Международные конвенции и соглашения по торговле

Многосторонние конвенции и соглашения

Из многосторонних соглашений выделим прежде всего конвенции по вопросам международной торговли. К их числу относятся: Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей, 1955 г.; Гаагская конвенция о законе, применимом к передаче права собственности при международной купле-продаже товаров, 1958 г.; Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г.; Конвенция о праве, применимом к договорам с посредниками и представителями (агентским договорам), 1978 г. Эти конвенции содержат схожие нормы коллизионного характера. В 1964 г. в Гааге была заключена Конвенция об единообразном законе о международной купле-продаже товаров, призванная ввести в странах-участницах унифицированные материальные нормы в области внешнеторговой купли-продажи. Но эти конвенции не получили широкого применения.

В 1980 г. на конференции в Вене была подписана Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. В Венской конвенции 1980 г. участвуют 80 государств, в том числе многие торговые партнеры России. Конвенция была призвана заменить Гаагские конвенции 1964 г. и вступила в силу с 1 января 1988 г.

В 1974 г. в Нью-Йорке была заключена Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров, а в 1980 г. – Дополнительный протокол, который привел некоторые положения этой Конвенции в соответствие с Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров. В 1983 г. на конференции в Женеве была заключена Конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров, а в 1988 г.– Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Россия участвует в ней с 1999 г.) и Конвенция УНИДРУА по международным факторным операциям (факторингу) (Россия в ней не участвует).

В области международных расчетов основным соглашением является Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.

Важное значение для международного сотрудничества имеют многосторонние конвенции по вопросам иностранных инвестиций: Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, заключенная в Вашингтоне в 1965 г. (Россия подписала ее, но не ратифицировала), Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, заключенная в Сеуле в 1985 г. (Конвенцию подписали 179 государств, в России она ратифицирована).

Многочисленные многосторонние соглашения были заключены по различным вопросам торгового мореплавания. К их числу относятся две конвенции 1910 г.: Конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов и Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море. Заключение этих конвенций положило начало целой серии Брюссельских конвенций по морскому праву. Важнейшие из них – Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. и протокол к ней 1968 г.; Конвенция об ограничении ответственности собственников морских судов 1957 г.; Конвенция об унификации некоторых правил относительно ответственности, вытекающей из столкновения судов внутреннего плавания, 1960 г. На конференции в Гамбурге была подписана Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила). В результате деятельности ЮНКТАД в Женеве в 1974 г. была подписана Конвенция о Кодексе поведения линейных конференций.

Унификация ряда норм, регулирующих воздушную перевозку, осуществлена путем заключения Варшавской конвенции 1929 г., дополненной 11 протоколами. Россия является участницей этой Конвенции и ряда протоколов.

В области регулирования вопросов железнодорожного транспорта действуют Бернские международные конвенции о железнодорожных перевозках грузов и о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа, которые в 1980 г. были объединены и приняты в новой редакции как единое соглашение, которое вступило в силу в 1985 г.

Основным соглашением по вопросам перевозок грузов в международном автомобильном сообщении является Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (Российская Федерация – ее участница). В 1980 г. была принята Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов.

Ряд международных соглашений заключен по вопросам торгового арбитража. Важнейшие из них – Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г. Российская Федерация – участница этих соглашений.

Отдельную, достаточно многочисленную, группу составляют международные соглашения по вопросам интеллектуальной собственности. В их число входит Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. СССР присоединился к ней в 1965 г. В 1977 г. СССР ратифицировал Договор о патентной кооперации 1970 г. Другим многосторонним соглашением в этой области является Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. (заключена в Женеве, пересмотрена на конференции в Париже в 1971 г.). Российская Федерация участвует в этой Конвенции (в ее редакции от 1971 г.). В 1976 г. СССР присоединился к Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков 1891 г., в 1980 г. ратифицировал Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры 1977 г. С 1995 г. Россия участвует в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г. В отношениях между государствами – участниками СНГ с 1 января 1996 г. действует Евразийская патентная конвенция.

Особое место среди многосторонних конвенций занимают многочисленные соглашения, заключенные между государствами, входящими в СНГ. К их числу относится Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. Соглашение распространяется на разрешение дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами. Соглашением регулируется также исполнение решений по таким делам. 9 октября 1992 г. было подписано Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств – участников Содружества. Соглашением от 6 июля 1992 г. было утверждено Положение об Экономическом суде Содружества Независимых Государств. Можно назвать еще целый ряд документов, регулирующих экономические отношения в СНГ: Соглашение о порядке транзита 1992 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., Конвенция о защите прав инвесторов 1997 г. и др.

Международные конвенции (трактаты, договоры, соглашения)

Их вынесение на второе (после обычаев) место в выставленном выше определении международного торгового (коммерческого) права объясняется тем, что это – пожалуй, наиболее “традиционный”, изученный и понятный источник международного торгового права. Но таким он стал далеко не сразу.

Я уже говорил в первой Лекции, что первоначальный международный договор определяет отношения договаривающихся государств друг с другом, а не между частными лицами, подлежащими их юрисдикции. Даже договоры Древней Руси с “греками”, “с Ригою и Готским берегом”, затрагивающие вопросы защиты прав иностранных купцов здесь, в России и русских – на чужбине, имели в виду урегулировать действия самих государств по предоставлению такой защиты участникам международной торговли, но не саму эту торговлю. Затем появились и получили распространение международные договоры еще двух особенных типов – (а) о создании международных (межправительственных) организаций (коалиций, торговых объединений, военно-политических блоков и др.) и (b) об унификации коллизионных норм. Лишь после этого мы встречаем международные договоры современного (нас интересующего) типа – многосторонние межгосударственные и межправительственные соглашения, направленные на унификацию материально-правовых норм. То есть перед нами явление по историческим меркам довольно молодое. Достаточно сказать, что более-менее широкое распространение практики заключения таких договоров приходится на конец 1920-х – начало 1930-х гг.

