Аттестация и квалификационный экзамен
Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего
замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной
служебной деятельности.
Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава
государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению
профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с
определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы
при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также
вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
Аттестации не подлежат гражданские служащие:
а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее
одного года;
б) достигшие возраста 60 лет;
в) беременные женщины;
г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу
за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных
гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
д) замещающие должности гражданской службы категорий
“руководители” и “помощники (советники)”, с которыми
заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих,
замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и
освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или
Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых
предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением
Правительства Российской Федерации);
е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
При проведении аттестации могут использоваться следующие методы оценки
гражданского служащего:
1) тестовое задание;
2) индивидуальное собеседование;
3) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и
Ненецкого автономного округа методы оценки, позволяющие определить соответствие
гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой им должности
гражданской службы.
Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского
служащего на заседание аттестационной комиссии.
По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной
комиссией принимается одно из следующих решений:
1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется
к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской
службы в порядке должностного роста;
3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии
получения дополнительного профессионального образования;
4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не
имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации
(далее – классный чин), первого классного чина по замещаемой должности
гражданской службы;
б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного
классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который
присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для
прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что
он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный
чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому
служащему;
в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного
чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если
для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который
имеет гражданский служащий.
Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми
заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих,
замещающих:
а) должности гражданской службы категории “руководители”,
относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;
б) должности гражданской службы категории “помощники
(советники)”, назначение на которые и освобождение от которых
осуществляются Президентом Российской Федерации;
в) должности гражданской службы, относящиеся к главной группе
должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых
осуществляются Правительством Российской Федерации.
При проведении квалификационного экзамена могут использоваться
следующие экзаменационные процедуры:
1) тестовое задание;
2) индивидуальное собеседование;
3) иные методы оценки профессиональных качеств, не противоречащие
законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.
По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского
служащего аттестационной комиссией выносится одно из следующих решений:
1) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и
рекомендовать его для присвоения классного чина;
2) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный
экзамен.
Примерные вопросы теста конкурса
Тесты для самопроверки можно пройти по ссылке: https://edu.gossluzhba.gov.ru/test
1. Год принятия №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»
2. Год принятия №58-ФЗ «О
системе государственной службы РФ»
3. Государственная гражданская служба подразделяется на:
б) субъектов Федерации
в) в исполнительных органах
г) в законодательных органах
4. Предметом регулирования
№ 79-ФЗ является отношения, связанные с:
б) определением правового
статуса служащего
5. В соответствии с №79-ФЗ
представитель нанимателя:
a) руководитель
государственного органа
б) лицо, замещающее
государственную должность
г) представитель руководителя
6. Регулирование отношений, связанных с государственной службой
осуществляется:
a) Конституцией РФ
б) федеральными законами
в) Конституцией (уставами) субъектов РФ
г) международными договорами
7. Государственные органы
власти представлены на следующих уровнях:
б) уровне субъектов
в) территориальном
8. К принципам государственной гражданской службы относится:
a) приоритет прав и свобод
человека и гражданина
б) принадлежность к
политической партии
в) равный доступ к
гражданской службе
г) равные условия ее
прохождения
9. В чем взаимосвязь гражданской службы и государственной службы
иных видов:
a) соотносительности основных
условий и размеров оплаты труда и социальных гарантий
б) установление ограничений и
обязательств при прохождении службы
в) соотносительности жилищных
условий и размеров оплаты коммунальных услуг;
г) учет стажа государственной
службы иных видов при исчислении стажа и начислении пенсии
10. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы
обеспечивается посредством:
a) единства основных
квалификационных требований к должностям;
б) единства требований к
профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации служащих;
в) учет стажа гражданской
службы при исчислении стажа и начислении пенсии стажа муниципальной службы;
г) соотносительности основных
условий и размеров оплаты труда и социальных гарантий.
11. К категориям должностей гражданской службы не относится:
a) руководители;
в) советники;
г) заместители руководителя.
12. К группам должностей
гражданской службы не относится:
a) высшие;
в) низшие;
13. Реестр государственных должностей федеральной государственной
службы утверждается:
a) федеральным
конституционным законом;
б) федеральным законом;
в) Конституцией РФ;
г) Указом Президента РФ.
