Кого следует обучать обучению по ПОД и целевому обучению по ПОД

Полезные статьи

01 августа 2018, 23:46

Что такое обучение в целях ПОД/ФТ? В каких формах оно проводится? Кто обязан проходить обучение в сфере ПОД/ФТ? Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований о порядке и периодичности прохождения обучения по ПОД/ФТ? На эти и другие вопросы, связанные с прохождением обучения в целях ПОД/ФТ, отвечают специалисты .

Основным нормативным правовым актом законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ) является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – ).

, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в ст. 5 ФЗ № 115, условно можно разделить на три группы:

  1. иные организации и индивидуальные предприниматели (ИП), поднадзорные Росфинмониторингу (РФМ), Пробирной палате РФ, Роскомнадзору или ФНС России, – иные организации и ИП) для которых дейтсвует Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 (далее – Приказ РФМ № 203);
  2. поднадзорные Банку России организации, за исключением кредитных организаций, (далее – некредитные финансовые организации или), для которых действует Указание Банка России от 05.12.2014 № 3471-У “О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях” (далее – Указание ЦБ № 3471-У);
  3. , для которых действует Указанием Банка России от 09.08.2004 № 1485-У “О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях” (далее – Указание ЦБ № 1485-У).

Формы проведения обучения в целях ПОД/ФТ для иных организаций и ИП в соответствии с Приказом РФМ № 203:

  1. вводный инструктаж – проводится специальным должностным лицом внутри организации;
  2. дополнительный инструктаж – проводится специальным должностным лицом внутри организации;
  3. целевой инструктаж – проводится аккредитованной организацией – учебным центром;
  4. повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ – проводится аккредитованной организацией – учебным центром.

Формы проведения обучения в целях ПОД/ФТ для НФО в соответствии с Указанием ЦБ № 3471-У:

  1. вводный (первичный) инструктаж – проводится специальным должностным лицом внутри организации;
  2. целевой (внеплановый) инструктаж – проводится специальным должностным лицом внутри организации и/или аккредитованной организацией – учебным центром;
  3. повышение квалификации (плановый инструктаж) – проводится специальным должностным лицом внутри организации и/или аккредитованной организацией – учебным центром.

Формы проведения обучения в целях ПОД/ФТ для кредитных организаций в соответствии с Указанием ЦБ № 3471-У:

  1. вводный (первичный) инструктаж;
  2. целевой (внеплановый) инструктаж;
  3. повышение квалификации (плановый инструктаж).

Во всех случаях обучение сотрудников кредитных организаций проводится специальным должностным лицом внутри организации и/или аккредитованной организацией – учебным центром.

Специальное должностное лицо (СДЛ) – сотрудник организации, ответственный за соблюдение требований Правил по ПОД/ФТ и законодательства в сфере ПОД/ФТ, соответствующий , установленным:

  1. Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715 “О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” для иных организаций и ИП;
  2. Указанием Банка России от 05.12.2014 № 3470-У “О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях” для
  3. Указанием Банка России от 09.08.2004 № 1486-У “О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях” для

Лица, обязанные проходить обучение в целях ПОД/ФТ:

Периодичность прохождения обучения в целях ПОД/ФТ

В форме целевого (внепланого) инструктажа в сфере ПОД/ФТ должны пройти следующие

  1. лицо, планирующее осуществлять ответственного должностного лица (специального должностного лица – ) в сфере ПОД/ФТ, до начала осуществления таких функций;
  2. руководитель НФО и руководитель филиала НФО до назначения на соответствующую ;
  3. индивидуальный предприниматель (ИП), являющийся, до начала осуществления деятельности по оказанию услуг страхового брокера;
  4. сотрудники НФО, определенные в пп. “е” и “з” п. 2.2 и в п. 2.3 – 2.6 Указания ЦБ № 3471-У, в течение года со дня назначения на соответствующие либо возложения на них соответствующих должностных обязанностей.

В форме в сфере ПОД/ФТ в течение 1 (одного) года с даты возложения соответствующих должностных илисоответствующих должны пройти следующие сотрудники иных организаций и ИП:

  1. лицо, планирующее осуществлять ответственного должностного лица (специального должностного лица – ) в сфере ПОД/ФТ;
  2. руководитель организации (филиала);

  3. главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета;

  4. руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).

