Гаагская конвенция 1970
Гаагская конвенция 1970 о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Участниками конвенции по состоянию на 1990 являлись 142 государства (СССР с 1970). Г. к. 1970 заключена в целях предотвращения актов незаконного захвата воздушных судов, принятия соответствующих мер для наказания преступников. Конвенция считает лицо, находящееся на борту судна во время его полёта, совершившим преступление, если оно захватило воздушное судно путём насилия, угрозы или запугивания, либо осуществило контроль над таким судном, либо пыталось совершить такое действие, либо было соучастником лица, его совершившего (ст. 1). Государства — участники Г. к. 1970 обязуются принимать в отношении лиц, совершивших такие преступления, суровые меры наказания.
Конвенция предусматривает правила, при которых государства-участники могут устанавливать свою юрисдикцию над таким преступлением и любыми другими актами насилия в отношении пассажиров или экипажа, совершёнными предполагаемым преступником. Процессуальные меры, которые могут принимать государства (заключение под стражу, предварительное расследование фактов, обеспечение контакта задержанного лица с представителем государства его гражданства, уведомление государства регистрации и другие государств о факте и причинах задержания и другие), во многом аналогичны соответствующим нормам Токийской конвенции 1963.
Важное значение имеет статья 7 конвенции, предусматривающая, что государство — ее участник, на территории которого оказался предполагаемый преступник, в случае, если оно не выдаёт такого преступника другому государству, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, на какой территории совершено преступление, передать дело своим компетентным органам для уголовного преследования. Эти органы принимают решение по делу в соответствии с законом своего государства. Г. к. 1970 устанавливает неотвратимость выдачи преступника или его наказания, когда любое из действий, упомянутых в статье 1, совершено или близко к совершению, государства принимают все надлежащие меры для восстановления или сохранения контроля законного командира над воздушным судном. Пассажирам и экипажу должно быть оказано содействие в скорейшем продолжении следования к месту назначения, а воздушное судно и груз должны быть возвращены законным владельцам.
Г. к. 1970 применяется только в том случае, если место взлёта или фактической посадки воздушного судна находится вне пределов государства его регистрации (в противном случае применяется национальное законодательство).
Квалификация акта «незаконный захват» в качестве преступления, согласно положениям конвенции, ограничена периодом нахождения воздушного судна в полёте (то есть с момента закрытия всех внешних дверей воздушного судна после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки). В случае вынужденной посадки считается, что полёт происходит до тех пор, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц и имущество, находящихся на борту.
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.
.
.
Смотреть что такое “Гаагская конвенция 1970” в других словарях
Гаа́гская конве́нция 1970 о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Участниками конвенции по состоянию на 1990 являлись 142 государства (СССР с 1970). Г. к. 1970 заключена в целях предотвращения актов незаконного захвата воздушных судов, принятия соответствующих мер для наказания преступников. Конвенция считает лицо, находящееся на борту судна во время его полёта, совершившим преступление, если оно захватило воздушное судно путём насилия, угрозы или запугивания, либо осуществило контроль над таким судном, либо пыталось совершить такое действие, либо было соучастником лица, его совершившего (статья 1). Государства — участники Г. к. 1970 обязуются принимать в отношении лиц, совершивших такие преступления, суровые меры наказания.
Конвенция предусматривает правила, при которых государства-участники могут устанавливать свою юрисдикцию над таким преступлением и любыми другими актами насилия в отношении пассажиров или экипажа, совершёнными предполагаемым преступником. Процессуальные меры, которые могут принимать государства (заключение под стражу, предварительное расследование фактов, обеспечение контакта задержанного лица с представителем государства его гражданства, уведомление государства регистрации и других государств о факте и причинах задержания и др.), во многом аналогичны соответствующим нормам Токийской конвенции 1963.
