумагой не является:

3)
именная сберегательная книжка.

4.
Назовите эмиссионную ценную бумагу:

5.
Товарораспорядительная ценная бумага
– это:

6.
Права управления юридическим лицом
предоставляет:

7.
Какие ценные бумаги передаются путем
индоссамента?

8.
На какой ценной бумаге не совершается
индоссамент?

9.
На какой ценной бумаге совершается
индоссамент?

10.
Какая ценная бумага не может быть выдана
“на предъявителя”?

11.
Какая ценная бумага может быть выдана
“на предъявителя”?

12.
Какая ценная бумага может быть только
именной?

13.
“Золотая акция” – это:

1)
привилегированная акция типа “А”,
принадлежащая государству;

2)
привилегированная акция типа “Б”,
принадлежащая трудовому коллективу
приватизируемого предприятия;

3)
право “вето” на решения общего
собрания акционеров ОАО.

14.
В какой форме выпускаются акции?

3)
в любой форме по решению общего акционеров.

15.
Какая ценная бумага составляется только
на бумажном носителе?

16.
Владельцы каких акций получают
фиксированные дивиденды?

17.
Доля привилегированных акций в уставном
капитале АО должнасоставлять:

1)
Не более 51%;

2)
не более 25%;

3)
величину, предусмотренную уставом.

18.
Складское свидетельство может быть:

1)
простым и двойным;

2)
простым и переводным;

3)
обыкновенным и привилегированным.

19.
Права на товар, следующий по морской
перевозке, удостоверяются:

20.
Правообладателем товарного знака не
может быть:

1)
гражданин – физическое лицо;

21.
Сколько времени действует регистрация
наименования места происхождения
товара?

22.
Какой способ индивидуализации продукции
не пользуется правовойзащитой?

2)
наименование места происхождения
товара;

23.
Товарные знаки регистрируются в:

2)
Федеральной регистрационной службе;

24.
Регистрация товарного знака действует
в течение:

25.
Право на использование товарного знака
может передаваться:

1)
по лицензионному договору;

2)
по дистрибьютерскому договору об
исключительной продаже товара;

3)
не передается вообще.

26.
Право на использование знака обслуживания
может передаваться:

1)
по агентскому договору;

2)
по договору об отчуждении исключительного
права;

3)
по консигнационному договору.

27.
Сколько раз может продлеваться действие
свидетельства на
 товарный
знак?

1)
торговая марка, производственная марка;

2)
товарный знак, знак обслуживания;

3)
производственная марка, наименование
места происхождения товара.

29.
Какой способ индивидуализации продукции
может быть оформленлоготипом?

3)
наименование места происхождения
товара.

30.
Какими правами наделен правообладатель
знака обслуживания?

Тест
N 5. “Объекты торгового оборота и
средства их индивидуализации”

1-3.
2-2. 3-3. 4-1. 5-1. 6-2. 7-2. 8-3. 9-2. 10-1. 11-3. 12-3. 13-3. 14-2.
15-3. 16-3. 17-2.18-1. 19-3. 20-1. 21-1. 22-1. 23-1. 24-2. 25-1.
26-2. 27-3. 28-2. 29-1. 30-1.

Лица, не подлежащие банкротству

Казенное предприятие не может быть признано банкротом

Рис.
1. Лица, не подпадающие под процедуры
банкротства

Не
подлежат банкротству
в
порядке, предусмотренном законом о
банкротстве:

  • казенные
    предприятия
    (п.2 ст.1 Закона о банкротстве)

Казенное предприятие
– это унитарное предприятие на праве
оперативного управления (ст.115 ГК РФ),
которое может быть учреждено Правительством
РФ (федеральное казенное предприятие),
органом государственной власти субъекта
Российской Федерации или органом
местного самоуправления (муниципальное
казенное предприятие) (ст.8 Федерального
закона «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях» от 14.11.2002 №161-ФЗ
(ред. от 08.12.2003, с изм. от 18.12.2006)).

Казенное предприятие
не подпадает под действие Закона о
банкротстве в силу прямого указания
закона, тем не менее, оно может быть
ликвидировано. Это можно осуществить
по решению собственника имущества
казенного предприятия или по решению
суда по основаниям, указанным в Гражданском
Кодексе или в других федеральных законах
(пп.1 и 2 ст. 35 Федерального закона «О
государственных и муниципальных
унитарных предприятиях»).