Целевой (внеплановый) инструктаж сотрудники подразделений проходят в процессе трудовой деятельности в случаях, предусмотренных Указанием ЦБ № 1485-У.

Обучение в сфере ПОД/ФТ в форме повышения уровня знаний (квалификации) сотрудники организаций проходят с периодичностью:

  1. для иных организаций и ИП проводится указанных выше , в том числе и для СДЛ, не реже 1 (одного) раза в 3 (три) года;
  2. для проводится для и всех указанных выше сотрудников страховых организаций и профессиональных участников не реже (одного) раз в год; для иных указанных сотрудников НФО, кроме страховых организаций и профессиональных участников, – не реже 1 (одного) раза в 2 (два) года;
  3. для проводится для не реже 2 (двух) раз в год; для сотрудников подразделения по ПОД/ФТ и сотрудников иных подразделений – не реже 1 (одного) раза в год.

Периодичность прохождения обучения в целях ПОД/ФТ по остальным формам определена в соответствующих нормативных актах РФ, указанных в настоящей статье.

Документы, подтверждающие прохождение обучения в целях ПОД/ФТ:

  1. () о прохождении обучения по ПОД/ФТ установленного образца, выданное по окончании обучения аккредитованной организацией – учебным центром слушателяю – участнику обучения;
  2. документ, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно, содержащий собственноручную подпись сотрудника, прошедшего обучение в целях ПОД/ФТ внутри организации.

Указанные документы приобщаются к личному делу сотрудника.

Ответственность за нарушения требований порядка и периодичности прохождения обучения в целях ПОД/ФТ

Нарушение требований порядка и периодичности прохождения обучения в целях ПОД/ФТ влечет административную ответственность в соответствии с ст. 15.27 КоАП РФ, а именно – предупреждение или наложение административного на в размере от 10 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

ДЕЙСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!

При записи на обучение по ПОД/ФТ (ФЗ № 115) в ЮК “ДЕКАРТ” Вы получаете:

  1. Аудит (проверка) Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ
  2. внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ () со (от 8 500 руб. вместо 8 900 руб.).
  3. на все программы обучения, в том числе на семинары (вебинары) в сфере ПОД/ФТ, от базовой стоимости. Так, с учетом скидки вебинар по ПОД/ФТ будет стоить от 2 800 руб., а семинар от 4 250 руб.

С полным расписанием обучения в сфере ПОД/ФТ, проводимым ЮК “ДЕКАРТ”, можно ознакомиться в соответствующем разделе сайта “Обучение в сфере ПОД/ФТ (ФЗ № 115)“.

Программа обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ) в форме (внепланого инструктажа) или повышения уровня знаний (повышения квалификации – плановый инструктаж). 

Обучение в сфере ПОД/ФТ проводит ЮК “ДЕКАРТ”, аккредитованный Росфинмониторингом (РФМ) через Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (), в формате семинара (только в Москве и Санкт-Петербурге) или on-line вебинара (дистанционно с рабочего места через Интернет по всей России).

По итогам обучения в сфере ПОД/ФТ выдается свидетельство о прохождении целевого инструктажа или повышения уровня знаний (квалификации) установленного Росфинмониторингом образца. График проведения обучения в сфере ПОД/ФТ в формате вебинара или семинара размещен в разделе “Услуги и цены/Обучение в сфере ПОД/ФТ (ФЗ № 115)“.

Для прохождения обучения в сфере ПОД/ФТ в формате потребуется выход в Интернет, компьютер со стандарным пакетом установленного программного обеспечения (Microsoft Windows, Microsoft Office) и любой источник звука (наушники, колонки или встроенный в компьютер динамик).

После обработки заявки для записи на обучение по ПОД/ФТ (ФЗ № 115), не позднее следующего рабочего дня, учебный центр направляет участнику обучения на электронную почту, указанную в заявке, договор и счет для оплаты обучения в электронном виде.