Важное значение имеет статья 7 конвенции, предусматривающая, что государство — ее участник, на территории которого оказался предполагаемый преступник, в случае, если оно не выдаёт такого преступника другому государству, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, на какой территории совершено преступление, передать дело своим компетентным органам для уголовного преследования. Эти органы принимают решение по делу в соответствии с законом своего государства. Г. к. 1970 устанавливает неотвратимость выдачи преступника или его наказания, когда любое из действий, упомянутых в статье 1, совершено или близко к совершению, государства принимают все надлежащие меры для восстановления или сохранения контроля законного командира над воздушным судном. Пассажирам и экипажу должно быть оказано содействие в скорейшем продолжении следования к месту назначения, а воздушное судно и груз должны быть возвращены законным владельцам.
Г. к. 1970 применяется только в том случае, если место взлёта или фактической посадки воздушного судна находится вне пределов государства его регистрации (в противном случае применяется национальное законодательство).
Квалификация акта «незаконный захват» в качестве преступления, согласно положениям конвенции, ограничена периодом нахождения воздушного судна в полёте (то есть с момента закрытия всех внешних дверей воздушного судна после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки). В случае вынужденной посадки считается, что полёт происходит до тех пор, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц и имущество, находящихся на борту.
Литература:Международное воздушное право, кн. 1, М., 1980.
Энциклопедия «Авиация». – М.: Большая Российская Энциклопедия.
.
.
11 ноября исполняется 20 лет с того дня, как вступила в силу Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств.
Конвенция была принята 19 декабря 1988 г. Организацией объединенных наций (ООН) на проходившей в Вене Конференции полномочных представителей 106 стран-членов ООН, в том числе СССР. Советский Союз ратифицировал Конвенцию 9 октября 1990 г . Для СССР Конвенция вступила в силу 17 апреля 1991 г.
Первым международным договором в области борьбы с незаконным наркооборотом была Гаагская конвенция 1912 г., установившая, что производство, продажа и использование наркотиков должно ограничиваться законом и производиться исключительно в медицинских целях. В последующие годы были приняты еще девять международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Одним из важнейших актов является Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 г.
Для унификации международных договоров (за исключением Конвенции 1936 г.) в 1961 г. ООН приняла Единую конвенцию о наркотических средствах, а в 1971 г., в целях правового регулирования борьбы с незаконным оборотом психотропных веществ, была принята Конвенция о психотропных веществах. Данные конвенции накладывают на государства обязательства устанавливать наказание в виде лишения свободы за все серьезные и умышленные незаконные операции с наркотическими средствами и психотропными веществами.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. является типичной многосторонней конвенцией о борьбе с отдельным видом преступления международного характера.
Принятие этого важного для мирового сообщества документа было продиктовано необходимостью дальнейшего совершенствования мер контроля, предусмотренных двумя предыдущими Конвенциями ООН. При этом основной упор сделан на укрепление эффективности юридических средств международного сотрудничества.
Конвенция акцентировала внимание на необходимости налаживания межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Впервые в международной практике Конвенцией предусмотрены контролируемые поставки, представляющие собой метод работы правоохранительных органов, при котором допускается ввоз (вывоз, провоз) на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств и психотропных веществ или заменяющих их веществ, с ведома и под надзором компетентных служб с целью выявления лиц, участвующих в совершении наркопреступлений.
Важным положением Конвенции является установление контроля за прекурсорами (вещества, которые используются при изготовлении наркотиков). Кроме того, в соответствии с Конвенцией, государства-участники согласились модернизировать свои национальные законы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Одним из главных пунктов Конвенции является определение обстоятельств, отягчающих наркопреступления. Конвенция обязывает концентрировать усилия на выявление организованных преступных группировок и предписывает государствам принимать все необходимые меры по предупреждению незаконного производства наркотиков.
Российская Федерация контролирует оборот наркотических средств и психотропных веществ и устанавливает ответственность за действия в сфере их незаконного оборота в соответствии с международными договорами по этим вопросам.
На сегодняшний день в России действуют: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах, Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Эти Конвенции, принятые Организацией Объединенных Наций, были ратифицированы еще Советским Союзом (Протокол 1972 г. к Единой конвенции 1961 г. был ратифицирован Россией 23 ноября 1995 г.).
