Унитарным
предприятием признаётся коммерческая
организация не наделённая правом
собственности на имущество, закреплённое
за ней собственником. В форме унитарных
предприятия могут быть созданы только
государственные и муниципальные
предприятия. Имущество унитарного
предприятия принадлежит на праве
собственности РФ, субъекту РФ или
муниципальному образованию. Имущество
унитарного предприятия принадлежит
ему на праве хозяйственного ведения
(федеральное государственное предприятие
и государственное предприятие субъекта
РФ, муниципальное предприятие) или на
праве оперативного управления (федеральное
казённое предприятие, казённое предприятие
субъекта РФ, муниципальное казённое
предприятие) и является не делимым.
Государственное или муниципальное
предприятие может быть создано в случае:
Унитарное
предприятие не в праве создавать дочернее
предприятие. Унитарное предприятие по
согласованию с собственником имущества
в праве участвовать в других коммерческих
организация и создавать филиалы. Уставной
фонд государственного унитарного
предприятия не менее 5 тысяч МРОТ, а
муниципального унитарного предприятия
не менее 10 тысяч МРОТ. Собственник
имущества предприятия вправе получать
часть прибыли от использования имущества
Высший орган управления унитарным предприятием и его полномочия
Высший
орган управления –собственник имущества.
Он назначает руководителя.
Исполнительный орган управления унитарным предприятием и его полномочия
Исполнительный
орган управления – руководитель
(полностью подотчётен собственнику
имущества). Он организует выполнение
решений собственника имущества, действует
от имени предприятия без доверенности,
совершает сделки в установленном
порядке, утверждает структуру и штаты
предприятия, осуществляет приём на
работу, издаёт приказы, выдаёт доверенности.
Руководитель не в праве быть учредителем
юридического лица. Ежегодно предоставляет
комплексный отчёт о деятельности.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года
Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года
(В редакции федеральных законов от 08. 2003 № 169-ФЗ, от 18. 2006 № 231-ФЗ, от 24. 2007 № 212-ФЗ, от 01. 2007 № 318-ФЗ, от 02. 2010 № 152-ФЗ, от 18. 2011 № 220-ФЗ, от 19. 2011 № 246-ФЗ, от 06. 2011 № 291-ФЗ, от 30. 2011 № 362-ФЗ, от 03. 2012 № 240-ФЗ, от 02. 2013 № 188-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 05. 2014 № 99-ФЗ, от 04. 2014 № 337-ФЗ, от 13. 2015 № 216-ФЗ, от 23. 2015 № 312-ФЗ, от 23. 2016 № 149-ФЗ, от 18. 2017 № 177-ФЗ, от 29. 2017 № 267-ФЗ, от 29. 2017 № 470-ФЗ, от 03. 2018 № 322-ФЗ, от 28. 2018 № 452-ФЗ, от 02. 2019 № 394-ФЗ, от 27. 2019 № 469-ФЗ, от 27. 2019 № 485-ФЗ, от 31. 2020 № 294-ФЗ, от 23. 2020 № 378-ФЗ, от 02. 2021 № 351-ФЗ, от 02. 2021 № 352-ФЗ, от 30. 2021 № 436-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также – унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Статья 2. Унитарное предприятие
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Институт имени Н.Е.Жуковского” в соответствии с Федеральным законом “О Национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е.Жуковского”. От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” в соответствии с Федеральным законом “О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 06.11.2011 № 291-ФЗ; от 04.11.2014 № 337-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 23.11.2015 № 312-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также – государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также – казенное предприятие).
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:
1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”;
2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;
3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
(Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ)
Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом требований, установленных статьей 241 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ)
Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения
1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное государственное предприятие”, “государственное предприятие” или “муниципальное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное казенное предприятие”, “казенное предприятие” или “муниципальное казенное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)
Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ)
2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.
4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.
Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.
Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях
1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Статья 7. Ответственность унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Статья 8. Учреждение унитарного предприятия
1. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
11. Органы публичной власти федеральной территории осуществляют функции и полномочия учредителя государственных, муниципальных унитарных предприятий от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
2. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти или органами публичной власти федеральной территории в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.05.2016 № 149-ФЗ)
Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ)
(Пункт в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 240-ФЗ)
3. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
4. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:
1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;
3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;
4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;
7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.
(Пункт в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ)
41. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему реше
Важное место в АПК
отводится хозяйственным структурам,
основанным на государственной
собственности и коллективной форме
хозяйствования, к которым относятся
государственные и муниципальные
унитарные предприятия.
Унитарным
предприятием является
коммерческая организация, не наделенная
правом собственности на закрепленное
за ней собственником имущество. Она
может быть государственной и муниципальной.
Имущество государственного или
муниципального предприятия находится
соответственно в государственной или
муниципальной собственности и принадлежит
такому предприятию на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления.
Учредительным
документом унитарного предприятия
является устав, в соответствии с которым
осуществляются вся деятельность и
управление
предприятием.
Унитарное
предприятие, основанное на праве
хозяйственного ведения, создается
по решению уполномоченного на то
государственного органа или органа
местного самоуправления.
В условиях рыночной
экономики деятельность государственных
унитарных предприятий на праве
хозяйственного ведения регламентируется
«сверху» (уполномоченным органом) по
следующим основным направлениям:
назначение на должность руководителей
предприятий, заключение с ними контрактов,
утверждение уставов предприятий,
осуществление контрольно-инспекционых
функций. По остальным вопросам такое
предприятие функционирует и управляется
аналогично другим субъектам рыночных
отношений (рис. 11).
Министерство
сельского хозяйства РФ
Руководители
перерабатывающих цехов, подсобных
производств, служб агросервиса, объектов
соцкультбыта
Рис.
11. Структура управления государственным
унитарным предприятием на праве
хозяйственного
ведения
По
отношению к унитарным
предприятиям, основанным на праве
оперативного управления (федеральное
казенное предприятие), собственник
(государство в лице органов исполнительной
власти) осуществляет прямое управление,
в том числе и хозяйственными функциями:
назначает и снимает руководителей и
специалистов, устанавливает плановые
задания, определяет размеры оплаты
труда, финансирует программы, осуществляет
оперативный контроль хозяйственной и
финансовой деятельности и т. д.
Контрольные
вопросы и задания
1. Какова характеристика
унитарных предприятий?
2. Назовите формы
унитарных предприятий.
3. Какова структура
управления государственным унитарным
предприятием на праве хозяйственного
ведения?
Лекция 10 Управление в хозяйственных товариществах и обществах
1 Управление в
хозяйственных товариществах
2 Управление в
хозяйственных обществах
Хозяйственные
товарищества могут
создаваться в форме полного товарищества
и товарищества на вере.
Полным
признается
товарищество,
участники
которого (полные товарищи) в соответствии
с заключенным между ними договором
занимаются предпринимательской
деятельностью от имени товарищества и
несут ответственность по его обязательствам
принадлежащим им имуществом.
Полное товарищество
создается и действует на основе
учредительного договора, который
подписывают все участники.
Участник полного
товарищества обязан участвовать в его
деятельности в соответствии с условиями
учредительного договора. Прибыль и
убытки товарищества распределяются
между его участниками пропорционально
их долям в складочном капитале. Участники
солидарно несут субсидиарную
ответственность своим имуществом по
обязательствам товарищества.
Согласно ГК РФ
управление деятельностью полного
товарищества осуществляется по общему
согласию всех участников, но учредительным
договором товарищества могут быть
предусмотрены случаи, когда решение
принимается большинством голосов.
Участник полного товарищества имеет
один голос, если учредительным договором
не предусмотрен иной порядок определения
количества голосов.
Каждый участник
товарищества вправе знакомиться со
всей документацией по ведению дел
независимо от того, уполномочен он вести
дела товарищества или нет.
