Совет Безопасности ООН. Главный орган, обладающий правом применять санкции ООН

Юлия Лайши
Эксперт по предмету «Международные отношения»
преподавательский стаж — 5 лет
Совет Безопасности ООН был организован в 1945 году с принятием Устава ООН. До 1965 года Совет Безопасности состоял из 11 членов — пяти постоянных и шести непостоянных членов, с 1966 года количество непостоянных членов увеличено до 10.
- ↑ Резолюция ГА ООН от 17 декабря 1963 года (1285-е заседание) (рус).(недоступная ссылка — история) Проверено 25 августа 2009.
- ↑ Председатели Совета Безопасности ООН
- ↑ Члены Совета Безопасности ООН
- ↑ Португалия начинает работу как непостоянный член Совбеза ООН.
- ↑ Члены Совета Безопасности в 2011 году
- ↑
- ↑
На практике деятельность СБ по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.
Решения СБ (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета. При этом воздержание постоянного члена от голосования не считается препятствием к принятию решения.
Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций.
Зал заседаний Совета Безопасности ООН
Совет Безопасности ООН (англ. United Nations Security Council, фр. Conseil de sécurité de l’ONU, араб. مجلس أمن الأمم المتحدة, кит. , исп. Consejo de Seguridad de la ONU) — постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.
В соответствии со статьёй 23 Устава ООН постоянными членами Совета Безопасности ООН являются:
(в 1971 году под давлением КНР и стран социалистического блока место Китайской Республики передано
Китайской Народной Республике, фактически контролирующей большую часть территории Китая)
Союз Советских Социалистических Республик(в 1991 году приняла на себя права и обязательства бывшего Советского Союза и заняла его место в Совете Безопасности ООН)
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
Соединённые Штаты Америки
Решение Совета Безопасности ООН принимается только в случае, если совпадают голоса всех постоянных членов Совбеза (это положение трактуется как право вето постоянного члена Совбеза), за исключением случаев голосования по процедурным вопросам.
В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:
- пять — от государств Африки и Азии;
- один — от государств Восточной Европы;
- два — от государств Латинской Америки;
- два — от государств Западной Европы и других государств[1] .
Постоянные члены совбеза ООН имеют «право вето».
В настоящее время непостоянными членами СБ ООН являются:
В исторической ретроспективе чаще других непостоянными членами СБ избирались:
- Бразилия, Япония — по 20 лет в качестве члена СБ;
- Аргентина — 16;
- Индия, Колумбия — по 13;
- Италия, Канада, Пакистан — по 12.
После окончания «холодной войны» и масштабных территориальных изменений в Европе в 1991—1992 эта статистика выглядит так:
- Бразилия, Япония — по 8;
- Аргентина, Германия — по 6;
- Габон, Италия, Испания, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Нигерия, Пакистан, Португалия, Чили, ЮАР — по 4.
Для субъектов Федерального закона № 115-ФЗ
28 августа 2021 года в Личном кабинете на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – РФМ) появилась информация об опубликовании новой редакции Сводного перечня Совета Безопасности ООН.
В разделе «Оповещения о событиях» Личного кабинета на портале РФМ появилась информация о том, что автоматическими роботами ЕИС Росфинмониторинга 27.08.2021 года было зафиксировано опубликование новой редакции Сводного перечня Совета Безопасности ООН на официальном сайте Организации Объединенных Наций.
С указанной информацией можно ознакомиться на официальном сайте Организации объединенных наций https://www.un.org
Компания «Акцепт Групп» готова оказать помощь по любым вопросам, возникающим в вашей организации:
- Устные или письменные юридические консультации;
- Индивидуальная разработка документов для вашего вида деятельности;
- Анализ вашей компании на соответствие требованиям законодательства;
- Абонентское сопровождение вашего вида деятельности;
- Формирование отчетности во все надзорные органы;
- Помощь при ответах на Запросы/Предписания контролирующих органов;
- Специализированные обучающие Курсы, Вебинары и Видеоконсультации.
