Контроля на основе международного сотрудничества и Приказа ФТС России от 27 сентября 2012 г. № 1948


ФАТФ

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF)— межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ государств этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, которые были разработаны после событий 11 сентября 2001 года в связи с нарастающей угрозой международного терроризма.

История
ФАТФ была создана в 1989 году по решению стран «Большой семерки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и имплементацией международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Членами ФАТФ являются 34 страны и две организации, наблюдателями — 20 организаций и две страны.

Деятельность и структура
Основным инструментом принятия решений ФАТФ является Пленарное заседание, которое собирается три раза в год, а также рабочие группы ФАТФ:

  • по оценкам и имплементации;
  • по типологиям;
  • по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег;
  • по обзору международного сотрудничества.

ФАТФ уделяет значительное внимание сотрудничеству с такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, Управление ООН по наркотикам и преступности. Данные структуры реализуют свои программы, нацеленные на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. Одним из основных инструментов реализации рекомендаций ФАТФ на национальном уровне являются Подразделения финансовой разведки (ПФР), отвечающие за сбор и анализ финансовой информации в пределах каждой конкретной страны с целью выявления потоков финансовых средств, добытых незаконным путем.

Государства члены:

Международные организации

  • Еврокомиссия;
  • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

C 2004 года в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу.

40+9 Рекомендаций ФАТФ

  • максимально широком охвате вопросов, связанных с организацией противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма на национальном и международном уровнях;
  • тесной взаимосвязи с международными конвенциями, резолюциями Совета Безопасности ООН, актами специализированных международных организаций, посвященными вопросам ПОД/ФТ;
  • предоставлении странам возможности проявлять определенную гибкость при реализации 40+9 рекомендаций ФАТФ с учетом национальной специфики и особенностей правовой системы.
  • Рекомендации ФАТФ не дублируют и не подменяют соответствующие положения иных международных актов, а при необходимости, дополняя их, сводят в единую систему организационных принципов и правовых норм, играя при этом важную роль в процессе кодификации норм и правил в сфере ПОД/ФТ. В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005), 40+9 Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.


Региональные группы по типу ФАТФ

Важную роль в глобальном распространении международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма играют группы, создаваемые по типу ФАТФ в различных регионах мира.

Основной задачей таких структур является осуществление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствующих регионах, в частности, путем проведения взаимных оценок национальных систем своих членов на соответствие международным стандартам борьбы с отмыванием денег (в частности, 40+9 Рекомендациям ФАТФ) и проведения исследований тенденций и методов (типологий) отмывания денег и финансирования терроризма, характерных для данного региона.
ФАТФ и региональные группы по типу ФАТФ совместно образуют единую международную систему (сеть) по распространению и внедрению международных стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также по контролю за их выполнением на национальном уровне.

  • В настоящее время в мире существует 8 региональных групп по типу ФАТФ (РГТФ):
  • Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ);
  • Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ);
  • Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ГАФИСУД);
  • Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ);
  • Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ);
  • Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ);
  • Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (КФАТФ);
  • Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА).
  • Сходные с РГТФ функции имеет Офшорная группа банковского надзора (ОГБН), что позволяет также причислить ее к региональным группам по типу ФАТФ.

Еще одна региональная группа — Группа Центральной Африки по борьбе с отмыванием денег (ГАБАК), которая имеет аналогичные с РГТФ цели и задачи, — пока не получила признания ФАТФ в качестве региональной группы по типу ФАТФ.


Подразделения финансовой разведки. Группа “Эгмонт”

Специализированные государственные структуры («подразделения финансовой разведки» – ПФР), основной целью которых является борьба с отмыванием денег, созданы во многих странах мира.

Институализацию ПФР, рассматривавшуюся на начальном этапе как изолированное явление, уже к 1995 году можно охарактеризовать как активное взаимодействие в рамках международного профессионального объединения – Группы «Эгмонт», получившей свое название по месту проведения первой встречи во дворце Эгмонт-Аренберг в г. Брюсселье (Бельгия).

Основной целью организации стало создание форума ПФР, оказывающего поддержку национальным программам по борьбе с отмыванием денег, в том числе по расширению обмена информацией, повышению квалификации персонала, содействию развитию каналов связи с использованием новейших технологий.

