Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц пользующихся международной защитой

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц пользующихся международной защитой

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц пользующихся международной защитой

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц пользующихся международной защитой

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц пользующихся международной защитой

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц пользующихся международной защитой

СК объяснил, почему ордер МУС на “арест” Путина не имеет смысла

следственный комитет россии (ск рф)

международный уголовный суд

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

в мире, владимир путин, следственный комитет россии (ск рф), международный уголовный суд, россия

Конвенция о защите дипломатов – Protection of Diplomats Convention – Wikipedia

В Конвенция о защите дипломатов (формально Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов) это Объединенные Нации антитеррористический договор который кодифицирует некоторые из традиционных принципов необходимости защиты дипломаты.

Стороны конвенции соглашаются криминализовать совершение убийств или похищений лиц, пользующихся международной защитой, а также насильственные нападения на служебные помещения, частное жилье или транспортные средства таких лиц. Стороны конвенции также соглашаются криминализировать попытку совершения или угрозу совершения таких действий. «Лица, пользующиеся международной защитой» – это термин, созданный в соответствии с Конвенцией, и прямо относится к главы государства, главы правительства, министры иностранных дел, послы, другие официальные дипломаты и члены их семей.

Центральным положением конвенции является принцип aut dedere aut judicare – что сторона договора должна либо (1) привлечь к ответственности лицо, совершающее преступление против лица, пользующегося международной защитой, либо (2) отправить это лицо в другое государство, которое просит его или ее выдача для преследования за то же преступление.

Ратификации и партии

К концу 1974 г. конвенцию подписали 25 государств, и она вступила в силу 20 февраля 1977 г. после того, как ее ратифицировали 22 государства. По состоянию на октябрь 2016 г. его ратифицировали 180 государств-участников, в том числе 177 Государства-члены ООН плюс Святой Престол, Ниуэ и Государство Палестина. Страны-члены ООН, не ратифицировавшие конвенцию:

КОНВЕНЦИЯ О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ И НАКАЗАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЛИЦ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ АГЕНТОВ(Нью-Йорк, 14 декабря 1973 года)Государства – участники настоящей Конвенции, принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, касающиеся поддержания международного мира и развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами, считая, что преступления против дипломатических агентов и других лиц, пользующихся международной защитой, угрожая безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, которые необходимы для сотрудничества между государствами, считая, что совершение таких преступлений вызывает серьезное беспокойство международного сообщества, будучи убеждены в том, что существует настоятельная необходимость принятия соответствующих и эффективных мер для предотвращения и наказания таких преступлений, согласились о нижеследующем:

Статья 1. В целях настоящей Конвенции:

Статья 2. 1. Преднамеренное совершение:

Статья 3. 1. Каждое государство – участник принимает необходимые меры для установления своей юрисдикции над преступлениями, предусмотренными в статье 2, в следующих случаях:

Статья 4. Государства – участники сотрудничают в деле предотвращения преступлений, предусмотренных в статье 2, особенно путем:

Статья 5. 1. Государство – участник, в пределах территории которого было совершено одно или несколько преступлений, предусмотренных в статье 2, если оно имеет основания считать, что предполагаемый преступник покинул его территорию, сообщает всем другим заинтересованным государствам либо непосредственно, либо через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций все относящиеся к совершенному преступлению факты, а также все имеющиеся в его распоряжении сведения относительно установления личности предполагаемого преступника.

Статья 6. 1. Убедившись, что обстоятельства того требуют, государство – участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, принимает в соответствии со своим внутренним законодательством, надлежащие меры, обеспечивающие его присутствие для целей уголовного преследования или выдачи. Об этих мерах безотлагательно сообщается либо непосредственно, либо через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций:

Статья 8. 1. Если преступления, предусмотренные в статье 2, не включены в число преступлений, влекущих выдачу, в любом договоре о выдаче между государствами – участниками они считаются включенными в качестве таковых в любой соответствующий договор между ними. Государства – участники обязуются включать такие преступления в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, заключаемый между ними.

