Кем возглавляется в россии система федеральных органов исполнительной власти

В целях повышения эффективности деятельности
федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьёй 112
Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановляю:

1. Установить, что Председатель Правительства
Российской Федерации имеет 9 заместителей, в том числе одного Первого
заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя
Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя
Аппарата Правительства Российской Федерации.

2. Упразднить Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа, передав его функции Министерству экономического
развития Российской Федерации.

3. Установить, что Министерство
экономического развития Российской Федерации является правопреемником
Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа по обязательствам,
в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

а) руководство деятельностью Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального
медико-биологического агентства осуществляет Правительство Российской
Федерации;

б) руководство деятельностью
Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет
Министерство финансов Российской Федерации.

5. Утвердить прилагаемую
структуру федеральных органов исполнительной власти.

а) обеспечить проведение
реорганизационных мероприятий в соответствии с настоящим Указом;

б) определить численность федеральных
государственных служащих Министерства экономического развития Российской
Федерации в связи с передачей ему функций упраздняемого Министерства Российской
Федерации по делам Северного Кавказа;

в) представить
предложения по внесению изменений в акты Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

г) привести
свои акты в соответствие с настоящим Указом.

7. Признать утратившими силу:

абзац четвёртый сводного перечня
государственных должностей Российской Федерации, утверждённого Указом
Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных
должностях Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, № 3, ст. 173);

абзац четвёртый пункта 10 Указа
Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2008, № 20, ст. 2290) в части, касающейся
подведомственности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
и Федерального агентства по управлению государственным имуществом;

пункт 6 Указа Президента Российской
Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов
исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 22, ст. 2754) в части, касающейся подведомственности Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства;

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая
2014 г. № 321 «О Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 20, ст. 2496);

пункты 1, 8 и подпункт «а» пункта 10 Указа
Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных
органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2018, № 21, ст. 2981);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 514 «О некоторых вопросах совершенствования
государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2018, № 38, ст. 5834);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2019, № 9, ст. 824);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 529 «Об образовании Федеральной пробирной
палаты» (Собрание законодательства Российской Федераций, 2019, № 44, ст.
6186).

8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его
официального опубликования.

Структура федеральных
органов исполнительной власти

Утверждена Указом
Президента Российской Федерации

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства,
руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации,
федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным
министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств,
соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному
сотрудничеству

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому
сотрудничеству

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба
Российской Федерации (федеральная служба)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная
служба)

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации
(федеральная служба)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации
(федеральное агентство)

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное
агентство)

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых
осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральное агентство водных ресурсов

Федеральное агентство лесного хозяйства

Федеральное агентство по недропользованию

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральное агентство по рыболовству

Министерство спорта Российской Федерации

Министерство строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральное агентство воздушного транспорта

Федеральное дорожное агентство

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная служба по труду и занятости

Федеральная налоговая служба

Федеральная пробирная палата (федеральная служба)

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Федеральная таможенная служба

Федеральное казначейство (федеральная служба)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Министерство экономического развития Российской Федерации

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Федеральное агентство по туризму

Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные
агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской
Федерации

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Федеральная служба
по надзору в сфере образования и науки

Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное агентство по делам
молодёжи

Федеральное агентство по делам
национальностей

Федера́льные о́рганы исполни́тельной вла́сти, система и структура органов государственного управления, утверждаемая указом Президента Российской Федерации, состоящая из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств и осуществляющая исполнительно-распорядительные функции в Российской Федерации.

В юридической науке под федеральными органами исполнительной власти понимаются: структурные подразделения государственного аппарата; политические учреждения, созданные для участия в осуществлении функций управления и наделённые полномочиями государственно-властного характера; социальные образования, реализующие исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач, возникающих перед обществом и государством.

Федеральные органы исполнительной власти в различных государствах имеют различные наименования. В США это федеральные: агентства, комиссии, советы, организации, бюро, администрации, службы. В Германии используются понятия «федеральное министерство», «федеральное ведомство», «федеральное агентство», а также «федеральное учреждение». Функции данных видов органов власти не всегда чётко разграничены.

