Основные решения и документы, принятые в рамках ВТамО
В рамках ВТамО принято более 20 конвенций (является депозитарием для 16 конвенций) и более 50 рекомендаций и ряда международных норм по отдельным таможенным вопросам.
Особенно следует выделить международные нормативные правовые акты, которые формулируются и закрепляют основные принципы и нормы международного таможенного права, учитывая то, что большинство из них созданы под руководством ВТамО Травина А.А., Терещенко Л.К., Шестакова М.П. Современное таможенное законодательство (в вопросах и ответах). — М.: Изд. группа ИНФРА-М -НОРМА, 2014.:
таможенный тарифный документ
Перечень конвенций, разработанных СТС ВТО:
– Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС) СТС – это основное звено международной системы сотрудничества государств по таможенным вопросам. Совет изучает все аспекты, в том числе технические, таможенные и связанные с ними экономические факторы, готовит проекты конвенций, поправки к ним и рекомендации, обеспечивающие единообразие их трактовки и т.д. Вступила в силу 04.11.52.
– Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей Известна под названием “Брюссельская таможенная оценка товаров” или “Брюссельское определение таможенной стоимости”. Однако большинство стран для оценки товаров использует не эту конвенцию, а Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, вступившей в силу 01.08.81. Вступила в силу 28.07.53.
– Таможенная конвенция о карнетах ECS для промышленных образцов В 1976 г. СТС рекомендовал эту конвенцию странам-участницам, так как она дублировала таможенную Конвенцию по АТА Garnet для временного ввоза товаров (Конвенция АТА), вступившую в силу 30 июля 1963 года. Вступила в силу 03.10.57.
– Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах и Протокол о поправках к ней Известна как Конвенция о Брюссельской тарифной номенклатуре или как Конвенция о номенклатуре Совета таможенного сотрудничества (НСТС). В связи с использованием Гармонизированной системы описания и кодирования товаров большинство стран выходит из этой конвенции. Вступила в силу 11.09.59.
– Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок Конвенцию подписали основные европейские страны. Вступила в силу 15.03.62. Таможенная конвенция о временном ввозе научного оборудования К ней присоединились основные европейские страны. Вступила в силу 15.03.62. Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования Конвенция включает в себя три приложения: оборудование для печати или радио- и телетрансляции; кинематографическое оборудование; специальное оборудование. Вступила в силу 01.07.62.
– Таможенная конвенция об упрощении ввоза товаров для показа или использования на выставках, ярмарках, встречах или других подобных мероприятиях. Это расширенная конвенция (она касается ввоза более крупных партий товаров) по сравнению с Международной конвенцией о ввозе коммерческих образцов и рекламных материалов, принятой в Женеве ГАТТ. Вступила в силу 13.07.62.
Таможенная конвенция ATA Garnet для временного ввоза товаров (Конвенция ATA) Конвенция является главной в блоке конвенций о временном ввозе. В ней содержатся такие важные факторы, как документационное оформление временного ввоза и порядок взыскания таможенных пошлин. Вступила в силу 30.07.63.
-Таможенная конвенция о материально-техническом обеспечении моряков Приложение к конвенции содержит список предметов культурно-бытового назначения, которым при условии обратного вывоза предоставляется условное освобождение. Вступила в силу 11.12.65. Таможенная конвенция о международном транзите товаров (Конвенция ITI) Вступила в силу 07.06.71.
-Таможенная конвенция о временном ввозе учебных материалов Вступила в силу 10.09.71.
-Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция/Конвенция Киото) Вступила в силу 25.09.74. Конвенция состоит из собственно конвенции, положения которой применяются без ограничения ко всем странам-участницам, и 31 приложения, каждое из которых посвящено специальной таможенной процедуре. 25 июня 1999 г. руководители 114 таможенных организаций, присутствовавшие на 94-й сессии ВТО, единогласно приняли Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Принятие этого варианта конвенции, готовившегося четыре года, – своеобразное подведение итогов Киотской конвенции 1974 г. Ратифицировав пересмотренную Киотскую конвенцию, правительства смогут принимать современные прозрачные и компьютеризированные процедуры таможенного оформления и внедрять на практике рекомендации ВТО и ее членов в тесном сотрудничестве с деловыми кругами и различными межправительственными организациями. Новые положения конвенции позволяют ускорить процедуру таможенного оформления путем применения современных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения в практику технологии анализа рисков. Это позволит значительно облегчить проведение таможенного контроля. Что касается содержания пересмотренной Киотской конвенции, то Генеральный секретарь ВТО М. Данэ отметил определенные сдвиги за прошедшие четыре года, которые положительно повлияли на работу всех руководителей экономического сектора, транснациональных компаний, малого и среднего бизнеса, импортеров, экспортеров, брокеров, а также перевозчиков, занятых в международной торговле товарами. Таким образом, ВТО дает правительствам и участникам внешнеэкономической деятельности новый действенный инструмент, отвечающий задачам нового тысячелетия, и позволяет устранить еще существующие барьеры в виде процедур таможенного оформления.
