Операции с деньгами и другим имуществом
Обязательному контролю подлежат операции с деньгами и другим имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. рублей и по своему характеру операции относятся к одному из перечисленных ниже видов.
Операции с наличными
Зачисление, перевод средств на счет, предоставление или получение кредита, операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является компания или физлицо, имеющее регистрацию в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Также контроль обязателен для операций, которые проводятся по счету в банке, зарегистрированном в государстве, не являющемся членом ФАТФ.
Операции по банковским счетам и вкладам
Операции по сделкам с недвижимостью и по гособоронзаказу
Что касается сделок с недвижимостью, то согласно поправкам с 10 января контролируются не сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, а операции с наличными или безналичными денежными средствами, осуществляемые по сделке с недвижимостью. То есть теперь под контроль будет попадать не вся сделка, а лишь отдельные операции в рамках такой сделки, причем не только связанной с переходом права собственности, но и любой другой сделки с недвижимостью. Но минимальная сумма, на которую совершается операция, сохранится – речь идет о сумме, равной 3 млн руб. и более или аналогичном рублевом эквиваленте этой суммы в иностранной валюте (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).
Отметим, ранее Банк России пояснял, что под контроль операций с наличными или безналичными денежными средствами, осуществляемых по сделке с недвижимым имуществом, не подпадают операции по открытию счета эскроу и зачислению на него денежных средств, а также по возврату денежных средств со счета эскроу на расчетный счет депонента. Но если при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу, осуществляется операция по перечислению денежных средств со счета эскроу на счет бенефициара по сделке с недвижимым имуществом, то такая операция подлежит обязательному контролю по указанному основанию (Письмо Банка России от 16 декабря 2020 г. № 12-4-4/5437 “О применении Федерального закона № 208-ФЗ”).
Снижено пороговое значение сумм при определении операций, подлежащих обязательному контролю, в отношении операций по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, открытые для осуществления расчетов по гособоронзаказу. Это значение уменьшено с 50 млн до 10 млн руб.
Где используются КВВО
Коды видов валютных операций (КВВО) используются плательщиками при заполнении расчетных документов в рублях в ситуациях, когда одной из сторон выступает нерезидент (будь то сам плательщик, получатель денег или же банк-нерезидент, где открыт счет другого лица-резидента).
О том, какие операции следует считать валютными, читайте в материале «Валютные операции: понятие, виды, классификации».
Коды видов валютных операций необходимы для обеспечения контроля, мониторинга и анализа информации по осуществляемым платежным операциям между резидентами/нерезидентами.
Код валютной операции указывается в справке, заполняемой резидентом:
Также ККВО нужны для проведения валютных операций в виде списания валюты РФ с банковского счета резидента/нерезидента. В этом случае в уполномоченный банк предоставляется платежное поручение.
С 01.03.2018 перечень кодов видов валютных операций приведен в приложении 1 к инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И.
Если вам нужно пройти валютный контроль в банке, алгоритм действий вы можете найти в Готовом решении от КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Перечень кодов видов операций (КВО)
Отгрузка (передача) или приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая:
Применяется вместо исключенных КВО 03, 04 (кроме операций, для которых установлен КВО 15), 07, 08, 09, 11 (кроме операций, для которых установлен КВО 14)
Оплата, частичная оплата (полученная или переданная) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая операции по договорам комиссии и агентским договорам, которые предусматривают реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав:
Применяется вместо исключенных КВО 05, 12. Встречная запись о счете-фактуре у контрагента должна быть также с КВО 02
Об использовании в операциях см. Сделки с предоплатой
Операции, которые совершают налоговые агенты, перечисленные в ст. 161 НК РФ, в том числе операции по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав на основе:
Встречная запись о счете-фактуре должна быть с КВО 06
Об использовании в операциях см. Вычет налогового агента
Отгрузка (передача) товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав на безвозмездной основе
Контрагент не должен вносить запись о встречном счете-фактуре в свою книгу покупок
ФНС может отказать в приеме декларации, если в операции использован код, который для этого не предусмотрен
Выполнение подрядными организациями (застройщиками, заказчиками, выполняющими функции застройщика, техническими заказчиками) работ при осуществлении капитального строительства, модернизации (реконструкции) объектов недвижимости или приобретение этих работ налогоплательщиками-инвесторами;
передача указанными лицами (приобретение) объектов завершенного (незавершенного) капитального строительства, оборудования, материалов в рамках исполнения договоров по капитальному строительству (модернизации, реконструкции)
Встречная запись о счете-фактуре у контрагента должна быть с КВО 13
Передача имущественных прав, перечисленных в п. 1–4 ст. 155 НК РФ
Применяется вместо исключенного КВО 11 (кроме операций, для которых установлен КВО 01)
А вы правильно указываете коды видов операций? Зарегистрируйтесь бесплатно и проверьте.