В целях реализации международных документов в Российской Федерации принят федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” (с последующими изменениями).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов
16 декабря 1970 года в Гааге (Нидерланды) на Международной конференции по воздушному праву принята Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция).
Гаагская конвенция стала первым международным актом, который установил уголовную ответственность в международном воздушном праве.
Статьей 1 Конвенции установлено, что любое лицо на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое: a) незаконно, путем насилия или угрозы применением насилия, или путем любой другой формы запугивания, захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль, либо пытается совершить любое такое действие; b) является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое такое действие, совершает преступление.
Государства-участники обязуются принимать в отношении лиц, совершивших такие преступления, суровые меры наказания.
Конвенция предусматривает правила, при которых государства-участники могут устанавливать свою юрисдикцию над таким преступлением и любыми другими актами насилия в отношении пассажиров или экипажа, совершенными предполагаемым преступником. Процессуальные меры, которые могут принимать государства (заключение под стражу, предварительное расследование фактов, обеспечение контакта задержанного лица с представителем государства его гражданства, уведомление государства регистрации и другие государств о факте и причинах задержания и другие), во многом аналогичны соответствующим нормам Токийской конвенции 1963 (Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов).
Статья 7 Конвенции предусматривает, что государство – ее участник, на территории которого оказался предполагаемый преступник, в случае, если оно не выдает такого преступника другому государству, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, на какой территории совершено преступление, передать дело своим компетентным органам для уголовного преследования. Эти органы принимают решение по делу в соответствии с законом своего государства.
Конвенция устанавливает неотвратимость выдачи преступника или его наказания, когда любое из действий, упомянутых в статье 1, совершено или близко к совершению, государства принимают все надлежащие меры для восстановления или сохранения контроля законного командира над воздушным судном. Пассажирам и экипажу должно быть оказано содействие в скорейшем продолжении следования к месту назначения, а воздушное судно и груз должны быть возвращены законным владельцам.
Гаагская конвенция применяется только в том случае, если место взлета или фактической посадки воздушного судна находится вне пределов государства его регистрации (в противном случае применяется национальное законодательство).
Квалификация акта “незаконный захват” в качестве преступления, согласно положениям конвенции, ограничена периодом нахождения воздушного судна в полете (то есть с момента закрытия всех внешних дверей воздушного судна после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки). В случае вынужденной посадки считается, что полет происходит до тех пор, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц и имущество, находящихся на борту.
Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 4 августа 1971 года со следующей оговоркой, сделанной при подписании: “Правительство Союза Советских Социалистических Республик не считает себя связанным положениями пункта 1 статьи 12, предусматривающего, что споры о толковании или применении Конвенции передаются в арбитраж или в Международный Суд по требованию одной из сторон в споре”.
14 октября 1971 года, после ратификации ее 10 государствами, в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Конвенция вступила в силу.
В настоящее время Гаагскую конвенцию ратифицировали 185 государств.
10 сентября 2010 года в Пекине был принят Протокол, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Документ расширил перечень незаконных актов в отношении воздушных судов, которые признаются преступлениями (статья 1 Конвенции). К лицам, признанным совершившими преступления, добавились лица, которые пытаются совершить преступление против воздушного судна, находящегося в эксплуатации, с помощью любых технических средств. Пункт 3 статьи 1 добавил к этому перечню лиц, которые организуют других людей или являются сообщниками в совершении преступления, а также помогают другому лицу избежать расследования, преследования и наказания за преступление. Государства-участники обязуются также признавать преступными сговор для совершения подобных преступлений и содействие совершению преступления (не в качестве непосредственного соучастника).
Протокол вступит в силу после даты сдачи на хранение депозитарию 22-го документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении.
По состоянию на 31 декабря 2014 года, протокол подписали 32 государства, а ратифицировали или присоединились 10 государств.
Самолет в аэропорту
16 декабря 1970 года в Гааге (Нидерланды) на Международной конференции по воздушному праву принята Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция).