14. К квалификационным требованиям к должностям гражданской службы
не относится:
а) стаж гражданской службы
б) уровень профессионального
образования;
в) знание персонального
компьютера;
г) опыт работы.
15. К основным правам гражданского служащего относится:
а) право на ознакомление с
должностным регламентом;
б) должностной рост из
органов местного самоуправления до федеральных государственных органов;
в) получение информации и
материалов для исполнения обязанностей;
г) на оплату труда и другие
выплаты в соответствии с настоящим законом и служебным контрактом.
16. К основным обязанностям государственного служащего относится:
а) исполнять должностные
обязанности в соответствии с должностным регламентом;
б) не разглашать сведения,
составляющие государственную тайну, и сведения, ставшие ему известными,
касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и
достоинство;
в) членство в политической
партии;
г) проведение служебной
проверки в общественных организациях.
17. К ограничениям гражданских служащих относится:
a) признания его ограниченно
дееспособным или недееспособным;
б) осуждения его к наказанию
и наличия не снятой или не погашенной судимости;
в) выхода из гражданства или
приобретения гражданства другого государства;
г) наличия близкого
родственника на государственной или муниципальной службе.
18. К запретам, связанным с гражданской службой относится
a) участие на платной основе
в деятельности органа управления коммерческой организацией;
б) осуществлять
предпринимательскую деятельность;
в) получать вознаграждения от
физических и юридических лиц;
г) прекращать исполнение
должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
19. С соответствии с требованиями к служебному поведению
гражданский служащий обязан:
a) исполнять должностные
обязанности добросовестно;
б) признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его
служебной деятельности;
в) оказывать предпочтение
ведущим общественным и религиозным объединениям;
г) проявлять уважение к
нравственным обычаям и традициям народов РФ.
20. Представление сведений о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера производится:
a) при поступлении на
гражданскую службу;
в) при прекращении службы;
г) по требованию
представителя нанимателя.
21. Поступление на гражданскую службу производится по результатам
конкурса при:
а) замещении должности
гражданского служащего;
б) замещении должности
гражданского служащего категории руководитель и помощники;
в) замещении должности
гражданского служащего категории руководитель;
г) замещении должности
гражданского служащего категории специалисты.
22. В служебный контракт включается:
а) права и обязанности
сторон;
б) ФИО гражданина
в) наименование
государственного органа;
г) должностной регламент.
23. При поступлении на
гражданскую службу предусмотрено испытание в случае:
а) предусмотренном служебным
контрактом;
б) назначения на должность в
порядке перевода;
в) при замещении должности
категорий руководители и помощники;
г) подозрения на
некомпетентность ВУЗа.
24. К общим основаниям прекращения служебного контракта относятся:
а) истечение срока действия
срочного контракта;
б) смена состава
Правительства;
в) смена Президента;
г) отказ служащего от
профессиональной переподготовки в связи с сокращением должности.
25. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя
нанимателя производится в случае:
а) несоответствие замещаемой
должности;
б) по состоянию здоровья в
соответствии с медицинским заключением;
в) недостаточной квалификации
по результатам аттестации;
г) нарушений требований
охраны труда, если оно повлекло тяжкие последствия, аварию, катастрофу либо
заведомо создавало угрозу наступления таких последствий.
26. Денежное содержание гражданского служащего состоит из:
1) месячного оклада; 2)оклада
за классный чин 3) Ежемесячных выплат; 4) ежемесячного денежного поощрения;
a) 1,2, 4;
27. Социальные гарантии
служащим предусматривают:
а) равные условия оплаты
труда;
б) право на получение в
полном объеме денежного содержания;
в) возмещение расходов,
связанных с переездом служащего и членов его семьи а другую местность;
г) защита служащего и членов
его семьи во время отдыха.
28. В стаж (общую продолжительность) службы не включаются периоды
замещения:
а) должностей гражданской, воинской и
правоохранительной службы;
в) должностей народных
судебных заседателей;
г) выборных должностей в
органах местного самоуправления;
29. Может ли служебная проверка проводиться по просьбе
государственного служащего
30. Гражданин Российской Федерации:
а) не может быть лишен своего
гражданства;
б) может быть лишен на
основании решения суда;
в) может быть лишен только
временно.