Приведенный здесь перечень имеет целью лишь проиллюстрировать выше высказанный тезис об относительной молодости международных конвенций материально-правового содержания и унифицирующего назначения как источника международного торгового права. Быть может, именно этим обстоятельством отчасти объясняется то невнимание к международным конвенциям, которое традиционно характеризует наши учебники гражданского права. Римляне о таковых вообще понятия не имели, немецкие и российские классики о них ничего не писали – не нужно, значит, и нам. Естественно, “не писали”! – в эпоху Г. Ф. Шершеневича и Г. Дернбурга было почти не о чем писать. Попробуем понять, почему же международные конвенции все-таки заняли то место в системе источников международного торгового (коммерческого) права, которое они занимают сегодня.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо принять во внимание те исторические условия, в которых происходили соответствующие процессы. Что такое конец XIX (железного) – и начало XX (ядерного) столетия? С макроэкономической точки зрения это была эпоха обнажения и обострения противоречия между только-только оперившимся и более-менее победившим внутриевропейским национальным самосознанием и требованиями экономик развитых государств, вступивших на империалистический путь развития, о свободном перемещении товаров, финансовых ресурсов и рабочей силы безотносительно к любым национальным границам.

Победа национального самосознания – это победа объединительных тенденций, замешанных на принципах крови, а значит – победа внутринациональных кодификаций. Вспомним гражданские уложения ряда североамериканских штатов, германские гражданское и торговое уложения 1898 г., швейцарское гражданское уложение 1906 г. и новую редакцию швейцарского же обязательственного закона 1911 г., наконец, проект русского гражданского уложения 1905–1913 гг.

Но рыночной экономике или (как сказали бы в советское время) экономике государственно-монополистического капитализма (империализма) – экономике, центральной фигурой в которой становятся транснациональные акционерные монополии, стремящиеся к тому, чтобы срастись с государственными институтами – национальных кодификаций оказывается недостаточно. Рыночная экономика конца XIX – начала XX в., имея в качестве одной из своих центральных составляющих систему всеобщей конвертируемости валют (системы золотого стандарта, “золотых точек” и вексельных курсов), а значит – всеобщей конвертируемости товарных цен и, следовательно, самих товаров, потребовала и чего-то, похожего на всеобщую конвертируемость права – тех правил, по которым монополисты могли бы перешагивать границы собственных стран, завоевывать новые рынки сбыта своих товаров и приобретения ресурсов, словом, становиться международными монополиями.

Думается, что именно неспособность к осознанию этого обстоятельства правительствами ряда ведущих европейских держав, особо опьяненных победами на ниве национальной самоидентификации и потому считавших вполне посильным совмещение протекционистской защиты своего внутреннего рынка от “чужих” (иностранных) монополий и товаров с расширением экспансии собственных монополий на чужие рынки, вызвало заметное отставание в создании системы международно-конвертируемого материального частного права – права рыночной торговли и рыночного хозяйства. Невозможность конкурировать за все рынки сбыта и ресурсы (как отечественные, так и иностранные) по прозрачным и единым правилам быстро привела к тому, что бороться стали без всяких правил, т.е. к Первой мировой войне.

Международный договор оказался инструментом, как нельзя лучше соответствующим характеризуемой эпохе. Он – как и всякий договор – будучи результатом компромисса, политически никогда не мог признаваться в полной мере соответствующим интересам только одной из его сторон, какой бы сильной в экономическом отношении она ни была и какую бы прочную переговорную позицию ни занимала. Подчиниться воле конкретного лица (например, другого государства) куда унизительнее и в политическом отношении, следовательно, гораздо сложнее, чем принять к руководству “результат компромисса” – документ, который в равной степени может быть приурочен к любому из участвовавших в его заключении государств (а значит, в точно такой же мере не может быть приурочен пи к одному из них). Политически в договоре все равны – одно это уже весьма тешит национальное самосознание – тешит тем сильнее, чем мельче и слабее государство-участник международного договора. Кроме того, самый факт участия в нем еще не делает договор юридически обязательным для государства, подписавшего таковой, – необходима еще и его ратификация. А это – уже сугубо внутреннее дело, т.е. опять-таки простор для национального самовыражения.

В то же время международный договор с точки зрения своего содержания остается собственно международным – интернациональным, космополитическим. Под лозунгом соблюдения национальных интересов международный договор уверенно делает свое дело – устанавливает единые для всех частных лиц, без различия национальностей, международные – правила поведения на рынках товаров и ресурсов. При сколько-нибудь универсальном содержании международного договора есть неплохой шанс, что к нему присмотрятся и прислушаются даже такие государства, которые его по тем или иным причинам формально никогда не ратифицируют. Ну а в том, что его примут во внимание частные лица, в том числе резиденты и таких государств, для которых он не обязателен, сомневаться и вовсе не приходиться – торговать-то им предстоит во всем мире.

Конвенции Совета Европы, к которым присоединилась Российская Федерация

Устав Совета Европы 1949 г. (№ 001)

Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г. (№002)

Дополнительный протокол 1952 г. (№ 010) – о сфере распространения привилегий и иммунитетов

Второй дополнительный протокол 1956 г. (№ 022) – о положениях, касающихся Европейской комиссии по правам человека

Четвертый дополнительный протокол 1961 г. (№ 036) – о положениях, касающихся Европейского Суда по правам человека

Пятый дополнительный протокол 1990 г. (№ 137) – о членах Европейской комиссии и Европейского Суда по правам человека

Шестой Дополнительный протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1996 г. (№ 162)

Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (№ 005) – Оговорка Российской Федерации

Дополнительный протокол 1952 г. (№ 009) – о дополнительных статьях к Конвенции относительно прав на пользование имуществом, на образование и свободное волеизъявление

Протокол №2 1963 г. (№ 044) – о наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения

Протокол № 3 1963 г. (№ 045) – вносит изменения в cm. №№ 29, 30 и 34 Конвенции

Протокол № 4 1963 г. (№ 046) – об обеспечении некоторых иных прав и свобод, помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол № 1 к ней

Протокол № 5 1966 г. (№ 055) – вносит изменения в cm. №№ 22 и 40 Конвенции

Протокол № 7 1984 г. (№ 117) – о правах иностранцев, о праве на пересмотр судебных решений, о правах супругов и др.