Статья 10. 1. Государства – участники оказывают друг другу наиболее полную правовую помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями, предпринятыми в отношении преступлений, предусмотренных в статье 2, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства.

Статья 13. 1. Любой спор между двумя или более государствами – участниками, касающийся толкования или применения настоящей Конвенции, который не урегулирован путем переговоров, по просьбе одного из них будет передаваться на арбитраж. Если в течение шести месяцев со дня просьбы об арбитраже стороны не в состоянии прийти к соглашению по вопросу об организации арбитража, по просьбе любой из этих сторон спор может быть передан в Международный Суд в соответствии со Статутом Суда.

Статья 17. 1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцать второго документа о ратификации или присоединении.

Статья 18. 1. Государство – участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья 19. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций информирует все государства, среди прочего:

Статья 20. Подлинный текст настоящей Конвенции, тексты которой на английском, испанском, китайском, русском и французском языках являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который рассылает заверенные копии всем государствам.

– в отличие от международных преступлений ответственность за преступления международного характера несут не государства, а физические лица, потому что международная опасность этих деяний значительно ниже, чем международных преступлений;

– объектом преступного посягательства в данном случае выступают не международный мир и безопасность человечества, а лишь нормальные отношения, межгосударственное сотрудничество, права человека и другие охраняемые международным правом общечеловеческие ценности;

– уголовная ответственность за эти преступления наступает на основе международных договоров, но по национальным нормам уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

ü В зависимости от объекта преступного посягательства, степени международной опасности и других признаков уголовные преступления международного характера можно условно подразделить на следующие основные группы:

1. Преступления против стабильности МО: международный терроризм; захват заложников; захват и угон самолетов и других авиатранспортных средств; организованная преступность; хищения ядерного материала; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников, а также участие наемника в военных действиях; незаконное радио- и телевещание; пропаганда войны.

2. Деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развития государств: фальшивомонетничество; легализация преступных доходов; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; контрабанда; нелегальная эмиграция и посягательства на культурные ценности народов.

3. Преступные посягательства на личные права человека: рабство и работорговля; торговля женщинами и детьми; распространение порнографии; пытки и другие жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство виды обращения и наказания и др.

4. Преступления, совершаемые в открытом море: пиратство; разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода; неоказание помощи на море; загрязнение моря вредными веществами; нарушения режима континен шельфа и экономической зоны;

5. Военные преступления международного характера: применение запрещенных средств и методов ведения войны; насилие над гражд населением в районе военных действий; незаконное использование эмблем Красного Креста; мародерство; дурное обращение с военнопленными и др.

ü Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера регламентируется главным образом многосторонними соглашениями (конвенциями), каждое из которых посвящено отдельному преступлению.

В конвенциях, как правило, содержится: а) нормативное определение состава преступления; б) обязательство государства-участника закрепить норму конвенции в национальном законодательстве (имплементировать); в) обязательство государств-участников распространить свою юрисдикцию на соответствующие преступления.

1. Международный терроризм – Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1976 г.

2. Подделка денежных знаков и их распространение – Женевская Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г, в соответствии с которой государства взяли на себя обязательство преследовать в уголовном порядке тех, кто подделывает или фальсифицирует денежные знаки, распространяет поддельные знаки, участвует в изготовлении приборов или других предметов, предназначенных для подделки.

3. Рабство и работорговля – Конвенция относительно рабства 1956 г., Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством (принудительный труд).

4. Торговля людьми – Конвенцию о пресечении торговли женщинами 1970 г

Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. государства обязуются наказывать каждого кто:

1) для удовлетворения похоти другого лица: сводит, склоняет или, совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица; эксплуатирует проституцию другого лица;

2) содержит дом терпимости или управляет им, или финансирует его: сдает в аренду или снимает помещение, зная, что оно будет использовано в целях проституции.