Гаагская конвенция стала первым международным актом, который установил уголовную ответственность в международном воздушном праве.
Статьей 1 Конвенции установлено, что любое лицо на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое: a) незаконно, путем насилия или угрозы применением насилия, или путем любой другой формы запугивания, захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль, либо пытается совершить любое такое действие; b) является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое такое действие, совершает преступление.
Государства-участники обязуются принимать в отношении лиц, совершивших такие преступления, суровые меры наказания.
Конвенция предусматривает правила, при которых государства-участники могут устанавливать свою юрисдикцию над таким преступлением и любыми другими актами насилия в отношении пассажиров или экипажа, совершенными предполагаемым преступником. Процессуальные меры, которые могут принимать государства (заключение под стражу, предварительное расследование фактов, обеспечение контакта задержанного лица с представителем государства его гражданства, уведомление государства регистрации и другие государств о факте и причинах задержания и другие), во многом аналогичны соответствующим нормам Токийской конвенции 1963 (Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов).
Статья 7 Конвенции предусматривает, что государство — ее участник, на территории которого оказался предполагаемый преступник, в случае, если оно не выдает такого преступника другому государству, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, на какой территории совершено преступление, передать дело своим компетентным органам для уголовного преследования. Эти органы принимают решение по делу в соответствии с законом своего государства.
Конвенция устанавливает неотвратимость выдачи преступника или его наказания, когда любое из действий, упомянутых в статье 1, совершено или близко к совершению, государства принимают все надлежащие меры для восстановления или сохранения контроля законного командира над воздушным судном. Пассажирам и экипажу должно быть оказано содействие в скорейшем продолжении следования к месту назначения, а воздушное судно и груз должны быть возвращены законным владельцам.
Гаагская конвенция применяется только в том случае, если место взлета или фактической посадки воздушного судна находится вне пределов государства его регистрации (в противном случае применяется национальное законодательство).
Квалификация акта “незаконный захват” в качестве преступления, согласно положениям конвенции, ограничена периодом нахождения воздушного судна в полете (то есть с момента закрытия всех внешних дверей воздушного судна после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки). В случае вынужденной посадки считается, что полет происходит до тех пор, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц и имущество, находящихся на борту.
Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 4 августа 1971 года со следующей оговоркой, сделанной при подписании: “Правительство Союза Советских Социалистических Республик не считает себя связанным положениями пункта 1 статьи 12, предусматривающего, что споры о толковании или применении Конвенции передаются в арбитраж или в Международный Суд по требованию одной из сторон в споре”.
14 октября 1971 года, после ратификации ее 10 государствами, в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Конвенция вступила в силу.
10 сентября 2010 года в Пекине был принят Протокол, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Документ расширил перечень незаконных актов в отношении воздушных судов, которые признаются преступлениями (статья 1 Конвенции). К лицам, признанным совершившими преступления, добавились лица, которые пытаются совершить преступление против воздушного судна, находящегося в эксплуатации, с помощью любых технических средств. Пункт 3 статьи 1 добавил к этому перечню лиц, которые организуют других людей или являются сообщниками в совершении преступления, а также помогают другому лицу избежать расследования, преследования и наказания за преступление. Государства-участники обязуются также признавать преступными сговор для совершения подобных преступлений и содействие совершению преступления (не в качестве непосредственного соучастника).
Протокол вступит в силу после даты сдачи на хранение депозитарию 22-го документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении.
По состоянию на 31 декабря 2014 года, протокол подписали 32 государства, а ратифицировали или присоединились 10 государств.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
11 ноября 1990 года вступила в силу Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Конвенция была принята 20 декабря 1988 года Организацией Объединенных Наций (ООН) на проходившей в Вене Конференции полномочных представителей 106 стран-членов ООН.
Советский Союз ратифицировал Конвенцию 9 октября 1990 года. Для СССР Конвенция вступила в силу 17 апреля 1991 года.