На учредительной конференции в г. Брюсселе в июне 1995 года были созданы рабочие группы для изучения вопросов развития практического сотрудничества между ПФР Группы «Эгмонт», особенно в области обмена информацией и опытом.

На IV Пленарном заседании организации в ноябре 1996 года в г. Риме сформулировано определение «подразделения финансовой разведки», которое в 2004 году дополнено функцией противодействия финансированию терроризма.
Согласно определению подразделение финансовой разведки – центральный национальный орган, ответственный за получение (и, если разрешено, затребование), анализ и передачу компетентным органам сообщений с финансовой информацией:

  • касающейся доходов, в отношении которых имеются подозрения в их криминальном происхождении и потенциальном финансировании терроризма или
  • требуемой в соответствии с национальным законодательством или правилами для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В июне 1997 года в г. Мадриде Группой было принято Заявление о целях, определившее текущие задачи в рамках национальных и международных усилий по борьбе с отмыванием денег. В 2004 году была одобрена новая редакция Заявления, определившая в числе приоритетных задач также противодействие финансированию терроризма.

В 2007 году принят учредительный документ (Устав) Группы «Эгмонт», в соответствии с которым был образован Секретариат Группы, расположенный в г. Торонто (Канада).

Подразделение финансовой разведки России (Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), в то время Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу – КФМ России), подтвердив свое соответствие требованиям, предъявляемым к ПФР, было принято в Группу «Эгмонт» в июне 2002 года на IX Пленарном заседании.

В настоящее время Росфинмониторинг как подразделение финансовой разведки России (ПФР России) активно участвует в мероприятиях Группы «Эгмонт», в том числе в ее рабочих группах:

  • по правовым вопросам;
  • по оперативным вопросам;
  • по привлечению новых членов;
  • по обучению;
  • по информационным технологиям.

По рекомендации и при активном содействии ПФР России членами Группы «Эгмонт» стали подразделения финансовой разведки Армении, Беларуси, Грузии, Киргизии, Молдовы, Сербии и Украины.

В настоящее время Группа объединяет ПФР 120 государств, осуществляя свою деятельность на всех континентах. Недавно в организацию приняты Афганистан, Берег Слоновой Кости, Камерун и Уругвай.


Международное взаимодействие в сфере ПОД/ФТ

Основы деятельности Росфинмониторинга в сфере международного сотрудничества установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307.

В рамках многостороннего сотрудничества Федеральная служба по финансовому мониторингу участвует в работе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ), Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Азиатско-Тихоокеанской группе по типу ФАТФ (АТГ), ряда иных международных структур, а также в мероприятиях, проводимых под эгидой Римской группы против терроризма и Лионской группы против транснациональной организованной преступности “восьмерки”, Группы контртеррористических действий Совета Безопасности ООН.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет сотрудничество с подразделениями финансовых разведок иностранных государств, в первую очередь в рамках международного профессионального объединения ПФР – Группы «Эгмонт».

Росфинмониторингомведется плодотворный двусторонний диалог с государствами всех регионов Мира, результатом которого является разработка и подписание соответствующих международных соглашений о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В целях совершенствования организации, координации и контроля международной деятельности ФТС России, осуществляемой в соответствии с пунктом 5.66 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 38, ст. 4823, N 45, ст. 5822), приказываю:

(в ред. Приказа ФТС России от 02.12.2013 N 2261)

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и порядке осуществления международной деятельности ФТС России (далее – Положение).

2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, таможенных органов Российской Федерации, руководителям учреждений, находящихся в ведении ФТС России, представительств (представителям) таможенной службы Российской Федерации за рубежом обеспечить доведение Положения до сведения подчиненных должностных лиц и работников, а также контроль за его исполнением.

3. Начальникам структурных подразделений ФТС России привести положения о главных управлениях (управлениях) в соответствие с Положением в течение двух месяцев со дня издания настоящего Приказа.

4. Начальникам региональных таможенных управлений привести акты, определяющие порядок осуществления международной деятельности подчиненными таможенными органами, в соответствие с Положением в течение двух месяцев со дня издания настоящего Приказа.