5. Пиратство -Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. под пиратством понимается:

o любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна (летального аппарата);

o любой акт добровольного участия в использовании судна (летательного аппарата) в целях осуществления вышеуказанных действий;

o любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению вышеуказанных действий.

6. Захват заложников – Конвенции о борьбе с захватам заложников 1979г., захват заложников совершает любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать заложника для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц совершить или, воздержаться от совершения любого акта в качестве условия для освобождения заложника, а также попытка совершения вышеуказанных действий или соучастие в них.

7. Захват воздушных судов – Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., преступлением; является незаконным путем насилия или угрозы его применения или другой формы запугивания, захват воздушного судна, находящегося в полете, ют осуществление, над ним контроля или попытка совершения указанных преступлений и соучастие в них.

8. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ -Единая Конвенция о наркотических средствах 1961г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г

9. Посягательства на лиц, пользующихся международной защитой – Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой,

Не забудь поделиться страницей с друзьями:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                              1 октября 1999 года

Одобрен Советом Федерации                                   13 октября 1999 года

Статья 1. Ратифицировать Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года, подписанную от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 7 ноября 1996 года (далее – Конвенция), со следующими оговорками:

1) “Российская Федерация в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Конвенции заявляет, что в дополнение к основаниям, предусмотренным в статье 2 Конвенции, в оказании правовой помощи также может быть отказано в одном из следующих случаев:

а) если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом, либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи;

б) если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации.”;

2) “Российская Федерация в соответствии со статьей 3 Конвенции оставляет за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством Российской Федерации правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу.”;

3) “Российская Федерация в соответствии со статьей 5 Конвенции оставляет за собой право исполнять поручения о проведении обыска или наложении ареста на имущество только при соблюдении условий, предусмотренных в подпунктах “a”, “b” и “c” пункта 1 указанной статьи Конвенции.”;

4) “Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конвенции заявляет о необходимости передачи поручения о вручении повестки о явке лица не менее чем за 50 дней до установленной даты явки лица.”;

5) “Российская Федерация в соответствии со статьей 11 Конвенции заявляет, что в запросе о временной передаче содержащегося под стражей лица для допроса в качестве свидетеля или для очной ставки компетентные органы запрашивающего государства должны указать следующие сведения:

а) имя и фамилию лица и, если возможно, место его содержания под стражей;

б) краткое описание преступления, время и место его совершения;

в) обстоятельства, подлежащие выяснению на допросе или очной ставке;

г) время, в течение которого необходимо присутствие данного лица в запрашивающем государстве.”;

6) “Российская Федерация заявляет, что разрешение на транзитную перевозку находящегося под стражей лица на основании пункта 2 статьи 11 Конвенции испрашивается в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.”;

7) “Российская Федерация на основании пункта 6 статьи 15 Конвенции заявляет, что при оказании правовой помощи в соответствии со статьями 3, 4 и 5 Конвенции с назначенными органами Договаривающихся Сторон сносятся:

Верховный Суд Российской Федерации – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации – по вопросам, связанным с работой других судов;

Министерство внутренних дел Российской Федерации – в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации;

Федеральная служба безопасности Российской Федерации – в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов федеральной службы безопасности;

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации – в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции федеральных органов налоговой полиции;

Генеральная прокуратура Российской Федерации – во всех остальных случаях проведения дознания и предварительного следствия.

В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам Российской Федерации, как они определены в оговорке к статье 24 Конвенции. При этом копия поручения одновременно передается в соответствующий центральный компетентный орган.