13010 — код валютной операции
Платеж нерезидента резиденту за реализуемую в России продукцию.
Код валютной операции 20500
Так отмечаются расчеты в рамках выполнения договоров комиссии (поручения, предоставлении гарантии) от резидента (поверенного, агента, комиссионера) к нерезиденту (доверителю, принципалу или комитенту).
По общему правилу, обязательному контролю подлежат отдельные виды операций с денежными средствами или иным имуществом, сумма которых равна 600 тыс. руб. или рублевому эквиваленту этой суммы для операций в иностранной валюте либо превышает указанный размер (п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Перечень видов контролируемых операций с денежными средствами в наличной форме закреплен в подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ, который был скорректирован Законом № 208-ФЗ.
Во-первых, поправками, вступившими в силу с 10 января текущего года, внесено уточнение в части таких операций, как снятие со счета или зачисление на счет юрлица наличных денежных средств. Ранее они контролировались только в случаях, когда соответствующие действия не были обусловлены характером хозяйственной деятельности организации. Кредитные организации могли проверить характер деятельности по учредительным документам юрлица или по информации, полученной в ходе реализации программ осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов (Информационное письмо Банка России от 21 августа 2002 г. № 1, Письмо Банка России от 13 июля 2005 г. № 99-Т).
Теперь такое ограничение изъято. С указанной даты обязательному контролю подлежат все операции по снятию со счета или зачислению на счет юрлица денежных средств в наличной форме. Соответственно, кредитным организациям больше не потребуется выявлять соответствие совершаемой операции с наличными денежными средствами характеру хозяйственной деятельности компании.
Здесь стоит учитывать сентябрьские разъяснения Банка России, в которых регулятор напомнил, что обязанность по представлению сведений о подлежащих обязательному контролю операциях возникает у кредитной организации в отношении тех операций, которые совершаются ее клиентами непосредственно в такой кредитной организации. Операция же по зачислению на банковский счет клиента – юрлица или ИП, открытый в кредитной организации, посредством внесения наличных денежных средств с использованием банкомата либо в кассу стороннего банка, осуществляется в рамках операции по переводу денежных средств без открытия банковского счета (ч. 2 и ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”). Следовательно, указанная операция не подлежит обязательному контролю в соответствии с абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ (Письмо Банка России от 2 сентября 2020 г. № 12-4-4/3732 “О применении законодательства в сфере ПОД/ФТ”).
Во-вторых, из перечня операций с наличными, подлежащих обязательному контролю, исключен обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.
Контроль операций с денежными средствами и имуществом
Институт обязательного контроля операций с денежными средствами и иным имуществом является одним из базовых элементов функционирования российской системы противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Тому, что Россия в последние несколько лет занимает лидирующие позиции в международной системе противодействия отмыванию преступных доходов, во многом способствует регулярная законодательная деятельность по совершенствованию правового регулирования рассматриваемых отношений.
Нормы Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Закон № 115-ФЗ) ежегодно корректируются. Только в 2020 году было принято 9 нормативных правовых актов, вносящих изменения в его отдельные статьи. Причем срок начала действия большинства принятых в прошлом году поправок датируется январем 2021 года. Некоторые из них вступили в силу с начала месяца, другие – с 10 января, а остальные начнут действовать с 30 января. Самым масштабным в плане поправок можно признать Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ (далее – Закон № 208-ФЗ).
Остановимся на ключевых январских изменениях более подробно.
