Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Расселение из непригодного жилья

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Пострадавшим участникам долевого строительства

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Витрина закупок Администрации города Нефтеюганска

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Госуслуги без очереди

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Бюджет для граждан

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Общественные обсуждения и опросы

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Информация для инвесторов

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Установленные формы заявлений

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

Прямая трансляция строительства фильтровальной станции

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма

Принят Государственной Думой                              15 сентября 2006 года

Одобрен Советом Федерации                                   25 сентября 2006 года

Ратифицировать Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, подписанную от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 14 сентября 2005 года (далее – Конвенция), со следующими заявлениями:

1) Российская Федерация в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Конвенции заявляет, что она обладает юрисдикцией в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 2 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 9 Конвенции;

2) Российская Федерация исходит из того, что положения статьи 16 Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции, без ущерба для эффективности международного сотрудничества по вопросам выдачи и правовой помощи.

Президент Российской Федерации                               В.Путин

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом

Принят Государственной Думой                              22 декабря 2000 года

Одобрен Советом Федерации                                   31 января 2001 года

Ратифицировать Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 года, подписанную от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 12 января 1998 года, со следующими заявлениями:

1) “Российская Федерация заявляет, что в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом (далее – Конвенция) устанавливает свою юрисдикцию в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 2 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 6 Конвенции”;

2) “Российская Федерация исходит из того понимания, что положения статьи 12 Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции, без ущерба для эффективности международного сотрудничества по вопросам выдачи и правовой помощи”.

Президент Российской Федерации                               В.Путин

Федеральным законом ратифицируется Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, подписанная от имени Российской Федерации 14 сентября 2005г.

Конвенция принята по инициативе Российской Федерации и является первым универсальным договором, направленным на предотвращение террористических актов с использованием оружия массового поражения.

В Конвенции предусмотрен механизм сотрудничества государств в области предотвращения актов ядерного терроризма, а также обмена информацией, относящейся к выявлению, предотвращению, пресечению и расследованию преступлений, определенных Конвенцией, при сохранении конфиденциальности полученной информации.

Принятие Конвенции создает основу для международного взаимодействия в области борьбы с терроризмом и распространением оружия массового поражения.

Предметом регулирования Конвенции являются основные права и свободы человека, кроме того, ее положения затрагивают вопросы обеспечения международного мира и безопасности. В соответствии с подпунктами «6» и «г» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Конвенция подлежит ратификации.

Смотрите также

Всеобщее присоединение к этим договорно-правовым документам и согласование национальных правовых и регулирующих основ различных стран может внести важный вклад в борьбу с ядерным терроризмом. МАГАТЭ информирует и консультирует государства о соответствующих международно-правовых документах и поощряет присоединение к ним и их осуществление.

Основными международно-правовыми документами, принятыми под эгидой МАГАТЭ, являются Конвенция о физической защите ядерного материала (КФЗЯМ) и Поправка 2005 года к ней, а также Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников и дополнительные руководящие материалы к нему.

КФЗЯМ вступила в силу 8 февраля 1987 года. Она устанавливает меры физической защиты, которые должны применяться в отношении ядерного материала при международных перевозках, а также меры в отношении уголовных преступлений, связанных с ядерным материалом. Конвенция также предусматривает формы международного сотрудничества между Сторонами.

8 июля 2005 года Стороны Конвенции приняли на основе консенсуса поправку к КФЗЯМ, которая вступила в силу 8 мая 2016 года. Эта конвенция и поправка к ней являются единственными имеющими юридически обязательную силу международно-правовыми документами в области физической защиты ядерного материала.

Поправка является важным рубежом в международных усилиях по повышению уровня физической защиты ядерных материалов и установок. В то время как обязательства по физической защите в рамках КФЗЯМ охватывают ядерный материал в процессе международной перевозки, поправка к КФЗЯМ делает юридически обязательной для государств-участников защиту ядерных установок и материала при использовании, хранении и перевозке в мирных целях внутри государства. Она обеспечивает также возможности для расширения сотрудничества между государствами в принятии оперативных мер с целью обнаружения и возвращения похищенного или контрабандного ядерного материала, смягчения любых радиологических последствий саботажа, а также предотвращения связанных с этим правонарушений и борьбы с ними.