Первым международным договором в области борьбы с незаконным наркооборотом была Гаагская конвенция 1912 года, установившая, что производство, продажа и использование наркотиков должны ограничиваться законом и производиться исключительно в медицинских целях. В последующие годы были приняты еще несколько международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Одним из важнейших актов является Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 года.
Для унификации международных договоров (за исключением Конвенции 1936 года) в 1961 году ООН приняла Единую конвенцию о наркотических средствах, а в 1971 году, в целях правового регулирования борьбы с незаконным оборотом психотропных веществ, была принята Конвенция о психотропных веществах. Данные конвенции накладывают на государства обязательства устанавливать наказание в виде лишения свободы за все серьезные и умышленные незаконные операции с наркотическими средствами и психотропными веществами.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года является типичной многосторонней конвенцией о борьбе с отдельным видом преступления международного характера.
На сегодняшний день она является основополагающим документом, на базе которого страны-участники Конвенции строят свое национальное законодательство в этой сфере.
Принятие этого важного для мирового сообщества документа было продиктовано необходимостью дальнейшего совершенствования мер контроля, предусмотренных двумя предыдущими Конвенциями ООН. При этом основной упор сделан на укреплении эффективности юридических средств международного сотрудничества.
Конвенция акцентировала внимание на необходимости налаживания межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В документе определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам.
Конвенция внесла несколько принципиально новых составов преступлений, в том числе организацию, руководство или финансирование наркопреступлений.
Конвенция не исключает какой-либо уголовной юрисдикции, устанавливаемой любой стороной в соответствии с ее национальным законодательством. Особо подчеркивается, что при осуществлении своих обязательств по данной Конвенции стороны принимают необходимые меры, в т. ч. организационного и законодательного характера, соответствующие основополагающим статьям своих внутренних законодательных систем.
Участники Конвенции могут предоставлять друг другу самую широкую форму взаимной юридической помощи, рассматривать возможность взаимной передачи материалов для уголовного преследования правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств, если такая передача отвечает интересам надлежащего отправления правосудия.
В отличие от положений Конвенций 1961 и 1971 годов, где подробно изложены меры контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, в Конвенции 1988 года обозначены лишь общие меры контроля: предполагается, что правительства для претворения в жизнь этих общих положений должны разработать собственные конкретные меры контроля.
Важным положением Конвенции является установление контроля за прекурсорами (вещества, которые используются при изготовлении наркотиков).
Одним из главных пунктов Конвенции является определение обстоятельств, отягчающих наркопреступления. Конвенция обязывает концентрировать усилия на выявлении организованных преступных группировок и предписывает государствам принимать все необходимые меры по предупреждению незаконного производства наркотиков.
В соответствии с Конвенцией 1988 года государства-участники согласились модернизировать свои национальные законы, чтобы облегчить конфискацию доходов от незаконного оборота наркотиков. Предусмотрено разрешить судам раскрывать тайну банковских вкладов в ходе расследования дел, связанных с наркотическими средствами; облегчать выдачу и судебное преследование обвиняемых торговцев наркотиками; предотвращать незаконные пересылки по почте; установить систему наблюдения за международной торговлей прекурсорами.
Впервые в международной практике Конвенцией предусмотрены контролируемые поставки, представляющие собой метод работы правоохранительных органов, при котором допускается ввоз (вывоз, провоз) на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств и психотропных веществ или заменяющих их веществ, с ведома и под надзором компетентных служб с целью выявления лиц, участвующих в совершении наркопреступлений.
В совокупности с Конвенциями 1961 и 1971 годов, Конвенция 1988 года поддержана международным сообществом и на их базе осуществляется взаимодействие между подавляющим большинством государств планеты.
По состоянию на ноябрь 2015 года, участниками Конвенции являлись 189 сторон, в том числе 185 государств-членов ООН, а также Европейский Союз, Святой Престол, острова Кука и Ниуэ.
11 ноября 1990 года вступила в силу Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Конвенция была принята 19 декабря 1988 года Организацией Объединенных Наций (ООН) на проходившей в Вене Конференции полномочных представителей 106 стран-членов ООН, в том числе СССР. Советский Союз ратифицировал Конвенцию 9 октября 1990 года. Для СССР Конвенция вступила в силу 17 апреля 1991 года.