Необходимо отметить,
что нормы, регламентирующие банкротство
казенных предприятий, не урегулированы.
Так, в случае если при проведении
ликвидации государственного или
муниципального предприятия установлена
его неспособность удовлетворить
требования кредиторов в полном объеме,
руководитель такого предприятия или
ликвидационная комиссия должны обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании
государственного или муниципального
предприятия банкротом (п.3 ст. 35 Федерального
закона «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях»). В то же время,
нормы Закона о банкротства к таким
предприятиям не применимы. В п.5 ст. 115
ГК РФ указано, что собственник имущества
казенного предприятия несет субсидиарную
ответственность по обязательствам
такого предприятия при недостаточности
его имущества. В законодательстве четко
не прописан механизм банкротства
казенных предприятий.

!
федеральные государственные унитарные
предприятия и муниципальные унитарные
предприятия, а также акционерные общества
и общества с ограниченной ответственностью,
в которых государство является участником
(акционером), могут быть признаны
банкротами наравне с другими организациями

  • учреждения
    (п.2 ст.1 Закона о банкротстве).

Учреждение
– организация, созданная собственником
для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных функций
некоммерческого характера и финансируемая
им полностью или частично (п.1 ст.120 ГК
РФ).

По
видам собственников законодательство
делит учреждения на частные, государственные
и муниципальные.

Казенное предприятие не может быть признано банкротом

Частное учреждение
– некоммерческая организация, созданная
собственником (гражданином или юридическим
лицом) для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных функций
некоммерческого характера (п.2 ст. 120 ГК
РФ, ст.9 Федерального закона «О
некоммерческих организациях» от
12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 26.06.2007)).

Бюджетное
учреждение
(государственное,
муниципальное) – организация, созданная
органами государственной власти
Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления для осуществления
управленческих, социально-культурных,
научно-технических или иных функций
некоммерческого характера, деятельность
которой финансируется из соответствующего
бюджета или бюджета государственного
внебюджетного фонда на основе сметы
доходов и расходов. К ним относятся
организации, наделенные государственным
или муниципальным имуществом на праве
оперативного управления, за исключением
казенных предприятий и автономных
учреждений (ст. 120 ГК РФ, ст. 161 Бюджетного
Кодекса Российской Федерации от
31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.04.2007))

Автономное
учреждение
некоммерческая
организация, созданная Российской
Федерацией, субъектом Российской
Федерации или муниципальным образованием
для выполнения работ, оказания услуг в
целях осуществления предусмотренных
законодательством Российской Федерации
полномочий органов государственной
власти, полномочий органов местного
самоуправления в сферах науки, образования,
здравоохранения, культуры, социальной
защиты, занятости населения, физической
культуры и спорта. В отличие от бюджетных
организаций, оно само отвечает по своим
обязательствам всем закрепленным за
ним имуществом, за исключением недвижимого
имущества и особо ценного движимого
имущества, закрепленных за автономным
учреждением собственником этого
имущества или приобретенных автономным
учреждением за счет выделенных таким
собственником средств. Собственник
имущества автономного учреждения не
несет ответственность по обязательствам
автономного учреждения (ст. 120 ГК РФ,
Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об
автономных учреждениях»).

По отраслевому
признаку законодательство выделяет
следующие типы учреждений:

Общественное
учреждение
– не имеющее членства
общественное объединение, ставящее
своей целью оказание конкретного вида
услуг, отвечающих интересам участников
и соответствующих уставным целям
указанного объединения (ст. 11 Федерального
закона «Об общественных объединениях»
от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 02.02.2006)). В данном
случае возникает вопрос, подпадают ли
общественные учреждения под действие
Закона о банкротстве, т.к. общественные
объединения среди организаций, не
подпадающих под действие этого закона,
в нем не перечислены. Следовательно,
общественные организации могут быть
признаны банкротами и должны проводить
процедуры на основании Закона о
банкротстве.