Подписана Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, Председателем КНР Цзян Цзэминем, Президентом Киргизии Аскаром Акаевым, Президентом России Владимиром Путиным, Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым, Президентом Узбекистана Исламом Каримовым 15 июня 2001 года в Шанхае

Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан (далее – Стороны),

руководствуясь целями и принципами Устава ООН, прежде всего касающимися поддержания международного мира и безопасности, развития между государствами дружественных отношений и сотрудничества;

осознавая, что терроризм, сепаратизм и экстремизм представляют угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, а также осуществлению основных прав и свобод человека;

признавая, что указанные явления серьезно угрожают территориальной целостности и безопасности Сторон, а также их политической, экономической и социальной стабильности;

руководствуясь принципами Алма-Атинского совместного заявления от 3 июля 1998 года, Бишкекской декларации от 25 августа 1999 года, Душанбинской декларации от 5 июля 2000 года и Декларации о создании «Шанхайской организации сотрудничества» от 15 июня 2001 года;

будучи твердо убеждены в том, что терроризм, сепаратизм и экстремизм, как они определены в настоящей Конвенции, вне зависимости от их мотивов, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом;

будучи убежденными в том, что совместные усилия Сторон в рамках настоящей Конвенции являются эффективной формой борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом,

1. Для целей настоящей Конвенции используемые в ней термины означают:

а) какое‑либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в Приложении к настоящей Конвенции (далее – Приложение), и как оно определено в этом договоре;

б) любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого‑либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому‑либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое‑либо действие или воздержаться от его совершения,

и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон;

2) «сепаратизм» – какое‑либо деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части его территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему,

и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон;

3) «экстремизм» – какое‑либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них,

и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

2. Настоящая статья не наносит ущерба какому‑либо международному договору или какому‑либо национальному законодательству Сторон, которые содержат или могут содержать положение о более широком применении терминов, используемых в настоящей статье.

1. Стороны в соответствии с настоящей Конвенцией, другими международными обязательствами, а также с учетом их национального законодательства осуществляют сотрудничество в области предупреждения, выявления и пресечения деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции.

2. В отношениях между собой Стороны рассматривают деяния, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции, в качестве преступлений, влекущих выдачу.

3. В ходе реализации настоящей Конвенции в вопросах, связанных с выдачей и оказанием правовой помощи по уголовным делам, Стороны осуществляют сотрудничество в соответствии с международными договорами, участниками которых они являются, и с учетом национального законодательства Сторон.

Стороны принимают такие меры, которые могут оказаться необходимыми, в том числе в соответствующих случаях в области национального законодательства, для обеспечения того, чтобы деяния, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции, ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по соображениям исключительно политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера и влекли наказание сообразно степени их тяжести.

1. В течение 60 дней после уведомления депозитария о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящей Конвенции в силу, Сторона предоставляет депозитарию по дипломатическим каналам в письменной форме перечень своих центральных компетентных органов, ответственных за выполнение настоящей Конвенции, который депозитарий препровождает другим Сторонам.

2. Центральные компетентные органы Сторон по вопросам, связанным с выполнением положений настоящей Конвенции, сносятся и взаимодействуют между собой непосредственно.

3. В случае внесения изменений в перечень центральных компетентных органов какой‑либо Стороны она извещает об этом депозитария, который доводит данную информацию до других Сторон.

Стороны по взаимному согласию могут проводить консультации, обмениваться мнениями, согласовывать позиции по вопросам борьбы с деяниями, указанными в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции, в том числе в международных организациях и на международных форумах.

Центральные компетентные органы Сторон в соответствии с настоящей Конвенцией осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие путем:

1) обмена информацией;

2) выполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

3) разработки и принятия согласованных мер для предупреждения, выявления и пресечения деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции, и взаимоуведомления о результатах их осуществления;

4) принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению на территории своего государства деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции, направленных против других Сторон;

5) принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению финансирования, поставок вооружения и боеприпасов, оказания иного содействия любым лицам и (или) организациям для совершения деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции;

6) принятия мер по предупреждению, выявлению, пресечению, запрещению и прекращению деятельности по подготовке лиц к совершению деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции;

7) обмена нормативными правовыми актами и материалами о практике их применения;

8) обмена опытом работы по предупреждению, выявлению и пресечению деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции;

9) подготовки, переподготовки и повышения квалификации своих специалистов в различных формах;

10) достижения по взаимному согласию Сторон договоренностей об иных формах сотрудничества, включая, в случае необходимости, оказание практической помощи по пресечению деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции, и ликвидации их последствий. Такие договоренности оформляются соответствующими протоколами, которые составляют неотъемлемую часть настоящей Конвенции.