Протокол № 8 1985 г. (№ 118)

Протокол № 9 1990 г. (№ 140) – вносит изменения в cm. №№ 31, 44, 45, 48 Конвенции, сутью которых является обеспечение доступа частных лиц в Европейский Суд по правам человека

Протокол № 10 1992 г. (№ 146) – упрощает процедуру разбирательств жалоб о нарушениях положений конвенции в Комитете министров Совета Европы

Протокол № 11 1994 г. (№ 155) – о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией (инкорпорирован в текст ЕКПЧ с ноября 1998 г., когда начал функционировать единый Европейский Суд по правам человека)

Протокол № 14 2004 г. (№ 194) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции – Оговорка Российской Федерации

Протокол № 15 2013 г. (№ 213), вносящий изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод

Европейская культурная конвенция 1954 г. (№ 018)

Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства 1968 г. (№ 062) – Заявление Российской Федерации

Европейская конвенция об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами (№ 63)

Европейская конвенция о защите животных при международных перевозках 1968 г. (№ 065) -Заявление Российской Федерации

Дополнительный протокол 1979 г. (№ 103)

Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная) 1992 г. (№ 143)

Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности футбольных матчей 1985 г. (№ 120)

Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (№ 121)

Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. (№ 122)

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. (№ 126)

Протокол № 1 1993 г. (№ 151) – дает возможность государствам- нечленам Совета Европы участвовать в Конвенции и ее контрольном органе

Протокол № 2 1993 г. (№ 152) – предоставляет членам контрольного органа Конвенции возможность быть переизбранным дважды

Конвенция против применения допинга 1989 г. (№ 135)

Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского обучения 1990 г. (№ 138)

Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве 1992 г. (№ 147) – Заявление Российской Федерации

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г. (№ 157) – Заявление Российской Федерации

Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты 1953 г. (№ 015)

Дополнительный протокол 1964 г. (№ 049)

Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций 1959 г. (№ 032)

Европейская конвенция об эквивалентности периодов университетского образования 1956 г. (№ 021)

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. (№ 030) -Оговорки и заявления Российской Федерации

Дополнительный протокол 1978 г. (№ 099)

Европейская конвенция о выдаче 1957 г. (№ 024) – Оговорки и заявления Российской Федерации

Дополнительный протокол 1975 г. (№ 086) – Заявление Российской Федерации

Второй Дополнительный протокол 1978 г. (№ 098) – Оговорки и завление Российской Федерации

Четвертый Дополнительный протокол 2012 г. (№ 212)

Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе 1997 г. (№ 165) – Заявление Российской Федерации

Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г. (№ 090) – Заявление Российской Федерации

Протокол 2003 г. (№ 190) о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма 1977 г. – Заявление Российской Федерации

Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. (№ 141) – Оговорки и заявление Российской Федерации

Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г. (№ 106)

Дополнительный протокол 1995 г. (№ 159) – Заявление Российской Федерации

Протокол № 2 1998 г. (№ 169) – Заявление Российской Федерации

Протокол № 3 2009 г. (№ 206), касающийся европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС)

Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г. (№ 196) – Заявление Российской Федерации

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. (№ 173) – Заявления Российской Федерации

Конвенция о передаче осужденных лиц 1983 г. (№ 112) – Заявления Российской Федерации

Дополнительный протокол 1997 г. (№ 167) – Заявление Российской Федерации

Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г. (№ 073) -Заявления и оговорки Российской Федерации

Европейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 г. (№ 163) – Заявление Российской Федерации

Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 г. (№ 108) – Заявления Российской Федерации

Конвенция о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений 2007 г. (№ 201) – Оговорки и заявление Российской Федерации

Конвенция о взаимной административной помощи в налоговой области 1988 г. (№ 127) -Оговорка и заявления Российской Федерации

Протокол о внесении изменений в Конвенцию о взаимной административной помощи в налоговой области 2010 г. (№ 208)

Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (№ 198) – Оговорки и заявления Российской Федерации

Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (№ 211) – Оговорки и заявления Российской Федерации

Конвенция Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей (№ 218)

Соглашения, к которым присоединилась Российская Федерация

Частичное соглашение Совета Европы по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и технологических катастроф

Группа по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотических средств – «Группа Помпиду» – с изменениями

Европейская аудиовизуальная обсерватория – с изменениями, внесенными в 1997 г. и 2000 г.

Расширенное частичное соглашение по спорту – с изменениями

Частичное соглашение по культурным маршрутам – с изменениями

Европейская комиссия за демократию через право – “Венецианская комиссия” – с изменениями

Группа государств против коррупции – «ГРЕКО» и статут “ГРЕКО”

Подавая заявку на вступление в Совет Европы в 1992 году, Россия стремилась создать единое правовое пространство с западными странами. Процесс затормозился по политическим причинам: из-за конституционного кризиса 1993 года и войны в Чечне. В адрес России выдвинули много требований: разработать законы, соответствующие европейским принципам и стандартам, ратифицировать конвенции и так далее. Среди них были и политические. Например, признать неправильной концепцию деления государств на страны «дальнего» и «ближнего» зарубежья, когда вторые рассматриваются как зона особых интересов.