Запросы, предусмотренные в пункте 2 статьи 13 Конвенции, направляются в Министерство юстиции Российской Федерации или Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации по просьбе учреждения, от которого исходит поручение о правовой помощи, решают вопрос о возможности применения при исполнении поручения процессуального законодательства запрашивающего иностранного государства, если оно не противоречит законодательству Российской Федерации.”;

8) “Российская Федерация заявляет, что направляемые в Российскую Федерацию в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Конвенции запросы о правовой помощи и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводами на русский язык.”;

9) “Российская Федерация заявляет, что информирование Российской Федерацией в соответствии со статьей 22 Конвенции других Договаривающихся Сторон о мерах, последовавших за осуждением их граждан, будет осуществляться на основе взаимности и только в отношении сведений, признанных официальными в соответствии с законодательством Российской Федерации.”;

10) “Российская Федерация заявляет, что для целей настоящей Конвенции, изложенных в статье 24 Конвенции, в качестве судебных органов в Российской Федерации рассматриваются суды и органы прокуратуры.”,

а также со следующими заявлениями:

1) “Российская Федерация исходит из того понимания, что положения статьи 2 Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции.”;

2) “Российская Федерация исходит из того понимания, что законодательство Российской Федерации не содержит понятия “политические преступления”. Во всех случаях при решении вопроса об оказании правовой помощи Российская Федерация не будет рассматривать в качестве “политических преступлений” или “преступлений, связанных с политическими преступлениями”, в частности, следующие деяния:

а) преступления против человечества, предусмотренные в статьях II и III Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 года), статьях II и III Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 года) и статьях 1 и 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 года);

б) преступления, предусмотренные в статье 50 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1949 года), статье 51 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (1949 года), статье 130 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (1949 года), статье 147 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (1949 года), статье 85 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (1977 года), и статьях 1 и 4 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (1977 года);

в) правонарушения, предусмотренные в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 года), Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 года), и Протоколе о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (1988 года), дополняющем упомянутую Конвенцию 1971 года;

г) преступления, предусмотренные в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 года);

д) преступления, предусмотренные в Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 года);

е) правонарушения, предусмотренные в Конвенции о физической защите ядерного материала (1980 года);

ж) правонарушения, предусмотренные в Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 года);

з) иные сравнимые преступления, предусмотренные в многосторонних международных договорах, участником которых является Российская Федерация.”.

Статья 2. Ратифицировать Дополнительный протокол от 17 марта 1978 года к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года, подписанный от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 7 ноября 1996 года.

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации                              Б.Ельцин

Сведения об участии государств – участников СНГ в основных международных договорах (конвенциях) ООН и Совета Европы, регулирующих сотрудничество в уголовно-правовой сфере и охране окружающей среды

СВЕДЕНИЯ об участии государств – участников Содружества Независимых Государств в основных международных договорах (конвенциях) ООН и Совета Европы, регулирующих сотрудничество в уголовно-правовой сфере и охране окружающей среды (по состоянию на 15 мая 2009 года)

а) в сфере борьбы с международным терроризмом:

1. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года.

Оформили участие все государства – участники СНГ.

2. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года.

Оформили участие все государства – участники СНГ.

3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года.

4. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года.

5. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года.

6. Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.

7. Протокол 1988 года о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года.

8. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года.

9. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 года.

10. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года.

11. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года.

12. Конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года.

13. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина;

б) в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью:

1. Конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 года.

2. Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2001 года

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Туркменистан.

3. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 года.

4. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 года.

Оформили участие все государства – участники СНГ;

в) в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблением ими:

1. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Туркменистан, Украина.

2. Конвенция о психотропных веществах 1971 года.

3. Протокол 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года.

Оформили участие: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина.

4. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

г) в сфере борьбы с другими преступлениями, представляющими международную опасность:

1. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина.

2. Конвенция о рабстве, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 года, с изменениями, внесенными Протоколом от 7 декабря 1953 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Туркменистан, Украина.

3. Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 года.

4. Конвенция о правах ребенка 1989 года.

5. Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, 2000 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.

6. Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах 2000 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.

7. Конвенция против коррупции 2003 года.

д) в области охраны окружающей среды:

1. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 года.

2. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.

3. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Армения,  Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина.

4. Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация.

5. Рамочная конвенция об изменении климата 1992 года.

1. Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 4 ноября 1950 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина.

2. Протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1952 года.