Региональные группы ООН
Непостоянные члены избираются по принципу равномерного регионального представительства. Государства-члены ООН поделены на пять групп, каждая из которых имеет определённое число мест в Совете Безопасности:
- Африканская группа (54 государства) — 3 места
- Азиатская группа (53 государства) — 2 места (+ 1 место постоянного члена — КНР)
- Восточно-европейская группа (CEIT, 23 государства) — 1 место (+ 1 место постоянного члена — Россия)
- Группа государств Латинской Америки и Карибских островов (GRULAC, 33 государства) — 2 места
- Группа государств Западной Европы и прочих государств (WEOG, 28 государств) — 2 места (+ 3 места постоянных членов — США, Великобритания, Франция)
Одно место в группе государств Западной Европы и прочих государств обязательно должно предоставляться западноевропейскому государству. Представитель арабских государств поочерёдно выбирается от африканской и азиатской группы.
До 1966 года существовало другое деление на региональные группы: латиноамериканская группа (2 места), западноевропейская группа (1 место), группа Восточной Европы и Азии (1 место), ближневосточная группа (1 место), группа Содружества наций (1 место).
Непостоянные члены ООН избираются Генеральной Ассамблеей ООН сроком на два года, каждый год по одной пятёрке. Одно государство не может занимать место непостоянного члена более одного срока подряд.
Совет безопасности часто подвергается критике из-за права вето его постоянных членов. Любое важное решение, наносящее какой-либо ущерб стране-постоянному члену, может быть заблокировано, а другие члены помешать этому не могут.
Во время геноцида в Руанде в 1994 году в течение нескольких недель были убиты сотни тысяч человек. В адрес Совбеза были высказаны обвинения в том, что он не справился с ситуацией и его санкции оказались без результата.
Почти десять лет спустя, при Дарфурском конфликте, обсуждение проблемы в Совбезе было заблокировано Китаем из-за интересов страны в нефтяном секторе Судана; США блокировали передачу дела в Международный уголовный суд, потому что его не признают. Нарушения прав человека в Судане тем временем продолжались. Только в марте 2005 года Совет безопасности принял решение, чтобы Международный уголовный суд исследовал военные преступления в регионе. Китай и США воздержались при принятии этой резолюции. До этого США добились того, что при рассмотрении дела граждане США, работающие в регионе по поручению ООН, получили иммунитет.
Повторная критика Совбеза возникла в связи с нарушением прав человека во время мирных протестов в Мьянме. Китай не хотел критиковать военную хунту. Имел место конфликт интересов — страна, которая обвиняется в нарушении прав человека, должна наказать другую за такое же нарушение или может предотвратить наказание блокировкой решения в Совбезе.
Процедура принятия санкций
Совет Безопасности
Совет Безопасности – это один из органов Организации объединенных наций, в чьи обязанности входит поддержание мира и безопасности на планете.
Его структура выглядит следующим образом:
- 5 постоянных членов,
- 10 избираемых членов.
Пять постоянных членов – это страны, выступавшие в антигитлеровской коалиции – Великобритания, Франция, США, Россия и Китай. Эти страны имеют «право вето». Это своеобразное продолжение рузвельтовского плана, который назывался «четыре полицейских».
Рузвельт в 1941 году предложил план мирового устройства, опирающийся на усилия 4 стран. Его концепция стала основой Совбеза ООН. Рузвельт предполагал, что каждый из «полицейских» будет поддерживать порядок в своем регионе. Постоянные члены имеют «право вето», то есть могут запретить и не дать ход определенным решениям.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 4 500 ₽
Избираемыми членами Совбеза ООН являются 10 государств. Пять из Азии и Африки, одно из Восточной Европы, два из Латинской Америки и по два от государств Западной Европы и других государств. Они избираются сроком на пять лет.