Тем не менее Россию все равно приняли в Совет Европы в 1996 году. Условия были компромиссные: отмечалось, что правовая система РФ еще страдает «рядом недостатков», но должна стремиться их исполнять.

Всего по состоянию на 2021-й Россия подписала и ратифицировала почти 70 из 223 договорно-правовых актов Совета Европы. Первые европейские конвенции одобрил еще СССР в 1990–1991 годах, когда не был членом Совета Европы: Конвенцию об охране архитектурного наследия Европы и Европейскую культурную конвенцию.

Если в 1990-е годы РФ хотела стать частью европейского правового пространства, то в последние годы, наоборот, отдалилась от него. Крупный конфликт случился в 2014 году, когда российскую делегацию в Парламентской ассамблее Совета Европы лишили основных полномочий из-за событий на Украине. Их вернули в полном объеме только пять лет спустя.

Но после активизации боевых действий в прошлом году Комитет министров Совета Европы на внеочередном заседании принял решение немедленно исключить Россию из Совета Европы. РФ хотела опередить его и выйти сама, но не успела. Это первый подобный прецедент исключения из Совета Европы.

После этого денонсация европейских конвенций в РФ была лишь вопросом времени. 17 января 2023 года президент Владимир Путин внес законопроект № 279220-8. 16 февраля Госдума одобрила прекращение договоров.

В свете этих событий мы вспомнили основные европейские конвенции и их «российскую» историю.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Основополагающую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод ратифицировала Госдума большинством голосов (65,3%) в 1998 году. В конвенции, по сути, два небольших раздела: о правах человека на 17 статей и о порядке действия Европейского суда по правам человека на 32 статьи. Реально действующий механизм защиты прав в ЕСПЧ — то, что выделяет этот документ среди других международных договоров о защите прав человека.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод повлияла на Конституцию России. По свидетельству Анатолия Ковлера, судьи ЕСПЧ с 1998 по 2012 год, участники Конституционного совещания писали раздел прав и свобод граждан с учетом европейской конвенции.

Одно из главных изменений — отмена смертной казни под влиянием протокола № 6 от 1985 года к Европейской конвенции по правам человека, который устанавливал безоговорочный запрет такого вида наказания в мирное время. Российская Конституция 1993 года предусматривает эту меру как исключительную за особо тяжкие преступления против жизни с правом на суд присяжных (п. 2 ст. 20). Как уточняется в основном законе страны, это верно «вплоть до отмены» смертной казни, то есть положение переходное. Протокол № 6 в России так и не ратифицировали, но и смертную казнь перестали применять с 1996 года, когда РФ вошла в Совет Европы. Мораторий на нее установили двумя решениями Конституционного суда 1999 и 2000 годов.

Кроме того, Россия привела в соответствие с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод другие законы, например УК и УПК. Так, право ареста от прокуроров перешло к судьям (это предусматривает п. 3 ст. 5 Конвенции), которые должны обосновывать решение отправить человека в СИЗО (cт. 108 УПК).

Правда, как показывает судебная статистика, практика не соответствует духу Конвенции: судьи заключают обвиняемых под стражу в 89% случаев (в 87 905 делах из 98 034, по данным Суддепа за 2021 год).

А в 2022 году начались обсуждения идеи, чтобы вернуться к смертной казни. Об этом заявил бывший президент РФ Дмитрий Медведев. Некоторые граждане тоже поддерживают эту идею: опрос Фонда общественного мнения показал, что 69% выступают за применение высшей меры. Как заявил в феврале 2022 года зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков, сейчас нет юридических препятствий назначать смертную казнь.

Международные конвенции и соглашения по торговле

Мое главное опасение — восстановление смертной казни. От этого действующая Конституция не оберегает: в ней лишь декларировано стремление России к отмене смертной казни. Но стремиться можно долго, никаких конкретных обязательств для законодателей там нет.

В то же время глава КС Валерий Зорькин в июне 2022 года заверил, что в «неправовой международной реальности» надо сохранить достижения западной культуры, среди которых выделил и гуманизацию законодательства.

Участие России в Совете Европы и ее конвенции значительно повлияли на правовую систему РФ, говорит юрист Григорий Вайпан, специалист по конституционному праву. По его словам, в основном это происходило благодаря знаковым решениям ЕСПЧ по таким базовым проблемам, как условия содержания в тюрьмах, пытки, неисполнение судебных решений. Российский КС тоже нередко ссылался на европейские конвенции, указывает Вайпан.

Мы собрали с помощью Caselook статистику, насколько часто КС в своих актах ссылался на Конвенцию прав человека. Оказалось, что число таких упоминаний невелико, более того, оно только падало в последние годы: в 2018-м их было 125, а в 2021-м — всего лишь 64.

Международные конвенции и соглашения по торговле

Взаимодействие по уголовным вопросам

К важным правовым актам в этой сфере относятся три Европейских конвенции: о выдаче 1957 года, о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года и о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 года. Так, вторая из них позволяет запрашивать поручения, если нужны показания свидетелей, вещественные доказательства, материалы или документы, дает возможность вручать судебные повестки и постановления.

Глобально выход из этих конвенций не должен повлиять на международное сотрудничество в уголовной сфере, поскольку оно также гарантируется двусторонними договорами, которые заключены у России с большинством стран, говорит Андрей Гривцова, адвокат, старший партнер

место

Профайл компании

Кроме того, заменой договоров может стать международный принцип взаимности, который действует наряду с международными договорами (закреплен в ч. 1 ст. 457 УПК). Правда, в международном праве нет единого взгляда на принцип взаимности, он зависит от субъективного желания государств взаимодействовать друг с другом, учитывая политический фактор.