Не позднее одного рабочего дня до даты начала обучения в сфере ПОД/ФТ учебный центр также направляет участнику на электронную почту методическое пособие и подробную инструкцию по подключению к вебинару (on-line трансляции) с указанием времени начала обучения. Для семинаров учебным центром указывается схема проезда и адрес места проведения обучения.

В завимости от лектора и даты, если иное не указано в расписании, обучение в сфере ПОД/ФТ начинается в 10.00 или 11.00 по московскому времени (МСК) и продолжается 8 академических часов с несколькими перерывами.

Обучение в сфере ПОД/ФТ проводят высококвалифицированные преподаватели – юристы, имеющие многолетний практический опыт в области ПОД/ФТ, в том числе представители Росфинмониторинга, Банка России и Пробирной палаты РФ.

По итогам обучения в сфере ПОД/ФТ, вне зависимости от его формата (вебинар или семинар), всем участникам обучения учебным центром выдается именное свидетельство, форма которого утверждена Росфинмониторингом. По итогам очного обучения выдается сразу, в конце семинара. По итогам отсканированный образ в электронном виде предварительно направляется участнику на электронную почту на следующий рабочий день. Указанное свидетельство вместе с закрывающими документами в бумажном виде направляется учебным центром в виде заказного письма на почтовый адрес клиента, указанный в заявке пр записи на обучение в сфере ПОД/ФТ, вместе с закрывающими документами в бумажном виде.

Обучение в сфере ПОД/ФТ проводится учебным центром ЮК “ДЕКАРТ” в соответствии с типовой программой обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 19.07.2011 № 250 (далее – Приказ РФМ № 250), которая включает:

Раздел 1. Институциально-правовые основы финансового мониторинга

Тема 1. Международные стандарты ПОД/ФТ

Правовые и институционные основы международного сотрудничества, в сфере ПОД/ФТ. Формирование единой международной системы ПОД/ФТ. Организации и специализированные органы. Международные стандарты ПОД/ФТ (сорок и девять рекомендаций ФАТФ).

Тема 2. Правовое регулирование в сфере ПОД/ФТ
Национальная система ПОД/ФТ. Общая характеристика нормативных правовых актов РФ, регулирующих ПОД/ФТ. Рассмотрение последних изменений в законодательстве в сфере ПОД/ФТ. Государственная система ПОД/ФТ. Федеральные органы исполнительной власти. Правовой статус Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Государственное регулирование в банковской сфере, на страховом рынке и рынке ценных бумаг, на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней и в сфере федеральной почтовой связи. Государственное регулирование других организаций, не имеющих надзорных органов. Организационная структура надзорных органов и их территориальные подразделения. Саморегулируемые организации и их роль.

Тема 3. Надзор в сфере ПОД/ФТ
Формы надзора и виды проверок. Планирование проверок. Основания проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ. Объекты проверки. Права проверяющего государственного органа. Порядок проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ в финансовых и нефинансовых организациях. Взаимодействие Росфинмониторинга с надзорными органами.

Раздел 2. Организация и осуществление внутреннего контроля

Тема 4. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом
Финансовые и нефинансовые организации, представители нефинансовых отраслей и профессий. Лицензирование или специальный учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Основные права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей; обеспечение конфиденциальности информации; основания для документального фиксирования; хранение информации. Приостановление операций. Практические примеры необычных сделок. Типологии отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Рассмотрение характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Порядок представления информации об операциях, подлежащих контролю, в Росфинмониторинг. Сроки представления. Способы представления. Использование АРМ “Организация” и АРМ “НФО”. Единый формат представления информации. Рассмотрение типовых ошибок в представлении информации. Исполнение запросов Росфинмониторинга.

Тема 5. Требования к разработке правил внутреннего контроля
Лица, ответственные за разработку правил внутреннего контроля. Разработка правил внутреннего контроля. Обязательные компоненты правил внутреннего контроля. Рекомендуемые программы осуществления правил внутреннего контроля. Программа оценки риска. Порядок утверждения и согласования правил внутреннего контроля. Сроки утверждения и согласования. Основания для отказа в согласовании.