Центральные компетентные органы Сторон обмениваются информацией, представляющей взаимный интерес, в частности, о:

1) готовящихся и совершенных деяниях, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции, выявленных, а также пресеченных попытках их совершения;

2) подготовке к совершению деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции, в отношении глав государств и иных государственных деятелей, сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций, других лиц, пользующихся международной защитой, а также участников государственных визитов, международных и государственных политических, спортивных и иных мероприятий;

3) организациях, группах и лицах, готовящих и (или) совершающих деяния, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции, а также иным образом участвующих в этих деяниях, включая их цели, задачи, связи и иные сведения;

4) незаконном изготовлении, приобретении, хранении, передаче, перемещении, сбыте и использовании сильнодействующих ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при его создании, с целью совершения деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции;

5) выявленных или предполагаемых источниках финансирования деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции;

6) формах, методах и средствах совершения деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции.

1. Взаимодействие между центральными компетентными органами Сторон в рамках настоящей Конвенции осуществляется в двустороннем и многостороннем форматах на основании запроса об оказании содействия, а также путем информирования по инициативе центрального компетентного органа одной из Сторон.

2. Запрос или информация направляются в письменной форме. В безотлагательных случаях запрос или информация могут передаваться устно, но не позднее чем через 72 часа они должны быть подтверждены письменно, при необходимости с использованием технических средств передачи текста.

В случае возникновения сомнений в подлинности запроса или информации либо их содержания может быть запрошено дополнительное подтверждение или разъяснение указанных документов.

3. Запрос должен содержать:

а) наименование запрашивающего и запрашиваемого центральных компетентных органов;

б) цели и обоснования запроса;

в) описание содержания запрашиваемого содействия;

г) другую информацию, которая может быть полезна для своевременного и надлежащего исполнения запроса;

д) указание степени его закрытости, если это необходимо.

4. Запрос или информация, переданные в письменной форме, подписываются руководителем направляющего центрального компетентного органа или его заместителями или удостоверяются гербовой печатью этого центрального компетентного органа.

5. Запрос и препровождаемые им документы, а также информация направляются центральным компетентным органом на одном из рабочих языков, указанных в статье 15 настоящей Конвенции.

1. Запрашиваемый центральный компетентный орган принимает все необходимые меры для обеспечения быстрого и возможно более полного исполнения запроса и в возможно короткие сроки информирует о результатах его рассмотрения.

2. Запрашивающий центральный компетентный орган незамедлительно уведомляется об обстоятельствах, препятствующих исполнению запроса или существенно задерживающих его исполнение.

3. Если исполнение запроса не входит в компетенцию запрашиваемого центрального компетентного органа, то он передает запрос другому центральному компетентному органу своего государства, компетентному его исполнить, и незамедлительно уведомляет об этом запрашивающий центральный компетентный орган.

4. Запрашиваемый центральный компетентный орган может запросить дополнительные сведения, необходимые, по его мнению, для исполнения запроса.

5. При исполнении запроса применяется законодательство запрашиваемой Стороны. По просьбе запрашивающего центрального компетентного органа может быть применено законодательство запрашивающей Стороны, если это не противоречит основным принципам законодательства или международным обязательствам запрашиваемой Стороны.

6. Исполнение запроса может быть отложено или в его исполнении может быть отказано полностью или частично, если запрашиваемый центральный компетентный орган полагает, что его исполнение может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенным интересам его государства либо противоречит законодательству или международным обязательствам запрашиваемой Стороны.

7. В исполнении запроса может быть отказано, если деяние, в связи с которым он поступил, не является преступлением по законодательству запрашиваемой Стороны.

8. Если в соответствии с пунктами 6 или 7 настоящей статьи полностью или частично отказывается в исполнении запроса или его исполнение откладывается, об этом в письменной форме уведомляется запрашивающий центральный компетентный орган.

Стороны заключат отдельное соглашение и примут другие необходимые документы с целью создания и обеспечения функционирования региональной антитеррористической структуры Сторон с месторасположением в г. Бишкеке для эффективной борьбы с деяниями, указанными в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции.

1. В целях реализации настоящей Конвенции центральные компетентные органы Сторон могут создавать линии экстренной связи и проводить очередные или внеочередные встречи.

2. В целях осуществления положений настоящей Конвенции Стороны могут в случае необходимости предоставлять друг другу техническую и материальную помощь.

3. Материалы, специальные средства, оборудование и техника, полученные одной Стороной на основании настоящей Конвенции от другой Стороны, без предварительного письменного согласия Стороны, их предоставившей, передаче не подлежат.

4. Не подлежат разглашению сведения о методах проведения оперативно-розыскных мероприятий, характеристиках специальных сил и средств, материалов обеспечения, используемых центральными компетентными органами Сторон для оказания помощи в рамках настоящей Конвенции.

Центральные компетентные органы Сторон могут заключать между собой соглашения, более детально регламентирующие порядок исполнения настоящей Конвенции.