Словом, соглашения и принцип взаимности — одно, а на практике другое.

Международные конвенции и соглашения по торговле

Охлаждение отношений уже сказывается на исполнении западными странами российских запросов о международно-правовой помощи. И раньше на Западе с изрядной долей скепсиса относились к российским запросам о выдаче лиц в международном розыске, ссылаясь на частое нарушение прав человека в тюрьмах РФ. Сейчас же, думаю, все станет еще хуже.

Как уточняет Гривцов, это скорее вопрос не выхода России из конвенций, а общего отношения к РФ с учетом внешнеполитических процессов.

Европейская хартия местного самоуправления

Договор 1985 года, который РФ ратифицировала в 1998-м, базируется на принципе, что органы местного самоуправления — основа демократического строя, и гарантирует гражданам реальную и непосредственную возможность участвовать в госделах. Это поддерживает и Конституция, которая провозглашает: с помощью местного самоуправления население самостоятельно решает вопросы местного значения (ст. 130). Например, о владении, пользовании и распоряжении муниципальной собственностью.

В 2003 году Россия начала реформу местного самоуправления на основе этих и других положений Европейской хартии о самоуправлении. Но на практике даже не приблизилась к базовым требованиям международного акта, писал главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения Евгений Бухвальд. Он объяснял это ограниченностью местных доходов и ничтожной долей региональных налогов.

Вместе с тем ориентация на хартию о местном самоуправлении служила определенным фактором, сдерживающим от полного подчинения местного самоуправления государству, отмечает Алебастрова. Хартия гарантирует самостоятельность местного самоуправления, а нынешнее российское законодательство, напротив, полностью его встраивает в вертикаль власти, поясняет Вайпан. На это указывают и поправки к Конституции 2020 года, которые объединили органы местного самоуправления и госвласти в единую систему публичной власти (ч. 3 ст. 132 Конституции). Ту же тенденцию иллюстрирует и отмена прямых выборов мэров: в январе 2023 года этот процесс начался в последнем городе-миллионнике, где они оставались, — Новосибирске. По состоянию на 2019 год прямые выборы мэров сохранялись лишь в семи областных и нескольких районных центрах.

Денонсация Европейской хартии может стать еще одним шагом к уничтожению последних элементов местного самоуправления, которые еще есть в России.

Что будет дальше

Конституция предусматривает верховенство норм международных договоров над российскими законами (ч. 4 ст. 15). Но не перед Основным законом страны, что делало этот приоритет несколько двусмысленным, подчеркивает Алебастрова. По ее словам, этим и воспользовались авторы поправок к Конституции 2020 года. Согласно одной из них, власти РФ могут не исполнять решения межгосударственных органов, которые противоречат Конституции (ст. 79). Еще КС дали право разрешать не исполнять решение иностранного или международного суда, налагающего обязанности на РФ, если КС придет к выводу, что это противоречит основам публичного правопорядка РФ (подп. «б» п. 5.1 ст. 125 Конституции).

Впрочем, Россия выборочно нарушала решения ЕСПЧ на основе конвенций и раньше. Например, Конституционный суд в 2017-м разрешил властям РФ не исполнять решение о выплате €1,8 млрд компенсации в деле ЮКОСа. А в 2016-м КС подтвердил абсолютный запрет заключенным голосовать вопреки акту Страсбургского суда по делу Ангчугова и Гладкова.

Все планируемые к денонсации конвенции значимы, поскольку более или менее успешно создавали вектор развития российской правовой системы, который можно охарактеризовать как гуманистический, говорит Алебастрова. Останется ли правовая система прежней, учитывая, что во многих законах РФ закреплены аналогичные права, что и в европейских конвенциях? Достаточно ли Конституции для правовой защищенности человека в нашей стране? Да, в ней есть немало положений, на которые можно опереться законодателю, правоприменителю и судам для защиты прав человека, уверяет Алебастрова. Но интерпретация конституционных норм находится в руках государства, которое в любые времена стремилось ограничить свободы и права человека. Обязательства, которые на себя берет государство, заключая международные договоры — важный элемент механизма защиты прав человека в цивилизованном мире, заключает профессор.

Международные торговые договоры (конвенции, соглашения)

Международные торговые договоры (конвенции, соглашения, трактаты) — это договоры, заключенные между государствами (правительствами различных государств). С самых древних времен (договоры Руси с греками, с Ригой и Готским берегом, с городами Ганзейского союза и др.) и вплоть до конца третьей четверти XIX в. международные договоры носили преимущественно двусторонний характер и определяли главным образом публично-правовой режим торговли между самими странами- участницами, действующими в лице своих подданных — коммерсантов (купцов, торговцев). Какие товары, куда и на каких условиях можно ввозить, какие — вывозить, предоставляются ли частным лицам-резидентам стран-участниц те или иные льготы и привилегии на территориях этих государств, предоставляется ли судебная защита по требованиям иностранных торговцев и т.д. — вот круг вопросов, регулируемых международными торговыми договорами в этом своем — первоначальном — смысле, международными торговыми договорами представляли как источниками международного публичного торгового права.

обязательственного закона 1881 г., объединившего швейцарские кантоны, а также Бернской конвенции о перевозке грузов но железным дорогам 1890 г. Дополняя и продолжая этот перечень, следует прежде всего отметить пропущенные классиком (видимо, из-за их опосредованного отношения к торговому праву) Парижскую, Бернскую и Мадридскую конвенции 1883,1886 и 1891 гг. в сфере интеллектуальной собственности. Затем можно было бы назвать Брюссельские конвенции об унификации правил о столкновении судов, об оказании помощи и о спасении на море 1910 г., Гаагскую конвенцию об объединении законоположений о векселях переводных и простых и утвержденный ею Общий устав о векселях 1912 г., Женевскую конвенцию о технической эксплуатации железных дорог 1923 г., Гаагские правила о коносаментах 1924 г., Брюссельские конвенции по ограничению ответственности владельцев морских судов (тоже 1924 г.) и о морских ипотеках (1926), Кодекс международного частного права — Кодекс Бустаманте 1928 г., Варшавскую конвенцию по воздушным перевозкам 1929 г., Женевские вексельные конвенции (1930) и чековые (1931), Римские конвенции о железнодорожных перевозках 1933 г. и многие другие аналогичные документы.