Первым международным договором в области борьбы с незаконным наркооборотом была Гаагская конвенция 1912 года, установившая, что производство, продажа и использование наркотиков должны ограничиваться законом и производиться исключительно в медицинских целях. В последующие годы были приняты еще девять международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Одним из важнейших актов является Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 года.
Для унификации международных договоров (за исключением Конвенции 1936 года) в 1961 году ООН приняла Единую конвенцию о наркотических средствах, а в 1971 году, в целях правового регулирования борьбы с незаконным оборотом психотропных веществ, была принята Конвенция о психотропных веществах. Данные конвенции накладывают на государства обязательства устанавливать наказание в виде лишения свободы за все серьезные и умышленные незаконные операции с наркотическими средствами и психотропными веществами.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года является типичной многосторонней конвенцией о борьбе с отдельным видом преступления международного характера. На сегодняшний день она является основополагающим документом, на базе которого страны-участники Конвенции строят свое национальное законодательство в этой сфере.
Принятие этого важного для мирового сообщества документа было продиктовано необходимостью дальнейшего совершенствования мер контроля, предусмотренных двумя предыдущими Конвенциями ООН. При этом основной упор сделан на укреплении эффективности юридических средств международного сотрудничества.
В документе определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам.
Конвенция внесла несколько принципиально новых составов преступлений, в том числе организацию, руководство или финансирование наркопреступлений.
Конвенция не исключает какой-либо уголовной юрисдикции, устанавливаемой любой стороной в соответствии с ее национальным законодательством. Особо подчеркивается, что при осуществлении своих обязательств по данной Конвенции стороны принимают необходимые меры, в т. ч. организационного и законодательного характера, соответствующие основополагающим статьям своих внутренних законодательных систем.
Участники Конвенции могут предоставлять друг другу самую широкую форму взаимной юридической помощи, рассматривать возможность взаимной передачи материалов для уголовного преследования правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств, если такая передача отвечает интересам надлежащего отправления правосудия.
В отличие от положений Конвенций 1961 и 1971 годов, где подробно изложены меры контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, в Конвенции 1988 года обозначены лишь общие меры контроля: предполагается, что правительства для претворения в жизнь этих общих положений должны разработать собственные конкретные меры контроля.
Одним из главных пунктов Конвенции является определение обстоятельств, отягчающих наркопреступления. Конвенция обязывает концентрировать усилия на выявлении организованных преступных группировок и предписывает государствам принимать все необходимые меры по предупреждению незаконного производства наркотиков.
В соответствии с Конвенцией 1988 года государства-участники согласились модернизировать свои национальные законы, чтобы облегчить конфискацию доходов от незаконного оборота наркотиков. Предусмотрено разрешить судам раскрывать тайну банковских вкладов в ходе расследования дел, связанных с наркотическими средствами; облегчать выдачу и судебное преследование обвиняемых торговцев наркотиками; предотвращать незаконные пересылки по почте; установить систему наблюдения за международной торговлей прекурсорами.
В совокупности с Конвенциями 1961 и 1971 годов, Конвенция 1988 года поддержана международным сообществом и на их базе осуществляется взаимодействие между подавляющим большинством государств планеты.
Российская Федерация контролирует оборот наркотических средств и психотропных веществ и устанавливает ответственность за действия в сфере их незаконного оборота в соответствии с международными договорами по этим вопросам. Конвенции ООН были ратифицированы еще Советским Союзом (Протокол 1972 года к Единой конвенции 1961 года был ратифицирован Россией 23 ноября 1995 года).
В целях реализации международных документов в Российской Федерации принят федеральный закон от 8 января 1998 года “О наркотических средствах и психотропных веществах” (с последующими изменениями).
https://youtube.com/watch?v=UTsqWfE6bBU%3Frel%3D0
Видео о наркотиках и COVID-19
Борьба с наркотиками
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года положили начало созданию трех основных международных договоров по контролю над наркотиками.