Чаще всего непостоянными членам Совбеза были Япония, Бразилия и Аргентина.
Основная цель Совета Безопасности – расследование споров и ситуаций, способных привести к военным конфликтам или усилению напряженности в мире. Совет наделен полномочиями применять меры принуждения к тем государствам, которые негативно влияют на мир и безопасность. Все решения, которые были приняты Совбезом, должны выполняться всеми другими странами-участницами ООН.
Диаграмма, представляющая места в Совете Безопасности ООН по каждой из региональных групп. Азия и Тихоокеанский регион Латинская Америка и Карибские государства (GRULAC) Западная Европа и прочие страны (WEOG)
В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:
- пять — от государств Африки и Азии;
- один — от государств Восточной Европы;
- два — от государств Латинской Америки;
- два — от государств Западной Европы и других государств[1].
- (до 1971 года — [3])
- (до 1991 года — )
Это устройство в значительной мере сохранилось с рузвельтовского плана «четырёх полицейских» (1941), модифицированного включением Франции и добавкой региональной компоненты. Так, место Китая до 25 октября 1971 года занимала Китайская Республика, с 1949 года контролирующая только Тайвань и некоторые прилегающие к нему острова (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758).
В 2022—2023 году место непостоянного члена СБ получит Албания.
Хронология получения странами полномочий непостоянных членов СБ ООН:
В исторической ретроспективе чаще других непостоянными членами СБ избирались:
- — 22 года в качестве члена СБ;
- — 20 лет;
- — 18;
- , , — по 14;
- — 13 (двухлетний срок 2017—2018 годов был разделён между Италией и Нидерландами);
- — 12.
После окончания «холодной войны» и масштабных территориальных изменений в Европе в 1991—1992 эта статистика выглядит так:
- Япония — 11;
- Бразилия — 10;
- Аргентина — 9;
- Индия, Италия, Колумбия, Пакистан — по 7;
- Канада, Нидерланды, Польша — по 6;
- Австралия, Бельгия, Венесуэла, Германия, Египет, Испания, Нигерия, Панама, Перу, Чили — по 5;
- Дания, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Румыния, Турция, Украина, Филиппины, Швеция, Югославия — по 4.
Более 60 государств — членов ООН никогда не избирались членами СБ.
Италия и Нидерланды на выборах 2016 года получили равное число голосов и поэтому занимают места в СБ в течение 1 года.
Страна-председатель СБ ООН
С 1 апреля 2023 года председательствование в СБ ООН перешло от Мозамбика к России.
- Заседания Совета Безопасности, открытые и закрытые;
- Заседания членов Совета Безопасности;
- Неофициальный диалог;
- Заседания по «Формуле Аррии».
На практике деятельность СБ по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.
Ввиду того, что Совет Безопасности ООН перешёл к практике «точечных санкций» в отношении лиц, которые непосредственно виноваты в принятии решения от имени государства или способствующие реализации данного решения, стали составляться так называемые «чёрные списки» куда вносятся имена вышеуказанных лиц. Списки составляются вспомогательными органами Совета Безопасности ООН — комитетами по санкциям.
Исторические решения Совета Безопасности
- См. Резолюция Совета Безопасности ООН
Предложения по реформированию Совета Безопасности
15 сентября 2004 занимавший пост Генерального секретаря ООН Кофи Аннан сделал заявление о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН. Это привело к настоящей битве за статус постоянных членов Совбеза.
22 сентября 2004, перед началом 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, с совместным заявлением выступили бразильский президент Луиc Игнасиу Лула да Силва, немецкий министр иностранных дел Йошка Фишер, премьер-министр Индии Манмохан Сингх и премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми, отметившие намерение их стран получить постоянное представительство в Совбезе: Япония и Германия — как одни из самых развитых промышленных стран мира и главных спонсоров ООН; Индия — как страна с миллиардным населением, стремительно развивающимися высокими технологиями и ядерным оружием, а Бразилия — как самое крупное государство Латинской Америки. Они также полагают, что структура Совбеза, сложившаяся в 1946 году, безнадёжно устарела, и считают необходимым увеличить число постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето, для эффективного противостояния новым глобальным угрозам. Эта группа стран представляет собой так называемую «четвёрку» — G4.