Ознакомление с содержанием любой из названных конвенций позволяет увидеть, что их содержание составляется из унифицированных норм

(а) материального, либо (б) коллизионного, либо (в) процессуального права. Значение источников коммерческого (торгового) права имеют конвенции всех трех типов, но самое важное среди них принадлежит конвенциям первого типа — актам, содержащим материально-правовые нормы, адресованные непосредственно частным лицам — участникам коммерческих (торговых) отношений. Если бы такие отношения складывались между гражданами (подданными) или резидентами одного государства, то к ним применялись бы классические правила внутреннего (национального) гражданского права; более того, они же продолжали бы применяться и к отношениям граждан (подданных) и резидентов различных государств, если бы соответствующего международного договора не существовало, а интересующее отношение регулировалось бы тем национальным правом, которое было бы определено сторонами или компетентным судом в качестве применимого права. Наличие же международного договора, регулирующего известный тип коммерческих отношений, позволяло обойтись без применения национальных законодательств.

Долгое время нормы международных договоров, определяющие права и обязанности частных лиц — участников трансграничных отношений, не образовывали целостной системы и в полной мере заменить традиционное (национальное) регулирование не могли. Строго говоря, и в настоящее время из норм международных договоров вряд ли возможно составить полную во всех смыслах систему частноправовых институтов и конструкций, которая охватывала бы собой все типы международных отношений частных лиц. Тем не менее постепенно подобные международные договоры унифицировали все новые и новые области правовой регламентации, становились все более содержательными, распространяли свое действие не только на внешние, но и на внутренние частные отношения, а количество стран — их участниц все более и более увеличивалось. В результате мир сегодня пришел к такой системе международных договоров, которые дают вполне законченное правовое регулирование по крайней мере тех частных отношений, которые возникают из сделок, совершаемых на почве международной торговли. Больше того, некоторые из этих договоров в силу разных причин становились содержательными образцами для создания национальных законодательств стран- участниц.

Таким образом, наряду с национальным правом отдельных государств постепенно была создана система международного (в смысле объединенного, единого для нескольких государств) правового регулирования торговой сферы частных отношений. Понятно и естественно то, что поначалу это были исключительно международные (трансграничные) отношения, т.е. отношения подданных (граждан) различных государств. Но постепенно — по мере осознания того очевидного обстоятельства, что подданным неудобно иметь два закона (один для контрагентов внутренних, другой для внешних) государства начинают отступать от этого правила, точнее — искать такие отношения, правовое регулирование которых можно было бы унифицировать независимо от того, в сфере какой именно торговли — внутренней или внешней — они складываются. Далеко не все институты права перешагнули эту грань: так, например, Венские конвенции 1974 и 1980 гг. по-прежнему посвящены договорам одной только международной купли- продажи товаров, в то время как Женевские конвенции о векселях и чеках

1930 и 1931 гг. касаются в равной мере как международных, так и внутренних расчетов, использующих эти инструменты.

Содержательная сторона международных договоров всецело определяется теми целями, которые ставят перед собой государства, заключающие такие договоры, и теми методами, при помощи которых эти цели достигаются. Международные частноправовые договоры материально-правового содержания имеют в виду преимущественно одну цель — создание содержательно единообразной системы правового регулирования международных торговых отношений частных лиц, независимо от их национальной принадлежности. Способы (методы) ее достижения обычно двоякие: или это

a) установление норм, непосредственно применяемых в частных отношениях лиц-резидентов стран — участниц Конвенций, а то и резидентов третьих стран (типичный пример — Венская конвенция о договорах международной купли-продажи 1980 г.) — унификация в собственном смысле слова, или же

b) установление норм, адресованных странам-участницам и обязывающих их либо (i) к принятию соответствующего национального законодательства (Женевские вексельные конвенции 1930 г. и чековые

1931 г.) — процесс, обычно называемый гармонизацией, либо (и) к проведению определенной (валютной, финансовой, внешнеторговой, таможенной и иной) государственной политики — особого названия этому методу нет, но вполне уместным будет сказать о методе централизации. Примером конвенций этого рода служат международные соглашения, образующие основу ВТО.

Иногда — наряду с задачей содержательной унификации законодательства – международные договоры задаются с целью его облечения в единообразную форму (таковыми являются опять-таки Женевские конвенции о единообразных законах 1930 и 1931 гг. — вексельном (ЕВЗ) п чековом (ЕЧЗ)). Иногда сфера их применения ограничивается одними только международными (внешнеторговыми) отношениями и т.д. (Венская конвенция, Конвенции ООН (1988) о международном финансовом лизинге, международном факторинге, международных переводных и простых векселях и др.), а иногда и выходит за их рамки, распространяясь также и на регулирование отношений внутринациональных.