1. Каждая Сторона обеспечивает конфиденциальность полученных информации и документов, если они носят закрытый характер или передающая Сторона считает их разглашение нежелательным. Степень закрытости информации и документов определяется передающей Стороной.

2. Информация или результаты исполнения запроса, полученные на основании настоящей Конвенции, без письменного согласия предоставившей их Стороны не могут быть использованы в иных целях, чем те, в которых они запрашивались или были предоставлены.

3. Информация и документы, полученные одной Стороной на основании настоящей Конвенции от другой Стороны, без предварительного письменного согласия Стороны, их предоставившей, передаче не подлежат.

Стороны самостоятельно несут расходы, связанные с выполнением ими настоящей Конвенции, если не будет согласован иной порядок.

Рабочими языками при осуществлении центральными компетентными органами Сторон сотрудничества в рамках настоящей Конвенции являются китайский и русский языки.

Настоящая Конвенция не ограничивает права Сторон заключать другие международные договоры по вопросам, являющимся предметом настоящей Конвенции и не противоречащим ее целям и объекту, а также не затрагивает права и обязательства Сторон, вытекающие из иных международных соглашений, участниками которых они являются.

Спорные вопросы, возникающие при толковании или применении настоящей Конвенции, решаются путем консультаций и переговоров между заинтересованными Сторонами.

1. Депозитарием настоящей Конвенции является Китайская Народная Республика. Официальные копии настоящей Конвенции рассылаются депозитарием другим Сторонам в течение 15 дней после ее подписания.

2. Настоящая Конвенция вступает в силу на 30-й день после получения депозитарием последнего из уведомлений в письменной форме Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан о выполнении ими внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящей Конвенции в силу.

1. После вступления настоящей Конвенции в силу с согласия всех Сторон к ней могут присоединяться другие государства.

2. Для присоединяющегося государства настоящая Конвенция вступает в силу на 30-й день после получения депозитарием уведомления о выполнении им внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящей Конвенции в силу. С этой даты присоединяющееся государство становится Стороной настоящей Конвенции.

1. В текст настоящей Конвенции с согласия всех Сторон могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются Протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящей Конвенции.

2. Любая Сторона может выйти из настоящей Конвенции, направив письменное уведомление об этом депозитарию за 12 месяцев до предполагаемой даты выхода. Депозитарий известит другие Стороны о данном намерении в течение 30 дней с момента получения уведомления о выходе.

1. При вручении депозитарию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящей Конвенции в силу, Сторона, не участвующая в одном из договоров, перечисленных в Приложении, может заявить, что при применении настоящей Конвенции к данной Стороне считается, что этот договор не включен в Приложение. Такое заявление утрачивает силу после уведомления депозитария о вступлении этого договора в силу для данной Стороны.

2. Когда Сторона перестает быть участником одного из договоров, перечисленных в Приложении, она делает заявление, как это предусматривается пунктом 1 настоящей статьи.

3. Приложение может быть дополнено договорами, которые отвечают следующим условиям:

1) открыты для участия всех государств;

2) вступили в силу;

3) ратифицированы, приняты, утверждены или к которым присоединились, по крайней мере, три Стороны настоящей Конвенции.

4. После вступления в силу настоящей Конвенции любая Сторона может предложить поправку к Приложению. Предложение о внесении указанной поправки к Приложению препровождается депозитарию в письменном виде. Депозитарий уведомляет обо всех предложениях, отвечающих требованиям пункта 3 настоящей статьи, остальные Стороны и запрашивает их мнение в отношении того, следует ли принимать предлагаемую поправку.

5. Предлагаемая поправка считается принятой и вступает в силу для всех Сторон через 180 дней после распространения депозитарием предложения об этой поправке, за исключением случаев, когда одна треть Сторон настоящей Конвенции возражает против нее, письменно уведомив об этом депозитария.

Совершено в Шанхае «15» июня 2001 года в одном подлинном экземпляре на китайском и русском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Приложение к Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом

1. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, совершенная в Гааге 16 декабря 1970 года.

2. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершенная в Монреале 23 сентября 1971 года.

3. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 14 декабря 1973 года.

4. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 декабря 1979 года.

5. Конвенция о физической защите ядерного материала, принятая в Вене 3 марта 1980 года.

6. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершенный в Монреале 24 февраля 1988 года.

7. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, совершенная в Риме 10 марта 1988 года.

8. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, совершенный в Риме 10 марта 1988 года.

9. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 15 декабря 1997 года.

10. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1999 года.