5. Признать утратившими силу Приказы ФТС России:

1) от 29 апреля 2008 г. N 513 “Об утверждении Положения об организации и порядке осуществления международной деятельности ФТС России”.

2) от 7 июня 2011 г. N 1218 “О внесении изменений в Положение об организации и порядке осуществления международной деятельности ФТС России, утвержденное Приказом ФТС России от 29 апреля 2008 г. N 513“;

6. Внести в Приказ ФТС России от 3 августа 2012 г. N 1575 “Об утверждении Инструкции о порядке подготовки, направления в таможенные органы государств – членов Таможенного союза и исполнения поручений о проведении отдельных форм таможенного контроля после выпуска товаров, при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, и в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и внесении изменений в Положение об организации и порядке осуществления международной деятельности ФТС России, утвержденное Приказом ФТС России от 29 апреля 2008 г. N 513” следующие изменения:

а) в заголовке исключить слова “, и внесении изменений в Положение об организации и порядке осуществления международной деятельности ФТС России, утвержденное Приказом ФТС России от 29 апреля 2008 г. N 513“;

б) пункт 2 исключить.

Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Руководитель

действительный государственный

советник таможенной службы

Российской Федерации

А.Ю.Бельянинов

Приложение

к Приказу ФТС России

от 27 сентября 2012 г. N 1948

I. Общие положения

1. Настоящее Положение об организации и порядке осуществления международной деятельности ФТС России (далее – Положение) определяет основные принципы организации, координации и контроля международной деятельности, распределение полномочий в сфере ведения международной деятельности и организацию ее планирования.

2. Международная деятельность ФТС России – деятельность таможенных органов, осуществляемая в целях обеспечения в соответствии с пунктом 5.16 Положения о Федеральной таможенной службе взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области таможенного дела, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации и других международных организациях.

3. Международная деятельность ФТС России осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иными законодательствами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, международными договорами Российской Федерации в области таможенного дела, настоящим Положением, а также в соответствии с указаниями и поручениями руководителя ФТС России.

4. Общее руководство международной деятельностью осуществляет руководитель ФТС России. Заместитель руководителя ФТС России, курирующий в соответствии с распределением обязанностей между руководителем ФТС России и его заместителями вопросы таможенного сотрудничества, осуществляет руководство, организацию и координацию работы по реализации полномочий ФТС России в части сотрудничества с таможенными органами иностранных государств и международными организациями. Заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную работу и правоохранительную деятельность таможенных органов, осуществляет руководство, организацию и координацию международной деятельности ФТС России в правоохранительной сфере.

5. Структурные подразделения центрального аппарата ФТС России, региональные таможенные управления (далее – РТУ), оперативные таможни, таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, а также представительства (представители) таможенной службы Российской Федерации за рубежом являются субъектами международной деятельности ФТС России.

6. Управление таможенного сотрудничества является уполномоченным подразделением в области организации международной деятельности ФТС России, взаимодействия ФТС России с таможенными службами иностранных государств, международными организациями и интеграционными объединениями, а также с подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере таможенного сотрудничества.

7. Главное управление по борьбе с контрабандой является уполномоченным подразделением в области организации международной деятельности ФТС России в правоохранительной сфере, взаимодействия ФТС России с таможенными и правоохранительными службами иностранных государств, их представителями, аккредитованными в Российской Федерации, международными организациями, федеральными органами исполнительной власти по вопросам борьбы с преступлениями, а также административными правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

8. Международная деятельность ФТС России строится на основе комплексного планирования с учетом международных обязательств Российской Федерации в сфере таможенного сотрудничества, текущих и перспективных задач, определяемых руководителем ФТС России, Стратегии развития ФТС России до 2020 г., годового плана работы ФТС России, программы международных связей ФТС России, плана оперативно-служебной деятельности Главного управления по борьбе с контрабандой.

II. Полномочия субъектов

международной деятельности ФТС России

9. Структурные подразделения центрального аппарата ФТС России участвуют в осуществлении международной деятельности в части реализации функций, отнесенных к их компетенции в соответствии с положениями об этих структурных подразделениях, с соблюдением порядка, установленного настоящим Положением.