Тем временем Индонезия заявила, что она должна быть представлена в Совбезе как самая населённая (230 млн человек) мусульманская страна планеты. А Италия выступила с предложением предоставить постоянное место всему Евросоюзу с правом передачи полномочий от одного государства ЕС другому. Кроме того, о своих претензиях заявили и три африканские страны — ЮАР, Египет и Нигерия, собирающиеся представлять в Совбезе свой континент. Эта группа стран представляет собой так называемую «пятерку» — G5.
Бразилия, Германия, Индия и Япония уже с середины 1990-х годов настаивают на реформе ООН и расширении Совета Безопасности. В мае 2005 они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нём постоянно, — с пяти до 11. Кроме самих инициаторов реформы, на постоянное членство рассчитывают два африканских государства. Наиболее вероятные кандидаты — Египет, Нигерия и ЮАР.
9 июня 2005 на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН «четвёркой» внесён скорректированный проект резолюции, по которому новые постоянные члены Совбеза ООН будут лишены права вето на ближайшие 15 лет.
Вопрос расширения СБ ООН был неофициально обсуждён на саммите «большой восьмёрки» 6-8 июля 2005 в Глениглз (Шотландия).
По состоянию на 2010 год, реформирования СБ ООН не произошло.
Действия Совета Безопасности в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии
Совет Безопасности играет определяющую роль в выявлении угрозы или пресечения актов агрессии. С его помощью стороны решают конфликты мирным путем.
Поддержание мира и безопасности СБ ООН происходит с помощью следующих инструментов:
- посредничество и превентивные меры дипломатии,
- миротворческая деятельность,
- миростроительство,
- борьба с терроризмом,
- разоружение.
Дипломатия и посредничество в ведении переговоров является наиболее эффективным способом уменьшения человеческих страданий. Военные конфликты ведут к колоссальным потерям жизней, падению экономики, поэтому при посредничестве Совбеза ООН происходит примирение сторон мирным путем, если это возможно.
Западная Африка является довольно неспокойным регионом, поэтому здесь расположено региональное представительство ООН, способствующее предотвращению конфликтов и миростроительству.
Миротворческая деятельность является одним из наиболее действенных инструментов. Она направлена на оказание помощи странам, втянутым в конфликт. Миротворческие операции сегодня стали многопрофильными. Они направлены не только на поддержание мира, но и на содействие политическим процессам. Это позволяет защищать интересы гражданских лиц, участвовать в разоружении. Так же миротворчество поддерживает конституции стран, поощряет честные выборы, помогает восстановить верховенство закона.
В последние 10 лет было реализовано 12 операций ООН. За все время существования СБ ООН была проведена 71 операция. В 2019 году Генеральный секретарь ООН предложил возобновить политические обязательства всех участников в части проведения миротворческих операций.
На сегодняшний день миссии ведутся в Западной Сахаре, в Мали, в Центральноафриканской республике, в Республике Конго, в Абьее, в Южном Судане. Военные наблюдатели находятся в Индии и в Пакистане. Временная администрация развернута в Косово, мир на Кипре так же поддерживается силами ООН. На Ближнем Востоке есть временные силы в Ливане, а также наблюдатели по выполнению международных договоренностей.
В 2006 году была принята глобальная контртеррористическая стратегия, с помощью которой было решено бороться с терроризмом совместными усилиями. Силами ООН реализуется процесс разоружения, уничтожение ядерного и химического оружия.