Реализация несырьевых товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение которой производится по ставке 10 % в соответствии с п. 7 ст. 164 НК РФ
КВО введен с I квартала 2018 года, применять его в декларациях за предыдущие периоды некорректно
Реализация работ (услуг), предусмотренных пп. 2.1–2.5, 2.7 и 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ, в отношении сырьевых (несырьевых) товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение которой производится по ставке 18 % в соответствии с п. 7 ст. 164 НК РФ
Исчисление налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, налога с оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставки сырых шкур (лома);
применение налоговыми агентами вычетов сумм НДС, исчисленных при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставки сырых шкур (лома)
Исчисление налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, налога с отгрузки сырых шкур (лома), а также в случае увеличения стоимости отгрузок;
применение налоговыми агентами вычетов сумм НДС, исчисленных при отгрузке сырых шкур (лома), а также в случае увеличения стоимости отгрузок
Применение налоговыми агентами вычетов сумм НДС, исчисленных с оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставки сырых шкур (лома);
восстановление налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, НДС в случае перечисления оплаты (частичной оплаты)
Восстановление налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, НДС в случае уменьшения стоимости отгрузок;
применение налоговыми агентами вычетов сумм НДС в случае уменьшения стоимости отгрузок
Применение вычетов при приобретении у иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах, услуг в электронной форме в соответствии с п. 2.1. ст. 171 НК РФ
КВО введён с I квартала 2019 года, применять его в декларациях за предыдущие периоды некорректно
Не пропустите новые публикации
Помимо поправок, внесенных в Закон № 115-ФЗ Законом № 208-ФЗ, в 2021 году вступили в силу отдельные изменения, предусмотренные федеральными законами от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ, от 22 декабря 2020 г. № 446-ФЗ, от 29 декабря 2020 г. № 479-ФЗ.
Так, с 1 января Закон № 115-ФЗ дополнен положениями о цифровой валюте и цифровых финансовых активах – в частности, для целей Закона № 115-ФЗ цифровая валюта признана имуществом (ч. 3 ст. 3 Закона № 115-ФЗ), операции с цифровыми финансовыми активами внесены в список контролируемых операций (подп. 5 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ), а операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов – в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (ч. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). Последние, наряду с операторами финансовых платформ уже с 10 января обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения в отношении отдельных операций (подп. 19-21 п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Прописаны особенности идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца при осуществлении деятельности указанными участниками финансового рынка.
Кроме того, предусмотрена обязанность операторов применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физлица в перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (п. 5 ст. 7.5 Закона № 115-ФЗ).
В свою очередь, Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 479-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” содержит нормы о сборе и использовании биометрических персональных данных, в том числе для оказания физическим и юридическим лицам любых финансовых услуг. Он закрепляет:
право организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обновлять информацию о клиенте-физлице, а также о физлице, являющемся представителем клиента, выгодоприобретателем или бенефициарным владельцем, с использованием единой системы идентификации и аутентификации с их согласия;
право кредитной организации открыть банковский счет (вклад) клиенту – юрлицу без личного присутствия его представителя в случае, если представитель такого клиента, имеющий право без доверенности действовать от имени юрлица и являющийся физлицом, был идентифицирован этой же кредитной организацией с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы.
Вместе с тем, поправками предусмотрено, что отказ клиента от размещения его биометрических персональных данных в единой биометрической системе не может служить основанием для отказа ему в обслуживании. Одновременно расширен перечень условий, допускающих идентификацию кредитными организациями и другими организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, клиентов при приеме их на обслуживание без личного присутствия путем установления и подтверждения достоверности сведений о них с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы (п. 5.8 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
Также с 30 января содержание реализуемого организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, внутреннего контроля дополнится мероприятиями по проведению в ряде случаев упрощенной идентификации клиентов – физлиц, установлению информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений клиентов с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом. Упрощенная идентификация физлиц в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма будет предусмотрена при выплате, передаче или предоставлении являющемуся участником лотереи клиенту-физлицу выигрыша на сумму менее 15 тыс. руб. Будет уточнен и порядок принятия кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) при наличии подозрений о том, что целью его заключения является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, либо решения о расторжении договора банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Причем для последнего случая с 10 до 7 рабочих дней сократится срок рассмотрения осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом организацией документов или сведений, представленных клиентом, и оповещения его об устранении оснований, способствовавших отказу от проведения операции или от заключения договора банковского счета (вклада) (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 536-ФЗ).
Член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, представляя законопроект с поправками в Закон № 115-ФЗ на пленарном заседании Госдумы, отметил, что угрозы, связанные с легализацией и отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, сохраняются, поэтому важно внедрять современные, более эффективные формы борьбы с легализацией незаконных средств. Эти цели и преследовал законодатель, утверждая рассматриваемые изменения в Закон № 115-ФЗ.