3. Европейская конвенция о выдаче 1957 года с дополнительными протоколами 1975 и 1978 годов.

4. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года с Дополнительным протоколом 1978 года.

5. Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными и условно освобожденными правонарушителями 1964 года.

Оформила участие Украина.

6. Европейская конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам 1970 года.

Оформили участие: Грузия, Республика Молдова, Украина.

7. Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 года.

Оформили участие: Республика Армения, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина.

8. Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами 1978 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Молдова.

9. Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 года с протоколом 2003 года.

10. Европейская конвенция о выплате компенсации жертвам тяжких преступлений 1983 года.

Оформила участие Азербайджанская Республика.

11. Европейская конвенция о передаче осужденных лиц 1983 года.

12. Дополнительный протокол к Конвенции о передаче осужденных лиц 1997 года.

Оформили участие: Грузия, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина.

13. Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей 1985 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Российская Федерация, Украина.

14. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года.

15 Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия, Республика Молдова, Украина.

16. Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года.

Оформили участие: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия, Республика Молдова, Российская Федерация.

17. Дополнительный протокол к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 2003 года.

Оформили участие: Республика Армения, Республика Молдова.

18.  Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 года.

19. Конвенция о противодействии торговле людьми 2005 года.

Оформили участие: Республика Армения, Грузия, Республика Молдова.

20. Конвенция о предупреждении терроризма 2005 года.

Оформили участие: Республика Молдова, Российская Федерация, Украина.

Главы стран имеют абсолютный иммунитет по Конвенции о лицах с международной защитой

“В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, от 14.12.1973, главы государств пользуются абсолютным иммунитетом от юрисдикции иностранных государств”, – говорится в сообщении.

Досудебная палата МУС, юрисдикцию которого Россия не признает, 17 марта выдала ордер на “арест” президента РФ Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой. Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков заявил, что постановка вопроса МУС об “аресте” президента РФ неприемлема, Россия не признает его юрисдикцию, а любые его решения ничтожны с точки зрения права. По его словам, “саму постановку вопроса мы считаем возмутительной и неприемлемой”.

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц пользующихся международной защитой

Зачем Международный уголовный суд выдал ордер на арест Путина

Предотвращение преступлений против лиц, пользующихся международной защитой

К сожалению, в международных отношениях до сих пор имеют место нарушения признанных “священными” дипломатических привилегий и иммунитетов. Чаще всего эти привилегии и иммунитеты нарушаются террористическими или преступными группами (организациями) либо отдельными террористами. Достаточно вспомнить убийство левыми эсерами графа Мирбаха, посланника Германии в РСФСР, в июле 1918 г. в Москве, убийство графа Бернадота при осуществлении им миссии ООН на Ближнем Востоке в 1948 г., захват перуанской левацкой группировкой имени Тупака Амару в 1996 г. посольства Японии в Лиме. И это далеко неполный перечень преступных посягательств на лиц, обладающих дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

В соответствии с обычным и договорным правом государство пребывания обязано принимать все необходимые меры для предотвращения нарушений дипломатических привилегий и иммунитетов. В силу же участившихся случаев таких нарушений в 1973 г. была принята Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Данная конвенция находится в силе с 1977 г. Под термином “лицо, пользующееся международной защитой” в Конвенции понимается:

а) глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства; глава правительства; министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие их члены семьи;

б) любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации при нахождении в месте, где он имеет право на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены семьи.

Конвенция квалифицирует преступления против лиц, пользующихся международной защитой, как тяжкие. Каждое государство-участник Конвенции должно предусмотреть в своем законодательстве наказания за такие преступления, исходя из их тяжкого характера. Государства-участники должны сотрудничать в деле предотвращения преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в частности, путем обмена информацией и координации принимаемых административных и иных мер по предотвращению таких преступлений. Государства-участники должны возбуждать уголовное преследование против лиц, совершивших указанные преступления, или выдавать их соответствующему государству в соответствии с нормами международного права. Государства-участники Конвенции должны оказывать друг другу наиболее полную правовую помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями, предпринятыми в отношении преступлений, предусмотренных Конвенцией.