Центральное место в системе международных договоров-источников коммерческого (торгового) права в настоящее время занимает Конвенция ООН (ЮНСИТРАЛ) о договорах международной купли-продажи товаров, подписанная 11.04.1980 в Вене (Австрия) и вступившая в силу с 01.01.1988, в обиходе широко известная как Венская конвенция. В ней участвует 79 государств, включая Австралию, Бразилию, Германию, Испанию, Канаду, все скандинавские страны, Россию (с 24.12.1994), США, Францию, Швейцарию, Японию. Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных договаривающихся государствах, или когда нормы частного международного права указывают на применение права какого-либо договаривающегося государства. Регулируя большинство аспектов, касающихся заключения и исполнения договоров международной купли-продажи, а также ответственности за их нарушение, Венская конвенция не касается, однако, некоторых смежных вопросов. Их правовое регулирование предполагалось унифицировать с помощью нескольких других международных договоров, а именно — (а) Конвенции ООН (ЮНСИТРАЛ) об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 14.06.1974); (б) Конвенции УНИДРУА о представительстве при международной купле-продаже товаров (Женева, 17.02.1983; (в) двух коллизионных Конвенций о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (Гаага, 15.06.1955 и 26.12.1986); (г) коллизионной Конвенции о нраве, применимом к агентским соглашениям (Гаага, 14.03.1978). К сожалению, ни одна из этих попыток не смогла повторить успеха основного документа: Россия не участвует ни в одном из названных актов, причем Конвенции 1983 и 1986 гг. до сих пор так и не вступили в силу.

Альтернативной системой международной унификации права, относящегося к купле-продаже товаров, является система из двух Гаагских конвенций от 01.07.1964 — (а) о единообразном законе о международной купле-продаже товаров и (б) о единообразном законе о заключении договоров международной купли-продажи товаров, вступивших в силу с 18.08.1972. До появления Венской конвенции это была самая авторитетная и успешная международная унификация права внешнеторговых продаж — в Гаагских конвенциях участвовали ключевые европейские страны. Но в настоящее время их международное значение невелико и определяется главным образом тем фактом, что свою приверженность к ним сохраняют такие государства, как Великобритания и Израиль.

Важное значение для целей определения частноправового режима обращения некоторых видов товаров — тех, что являются объективными формами тех или иных результатов интеллектуальной деятельности (произведений, охраняемых авторским или смежным правом, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков), — имеют международные конвенции по праву интеллектуальной собственности. Многие из них определяют круг правомочий, признаваемых за обладателями исключительных прав различных типов в отношении так называемых контрафактных товаров, т.е. товаров, выпущенных в оборот с нарушением исключительных прав на воплощенные в них результаты интеллектуальной деятельности, в том числе права на приостановление их обращения, арест, изъятие из обращения и уничтожение. Ключевое значение в ряду таких международных договоров имеют (а) Соглашение

по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС) – приложение 1C к Соглашению об учреждении ВТО (Марракешскому соглашению) от 15.04.1994, объединяющее 159 стран, в том числе и Россию (участвует с 22.08.2012); (б) Конвенция по охране литературных и художественных произведений (Берн, 09.09.1886), ныне действующая в так называемой парижской редакции от 24.07.1971 с изм. от 02.10.1979 (164 участника, в том числе и Россия с 12.03.1995); (в) Договоры ВОИС (1) по авторскому праву (ДЛИ), а также (2) по исполнениям и фонограммам (ДИФ) от 20.12.1996 (Россия участвует с 05.02.2009); (г) Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция) от 26.10.1961 (Россия участвует с 26.05.2003); (д) Конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская) от 29.10.1971 (действует для России с 12.03.1995); (е) Конвенция об охране промышленной собственности (Париж, 20.03.1883, в настоящее время действующая в так называемой Стокгольмской редакции от 14.07.1967 (Россия участвует с 01.07.1965)).

Рекордсменом по числу актуальных международных договоров, объединяющих подавляющее большинство государств мира, является международное транспортное право, в первую очередь морское торговое мореплавание. Ключевое значение в этой области имеют: (а) Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) (Брюссель, 25.08.1924), действующая в редакции так называемых Брюссельских протоколов 1968 и 1979 гг. (в ред. 1968 г. обязательна для России с 21.12.1979, а в ред. 1979 г. — с 06.01.1999); (б) Конвенция ООН (ЮПСИТРЛЛ) о морской перевозке грузов (Гамбургские правила), подписанная 31.03.1978, вступившая в силу 11.11.1992 и объединяющая 34 участника (Россия не участвует); (в) Конвенция ООП (ЮИСПТРАЛ) о договорах (полностью или частично) морской международной перевозки грузов (Роттердамские правила) от 11.12.2008 (подписана 24 государствами, но в силу пока не вступила); (г) главы VI и VII (с приложениями) Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (так называемой Конвенции СОЛАС, от англ. «Safety of Life at Sea»), подписанной в Лондоне 01.11.1974 и ныне действующей в так называемом консолидированном варианте 1992 г. (Россия участвует с 25.05.1980; всего Конвенция объединяет 162 государства).

Всемирную известность имеют международные конвенции в области вексельного и чекового права, а именно (а) три таких международных договора, как (1) Конвенция о Единообразном законе о переводном и простом векселе (ЕВЗ); (2) Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях, и (3) Конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей. Все они были подписаны в Женеве 07.06.1930 и вступили в силу с 01.07.1934, а для России — с 23.02.1937. Формально объединяя только 29 стран, Женевские вексельные конвенции де-факто положены в основание вексельного законодательства еще более чем 50 государств. Весьма близки к ним (б) три женевских чековых конвенции от 19.03.1931 — (1) о Единообразном законе о чеках (ЕЧЗ); (2) коллизионная конвенция и (3) конвенция о гербовом сборе в отношении чеков (вступили в силу с 01.07.1937, объединяют формально 26, а реально — около 50 государств, но Россия в них не участвует). Наконец, надлежит отметить (в) Конвенцию ООП (ЮНСИТРАЛ) о международных переводных и международных простых векселях (подписана в Нью-Йорке 09.12.1988, ратифицирована, среди прочих стран, Россией и США, но до настоящего времени так и не вступила в силу).