В целом январские корректировки призваны оптимизировать регулирование проведения обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом с учетом существующих рисков, а также сократить регуляторную нагрузку на организации в части выполнения требований Закона № 115-ФЗ. Это должно способствовать повышению эффективности мероприятий, проводимых государством в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
При этом, как подчеркнул Росфинмониринг в размещенном на своем официальном сайте Информационном письме от 13 января 2021 года, информация об операциях, подлежащих обязательному контролю, передается в Росфинмониторинг банками и иными уполномоченными организациями самостоятельно без возложения каких-либо дополнительных обязанностей на их клиентов. “В этой связи вступление в силу указанных поправок не повлечет изменения модели отношений юридических и физических лиц с банками и иными уполномоченными организациями”, – отмечается в документе. Более того, поправки не направлены на усиление банками контроля за операциями физлиц, связанными с переводами денежных средств между ними и зачислением или снятием денежных средств с банковских счетов.
Код валютной операции 35040
Расчеты, производимые резидентом в пользу нерезидента по прочим внешнеторговым операциям.
Регистрация счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур), выставленных при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставки сырых шкур (лома) от налогового агента
Регистрация счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур), выставленных (полученных) комиссионером (агентом) при отгрузке сырых шкур и лома налоговому агенту, а также при увеличении стоимости отгрузок
Оформление документа (чека) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость при реализации организацией розничной торговли товаров физическому лицу — гражданину иностранного государства;
регистрация указанного документа (чека) в книге продаж
Вычеты сумм НДС, исчисленных налогоплательщиками — организациями розничной торговли в случаях, предусмотренных п. 4.1 ст. 171 НК РФ
Реализация сырьевых товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение которой производится по ставке 18 % в соответствии с п. 7 ст. 164 НК РФ
Реализация несырьевых товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение которой производится по ставке 18 % в соответствии с п. 7 ст. 164 НК РФ
Операции по счетам, открытым исполнителю оборонного заказа
Зачисление средств на счета, открытые исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, и списание средств с этих счетов, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 тыс. рублей.
Код вида валютной операции 20100
20100 — код валютной операции, обозначающий осуществление нерезидентом предоплаты за оказываемые резидентом услуги/работы и т. д.
Новые контролируемые операции
Закон № 208-ФЗ дополнил ст. 6 Закона № 115-ФЗ, посвященную операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, новыми пунктами, предусматривающими три новые операции, в отношении которых введен обязательный контроль:
по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию их со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб. или более (Банк России пояснил, что контролю подлежат именно операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или их списанию при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), то есть лизинговых платежей, а не расчетов, осуществляемых в рамках обязательных и сопутствующих договоров, заключаемых для выполнения обязательств по договору финансовой аренды (лизинга);
почтового перевода денежных средств при условии, что сумма, на которую она совершается, равна 100 тыс. руб. или рублевому эквиваленту этой суммы в иностранной валюте или превышает ее;
по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, при сумме совершения данной операции, равной 100 тыс. руб. или эквиваленту этой суммы в иностранной валюте, или превышающей ее (п. 1.6-1.8 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).
Организации, осуществляющие указанные операции с денежными средствами или иным имуществом, теперь должны документально их фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения о них не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции. Соответствующие корректировки внесены в подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
12060 — код валютной операции
Данная операция является фактом проведения оплаты резидента нерезиденту за реализуемые заграницей товары без их ввоза в Россию.
Иные операции с движимым имуществом
Самые многочисленные поправки претерпел перечень контролируемых сделок с движимым имуществом. В нем не только расширен субъектный состав, но и скорректировано содержание отдельных контролируемых сделок. При этом контроль сделок заменен контролем операций с движимым имуществом, хотя понятие “операция” ни в Законе № 115-ФЗ, ни в Гражданском кодексе не расшифровывается.
Кроме того, теперь наряду с выплатами физлицам под контроль попали выплаты юрлицам страхового возмещения или получение от него страховой премии. Одновременно конкретизированы виды страхования, операции в отношении которых будут контролироваться. Ранее в законе упоминалась страховая премия по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения. Теперь же имеется ссылка на подп. 1-3 п. 1 ст. 32.9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, в которых перечислены следующие виды страхования:
страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;
страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика.
Между тем, из-под контроля выведены операции по: получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) – контроль будет проводиться только в отношении операций по предоставлению такого имущества; переводам денежных средств, осуществляемым некредитными организациями по поручению клиента.
Уточнены и операции, связанные с участием в азартных играх. Так, конструкцию “получение денежных средств в виде платы за участие в азартных играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх, лотерее” решено дифференцировать на три разные операции:
получение денежных средств, которые служат условием участия физлица в азартной игре;
передача или выплата физлицу выигрыша при наступлении результата азартной игры;
выплата, передача или предоставление физлицу выигрыша от участия в лотерее.