Смотрите также

Сотрудничество государств в борьбе с преступностью

Понятие международного преступления

Сотрудничество государств в борьбе с преступностью развивается по двум основным направлениям – сотрудничество путем заключения многосторонних универсальных, региональных и двусторонних локальных соглашений (конвенционное сотрудничество) и сотрудничество в рамках международных организаций (институционное сотрудничество).

Институционное сотрудничество осуществляется в рамках различного рода комитетов и комиссий, создаваемых в соответствии с тем или иным договором, международных универсальных организаций (например, ООН), специализированных учреждений ООН и, конечно же, Интерпола и Европола.

Основанием привлечения к уголовной ответственности физических лиц является совершение ими международного преступления или уголовного преступления международного характера.

Международными преступлениями признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения основных принципов и норм международного права. Впервые классификация международных преступлений была дана Уставом Международного военного трибунала 1945 г. В соответствии с Уставом все международные преступления можно разделить на три группы:

  1. преступления против мира – планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение международных договоров, соглашений или заговоры, направленные на осуществление любого из вышеперечисленных действий;
  2. военные преступления, т. е. нарушение законов и обычаев ведения войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, потерпевших кораблекрушение на море; убийства заложников, ограбление общественной или частной совбственности; бессмысленное разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и т. д.;
  3. преступления против человечности – убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные по политическим, расовым или религиозным мотивам.

Можно выделить следующие международные преступления:

а) преступления геноцида;
б) преступления против человечности;
в) военные преступления;
г) преступления агрессии.

Юридическое содержание геноцида раскрывается в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. Геноцид – это действия, направленные на уничтожение полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической или религиозной группы путем убийства членов этой группы; причинения серьезных телесных повреждений или доведения до умственного расстройства; предумышленного создания условий, невозможных для проживания; применения мер, направленных на прекращение деторождения, а также мер по насильственной передаче детей из одной группы в другую. Статья 6 Статута включает геноцид в юрисдикцию Международного уголовного суда.

Преступления против человечности можно определить как совершение следующих действий:

  • предумышленное убийство;
  • истребление – предумышленное убийство большого количества людей; включает также лишение людей пищи и медикаментов с намерением их уничтожения;
  • порабощение – осуществление прав собственности над человеком; включает торговлю людьми, в частности детьми и женщинами;
  • депортация или насильственное переселение людей – принуждение покинуть свои законные земли без учета требований международного законодательства; депортация подразумевает пересечение государственных границ, тогда как насильственное переселение имеет место внутри страны;
  • заключение в тюрьму или применение других жестоких методов лишения свободы, нарушающих основные принципы международного законодательства;
  • пытки – умышленное причинение физических или душевных страданий человеку, находящемуся в заключении или под следствием;
  • изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к занятию проституцией, насильственное оплодотворение, насильственная стерилизация и прочие виды нарушений законов, связанные с сексуальной сферой, сравнимой тяжести – изнасилование и другие формы сексуального насилия могут также попасть под юрисдикцию Международного уголовного суда как пытки или военные преступления;
  • преследование определенной группы людей по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, половым или другим мотивам, недопустимым с точки зрения международного права
  • насильственное сокрытие человека – арест, задержание или похищение человека государством или политической организацией, с их разрешения или согласия и с последующим отказом подтвердить факт лишения свободы или отказом в информации о судьбе «исчезнувшего» с намерением лишить его покровительства закона на продолжительный срок;

Преступления против человечности могут совершаться как в мирное, так и в военное время.

Военные преступления традиционно определяются как нарушения законов и обычаев ведения войны.

Другим основанием для привлечения физического лица к ответственности по международному уголовному праву является совершение преступления международного характера. Общественное деяние относится к категории преступлений международного характера в случае, если оно посягает на международные отношения, международный правопорядок, т. е. затрагивает интересы не одного, а нескольких государств и в отношении этого деяния принята специальная международная конвенция, либо положения о нем есть в другой международной конвенции, носящей более общий характер.

Можно назвать следующие преступления международного характера, в отношении которых заключены специальные международные конвенции или имеются группы конвенционных норм:

  • посягательство на лиц, пользующихся международной защитой;
  • незаконный захват воздушных судов;
  • незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства;
  • пиратство;
  • захват заложников;
  • незаконный захват и использование ядерного материала;
  • незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;
  • подделка денежных знаков;
  • рабство, работорговля, институты и обычаи, сходные с рабством;
  • эксплуатация проституции третьими лицами;
  • распространение порнографических изданий;
  • незаконные операции с культурными ценностями и т. д.

Отдельные виды уголовных преступлений международного характера и сотрудничество государств по их пресечению

Правоотношения в сфере сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера первоначально регламентировались главным образом двусторонними соглашениями. Наиболее распространенными в этой области являются соглашения по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, выдаче преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.