31. В случае призыва гражданского служащего на военную службу
представитель нанимателя:
а) расторгает служебный
контракт, увольняет с государственной службы, оставляет в реестре гражданских
служащих;
б) приостанавливает служебный
контракт, освобождает от замещаемой должности, оставляет в реестре гражданских
служащих, включает в кадровый резерв;
в) расторгает служебный
контракт, увольняет с государственной службы, включает в кадровый резерв.
32. Испытание при поступлении на государственную службу может быть
установлено:
а) для беременных женщин –
гражданских служащих;
б) для граждан, окончивших
обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые
поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с
обязательством последующего прохождения гражданской службы;
в) для граждан и гражданских
служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «обеспечивающие
специалисты»;
г) для государственных
служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в
связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением
должностей гражданской службы.
33. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта
Российской Федерации находится:
а) исключительно в ведении
Российской Федерации;
б) в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация – в
ведении субъекта Российской Федерации;
в) исключительно в ведении
субъекта Российской Федерации.
34. Дисциплинарное взыскание применяется к государственному
служащему непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не
позднее:
а) 14 дней со дня его
обнаружения;
б) 10 дней со дня его
обнаружения;
в) одного месяца со дня его
обнаружения.
Порядок проведения аттестации и квалификационного экзамена государственных гражданских служащих Ненецкого автономного округа, замещающих должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти НАО
1. Порядок проведения аттестации и
квалификационного экзамена государственных гражданских служащих Ненецкого
автономного округа, замещающих должности государственной гражданской службы в
органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа (далее – Порядок),
разработан в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе Российской Федерации», Указами Президента
Российской Федерации от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации
государственных гражданских служащих Российской Федерации», от 01.02.2005 № 111
«О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими
служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений
(профессионального уровня)», нормативными правовыми актами Ненецкого
автономного округа.
2. Порядок регламентирует вопросы проведения
аттестации и квалификационного экзамена государственных гражданских служащих
Ненецкого автономного округа, замещающих должности государственной гражданской
службы в органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа (далее –
гражданские служащие), устанавливает порядок формирования аттестационной
комиссии.
Порядок формирования аттестационной комиссии
3. В целях проведения аттестации и
квалификационного экзамена гражданских служащих правовым актом Аппарата
Администрации Ненецкого автономного округа (далее – Аппарат) образуется
аттестационная комиссия в соответствии с Приложением 1 к Порядку.
В зависимости от специфики должностных
обязанностей гражданских служащих может быть создано несколько аттестационных
комиссий.
4. Аттестационная комиссия состоит из
председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены
аттестационной комиссии обладают при принятии решений равными правами.
5. На период временного отсутствия
председателя комиссии (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность) его
обязанности выполняет заместитель председателя комиссии.
Члены комиссии осуществляют свои полномочия
непосредственно (без права их передачи иным лицам).
6. Состав аттестационной комиссии для
проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской
службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием
сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений
законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
7. Состав аттестационной комиссии формируется
таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов
интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией
решения.
8. На время аттестации гражданского
служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой
комиссии приостанавливается.
9. Заседания аттестационной комиссии по
проведению аттестации гражданских служащих проводятся в соответствии с графиком
аттестации гражданских служащих (далее – график аттестации), утвержденным
правовым актом Аппарата.
Заседания аттестационной комиссии по
проведению квалификационного экзамена гражданских служащих проводятся на
основании правового акта Аппарата о проведении квалификационного экзамена
гражданских служащих.
10. Заседание аттестационной комиссии
считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей всех ее
членов.
Проведение заседания аттестационной комиссии
с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не
допускается.