В Российской Федерации система и структура федеральных органов исполнительной власти претерпевала неоднократные изменения. Утративший силу указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (1996) утверждал перечень органов, в числе которых наряду с федеральными министерствами и службами имелись такие органы, как государственные комитеты, инспекции, комитеты РФ, федеральные комиссии, федеральные надзоры России. В настоящее время их система установлена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», который определил исчерпывающий перечень видов федеральных органов исполнительной власти: федеральные – министерства, службы и агентства.

Различия видов федеральных органов исполнительной власти заключаются в их функциях. Так, федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Стоит отметить, что Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» расширяет состав федеральных органов исполнительной власти, включая в него Правительство РФ. Так, согласно ст. 1, исполнительную власть РФ осуществляют Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти. При этом согласно п. 3 ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

Законодательство различает понятия «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти. Система – это закрытый перечень видов таких органов: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Подчёркивается взаимосвязь данных органов власти и системный характер их деятельности, невозможность действовать полностью независимо друг от друга. Структура – перечень конкретных федеральных министерств, служб и агентств.

Структуру федеральных органов исполнительной власти уполномочен утверждать только Президент РФ. В настоящее время действует его указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (2020). Перечень таких органов исполнительной власти имеет исчерпывающий характер и может быть расширен лишь путём издания другого указа Президента РФ, утверждающего их новую структуру.

Правовой статус федеральных органов исполнительной власти конкретизируется в положениях об отдельных федеральных министерствах, службах и агентствах.

Специфика федеральных органов исполнительной власти проявляется в масштабах их деятельности. При их определении имеет значение принцип федерализма, разграничения предметов ведения РФ и её субъектов. К исключительному ведению РФ, т. е. к полномочиям, которыми обладает только РФ, относится установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации, деятельности и их формирование.

Важнейший признак федеральных органов исполнительной власти заключается в том, что они действуют от имени РФ. Такие органы являются «федеральными», поскольку их компетенция распространяется на всю территорию РФ. Конституция РФ выделяет два уровня государственной исполнительной власти: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. В то время как органы исполнительной власти субъектов РФ обладают всей полнотой государственной власти лишь вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ, федеральные органы исполнительной власти действуют по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и её субъектов.

Федеральные органы исполнительной власти могут подчиняться лишь властным субъектам, действующим на федеральном уровне. Так, федеральные министерства подчинены либо Президенту РФ, либо Правительству РФ. Федеральные службы и федеральные агентства могут быть подчинены непосредственно Президенту РФ либо Правительству РФ, либо вышестоящему федеральному министерству.

Федеральные органы исполнительной власти можно подразделить на федеральные министерства, службы и агентства, а также их территориальные подразделения, в обязательном порядке подчинённые федеральным органам исполнительной власти. Несмотря на то что федеральные органы исполнительной власти могут создавать территориальные подразделения на уровне субъектов РФ, а также подразделения, действующие в муниципальных образованиях, такие подразделения не имеют одновременного подчинения органам государственной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления.

Сущность федеральных органов исполнительной власти проявляется в наличии организационной самостоятельности, поскольку они обособлены от иных органов власти и организаций и не являются их структурными подразделениями.

Функциональная самостоятельность федеральных органов исполнительной власти заключается в наличии собственной компетенции в рамках определённых предметов ведения, задач деятельности и функций управления. Области государственного управления весьма обширны и в каждой из областей действуют специфические федеральные органы исполнительной власти. При этом их компетенция имеет границы, установленные как в законодательстве, так и в подзаконных актах. Если в законодательстве и подзаконных актах какие-либо вопросы не отнесены к ведению конкретного федерального органа исполнительной власти, он не вправе самостоятельно их решать.