В.соответствии
с Гражданским кодексом РФ
товариществом на вере (коммандитным
товариществом) признается товарищество,
в котором наряду с участниками,
осуществляющими от имени товарищества
предпринимательскую деятельность и
отвечающими по обязательствам товарищества
своим имуществом, имеется один или
несколько участников-вкладчиков, которые
несут риск убытков, связанных с
деятельностью товарищества, в пределах
сумм внесенных ими вкладов и не принимают
участия в осуществлении товариществом
предпринимательской деятельности.
Высшим органом
управления товариществом на вере
является собрание полных товарищей
(действующих членов) (рис. 12).
Вкладчики (без
права голоса)
Рис. 12. Структура
управления товариществом на вере
Число голосов
каждого полного товарища пропорционально
его доле в общем числе долей.
Руководство
деятельностью товарищества осуществляет
уполномоченный, избираемый из числа
полных товарищей. Вкладчики не вправе
участвовать в управлении и ведении дел
товарищества, а также оспаривать действия
полных товарищей.
Уполномоченный,
как правило, имеет контрольный долевой
пакет собственности среди полных
товарищей и, по сути, имеет возможность
единолично управлять товариществом.
Это обстоятельство играет определенную
роль в формировании системы
внутрихозяйственных производственных,
экономических и социально-психологических
отношений, а также отражается на
результатах деятельности предприятия
в целом.
Государственное унитарное предприятие (ГУП) – это коммерческая организация, у которой нет прав на какое-либо имущество, закрепляемое за ней собственником данного имущества. Имущество таких организаций является неделимым и не предусматривает возможность распределения по вкладам, в том числе и между работниками данного предприятия.
Государственное унитарное предприятие и нормативная база
В Российской Федерации основными федеральными законами, регламентирующими деятельность государственных унитарных предприятий, являются Гражданский кодекс и федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Проведение закупок государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, проведение закупок регулируется федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.).
Цель создания государственного унитарного предприятия
Государственные унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами. Их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства, а также ведётся для покрытия собственных расходов.
Кроме этого, безусловно, целью деятельности государственного унитарного предприятия является не только извлечение прибыли, а и решение тех или иных задач государства, удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд на коммерческой основе.
Причины создания государственного унитарного предприятия
Среди основных причин, почему создается именно государственное унитарное предприятие, следует выделить следующие причины:
Способы закрепления имущества за государственным унитарным предприятием
В отношении имущества, закрепляемого за государственным унитарным предприятием, следует отметить, что:
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК):
Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, формируется по решению уполномоченного на это действие государственного органа или же определенного органа местного самоуправления.
В данном случае в качестве учредительного документа используется устав компании, который в любом случае должен утверждаться министерством, ведомством или же каким-либо иным федеральным органом, который действующим законодательством наделен функциями координирования и регулирования деятельности компаний в данной отрасли.
Государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
Предприятия, основанные на праве оперативного управления основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ.
Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.
Перечислим источники формирования имущества государственного унитарного предприятия:
Государственное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 500 тыс. рублей.
Взаимоотношения между государственным унитарным предприятием и собственником его имущества
Взаимоотношения между государственным унитарным предприятием и собственником его имущества полностью регламентируются действующими постановлениями правительства.
В частности, постановлениями утверждены Правила разработки и последующего утверждения программ деятельности унитарных предприятий, а также определения той части прибыли таких предприятий, которая должна быть перечислена в федеральный бюджет.
Особенности работы государственного унитарного предприятия
Перечислим особенности работы государственного унитарного предприятия:
Помимо
этого стоит отметить, что государственные унитарные предприятия всецело
отвечают по взятым на себя обязательствам всем имуществом, и при этом не несут
никакой ответственности по обязательствам со стороны собственника данного
имущества.
Правовое
положение унитарных предприятий
определяется ГК РФ (ст. 113 – 115) и принятым
в соответствии с ним Федеральным
Законом “О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях” от
14.11.2002.28
Государственные
и муниципальные унитарные предприятия
(далее – унитарные
предприятия)
являются коммерческими организациями,
не наделенные правом собственности на
закрепленное за ними собственником
имущество (ст. 113 ГК РФ).