Тема 6. Критерии выявления операций подлежащих контролю
Операции, подлежащие обязательному контролю. Критерии выявления и признаки необычных сделок как программа системы внутреннего контроля организаций. Практические примеры необычных сделок. Типологии отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Рассмотрение характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

Тема 7. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ
Виды ответственности за нарушения требований законодательства ПОД/ФТ (уголовная, административная, гражданско-правовая). Основания для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства о ПОД/ФТ. Меры административной ответственности за нарушение законодательства о ПОД/ФТ в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях и порядок их применения. Полномочия должностных лиц уполномоченного органа. Пересмотр решений должностных лиц в порядке обжалования.

Тема 8. Система подготовки и обучения кадров организаций
Квалификационные требования к специальному должностному лицу. Права и обязанности специального должностного лица. Обучение и подготовка кадров. Перечень сотрудников, обязанных проходить обучение и подготовку по вопросам ПОД/ФТ. Формы, периодичность и сроки обучения. Обязанности руководителя организации.

Раздел 3. Актуальные вопросы применения законодательства о ПОД/ФТ в различных секторах экономики (видах профессиональной деятельности)

Круглый стол по проблемам выполнения законодательства о ПОД/ФТ с учетом особенностей деятельности организаций и их клиентов. Вопросы/ответы экспертов и представителей надзорных органов.

Обучение в сфере ПОД/ФТ проводится учебным центром ЮК “ДЕКАРТ” для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, указанных в ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, в частности:

  1. некредитных финансовых организаций () (МФО, КПК, ломбарды, профессиональные участника рынка ценных бумаг, управляющие компании ПИФ и т.д.), поднадзорных Банку России, с учетом требований Указания Банка России от 05.12.2014 № 3471-У “О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях”;
  2. для иных организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, имеющих в качестве надзорного органа Росфинмониторинг, Пробирную палату РФ, ФНС России или Роскомнадзор с учетом требований Приказа Росфинмониторинга № 203 от 03.08.2010 “Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;
  3. для кредитных организаций (КО) с учетом требований Указания Банка России от 09.08.2004 № 1485-У “О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях”.

Главной целью обучения в сфере ПОД/ФТ является получение работником организации необходимых знаний в области ПОД/ФТ для выполнения им требований законодательства РФ и внутренних документов организации в сфере ПОД/ФТ, а также формирования и совершенствования в организации системы внутреннего контроля, в том числе программ его осуществления, по ПОД/ФТ.

Задачи обучения в сфере ПОД/ФТ:

  1. освещение роли и места легализации незаконных доходов и финансирования терроризма в современной экономической системе;
  2. владение понятийным аппаратом в области ПОД/ФТ;
  3. изучение международных организационных и правовых основ ПОД/ФТ;
  4. изучение лучших национальных практик в области международного ПОД/ФТ;
  5. ознакомление с организационной системой межведомственного взаимодействия по ПОД/ФТ в РФ;
  6. изучение нормативных правовых актов российского законодательства, регулирующих деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в области ПОД/ФТ;
  7. выработка подходов к организации специального внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом;
  8. владение навыками подготовки внутренних документов в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, регламентирующих организацию ПОД/ФТ;
  9. выработка подходов к организации системы подготовки и обучения кадров в целях ПОД/ФТ в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом;
  10. изучение особенностей деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и их клиентов в целях ПОД/ФТ;
  11. изучение практики применения российского законодательства о ПОД/ФТ, в том числе ознакомление с особенностями проведения надзорными органами в сфере ПОД/ФТ проверок организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом;
  12. ознакомление с методами и способами легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, на основе реальных примеров из отечественной и международной практики;
  13. изучение мер, которые необходимо предпринимать работникам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в соответствии с российским законодательством о ПОД/ФТ, правилами внутреннего контроля и программами его осуществления при исполнении работниками трудовых обязанностей;
  14. изучение мер ответственности, которые могут быть применены к работникам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, за неисполнение требований российского законодательства о ПОД/ФТ, правил внутреннего контроля и программ его осуществления.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

ДЕЙСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ!