Существуют функции, которые вправе выполнять только определённые виды федеральных органов исполнительной власти. Так, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию осуществляют только федеральные министерства. Федеральные службы и федеральные агентства вправе осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию лишь в случаях, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. В свою очередь, функции по контролю и надзору осуществляют только федеральные службы, за исключением случаев, установленных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Федеральные органы исполнительной власти наряду с Правительством РФ составляют ветвь федеральной государственной исполнительной власти. Им присущи все характерные особенности органов, осуществляющих исполнительную власть, а именно: подзаконный характер компетенции, исполнительно-распорядительный характер деятельности, непрерывность функционирования.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти базируется на множестве нормативных правовых актов, среди которых – Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

При этом, исполняя положения нормативных актов, федеральные органы исполнительной власти сами обладают распорядительными полномочиями, распространяющимися на подчинённых субъектов. Властный характер деятельности федеральных министерств, служб и агентств проявляется в том, что они вправе сами издавать обязательные для исполнения требования и осуществлять контроль за их выполнением. Такие требования представляют собой индивидуальные правовые акты, а в случае если федеральный орган исполнительной власти обладает полномочиями по нормативному правовому регулированию – нормативные правовые акты.

Федеральные органы исполнительной власти действуют непрерывно, что обусловлено необходимостью текущего руководства процессами, происходящими во всех отраслях государственного управления.

Разделение федеральных органов исполнительной власти на виды обусловлено необходимостью их специализации. Однако данный принцип соблюдается не всегда, что проявляется в возможности федеральных министерств и служб осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в случаях, установленных актами Президента РФ и Правительства РФ. Функции по контролю и надзору осуществляют как федеральные службы, так и федеральные агентства в случаях, установленных актами Президента РФ и Правительства РФ.

Эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти в немалой степени зависит от устранения избыточных полномочий и неспецифических функций, что ставит вопрос о целесообразности чёткого разграничения компетенции федеральных министерств, служб и агентств.

Дата публикации:  9 июня 2022 г. в 11:20 (GMT+3)

УКАЗ

В целях повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” постановляю:

1. Установить, что Председатель Правительства Российской Федерации имеет 10 заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра промышленности и торговли Российской Федерации. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 12.07.2022 № 448, от 15.07.2022 № 461)

2. Упразднить Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа, передав его функции Министерству экономического развития Российской Федерации.

3. Установить, что Министерство экономического развития Российской Федерации является правопреемником Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

а) руководство деятельностью Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федерального медико-биологического агентства осуществляет Правительство Российской Федерации; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 207)

б) руководство деятельностью Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

5. Утвердить прилагаемую структуру федеральных органов исполнительной власти.

6. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить проведение реорганизационных мероприятий в соответствии с настоящим Указом;

б) определить численность федеральных государственных служащих Министерства экономического развития Российской Федерации в связи с передачей ему функций упраздняемого Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа;

в) представить предложения по внесению изменений в акты Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

г) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

абзац четвертый сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 “О государственных должностях Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 173);

абзац четвертый пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая  2008 г. № 724 “Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 20, ст. 2290) в части, касающейся подведомственности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федерального агентства по управлению государственным имуществом;

пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 22, ст. 2754) в части, касающейся подведомственности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства;

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 321 “О Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 20, ст. 2496);

пункты 1, 8 и подпункт “а” пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 21, ст. 2981);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 514 “О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 38, ст. 5834);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № 78 “О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 9, ст. 824);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 529 “Об образовании Федеральной пробирной палаты” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 44, ст. 6186).

8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации                              В.Путин

УТВЕРЖДЕНАУказом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 21

СТРУКТУРАфедеральных органов исполнительной власти

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Дополнение абзацем – Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 207)

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральное агентство по недропользованию

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральное агентство по рыболовству

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная служба по труду и занятости

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Абзац (Исключен – Указ Президента Российской Федерации от 20.11.2020 № 719)

Федеральная служба по аккредитации

Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Абзац (Исключен – Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2020 № 372)

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Абзац (Исключен – Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 207)

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное медико-биологическое агентство

Федеральное агентство по делам молодежи

Федеральное агентство по делам национальностей

(Дополнение абзацем – Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2020 № 372) Абзац (Исключен – Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2022 № 759)

_____________

Исполни́тельная власть в Росси́йской Федера́ции, относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти, основным предназначением которой является обеспечение исполнения законов и иных нормативных правовых актов специально созданными органами исполнительной власти и иными субъектами, осуществляющими функции публичного управления.