10. Структурные подразделения центрального аппарата ФТС России по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают участие в международной деятельности по согласованию с Управлением таможенного сотрудничества и при его координации в части:

1) обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации в области таможенного сотрудничества;

2) выработки консолидированной позиции ФТС России в переговорном процессе с органами государственной власти иностранных государств и международных организаций;

3) подготовки предложений о внедрении новых направлений взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с таможенными органами иностранных государств и международными организациями в целях гармонизации и унификации таможенных правил и процедур с общепринятыми международными стандартами;

4) подготовки предложений по планированию работы коллегии Таможенного комитета Союзного государства, заседаний Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ, Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза, а также подготовки материалов к мероприятиям, проводимым этими органами;

5) подготовки справочных и информационных материалов к встречам руководства ФТС России с представителями таможенных органов и иных компетентных органов иностранных государств и международных организаций;

6) обеспечения участия в заседаниях групп экспертов и работе коллегии Таможенного комитета Союзного государства, Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ, Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза, совместных рабочих групп таможенных органов Российской Федерации и иностранных государств, комитетов, подкомитетов и других рабочих органов международных организаций, международных форумов;

7) подготовки материалов и обеспечения участия в заседаниях Правительственной комиссии по вопросам экономической интеграции, межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, совещаниях, проводимых Аппаратом Правительства Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти;

8) обеспечения участия в мероприятиях по профессиональной подготовке, переподготовке, обмену опытом и повышению квалификации, проводимых ФТС России, при содействии таможенных органов иностранных государств и международных организаций.

(пп. 8 в ред. Приказа ФТС России от 25.12.2012 N 2641)

11. Разработку совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России проектов международных договоров и международных правовых актов Российской Федерации в области таможенного регулирования, включая сферу таможенного сотрудничества, обеспечение проведения внутригосударственных процедур их согласования, а также согласование этих проектов с таможенными органами иностранных государств осуществляет Управление таможенного сотрудничества.

12. Разработку проектов международных договоров и международных правовых актов Российской Федерации в области правоохранительной деятельности осуществляет Главное управление по борьбе с контрабандой.

13. Структурные подразделения центрального аппарата ФТС России по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают участие в международной деятельности в правоохранительной сфере по согласованию с Главным управлением по борьбе с контрабандой и при его координации в части:

1) обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации в области правоохранительной деятельности;

2) осуществления борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов;

3) подготовки предложений по планированию работы заседаний Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ, Регионального узла связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ (далее – РИЛО-Москва), а также подготовки материалов к мероприятиям, проводимым этими органами;

4) обеспечения участия в заседаниях групп экспертов и работе Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ, РИЛО-Москва;

5) обеспечения участия в мероприятиях по профессиональной подготовке, переподготовке, обмену опытом и повышению квалификации в правоохранительной сфере, проводимых ФТС России, при содействии таможенных органов иностранных государств и международных организаций.

(пп. 5 в ред. Приказа ФТС России от 25.12.2012 N 2641)

14. РТУ и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, осуществляют международную деятельность в пределах полномочий, определенных соответственно подпунктом 41 пункта 6 Общего положения о региональном таможенном управлении и подпунктами 49, 51 пункта 6 Общего положения о таможне, утвержденных Приказом ФТС России от 12 января 2005 г. N 7 (зарегистрирован Минюстом России 28.03.2005, рег. N 6442), в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением.

15. РТУ и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, осуществляют международную деятельность при координации Управления таможенного сотрудничества по следующим направлениям:

1) взаимодействие с территориальными и профильными таможенными органами иностранных государств в целях обеспечения и развития приграничного, регионального и иных направлений таможенного сотрудничества;

2) взаимодействие с таможенными органами сопредельных иностранных государств на пограничных пунктах пропуска в целях повышения эффективности их функционирования;

3) обеспечение участия в работе совместных рабочих и специальных групп таможенных органов Российской Федерации и сопредельных иностранных государств, межрегиональных международных организаций;

4) участие в реализации международных договоров Российской Федерации и международных актов ФТС России в области таможенного сотрудничества, предусматривающих сотрудничество таможенных органов на региональном уровне;