В свое время СССР заключил с рядом других государств двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, составной частью которых являются разделы о правовой помощи по уголовным делам. Данные договоры перешли к России как государству – правопродолжателю СССР. Однако ряд соглашений заключен и от имени Российской Федерации – с Литвой, Латвией, Эстонией, Кыргызстаном, Азербайджаном, Ираном и т. д. Кроме того, Российская Федерация заключила соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью с Финляндией, Швецией, США и рядом других государств.

В качестве второй формы конвенционного сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера выступают региональные соглашения, заключаемые в рамках ОАГ, ЕС, СНГ. Так, страны страны СНГ подписали в 1993 г. в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, регламентирующую сотрудничество по вопросам выдачи преступников, осуществления уголовного преследования, обмена информацией об обвинительных приговорах и о судимости и т.д.

Рабство, работорговля и другие формы торговли людьми

Первым универсальным договором, направленным на борьбу с рабством и работорговлей, следует считать подписанную 25 сентября 1926 г. под эгидой Лиги Наций Конвенцию о рабстве.

Согласно этой Конвенции под рабством следует понимать «состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них». 7 сентября 1956 г. на Женевской конференции была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Ее нормы квалифицируют как преступление обращение другого лица в рабство, калечение, клеймение рабов, склонение людей к отдаче себя в рабство, перевозку рабов и т. д. В Конвенции особое внимание уделяется завуалированным формам рабства, как-то: продажа и эксплуатация детского труда; обращение в домашнее рабство женщин; долговая кабала; крепостное состояние.

Подделка денежных знаков (фальшивомонетничество) также относится к одному из старейших уголовных преступлений.

В отношении его действует Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков, заключенная 20 апреля 1929 г. Согласно Конвенции преступными являются действия по изготовлению или изменению денежных знаков (бумажных денег и металлических монет), находящихся в обращении, а также сбыт поддельных денежных знаков. В Конвенции ничего не говорится о подделке и сбыте различных ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов, облигаций) и знаков почтовой оплаты. Одни авторы предполагают, что такие действия могут быть приравнены к подделке и сбыту денежных знаков, другие считают, что текст Конвенции устарел и понятие «денежный знак» требует расширения.

Незаконный оборот наркотических и психотропных веществ

Единая конвенция о наркотических средствах была подписана 30 марта 1961 г. и заменила девять ранее заключенных соглашений по различным вопросам борьбы с наркотиками. Согласно Конвенции 1961 г. преступными являются следующие деяния: культивирование, производство, изготовление, извлечение, приготовление, хранение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, доставка на любых условиях, маклерство, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотиков, произведенных в нарушение норм Конвенции, и любые другие действия (ст. 36). Употребление наркотиков не входит в перечень преступных деяний. Наркотическим средством считается любое природное или синтетическое вещество, включенное в списки I–II Конвенции 1961 г. В списках наркотические средства разделены на четыре группы в зависимости от режима контроля за ними, определяемого степенью вредности.

Органами международного контроля за наркотическими средствами являются Международный комитет по контролю за наркотиками и Комиссия по наркотическим средствам ЭКОСОС.

Конвенция о психотропных веществах была принята 21 февраля 1971 г. Психотропным веществом является любое природное или синтетическое вещество или любой природный минерал, которые включены в списки I–IV Конвенции 1971 г.

19 декабря 1988 г. была принята и открыта для подписания Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Конвенция не отменяет действий ранее принятых Конвенций 1961 и 1971 гг. Государства – участники Конвенции 1988 г. приняли на себя права и обязанности в соответствии с предыдущими конвенциями. Кроме того, она содержит ссылки на их некоторые положения.

Преступления, совершаемые на борту воздушного судна

Здесь прежде всего речь идет об угоне воздушного судна и об актах, направленных против безопасности гражданской авиации. ИКАО была подготовлена и принята 23 сентября 1971 г. Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. В ней перечень уголовно наказуемых деяний на борту воздушного судна был существенным образом расширен. К преступным действиям Конвенция (ст. 1) относит совершение акта насилия по отношению к лицу, находящемуся на борту воздушного судна в полете; разрушение или повреждение воздушного судна, находящегося в эксплуатации; установка на судне или помещение вещества с целью разрушения судна; повреждение или разрушение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию; сообщение заведомо ложных сведений и создание тем самым угрозы безопасности полета. Преступлением считается как попытка совершить какое-либо из перечисленных действий, так и любая форма соучастия.

24 февраля 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию.