Операции по помещению драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома этих изделий или иных ценностей в ломбард, по скупке, купле-продаже таких металлов, камней, изделий и лома остались неизменными. Разве что с 13 июля 2020 года тем же Законом № 208-ФЗ изменен максимальный порог суммы для покупки физлицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу при использовании персонифицированного электронного средства платежа. Речь идет о лимите, не требующем идентификации клиента – физлица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца. Соответствующая сумма возросла в два раза – со 100 тыс. до 200 тыс. руб. Исключением по-прежнему является случай, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 1.4-2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
Дифференцированный подход в отношении представления сведений о контролируемых операциях
Если ранее содержание п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ предусматривало только обязанность по представлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений о подлежащих обязательному контролю операциях непосредственно в уполномоченный орган, то теперь в нем подробно расписано, какая организация и в отношении каких операций должна представлять в Росфинмониторинг необходимые сведения. Так, конкретные исчерпывающие перечни контролируемых операций, по которым требуется представление сведений, установлены для:
профессиональных участников рынка ценных бумаг;
операторов инвестиционных платформ;
страховых организаций (за исключением страховых медорганизаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере ОМС) и страховых брокеров;
организаций федеральной почтовой связи;
организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
организаторов азартных игр;
управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ;
операторов по приему платежей;
коммерческих организаций, заключающих договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных;
обществ взаимного страхования;
негосударственных пенсионных фондов;
операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи и услуги связи по передаче данных.
Например, кредитные организации должны подавать сведения по равным или превышающим 600 тыс. руб. операциям с денежными средствами в наличной форме, по банковским счетам и вкладам, по предоставлению юрлицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов, а также по операциям с наличными или безналичными денежными средствами в рамках сделок с недвижимостью при сумме операции 3 млн руб. и более, по получению физлицом денежных средств в наличной форме с использованием платежной карты, операциям на сумму 600 тыс. руб. и выше по зачислению денежных средств на счет или их списанию со счета при осуществлении платежей по договору финансовой аренды и т. п. А страховые организации – по операциям о зачислении или переводе на счет денежных средств, предоставлении или получении кредита (займа), операциям с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является физлицо или юрлицо, зарегистрированное в государстве, не выполняющем рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), операциям по выплате физлицу или юрлицу страхового возмещения или получению от них страховой премии по установленным видам страхования, операциям по получению НКО денежных средств или иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по их расходованию при сумме операций 100 тыс. руб. и более. Им же необходимо отчитываться по операциям с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или к распространению оружия массового уничтожения.
Отметим, в своем Письме от 11 сентября 2020 г. № 12-4-4/3908 “О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ” Банк России напоминает, что обязанность кредитной организации по направлению сведений в уполномоченный орган о подлежащих обязательному контролю операциях возникает при наличии всей информации, необходимой для квалификации операций в качестве подлежащих обязательному контролю. “В целях выявления подлежащей обязательному контролю операции кредитная организация вправе запросить у клиента дополнительную информацию и документы, необходимые для исполнения обязанности, установленной Законом № 115-ФЗ”, – указывается в документе.
Код валютной операции 41030
Данный КВВО обозначает, что проводятся расчеты по передаче средств в кредит нерезидентом в пользу резидента.
Код валютной операции 10200
Код вида валютной операции 10200 обозначает осуществляемые нерезидентом расчеты резиденту в случае наличия отсрочки платежа за вывозимую из РФ продукцию.
Код валютной операции 10100
Код валютной операции 10100 используется в расчетных операциях нерезидентов по предоплате резиденту за вывозимые из России товары.
Код валютной операции 20200
Код вида валютной операции 20200 в платежном документе говорит о том, что нерезидент рассчитывается за выполненные резидентом работы/услуги и прочее.
99090 — код валютной операции
Все прочие валютные операции, которые не были упомянуты по всем другим кодам.
Код валютной операции 61100
Таким кодом помечаются валютные операции по движению инвалюты с одного транзитного счета резидента на другой.
Код валютной операции 70205
Иные расчеты, осуществляемые резидентом в адрес нерезидента по операциям, не являющимися торговыми.
Код валютной операции 21200
Код вида валютной операции 21200 представляет собой плату резидента за выполненные нерезидентом услуги.