5) участие в реализации региональных и межрегиональных международных проектов и программ сотрудничества ФТС России;

6) осуществление обмена визитами делегаций с таможенными органами сопредельных иностранных государств в целях обмена профессиональным опытом и поддержания культурных и спортивных связей;

7) участие в международных мероприятиях, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в регионе деятельности РТУ, таможни, непосредственно подчиненной ФТС России;

8) проведение встреч с представителями дипломатических и торговых миссий иностранных государств, международных коммерческих организаций по их просьбе в целях информирования по вопросам таможенного оформления и таможенных процедур;

9) обеспечение приемов иностранных делегаций в рамках протокольных мероприятий ФТС России с участием представителей таможенных органов иностранных государств в регионе деятельности РТУ, таможни, непосредственно подчиненной ФТС России;

10) обеспечение проведения международных семинаров, совещаний, заседаний комитетов и рабочих групп, организуемых ФТС России в регионе деятельности РТУ, таможни, непосредственно подчиненной ФТС России.

16. Оперативные таможни и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, осуществляют международную деятельность в правоохранительной сфере при координации Главного управления по борьбе с контрабандой по следующим направлениям:

1) взаимодействие с таможенными и правоохранительными органами зарубежных стран, их представителями, аккредитованными в Российской Федерации, а также международными правоохранительными организациями в рамках международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок;

2) взаимодействие с таможенными и правоохранительными органами иностранных государств и их представителями, аккредитованными в Российской Федерации, по линии обмена правоохранительной информацией в рамках развития приграничного сотрудничества.

17. Учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, участвуют в международной деятельности ФТС России по согласованию с Управлением таможенного сотрудничества, а в правоохранительной сфере – по согласованию с Главным управлением по борьбе с контрабандой в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением.

18. Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российская таможенная академия” согласовывает с Управлением таможенного сотрудничества организацию и проведение мероприятий, касающихся международного сотрудничества ФТС России в области подготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, а также кадров для Союзного государства, государств – членов ЕврАзЭС, государств – участников СНГ, других иностранных государств, в том числе по следующим направлениям:

1) подготовка предложений по формированию ежегодного тематического плана Регионального учебного центра Всемирной таможенной организации для их согласования между ФТС России и Секретариатом Всемирной таможенной организации;

2) организация международных семинаров с участием экспертов таможенных служб иностранных государств и международных организаций;

3) разработка совместных образовательных программ с учебными заведениями таможенных служб иностранных государств;

4) оказание методической помощи в создании учебных центров таможенных служб государств – участников СНГ;

5) осуществление контактов и обмена информацией в образовательной сфере с региональными учебными центрами ВТО, учебными заведениями иностранных государств, занимающихся подготовкой таможенных кадров;

6) осуществление приема иностранных делегаций с целью обмена опытом в обучении, переподготовке и повышении квалификации кадров таможенных органов Российской Федерации.

Институт правоохранительной деятельности Российской таможенной академии согласовывает с Главным управлением по борьбе с контрабандой организацию и проведение мероприятий по вышеуказанным направлениям, касающимся международного сотрудничества ФТС России в области подготовки и повышения квалификации должностных лиц правоохранительных подразделений ФТС России и зарубежных стран.

19. Представительства (представители) таможенной службы Российской Федерации за рубежом осуществляют международную деятельность в соответствии с полномочиями, определяемыми в положениях о представительствах (представителях) таможенной службы Российской Федерации за рубежом, указаниями и поручениями руководителя ФТС России, заместителя руководителя ФТС России, курирующего в соответствии с распределением обязанностей между руководителем ФТС России и его заместителями вопросы таможенного сотрудничества, начальника Управления таможенного сотрудничества и в соответствии с порядком, устанавливаемым настоящим Положением.

20. Представительства (представители) таможенной службы Российской Федерации за рубежом международную деятельность в правоохранительной сфере осуществляют в соответствии с полномочиями, определяемыми в положениях о представительствах (представителях) таможенной службы Российской Федерации за рубежом, указаниями и поручениями руководителя ФТС России, заместителя руководителя ФТС России, курирующего оперативно-розыскную работу и правоохранительную деятельность таможенных органов, руководства Главного управления по борьбе с контрабандой и в соответствии с порядком, устанавливаемым настоящим Положением.