Непосредственное отношение к вопросам международных кредитнорасчетных отношений имеют также (а) Конвенция УНИДРУА о международном факторинге (Оттава, 28.05.1988, вступила в силу с 01.05.1995, Россия присоединилась к ней 05.05.2014); (б) Конвенция ООН (ЮНСИ- ТРАЛ) об уступке дебиторской задолженности в международной торговле (Нью-Йорк, 12.12.2001, в силу не вступила); (в) Конвенция ЮНСИТРАЛ (ООН) о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (Нью-Йорк, 11.12.1995, действует с 01.01.2000, Россия не участвует).

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕ́НЦИЯ, (от лат. conventio — соглашение) — многосторонний международный договор (см. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ). Большинство международных конвенций заключается по специальным вопросам экономического, юридического и гуманитарного характера. Международные конвенции устанавливают взаимные права и обязанности государств. Многосторонние международные конвенции содержат нормы общего характера (Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов, Женевские конвенции 1949 года). Многие международные конвенции приняты специализированными международным организациями, например, конвенции Международной организации труда.

.
.

Смотреть что такое “МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ” в других словарях

одно из наиболее распространенных наименований договоров (соглашений) между государствами. преимущественно многостороннего характера. В К.м. фиксируются права и обязанности субъектов международного права в политической, экономической, юридической, военной, гуманитарной и других областях межгосударственных отношений, включая морское право (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), воздушное право (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.). космическое право (Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.). охрану окружающей среды

(Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1973 г.), защиту жертв войны и воору” женных конфликтов (Женевские конвенции 1949 г.) и т.д.

Двусторонние К.м. обычно посвящены регулированию консульских отношений, пограничных вопросов, санитарного и таможенного контроля, режима судоходства по пограничным рекам, эксплуатации природных ресурсов исключительной экономической зоны. Как и все другие виды международных договоров. К.м. в том, что касается порядка их заключения, вступления в силу, толкования, а также прекращения, подпадают под действие- правил, установленных Венской конвенцией о праве международных договоров 1963 г.. Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями 1986 г. и другими документами. Важнейший из основных принципов международного права, распространяющихся на К.м.. – принцип добросовестного выполнения международных обязательств. К.м. являются источниками норм международного права.

Смотреть что такое “КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ” в других словарях

в широком смысле слова — любое международное соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанности государств, ратифицировавших его. Однако, как правило, К. м. называют международные соглашения, регулирующие отношения между государствами в какой-либо специальной области (см. Договор международный).          Наибольшее значение имеют многосторонние К. м., которые являются как бы актами международно-правового законодательства (traitе́s-lois, law making treaties) и содержат нормы общего характера. К. м. этого типа можно подразделить на несколько групп. 1) К. м., устанавливающие правовой режим той или иной территории или какого-либо обязательства политического характера, связанные с ней (первая такая К. м. была включена в заключительный акт Венского конгресса 1814—15 (См. Венский конгресс 1814-15), содержавший постановление «Относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии»). 2) К. м. по морскому праву (См. Морское право). На Женевской конференции 1958 подписана целая серия К. м. по этому вопросу: Об открытом море; О территориальном море и прилежащей зоне; О континентальном шельфе; О рыболовстве и охране ресурсов открытого моря. К этой же группе относятся конвенции, касающиеся правового режима каналов международных (См. Каналы международные), рек международных (См. Реки международные) и проливов международных (См. Проливы международные), а также К. м. по конкретным вопросам морского судоходства: Об охране подводных телеграфных кабелей 1884; Об оказании помощи и спасении на море 1910; О режиме морских портов 1923; Об охране человеческой жизни на море 1960 и др. 3) К. м., устанавливающие правовой режим воздушного пространства и полётов воздушных судов: О международной гражданской авиации 1944; Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1944; О международном признании прав на воздушные суда 1948 и др. 4) Группа К. м., которая регламентирует вопросы, связанные с освоением космического пространства (см. Космическое право). 5) К. м., направленные на защиту прав человека, развитие политических, экономических и гражданских прав населения: международные Пакты о правах человека; О правовом положении беженцев 1951; О политических правах женщин 1952; О недопустимости дискриминации в области образования 1960; О ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 и др. 6) К. м. по вопросам борьбы с преступностью: Относительно рабства 1926; О борьбе с распространением порнографических изданий 1923; О борьбе с подделкой денежных знаков 1929; Единая К. м. о наркотических средствах 1961; О преступлениях и некоторых др. актах, совершенных на борту воздушного судна 1963; О борьбе с незаконным захватом 1817 воздушных судов 1970 и др. 7) К. м., связанные совместной борьбой государств с преступлениями против человечества: О предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948; О неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 и др. (см. также Военные преступники). 8) К. м. о законах и обычаях войны (См. Законы и обычаи войны) (см. также Гаагские конвенции, Женевские конвенции 1949). 9) К. м. по вопросам дипломатического и консульского права: Венская конвенция о консульских сношениях 1963; Конвенция о специальных миссиях 1969 (см. Также Консульское право). 10) К. м., посвященные Правовому положению международных организаций (См. Международные организации), их должностных лиц и сотрудников. 11) К. м. по вопросам мирного разрешения международных споров и конфликтов (наиболее подробно эти вопросы впервые были разработаны на Гаагских конференциях 1899 и 1907). 12) К. м., касающиеся условий труда, принимаются Международной организацией труда (См. Международная организация труда) (МОТ).         Особая группа К. м. устанавливает общие правила заключения, изменения и прекращения действия международных договоров и соглашений. На Конференции ООН по праву международных договоров (1968 и 1969) была впервые разработана и принята К. м. о праве международных договоров.         К. м. могут приниматься также отдельными группами государств (так называемые Региональные К. м.).Лит.: Курс международного права, т. 4, М., 1968 с. 130—310. В. И. Менжинский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
.