Учреждения
социального обслуживания
(независимо
от форм собственности): комплексные
центры социального обслуживания
населения; территориальные центры
социальной помощи семье и детям; центры
социального обслуживания;
социально-реабилитационные центры для
несовершеннолетних; центры помощи
детям, оставшимся без попечения родителей;
социальные приюты для детей и подростков;
центры психолого-педагогической помощи
населению; центры экстренной психологической
помощи по телефону; центры (отделения)
социальной помощи на дому; дома ночного
пребывания; специальные дома для одиноких
престарелых; стационарные учреждения
социального обслуживания (дома-интернаты
для престарелых и инвалидов,
психоневрологические интернаты, детские
дома-интернаты для умственно отсталых
детей, дома-интернаты для детей с
физическими недостатками); геронтологические
центры; иные учреждения, предоставляющие
социальные услуги (ст. 17 Федерального
закона «Об основах социального
обслуживания населения в Российской
Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от
22.08.2004), ст. 30 Федерального закона «О
социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ
(ред. от 22.08.2004)).

Образовательное
учреждение
– учреждение, осуществляющее
образовательный процесс, то есть
реализующее одну или несколько
образовательных программ и (или)
обеспечивающее содержание и воспитание
обучающихся, воспитанников (ст.12 Закона
РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред.
от 30.06.2007)):

  • дошкольные
    учреждения: детские сады различного
    вида, центры развития ребенка
    (Постановление Правительства РФ «Об
    утверждении типового положения о
    дошкольном образовательном учреждении»
    от 01.07.1995 № 677 (ред. от 01.02.2005));

  • общеобразовательные
    учреждения (начального общего, основного
    общего, среднего (полного) общего
    образования);

  • учреждения
    начального профессионального образования:
    профессиональное училище; профессиональный
    лицей – центр непрерывного профессионального
    образования; учебно-курсовой комбинат
    (пункт), учебно-производственный центр,
    техническая школа (горно-механическая,
    мореходная, лесотехническая и др.),
    вечернее (сменное) и другие учреждения
    (Постановление Правительства РФ «Об
    утверждении типового положения об
    учреждении начального профессионального
    образования» от 05.06.1994 № 650 (ред. от
    31.03.2007))

  • учреждения
    среднего профессионального образования,

  • учреждения
    высшего профессионального (университеты,
    академии, институты) и послевузовского
    профессионального образования; (ст. 10
    Федерального закона «О высшем и
    послевузовском профессиональном
    образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от
    20.04.2007), Постановление Правительства
    РФ «Об утверждении типового положения
    об образовательном учреждении высшего
    профессионального образования (Высшем
    учебном заведении) Российской Федерации»
    от 05.04.2001 № 264 (ред. от 17.01.2006));

  • учреждения
    дополнительного профессионального
    образования (повышения квалификации)
    взрослых: академии (за исключением
    академий, являющихся образовательными
    учреждениями высшего профессионального
    образования), институты повышения
    квалификации (усовершенствования) –
    отраслевые, межотраслевые, региональные,
    курсы (школы, центры) повышения
    квалификации, учебные центры службы
    занятости (Постановление Правительства
    РФ «Об утверждении типового положения
    об образовательном учреждении
    дополнительного профессионального
    образования (Повышения квалификации)
    специалистов» от 26.06.1995 №610 (ред. от
    31.03.2003)).

  • специальные
    (коррекционные) для обучающихся,
    воспитанников с отклонениями в развитии;

  • учреждения
    для детей-сирот и детей, оставшихся без
    попечения родителей (законных
    представителей): детские дома, детские
    дома-школы, школы-интернаты, в том числе
    специальные (коррекционные) (Постановление
    Правительства РФ «Об утверждении
    типового положения об образовательном
    учреждении для детей-сирот и детей,
    оставшихся без попечения родителей»
    от 01.07.1995 № 676 (ред. от 23.12.2002));

  • учреждения
    дополнительного образования детей:
    центры дополнительного образования
    детей, развития творчества, детского
    и юношеского туризма и экскурсий (юных
    туристов), эстетического воспитания
    детей (культуры, искусств или по видам
    искусств), детские и детско-юношеские
    центры различных направлений; дворцы,
    дома и станции детского (юношеского)
    творчества, юных натуралистов, спорта,
    художественного творчества (воспитания)
    детей, детской культуры (искусств);
    детские школы искусств, детско-юношеские
    спортивные школы, в том числе
    специализированная ДЮСШ олимпийского
    резерва (Постановление Правительства
    РФ «Об утверждении типового положения
    об образовательном учреждении
    дополнительного образования детей»
    от 07.03.1995 № 233 (ред. от 07.12.2006)).