Унитарным
предприятием признается коммерческая
организация, не наделенная правом
собственности на имущество, закрепленное
за ней собственником. В форме унитарных
предприятий могут быть созданы только
государственные и муниципальные
предприятия. Имущество унитарного
предприятия принадлежит на праве
собственности Российской Федерации,
субъекту Российской Федерации или
муниципальному образованию.
Особенности
унитарных предприятий состоят в том,
что они не являются собственниками
своего имущества, его имущество находится
соответственно в государственной или
муниципальной собственности и принадлежит
такому предприятию на праве хозяйственного
ведения или на праве оперативного
управления. Имущество унитарного
предприятия является неделимым и не
может быть распределено по вкладам
(долям, паям), в том числе между работниками
унитарного предприятия.
Унитарное
предприятие отвечает по своим
обязательствам принадлежащим ему
имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде. Унитарное предприятие должно
иметь самостоятельный баланс.
В соответствии
с законом создаются и действуют следующие
виды унитарных предприятий:
Унитарные предприятия,
основанные на праве оперативного
управления, являются коммерческими
организациями.
Учредителем
унитарного предприятия может выступать
Российская Федерация, субъект Российской
Федерации или муниципальное образование.
Решение
об учреждении федерального государственного
предприятия принимается Правительством
Российской Федерации или федеральными
органами исполнительной власти в
соответствии с актами, определяющими
компетенцию таких органов.
Решение
об учреждении государственного
предприятия субъекта Российской
Федерации или муниципального предприятия
принимается уполномоченным органом
государственной власти субъекта
Российской Федерации или органом
местного самоуправления в соответствии
с актами, определяющими компетенцию
таких органов.
Федеральное
казенное предприятие учреждается
решением Правительства Российской
Федерации.
Казенное
предприятие субъекта Российской
Федерации учреждается решением органа
государственной власти субъекта
Российской Федерации, которому в
соответствии с актами, определяющими
статус этого органа, предоставлено
право принятия такого решения.
Муниципальное
казенное предприятие учреждается
решением органа местного самоуправления,
которому в соответствии с актами,
определяющими статус этого органа,
предоставлено право принятия такого
решения.
Собственник
имущества решает не только вопросы
создания предприятия, но и определяет
предмет и цели его деятельности. Поэтому
в уставе унитарного предприятия, который
является его учредительным документом,
определяются предмет и цели деятельности
предприятия (ст.
9 закона).
Унитарное предприятие может иметь
гражданские права, соответствующие
предмету и целям его деятельности,
предусмотренным в уставе этого унитарного
предприятия, и нести связанные с этой
деятельностью обязанности.
Как
и всякая коммерческая организация,
унитарное предприятие должно иметь
фирменное наименование.
Полное
фирменное наименование государственного
или муниципального предприятия на
русском языке должно содержать слова
“федеральное государственное
предприятие”, “государственное
предприятие” или “муниципальное
предприятие” и указание на собственника
его имущества – Российскую Федерацию,
субъект Российской Федерации или
муниципальное образование.
Полное
фирменное наименование казенного
предприятия на русском языке должно
содержать слова “федеральное казенное
предприятие”, “казенное предприятие”
или “муниципальное казенное предприятие”
и указание на собственника его имущества
– Российскую Федерацию, субъект Российской
Федерации или муниципальное образование.
Кроме
того, в уставе отражается размер уставного
фонда и источники его формирования.
Уставным фондом государственного или
муниципального предприятия определяется
минимальный размер его имущества,
гарантирующего интересы кредиторов
такого предприятия.
Уставный
фонд государственного или муниципального
предприятия может формироваться за
счет денег, а также ценных бумаг, других
вещей, имущественных прав и иных прав,
имеющих денежную оценку.
Размер
уставного фонда государственного
предприятия должен составлять не менее
чем пять тысяч минимальных размеров
оплаты труда, установленных федеральным
законом на дату государственной
регистрации государственного предприятия.