Существенным принципом исполнительной власти в правовом государстве является принцип, согласно которому права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти ст. 18 Конституции РФ).

Традиционной для российского административного права является проблема соотношения понятий «исполнительная власть» и «государственное управление», обусловленная, с одной стороны, тем, что Конституция РФ не использует понятие «государственное управление», а с другой стороны, многозначностью данных понятий (Мицкевич. 2015. С. 40). Основной аспект взаимоотношения данных категорий состоит в том, что государственное управление как вид государственной деятельности реализуется через исполнительную власть.

В 2020 г. в текст Конституции РФ (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти») введено понятие «публичная власть», что повлекло дискуссию о замене термина «государственное управление» понятием «публичное управление», осуществляемое не только через исполнительную власть, но и через местное самоуправление (Старилов. 2020. С. 20–31).

В настоящий момент отсутствует федеральный закон, который бы регулировал всю систему исполнительной власти. Вместе с тем в науке административного права признаётся, что именно законодательное регулирование исполнительной власти соответствует характеру и уровню данных общественных отношений, обеспечивает стабильность государственного управления (Хаманева. 2001. С. 50; Сергун. 2020. № 3. С. 245). Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», как и ранее действовавший Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», не содержит комплексной регламентации всей системы органов исполнительной власти РФ (Проблемы социально-экономического и политического развития России. 2001. С. 41).

Правительство РФ

В результате реформы 2020 г. правовой статус Правительства РФ был значительно изменён. Согласно ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Принцип дуализма исполнительной власти нашёл своё конституционное закрепление в ч. 3 ст. 110, в соответствии с которой Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

В развитие принципа дуализма исполнительной власти в ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (Закон о Правительстве РФ) определено, что исполнительную власть РФ осуществляют Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 12 руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляется Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти.

Ранее действовавший Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 1) определял правовой статус Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти РФ, возглавляющего единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, произошло изменение статуса Правительства РФ: не будучи на настоящий момент высшим органом исполнительной власти, Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Согласно ч. 2. ст. 1 Закона о Правительстве РФ на Правительство РФ возложено обеспечение проведения в России единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Президент РФ в системе исполнительной власти РФ

До внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ в 2020 г. констатировалась сложившаяся на практике «юридическая и фактическая двойственность статуса Президента», проявляющаяся в его деятельности как внутри исполнительной власти, так и над всеми ветвями власти (Проблемы социально-экономического и политического развития России. 2001. С. 38). В результате реформы 2020 г. существенно расширились полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти, а сложившийся принцип дуализма исполнительной власти получил конституционное закрепление (Виноградова. 2021. С. 255; Мартынов. 2021. С. 122; Ибрагимов. 2021. С. 91; Дзидзоев. 2021. С. 49).

Президент РФ обладает следующими полномочиями в сфере исполнительной власти на федеральном уровне:

Президент РФ обладает рядом полномочий и в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ, что предусмотрено нормами Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (Закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»), а именно:

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

В результате реализации административной реформы по организационному разделению функций органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была создана трёхчленная система федеральных органов исполнительной власти (Шаров. 2005. С. 25–26; Хаманева. 2006. С. 7; Ноздрачев. 2006. С. 11–28; Гришковец. Административная реформа. 2020. С. 140–141). В основу построения данной системы положена корреляция организационно-правовой формы федерального органа исполнительной власти с возложенными на орган функциями.

Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральное агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Каждый из организационно-правовых видов федеральных органов исполнительной власти не вправе осуществлять типы функций, присущие органу исполнительной власти иной организационно-правовой формы, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Вместе с тем на практике встречаются случаи наделения федеральных служб и агентств функциями федеральных министерств (Сергун. 2020. С. 248; Гришковец. Административная реформа. 2020. С. 140–141).

Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

В ч. 1 ст. 78 Конституции РФ предусмотрено право федеральных органов исполнительной власти создавать для осуществления своих полномочий территориальные органы. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы осуществляют свои полномочия на территории субъекта РФ непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. До настоящего времени порядок создания таких органов регулируется постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г. № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации».