  • учреждения
    профессионального религиозного
    образования (духовные образовательные
    учреждения) (ст. 19 Федерального закона
    «О свободе совести и о религиозных
    объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от
    06.07.2006)),

  • другие
    учреждения, осуществляющие образовательный
    процесс.

Исправительные
учреждения
: исправительные колонии,
воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные
исправительные учреждения (п.1 ст. 74
Уголовно-исполнительного Кодекса
Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ
(ред. от 06.06.2007), ст.6 Закона РФ «Об
учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения
свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от
19.06.2007)).

Государственные
судебно-экспертные учреждения

специализированные учреждения федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, созданные для
обеспечения исполнения полномочий
судов, судей, органов дознания, лиц,
производящих дознание, следователей и
прокуроров посредством организации и
производства судебной экспертизы (ст.11
Федерального закона «О государственной
судебно-экспертной деятельности в
Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-ФЗ
(ред. от 05.02.2007)).

Консульские
учреждения
: консульские отделы
дипломатических представительств,
генеральные консульства, консульства,
вице – консульства и консульские агентства
(ст.2 Указа Президиума ВС СССР «Об
утверждении Консульского устава СССР»
от 25.06.1976 (утв. Законом СССР от 29.10.1976).

Автономное
учреждение организации культуры
(ст.
46,47 «Основ законодательства Российской
Федерации о культуре» (утв. ВС РФ
09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 29.12.2006)))

Учреждения в
области здравоохранения
(государственные,
муниципальные и частные):
научно-исследовательские учреждения,
образовательные учреждения, аптечные
учреждения, санитарно-профилактические
учреждения, учреждения судебно-медицинской
экспертизы, амбулаторно-поликлинические,
стационарно-поликлинические и больничные
учреждения (ст.12,13,14,38 «Основ законодательства
Российской Федерации о охране здоровья
граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 №5487-1 (ред. от
29.12.2006))

Библиотеки
(Федеральный закон «О библиотечном
деле» от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 26.06.2007))

Музеи
некоммерческие учреждения культуры
(Федеральный закон «О музейном фонде
Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации» от 26.05.1996 №54-ФЗ (ред. от
26.06.2007))

При недостаточности
денежных средств субсидиарную
ответственность по обязательствам
учреждения, за исключением автономного
учреждения, несет собственник
соответствующего имущества (п.2 ст.120 ГК
РФ). Автономное учреждение отвечает
само по своим обязательствам всем
закрепленным за ним имуществом, за
исключением недвижимого имущества и
особо ценного движимого имущества,
закрепленных за автономным учреждением
собственником этого имущества или
приобретенных автономным учреждением
за счет выделенных таким собственником
средств. Собственник имущества автономного
учреждения не несет ответственности
по обязательствам автономного учреждения
(п.2 ст.120 ГК РФ, ст.2 Федерального закона
«Об автономных учреждениях» от 03.11.2006
№ 174-ФЗ). При недостаточности у
ликвидируемого частного учреждения
денежных средств для удовлетворения
требований кредиторов последние вправе
обратиться в суд с иском об удовлетворении
оставшейся части требований за счет
собственника этого учреждения (ст.19
Федерального закона «О некоммерческих
организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от
26.06.2007)).

  • политические
    партии
    (п.2 ст.1 Закона о банкротстве).

Политическая
партия
– это общественное объединение,
созданное в целях участия граждан
Российской Федерации в политической
жизни общества посредством формирования
и выражения их политической воли, участия
в общественных и политических акциях,
в выборах и референдумах, а также в целях
представления интересов граждан в
органах государственной власти и органах
местного самоуправления. (ст. 3 Федерального
закона «О политических партиях» от
11.07.2001 №95-ФЗ (ред. от 26.04.2007), ст. 12.2.
Федерального закона «Об общественных
объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).

Политическая
партия может быть ликвидирована по
решению ее высшего руководящего органа
– съезда – либо по решению Верховного
Суда Российской Федерации (п.1 ст. 41
Федерального закона «О политических
партиях»), а также в случае осуществления
партией экстремистской деятельности
(Федеральный закон «О противодействии
экстремистской деятельности» от
25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 10.05.2007)).