Организация проведения аттестации
11. В целях проведения аттестации гражданских
служащих Аппарат:
1) ежегодно, до 10 декабря текущего года,
утверждает своим правовым актом график аттестации на очередной год по форме
согласно Приложению 2 к Порядку;
2) не менее чем за месяц до проведения
аттестации знакомит подлежащего аттестации гражданского служащего с графиком
аттестации под роспись;
3) не позднее чем за две недели до проведения
аттестации утверждает состав аттестационной комиссии в соответствии с Приложением
1 к Порядку на основании списка гражданских служащих, предусмотренного пунктом
12 Порядка;
4) не менее чем за неделю до начала
аттестации:
знакомит подлежащего аттестации гражданского
служащего под роспись с представленным отзывом непосредственного руководителя
об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный
период;
готовит аттестационный лист гражданского
служащего по форме согласно приложению к Положению о проведении аттестации
государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденному Указом
Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 110 (далее – аттестационный
лист), заполняет пункты 1 – 7 аттестационного листа;
5) не менее чем за два дня до проведения
аттестации:
обеспечивает участие представителей общественного
совета органа исполнительной власти Ненецкого автономного округа, при котором
образован общественный совет, и независимых экспертов в составе аттестационной
комиссии;
оповещает членов аттестационной комиссии,
представителей общественных советов, независимых экспертов, а также подлежащих
аттестации гражданских служащих и их непосредственных руководителей, включенных
в состав аттестационной комиссии, о дате, времени и месте проведения заседания
аттестационной комиссии.
12. Руководитель органа исполнительной власти
Ненецкого автономного округа, гражданский служащий которого подлежит
аттестации, не позднее чем за две недели до проведения аттестации представляет
секретарю соответствующей аттестационной комиссии список гражданских служащих
для включения в состав аттестационной комиссии в качестве членов аттестационной
комиссии.
13. Непосредственный руководитель
гражданского служащего, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до
начала аттестации предоставляет секретарю соответствующей аттестационной
комиссии подписанный им и утвержденный вышестоящим руководителем отзыв об
исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный
период.
14. Отзыв, предусмотренный пунктом 13
Порядка, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:
1) фамилия, имя, отчество;
2) замещаемая должность гражданской службы на
момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;
3) перечень основных вопросов (документов), в
решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;
4) мотивированная оценка профессиональных,
личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности
гражданского служащего.
15. К отзыву об исполнении подлежащим
аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный
период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и
подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в
годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
При каждой последующей аттестации в
аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского
служащего с данными предыдущей аттестации.
16. Аттестация гражданского служащего
проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности
гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной
деятельности.
17. При проведении аттестации могут
использоваться следующие методы оценки гражданского служащего:
1) тестовое задание (включает не менее 20
вопросов);
2) индивидуальное собеседование;
3) иные не противоречащие законодательству
Российской Федерации и Ненецкого автономного округа методы оценки, позволяющие
определить соответствие гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой
им должности гражданской службы.
18. Аттестация проводится с приглашением
аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии.
В случае неявки гражданского служащего на
заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от
аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в
соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной
гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.
В случае неявки гражданского служащего,
подлежащего аттестации, на заседание аттестационной комиссии по уважительной
причине (временная нетрудоспособность гражданского служащего или членов его
семьи, подтвержденная соответствующим документом медицинского учреждения,
служебная командировка, ежегодный оплачиваемый отпуск, иные случаи неявки,
признанные уважительными решением аттестационной комиссии) аттестация
переносится на ближайшее заседание аттестационной комиссии в соответствии с
утвержденным графиком аттестации. Решение о переносе аттестации заносится в
протокол заседания аттестационной комиссии.
19. Аттестация проводится в следующем
порядке:
1) председатель аттестационной комиссии
знакомит гражданского служащего с составом аттестационной комиссии и порядком
проведения аттестации;
2) к гражданскому служащему применяются
методы оценки, предусмотренные пунктом 17
настоящего Порядка, целью которых является определение соответствия
гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой им должности
гражданской службы (конкретный вид применяемых методов оценки определяется
аттестационной комиссией);
3) аттестационная комиссия:
рассматривает представленные документы;
заслушивает сообщения аттестуемого
гражданского служащего, а в случае необходимости – его непосредственного
руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
задает гражданскому служащему вопросы,
связанные с исполнением им должностных обязанностей по замещаемой должности
гражданской службы;
4) аттестационная комиссия принимает решение
по результатам аттестации.
20. В целях объективного проведения
аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим
дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за
аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на
следующее заседание комиссии.
21. Обсуждение профессиональных и личных
качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его
профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и
доброжелательным.
22. Профессиональная служебная деятельность
аттестуемого гражданского служащего оценивается на основе определения его
соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской
службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим структурным
подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.