Таким образом, Совет Безопасности ООН продолжает оказывать серьезное влияние на баланс сил в мире, поддерживает безопасность и стабильность и стремится снизить накаленность конфликтов в горячих точках.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Международные процессы по санкциям
С целью повышения эффективности санкций с конца 1990-х годов, состоялось три международных процесса относительно разработки и улучшения правовых и политических подходов к процедуре применения санкций ООН.
Эту статью нужно проверить на соответствие критериям взвешенности изложения.
Возможно, содержание статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.
Совет безопасности часто подвергается критике из-за права вето его постоянных членов. Любое важное решение, наносящее какой-либо ущерб стране-постоянному члену, может быть заблокировано, что неоднократно имело место.
На сегодняшний день термин Санкции ООН употребляется в двух смыслах. Под ним понимают:
- любые меры предпринимаемые Советом Безопасности на основании раздела VII Устава ООН
- меры предпринимаемые лишь в соответствии со статьёй 41 Устава ООН, которые включают исключительно невоенное принуждение.
При этом непосредственно сама Организация Объединённых Наций придерживается второй позиции. Таким образом:
Санкции без использования вооружённой силы играют роль промежуточных мер, которые являются более суровыми, чем словесное осуждение, но менее суровыми, чем применение силы.
Санкции вводятся на основании Резолюции СБ ООН
Отношение понятия «принудительные меры» к термину «санкции»
- 1. Коммерческие или торговые:
- а) полное (всеобъемлющее) эмбарго;
- б) частичное (выборочное) эмбарго;
- в) прекращение технического обслуживания;
- 2. Финансовые:
- а) блокирование иностранных активов правительства;
- в) ограничение доступа на финансовые рынки
- г) прекращении предоставления финансовой помощи;
- 3. Санкции в отношении передвижения:
- а) запрет на перемещение за границу своего государства определённых лиц или групп лиц;
- б) запрет на перемещение любых средств сообщения (в большинстве случаев воздушного сообщения);
- 4. Дипломатические:
- а) полный или частичный отзыв сотрудников дипломатических представительств из страны-объекта санкций;
- б) аннулирования дипломатических виз;
- 5. Спортивные и культурные:
- а) запрет на участие в спортивных соревнованиях лиц или групп лиц, представляющих страну-объект санкций;
- б) прекращение научного, технического и культурного сотрудничества путём обмена и поездок с участием лиц или группы лиц, представляющих страну-объект санкций;
- 6. Процессуальные санкции:
- а) Прекращение или лишение права голоса;
- б) Лишение права на представительство в выборних органах международной организации;
- в) Неприятие или исключения из членства в международной организации;
Наиболее распространёнными санкциями на сегодняшний день являются такие виды Санкций ООН как:
- запрета на поездки. Применяются исключительно против физических лиц ответственных за противоправное поведение государства и выражаются в запрете таким лицам покидать территорию своего государства.
- замораживания активов. Применяются исключительно против физических лиц ответственных за противоправное поведение государства и выражаются в запрете такими лицами пользоваться активами размещёнными за пределами своего государства.
- эмбарго на поставку вооружения. Применяются против государства в целом и выражаются в запрете всем остальным государствам поставлять оружие или составляющие в объёме, количестве и на условиях предусмотренных Советом Безопасности ООН.
Решения СБ (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая единогласие всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета, при этом даже воздержание такого государства при голосовании должно рассматриваться как ветирование. Однако постоянный член Совета может поставить в известность, что его воздержание не должно рассматриваться как препятствие для принятия решения и соответствующий документ должен считаться принятым СБ ООН, если он наберёт достаточное количество голосов «за».
Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций.
- Сайт Совета Безопасности ООН
- База данных членства в Совете Безопасности с 1946 года
- Вето в Совете Безопасности ООН
- Заседания Совета Безопасности ООН и принятые на них решения
- Резолюции Совета Безопасности
- Заявления Председателя Совета Безопасности
- Временные правила процедуры Совета Безопасности
- What the UN Security Council Is Not: Чем не является UNSC (англ.)