Необходимо отметить,
что законом «О политических партиях»
не рассматривается даже сама возможность
того, что у политической партии будет
имущества меньше, чем долгов.

  • религиозные
    организации
    (п.2 ст.1 Закона о
    банкротстве).

Религиозная
организация
– добровольное объединение
граждан РФ, иных лиц, постоянно и на
законных основаниях проживающих на
территории РФ, образованное в целях
совместного исповедания и распространения
веры и в установленном законом порядке
зарегистрированное в качестве юридического
лица. Религиозной организацией признается
также учреждение или организация,
созданные централизованной религиозной
организацией в соответствии со своим
уставом, имеющие цель и признаки, которые
предусмотрены для религиозных организаций,
в том числе руководящий либо координирующий
орган или учреждение, а также учреждение
профессионального религиозного
образования (ст. 8, 23 Федерального закона
«О свободе совести и о религиозных
объединениях» от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от
06.07.2006)).

Религиозные
организации могут быть ликвидированы
по решению их учредителей или органа,
уполномоченного на то уставом религиозной
организации, а также по решению суда.

!
Все остальные некоммерческие организации
могут быть признаны банкротами.

Некоммерческие
организации, кроме выше перечисленных,
могут создаваться в следующих
организационно-правовых формах:

Таким
образом, все эти некоммерческие
организации могут быть признаны
банкротами в соответствии с Законом о
банкротстве.

  • атомные
    электростанции

    (п.3 ст.1 Закона «Об особенностях
    несостоятельности (банкротства)
    субъектов естественных монополий
    топливно-энергетического комплекса»,
    закон действует до 01.01.2009)

  • физические
    лица, за исключением индивидуальных
    предпринимателей

    (глава Х Закона о банкротстве «Банкротство
    гражданина» существует, однако она не
    вступила в силу).

!
Индивидуальные предприниматели могут
быть признаны банкротами.

Паевой инвестиционный
фонд (ПИФ) – это обособленный имущественный
комплекс, состоящий из имущества,
переданного в доверительное управление
управляющей компании учредителем
(учредителями) доверительного управления
с условием объединения этого имущества
с имуществом иных учредителей
доверительного управления, и из имущества,
полученного в процессе такого управления,
доля в праве собственности на которое
удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой
управляющей компанией. ПИФ не является
юридическим лицом (Федеральный закон
«Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 №
156-ФЗ (ред. от 15.04.2006)).

В связи с тем, что
банкротом может стать гражданин или
юридическое лицо, а ПИФ юридическим
лицом не является, то он и не может быть
объявлен банкротом. К нему даже применяется
не термин «ликвидация», а только термин
«прекращение». При этом управляющая
компания паевым инвестиционным фондом
может быть признана банкротом.

!
Акционерный инвестиционный фонд
подпадает под действие Закона о
банкротстве, поскольку он регистрируется
в форме открытого акционерного общества.

  • Банковские
    группы и банковские холдинги

Банковская группа
– не являющееся юридическим лицом
объединение кредитных организаций, в
котором одна (головная) кредитная
организация оказывает прямо или косвенно
(через третье лицо) существенное влияние
на решения, принимаемые органами
управления другой (других) кредитной
организации (кредитных организаций).
Банковский холдинг – не являющееся
юридическим лицом объединение юридических
лиц с участием кредитной организации
(кредитных организаций), в котором
юридическое лицо, не являющееся кредитной
организацией (головная организация
банковского холдинга), имеет возможность
прямо или косвенно (через третье лицо)
оказывать существенное влияние на
решения, принимаемые органами управления
кредитной организации (кредитных
организаций) (Федеральный закон «О
банках и банковской деятельности» от
02.12.1990 № 395-1 (ред. от 17.05.2007)).

Так же, как и ПИФы,
банковские группы и банковские холдинги
по закону не являются юридическим лицом,
значит их нельзя обанкротить. Однако
юридические лица и кредитные организации,
входящие в структуру банковских холдингов
и банковских групп, подпадают под
действие Закона о банкротстве.

Российская
корпорация нанотехнологий
(Федеральный
закон от 19.07.2007 № 139-ФЗ «О Российской
корпорации нанотехнологий»)