III. Порядок координации международной деятельности

ФТС России и взаимодействия субъектов международной

деятельности ФТС России

21. В целях организации международной деятельности ФТС России на основе централизованного управления и контроля Управление таможенного сотрудничества:

1) координирует взаимодействие субъектов международной деятельности ФТС России с таможенными органами иностранных государств, международными организациями, дипломатическими и торговыми представительствами иностранных государств в Российской Федерации, дипломатическими и торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах, а также Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части, касающейся таможенного сотрудничества;

(в ред. Приказа ФТС России от 25.12.2012 N 2641)

2) координирует взаимодействие структурных подразделений центрального аппарата ФТС России, РТУ, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, с представительствами (представителями) таможенной службы Российской Федерации за рубежом;

3) осуществляет оперативное руководство, координацию и контроль деятельности представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации за рубежом;

4) координирует и контролирует деятельность РТУ в сфере международного таможенного сотрудничества и осуществляет методическое руководство деятельностью подразделений таможенного сотрудничества РТУ по вопросам организации международных связей;

5) организовывает исполнение субъектами международной деятельности ФТС России указаний, поручений руководителя ФТС России и его заместителей по вопросам, относящимся к сфере таможенного сотрудничества и взаимодействия ФТС России с таможенными и иными органами иностранных государств и международных организаций;

6) обеспечивает субъекты международной деятельности ФТС России информацией о состоянии и перспективах развития таможенного сотрудничества и о позиции ФТС России по конкретным вопросам взаимодействия с таможенными органами иностранных государств, международных организаций и интеграционных объединений в целях проведения линии ФТС России на международном направлении.

22. Для обеспечения правоохранительных функций Главное управление по борьбе с контрабандой:

1) координирует взаимодействие субъектов международной деятельности ФТС России в правоохранительной сфере с таможенными и правоохранительными органами иностранных государств, их представителями, аккредитованными в Российской Федерации, международными организациями, федеральными органами исполнительной власти по вопросам борьбы с преступлениями, а также административными правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов;

2) координирует и контролирует взаимодействие правоохранительных подразделений центрального аппарата ФТС России, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, с представительствами (представителями) таможенной службы Российской Федерации за рубежом;

3) осуществляет координацию деятельности представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации за рубежом в части, касающейся правоохранительного сотрудничества, согласовывает назначение на должность должностных лиц, на которых возложена организация взаимодействия с таможенными и другими органами по вопросам правоохранительной деятельности;

4) координирует и контролирует деятельность представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации за рубежом в сфере содействия исполнению международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок;

5) оказывает представительствам (представителям) таможенной службы Российской Федерации за рубежом методологическую и практическую помощь в реализации мер международного правоохранительного сотрудничества;

6) обеспечивает деятельность Секретариата Комитета глав правоохранительных подразделений СРТС СНГ и офиса Регионального узла связи по правоохранительной работе ВТО по странам СНГ RILO-Москва.

23. Структурные подразделения центрального аппарата ФТС России, РТУ, таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, согласовывают с Управлением таможенного сотрудничества вопросы, касающиеся участия подчиненных должностных лиц в международных мероприятиях, организации встреч с представителями таможенных органов иностранных государств, международных организаций и интеграционных объединений, дипломатических и торговых представительств иностранных государств.

Правоохранительные подразделения центрального аппарата ФТС России, оперативные таможни, таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, согласовывают с Главным управлением по борьбе с контрабандой вопросы, касающиеся участия подчиненных должностных лиц в международных мероприятиях, организации встреч с представителями таможенных и правоохранительных органов иностранных государств, международных организаций и интеграционных объединений, дипломатических и торговых представительств иностранных государств, иностранных коммерческих организаций для решения задач в сфере борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

24. Структурные подразделения центрального аппарата ФТС России согласовывают с Управлением таможенного сотрудничества, а по вопросам правоохранительной деятельности и с Главным управлением по борьбе с контрабандой, обращения, направляемые ФТС России в Администрацию Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ответы на обращения этих органов по вопросам, затрагивающим международное сотрудничество и взаимодействие с таможенными и иными органами государственной власти иностранных государств, международными организациями, интеграционными объединениями.