-Таможенная конвенция о контейнерах Введение конвенции осуществляется совместно с ООН. Вступила в силу 06.12.75.
-Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) Вступила в силу 21.05.80.
-Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) Призвана заменить Конвенцию о номенклатуре СТС (НСТС). Гармонизированная система является многоцелевой товарной номенклатурой, в которую входят описание, необходимое для таможенных тарифов и статистической номенклатуры, и транспортные классификации. Около 80% стоимостного объема международной торговли осуществляется с использованием ГС. Заключена 14 июня 1983 г. в Брюсселе и вступила в силу 01.01.88.
-Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) Она должна регулировать весь комплекс временного ввоза и заменить принятые ранее разрозненные конвенции по временному ввозу имущества, товаров и транспортных средств. Принята в Стамбуле в июне 1990 года. Вступила в силу 27.11.93.
-Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) Более 70% стоимостного объема международной торговли осуществляется с применением этого соглашения. Принцип таможенной оценки, являющийся основой этого соглашения, предусматривает оценку товаров при взимании таможенных платежей на основе так называемой сделки, т.е. суммы, реально уплаченной за импортируемый товар. Вступило в силу 01.01.81.
Содержание и значение международного сотрудничества таможенных органов России
В соответствии со статьей 453 , главой 53 УПК РФ таможенные органы РФ по поручению Генеральной прокуратуры РФ осуществляют взаимодействие в сфере уголовного судопроизводства и оказывают правовую помощь по уголовным делам компетентным органам и должностным лицам иностранных государств в соответствии с международными договорами и международными соглашениями РФ или на основе принципа взаимности.
Правовая помощь оказываемся компетентными органами запрашиваемых государств путем исполнения международных запросов об оказании правовой помощи (ходатайств, поручений о проведении следственных действий, в частности, допросов свидетелей, потерпевших, экспертов, обысков, выемок и др.), которые направляются в адрес последних.
В статье 453 УПК РФ перечислены субъекты, через которые направляются запросы об оказании правовой помощи по уголовным делам. Одним из центральных уполномоченных компетентных органов, через который осуществляется сношение по уголовным делам, является Генеральная прокуратура РФ.
В тех случаях когда Генеральная прокуратура РФ получает к исполнению международный запрос об оказании правовой помощи по уголовному делу, она может поручить исполнение отдельных следственных действий таможенным органам.
Международные запросы, направляемые в адрес таможенных органов РФ напрямую, минуя официальный порядок прохождения через Генеральную прокуратуру РФ, возвращаются обратно без исполнения.
Таможенные органы как органы дознания не наделены правом внесения международных запросов в иностранные государства, а ФТС России не входит в число органов, через которые в иностранные государства направляются международные запросы об оказании правовой помощи по уголовным делам.
Организацией исполнения международных поручении, поступающих в Генеральную прокуратуру РФ из иностранных государств, соответствующими таможенными органами РФ занимается Управление таможенных расследований и дознания ФТС России.
Исполнение таможенными органами международных запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам возможно только при наличии возбужденных уголовных дел. Срок исполнения международных запросов (ходатайств) таможенными органами Российской Федерации определяется в соответствии со статьей 152 УПК РФ и составляет 10 суток (как и при исполнении отдельных поручений).
Законодательство в таможенной сфере представлено исключительно актами федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Источниками таможенного регулирования в РФ являются следующие федеральные нормативные правовые акты: Конституция РФ, ТК РФ, с 01.07.2010 Таможенный кодекс таможенного союза, Федеральные законы, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты, издаваемые ФТС России.
Данный перечень источников таможенного права был бы не полон без применения общепризнанных мировым сообществом нормативно – правовых актов в области таможенного дела. К таким документам можно отнести следующие:
Исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 4 статья 15 Конституции РФ).