Размер
уставного фонда муниципального
предприятия должен составлять не менее
чем одну тысячу минимальных размеров
оплаты труда, установленных федеральным
законом на дату государственной
регистрации муниципального предприятия.
Федеральными
законами или иными нормативными правовыми
актами могут быть определены виды
имущества, за счет которого не может
формироваться уставный фонд государственного
или муниципального предприятия.
В
казенном предприятии уставный фонд не
формируется.
Уставный
фонд государственного или муниципального
предприятия должен быть полностью
сформирован собственником его имущества
в течение трех месяцев с момента
государственной регистрации такого
предприятия. (ст. 13 Закона).
Государственное
или муниципальное унитарное предприятие
владеет, пользуется и распоряжается
имущество в пределах, определяемых в
соответствии с Гражданским Кодексом
РФ и Законом “О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях”.
Собственник
имущества государственного или
муниципального предприятия имеет право
на получение части прибыли от использования
имущества, находящегося в хозяйственном
ведении такого предприятия (ст. 17 закона).
Государственное
или муниципальное предприятие ежегодно
перечисляет в соответствующий бюджет
часть прибыли, остающейся в его
распоряжении после уплаты налогов и
иных обязательных платежей, в порядке,
в размерах и в сроки, которые определяются
Правительством Российской Федерации,
уполномоченными органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
или органами местного самоуправления.
Порядок
распределения доходов казенного
предприятия определяется Правительством
Российской Федерации, уполномоченными
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации или
органами местного самоуправления.
Государственное
или муниципальное предприятие
распоряжается движимым имуществом,
принадлежащим ему на праве хозяйственного
ведения, самостоятельно, за исключением
случаев, установленных настоящим
Федеральным законом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами.
Государственное
или муниципальное предприятие не вправе
продавать принадлежащее ему недвижимое
имущество, сдавать его в аренду, отдавать
в залог, вносить в качестве вклада в
уставный (складочный) капитал хозяйственного
общества или товарищества или иным
способом распоряжаться таким имуществом
без согласия собственника имущества
государственного или муниципального
предприятия.
Движимым
и недвижимым имуществом государственное
или муниципальное предприятие
распоряжается только в пределах, не
лишающих его возможности осуществлять
деятельность, цели, предмет, виды которой
определены уставом такого предприятия.
Сделки, совершенные государственным
или муниципальным предприятием с
нарушением этого требования, являются
ничтожными (ст. 18).
Государственное
или муниципальное предприятие не вправе
без согласия собственника совершать
сделки, связанные с предоставлением
займов, поручительств, получением
банковских гарантий, с иными обременениями,
уступкой требований, переводом долга,
а также заключать договоры простого
товарищества.
Уставом
государственного или муниципального
предприятия могут быть предусмотрены
виды и (или) размер иных сделок, совершение
которых не может осуществляться без
согласия собственника имущества такого
предприятия.
Федеральное
казенное предприятие вправе отчуждать
или иным способом распоряжаться
принадлежащим ему имуществом только с
согласия Правительства Российской
Федерации или уполномоченного им
федерального органа исполнительной
власти.
Казенное
предприятие субъекта Российской
Федерации вправе отчуждать или иным
способом распоряжаться принадлежащим
ему имуществом только с согласия
уполномоченного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации.
Муниципальное
казенное предприятие вправе отчуждать
или иным способом распоряжаться
принадлежащим ему имуществом только с
согласия уполномоченного органа местного
самоуправления.
Уставом
казенного предприятия могут быть
предусмотрены виды и (или) размер иных
сделок, совершение которых не может
осуществляться без согласия собственника
имущества такого предприятия.
Казенное
предприятие самостоятельно реализует
произведенную им продукцию (работы,
услуги), если иное не установлено
федеральными законами или иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Казенное
предприятие вправе распоряжаться
принадлежащим ему имуществом, в том
числе с согласия собственника такого
имущества, только в пределах, не лишающих
его возможности осуществлять деятельность,
предмет и цели которой определены
уставом такого предприятия. Деятельность
казенного предприятия осуществляется
в соответствии со сметой доходов и
расходов, утверждаемой собственником
имущества казенного предприятия.