Незаконный захват и использование ядерного материала как новый вид противоправных действий стал распространенным в связи с развитием ядерной техники и ядерного производства, что поставило государства перед необходимостью координации своих действий в борьбе с этим явлением. Хищение ядерного материала как преступление международного характера установлено Конвенцией о физической защите ядерного материала, которая была открыта для подписания 3 марта 1980 г.

Положения Конвенции применяются к ядерному материалу, используемому в мирных целях и находящемуся в процессе международной перевозки.

Согласно ст. 7 Конвенции преступными являются следующие деяния, совершаемые без соответствующего разрешения компетентных органов: получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала, которое влечет за собой или может повлечь смерть любого лица, или причинить ему серьезное увечье, или причинить существенный ущерб собственности; кража ядерного материала или его захват путем грабежа; присвоение или получение обманным путем ядерного материала; требование о выдаче ядерного материала посредством угрозы силой, или применения силы, или иной формы запугивания; угроза использовать ядерный материал, совершить его кражу или захват путем грабежа с преступными целями.

Преступлением считается также акт покушения и все виды соучастия.

Терроризм. «Международный терроризм (от лат. terror – страх, ужас) – общественно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами»7. Терроризм также определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устранения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях8. Терроризм на сегодняшний день является одной из наиболее опасных форм преступности.

В настоящее время в мире насчитывается более сотни различных дефиниций терроризма, но унифицированной оценки данного явления, а также единого подхода к ответам на него не выработано.

Международно-правовые основы контртеррористического сотрудничества. Создание международно-правовых основ антитеррористического сотрудничества субъектов международного права (прежде всего, государств и международных межправительственных организаций) связано с разработкой, принятием и введением в действие 12 многосторонних соглашений, таких как Токийской конвенции 1963 г., Гаагской конвенции 1970 г. по борьбе с угоном самолетов и с преступлениями, совершаемыми на борту воздушного судна или Конвенции о предотвращении финансирования терроризма 1999 г., региональных соглашений, таких как Конвенции Организации Американских государств 1971 г. или Конвенция о борьбе с терроризмом Шанхайской организации сотрудничества 2001 г. и, наконец, многочисленных и достаточно эффективно действующих двусторонних соглашений о борьбе с терроризмом.

Эти договоры идут несколько дальше, чем договоры о правовой помощи, ибо не только содействуют сотрудничеству государственных органов соответствующего профиля – правоохранительного и по борьбе с преступностью, но и в сотрудничестве с ООН определяют международные институциональные контртеррористические механизмы.

Российская Федерация является участницей всех 12 глобальных антитеррористических конвенций.

Важнейшим правовым началом, заключенным в конвенционный механизм антитеррористического сотрудничества, является принцип «aut dedere aut judicare» («либо выдай, либо суди»).

Он призван обеспечить неотвратимость наказания за совершение актов терроризма и тем самым обеспечить более высокий уровень правоприменительных мер с акцентом на обязательном преследовании и наказании за посягательства террористического характера на национальном (внутригосударственном) и международном (межгосударственном) уровнях.

Институционные и институциональные системы контроля и борьбы с терроризмом. Правовые, международно-правовые, а также политические документы контртеррористической направленности заложили основы для создания и функционирования институционных антитеррористических органов и организаций, к которым относятся органы государства (Министерство внутренних дел РФ, ФСБ и др.) международные межправительственные организации и их главные органы (ООН, Совет безопасности ООН и др.), а также основы для органов целенаправленной антитеррористической деятельности – учрежденных, созданных институтами власти (государством, международными организациями – основными субъектами международного права) институциональные системы – Контртеррористический комитет СБ ООН, Антитеррористический центр СНГ.

К контртеррористическим институциональным системам можно отнести и Договор о коллективной безопасности (ДКБ) стран – участниц СНГ 1992 г., созданный прежде всего для обеспечения военной безопасности.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) также является институциональным антитеррористическим международным органом.

Под эгидой ООН разработаны и приняты Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1998 г. и Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. Ведется работа над проектами Конвенции ООН по ядерному терроризму и Всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом.

Сотрудничество государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера в рамках международных организаций

Другим видом сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера является сотрудничество в рамках международных органов, т. е. сотрудничество на институционной основе.

Сотрудничество в рамках ООН. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и в рамках деятельности ЭКОСОС рассматриваются различные аспекты борьбы с преступностью. В системе ЭКОСОС с 1965 г. существует Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Специализированными конференциями в рамках деятельности ООН являются конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые проводятся один раз в пять лет.

Значительную роль в координации действий государств, их правоохранительных органов играет Международная организация уголовной полиции (Интерпол).

Деятельность Интерпола ограничивается регистрацией преступников и международным розыском. Главная задача сотрудников Интерпола – обеспечить сотрудничество ведомств уголовной полиции различных стран и снабдить их необходимой информацией в целях своевременного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Сугубо полицейские функции они не выполняют.