Исходя из этого, можно констатировать, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России. В настоящее время Российская Федерация участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов, среди них особое место занимают таможенные конвенции. Таможенная конвенция – двустороннее или многостороннее международное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц.
За последние несколько десятков лет Советом таможенного сотрудничества разработаны следующие Конвенции:
- – Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (далее СТС): СТС – это основное звено международной системы сотрудничества государств по таможенным вопросам. Совет изучает все аспекты, в том числе технические, таможенные и связанные с ними экономические факторы, готовит проекты конвенций, поправки к ним и рекомендации, обеспечивающие единообразие их трактовки и т.д. (вступила в силу 04.11.1952).
- – Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей: известна под названием «Брюссельская таможенная оценка товаров» или «Брюссельское определение таможенной стоимости» (вступила в силу 28.07.1953).
Однако большинство стран для оценки товаров использует не эту Конвенцию, а Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, вступившей в силу 01.08.1981.
– Таможенная конвенция о карнетах ECS для промышленных образцов (вступила в силу 03.10.1957).
В 1976 году СТС рекомендовал эту конвенцию странам-участницам, так как она дублировала таможенную Конвенцию по АТА Carnet для временного ввоза товаров (Конвенция АТА), вступившую в силу 30.06.1963.
– Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах и Протокол о поправках к ней:
Известна как Конвенция о Брюссельской тарифной номенклатуре или как Конвенция о номенклатуре Совета таможенного сотрудничества (НСТС) (вступила в силу 01.09.1959). В связи с использованием Гармонизированной системы описания и кодирования товаров большинство стран выходит из этой Конвенции. Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок. Конвенцию подписали основные европейские страны. Вступила в силу 15.03.1962.
- – Таможенная конвенция о временном ввозе научного оборудования. К ней присоединились основные европейские страны. Вступила в силу 15.03.1962.
- – Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования. Конвенция включает в себя три приложения: оборудование для печати или радио- и телетрансляции; кинематографическое оборудование; специальное оборудование. Вступила в силу 01.07.1962.
- – Таможенная конвенция об упрощении ввоза товаров для показа или использования на выставках, ярмарках, встречах или других подобных мероприятиях.
Это расширенная Конвенция (она касается ввоза более крупных партий товаров) по сравнению с Международной конвенцией о ввозе коммерческих образцов и рекламных материалов, принятой в Женеве ГАТТ (вступила в силу 13.07.1962).
- – Таможенная конвенция ATA Carnet для временного ввоза товаров (Конвенция ATA). Конвенция является главной в блоке конвенций о временном ввозе. В ней содержатся такие важные факторы, как документационное оформление временного ввоза и порядок взыскания таможенных пошлин (вступила в силу 30.07.1963).
- – Таможенная конвенция о материально-техническом обеспечении моряков.
Приложение к Конвенции содержит список предметов культурно-бытового назначения, которым при условии обратного вывоза представляется условное освобождение (вступила в силу 11.12.1965).
- – Таможенная конвенция о международном транзите товаров (Конвенция ITI) (вступила в силу 07.06.1971).
- – Таможенная конвенция о временном ввозе учебных материалов (вступила в силу 10.09.1971).
- – Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция / Конвенция Киото). Конвенция состоит из собственно Конвенции, положения которой применяются без ограничения ко всем странам-участницам, и 31 приложения, каждое из которых посвящено специальной таможенной процедуре (вступила в силу 25.09.1974).
- 25 июня 1999 г. руководители 114 таможенных организаций, присутствовавшие на 94-й сессии ВТО, единогласно приняли Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Принятие этого варианта Конвенции, готовившегося четыре года, – своеобразное подведение итогов Киотской конвенции 1974 г.
Ратифицировав пересмотренную Киотскую конвенцию, правительства смогут принимать современные прозрачные и компьютеризированные процедуры таможенного оформления и внедрять на практике рекомендации ВТО и ее членов в тесном сотрудничестве с деловыми кругами и различными межправительственными организациями.
Новые положения Конвенции позволяют ускорить процедуру таможенного оформления путем применения современных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения в практику технологии анализа рисков. Это позволит значительно облегчить проведение таможенного контроля.
Что касается содержания пересмотренной Киотской конвенции, то Генеральный секретарь ВТО М. Данэ отметил определенные сдвиги за прошедшие четыре года, которые положительно повлияли на работу всех руководителей экономического сектора, транснациональных компаний, малого и среднего бизнеса, импортеров, экспортеров, брокеров, а также перевозчиков, занятых в международной торговле товарами.