Предложения по реформированию Совета Безопасности
15 сентября 2004 занимавший пост Генерального секретаря ООН Кофи Аннан сделал заявление о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН. Это привело к настоящей битве за статус постоянных членов Совбеза.
22 сентября 2004, перед началом 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, с совместным заявлением выступили бразильский президент Луиc Игнасиу Лула да Силва, немецкий министр иностранных дел Йошка Фишер, премьер-министр Индии Манмохан Сингх и премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми, отметившие намерение их стран получить постоянное представительство в Совбезе: Япония и Германия — как одни из самых развитых промышленных стран мира и главных спонсоров ООН; Индия — как страна с миллиардным населением, стремительно развивающимися высокими технологиями и ядерным оружием, а Бразилия — как самое крупное государство Латинской Америки. Они также полагают, что структура Совбеза, сложившаяся в 1946 году, безнадёжно устарела, и считают необходимым увеличить число постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето, для эффективного противостояния новым глобальным угрозам. Эта группа стран представляет собой так называемую «четвёрку» — G4.
Тем временем Индонезия заявила, что она должна быть представлена в Совбезе как самая населённая (230 млн человек) мусульманская страна планеты. А Италия выступила с предложением предоставить постоянное место всему Евросоюзу с правом передачи полномочий от одного государства ЕС другому. Кроме того, о своих претензиях заявили и три африканские страны — ЮАР, Египет и Нигерия, собирающиеся представлять в Совбезе свой континент. Эта группа стран представляет собой так называемую «пятёрку» — G5.
Бразилия, Германия, Индия и Япония уже с середины 1990-х годов настаивают на реформе ООН и расширении Совета Безопасности. В мае 2005 они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нём постоянно, — с пяти до 11.
9 июня 2005 года на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН «четвёркой» внесён скорректированный проект резолюции, по которому новые постоянные члены Совбеза ООН будут лишены права вето на ближайшие 15 лет.
Вопрос расширения СБ ООН был неофициально обсуждён на саммите «большой восьмёрки» 6—8 июля 2005 в Глениглз (Шотландия).
Члены по времени участия в Совбезе ООН
В соответствии со статьёй 23 Устава ООН постоянными членами Совета Безопасности ООН являются:
(в 1971 году под давлением КНР и стран социалистического блока место Китайской Республики передано Китайской Народной Республике, фактически контролирующей большую часть территории Китая)-
Союз Советских Социалистических Республик(в 1991 году приняла на себя права и обязательства бывшего Советского Союза и заняла его место в Совете Безопасности ООН) - Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии
- Соединённые Штаты Америки
Решение Совета Безопасности ООН принимается только в случае, если совпадают голоса всех постоянных членов Совета Безопасности (это положение трактуется как право вето постоянного члена Совета Безопасности), за исключением случаев голосования по процедурным вопросам.
История санкций ООН
Перед тем как санкции были закреплены в уставе ООН (по Уставу именуются «принудительными мерами») они прошли долгую эволюцию, изменяясь и адаптируясь к различным историческим периодам развития международных отношений. Долгое время такие меры именовались как репрессалии, затем, после создания Лиги Наций, распространяется термин санкции.
Развитие санкций ООН условно можно разделить на такие периоды как:
- Санкции в период с 1945 по 1990 год;
- Период всеобъемлющих санкций, с 1990 по 1998 год;
- Переход к адресным санкциям, с 1998 года по нынешнее время;
Санкции ООН с 1945 по 1990
Несмотря на внешнюю эффективность такого инструмента, впервые Совет Безопасности сослался на статью 41 Устава ООН только 16 декабря 1966 года, когда в своей Резолюции № 232 обязал государства осуществить определённые принудительные меры против Южной Родезии. Эти санкции были отменены Резолюцией 460 (1979) от 21 декабря 1979 года.