Конференция ООН для принятия Единой конвенции о наркотических средствах проходила в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций с 24 января по 25 марта 1961 года. В работе принимали участие представители 73 государств. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года была разработана с целью обеспечить эффективный международный контроль за законным перемещением наркотических средств во всем мире — от производства, изготовления и торговли до распространения и потребления.
Конференция ООН для рассмотрения поправок к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, проходившая в Женеве с 6 по 24 марта 1972 года приняла и открыла для подписания Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года.
Конвенция о психотропных веществах 1971 года была принята на конференции ООН, проходившей в Вене с 11 января по 21 февраля 1971 года. Конвенция создала международную систему контроля над психотропными веществами. В ответ на диверсификацию и расширение числа наркотиков, вызывающих незаконное потребление, она установила контроль над рядом синтетических наркотиков в соответствии с их потенциальной возможностью незаконного использования, с одной стороны, и их терапевтической ценностью — с другой.
Конвенции 1961 и 1971 годов устанавливали рамки контроля, которые обеспечивали наличие наркотических средств и психотропных веществ для использования в медицинских и научных целях и одновременно предотвращали их утечку из законных источников в незаконные каналы.
На Конференции ООН проходившей в Вене с 25 ноября по 20 декабря 1988 года была принята Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, целью которой являлось повышение эффективности международного сотрудничества в сфере правоохранительной деятельности, а также согласование и укрепление национального уголовного законодательства.
Даже с учетом постоянно меняющегося характера явления наркотизма эти три конвенции доказали, что они являются фундаментальными элементами международного сотрудничества в вопросах наркополитики. Тот факт, что эти конвенции ратифицированы почти всеми государствами, убедительно свидетельствует о том, что стремление бороться с мировой проблемой наркотиков разделяют все страны мира. Государства регулярно подтверждают свое твердое намерение работать в рамках трех международных конвенций о контроле над наркотиками и принятых впоследствии резолюций и политических деклараций.
В 1990 году Генеральная Ассамблея на своей семнадцатой специальной сессии, посвященной мировой проблеме наркотиков, приняла Политическую декларацию и Всемирную программу действий, в которых особое внимание уделяется аспекту предложения наркотиков: их культивированию, производству и незаконному обороту.
В июне 1998 года состоялась специальная сессия ГА, на которой был проведен обзор борьбы с незаконным производством, продажей, спросом, оборотом и распространением наркотических средств и психотропных веществ и связанной с этим деятельностью, а также предложены новые стратегии, методы и практические мероприятия и специальные меры по укреплению международного сотрудничества перед лицом проблемы незаконного оборота наркотиков.
Генеральная Ассамблея провела специальную сессию по мировой проблеме наркотиков в апреле 2016 года в Нью-Йорке, с тем чтобы подвести итоги выполнения Политической декларации и Плана действий по международному сотрудничеству в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков. По итогам сессии был принят итоговый документ, озаглавленный «Наша общая приверженность эффективному решению мировой проблемы наркотиков и борьбе с ней».
ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД О НАРКОТИКАХ 2020 ГОДА
Представленный в шести отдельных брошюрах, Всемирный доклад о наркотиках до 2020 года содержит огромное количество информации и анализа для поддержки международного сообщества в осуществлении оперативных рекомендаций по ряду обязательств, взятых государствами-членами, включая рекомендации, содержащиеся в итоговом документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи по мировой проблеме наркотиков, состоявшейся в 2016 году.
В брошюре 1 приводится краткое изложение пяти последующих брошюр, в ходе рассмотрения их ключевых выводов и освещения их политических последствий.
В брошюре 2 основное внимание уделяется спросу на наркотики и содержится глобальный обзор масштабов и тенденций в области употребления наркотиков, включая расстройства, связанные с употреблением наркотиков, и их последствий для здоровья.
В брошюре 3 рассматриваются вопросы, связанные с поставками наркотиков, и представлены последние оценки и тенденции, касающиеся производства и оборота опиатов, кокаина, стимуляторов амфетаминового ряда и каннабиса.