При записи на обучение по ПОД/ФТ (ФЗ № 115) в ЮК “ДЕКАРТ” Вы получаете:

  1. (проверка) Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ .
  2. внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (ПВК)  (от 8 500 руб. вместо 8 900 руб.).
  3.  на все программы обучения в сфере ПОД/ФТ, от базовой стоимости при:

Подробную информацию об особенностях и порядке прохождения обучения в сфере ПОД/ФТ вы можете найти на нашем сайте в статье “Обучение в целях ПОД/ФТ по ФЗ № 115“.

Полезные статьи

28 сентября 2018, 15:51

В настоящей статье раскрываются вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ) в организациях – субъектах Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.

Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ является составной частью общей системы внутреннего контроля организации. Основной задачей внутреннего контроля является контроль за соблюдением требований законодательства, в том числе лицензионных требований, при осуществлении организацией хозяйственной деятельности. Кроме этого, внутренний контроль направлен на выявление и предупреждение нарушений в деятельности организации, а также установление причин и виновных лиц, допустивших такие нарушения.

Отсутствие системы внутреннего контроля или недостаточный уровень ее эффективности приводит к нарушениям требований законодательства, что неотвратимо влечет привлечение организации и ее должностных лиц к административной или уголовной ответственности, последствиям регулятивного характера в виде приостановления или аннулирования лицензии, квалификационных аттестатов должностных лиц организации, исключения из соответствующих реестров, а также репутационным рискам. Навряд ли, что кто-то из партнеров или клиентов захочет сотрудничать с компанией, которая ведет деятельность с нарушением установленных требований законодательства.

Все это говорит о важности системы внутреннего контроля и обеспечения высокого уровня ее эффективности. Внутренний контроль в организации осуществляется через:

  1. разработку внутренних документов в соответствии с действующим законодательством;
  2. назначение лиц, ответственных за соблюдение внутренних документов;
  3. установление персональной ответственности сотрудников за несоблюдение внутренних документов;
  4. внедрение в практику методов и способов реализации внутреннего контроля с помощью системы двойного контроля и специализированного программного обеспечения;
  5. исключение конфликта интересов;
  6. выстраивание эффективных внутрикоммуникационных каналов связи между сотрудниками, сотрудниками и руководством, компании с окружающей средой в лице третьих лиц (контрагнетов, партнеров, клиентов, надзорных органов);
  7. четкое разделение полномочий сотрудников;
  8. проведение инструктажей и обучения как внутри организации, так и в специализированных учебных центрах.

В западных странах, особенно, в банках, финансовых компаниях часто используют вместо внутреннего контроля термин “”. Сам по себе комплаенс (анг. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать) — в Оксфордском словаре английского языка дается следующее определение данного термина — действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение. В свою очередь, комплаенс-контроль более широкое понятие, которое включает в себя не только внутренний контроль, но и работу с внешними третьими лицами (контрагентами, клиентами, партнерами и надзорными органами) в части идентификации, обновления данных, а также проведения мероприятий по оценке и снижению рисков в деятельности компании. В этом случае комплаенс-контроль направлен на создание для организации надежного “фундамента”, стабильных условий функционирования. Все чаще российские компании пересматривают свой взгляд на внутренний контроль и перенимают практику западных стран, внедряя в свою деятельность принципы комплаенс-контроля.

Остановимся более подробно на организации и осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Как уже отмечалось, данный вид контроля является составной частью общей системы внутреннего контроля организации.

Основой законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон № 115), в соответствии со ст. 5 которого , осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и обязанным соблюдать требования законодательства в сфере ПОД/ФТ, относятся:

Внутренний контроль в целях ПОД/Ф направлен, в первую очередь, на соблюдение требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ. Подборка нормативных правовых актов РФ в сфере ПОД/ФТ приводится в отдельной статье на нашем сайте.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами РФ в сфере ПОД/ФТ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, (далее – ) :