При этом должны учитываться результаты
исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные
знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим
ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному
поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации
о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего,
наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим
гражданским служащим, также организаторские способности.
При использовании в отношении гражданского
служащего методов оценки, предусмотренных пунктом 17 Порядка, критерии оценки результатов указанных
методов определяются аттестационной комиссией.
23. Решение аттестационной комиссии
принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его
непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством
голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При
равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой
должности гражданской службы.
24. По результатам аттестации гражданского
служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
1) соответствует замещаемой должности
гражданской службы;
2) соответствует замещаемой должности
гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения
вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
3) соответствует замещаемой должности
гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального
образования;
4) не соответствует замещаемой должности
гражданской службы.
25. После подведения итогов голосования
председатель аттестационной комиссии сообщает гражданскому служащему, в
отношении которого проводилась аттестация, результаты аттестации.
26. Результаты аттестации заносятся в
аттестационный лист. Аттестационный лист подписывается председателем,
заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии,
присутствовавшими на заседании.
Гражданский служащий знакомится с
аттестационным листом под роспись.
Аттестационный лист гражданского служащего,
прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за
аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.
27. Секретарь аттестационной комиссии ведет
протокол заседания аттестационной комиссии, в котором фиксирует ее решения и
результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии
подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами
аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.
Организация проведения квалификационного
экзамена
28. Аппарат для проведения квалификационного
экзамена в отношении гражданских служащих:
1) принимает правовой акт о проведении
квалификационного экзамена с указанием даты и времени его проведения, списка
гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен, перечня
документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена;
2) не позднее чем за месяц до проведения
квалификационного экзамена знакомит гражданского служащего, которому предстоит
сдавать квалификационный экзамен, с правовым актом Аппарата о проведении
квалификационного экзамена;
3) не позднее чем за две недели до проведения
квалификационного экзамена:
утверждает состав аттестационной комиссии в
соответствии с Приложением 1 к Порядку на основании списка гражданских
служащих, предусмотренного пунктом 28 Порядка;
знакомит под роспись гражданского служащего,
которому предстоит сдавать квалификационный экзамен, с отзывом его
непосредственного руководителя об уровне знаний, навыков и умений
(профессиональном уровне) гражданского служащего и о возможности присвоения ему
классного чина;
4) не менее чем за неделю до проведения
квалификационного экзамена:
готовит экзаменационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно
приложению к Положению о порядке сдачи квалификационного экзамена
государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их
знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденному Указом
Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 111 (далее – экзаменационный
лист), заполняет пункты 1 – 8 экзаменационного листа;
разрабатывает задания для оценки знаний,
навыков и умений (профессионального уровня) гражданских служащих с учетом
предложений непосредственного руководителя гражданского служащего, которому
предстоит сдавать квалификационный экзамен;
5) не позднее чем за два дня до проведения
квалификационного экзамена:
обеспечивает участие представителей
общественного совета органа исполнительной власти Ненецкого автономного округа,
при котором образован общественный совет, и независимых экспертов для включения
в состав аттестационной комиссии;
оповещает членов аттестационной комиссии,
представителей общественных советов, независимых экспертов, а также гражданских
служащих, которым предстоит сдавать квалификационный экзамен, и их
непосредственных руководителей, включенных в состав аттестационной комиссии, о
дате, времени и месте проведения заседания аттестационной комиссии.
29. Непосредственный руководитель
гражданского служащего, которому предстоит сдавать квалификационный экзамен, не
позднее чем за месяц до проведения квалификационного экзамена направляет в
соответствующую аттестационную комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и
умений (профессиональном уровне) гражданского служащего и о возможности
присвоения ему классного чина.
30. Руководитель органа исполнительной власти
Ненецкого автономного округа, гражданскому служащему которого предстоит сдавать
квалификационный экзамен, не позднее чем за две недели до проведения
квалификационного экзамена представляет секретарю соответствующей
аттестационной комиссии список гражданских служащих для включения в состав
аттестационной комиссии в качестве членов аттестационной комиссии.
Проведение квалификационного экзамена
31. При проведении квалификационного экзамена
оцениваются знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданского
служащего в соответствии с требованиями должностного регламента гражданского
служащего, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданским
служащим.