В брошюре 4 рассматривается ряд перекрестных вопросов, включая макродинамику, которая ведет к расширению и повышению сложности рынков наркотиков, и описываются некоторые из быстро меняющихся проблем, связанных с наркотиками: последний, многогранный глобальный опиоидный кризис; быстрые изменения рынка; рынок новых психоактивных веществ; использование даркнета для поставок наркотиков; и события в юрисдикциях, которые имеют меры, позволяющие не-медицинского использования каннабиса.
В брошюре 5 рассматривается связь между социально-экономическими характеристиками и расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, в том числе на макро-, общинном и индивидуальном уровнях, с особым акцентом на подгруппы населения, которые могут по-разному влиять на употребление наркотиков и расстройства, связанные с употреблением наркотиков.
И наконец, в брошюре 6 рассматривается ряд других вопросов политики в области наркотиков, которые являются частью международной дискуссии по проблеме наркотиков, но по которым не хватает углубленных данных, включая доступ к контролируемым лекарственным средствам, международное сотрудничество по вопросам наркотиков, альтернативное развитие в районах выращивания наркотиков и связь между наркотиками и преступностью.
УНП ООН
Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) является глобальным лидером в борьбе против незаконных наркотиков и международной преступности. Управление было основано в 1997 году в результате слияния Программы ООН по контролю за наркотиками и Центра по предотвращению международной преступности.
УНП ООН действует по всему миру через сеть региональных отделений. Путем образовательных кампаний и основываясь на научных фактах, УНП ООН пытается убеждать молодежь не принимать наркотики, наркозависимых лиц искать способы лечения, а государства рассматривать наркотики не как преступление, а как проблему здоровья.
Пандемия COVID-19 и употребление наркотиков
Согласно Всемирному докладу о наркотиках за 2021 год, опубликованному Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), около 275 миллионов человек во всем мире употребляли наркотики за прошедший 2020 год, около 5,5 процентов населения в возрасте от 15 до 64 лет употребляли наркотики хотя бы один раз, в то время как более 36 миллионов человек страдали от расстройств, связанных с употреблением наркотиков.
Согласно докладу, пандемия COVID-19 только усугубила ситуацию. Закрытие границ, отмена полетов и другие ограничения, связанные с пандемией, нарушили традиционные пути поставок наркотиков. Их дефицит на «черном рынке» приводит к тому, что люди начинают употреблять менее качественные и более опасные наркотики, причем цены на них растут.
«Пандемия COVID-19 и спад экономики отбросили наши системы здравоохранения и социальной поддержки к краю пропасти, мы еле справляемся с последствиями кризиса, и это значит, что угрозы, связанные с наркотиками, только увеличатся», – предупредила Исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности Гада Вали.
Новый Доклад демонстрирует, что рынки наркотиков быстро возобновили работу после первоначального сбоя в начале пандемии COVID-19; всплеск, который спровоцировал или ускорил определенную ранее существовавшую динамику незаконного оборота на мировом рынке наркотиков. Среди прочего сюда входят: все более крупные поставки незаконных наркотиков, увеличение количества наземных и водных маршрутов, используемых для незаконного оборота наркотиков, более широкое использование частных самолетов для этих целей и рост использования бесконтактных методов доставки наркотиков конечным потребителям. Устойчивость рынков наркотиков во время пандемии еще раз продемонстрировала способность наркоторговцев быстро адаптироваться к изменившейся среде и обстоятельствам.
Социальные последствия пандемии — рост неравенства, бедности и психических расстройств, особенно среди и без того уязвимых групп населения — представляют собой факторы, которые могут подтолкнуть к употреблению наркотиков большее количество людей.
«Правительства должны проявить солидарность и оказать поддержку, в первую очередь развивающимся странам, в том, что касается борьбы с незаконным оборотом наркотиков и оказания эффективной помощи страдающим наркоманией и другими болезнями, связанными с наркотиками», — подчеркнула Гада Вали.