  1. Правила внутреннего контроля (ПВК) в цедях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Правила в целях ПОД/ФТ)  своевременно , с учетом последних изменений в действующем законодательстве РФ;
  2. из штата сотрудника, ответственного за реализацию Правил в целях ПОД/ФТ и выполнение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, (далее – специальное должностное лицо или ) соответствующего квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ в сфере ПОД/ФТ в зависимости от типа организации (кредитная организация, некредитная финансовая организация (НФО) или иная организация). Для отдельных категорий НФО дополнительно сформировать структурное подразделение по ПОД/ФТ, включающее в себя не менее 2 (двух) сотрудников, один из которых СДЛ;
  3. встать на учет в Росфинмониторинге (только для лизинговых компаний, операторов по приему платежей, агентств недвижимости, факторинговых организаций) или Пробирной палате РФ (только для организации, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, а также ювелирных ломбардов);
  4. до начала договорных отношений (с присвоением уровня риска) , представителей клиентов и/или выгодоприобретателей, а также принимать обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных владельцев (бенефициаров), а также на регулярной основе обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарах, полученную на этапе их первичной идентификации;
  5. выявлять, документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг в установленные законом порядке и сроки сведения о сделках клиентов, подлежащих обязательному контролю, подозрительных (необычных) операциях;
  6. предоставлять в Росфинмониторинг по его запросу информацию о клиентах, их операциях и бенефициарах;
  7. применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества физических и юридических лиц, связанных с перечнем организаий и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – ) или перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее – Перечень лиц, распространяющих оружие массового уничтожения), проинформировав о принятых мерах Росфинмониторинг;
  8. на регулярной основе, но не реже одного раза в 3 (три) месяца, проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг;
  9.  с денежными средствами или иным имуществом клиентов или отказывать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случаях и порядке, установленных законодательством РФ в сфере ПОД/ФТ, с обязательным уведомлением об этом Росфинмониторинг;
  10. уделять повышение внимание любым с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым физическими или юридическими лицами, имеющими регистрацию, место жительство или место нахождения в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ), либо с их участием, либо от их имени или в их интересах, а равно с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве;
  11. обоснованные и доступные меры по выявлению среди своих клиентов физических и юридических лиц , а также среди клиентов – физических лиц иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ) и лиц, замещающих государственные и/или публичные должности в РФ, и проводить установленные законодательством РФ о ПОД/ФТ необходимые мероприятия в отношении данных категорий клиентов;
  12. обязательное внутреннее и внешнее ( специализированных ) организации в сфере ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа, повышения квалификации (уровня знаний) и в других формах в порядке и с периодичностью, установленной требованиями нормативных актов РФ в сфере ПОД/ФТ в зависимости от типа организации (кредитная организация, некредитная финансовая организация (НФО) или иная организация);
  13. осуществлять хранение документов (не менее 5 (пяти) лет с момента прекращения договорных отношений с клиентом), связанных с осуществлением внутреннего контроля целях ПОД/ФТ, и соблюдать в отношении полученных в ходе реализации Правил в целях ПОД/ФТ документов и сведений;
  14. регулярно проводить внутреннюю проверку реализации Правил в целях ПОД/ФТ с обязательным  по итогам такой проверки 

Перечень сделок, подлежащих обязательному , устанавливается Федеральным законом № 115-ФЗ, а к относятся операции, соответствующие признакам и/или критериям необычных операций, установленным самой поднадзорной организацией в Правилах в целях ПОД/ФТ с учетом требований нормативных правовых актов РФ и специфики (особенностей) ее деятельности.

Для осуществления эффективного внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ также в распоряжении актуальные:

  1. и экстремистов (регулярно обновляется и размещается в личном кабинете на Интернет-портале Росфинмониторинга);
  2. Перечень лиц, распространяющих оружие массового уничтожения (регулярно обновляется и размещается в личном кабинете на Интернет-портале Росфинмониторинга);
  3. Перечень, государств не выполняющих рекомендации ФАТФ, утвержденный Приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361 “Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)”. В настоящее время в него включены Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР);
  4. Перечень государств – оффшоров, утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 13.11.2007 № 108н “Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)”.

Уполномоченным органом, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, является Федеральная служба по финансовому мониторингу ( или ).

К относятся:

  1. операторы по приему платежей;
  2. организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  3. индивидуальные предприниматели (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  4. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг).