32. При проведении квалификационного экзамена
могут использоваться следующие экзаменационные процедуры:
1) тестовое задание (включает не менее 20
вопросов);
2) индивидуальное собеседование;
3) иные методы оценки профессиональных
качеств, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ненецкого
автономного округа.
33. Квалификационный экзамен проводится с
приглашением на заседание аттестационной комиссии гражданского служащего, в
отношении которого проводится квалификационный экзамен, и его непосредственного
руководителя.
В случае неявки гражданского служащего на
квалификационный экзамен по уважительной причине (временная нетрудоспособность
гражданского служащего или членов его семьи, подтвержденная соответствующим
документом медицинского учреждения, служебная командировка, ежегодный
оплачиваемый отпуск, иные случаи неявки, признанные уважительными решением
аттестационной комиссии) квалификационный экзамен переносится на ближайшее
заседание аттестационной комиссии.
Решение о переносе квалификационного экзамена
заносится в протокол заседания аттестационной комиссии. Выписка из протокола
заседания аттестационной комиссии о переносе квалификационного экзамена
является основанием для проведения квалификационного экзамена в отношении
гражданского служащего на ближайшем заседании аттестационной комиссии.
В случае неявки гражданского служащего на
квалификационный экзамен без уважительной причины гражданский служащий
считается не сдавшим квалификационный экзамен.
34. Квалификационный экзамен проводится в
следующем порядке:
1) председатель аттестационной комиссии
знакомит гражданского служащего с составом аттестационной комиссии и порядком
проведения квалификационного экзамена;
2) аттестационная комиссия рассматривает
представленные документы, заслушивает сообщение непосредственного руководителя
гражданского служащего;
3) гражданский служащий выполняет
экзаменационные процедуры;
4) аттестационная комиссия принимает решение
по результатам квалификационного экзамена.
35. При проведении квалификационного экзамена
гражданскому служащему запрещается пользоваться законодательными актами,
справочной и специальной литературой, а также вести переговоры с другими
лицами, сдающими квалификационный экзамен. Гражданский служащий, нарушивший
указанные требования, по решению аттестационной комиссии может считаться не
сдавшим квалификационный экзамен.
36. Решение аттестационной комиссии
принимается в отсутствие гражданского служащего, в отношении которого
проводился квалификационный экзамен, и его непосредственного руководителя
открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании
членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий
признается сдавшим квалификационный экзамен.
37. При принятии решения по итогам
квалификационного экзамена аттестационная комиссия оценивает результаты
экзаменационных процедур, представленные документы, сообщение непосредственного
руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего,
а также документы, характеризующие гражданского служащего.
Система оценки результата экзаменационных
процедур определяется аттестационной комиссией.
38. По результатам квалификационного экзамена
в отношении гражданского служащего аттестационной комиссией выносится одно из
следующих решений:
1) признать, что гражданский служащий сдал
квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;
2) признать, что гражданский служащий не сдал
квалификационный экзамен.
39. Результат квалификационного экзамена
заносится в экзаменационный лист гражданского служащего. Экзаменационный лист
подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами
комиссии, присутствовавшими на заседании.
Гражданский служащий знакомится с
экзаменационным листом под расписку.
Экзаменационный лист гражданского служащего и
отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о
возможности присвоения ему классного чина хранятся в личном деле гражданского
служащего.
40. Секретарь аттестационной комиссии ведет
протокол заседания аттестационной комиссии, в котором фиксирует ее решения и
результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии
подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами
аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.
41. После подведения итогов голосования
председатель аттестационной комиссии сообщает гражданским служащим, в отношении
которых проводился квалификационный экзамен, результаты квалификационного
экзамена.
42. Гражданский служащий, не сдавший
квалификационный экзамен, может выступать с инициативой о проведении повторного
квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения
данного экзамена.
43. Материалы аттестации и сдачи
квалификационного экзамена гражданских служащих представляются аттестационной
комиссией представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после их
проведения.
44. В течение одного месяца после проведения
аттестации по ее результатам издается правовой акт или принимается решение
представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:
1) подлежит включению в кадровый резерв для
замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
2) направляется для получения дополнительного
профессионального образования;
3) понижается в должности гражданской службы
и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
45. При отказе гражданского служащего от
получения дополнительного профессионального образования или от перевода на
другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить
гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его
с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о
государственной гражданской службе.