До 1990 года Советом Безопасности санкции применялись лишь дважды — к Южной Родезии (как уже указывалось) и к ЮАР, Резолюцией 418 (1977) от 4 ноября 1977 года когда было введено эмбарго на поставки оружия (прекращены Резолюцией 919 (1994) от 25 мая 1994 года)
Всеобъемлющие санкции (1990 — 1998 годы)
Переход к адресным санкциям
Кофи Аннан. Генеральный секретарь ООН в 1997—2006 годах
Несовершенство данной концепции подтверждается практикой применения санкций. При режимах правления, исключающих демократический порядок, у населения отсутствуют необходимые средства влияния на государственную власть. Такая позиция нашла отражение и в Докладе Генерального секретаря ООН относительно роли ООН в XXI веке Кофи Аннана:
Непостоянные члены избираются по принципу равномерного регионального представительства. Государства — члены ООН поделены на пять групп, каждая из которых имеет определённое число мест в Совете Безопасности:
- Африканская группа (55 государства) — 3 места
- Азиатская группа (53 государства) — 2 места (+ 1 место постоянного члена — КНР)
- Восточно-европейская группа (CEIT, 23 государства) — 1 место (+ 1 место постоянного члена — Россия)
- Группа государств Латинской Америки и Карибских островов (GRULAC, 33 государства) — 2 места
- Группа государств Западной Европы и прочих государств (WEOG, 28 государств) — 2 места (+ 3 места постоянных членов — США, Великобритания, Франция)
Одно место в группе государств Западной Европы и прочих государств обязательно должно предоставляться западноевропейскому государству. Представитель арабских государств поочерёдно выбирается от африканской и азиатской группы.
До 1966 года существовало другое деление на региональные группы: латиноамериканская группа (2 места), западноевропейская группа (1 место), группа Восточной Европы и Азии (1 место), ближневосточная группа (1 место), группа Содружества наций (1 место).
Непостоянные члены ООН избираются Генеральной Ассамблеей ООН сроком на два года, каждый год по одной пятёрке. Одно государство не может занимать место непостоянного члена более одного срока подряд.
Полномочия Совбеза ООН
Практическая деятельность Совбеза заключается в том, что он применяет санкции против нарушителей мирового спокойствия. Если где-то возникает вооруженное столкновение, Совет Безопасности может принять решение и ввести миротворческие войска. Так же в сферу его полномочий входит организации урегулирования после завершения конфликта.
«Действия Совета Безопасности в случае угрозы миру нарушений мира и актов агрессии» 👇
Все решения принимаются на заседаниях, которые могут быть закрытыми и открытыми. Возможно проведение заседания членов Совбеза. Также проводятся неофициальные встречи и заседания по «Формуле Аррии». Это тоже неформальные встречи, проводимые в частном порядке. Они являются более гибкими, в них участвуют лица, чьи доклады могут иметь значения для принятия решений.
Когда страна принимает решение вступить в ООН, она соглашается со статьей 25 устава Организации, где написано, что каждый ее член обязуется подчиняться решениям Совета и выполнять их.
Решения, которые выносит Совбез ООН называются Резолюциями. Это официальные документы, которые принимаются всеми 15 членами Совета. За решение должно быть отдано не менее 9 голосов. При этом один из постоянных членов, проголосовавших против, может остановить движение Резолюции.
С помощью резолюций достигается мирное урегулирование споров, способствующее восстановлению мира и спокойствия. Сюда же относят решения по санкциям, разрешается введение военных мер пресечения, утверждаются мандаты сил миротворцев и другое.
Большинство стран адаптирует решение Совбеза через Указы Президента. Международное сообщество выступает против «права вето», так как оно полагает, что с его помощью страны, являющиеся постоянными членами, сдерживают любые действия, которые могут нанести урон прежде всего им самим.
- Багинян К. А. Международные санкции по Уставам Лиги Наций и Организации Объединенных Наций и практика их применения. — М., 1948. — С. 52.