Унитарное
предприятие несет ответственность по
своим обязательствам всем принадлежащим
ему имуществом.
Унитарное
предприятие не несет ответственность
по обязательствам собственника его
имущества (Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального
образования).
Российская
Федерация, субъект Российской Федерации,
муниципальное образование не несут
ответственность по обязательствам
государственного или муниципального
предприятия, за исключением случаев,
если несостоятельность (банкротство)
такого предприятия вызвана собственником
его имущества. В указанных случаях на
собственника при недостаточности
имущества государственного или
муниципального предприятия может быть
возложена субсидиарная ответственность
по его обязательствам.
Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации или
муниципальные образования несут
субсидиарную ответственность по
обязательствам своих казенных предприятий
при недостаточности их имущества.
ГК
РФ и Закон устанавливают исчерпывающий
перечень правомочий собственника в
отношении предприятия и закрепленного
за ним имущества.
Собственник
имущества унитарного предприятия в
отношении указанного предприятия:
Собственник
имущества казенного предприятия, кроме
перечисленных правомочий, вправе:
Органом
унитарного предприятия, основанного
на праве хозяйственного ведения, является
руководитель, назначаемый собственником
или уполномоченным им органом и
подотчетный ему.
Руководитель унитарного
предприятия (директор, генеральный
директор) является единоличным
исполнительным органом унитарного
предприятия. Руководитель унитарного
предприятия назначается собственником
имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия
подотчетен собственнику имущества
унитарного предприятия.
Руководитель
унитарного предприятия действует от
имени унитарного предприятия без
доверенности, в том числе представляет
его интересы, совершает в установленном
порядке сделки от имени унитарного
предприятия, утверждает структуру и
штаты унитарного предприятия, осуществляет
прием на работу работников такого
предприятия, заключает с ними, изменяет
и прекращает трудовые договоры, издает
приказы, выдает доверенности в порядке,
установленном законодательством (ст.
21 закона).
Унитарные
предприятия могут быть участниками
(членами) коммерческих организаций, а
также некоммерческих организаций, в
которых в соответствии с федеральным
законом допускается участие юридических
лиц.
Унитарные
предприятия не вправе выступать
учредителями (участниками) кредитных
организаций.
Решение
об участии унитарного предприятия в
коммерческой или некоммерческой
организации может быть принято только
с согласия собственника имущества
унитарного предприятия.
Распоряжение
вкладом (долей) в уставном (складочном)
капитале хозяйственного общества или
товарищества, а также принадлежащими
унитарному предприятию акциями
осуществляется унитарным предприятием
только с согласия собственника его
имущества.
Унитарное предприятие
не вправе создавать в качестве юридического
лица другое унитарное предприятие путем
передачи ему части своего имущества
(дочернее предприятие).
Унитарное
предприятие может быть реорганизовано
по решению собственника его имущества
в порядке, предусмотренном Гражданским
кодексом Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом и иными федеральными
законами.
В
случаях, установленных федеральным
законом, реорганизация унитарного
предприятия в форме его разделения или
выделения из его состава одного или
нескольких унитарных предприятий
осуществляется на основании решения
уполномоченного государственного
органа или решения суда.
Унитарные
предприятия могут быть реорганизованы
в форме слияния или присоединения, если
их имущество принадлежит одному и тому
же собственнику.
Государственное
или муниципальное унитарное предприятие
может быть реорганизовано по решению
собственника.
Реорганизация
унитарного предприятия может быть
осуществлена в форме:
Обязательным
условием реорганизации унитарных
предприятий в форме слияния или
присоединения является то, что их
имущество должно находится в собственности
субъекта права государственной или
муниципальной собственности.
Унитарное
предприятие может быть преобразовано
только в открытое акционерное общество
в порядке, установленном законодательством
о приватизации.
Особенность
ликвидации государственного или
муниципального унитарного предприятия
заключается в том, что при принятии
решения о ликвидации собственник
назначает ликвидатора.