По истечении одного месяца после проведения
аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы
либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не
допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского
служащего в указанный срок не засчитывается.
46. На основании результатов
квалификационного экзамена представитель нанимателя в течение двух недель после
проведения квалификационного экзамена:
1) принимает в отношении гражданских
служащих, замещающих должности, относящиеся к ведущей, старшей и младшей группе
должностей гражданской службы, правовой акт о присвоении в установленном
порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный
экзамен;
2) направляет губернатору Ненецкого
автономного округа в отношении гражданских служащих, замещающих должности,
относящиеся к высшей и главной группе должностей гражданской службы,
представление о присвоении классного чина гражданскому служащему, сдавшему
квалификационный экзамен, в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации о государственной гражданской службе.
47. Оплата расходов, связанных с проведением
аттестаций и квалификационных экзаменов гражданских служащих, осуществляется за
счет средств, предусмотренных в смете расходов на содержание органов
исполнительной власти Ненецкого автономного округа.
48. Гражданский служащий вправе обжаловать
результаты аттестации (квалификационного экзамена) в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Порядок проведения аттестации и
квалификационного экзамена государственных гражданских служащих Ненецкого
автономного округа, замещающих должности государственной гражданской службы в
органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа утвержден постановлением губернатора Ненецкого автономного округа от 09.09.2015 № 78-пг
Постановление губернатора НАО от 09.09.2015 № 78-пг.docx
Аттестация
В 79-ФЗ квалификационные требования к профессиональному уровню устанавливаются должностным регламентом. Они зависят от категории и группы должностей, области и вида профессиональной служебной деятельности. Должностной регламент может также определять требования к специальности, направлению подготовки или к квалификации, полученной при освоении дополнительной профессиональной программы переподготовки.
Квалификационные требования в должностном регламенте учитываются:
- при проведении конкурса на замещение вакансии;
- для включения в кадровый резерв государственного органа;
- при назначении на должность без конкурса;
- во время аттестации;
- для планирования профессиональной служебной деятельности и профессионального развития.
Аттестация гражданского служащего состоит из двух процедур: оценки профессионального уровня и оценки профессиональной служебной деятельности. Для первой имеют значения знания и умения соискателя; для второй — исполнение им должностного регламента.
Термины и определения
В статью 1 79-ФЗ внесены новые понятия:
- профессиональный уровень вместо «квалификации» — уровень знаний и умений кандидата на замещение должности гражданского служащего и гражданского служащего, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
- область профессиональной служебной деятельности — совокупность задач и полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ, на реализацию которых направлены должностные обязанности гражданских служащих;
- оценка профессионального уровня вместо «квалификационного экзамена»;
- вид профессиональной служебной деятельности — специализация гражданского служащего на отдельных задачах, полномочиях и функциях государственного органа.
Также термины уточняются по всему тексту 79-ФЗ. Например, вместо конкретизации «федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации» указывается «гражданский служащий». Также используется общее понятие «государственные органы».
Перевод на другую должность по состоянию здоровья
В новой редакции 79-ФЗ конкретизированы условия для предложения гражданскому служащему нового места работы по части 2 статьи 28. Если специалист не может занимать должность по состоянию здоровья, то новая должность предлагается с учетом:
- его профессионального уровня;
- образования, специальности, направления подготовки;
- продолжительности стажа гражданской службы.
То есть теоретически для перевода нужно провести оценку профессионального уровня служащего и оформить ее результаты.
Оценка профессионального уровня
Процедуру проводит кадровая служба государственного органа. На это же подразделение в новой редакции 79-ФЗ возложены функции по поиску и привлечению кадров, проверке соответствия квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы.
Оценка профессионального уровня осуществляется с использованием не противоречащих российскому законодательству методов оценки. В ней участвует представитель подразделения государственного органа, в котором учреждена соответствующая должность.
К оценке могут привлекаться научные, образовательные и другие организации, специализирующиеся в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих или в вопросах кадровых технологий и гражданской службы. Вопрос об их участии решает руководитель государственного органа или уполномоченное им лицо.