- Борисов Д. Санкции. — М., Л.: «Соцэкгиз», 1936. — С. 198.
- Василенко В. А. Международно-правовые санкции. — Киев: «Вища школа», 1982. — С. 229. — Код классификации СССР 1207000000
- Даневский В. П. Пособие по изучению истории и системы международного права. — Харьков, 1892. — С. 172.
- Жданов Ю. Н. Принудительные меры в международном праве. Дис. д-ра юрид. наук. — М., 1999. — С. 258.
- Комаровский Л. А. Международное право. — М., 1908. — С. 276.
- Колосов Ю. М. Ответственность в международном праве. — М.: «Юридическая литература», 1975. — С. 256.
- Левин Д. Б. Ответственность государств с современном международном праве. — М., 1966. — С. 152.
- Лукашук И. И. Право международной ответственности. — М.: Волтерс Клувер, 2004. — С. 160.
- Менжинский В. И. Проблема международной ответственности (в свете советской концепции международного права). Канд. дис. — М., 1951. — С. 351.
- Михеев Ю. Я. Применение принудительных мер по Уставу ООН. — М., 1967. — С. 206.
- Суворов В. К. Реторсии и репрессалии по современному международному праву. Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. — М., 1982. — С. 196.
- Чиков П. В. Военные санкции в международном праве :Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. — Казань: Казанский государственный университет, 2003. — С. 26.
- Белалова Б. Ш. Место международно-правовых санкций в современном международном праве // Законодательство. — М., 2002. — . — .
- Вадапалас В. А. Осуществление международно-правовых санкций // Советский ежегодник международного права. 1988. — М., 1989. — .
- Левин, Д. Б. Санкции в международном праве // Правоведение. — М., 1981. — . — .
- Лукашук И. И. Право международной ответственности // Международное публичное и частное право. — М., 2002. — . — .
- Скакунов Э. И., Чехарин Ю. Е. Принуждение в международном праве // Советский ежегодник международного права. 1987. — М., 1988. — .
Непостоянные члены Совета Безопасности ООН по годам
С 1966 года
- Комментарии
- Обязательными являются также решения Международного суда ООН, но только для государств, участвующих в споре, и только по данному делу. Обязанность выполнять решение Международного суда по тому делу, в котором государство-член ООН является стороной, возлагается на него Уставом ООН (статья 94).
- Источники
Все случаи применения санкций ООН
Непостоянные члены Совета Безопасности ООН по годам
1946 — 1965
С 1966 года
Зал заседаний Совета Безопасности ООН
Зал заседаний Совета Безопасности ООН размещён в здании ООН в Нью-Йорке. Рабочее пространство сформировано так, что участники заседаний располагаются за столом, представляющим собой незамкнутый круг. Места для экспертов, наблюдателей и прессы расположены по периферии вдоль стен. Восточная стена зала заседаний является центральной, её занимает выполненная маслом картина норвежского художника Пера Крога размером 4,87 на 7,92 метра. Живописная работа была заказана правительством Норвегии в качестве подарка Организации Объединённых Наций и открыта в августе 1952 года.
Совет Безопасности ООН
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 апреля 2023 года; проверки требуют 6 правок.
Сове́т Безопа́сности ООН (англ. United Nations Security Council, фр. Conseil de sécurité de l’ONU, араб. مجلس أمن الأمم المتحدة, кит. , исп. Consejo de Seguridad de la ONU) — постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьёй 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.
Исторические решения Совета Безопасности
- См. Резолюция Совета Безопасности ООН
Список членов Совета Безопасности ООН
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 января 2023 года; проверки требует 1 правка.
Совет Безопасности ООН был организован в 1945 году с принятием Устава ООН. До 1965 года Совет Безопасности состоял из 11 членов — пяти постоянных и шести непостоянных членов, с 1966 года количество непостоянных членов увеличено до 10.