При этом контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ в отношении организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, осуществляет Пробирная палата России, а на финансовом рынке, в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (НФО), по согласованию с Росфинмониторингом – Центральный банк РФ (Банк России). 

Банк России вправе в отношении своих поднадзорных организаций – субъектов Федерального закона ФЗ № 115 контрольные мероприятия в целях ПОД/ФТ в виде:

  1. выездных или камеральных проверок;
  2. направления и запросов о представлении отдельных документов и сведений;
  3. привлечения к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ (как правило, в виде наложения ) или передачи материалов проверки правоохранительным органам для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае наличия состава преступления;
  4. в случае неоднократного нарушения в течение 1 (одного) года участником финансового рынка требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона № 115, принять решение об , приостановлении ранее выданной или поднадзорной организации  соответствующего государственного организаций (в частности, для микрофинансовых организаций (МФО).

для всех типов организаций – субъектов Федерального закона № 115 за нарушения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ установлена ст. 15.27 КоАП РФ:

“1. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 – 4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного  на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

2. Действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, – влекут наложение административного на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 200 тыс. до 400 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

2.1. Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом – влечет наложение административного на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40  тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

2.2. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе № 115-ФЗ, от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций – влечет наложение административного на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

2.3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

3. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, – влечет наложение административного на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. : 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. За административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.”

При этом об административных правонарушениях в сфере ПОД/ФТ, совершенных поднадзорными организациями Банка России (НФО и кредитными организациями), непосредственно самим Банком России.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – 

В рамках выполнения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ ЮК “ДЕКАРТ” оказывает организациям (субъектам Федерального закона № 115) следующие

  1. полного пакета внутренних документов в сфере ПОД/ФТ, в том числе Правил в целях ПОД/ФТ, а также подготовка подробной памятки (рекомендаций) по организации специального внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ “с нуля”, реализации Правил в целях ПОД/ФТ, выполнению требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ и прохождению проверки надзорного органа в части ПОД/ФТ;
  2.  внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ;
  3.  в целях ПОД/ФТ (внесение изменений) с учетом требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ;
  4. комплексное юридическое сопровождение – выполнение функций ответственного сотрудника в сфере ПОД/ФТ (специального должностного лица – );
  5. подбор специального должностного лица (СДЛ), соответствующего установленным законом квалификационным требованиям;
  6. организация специального внутреннего контроля в целях соблюдения организацией требований законодательства в сфере ПОД/ФТ c “нуля” и “под ключ”, включая разработку полного пакета внутренних документов в целях ПОД/ФТ, обучение сотрудников и т.д.;
  7.  Росфинмониторинга, Банка России, Прокуратуры РФ, Пробирной палаты РФ в сфере ПОД/ФТ;
  8. административное делопроизводство, представление интересов организации в Росфинмониториге и Банке России;
  9. проведение обучения в сфере ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа и повышения уровня знаний (квалификации) в учебном центре ЮК “ДЕКАРТ”, аккредитованном Росфинмониторингом, со скидкой до 15%.

Ознакомиться со стоимостью услуг ЮК “ДЕКАРТ” в сфере ПОД/ФТ можно в разделе “Услуги по ПОД/ФТ” или, обратившись к нашим сотрудникам по контактам, указанным на сайте.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

ДЕЙСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!

При записи на обучение по ПОД/ФТ (ФЗ № 115) в ЮК “ДЕКАРТ” Вы получаете:

  1. Аудит (проверка) Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ
  2. внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ () со (от 8 500 руб. вместо 8 900 руб.).
  3. на все программы обучения, в том числе на семинары (вебинары) в сфере ПОД/ФТ, от базовой стоимости. Так, с учетом скидки вебинар по ПОД/ФТ будет стоить от 2 800 руб., а семинар от 4 250 руб.

Прохождение целевого инструктажа ПОД/ФТ

Прохождение целевого инструктажа ПОД/ФТ и повышения уровня знаний проводится в соответствии с требованиями:

  • Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. N 203;
  • «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Указание Банка России от 5 декабря 2014 г. N 3471-У  «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» (начало действия указания с 1 марта 2015 года);
  • Постановление Правительства РФ от 29 мая 2014 г. N 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • Указание Банка России от 5 декабря 2014 г. N 3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях»

Какие компании подпадают под требования закона в сфере ПОД/ФТ?