25. РТУ и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, направляют в Управление таможенного сотрудничества проекты международных документов, подписываемых с региональными и профильными таможенными органами иностранных государств, для согласования с заинтересованными подразделениями центрального аппарата ФТС России и проведения правовой экспертизы.

26. Ведение переписки ФТС России с таможенными и иными органами государственной власти иностранных государств и международными организациями осуществляет Управление таможенного сотрудничества. В случае, когда структурное подразделение центрального аппарата ФТС России осуществляет такую переписку по вопросам, отнесенным к его компетенции, с разрешения (поручения) руководителя ФТС России, соответствующие проекты согласовываются с Управлением таможенного сотрудничества.

Ведение переписки ФТС России с таможенными и правоохранительными органами иностранных государств, их представителями, аккредитованными в Российской Федерации, и международными организациями по вопросам правоохранительной деятельности осуществляет Главное управление по борьбе с контрабандой.

Ведение переписки ФТС России по вопросам происхождения товаров с торгово-промышленными палатами и иными иностранными органами (организациями), уполномоченными выдавать, удостоверять и (или) верифицировать сертификаты о происхождении товаров, “осуществляет Управление рисков и оперативного контроля без согласований с Управлением таможенного сотрудничества.

(абзац введен Приказом ФТС России от 02.12.2013 N 2261)

27. РТУ и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, осуществляют по согласованию с Управлением таможенного сотрудничества переписку с региональными и профильными таможенными органами иностранных государств для решения технических вопросов взаимодействия (организация рабочих встреч, визитов делегаций, проведение заседаний совместных рабочих групп, согласование проектов протоколов двусторонних встреч, реализация региональных и межрегиональных международных проектов и программ), а также с дипломатическими и торговыми представительствами иностранных государств в Российской Федерации по их запросам о предоставлении информации, касающейся таможенных процедур.

Оперативные таможни и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, осуществляют переписку с таможенными и иными органами иностранных государств, их представителями, аккредитованными в Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими данный вид деятельности правоохранительных подразделений ФТС России.

28. Запросы о получении информации в таможенные службы иностранных государств на основании международных договоров Правительства Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, а также запросы, требующие обращения в международные организации, дипломатические и торговые представительства иностранных государств в Российской Федерации и в дипломатические и торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, направляет Управление таможенного сотрудничества.

Международные запросы по делам об административных правонарушениях в связи с проведением оперативных проверок, а также о правовой помощи по уголовным делам направляются таможенными органами в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок их направления.

В случаях, определенных международными договорами Российской Федерации, таможенным законодательством Таможенного союза и правовыми актами ФТС России, запросы, указанные в первом абзаце настоящего пункта, могут направлять РТУ.

29. Структурные подразделения центрального аппарата ФТС России, РТУ, таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, в случае необходимости получения информации, требующей отправки запроса иностранным и российским корреспондентам, указанным в пункте 28 настоящего Положения, направляют в Управление таможенного сотрудничества либо в Главное управление по борьбе с контрабандой соответствующее обращение.

30. Управление таможенного сотрудничества либо Главное управление по борьбе с контрабандой анализирует характер и обоснованность обращений, указанных в пункте 29 Положения, полноту сведений, необходимых для выполнения запроса, возможный источник получения информации и направляет запрос в соответствующий адрес.

31. РТУ и таможни могут самостоятельно направлять запросы в таможенные органы государств – членов Таможенного союза в соответствии с Соглашением о взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г., за исключением запросов в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, которые направляет Управление таможенного сотрудничества.

Поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля в таможенные органы Республики Беларусь и Республики Казахстан на основании Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. подлежат согласованию с Управлением таможенного сотрудничества и готовятся:

Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля – поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля до выпуска товаров;

Главным управлением таможенного контроля после выпуска товаров -поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля после выпуска товаров, при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, и в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

32. Структурные подразделения центрального аппарата ФТС России, РТУ запросы о предоставлении информации, необходимой для принятия решений по вопросам, отнесенным к их компетенции, направляют в представительства (представителям) таможенной службы Российской Федерации за рубежом в соответствии с установленным порядком.