Однако с сожалением приходится констатировать, что эффективность данной Конвенции пока невысока вследствие небольшого числа государств, участвующих в ней. Поэтому для решения данной проблемы требуются более решительные и слаженные действия со стороны международного сообщества.

Государства между собой поддерживают не только дипломатические, но и консульские отношения, которые осуществляются с помощью консульств. Консульства — институт международного права, также имеющий весьма почтенный возраст. Появление консульств было связано с развитием торгово-экономических отношений между государствами.

Установление дипломатических отношений означает и одновременное установление консульских отношений, если иное не оговаривается заинтересованными государствами. Разрыв же дипломатических отношений не ведет к автоматическому прекращению консульских отношений. Государства, не поддерживающие дипломатические отношения, могут устанавливать между собой консульские отношения. Этот вид отношений часто устанавливается после признания нового государства де-факто.

Общие вопросы, связанные с установлением и поддержанием консульских отношений, урегулированы многосторонней Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Кроме того, государства широко практикуют заключение двусторонних консульских конвенций, в которых оговариваются число консульских учреждений государств на территории друг друга, месторасположение консульских округов, привилегии и иммунитеты персонала консульств и т. д. Государства имеют и внутреннее законодательство, регулирующее консульские отношения. В Советском Союзе таким нормативным актом был Консульский устав СССР 1976 г., действовавший и в Украине в части, не противоречащей ее Конституции до 1994 г., когда Указом Президента Украины был введен Консульский устав Украины.

Главой консульского учреждения является консул. Статус главы консульского учреждения отличается от статуса главы дипломатического представительства, поскольку консул не осуществляет представительских функций своего государства в государстве пребывания. Функции консулов имеют относительно узкий и конкретный характер и осуществляются ими в пределах консульского округа.

Государства в своей практике используют как штатных консулов, так и нештатных (почетных) консулов. Последние обычно назначаются из числа лиц, постоянно проживающих в государстве нахождения консульства и имеющих авторитет в нем. Часто почетными консулами являются адвокаты, бизнесмены, деятели культуры. Они могут быть гражданами, назначающего государства, государства пребывания или третьих государств. Почетные консулы не состоят на государственной службе назначающего государства и не получают от него заработной платы, поэтому данный институт экономически выгоден. По существующему правилу взимаемые почетным консулом сборы, за оказываемые консульские услуги, идут в его доход. Украина в 1996 г. имела три почетных консула.

9.1. Понятие и виды консульских учреждений

Консульское учреждение (консульство) — это постоянный государственный орган внешних сношений, учреждаемый в другом государстве на основе соглашения между этими государствами для выполнения консульских функций в определенном консульском округе.

В международной практике существуют следующие виды консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство. Эти учреждения возглавляют, соответственно, генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент. Консулы и вице-консулы, кроме тех случаев, когда они возглавляют консульские учреждения, могут входить как обычные должностные лица в состав генеральных консульств. В настоящее время стала также распространенной практика открытия консульских отделов при дипломатических представительствах. Возглавляют эти отделы заведующие, которые именуются генеральными консулами или консулами. Заведующим консульских отделов посольств, как правило, не выдаются патент и экзекватура, поскольку они действуют как сотрудники дипломатического представительства.

Основные функции консульских учреждений определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. К ним относятся:

1) защита в государстве пребывания интересов своего государства, его граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и представление сведений заинтересованным лицам;

4) выполнение административных и нотариальных функций;

5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам представляемого государства, в том числе и правовой;

6) оказание помощи морским (речным) судам и самолетам и их экипажам;

7) выполнение иных функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания.

При выполнении своих функций консульские учреждения должны руководствоваться как нормами международного права, так и права своего государства. Важную роль в консульских отношениях между государствами играют двусторонние консульские конвенции.