Составление счета-фактуры на основании двух и более счетов-фактур при реализации и (или) приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав в случае, предусмотренном п. 3.1 ст. 169 НК РФ, а также получение указанного счета-фактуры налогоплательщиком
Составление счета-фактуры на основании двух и более счетов-фактур при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав в случае, предусмотренном п. 3.1 ст. 169 НК РФ, а также получение указанного счета-фактуры налогоплательщиком
Корректировка реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав и предприятия в целом как имущественного комплекса на основании п. 6 ст. 105.3 НК РФ
Отгрузка товаров, в отношении которых при таможенном декларировании был исчислен НДС в соответствии с абзацем первым пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ
Операция по уплате сумм НДС, исчисленных при таможенном декларировании товаров в случаях, предусмотренных абзацем вторым пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ
Принятие к вычету сумм НДС, уплаченных или подлежащих уплате в случаях, предусмотренных п. 14 ст. 171 НК РФ
Сделки с недвижимым имуществом
Под контроль подпадает переход права собственности, если сумма сделки равна или превышает 3 млн рублей.
Код валютной операции 35030
Этот код ставится, если проводится платеж нерезидента резиденту по иным внешнеторговым операциям.
Особенности кода валютной операции «Зарплата нерезиденту»
Если резидент выплачивает зарплату работнику, который в банке числится как нерезидент (имеет другое гражданство), то при оформлении платежного поручения обязательно указывается КВВО. Если этого не сделать, то банк не примет платежное поручение к исполнению, поскольку оно нарушает валютное законодательство.
При перечислении зарплаты такому иностранному гражданину следует указать код 70060. При этом важно не забыть одновременно оформить платежку на уплату НДФЛ и страховых взносов, чтобы не нарушить налоговое законодательство.
О сроках перечисления НДФЛ в бюджет при выплате зарплаты читайте в нашей статье «Когда перечислять подоходный налог с зарплаты?».
Далее подробнее остановимся на кодах, которые довольно часто используются в валютных операциях.
Операции по банковским счетам (вкладам)
Перечень контролируемых операций по счетам (вкладам) в банках сокращен за счет исключения:
перевода денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца;
поступления денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца.
При этом контроль дополнительно распространен на операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списание их со счета (вклада) иностранной структуры без образования юрлица, период деятельности которой не превышает трех месяцев со дня его инкорпорации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или их списание со счета (вклада) такой иностранной структуры в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия. Ранее подобный контроль проводился только в отношении юрлиц в период деятельности не более трех месяцев со дня их регистрации (подп. 3 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).
В перечне операций по банковским счетам (вкладам) сохранена без изменений операция, связанная с открытием вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме.
Код валютной операции 70060
Этот код указывает на осуществление выплаты резидентом зарплаты нерезиденту.
Код валютной операции 11200
11200 — код вида валютной операции, обозначающей проведение расчетов резидента, если нерезидентом дана отсрочка платежа за ввезенную в Россию продукцию.
Код валютной операции 21100
Код вида валютной операции 21100 в расчетном документе (справке) свидетельствует о проведении предоплаты резидента в пользу нерезидента — исполнителя работ (услуг).
Составление (получение) счета-фактуры комиссионером (агентом) при реализации (получении) товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени. В счете-фактуре дана информация о собственных товарах (работах, услугах) и имущественных правах, а также информация о товарах (работах, услугах) и имущественных правах, которые реализуются (приобретаются) по договору комиссии (агентскому договору)
Получение продавцом товаров, возвращенных покупателями — неплательщикам НДС плательщиками, освобожденными от исчисления и уплаты НДС, включая случаи частичного возврата товаров указанными лицами, а также отказ от товаров (работ, услуг) в случае, предусмотренном в абзаце втором п. 5 ст. 171 НК РФ, за исключением операций, перечисленных по коду 17
Встречная запись о счете-фактуре должна быть с КВО 01 или 26
Об использовании в операциях см. Возврат товаров продавцу
Получение продавцом товаров, возвращенных физическими лицами, а также отказ от товаров (работ, услуг) в случае, указанном в абзаце втором п. 5 ст. 171 НК РФ
Встречная запись о счете-фактуре должна быть с КВО 26
Составление или получение корректировочного счета-фактуры в связи с уменьшением стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) и переданных имущественных прав (в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав)
Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территории государств Евразийского экономического союза
Об использовании в операциях см. Операции, связанные с импортом
Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории
Сдавайте декларацию по НДС через Контур.Экстерн. При загрузке файла система проверит его на форматные ошибки и ошибки в расчетах и отследит, чтобы суммы из приложений соответствовали суммам в декларации.
42015 — код валютной операции
Данным кодом отмечаются операции, проводимые резидентом в связи с погашением основного долга нерезиденту в рамках выполнения кредитных обязательств.