В рамках Европейского союза с 1 июля 1999 г. действует Европейское полицейское ведомство, которое сокращенно именуется Европол. Местонахождение Европола – Гаага (Нидерланды). С одной стороны, Европол является органом Европейского союза, но с другой – обладает собственной правосубъектностью.

Так, например, Европол может вступать в отношения с Интерполом, а также государствами, не являющимися членами Европейского союза (ст. 10, 26, 42 Конвенции о Европоле).

К основным направлениям деятельности Европола в сфере борьбы с преступностью относятся: научно-техническое содействие и координация работы национальных следственных органов и информационное содействие государствам-членам в расследовании преступлений.

6 ноября 2003 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европол).

Правовая помощь по уголовным делам

Нормативная регламентация правовой помощи, и в частности, правовой помощи по уголовным делам, весьма разнообразна: многочисленные специальные двусторонние соглашения о выдаче преступников; двусторонние договоры о правовой помощи; локальные конвенции о передаче осужденных; общие международные договоры о борьбе с определенными преступлениями, содержащие нормы о процедуре правового сотрудничества.

Договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам охватывают широкий круг ситуаций. Определенный интерес в этом плане представляет Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Она, в частности, содержит положения, согласно которым государства-участники взяли на себя обязательства по поручению другого государства в соответствии со своим национальным законодательством осуществлять уголовное преследование своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории другой страны – участницы Конвенции (ст. 72–76). В Российской Федерации действует более 20 договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных бывшим СССР, а также ряд соглашений, заключенных от имени Российской Федерации.

7 ноября 1996 г. Россия подписала две европейские конвенции: Конвенцию о выдаче 1957 г. и Конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. Для Российской Федерации конвенции вступили в силу 9 марта 2000 г. после их ратификации Федеральным Собранием.

Соглашения о правовой помощи, как правило, регулируют процедуру выдачи (экстрадиции) преступников. Вопросам экстрадиции посвящены также двусторонние соглашения о выдаче преступников. Положения о выдаче могут содержаться в многосторонних конвенциях о борьбе с преступлениями международного характера.

Экстрадиция является одним из самых древних институтов международного уголовного права и представляет собой передачу лица государством, на территории которого такое лицо находится, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В договорах, предусматривающих экстрадицию, перечислены случаи, в которых выдача не осуществляется: если лицо, выдача которого требуется, является гражданином того государства, к которому обращено требование; преступление совершено на территории государства, к которому обращено требование; по законодательству государства, к которому обращено требование, уголовное преследование не допускается ввиду истечения срока давности или по иным законным основаниям; в отношении лица, совершившего преступление, уже вынесен приговор за то же самое преступление или имеется постановление о прекращении дела, вынесенное судом или другим органом государства, к которому обращено требование; преступление в соответствии с законодательством обоих государств преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).



Международные договоры

Конвенции Организации Объединенных Наций и связанные с ними протоколы лежат в основе всей оперативной работы ЮНОДК.

Международные договоры, связанные с преступностью

Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней

Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности – это документ, имеющий обязательную юридическую силу, по которому государства-участники обязуются принимать меры по борьбе с транснациональной организованной преступностью. К их числу относятся включение в национальное законодательство соответствующих составов преступлений для борьбы с этой проблемой, создание новых масштабных механизмов оказания взаимной правовой помощи, выдачи, сотрудничества между правоохранительными органами, предоставления технической помощи и подготовки кадров.

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции

В своей резолюции 55/61 Генеральная Ассамблея признала целесообразность разработки эффективного международно-правового документа против коррупции независимо от Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Работа над текстом Конвенции велась в течение семи сессий в период с 21 января 2002 года по 1 октября 2003 года. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей 31 октября 2003 года.

Международные договоры, связанные с наркотиками

Три основных международных договора о контроле над наркотиками являются взаимосвязанными и взаимодополняющими. Важной целью первых двух соглашений является кодификация применимых на международном уровне мер контроля в целях обеспечения наличия наркотических средств и психотропных веществ для медицинских и научных целей и предотвращения их утечки в незаконные каналы. Они содержат также общие положения о незаконном обороте и злоупотреблении наркотиками.

Международные договоры, связанные с терроризмом

Международные конвенции и протоколым

Международное антитеррористическое законодательство

Яндекс.Метрика

Приемная главы города:
   +7 (3463) 23-77-11
Городская общественная приемная:
   +7 (3463) 22-96-72
Единая дежурно-диспетчерская служба:
   +7 (3463) 31-01-18

Об обработке персональных данных