Таким образом, ВТО дает правительствам и участникам внешнеэкономической деятельности новый действенный инструмент, отвечающий задачам нового тысячелетия, и позволяет устранить еще существующие барьеры в виде процедур таможенного оформления.
- – Таможенная конвенция о контейнерах. Введение Конвенции осуществляется совместно с ООН (вступила в силу 06.12.1975).
- – Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) (вступила в силу 21.05.1980).
- – Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС).
Призвана заменить Конвенцию о номенклатуре СТС (НСТС).
Гармонизированная система является многоцелевой товарной номенклатурой, в которую входят описание, необходимое для таможенных тарифов и статистической номенклатуры, и транспортные классификации. Около 80% стоимостного объема международной торговли осуществляется с использованием ГС. Заключена 14 июня 1983 г. в Брюсселе и вступила в силу 01.01.1988.
- – Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция). Она должна регулировать весь комплекс временного ввоза и заменить принятые ранее разрозненные конвенции по временному ввозу имущества, товаров и транспортных средств. Принята в Стамбуле в июне 1990 года, вступила в силу 27.11.1993.
- – Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Более 70% стоимостного объема международной торговли осуществляется с применением этого соглашения. Принцип таможенной оценки, являющийся основой этого соглашения, предусматривает оценку товаров при взимании таможенных платежей на основе так называемой сделки, т.е. суммы, реально уплаченной за импортируемый товар (вступило в силу 01.01.1981).
Особую роль хотелось бы уделить Таможенному союзу трех государств. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» сформировали таможенный союз, положения которого вступили в силу 01 июля 2010 года. Высшим органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.
Стороны таможенного союза в соответствии Договором от 6 октября 2007 «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
В соответствии со статьей 453 , главы 53 УПК РФ таможенные органы РФ по поручению Генеральной прокуратуры РФ осуществляют взаимодействие в сфере уголовного судопроизводства и оказывают правовую помощь по уголовным делам компетентным органам и должностным лицам иностранных государств в соответствии с международными договорами и международными соглашениями РФ или на основе принципа взаимности.
Правовая помощь оказываемся компетентными органами запрашиваемых государств путем исполнения международных запросов об оказании правовой помощи (ходатайств, поручений о проведении следственных действий, в частности, допросов свидетелей, потерпевших, экспертов, обысков, выемок и др.), которые направляются в адрес последних.
В статье 453 УПК перечислены субъекты, через которые направляются запросы об оказании правовой помощи по уголовным делам.
Одним из центральных уполномоченных компетентных органов, через который осуществляется сношение по уголовным делам, является Генеральная прокуратура РФ. В тех случаях когда Генеральная прокуратура РФ получает к исполнению международный запрос об оказании правовой помощи по уголовному делу, она может поручить исполнение отдельных следственных действий таможенным органам.
Международные запросы, направляемые в адрес таможенных органов РФ напрямую, минуя официальный порядок прохождения через Генеральную прокуратуру РФ, возвращаются обратно без исполнения.
Таможенные органы как органы дознания не наделены правом внесения международных запросов в иностранные государства, а ФТС России не входит в число органов, через которые в иностранные государства направляются международные запросы об оказании правовой помощи по уголовным делам.
Организацией исполнения международных поручении, поступающих в Генеральную прокуратуру РФ из иностранных государств, соответствующими таможенными органами Российской Федерации занимается Управление таможенных расследований и дознания (УТРД) ФТС России.
Исполнение таможенными органами международных запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам возможно только при наличии возбужденных уголовных дел.
Срок исполнения международных запросов (ходатайств) таможенными органами РФ определяется в соответствии со статьей 152 УПК РФ и составляет 10 суток (как и при исполнении отдельных поручений).
Таким образом, делая вывод по второй главе, автором проанализирована деятельность таможенных органов. Так, ФТС России осуществляет следующую деятельность: правоохранительную (правоохрана), участвует в правотворчестве, осуществляет международное сотрудничество таможенных органов.
Кроме этого, таможенные органы таможенные органы России являются одним из инструментов осуществления экономической политики в условиях рыночных отношений, прежде всего, путем участия в обеспечении собираемости налогов и формирования бюджета, данную деятельность рассмотрим в третьей главе.