Децентрализованное публичное управление

В современном мире функции публичного управления нередко реализуют децентрализованные организационные единицы, которые создаются в иных организационно-правовых формах, чем органы исполнительной власти (Административное право зарубежных стран. 2003. С. 58). Наиболее яркими представителями децентрализованных организационных единиц являются государственные корпорации, часть из которых были преобразованы из соответствующих федеральных органов исполнительной власти; публично-правовые компании и т. д. (Романовская. 2017. С. 143–154; Гришковец. Исполнительная власть. 2020. С. 62).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В соответствии с принципом федерализма исполнительная власть осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ (статьи 1, 5 Конституции РФ). Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя государства и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Длительное время общие принципы организации исполнительной власти в субъектах РФ определялись Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В связи с изменениями Конституции РФ в 2020 г. организация исполнительной власти на уровне субъектов РФ регулируется Законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 31 данного закона в систему исполнительных органов субъекта РФ входят высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный орган субъекта РФ и иные исполнительные органы субъекта РФ. Частью 3 данной статьи предусмотрено полномочие высшего должностного лица субъекта РФ по утверждению системы и структуры исполнительных органов субъекта РФ. На территории субъекта РФ в соответствии с ч. 2 ст. 32 обеспечение исполнения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ осуществляет высший исполнительный орган субъекта РФ. Согласно частям 4 и 5 ст. 32 высший исполнительный орган субъекта РФ формируется высшим должностным лицом субъекта РФ и может им возглавляться. В ином случае согласно ч. 5 ст. 32 высшее должностное лицо субъекта РФ учреждает должность председателя высшего исполнительного органа субъекта РФ, если это предусмотрено конституцией (уставом) субъекта РФ. Статьей 34 закона предусмотрено обязательное существование финансового органа субъекта РФ.

В соответствии с принципом единства системы исполнительной власти, предусмотренным ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, ч. 2 ст. 31 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России.

Исполнительная власть на федеральной территории

Согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, изменённой в результате реформы 2020 г., на территории России в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается соответствующим федеральным законом.

Федеральный закон, единообразно определяющий статус федеральных территорий, отсутствует. На настоящий момент Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ «О федеральной территории “Сириус”» создана федеральная территория «Сириус», представляющая собой публично-правовое образование, имеющее общегосударственное стратегическое значение с собственной системой органов публичной власти. Использование в законе понятия «органы публичной власти федеральной территории» не как обобщающей категории государственных и муниципальных органов, но как их конкретной разновидности является дискуссионным, поскольку не позволяет отнести органы публичного управления федеральной территории «Сириус» ни к одному из уровней публичной власти (Лексин. 2021. С. 31). Компетенция публично-правового образования «федеральная территория “Сириус”» является смешанной и в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона «О федеральной территории “Сириус”» включает в себя полномочия публичной власти всех трёх уровней – РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления городского округа. В соответствии со статьями 10 и 15 данного закона исполнительно-распорядительным органом федеральной территории «Сириус» является администрация территории «Сириус». Компетенция администрации федеральной территории «Сириус» определена в ст. 32 Устава федеральной территории «Сириус», утверждённой решением Совета федеральной территории «Сириус» от 19 ноября 2021 г. № 1-3/16. Компетенция администрации федеральной территории «Сириус» носит смешанный характер и включает в себя функции и исполнительно-распорядительные полномочия различных уровней публичной власти, например осуществление полномочий собственника федерального имущества (п. 11 ст. 32 Устава) и управление муниципальной собственностью (п. 10 ст. 32 Устава).

Заключение

Исполнительная власть, будучи относительно самостоятельной ветвью единой государственной власти, в результате реформы 2020 г. претерпела существенные изменения. В конституционных нормах получили закрепление на основе принципа дуализма обширные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов РФ, Правительство РФ утратило статус высшего исполнительного органа государственной власти РФ, сохранив при этом функцию координации деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

Реформа 2020 г. повлекла за собой изменения общих принципов организации исполнительной власти в субъектах РФ. На этапе становления находится организация исполнительно-распорядительной деятельности органов публичной власти федеральной территории «Сириус».

Дата публикации:  25 ноября 2022 г. в 13:40 (GMT+3)