33. Порядок переписки по линии обеспечения деятельности Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ, Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ и RILO-Москва регулируется положениями об этих органах.

IV. Планирование и отчетность

34. Международная деятельность ФТС России осуществляется на основе комплексного планирования, которое включает в себя формирование:

– программы международных связей ФТС России (далее – Программа);

– плана командирования за границу должностных лиц ФТС России (далее – План командирования);

– годовых планов работы представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации за рубежом;

– планов оперативно-служебной деятельности Главного управления по борьбе с контрабандой.

35. Программа формируется Управлением таможенного сотрудничества на основе предложений субъектов международной деятельности ФТС России с учетом задач, определяемых международными обязательствами Российской Федерации, задач, поставленных руководством ФТС России, и приоритетных направлений развития таможенного сотрудничества.

36. В Программу включаются мероприятия, проводимые за границей и в России. В Программе указывается срок исполнения мероприятия, задачи, решаемые в ходе его проведения, ответственные исполнители и соисполнители, а также основания для включения в Программу данного мероприятия.

Предложения к Программе на очередной год представляются в Управление таможенного сотрудничества до 1 ноября года, предшествующего плановому году. Программа утверждается приказом ФТС России до 1 января планового года.

37. План командирования за границу должностных лиц ФТС России на очередной год формируется в соответствии с Приказом ФТС России от 14 июля 2010 г. N 1333 “Об утверждении основных положений о порядке выезда в служебные командировки за границу должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России” на основе предложений, представляемых в Управление таможенного сотрудничества с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России до 1 ноября года, предшествующего плановому году, и утверждается приказом ФТС России до 1 января планового года.

38. С целью формирования бюджетной заявки субъекты международной деятельности ФТС России представляют в Управление таможенного сотрудничества обоснованные предложения по финансированию их международной деятельности до 15 января года, предшествующего очередному финансовому году и плановому периоду (трехлетний период).

Управление таможенного сотрудничества до 10 февраля года, предшествующего очередному финансовому году и плановому периоду, согласовывает предложения РТУ, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и информирует РТУ, таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, о согласовании.

До 1 марта года, предшествующего очередному финансовому году и плановому периоду, Управление таможенного сотрудничества доводит до Главного финансово-экономического управления проекты Программы и Плана командирования на трехлетний период.

39. Отчеты о выполнении мероприятий, включенных в Программу или в План командирования, направляются в Управление таможенного сотрудничества, а по линии правоохранительной деятельности – в Главное управление по борьбе с контрабандой в течение 10 дней после проведения мероприятия.

40. Годовые планы работы представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации за рубежом представляются в Управление таможенного сотрудничества до 15 декабря года, предшествующего плановому году.

41. Годовые планы работы представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации за рубежом согласовываются Управлением таможенного сотрудничества, а в части, касающейся правоохранительного сотрудничества, – Главным управлением по борьбе с контрабандой и утверждаются заместителем руководителя ФТС России, курирующим в соответствии с распределением обязанностей между руководителем ФТС России и его заместителями вопросы таможенного сотрудничества.

(п. 41 в ред. Приказа ФТС России от 21.04.2017 N 647)

42. Отчеты о выполнении годовых планов представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в странах дальнего зарубежья готовятся ежеквартально и направляются в Управление таможенного сотрудничества, а в части, касающейся правоохранительного сотрудничества, – в Главное управление по борьбе с контрабандой.

(в ред. Приказа ФТС России от 21.04.2017 N 647)

Отчетность представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в государствах – членах Таможенного союза, в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, в Республике Южная Осетия и Республике Абхазия направляется в Управление таможенного сотрудничества в соответствии с установленным порядком, а в части, касающейся правоохранительного сотрудничества, – в Главное управление по борьбе с контрабандой.

(в ред. Приказа ФТС России от 21.04.2017 N 647)

Отчеты о реализации оперативно значимой информации направляются в Главное управление по борьбе с контрабандой в соответствии с установленным порядком.

Начальник Управления

таможенного сотрудничества

С.А.Коноваленко