Пройти целевой инструктаж ПОД/ФТ обязаны:

Кто должен проходить обучение?

Перечень №1
На основании Указания Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях»:

Перечень №2
На основании Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. N203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

  • Руководитель организации
  • Руководитель филиала организации
  • Заместитель руководителя
  • организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Специальное должностное лицо
  • организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления
  • Главный бухгалтер (бухгалтер)
  • организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета
  • Руководитель юридического подразделения
  • организации (филиала) либо юрист организации (при наличии)
  • Сотрудники службы внутреннего контроля
  • организации (филиала), при наличии
  • Иные сотрудники
  • организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов

Периодичность прохождения обучения

Повышение квалификации(плановый инструктаж) ПОД/ФТ
(Указание Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях»):

  • Специальное должностное лицо обязано проходить  не реже одного раза в календарный год.
  • Сотрудники страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг – не реже одного раза в календарный год.
  • Остальные сотрудники, согласно Перечню №1, указанному выше, – один раз в два календарных года.

Целевой (внеплановый) инструктаж (п. 3.3 Указания Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У):

  • лицо, планирующее осуществлять функции ответственного должностного лица, до начала осуществления таких функций (Информационное письмо ЦБ № 12-1-10/1988;
  • руководитель НФО, до назначения на соответствующую должность;
  • руководитель филиала НФО, до назначения на соответствующую должность;
  • индивидуальный предприниматель, являющийся страховым брокером, до начала осуществления деятельности по оказанию услуг страхового брокера;
  • сотрудники структурного подразделения по ПОД/ФТ, в случае формирования такого структурного подразделения под руководством ответственного сотрудника в течение года со дня назначения на соответствующие должности либо возложения на них соответствующих должностных обязанностей;
  • сотрудники службы внутреннего контроля некредитной финансовой организации (филиала) в течение года со дня назначения на соответствующие должности либо возложения на них соответствующих должностных обязанностей.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. N 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

  • Специальное должностное лицо обязано проходить повышение уровня знаний не реже одного раза в три года.
  • Остальные сотрудники, согласно Перечню №2, один раз в три года.

Какие документы должны применяться в организации в силу требования законодательства по ПОД/ФТ

После успешной сдачи зачета участники получают свидетельства, подтверждающие прохождение обучения в форме Целевого инструктажа/Повышения уровня знаний (согласно Приказу Росфинмониторинга от 19.07.2011 №250 «Об установлении программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»)

Руководитель организации (ИП) обязан утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение:

Организация (ИП) обязана вести учет прохождения ее сотрудниками обучения.

Порядок учета прохождения сотрудниками внутреннего обучения устанавливается руководителем организации (ИП) в программе подготовки и обучения.

Факт проведения с сотрудником обучения должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация (ИП) устанавливает самостоятельно.

050220215

050220214

Вводный инструктаж проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности согласно Перечню либо для выполнения функций, указанных в Перечне и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанных в Перечне.

В рамках вводного инструктажа происходит ознакомление с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ и ФРОМУ и внутренними документами организации (ИП), принятыми в целях организации внутреннего контроля.

050220216

При изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ и ФРОМУ.

При утверждении новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ.

При переводе сотрудника на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации (ИП) в случае, когда имеющихся у него знаний недостаточно для соблюдения законодательства при поручении сотруднику работы, выполняемой сотрудниками из Перечня.

При поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками из Перечня, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

050220218

  • Обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
  • Руководитель организации (филиала) или индивидуальный предприниматель.
  • Главный бухгалтер (бухгалтер) либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета.
  • Руководитель юридического подразделения либо юрист (индивидуального предпринимателя).

050220219

Повышение уровня знаний (не реже одного раза в три года)

  • Специальное должностное лицо.
  • Руководитель организации (филиала) или индивидуальный предприниматель.
  • Главный бухгалтер (бухгалтер) либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета.
  • Руководитель юридического подразделения либо юрист (индивидуального предпринимателя).

0502202110