В отличие от дипломатических представительств, консульские учреждения имеют право напрямую сноситься только с местными властями консульского округа. Если же возникает необходимость снестись с правительством государства пребывания, то ее можно реализовать только с помощью дипломатического представительства своего государства. При отсутствии дипломатических отношений государства могут возложить выполнение некоторых дипломатических функций на консульские учреждения при согласии правительства принимающего государства. В таких случаях консульства имеют право сноситься с правительством государства пребывания.

В большинстве государств консульские учреждения подчинены министерствам иностранных, а также дипломатическому представительству своего государства в государстве пребывания.

По нормам международного права и внутригосударственного права консулы могут представлять физических и юридических лиц своего государства в судах и иных органах государства пребывания в порядке, предусмотренном в указанных нормах.

Наиболее распространенными видами деятельности консульских учреждений являются: выдача виз, выдача и продление сроков действия паспортов, регистрация своих граждан постоянно проживающих на территории консульского округа, регистрация актов гражданского состояния, легализация и нотариальное удостоверение документов и т. д. За выполнение указанных действий консульства взимают консульские сборы в валюте государства пребывания. Государства могут заключить между собой соглашение об отмене взимания всех или некоторых видов консульских сборов.

Консульские учреждения прекращают свою деятельность в следующих случаях: 1) закрытия консульского учреждения; 2) выхода территории, на которой расположен консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания; 3) войны между государствами, ранее установившими консульские отношения.

9.2. Глава и персонал консульского учреждения

Венская конвенция 1963 г. установила для глав консульских учреждений четыре класса: 1) генеральный консул; 2) консул; 3) вице-консул; 4) консульский агент.

Генеральный консул возглавляет генеральное консульство или консульский отдел дипломатического представительства; консул — консульство; вице-консул – вице-консульство. Последние также могут быть помощниками или заместителями генерального консула. Вице-консул может исполнять обязанности заместителя консула. Консульский агент возглавляет консульское агентство.

В Украине, как и в большинстве государств, консульские работники являются служащими министерства иностранных дел и им присваиваются дипломатические ранги. В некоторых странах консульская служба отделена от дипломатической и консульским работникам присваиваются специальные ранги.

Главы консульских учреждений назначаются представляемым государством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Представляемое государство снабжает главу консульского учреждения специальным документом — консульским патентом, удостоверяющим его должность и указывающим, как правило, его полное имя и фамилию, класс, консульский округ и местонахождение консульского учреждения.

Представляемое государство направляет этот патент обычно дипломатическими путями правительству государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции. Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций только после получения разрешения на это со стороны государства пребывания. Данное разрешение в какой бы форме оно не было выражено именуется экзекватурой. Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать мотивы своего отказа. С момента получения экзекватуры считается, что глава консульского учреждения приступил к исполнению своих функций. С этой же даты определяется его старшинство по отношению к главам консульских учреждений других государств, расположенных в данном консульском округе.

Согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. персонал консульских учреждений делится на три категории: 1) консульские должностные лица, состоящие на консульской службе и выполняющие консульские функции; 2) консульские служащие, выполняющие административно-техническую работу; 3) обслуживающий персонал. Консульские должностные лица должны быть, как правило, гражданами представляемого государства. Граждане государства пребывания или третьих государств могут назначаться на консульские должности представляемым государством только с определенно выраженного согласия государства пребывания.

Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство о том, что любой член персонала консульского учреждения является persona non grata. В таком случае представляемое государство должно отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении.

Власти государства пребывания (обычно министерство иностранных дел) выдают консулам консульские карточки, которые подтверждают их должностное положение и наличие привилегий и иммунитетов в соответствии с международным правом.

Функции члена персонала консульского учреждения прекращаются по следующим основаниям:

а) уведомление государства пребывания представляемым государством о том, что его функции прекращаются (отозвание);

б) аннулирование экзекватуры (объявление persona non grata);

в) уведомление государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала.